Владимир ПЛОТНИКОВ 6.04.21 15:41
Каждое новое прочтение Н.М. Олькова «разогревает» восторги и аппетиты гурмана-книгочея.

И чем свежее произведение – тем нацедистей, жирней энергетический слой. И - всё захватистей (пусть и некручёный) сюжет, потому как роль манка, нет маяка и магнита, всё уверенней берет на себя Язык автора, мгновенно влюбляющий тех, кто к нему неравнодушен – нет: не-ровно-дышен!

Да, стиль буквально пьянит. Это, когда не просто смакуешь красоту слов и обортов, тем более, их искусную расстановку, - но на глаз, на нюх, на вкус пробуешь все эти изюминки и орешки местного говорка, русского, но с особым тутошне-сибирским прикладом. А довеском – мастерство изображения, в том числе путем открытия старинной (но опять же это для городского) новизны «сельхозпроцессов», волшебно влекущее именно ольковской манерой выделки. Это-то и придает прочтению прелести… втройне. Плюс отмеченная Г.И. Блехманом точность в деталях летописца эпох!

А в итоге, всё обыденное совершенно вроде бы просто, но не вдруг, а - на самом деле - степенно и умело увариваясь в ядреном бульоне, делается на удивление обыкновенно-необыкновенным, завораживающе-художественным. Но не – «литературным». Потому что жизнь здесь – как она есть, но чуток облагорожена чудом словесной угадки и невидимого, но скромно соприсутствующего света. Души или неба, - как знать?

Казалось бы, ведь что тут такого-то, о чем речь?
Судьба подрастающего на деревенских делишках и избяных книжках – малолетнего колхозника, но уже зачарованного избача. Плюс еще несколько перекрёстных судеб, а, скорее даже их отсветов и полутеней. Но каждая/каждый, пусть это даже эпизодические вкрапления об Анне Петровне, отце Иване, нелепо убитом пастухе, мундирном председателе, девчушке-библиотекарше – создают полнокровный холст из жизни тогдашнего села, бесценно дополняя и общую канву, и эволюцию/диалектику характера главного героя.

А то, что нет пропечатанной оценки его, - так это меж строчек. Ах, он, умудренный и титулованный, шлет, не расходуясь на ответы, свои дипломы? Так ведь и Аня в платоническую ночь расставанья прямо выдала ему, трепетному юноше: «Можешь приехать, только я скоро выйду замуж, жених мой в армии служит. Проводи меня». Разве не жестоко, разве не эгоистично? Разве что честно… И - тишина длиною в десятилетку. Еще одну школу… Жизни. Взрослой уже. Ах, молодость?..

…И вот вернулась, без намека даже на осколки семейной жизни. Десять лет спустя. При этом странно удивилась, что он не просто давно женат, но и добился больших успехов. Только мы не знаем, как дались ему эти профессиональные высоты – как продавились сквозь сито лет из разбитой всмятку первой любви. Значит, есть право у профессора на молчание? Как оно было (или не было?) и у нее…

Да профессор ныне якшается с «хмурыми генералами и большими начальниками» – такими же статусными… Кстати, разве это не сродни оценке?! В чем-то это тоже крест. Если не «осиновый кол» над златым ларцом карьерного благополучия… Тут каждый поймёт и примет или не примет - в силу своих «допусков и ориентиров»...

Книжки, володькины и анкины (даже благодаря Анке), - вот незаметный, но типичный герой эпохи, которой уже нет, как почти нет и самих их – книжек и тех ориентиров, что задавали они в отличие от того убожества, что служит им заменой и носит говорящее имя: ГАД ЖЕ ТЫ…
С прекрасным сочинением, уважаемый Николай Максимович!
Юрий Брыжашов 1.04.21 15:26
Дорогой Николай Максимович, неустанно подтверждаете свой высочайший прозаический уровень. А плодотворной творческой энергии вашей можно только позавидовать. Желаю Вам неиссякаемых жизненных и творческих сил и всего самого доброго! Ещё раз благодарю Вас за присланный новый пятитомник сибирских романов. Великолепнейшая русская проза.
Крепко жму руку!
Николай Ольков 16.03.21 14:59
Открою, что рассказ писан в память о друге с таким именем и фамилией и очень похожей судьбой, потому дорог мне, потому греет внимание читающих, пусть не всегда согласных и с автором, и с героем. И вовсе им не горжусь, просто он такой, и никак иначе. Что касается языка -- не сижу с Далем в руках, даже язвительно настроенному критику, уверен, сии слова понятны, но он красиво изловчился соединить их в нелепую фразу. В этом контексте отстаиваю их право на жизнь. Не мог же я оперировать трешами, фриками и абьюзерами.
Благодарен Николаю и Елене Дорошенко за постоянное внимание к моей работе. Спасибо всем, кто читал и высказался. До новых встреч.
Сергей Сметанин 15.03.21 15:44
"Пролышенные вицы, толщиной в завять утянулись лягой и лежали котюром на ланишном сене. "
Переведите с русского на русский!
Почему бы не дать ссылки на небольшой словарик устаревших слов и диалектизмов?

С уважением
Маргарита Каранова 13.03.21 22:50
Рассказ многослойный, так что следует добавить и о главном его герое, о КНИГЕ, ее роли в сотворении личности. Особенно важно это именно сейчас, когда ее вытеснили смартфоны и пр. "штучки". Имено поэтому этот рассказ было бы важно рекомендовать школьникам не только для прочтения, но и для дискуссии.
Маргарита Каранова 13.03.21 22:38
Учительница - не только "более впечатляющий персонаж", как заметила Валентина Беляева. Пожалуй, это ключевая фигура. У меня был знакомый, бывший деревенский житель. Умный, начитанный, способный, отличная память. Трудолюбивый! Семья положительная. Страстно любил читать, но ему не встретился человек, подобный этой учительнице, к-й заронил бы в нем мечту, корректировал бы духовное развитие. И мальчик после школы не стал продолжать учебу.
Так что роль актуальной личности в жизни молодого человека очень часто определяет судьбу.
Людмила Воробьева 13.03.21 19:46
Что значит: оправдать автора? Автор не нуждается ни в каких оправданиях. Его герой таков, какова жизнь и обстоятельства. Его право видеть героя именно так и никак иначе. Мы все разные. И каждый проживает свою жизнь сам. Да, русская литература учит сострадать, милосердствовать, но и учит правде жизни, прежде всего. Вот, к примеру, величина по большей части непререкаемая сегодня в литературе -- А. И. Солженицын и его небольшой рассказ "Матрёнин двор". Матрёна у него -- соль земли русской, страдалица, натерпевшаяся от советской власти и колхоза. Не поспоришь, хотя нестыковок в рассказе предостаточно. Но при этом она злостная самогонщица, из-за чего, если внимательно вчитаться, и случилось потом страшное происшествие, и в рассказе писатель отошел от правды жизни, и эта история имела потом продолжение с печальными последствиями для уже реальных людей и в реальной жизни. Николай Ольков глянец не наводит, что есть, то и есть. Мы не живем среди ангелов, а живем на грешной земле. И читать мы тоже далеко не всегда умеем, всегда и всё написанное принимая на веру, тем более, если речь идёт о маститых и возвеличенных писателях.
Валентина Беляева 12.03.21 21:31
Своим рассказом - неординарным, интересным и тонко-психологичным автор призывает читателя к очень непростым размышлениям. Николай Ольков, без сомнения, один из самых значимых прозаиков нашего времени.
"Жизнь человеку дана для чего? Никто не знает. Потому и тычется каждый... и всё ждёт чего-то..."
Никто не знает, чем обернётся случайно встреченный, на первый взгляд ничего не значащий миг...
Во всех изложенных и бесспорных комментариях речь о неоднозначной личности главного героя рассказа. Поначалу это трудолюбивый, любознательный, большой почитатель книг деревенский подросток Володька, а в зрелых годах - известный миру учёный, профессор Владимир Иванович Рюмин, благодаря природной хватке и уму сумевший найти свою и заработанную, и материально и психологически не бескорыстную стезю. Он знаменит и авторитетен, по всей видимости, счастлив. Мать? А разве мы не видим окружающую жизнь? Не знаем, как часто взрослые успешные люди забывают - откуда они и в чём их истинный долг? Автор не наводит мнимый лоск на своего героя: он таков, каков есть, из глубинки, из забитой беспросветной жизни колхозного народа, из медленно погибающей деревни. Ни времени, ни дела у него на "бесполезные и тягостно неизбежные сантименты" нет.
На мой взгляд, гораздо более впечатляющий персонаж здесь - юная восторженная учительница Анна Петровна, а спустя время - умудрённый жизненным опытом директор школы с её гордостью за своего бывшего ученика, смысл жизни которой составила тайная и горькая память о незабытых мгновениях давних поцелуев с ним. Тех мимолётных чувств, которые заслонили всё, что было в её долгой жизни. Могла ли она знать о них тогда?..
"Жизнь человеку дана для чего? Никто не знает".
Никто не знает также, чем обернётся - зовущей лучезарной улыбкой судьбы или её издевательским оскалом на первый взгляд ничего не значащий миг жизни. Миг мелькнувшего и навсегда зацепившегося где-то в лабиринтах сознания волнующе-сладкого чувства, которому, как окажется спустя многие десятилетия, не было и не могло быть цены... Возврат которого не возможен никогда...
Маргарита Каранова 12.03.21 19:24
"Герой отказался от родной земли, к-я его вскормила". Но герой не отказался от своей Родины. Он ведь не уехал за границу - его фото с "хмурыми генералами", его дипломы свидетельствуют об этом. А в то время, в 90-е, не менее ста тысяч ученых уехали навсегда. Некоторые были тоже родом из деревни, но из благополучных семей, работавших в совхозах-миллионерах. Через год, приехав в свой бывший институт на международную конференцию, они говорили уже с американским акцентом. Так что герой прописан автором нормально и не нуждается в систематизации. Пусть каждый додумывает сам.
Николай Ольков 12.03.21 18:59
Благодарю сайт за публикацию и всех читавших и писавших свои мнения. Они разные, и это нормально. Не задыхаюсь от похвал и не гневаюсь на критику. Не ожидал, что простенький рассказ вызовет столько эмоций. Не скажу, что писано с неким умыслом, лучше – по наитию, как знаю и вижу. Приятно, что многие узрели то, что недосказано. По простоте автора и природе героя. Займись он могилою отца и помощью деревне – это была бы совсем другая история. В канун 75-летия добрые слова мне очень необходимы. Всем спасибо.
Людмила Яцкевич 12.03.21 00:20
Дорогой Николай Максимович, прочитала ваш рассказ, всё реально, всё близко и дорого, так как это жизнь наших соотечественников. Вы художественно верно показали: наша земная жизнь всегда трагична, независимо от того, кто ты - простой колхозник или известный учёный.
А трагедия главного героя в том, что он отказался от святого - своей родной земли, которая его вскормила. Этот образ - очень типичен для нашего времени. Поэтому Ваш талантливый рассказ заставляет страдать совесть и о многом задуматься.
Валерий Шелегов 11.03.21 22:57
ИГОРЬ ЖАРИХИН!
Сразу видно, что Вы, человек который не знает нашего времени, из которого мы вышли, вышли из деревень в писатели и в академики. Время точно дышит в рассказе, я моложе Николая Олькова на десять лет, рассказ о шестидесятых. Но и в 70-х этот воздух изнемогающей Родины дышался в деревенских избах, и на картофельной борозде в огромных огородах.
Игорь Жарихин 11.03.21 22:37
Я согласен с Петром Бойченко в оценке смысла этого рассказа.
И разочаровал меня Валерий Шелегов, который здесь на сайте в своих комментариях защищает нравственную традицию русской и советской литературы, а тут удовлетворился только "жизненностью" и "языком". Жизнь бывает всякая, и окна Овертона, бывает, открываются на приличном русском языке.
Обидней всего то, что даже и Людмила Воробьева, понимающая, что главный герой "вырвался и сделал свою судьбу сам", но не задумался о том, "а что же этот мир, который он покинул, что будет с ним?", пытается оправдать автора, а не защитить от него сочувственную к судьбе "этого мира" традицию русской литературы.
Уважаемые писатели! Оценивайте публикации так, как апостол Петр у врат рая, а не как некто у врат на танцплощадку!
Здесь рядом опубликованы восхитительные стихи юной Екатерины Некрасовой, а только два писатели на них обратили внимание.
Если вы сами будете равнодушны к нравственным смыслам русской литературы, то почему вы надеетесь, что читатели будут не равнодушны к вам?
Ирина Кузьменкова 11.03.21 21:27
Маргарита Каранова: "Возможно, у него комплекс из-за своего происхождения "из простых" - от того и не стремится в родные пенаты. Такое иногда бывает, и с возрастом проходит. Но сие - внешняя сторона жизни".
Я согласна с Петром Бойченко. А вы правы только в том, что у литературных героев могут быть "комплексы из-за своего происхождения".
А у писателя их быть не может!
Григорий Блехман 11.03.21 21:16
Любая история, что рассказывает читателю Николай Ольков, это - летопись, наполненная дыханием времени, в котором живут его герои и сообразно которому трудятся их души - в любви, печали, внутренних поисках и находках...
Причём, этот Мастер умеет дыхание времени наполнить и живописно-поэтическим дыханием природы: "Ночь упала вдруг. Густые мрачные тучи опрокинули свет и погасили его... прямая, как стрела, молния располовинила небо и уёрлась в свинцовые воды озера..."
И всё это только для главного - чтобы красной линией прочертить мысль о единстве мироздания, где каждое жживое существо имеет свою судьбу.

Всё, о чём здесь сказал, в очередной раз ощутил и сейчас,читая эту "Деревенскую историю", которая, на мой взгляд, тоже относится к категории высокой и земной прозы.
Браво, Николай Максимович!
Маргарита Каранова 11.03.21 20:22
Только что прочитала превосходный, содержательный рассказ Николая Олькова и хотела изложить впечатление, но Людмила Воробьева меня опередила, а они ведь совпали... Я также почувствовала сознательную недосказанность - не то, что является "озаренной неясностью" Набокова, а другую... особенное умалчивание. Володя Рюмин, трудолюбивый с детства, волевой, наделенный незаурядными способностями, с "тревожным сердцем" (!), достиг немалого в жизни. Он живет и вращается в сферах, населенных выходцами из более высоких слоев общества. Возможно, у него комплекс из-за своего происхождения "из простых" - от того и не стремится в родные пенаты. Такое иногда бывает, и с возрастом проходит. Но сие - внешняя сторона жизни. Неизвестно, что в душе профессора Рюмина, как повлияла на него смена «измов». Отношение к отцу – да… Но мы не знаем, что он думает о нем, как вспоминает. Все-таки отец был груб, а это, наверно, оставляет тяжелый след... А нам-то, читателям, жалко трудягу Ивана, несмотря на его невыносимый характер.
Рассказ оставляет глубокое, но не очень-то веселое впечатление. Тяжелая жизнь крестьян, колхозников. Но сразу, после всего пережитого страной, она и не могла стать другой, - по крайней мере, для всех. Но автор ни на кого не нападает, слава богу; мягко пишет, деликатно.
Язык изумительный. Описание грозы чего стоит! Воробей залез далеко под стреху дома, утки, яко по суху… крестьянские работы, охота. Много непривычных, интересных слов. Удивляет жесткое свиное сало ("жранина"), к-е приходилось есть отцу. Почему жесткое?
Читается легко. Заметила такую особенность: в чем-то, - возможно, второстепенном, - описание подробное, а в жизненно важном, напротив, скупо, кратко. Но как раз это, мне кажется, и создает особую динамику и настроение.
Людмила Воробьева 11.03.21 19:20
Пожалуй, это одна из самых пронзительных историй в творчестве русского писателя Николая Олькова, так необычно и таинственно им рассказанная. В чем-то она мне напомнила сюжеты рассказов Паустовского. Такая же недосказанность, открытый финал повествования, но лишь с той разницей, что нет у него той излюбленной романтики, присущей перу Паустовского, а есть как раз обнаженная правда, беспощадная достоверность каждой детали этой тяжелой и по-своему где-то жизни беспросветной, безнадёжной. Всё же как бы гениальны не были классики, но мы с вами должны читать и наших современников! Как-то умел Паустовский обходить острые углы, да и время какое было! При всём своём таланте смог бы заглянуть в наше сегодня и точно, пророчески его представить? Ой, навряд ли. Николай Ольков же перерабатывает более актуальные для нас события, острые и до сих пор так и неразрешенные вопросы бытия. Тяжело читать, много мрачного, но нет бессмысленного, сама жизнь и заставляет здесь пристальнее вглядываться в наступающий день. Зачем живет человек? Ведь такое ощущение, что неизвестно, стал ли счастлив герой этой «деревенской истории», достигнув определённых жизненных высот? Да, он поднялся над собой, над тусклой и серой жизнью, но почему-то не едет в свою деревню никого навестить, одна мать, и учительница, теперь директор школы, Анна Петровна всё шлет и шлёт запросы своему бывшему ученику, ныне мировой известности, профессору Владимиру Ивановичу Рюмину. Или действительно, если жизнь настолько тягостна, то не стоит и возвращаться к ее истокам? Тревожно, напряженно до накала природной стихии начало рассказа, но и при всей благоприятно сложившейся судьбе главного героя, возникает одновременно и некое разочарование, некая пустота внутренняя в его завершении. Он вырвался и сделал свою судьбу сам, а что же этот мир, который он покинул, что будет с ним? Неоднозначный по смыслам рассказ. Его герой любил в детстве «читать книжки и думать» – вот и читателю автор-герой условно велит задуматься! Прекрасно написано!
Валерий Шелегов 11.03.21 16:08
Очень тёплый по языку - жизненный рассказ. Язык чистый, образный и точный, без словесного мусора. Настоящая классическая проза.
Петр Бойченко 10.03.21 22:41
Получается, что Книги поиогли Володьке вырваться из крестьянского плена, где его отец и все дугие односельчане выживали из последних сил, и зажить более благополучной жизнью.
Но стала ли более человечной, чем у его отца, просветленная книгами Володькина душа? Если бы стала, то Анна Петровна рассказывала бы гостям школьного музея не только о том, каким знаменитым стал простой деревенский мальчик, а и о том, как пытался он, уже вполне не бкспомощный, найти могилу отца, чтобы перезахоронить его на родной ему земле.
Не хочется мне соглашаться с автором в том, Володькою можно гордиться.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА