Людмила Владимирова 15.04.13 17:08
Полагая некорректным автору вмешиваться в «дискуссию» коллег, читателей, а, тем более, м.б., этим инициировать отзывы, я задержала свой отклик до времени отведения статьи «в архив».
Сейчас – с полным правом! – хочу искренне, сердечно поблагодарить Юрия Серба, Ингу, Неравнодушого читателя, Григория Блехмана, Надежду за их теплые слова в мой адрес, в адрес героев публикации.
Прошу Ратника простить меня: понять его «стихи» мне, возможно, не позволили его ошибки правописания.

Какое, кстати, великолепное Русское слово: Право-Писание! – «правильное писание», но не только… И в РОДИТЕЛЬНОМ падеже это проявляется зримо!
«Имею ли Я право писания, нет ли? Отроду – дадено ли ЭТО ПРАВО мне?» – этот вопрос и на исходе не перестает мучить меня. Простите за откровенность…

Так судилось, что совпала с розановским:
«Кажется, что существо литературы есть ложное; не тó чтобы "теперь" и "эти литераторы" дурны: но ВСЯ ЭТА ОБЛАСТЬ ДУРНА, и притом по существу своему, от "зерна, из которого выросла".
– Дай-ка Я НАПИШУ, А ВСЕ ПРОЧТУТ?..
Почему "я" и почему "им читать"? В состав входит – "я УМНЕЕ других", "ДРУГИЕ МЕНЬШЕ МЕНЯ", – и уже это есть грех.»

Но – он же, Василий Розанов:
«Есть ведь и маленькие писатели, но совершенно ЧИСТЫЕ.
Как они счастливы!»

Остается вместе с ним молиться:
«Боже, сохрани во мне это писательское целомудрие: НЕ смотреться в зеркало.
Писатели значительные от ничтожных почти только этим отличаются: – смотрятся в зеркало, – НЕ смотрятся в зеркало.
Соловьев не имел силы отстранить это зеркало, Леонтьев не видел его.»

Еще раз: большое спасибо понявшим и по-доброму оценившим. Замечу лишь: мое в статье – только «упаковка», «соломка», если хотите. «Хрусталь» – А. Блок, М. Цветаева, В. Непомнящий. И я была бы очень рада, если бы нашлись те, кто «выписал» для себя их мысли, вооружился ими. Марина Цветаева: «Ценность книги я измеряю срочностью необходимости выписки. Если нечего выписывать, или – есть что, но время терпит, она мне не нужна.» Наверное, применимо и к «малым формам».

И позвольте еще раз подчеркнуть: в названии не случайно слово – НОША. Именно – ноша нашей культуры легла на наши плечи. Не уронить бы окончательно…
Инга 4.04.13 14:49
Блок - пример человека-творца трагического предреволюционного времени,когда в душах многих,особенно интеллигенции,царил хаос,смятение,обусловленные во многом пропагандой либеральных СМИ,приравнивавших все русское к кондовому,отжившему,архаичному,сделавших слова "самодержавие","православие","государство",монархия","царизм","охранка" символами бесконечного угнетения народа,которые должен разрушить "ветер революции".
Поэтому так много обманутых русских людей с восторгом приняли февраль 17-го;и почти не было среди них тех,кто мог бы понять ситуацию правильно,предвидя будущее,как Достоевский или Дурново.
Но Блок все же - лучший среди многих,"он весь - дитя добра и света",так он хотел,чтобы его запомнили.И в том,что даже этот внутренне чистый человек так воспринимал революцию - есть логика и трагедия того времени.Логика истории России и логика доверчивого русского восприятия,внимающего наветам врагов.
Так нас вновь обманули потомки тех же либералов начала 20-го века уже в 80-ые...И мы вновь согласились все разрушить до основанья....
Мне Блок представляется все-таки утесом среди бушующего урагана революции,утесом,на котором вечно поет эолова арфа поэзии.
Несколько интересных параллелей из истории культуры.
В фильме об Эолийских,или Липарских,вулканических островах,принадлежащих ныне Италии,рассказывали,что от имени главного их острова,Вулькано,что и поныне "гудит,пыхтит и дышит" днем и ночью газами и искрами,в латинском языке и появилось название "вулкан" для описания огнедышащей горы,ибо вулкан о-ва Вулькано Эолийских островов был единственным хорошо известным вулканом энеолита Средиземноморья.
Позднее от него получил свое имя и римский бог-кузнец Вулкан,аналог греческого Гефеста.
Сразу вспоминается греческий миф об Эоловых островах,где жил хозяин ветров - Эол,восседая на вершине скалы над пещерой,где заключены все ветры;вспоминается миф об эоловой арфе,вечно игравшей под порывами средиземноморских ветров...В греческом языке очень часто опускаются первые согласные звуки общей языковой основы,сохранившиеся в славянских языках,в латыни;звук "в" часто и в других индо-европейских языках бывает беглым и меняющимся на "у".
Ясон и аргонавты построили свой корабль Арго в городе Иолке,который сейчас называется по-славянски Воилк...
"Воик" - название волка по-чешски и сербски,"воилк",называют его другие славянские языки."Canis vulpes"- "шакал" по-латыни,лиса - "vulpes",Vulpecula - латинское название созвездия Лисички...
Корень во всех этих словах,как представляется,один ;он звукоподражательный вою ветра,вою представителей семейства псовых."Веять,выть,ветер" - производные от одного индо-европейского корня.
Но,что наше рассуждение о родстве слов "Вулькано","Эол",Иолк-Воилк,"воик-воилк-волк-vulpes" верное,говорит другое название Эолийских островов : "Липарские острова".
"Lupus" - "волк" на латыни,и здесь очевидное родство со словом "vulpеs"- лиса.
Липарские вулканичсекие острова - "волчьи,воющие острова",с их вечно воющим вулканом на острове Вулькано,овеваемые всеми ветрами Средиземноморья.
Надежда 3.04.13 22:09
Людмила Борисовна любит и знает русскую литературу! В основе ее оценочной позиции -- личный опыт переживания литературного феномена, а в форме ее подачи улавливаю какие-то болевые штрихи этого опыта. Важно, что это самостоятельный и и показательно искренний взгляд.
Елена 31.03.13 13:10
Марина Цветаева - жидовствующая поэтесса, богоборец.
Блок стал проводником стихии, он вывел ее через слово на улицы. Личность инфернальная. Иуда.
Григорий Блехман 30.03.13 23:31
Очень убедительно и элегантно.
Такой уровень полемики - пример и школа для людей пишущих ( и не только).
Поклон Вам, Людмила Борисовна.
неравнодушный читатель 30.03.13 13:40
Да, Людмила Борисовна Владимировна - глубокий знаток классической литературы, страстный борец в своей поэзии и публицистике с пошлостью и подлостью жизни , с теми "идеологами" современности, которые, возвеличивая украинский язык и культуру, зачеркивают и принижают значение русской культуры для мирового культурного пространства. В этой статье она защищает имена своих любимых поэтов - Марину Цветаеву, с которой сроднилась (см ее книгу "Моя Марина") и Александра Блока, широко цитируя их самих (это характерная черта ее индивидуального стиля). Ее эрудиция и аргументация убеждают. И как писала Цветаева, "можно не согласиться с некоторыми положениями, но не увидеть страдающую душу - нельзя". Спасибо, Людмила Борисовна, и за урок смелости: спорить с признанным и глубоким пушкинистом В.С. Непомнящим - на это решится не всякий, даже успешный литературовед.
Творческих Вам успехов, Людмила Борисовна!
Инга 29.03.13 17:00
Из воспоминаний М.А Бекетовой,сестры матери А.Блока,в девичестве А.А.Бекетовой : "Сын унаследовал от отца сильный темперамент,глубину чувств,некоторые строны ума.Но характер был его иного склада : в нем преобладали черты матери и деда Бекетова,совершенно несвойственные отцу : доброта,детская доверчивость,щедрость,невинный юмор."..."При всей своей замкнутости маленький Саша отличался необыкновенным прямодушием : он никогда не лгал и совершенно был лишен хитрости и лукавства".
Из воспоминаний А.Мгеброва : "Совесть в нем никогда не засыпала".
Из воспоминаний Е.Книпович о разговорах с Блоком весной 1918г. : " Он (Блок) замолчал,потом вдруг заговорил совсем другим голосом - глубоким и тихим.
- Все мы ищем потерянный золотой меч.И слышим звук рога из тумана... -улыбнулся. - Я вам хочу о себе...Я ведь одно написал настоящее.Первый том.Но не весь.Девятьсот первый,девятьсот второй год.Это только и есть настоящее.<...>
После чтения я спросила,первый ли раз он закручен стихией.Он сказал,что это уже было с ним не раз.
- Знаете "Снежную маску",вот тогда я заблудился,и унесло.Я второй том ненавижу,т.е. люблю и ненавижу,а людей,которые его любят,ненавижу всегда.
Как это можно любить"...
А вот оценка А.Блока А.Белым : "Александр Александрович есть единственно "вечный" поэт из русских поэтов текущего века,соединивший стихию поэзии нашего национального дня с мировой эпохой,преобразившей утонченность непропетого трепета тем,исключительно углубленных в звук,внятный России,раздольный,как ветер,явивший по-новому Душу России...
Нам,его близко знавшим,стоял он прекрасной загадкой то близкий,то дальний(прекрасный,как всегда).Мы не знали,кто больше,- поэт национальный,или чуткий,единственный человек,заслоняемый порфирой поэтической славы,как...тенью,из складок которой выступали порой черты благородного,всепонимающего,нового и прекрасного человека : kalos k^agathos - так и хочется определить сочетание доброты,красоты и правдивости,штриховавшей суровостью мягкий облик души его,не выносящий риторики,аффектации,позы,"поэзии",фальши...;всечеловечное,чуткое и глубокое сердце его отражало эпоху,которую он нес в себе и которую не разложишь на "социологию","мистику","философию" или "стилистику"; не объяснишь это сердце,которое,отображая Россию,так билось грядущим,всечеловеческим; и не мирясь с суррогатом истинно-нового,не мирясь с суррогатом вечно-сущего в данном вокруг,разорвалось"...
Блок говорил,что считает художником лишь того,кто творит из хаоса космос.Говорил,что старая Россия умрет,но новая не пойдет по европейскому пути,по пути конст. демократов.России выберет свою собственную дорогу,ее будущее будет великим, или его не будет совсем.

