Страница: 1 2 3 4 5 6  Все

Вячеслав Лютый 2.04.14 19:30
Алле Линёвой.
Уважаемая Алла, перечисление поэтических имен в моих ответах в достаточной степени неполно и так или иначе отражает тот литературный материал, в который я был погружен в последнее время. В статье о поэзии Владимира Скифа я сводил эти два имени - Рубцова и Кузнецова - в качестве тех импульсов, которые подпитывали строки стихотворений Скифа. Поэтика Юрия Кузнецова в концентрированном виде не может быть продолжена иными поэтами на каком-либо ином материале. Тут только легкое, порой почти неуловимое на первый взгляд влияние. Тогда как Рубцов уже своим поэтическим дыханием близок почти каждому русскому человеку. Кузнецов удивительный поэт мысли, интуиций, пророчеств и прозрений, а Рубцов - художник, с которым хорошо идти по жизни, порой даже не думая, но только смеясь или плача, откликаясь на его слова и на то в русской жизни, что вызвало их из небытия.
Спасибо Вам за внимание к моим работам, наверное в них отразились некоторые мои художественные пристрастия. Однако на одной странице нельзя рассказать обо всем сразу. Потому приходится делать это постепенно - о чем-то в одной статье, о другом - в следующей...
Вячеслав Лютый 2.04.14 19:16
Ольге Григорьевой.
Также и присылаемые книги вводят меня в курс происходящего - это относится, в первую очередь, к прозе. Как я уже сказал, сам жанр литературного обзора мне не близок. Однако я с удовольствием пополнил бы портфель журнала "Подъём" произведения авторов из Казахстана, Украины, Белоруссии. А что не будем успевать печатать, я обязательно направлю в другие литературные "толстяки": в "Новую Немигу литературную", "Волгу 21 век", в "Берега". Поэзию Валерия Михайлова я очень люблю, и она всегда найдет себе место на страницах воронежского "Подъёма". Поэтому форма поддержки русских писателей ближнего зарубежья - это публикация их произведений в России.
Ольга Шмакова 2.04.14 19:10
Спасибо большое, Вячеслав Дмитриевич, за Ваш обнадёживающий ответ. А то иногда ощущаю какое-то бессилие.Все мои знакомые, родители и педагоги - все ругают современную систему образования, ругают урезание литературы. истории в школьной программе, а сверху молча и упрямо насаждается все это и на слова педагогов и родителей нет никакой реакции. Порой просто жутко становится.
Вячеслав Лютый 2.04.14 19:09
Ольге Григорьевой.
Уважаемая Ольга, отслеживать литературный процесс - дело каторжное. Я этим не занимаюсь, потому что в таком подходе к литературе (необходимом подходе!) все-таки есть мимолетность суждений и своего рода туристическая степень осмысления материала. Просто мне это не близко. Так сложилось, что я с головой погружен в поэзию, а прозу читаю недостаточно. Впрочем, такое положение поправимо - уже хотя бы в связи с моей работой в журнале "Подъём". Свое отношение к происходящему в литературе я формирую на основе толстых журналов, частично литературных газет и сайтов. Кроме того, работа в различных жюри фестивалей позволяет составить мнение о спектре творческих переживаний нового поколения. Также и участие в конференциях дает возможность узнать новые имена и произведения.
Юрий Перминов 2.04.14 19:01
Вячеслав, какое место, по твоему разумению, в нынешней литературной (и не только литературной) жизни занимает стихотворение Александра Сергеевича Пушкина "Поэт и толпа"? Юрий.
Вячеслав Лютый 2.04.14 18:58
Ольге Шмаковой.
Уважаемая Ольга, я ни минуты не сомневаюсь, что русская литература вернется в каждый дом в России. Просто все происходит постепенно. Будет ли это на нашей жизни - не знаю. По крайней мере, не знаю - будет ли это возвращение безусловным и окончательбным. Борьба за утверждение русской литературы в наших школах не утихает, ведь мы боремся, собственно, за свою жизнь. Педагогическое сообщество в состоянии обозначить свою позицию пусть и в сотый раз, но столь же твердо, как и прежде. Сегодня наши дети мало читают, к тому же - выбор для ребенка сегодня очень широк, много откровенной ерунды. Трудно заставить их прочесть все то, что нам кажется необходимым. Но мы можем выбрать опорные точки в истории русской литературы и уже к ним подтягивать те или иные произведения. Важно привить детям чувство, что пусть они "не дочитали", но наши внуки прочесть все важное обязательно должны.
Вячеслав Лютый 2.04.14 18:42
Любови Берзиной.
Уважаемая Любовь, гражданская лирика сегодня соединена в сердце поэта со многими другими темами. Возьмите стихтворение Светланы Сырневой о "Титанике", стихи Дианы Кан о времени застоя, строки Евгения Семичева "но Родина выше свободы" и многие другие. Мы не можем назвать этих поэтов "не гражданами", просто в русском сердце все живет неразрывно, в отличие от либерального наднационального сознания, в котором еда - в одном географическом месте, учеба - в другом, солярий - в третьем, а родина даже не там, где теплее: им вообще непонятно, о чем тут речь. Фраза "я не поэт - я гражданин" сегодня популярна у плохих поэтов, потому что о родине писать плохие стихи, как уже однажды было сказано, нельзя.
К трем уже названным именам замечательных современных поэтов могу добавить Юрия Перминова, Николая Беседина, Владимира Скифа, Анатолия Аврутина, Геннадия Ёмкина. И этот ряд можно продолжать и продолжать. Их творчество требует критического внимания, читательской любви, официальной поддержки на всех уровнях.
Дмитрий 2.04.14 18:34
Уважаемый Вячеслав Дмитриевич!
Какие, на Ваш взгляд, "толстые" литературные журналы сегодня наиболее интересны по своему содержанию?
Какие из них Вы бы рекомендовали выписывать библиотекам ( в том числе и школьным)?
Наталья Егорова 2.04.14 18:30
Уважаемый Вячеслав Дмитриевич!

