Дорогой Александр, извините, что я чуть задержалась с откликом на эту повесть.Мне хотелось подумать, что меня так привлекло в ней, помимо явного стилистического таланта автора.Это, безусловно, одна из ваших самых сильных сторон. Так пластично, художественно, объёмно и разнообразно держать в кулаке художественное воплощение темы не каждому дано, даже из самых ярких прозаиков современности. По пути скажу только, что мне показалось чуть затянутой концентрация в первой четверти повести отрицательной, но односторонней характеристики Миши Слепцова и наоборот суженной разработки характера Пети, так многозначно обозначенной в начале повести. Это замечание можно считать "вкусовым".т.к. я не являюсь профессиональным критиком, а пишу как поэт и читатель искренне заинтересованный в теме. И ещё потому, что мне хочется обозначить пока ещё не заявленную точку зрения на раскрытие некоторых тем. Возвращаясь к вашему стилистическому дарованию могу сказать: я восхищена вашей любовью к Самаре и её окрестностям, выписанным настолько тепло и красочно, что невольно хочется сорваться и всё-таки доехать до вашей Самарской области, где только среди современных поэтов тут же всплывают имена недавно ушедших от нас Михаила Анищенко и Бориса Сиротина, ныне здравствующих Евгения Чепурных и Евгения Семичева, Дианы Кан, Александра Малиновского, прозаика и публициста Евгения Чебалина, жарко и ярко проявившего себя на сайте "Р.П." Владимира Плотникова и привлекшего лично меня своими публикациями поэта, очеркиста и литературного критика Ивана Васильцова(Пыркова). Это - навскидку, по глубине- у вас десятки талантливых поэтов и прозаиков, о чём вы сказали сразу же, когда много лет назад стали одним из самых молодых руководителей писательской(Самарской) организации России. Я до сих пор помню то ваше далёкое выступление на одном из пленумов СПР, проникнутое любовью и гордостью за свою землю и своих товарищей. Не зря столько лет вы остаётесь на этой должности, по пути занимаясь редактированием и изданием ещё и одного из известных в России литературных журналов "Русское эхо".Но лично с вашим творчеством я не знакома. Потому "Есенин и Петя"- моё первое впечатление от данных вам возможностей.И такое, что я сразу сочла нужным, предполагая в вас Большого писателя, вкратце обозначить ваш писательский и человеческий путь, чтоб подчеркнуть: ничто с неба не падает, даже при многогранной одарённости индивида.Теперь, не подвергая сомнению все отклики, которые однозначно подчёркивают талантливость автора, хочу откликнуться на единственный не очень деликатный, но честный отклик читателя. Где он обижается за Есенина.
Дорогой Александр, думаю, что сегодня все серьёзные поэты и прозаики столкнулись с небывалой почти сто лет в России проблемой- переосмыслением за эти сто лет происшедшего с национальным характером( не только крестьянским, но и городским) и исследованием результата двух духовных революций в России на границе Революции Третьей. Сегодня наиболее понятна и глубока трагедия нашего лучшего лирика ХХ века Сергея Есенина. И всё то внешнее безобразие, им же самим и осуждаемое:"Не знали вы, что я в сплошном дыму, В разворочённым бурей быте, С того и мучаюсь, что не пойму, Куда несёт нас рок событий..." "Любимая, я мучил вас. У вас была тоска в глазах усталых...!"
К сожалению, наше время почти де жа вю Того времени. Другое дело, что очень часто пьянки многих поэтов списываются сегодня на смятение времени, на самом деле, являясь просто пьянками.Но спиваются и взыскующие Истины. Это сегодня тоже происходит. Только после 100 лет трагедия преднамеренного разложения русского народа наконец стала виднее А там были первые знаки Начала Предполагаемого Конца, сбитого с русского пути талантливого крестьянина, окружённого смутой и последствиями Революции. Кинувшегося за новой Звездой и опалившего крылья, но всё-таки прозревшего. Скорее всего, я встаю на вашу сторону: убили или самоубийство?! Мне обе версии кажутся равноправными. Ваша глубже. Есенин не мог не понимать, что рушится душа.Почему сегодня так много хороших поэтов? Потому что почти за 100 лет всеобщей грамотности поднялась средняя культура письма. Но чувствующих Истину всё так же пока немного. Поэзия,как и Война, всегда была впереди на баррикадах Революций и в Застенках этих пожаров. Она в четырёх строчках могла схватить главное. Порой инстинктивно. Порой Промыслительно.Не знаю, насколько это предполагалось вами как автором в вашем Поэте. Проза не может так молниеносно реагировать на молниеносный слом вековых устоев, сносимых Революциями. Но ваш посыл- воодушевляет мужеством первопроходца, представившего опозиционное, вопреки установившемуся, мнение. И это очень интересно. И это воодушевляет,
т.к. вы не можете не предполагать, что таких мнений как мнение Читателя будет больше, по любви к нашему Главному Певцу Русского Чувства. И тогда ваш выбор как Художника и Мыслителя ещё более достоин. Ибо это всегда было задачей Большой Русской литературы, невзирая на мнение большинства, докапываться до сути, понять, что происходит с душой народа в результате перемен. Вспомним русских деревенщиков советского времени. Такие мысли вызвала во мне ваша повесть!Дорогой Александр, теперь я уже не выпущу вас из сферы моих любимых авторов. Бог в помощь во всех ваших начинаниях и открытиях! Здоровья и Золотого Пера! Надежда Мирошниченко |