Лучше всего выразил себя в строках :
"О,я хочу безумно жить,
Все сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить".
Блок представляется нравственным утесом,вокруг которого вились,разбиваясь, вихри предреволюционного пожара,революционного урагана,и он,как как поэт с музыкальным слухом, записывал их симфоническую поэму-трагедию.
М.Лобанов когда-то писал,что стихия Н.Рубцова - стихия ветра и дороги.
С Блоком во многом - то же.У обоих поэтов очень много "перекрещений" в творчестве и в душе.
Блок - северный аристократ,аристократ -петербуржец.Но и Рубцов - тоже северный аристократ,аристократ - северо-русский человек.
Главное - чистота души,правда,внутреннее благородство,ответственность за Россию.

Юрий Серб 28.03.13 16:14
Поклон и благодарность Людмиле Борисовне!
ратник 28.03.13 13:59
Когда талант не ведает творя,
каким он будет плод его деянья,
усладой слабому, преградой смельчакам,
иль никаким их вечные исканья.

Дорогой модникам взлетевшим на волну,
цитатой глупым, чтобы слыть средь умных,
иль мукой праведным, завистников молва,
мишенью критиков чванливо нудных.

Все выбираеют ношу под себя,
Седлают только своего пеагса.
Кому ж не хочется витием быть
на звездной выси этого парнаса?

Влюбленным лириком, когда идет война
и к трону близким и к царей объедкам,
всебличителем, опущенных тобой
и новоделом к нашим предкам.

Увы, забудутся потомками они.
И поделом, что помнить мертвечину.
Запомнят тех, кто был народный глас
Ведь памятник таким всегда по чину.

 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА