РЕЗОЛЮЦИЯ СЕКЦИИ
XVIII Всемирного Русского Народного Собора «Язык и литература: история и современный русский мир»

Мы, участники секции XVIII Всемирного Русского Народного Собора «Язык и литература: история и современный русский мир» отмечаем, что в канун Года литературы что-то изменилось, происходит что-то очень важное...  Люди внезапно повернулись к  традиционным ценностям, к патриотизму, к классике – чувствуется, что есть такая потребность в настоящем (в подлинном), люди вдруг смутно ощутили, что это столпы, которые нас держат. «Патриот» – это уже не ругательство, классика – уже не «отстой».

Но всё подлинное продолжает уничтожаться. Вначале, в 90-е – открыто  и яростно, по-шариковски,  а теперь умно: на словах «подымают», но на самом деле продолжают добивать, подменяя подлинное какими-то ужасающими суррогатами (в литературе, театре, опере и пр.).

Нам говорят: классику современный человек не может воспринять иначе, как в каком-то «модном»  (читай, «извращённом»)  виде. Финансирование может получить только «креативный» Пушкин, «просто Пушкина» читатель/зритель не воспримет, как нас убеждают.

Почему не воспримет? Потому что делают всё, чтобы не воспринял.

Начинается это со школьной скамьи. Нам всё чаще говорят: нельзя читать классику в 15-16 лет – в этом возрасте такие сложные вещи воспринять невозможно, их надо минимизировать в школьной программе или давать как-нибудь «креативно». Но Рэмбо умер в 35, а Лермонтов – в 27 – почему ТАК писать, будучи, собственно говоря, подростком, было можно, а читать теперь в том же возрасте это уже нельзя?

Почему современный молодой человек к этому возрасту оказывается не в состоянии воспринять те сильнейшие впечатления, которые способны подарить ему высочайшие творения литературы, – вопрос отдельный.

«Классика» продолжает являться синонимом «устаревшего». И от всех тщательно скрывают – на сокрытие этой тайны тратятся огромные деньги! – что на самом деле, классика – это вершина, до которой уровень современной культуры просто не состоянии доползти. В 90-е говорили: «Не больно-то и нужно!»,  а теперь – как не признать, нужно…,  но проще и доходнее приспустить её вниз.

Вот и приспускают, называя охранителей подлинной культуры ретроградами, бесполезными и случайно заглянувшими в нынешний век. (У них, «бесполезных», отбирают средства к существованию, направляя миллионы тем, кто умеет качественно «приспустить»).

По большому счёту, это война, которая теперь ведётся очень по-светски – теперь Пушкина уничтожают под лозунгом «Пушкин наше всё».

Идёт оно – неприметно, помаленьку. Вначале, к примеру, голых Руслана и Людмилу подавали только в Большом, Мариинка держалась «стойким оловянным солдатиком».  Теперь уже и в Мариинке появился «Онегин», которого критики в рецензиях обозначили как «секс в яблоках». Не забудем, и во МХАТе им. А.П. Чехова влюблённая Татьяна валяется на сцене, суча ногами и наигрывая при этом на гармони. Примеров несть числа.

В результате, вместо того чтобы поддержать культуру, историю, её подсекают под главный корень, – говоря словами Розанова – лишают человека того абсолютного, «что он способен всем сердцем своим, или сознанием понять как единственное для себя ценное».

Зрителя, читателя приучают к суррогатам, которые этого абсолютного лишены по определению.  Это очень опасно – тот же Розанов считал, что без этого не может продолжаться история.

Но всё происходит сегодня исподтишка – у Союза писателей не отберут здание в открытую – просто попросят съехать на время ремонта…, а там предложат заместо ненужных писателей креативный проект.  В Год литературы не будет недостатка в ярких событиях – фестивали, выставки, конкурсы и ярмарки…,  только, как решили, не будет больше Союза писателей.
Метафора нынешнего времени: в Год литературы Шолоховский центр собирались заменить ПЕН-центром. Музей Максимилиана Волошина хотят сделать «курортом для богатых» …

К чему приведёт эта линия, которую проводят так последовательно –  постепенно отвоевывая пространство классики и заполняя его «безвоздушным (бездушным) пространством»?  К изменению нашего культурного кода. Что это значит для России и для её мощи? Казалось бы, Далила всего-то обрила Самсону голову…

Этого не случилось в советское время, но это происходит сейчас, неприметно для многих – в том-то и хитрость, и сложность ситуации. С этим надо что-то делать.

Делать не только потому, что ещё чуть-чуть, и будет поздно. А ещё и потому что  – что-то такое сделала сегодня с русскими душами Украина – сегодня голос охранителей русской культуры могут услышать.

Участники Всемирного Русского Народного Собора считают необходимыми следующие меры:

– Прекратить бездумное копирование европейских стандартов образования, репертуарной и издательской политики, не отвечающих традициям национальных интересов;

– Рекомендовать включить подлинный классический компонент в стандарты и программы по литературе и русскому языку в России, основываясь на традициях отечественного образования XIX-XX вв., увеличить в школьных курсах количество часов и материала, посвященного изучению классической русской литературы и литератур народов России;

– Отмечая Год литературы, не превращать его в год монополистов книжного рынка, которые ни коим образом не связаны с процессом творчества;

– Подготовить на всех уровнях достойную встречу 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, юбилея М.А Шолохова, 250-летия со дня кончины М.В. Ломоносова не на региональном уровне, как это было с 300-летием со Дня рождения нашего национального гения, а на общенациональном, как основоположника нашей академической истории, грамматики и классической поэзии;

– Правительству и депутатам Государственной Думы РФ в рамках Года литературы изменить свое отношение к традиционной культуре страны, которую они представляют, и принять необходимые правила для защиты традиционных ценностей в школе, театре и кино, оказать нормальную экономическую поддержку школам, творческим союзам и театрам, что стоят на защите национальной культуры.

Москва, Комсомольский проспект, 13
10 ноября 2014 г.

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Вернуться на главную