Критик, тонко чувствующий поэзию и умеющий о ней писать – во все времена большая редкость. Многие из Ваших статей дают повод говорить о том, что именно такой критик пришел в русскую литературу. Мне близок Ваш взгляд на поэзию, нравятся поэты, о которых Вы пишете, нравится та кровная заинтересованность, с которой Вы относитесь к лучшему в современной литературе. Очень важной видится мне та «литературная разведка», которую Вы ведете в сегодняшнем, зачастую неизведанном литературном пространстве. Поэтому и захотелось задать Вам несколько вопросов.



1. Как критик Вы отстаиваете традиционные ценности и во многом идете от предшественников, которые работали в литературе совсем недавно. Ваши взгляды на русскую поэзию в главном совпадают со взглядами Ю. П. Кузнецова, В. В. Кожинова, С. Ю. Куняева, П. В. Палиевского, Т. М. Глушковой и т.д. Вместе с тем Вы совершенно самостоятельный критик со своим мировоззрением и мировосприятием и во многом от своих предшественников отличаетесь. Скажите, кто из критиков, работавших в литературе до Вас, является для Вас самым значимым? Что привлекает Вас в творчестве предшественников? Что вызывает возражения и вопросы? Какие качества Вы считаете для критика определяющими? Есть ли, на Ваш взгляд, что-то первостепенно важное, мимо чего русская критика прошла, а Вам хотелось бы написать об этом?

2. Совсем недавно от нас ушел гениальный поэт Ю. П. Кузнецов, ушел огромный самоцветный поэт Н. И. Тряпкин, ушли многие их младшие современники. В поэзии произошла смена поколений. Скажите, каким Вам видится состояние современной поэзии? Что устраивает и что не устраивает Вас в поэтах, работающих сегодня? Видите ли Вы в работающих сегодня поэтах какие-то принципиально новые качества, которые отличают их от предшественников и могут позволить говорить о новом поколении в русской поэзии?

3. Океан русской поэзии прекрасен и многообразен. Ей присуща та «цветущая сложность», о которой говорил К. Леонтьев. Каждый поэтический голос в этом многоголосом хоре не отменяет, а дополняет и оттеняет другие голоса. И все же, есть ли что-то, что Вы сами цените в поэзии больше всего и считаете для поэта главным?

4. Многие русские философы – в частности, Николай Бердяев, Иван Ильин – писали о творчестве как об одном из путей к Богу, о гениальности и святости. Велико желание соблазниться и согласиться с этим. Но многие русские святые и старцы (в частности, писавший стихи Варсонофий Оптинский) свидетельствовали о другом: они отчетливо видели греховность каждого художника. Сама природа поэзии - Божественная, вся Библия, все Евангелие, все церковные молитвы, да и все языческие священные книги — это поэтические тексты. Но поэты древности прежде, чем браться за «святое ремесло», проходили путь очищения, готовились к творчеству, и только потом позволяли себе прикоснуться к Слову. Светские поэты по сути берутся за свое ремесло не очищенными, не подготовленными, что приносит совсем другие плоды. Скажите, какова Ваша точка зрения на эту проблему? Какие самые главные и самые острые проблемы, на Ваш взгляд, возникают у современных поэтов, которые обращаются к христианским темам?

С уважением – Наталья Егорова.
Валентина 2.04.14 18:26
Уважаемый Вячеслав Дмитриевич, доброе время суток!
Далеко не секрет, что за последние два десятилетия у нас в России, а так же во всём пост советском пространстве, в литературном цехе почти исчезли несколько творческих направлений. В их числе переводы и критика. Конечно, по этому поводу можно много и долго сокрушаться, приводя многочисленные аргументы, но…
Вам удаётся блестяще работать не только в публицистике, но и в такой непростой и очень интересной области литературного творчества, как критика.
Вопросы:
- Как Вы определяете поле своего рабочего ритма, что первоначально становится объектом Вашего пристального внимания, как критика?

- Что более всего Вас заставляет написать ту или иную критическую статью от радости прочитанного Вами или напротив?

- Как Вы полагаете, имеет ли влияние Ваше творчество непосредственно на формирование общественного (в т.ч. и писательского) сознания и оказывает ли влияние на современный литературный процесс?

- Как на Ваш взгляд, отличается ли творческое начало в зависимости от половых различий, если да или нет, то как.

С теплом и уважением,
Валентина Ерофеева-Тверская.
Омск.
Вячеслав Лютый 2.04.14 18:25
Сергею Донбаю.
Сергей Лаврентьевич, добрый день. Возможно, я покажусь слишком тенденциозным, однако считаю, что региональные журналы и держат на своих плечах всю тяжесть сегодняшнего литературного процесса. Столицы шумят, пух-перо летит, но серьезная литература создается в тишине и самоуглублении. В Москве и Питере это почти невозможно. Поэтому я исключительно высоко ценю роль провинциальных журналов в современной литературе. Я намеренно пишу "провинциальных", потому что это определение - из толщи земной, а региональность есть только проявление административного деления страны, в достаточной степени условного.
У меня есть возможность следить за публикациями в "Русском эхе" (Самара), "Страннике" (Саранск), "Суре" (Пенза), "Гостином дворе" (Оренбург), поддерживать связи с белорусской "Новой Немигой литературной" (Минск) и рядом других журналов. Сейчас мы получаем Ваши "Огни Кузбасса", отправляем в Кемерово "Подъём". все эти издания достойны государственной поддержки, все они - жизнь современной русской литературы.
До встречи в Орле!
Валентина Коростелева 2.04.14 18:22
Уважаемый Вячеслав Дмитриевич!
Я не сомневаюсь, что Вы тоже замечаете падение эмоционального, чувственного в современной прозе и поэзии, чем всегда была притягательна русская литература, которая в первую очередь касалась души читателя, а потом уже делилась своим отношением к явлениям жизни человека и общества. Особенно грустно видеть это в поэзии, когда рассуждения в рифму остаются на поверхности моря, ничуть его не всколыхнув. Об айсбергах, коими была богата настоящая поэзия, - ещё реже приходится говорить.
В прозе нынче вообще всё просто: расскажи какую-нибудь историю по-русски, - и ты уже прозаик. А ради чего это писалось, что останется на душе у читателя, куда повернётся его судьба, - этими вопросами задаются нынче единицы, как, впрочем, и в поэзии, особенно в более молодом поколении. Конечно, тут сыграло и падение общего уровня культуры, и всё более широкий прагматизм бытия. Но всё чаще именно творцы такой литературы красуются в шорт-листах и входят в пресловутые обоймы, получая своего рода пожизненную индульгенцию. Сохранит ли под этим натиском русская литература свой неповторимый, притягательный для всего мира образ?
С уважением, Валентина Коростелева
Алексей Береговой 2.04.14 18:20
Скажите пожалуйста, какую роль, на Ваш взгляд, играет сегодня критика в современном процессе литературного творчества?
Алексей Береговой, Ростов-на-Дону.
Анна Маркина 2.04.14 18:13
Как Вы думаете, велико ли влияние представителей "Московского времени" на сегодняшний липроцесс?
Что такое актуальная поэзия? Выражение с легкой руки Кузьмина используется все более часто, однако границы понятия размываются. Действительно ли подлинаая поэзия - это то, что впервые и чего не могло быть прежде?
Как Вы относитесь к творчеству СМОГистов, в частности, Губанова, Алейникова, Саши Соколова...
Какие сегодняшние литплощадки, литобъединения и фестивали вы находите достойными внимания?
И наоборот, назовите тех поэтов, которые постоянно печатаются в толстых журналах, но при этом не кажутся Вам ценными.
С уважением, Анна Маркина
Вячеслав Лютый 2.04.14 18:13
Екатерине Козыревой.
Уважаемая Екатерина! Историтческое мироощщущение русского человека в современной русской литературе вполне может отражаться почти неуловимо. Если автор дает понять читателю, что прошлое для него значимо и жизнь общая не зачеркивается трагичным человеческими судьбами давних лет, то это уже чувство истории. Если герои давно минувших лет для писателя важны, а иные фигуры - священны, это в ту же копилку. Очень часто, покрывая черной краской русское прошлое, стремятся его уничтожить, не понимая, что, сделав его другим, тем самым убирают из реальности себя или своих потомков. Бытие таких шагов не прощает. Просто дурковатые люди думают, что жизнь есть физическое преодоление пространства и времени: бегаешь, ешь, лежишь в постели с кем-то, смеешься, пьешь и т.п. Но ведь эмоции твои, печаль и радость - они из другой системы координат, в которой есть еще честь, долг, правда, терпение...
О Ёмкине. Я чрезвычайно рад, что его стихи встречают такой горячий прием на сайте "Российского писателя". Говоря о правде мужицкой и "государственных уложениях", я предлагаю вспомнить "Капитанскую дочку", где своя правда и у Гринева и у Пугачева. В свое время я прочел замечательную статью Лотмана на эту тему. Она словно сняла пелену с моих глаз, а когда я медленно читал пушкинский текст, то будто проваливался в космос, в котором все предметы взаимосвязаны. Однако правда Пугачева, в случае ее победы, уничтожила бы русское государство. А многие официальные порядки, как известно, не учитывают человеческую боль или горе. Священная русская государственность важна? Да, несомненно важна, ее стоит беречь всемерно. Но терпение народное ведь не безгранично? Да, народ порой срывается в бунт, в первичной основе которого - поруганное понятие о справедливости. Вот о чем я упомянул в той формуле.
А поэт или художник в любом случае "соревнователен" с Богом - таков онтологический изъян этой профессии или призвания. Тут важно понять свое место и не считать, что тебе - море по колено. В противном случае художник впадает в определенный демонизм.
Народному поэту прорваться сквозь толщу предвзятости и лжи чрезвычайно трудно. Кроме того, ему придется преодолеть заслон из тщеславных чувств своих более "продвинутых" коллег по литературному цеху. Тут рекомендаций быть не может. Просто читатель должен любить своего поэта и всякий раз его поддерживать, хотя бы и в разговоре с местной администрацией.
Светлана Супрунова Калининград 2.04.14 18:10
Вячеслав, у меня к Вам несколько вопросов: 1) Считаете ли Вы приоритетным следование традициям классической русской литературы в поэзии? 2) Какие имена, на Ваш взгляд, могут составить костяк русской литературы начала 21 века? 3) В российской глубинке много талантливых авторов. Как им "достучаться" до литературной элиты и, соответственно, до современных критиков, чтобы их творчество не прошло незамеченным? Спасибо, Светлана Супрунова, г. Калининград.
Эмма Меньшикова 2.04.14 17:52
Вячеслав Дмитриевич, естественно было предположить, что к литературной критике Вы пришли не сразу, а через прозу или поэзию. Однако проза более соответствует складу Вашего аналитического трезвого тщательного ума. Поэтому удивительно, что Вы писали стихи, причем строго с осени 1975 по 1988. Что же всё-таки побудило Вас когда-то именно к поэтическому творчеству? И что произошло за последующие 13 лет? Когда и как Вы поняли, что «там важна стихия»?
Еще один вопрос. Жил в Воронеже писатель Вячеслав Дёгтев. Отношение к нему неоднозначное, но почему же имя русского писателя – Вашего земляка – словно вообще исчезло с горизонта нашей литературы? Делается ли что-нибудь в Воронеже для того, чтобы писатель не был забыт?
И еще. Хотелось бы узнать, как складываются отношения журнала «Подъем» с писателями Черноземья? При Голубеве в журнале печатались и липецкие авторы, был даже целый номер, посвященный творчеству писателей нашего региона. И не только нашего. Теперь «Подъем» липецких, в частности, авторов не особенно жалует. В частности, проза нашего писателя Владимира Петрова, отправленная Вам, так и не увидела свет, не опубликованы произведения других авторов.
Что Вы как заместитель главного редактора «Подъема» можете сказать о ситуации с журналом: он скорее жив или скорее умер? Каков его тираж и как он финансируется? Намеренно не обобщаю: о судьбе вообще «толстых» журналов Вас уже спрашивали.
Однако позволю себе задать и еще один вопрос. Наш «Петровский мост» издается под эгидой Издательского дома «Липецкая газета» и финансируется областным бюджетом, но и печатает в основном местных авторов. Как Вы относитесь к такой практике, не гибельный ли это путь для провинциальной литературы, замкнутой на себе самой вместо того, чтобы подпитываться и подпитывать «большую» русскую литературу? Эмма Меньшикова, г. Липецк.

Виктор Герасин 2.04.14 17:49
Есть такая легенда (коротко перескажу)
Один сыродел делал сыры по бедности в подвальном помещении, где с потолка и стен стекала вода, собиралась плесень, а сыры получались такие, что от заказов отбоя не было. Разбогател сыродел, сыроварню построил по всем правилам - просторную, светлую, чистую, а сыры стали выходить невкусные, люди постепенно отшатнулись, перестали употреблять его сыры и, тем более, стоять в очереди, заказывая. Прогорел сыродел и ушел в свой подвал. И вновь за его сырами люди стали охотиться.

Вячеслав Дмитриевич, не похоже это на современный литпроцесс, когда все дозволено автору, когда публикуйся на интернет-ресурсах во всей красе своей и во всей глупости, а в результате читатель теряет интерес к литературе?

И второе. Я остался доволен вашим ответом на мой предварительный вопрос, доволен в части " историко-духовного краеведения", где вы сказали:
"Историко-духовное краеведение отличается от иной литературы краеведческого жанра тем, что душа как-то незаметно черпает терпение и силу со страниц таких книг. Для нашей сегодняшней души, измученной до предела, нет лекарства более целебного."
Спасибо, четко, конкретно.
Вячеслав Лютый 2.04.14 17:48
Александру Кердану.
Уважаемый Александр, то положение в литературном мире, о котором говорите Вы, двусоставное. Конечно, дела с критикой сегодня достаточно плохи. В первую очередь, потому, что критики поневоле стали чувствовать себя обслуживающим персоналом при писателях или поэтах. А это разрушительно сказывается на результатах их профессиональной деятельности. Когда я пишу статью о стихах такого-то поэта, мне важно разгадать тайну: что стоит за словами, как автор смотрит на мир, что видит, что ускользает от его внимания, а что он категорически не хочет рассматривать. По существу, речь идет о загадке творческой личности, которая отражена в ее художественных творениях. Если подходить к критической задаче таким образом, то ты удовлетворяешь собственное исследовательское любопытство, которое сродни наблюдениям прозаика за внешним миром: вошел человек, загасил сигарету, положил окурок на угол стола. И ты понимаешь, что этот небрежно одетый художник, пробавлющийся оформительским заработком в НИИ связи, живет очень трудно: сигарета "Прима", а когда уходил - взял бычок: докурить. Вот с таким вниманием к деталям и стоит смотреть на стихи. Хотя детали могут быть и огромными - и не вещами, а понятиями.
Плохие критики не продуцируют отсутствие литературных гениев. Роль критики здесь вторична. Если перебить всех критиков, как кур, то поэты и прозаики не перестанут писать - как хорошо, так и плохо. Просто на поверхность выйдут случайные произведения, но потом все самоорганизуется. Однако такой взгляд по нраву не всем. Однажды на секции театральной критики нечто подобное я сказал о театре. Московская критикесса, привыкшая составлять поле фаворитов и поле неудачников по своему вкусу, со мной категорически не согласилась. Однако в ее словах я увидел только самооправдание и защиту своего социального и творческого положения. Увы - и больше ничего.
Вячеслав Лютый 2.04.14 17:30
Тамаре.
Уважаемая Тамара, благодарю Вас за доброжелательное отношение к моим размышлениям. Оставаться самим собой я стараюсь всегда по той причине, что вчерашняя ложь и соглашательство не позволят тебе сегодня погрузиться в мир автора, который честен и самоотвержен. А это уже не свобода. Коли так, я лучше вообще брошу это занятие. Помню, писал я статью о стихах одного очень хорошего поэта. Однако в корпусе его стихотворений обнаружилось контрастное сочетание духовного упадка и его преодоления. С этим нужно было что-то делать, как-то объяснить такую картину. Я постарался написать так, чтобы совокупный образ поэта стал более объемен, а моя любовь к его лучшим стихам осталась искренней, без оговорок. Но подумал, что автор, возможно, такой статье не обрадуется. Однако поэт моментально почувствовал все оттенки в моем рассуждении, и этот груз с моей души упал, но осталась радость от честно написанной работы.
Досталось ли такое мое самочувствие (оставаться самим собой, бойцовский характер) от отца - не знаю. Что-то, очевидно, родовое (и я это чувствую), а что-то - приобретенное. Но я чувствую себя внутри своего рода, хотя это ощущение ко мне пришло с очень большим запозданием, увы...
Порой поэт пишет о своем, но звучит стихотворение как голос, поющий об общем, и твоем - в частности. Кроме того, у поэта интуитивно проскальзывают акценты в стихотворении, которые он сам и не замечает. Критик должен такие штрихи обнаружить, потому что они много скажут ему об авторе. А стихотворец вдруг увидит себя в совершенно ином ракурсе и почувствует себя во вселенной уже как-то иначе, сравнительно с прежним творческим периодом.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА