Страница: 1 2 3 4 5 6  Все

Вячеслав Лютый 3.04.14 21:45
Михаилу.
Уважаемый Михаил, моя задача звучит так: не показать, какой поэт хороший или плохой, но понять какой он и сказать об этом убедительно в статье. Здесь важно узнавание, а не оценка. Пока подобного рода затруднений не было, однако ни от чего не стоит зарекаться. Я пишу только о том, что мне интересно обозначить, идентифицировать. И вот тут жесткая оценка одной стороны творчества автора может соседствовать с позитивным взглядом на иные его сочинения. Такая неоднозначность может поэту не понравиться. Однако тут уж я ничего поделать не могу, потому что стараюсь придерживаться объемного взгляда на литературное произведение.
Одно стихотворение, которое затронуло меня, побуждает обратиться к другим вещам автора. И уже тогда всматриваться во всю художественную территорию этого поэта. Такое случается довольно часто.
Вячеслав Лютый 3.04.14 21:30
Вячеслав, какое место, по твоему разумению, в нынешней литературной (и не только литературной) жизни занимает стихотворение Александра Сергеевича Пушкина "Поэт и толпа"? Юрий.

Юрию Перминову.
Юра, взаимоотношения художника и внимающего ему окружения - извечная проблема искусства. Сегодня читателя стараются оглупить, в свою очередь, у поэта появляется искушение представить себя как трудно понимаемого гения. Здесь на сайте размещена давняя статья Палиевского, которую когда-то я прочел в его книге.
Однако, зная о "закидонах" Хлебникова, мы отдаем должное его языковым прозрениям и новаторству в форме. Этот опыт дал многое русской поэзии, она не приняла его в максимальном объеме, но взяла только необходимое.
Сегодня мы находимся между двух огней: литературе нужен читатель, но он недостаточно, а порой и плохо воспитан. И поэт, досадуя на это обстоятельство, отдаляется от остальных людей, погруженных в обыденную жизнь. Здесь нужно только терпение и понимание того, что твоя речь, обращенная в пустоту, когда читатель ушел, отринутый тобой, - эта речь совершенно бессмысленна и никчемна. Народ должен ценить своего поэта, а поэт обязан понимать, что без народа он только одинокий безумец, который зачем-то бормочет себе под нос слова или выкрикивает их в глухое пространство. Тут речь не идет о подменах: версификатор вместо поэта и сообщество снобов вместо внимательного читателя. Но ты это знаешь и сам прекрасно, потому что стихи твои проникнуты любовью к простому человеку, который не читатет книжек, но готов сердцем отозваться на вдохновенную строку из уст поэта.
Вячеслав Лютый 3.04.14 20:56
Уважаемые коллеги! Я благодарю вас за интересные и острые вопросы и дружеское отношение. А сейчас я продолжу отвечать на ваши послания, присланные вчера, как и обещал вчера ночью.
НАТАЛЬЯ ЕГОРОВА 3.04.14 20:07
Уважаемый Вячеслав Дмитриевич!
Я тоже хотела бы поблагодарить Вас за замечательную встречу - в Ваших ответах было очень много умного, точного и талантливого.
С уважением -
Наталья Егорова.
Виктор Герасин 3.04.14 17:25
Вячеслав Дмитриевич, а не кажется ли вам, что вы в статьях о том или ином поэте и здесь вот, в разговоре он-лайн, смотритесь более литературоведом, а не критиком. Как правило, критики , например Эйхенбаум ( в некоторой степени родоначальник критики первой половины и середины прошлого века) в статьях опирались на сравнительный анализ, то есть, выстраивали ряд поэтов, прозаиков, к которому относили творчество исследуемого субъекта или субъектов. Задумывались ли вы над подобным вопросом?

За весточку о ПОДЪЕМЕ спасибо.
Владимир Подлузский 3.04.14 17:07
Очень внимательно следил за диалогом писательского сообщества и литературного критика Вячеслава Лютого. В целом разговор мне понравился. Умный, серьёзный, глубокий,хорошо оснащённый академической теорией и творческим осмыслением неоднозначных процессов в отечественной словесности, а самое главное - несомненным исследовательским и провидческим даром Вячеслава Дмитриевича.
Зинаида Королёва 3.04.14 17:05
Уважаемый Вячеслав Дмитриевич, большое спасибо за интереснейшую встречу, которая превратилась в уникальную школу вопросов-ответов. Встреча позволила ближе познакомиться с авторами вопросов, а самое главное - понять и узнать Вас не только как талантливого критика, но и как простого человека и занести Ваше имя в список УВАЖАЕМЫХ ЛЮДЕЙ. Очень рада, что я имела возможность присутствовать на такой встрече. Но надо ещё ни один раз возвращаться на эту страницу, чтобы ещё и ещё раз вчитываться в материалы встречи.
Желаю Вам радости в творчестве и счастья в жизни во всех его проявлениях.
С уважением, Зинаида Королёва, член СПР, Тамбов
Надежда 3.04.14 16:13
Дорогой Вячеслав, с большим удовольствием и пользой прочла всю беседу. Причём получила удовольствие двустороннее: и от вопросов, и от ответов. У самой задать вопрос необходимости не возникло, т.к. полностью разделяю твою и творческую, и жизненную позицию. А с работами знакома. Но не откликнуться не могла. Во-первых, это огромный труд и такое же огромное духовное напряжение - встретиться со своими читателями глаза в глаза. Во-вторых, ты представляешь мой любимый Воронежский край. И он может гордиться своим представителем. Вот и откликаюсь. Кроме всего прочего, это очень необходимый сегодня разговор. И очень нужный исторический момент. Большое спасибо. Бог в помощь! Надежда Мирошниченко
Григорий Блехман 3.04.14 13:54
С удовольствием присоединяюсь ко всем добрым словам в Ваш адрес.
Как и Игорь Смирнов, весь вечер читал Ваши размышления, поскольку весь вечер звучала в них та высокая простота, которую однажды почувствовал в Ваших литературных трудах, после чего и стал Вашим постоянным читателем.
Благодарю Вас за этот праздник Мысли и желю удач во всех замыслах.
Игорь Смирнов 3.04.14 12:02
Уважаемый Вячеслав Дмитриевич!
Трудно преувеличить значение этой встречи с Вами!
Все время уговаривал себя отойти от монитора, но так и просидел почти десять часов в праздничном ожидании каждого Вашего нового ответа.
Точно так же привык ожидать и Ваших публикаций в "Литературной разведке". Но эта встреча была даже и эмоционально очень насыщенной. И теперь уж Вы с огромным запасом преодолели во мне ощущение сердечной и интеллектуальной недостаточности в мыслительных процессах нашего времени.
Кланяюсь Вам и Вашей супруге за вашу высокую духовную сосредоточенность, ставшую для всех нас центром великого притяжения.
Алла Линёва 3.04.14 11:18
Благодарю Вас, Вячеслав Дмитриевич, за ответ-загадку на мой наболевший вопрос. Буду теперь разгадывать:-)
Олег 3.04.14 11:12
До какого-либо вопроса Вячеславу Дмитриевичу я не созрел, поскольку данная страница мне впервые открыла литератора В. Лютого. (Теперь буду читать)
Открытие состоялось неожиданное, чрезвычайно интересное, и я хочу выразить искреннюю благодарность Вячеславу Дмитриевичу - за высокий профессионализм, за честную человеческую позицию, за душевную искренность.
Всех благ Вам и удачи!

С уважением, Олег.
Светлана 3.04.14 08:11
И вчера, и сегодня слежу за разговором с самым искренним и глубоким интересом. Спасибо, Вячеслав, за Ваше чудесное несоответствие своей фамилии. А может, и соответствие. В смысле "Лютый" - значит "Человечище"!
Успехов Вам. С теплом и уважением,
Светлана Курач, г. Омск.
Нина Бойко 3.04.14 07:44
Вячеслав Дмитриевич, спасибо за ответ, но Вы меня тоже не совсем правильно поняли. Дело не в "сабельных атаках", а в том, что именно после вдумчивого прочтения произведения, критик не должен бояться острого слова, если автор того заслуживает. Это у меня от наболевшего за последние 20 лет. Прочтешь похвалы почтенного критика, поверишь, а прочтешь произведение и волосы дыбом! Как же мог православный критик хвалить произведение, в котором автор поганит Сергия Радонежского? Как можно говорить о высоком достоинстве произведения, если в нем преобладают постельные страсти, пьянка и мат? И теряешь доверие к критике. Более того, начинаешь думать, что критики наносят нашей литературе огромный вред. К Вам это ни в коей мере не относится, я говорю о других.
Валентина 3.04.14 07:14
Спасибо Вячеславу Дмитриевичу и сайту за столь интересную и своевременную беседу. Настоящий круглый стол получился! Замечательная идея встреч-онлайн на РП успешно работает.
С теплом,
Валентина Ерофеева - Тверская
Вячеслав Лютый 3.04.14 01:49
Уважаемые коллеги!
Уже поздний час, поэтому на все оставшиеся вопросы я отвечу завтра.
Благодарю Вас за внимание и доброжелательное отношение.
Вячеслав Лютый 3.04.14 01:44
Дмитрию.
Уважаемый Дмитрий, для библиотеки важно иметь на своих полках столичный журнал и несколько региональных. Это, в первую очередь, связано с тем, что "Наш современник" или "Москва" - издания независимые, негосударственные и могут позволить себе публикации резкие, показывающие правду во всей ее остроте. Региональные журналы, финансируемые из областного бюджета более осмотрительны, что не всегда плохо. В них преобладает взвешенность суждений и отсутствие "баррикадных" настроений. В этой связи могу назвать "Аргамак-Татарстан", "Огни Кузбасса", "Подъём", "Север". Какие-то из этих названий можете заменить по своему усмотрению. Но все названные издания отличаются продуманной структурой, рубрикацией и последовательностью материалов, а это - важнейшая составляющая литературного "толстого" журнала, когда читатель постепенно переходит от одного текста к другому.
Юрий Хабибулин 3.04.14 01:38
Уважаемый Вячеслав Дмитриевич!
Можно задать вопрос по журналу "Подъём"?
Ещё в далёком 2007 году я отправил несколько рассказов в журнал, неоднократно разговаривал по телефону с сотрудником, которые подтвердил получение материалов и пообещал, что "будут печатать". До сих пор вижу на сайте журнала свою фамилию :-) в контексте "ближайших публикаций" и списке "молодых авторов", которых в порядке очереди "скоро будут печатать" :-)
Мне пошёл седьмой десяток, я уже давно стал членом СП России, и всё ещё жду публикации в журнале "Подъём". :-))))))))))))))))))))))))))

Честно слово, для меня это давно уже не так и важно, лишний раз где-то напечататься, но, согласитесь, если тексты лежат в редакции восьмой год!!! (с 2007-го) после обещаний публикации, то это даже не смешно...
Да и сами отправленные в журнал вещи, вообще-то, давно уже устарели. Написаны новые рассказы, повести, романы.

Не подскажете, когда в редакции журнала "Подъём" ожидается "инвентаризация" авторов и присланных текстов? :-)
Когда можно надеяться на публикацию своих материалов после 7 лет ожидания? :-)
Когда продвинется "очередь на публикацию иногородних авторов"?

С Вам лично с большим уважением, Юрий Далилевич Хабибулин, член СП России, г. Белгород
Всегда читаю Ваши критические статьи, рецензии и другие материалы из разных источников с искренним интересом и удовольствием!

Вячеслав Лютый 3.04.14 01:30
Наталье Егоровой.
Уважаемая Наталья, пожалуй, я не могу назвать какое-то одно имя среди критиков, которых я читал и которым внимал. У многих я взял что-то, порой даже не осознавая, что происходит невидимая прививка к моей душе и моему пониманию творчества. В самом общем виде могу сказать, что соединение филологической строгости с живым языком эссеистики, когда не теряется возможность увлечь читателя, убедить его даже тоном своим - а прежде необходимо показать, что он не случаен и интеллектуально честен - вот берега моего существования в жанре критики. Я не люблю пристрастий эгоистичного порядка: дескать, это мне мило, а вот то - никуда не годно. Для себя я, возможно, все так и определяю, но в разговоре с читателем эти оттенки недопустимы. Насчет упущений русской критики я не задумывался; вернее, так: пока меня этот вопрос не беспокоил. Я не считаю себя столь авторитетной персоной, чтобы вносить поправки в русскую критику как таковую. Дойдет дело до конкретного вопроса - и он будет мною решаться. Что получится - время покажет.
Я вижу современную поэзию многобразной и цветущей. Ее интонационное богатство, умение по-новому взглянуть на большое и малое достойны не только изучения, но и читательской влюбленности. Однозначно я не принимаю уныния и слезливости в современных стихах. Если бы в семейной жизни родные усопшего рыдали без перерыва год-два, думаю душа его на том свете не обрадовалась бы такой преданности близких. Так и со страной. Довольно слез и тяжелых вздохов - мы на духовной войне, и у нас нет права на уныние. Поэт обязан это понимать, в противном случае он предает все то, что любил прежде. Подобную некрофилию стоит прекратить. Есть дети, есть внуки - от старшего поколения им нужен жизненный импульс, а не пьяные слезы.
Стоит ли сопоставлять, скажем Юрия Перминова и Леонида Мартынова, у которых есть точки соприкосновения в поэтике? В рабочем порядке - пожалуй, а сравнивать их, поставив у двери и проводя карандашом метки на уровне затылка, нелепо. Сравнивать Диану Кан с поэтессами прошлого можно, но делать это пунктуально - занятие, как говорится, на любителя. Или Светлану Сырневу сопоставлять с поэтическими метафизиками прошлых десятилетий - тоже позволительно, однако это уже схоластика, когда из таких рассуждений уходит сам поэтический голос. А новое мощное поколение в русской поэзии есть, ему около 50 лет, спектр его интересов и размышлений весьма широк и независим от идеологических разнарядок. Большое видится на расстоянье, как известно, а в нас еще и сквозит ветерок эгалитарного общества, соединенный с привычной литературной соревновательностью и тщеславием. Как критику, который в первую очередь занимается поэзией, мне есть куда входить, на что обращать свой взгляд, над чем задумываться.
Для поэта важно уметь отказаться от собственного вчерашнего опыта и нащупать новые интонации и ритмы, которые адекватны реальности. Он должен любить своего читателя, потому что в отсутствии взаимной читательской любви - он мертв. Родная земля для него - во многом материнский образ, иначе он бездомный скиталец, не интересный никому.
Русская литература во многом похожа на "детоводительницу ко Христу". Не случайно в 30-е годы отечественная классика, по сути, замещала собой христианские наставления. Конечно, со многими оговорками, но тогда было, образно говоря, не до жиру. Я противник воцерковления литературы, потому что есть в литературе свобдная воля художника, которая ведет его к идеалу. Но сам путь - бесценен и поучителен. В случае воцерковления путь исчезает, на его место становится правило.
Разумеется, если поэт берется за духовный сюжет, он должен подготовиться. Светская тема подразумевает работу над первоисточниками, а тема духовная требует дополнительно и работы над собственной душой. Что касается современной "духовной поэзии", то она часто в поэтическом отношении очень слаба, но канонически верна. Это именно то, что случится с нашей литературой, если ее постигнет воцерковление. Стихи иеромонаха Романа (Матюшина) - отдельный феномен, а не аргумент в споре о церковной ограде и русском поле.
Вячеслав Лютый 3.04.14 00:10
Валентине Ерофеевой-Тверской.
Уважаемая Валентина, я стараюсь работать только над тем, что мне интересно, что любопытно определять, разгадывая тайну художественной повадки и мотивы творчества автора. О негативном приходилось писать и в жанре литературной публицистики в период моего постоянного сотрудничества с "Литературной газетой", и в критике. О влиянии моих статей на авторов, творчеству которых они посвящены, мне говорили несколько раз. Просто я подчеркивал те вещи в их творчестве, которые давались им прежде интуитивно. После чтения моего текста это осознавалось, и у них в сознание и в сердце возникали новые связи и взаимодействия. Примерно так это можно описать сухими словами. О влиянии моих работ на литературный процесс мне судить сложно, тут кто-то должен взглянуть на происходящее со стороны.
О влиянии "половых различий" на творческое начало могу судить только тенденциозно. Думаю, что будучи женщиной, я бы изъяснялся(-лась) как-то по иному.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА