Асмолов Юрий 7.10.15 09:22
Спасибо вам, мои читательницы, и примкнувшему к вам, дорогие, читателю Николаю.
И благодарю вас, родная одесситка за то, что увлеклись, ведь и самом деле
"...Катулл, Ибсен, Блок… Наконец, наши скромные, но – ЧЕСТНЫЕ, выстраданные вещи – как же это важно!.. И как важно ЗНАТЬ их, дабы не быть другом «прочных и позитивных „вольностей"», но «другом вечно улетающей свободы»... Как же здорово, что кроме пишущих есть ещё и хорошо читающие. Желаю счастья!
Людмила Владимирова 6.10.15 23:14

Дорогой Юрий Николаевич!

Много раз перечитала Вашу подборку. Полюбив Вашу лирику – «пейзажную», «любовную» и пр., с радостью отмечаю и привечаю Вашу «гражданскую»! Особо близки мне, конечно, строки стихов РОДИНЕ, ПОДЖИГАТЕЛИ, «Страну разорвали на части», «Сотворив усердную молитву…», «Рассчитали всё, всё продумали…», ПОЛУОСТРОВ. Да, собственно, ни одних стихов не могла бы не поддержать. И всегда с радостью отмечаю: как внешне просто и ёмко!

Интересны стихи РИМ И КАРФАГЕН. Почему-то вспомнился прекрасный очерк-эссе А. Блока КАТИЛИНА. М.б., потому, что Ваш герой Марк Порций Катон Старший напомнил о его правнуке Марке Порции Катоне Младшем, участии последнего в раскрытии и подавлении заговора Кати(а)лины.
О, этот римский «большевик»! Сколь неоднозначная фигура! И как изумительно А. Блок дает его и время его – нам, лишенным напрочь классического образования!

Помню, еще в ноябре 1996-го, в статье, посвященной горькому юбилею А.А. Блока, я вспоминала из этого эссе:
«…право, иногда может показаться, что ученых филологов преследует одна забота: во что бы то ни стало, скрыть сущность истории мира, заподозреть всякую связь между явлениями культуры, с тем, чтобы в удобную минуту разорвать эту связь и оставить своих послушных учеников бедными скептиками, которым никогда не увидеть леса за деревьями.
Дело художника – истинного врага такой филологии – восстанавливать связь, расчищать горизонты от той беспорядочной груды ничтожных фактов, которые, как бурелом, загораживают все исторические перспективы.
Я верую, что мы не только имеем право, но и обязаны считать поэта связанным с его временем».
Напоминала приводимые Блоком строки Валерия Катулла и слова:
«Вы слышите этот неровный, торопливый шаг обреченного, шаг революционера, шаг, в котором звучит буря ярости, разрешающаяся в прерывистых музыкальных звуках?
Слушайте его…»
Настаивала, что желающие понять ДВЕНАДЦАТЬ Блока должны бы познакомиться с его КАТИЛИНОЙ.
Сегодня, наверное, эссе снова приобретает актуальность. Приведу лишь несколько выдержек:

«Выражение „сеять ветер" предполагает „человеческое, только человеческое" стремление разрушить правильность, нарушить порядок жизни. Вот почему к этому занятию относится пренебрежительно, иронически, холодно, недружелюбно, а, в иных случаях, с ненавистью и враждою – та часть человечества, которая создавала правильность и порядок и держится за него.
Но напрасно думать, что „сеяние ветра" есть только человеческое занятие, внушаемое одной лишь человеческой волей. Ветер поднимается не по воле отдельных людей; отдельные люди чуют и как бы только собирают его: одни дышат этим ветром, живут и действуют, надышавшись им; другие бросаются в этот ветер, подхватываются им, живут и действуют, несомые ветром. Катилина принадлежал к последним. В его нремя подул тот ветер, который разросся в бурю, истребившую языческий старый мир».
«Это – одна из многочисленных неудавшихся революций, одно из многих подавленных восстаний. Я старался только рассказать об этом такими словами, которые дали бы возможность сделать некоторые сопоставления, которые показали бы, что узоры человеческой жизни расшиваются по вечной канве. <…>
Я думаю, что навязыванье мертвых схем <…> – есть занятие книжников и мертвецов; это – великий грех перед нравственно измученными и сбитыми с толку людьми, каковы многие из современных людей; ведь надо иметь мощные лебединые крылья, чтобы взлететь на них, долго держаться в воздухе и вернуться назад неопаленным и неповрежденным тем мировым пожаром, которого все мы – свидетели и современники, который разгорается и будет еще разгораться долго и неудержимо, перенося свои очаги с востока на запад и с запада и на восток, пока не запылает и не сгорит весь старый мир до тла».
«Рим был таким же студнем из многих государств, как и современная нам Европа. Одни из этих государств были при последнем издыхании; другие еще бились в агонии, целое же полагало, что оно есть великое целое, а не студень; все были также слеплены друг с другом, как нынешние; расцепить их уже не могла никакая историческая, человеческая сила; все это грызлось между собой, грабило друг друга, старалось додушить друг друга; огромное умирающее тело государственного зверя придавило миллионы людей – почти всех людей того мира; только несколько десятков выродков дотанцовывали на его спине свой бесстыдный, вырожденный, патриотический танец. Все это, вместе взятое, называлось величественным зрелищем римской государственной мощи.
В числе задушенных людей был и Катилина вместе со всеми своими сообщниками. Между людьми того старого мира, также как и между людьми нашего старого мира, была круговая порука, безмолвное согласие, передаваемое по наследству от одних мещан к другим: эта порука заключалась и заключается в том, чтобы делать вид, будто ничего не произошло и все осталось по старому: был заговор, была революция; но революция подавлена, заговор раскрыт – и все опять обстоит благополучно; так случилось, конечно, и с восстанием Катилины. Рим, насторожившийся в предчувствии опасности, распоясался, как только ему удалось уничтожить Каталину; жизнь вошла в свои берега – до следующего раза. Мы и не могли бы, пожалуй, восстановить ритма римской жизни во время революции, если бы нам не помогла в этом наша современность и еще один небольшой памятник той эпохи. Во времена Каталины в Риме жил „латинский Пушкин", поэт Валерий Катулл. Среди многих его стихотворений, дошедших до нас, сохранилось одно, не похожее на другие ни содержанием, ни размером. Год написания этого стихотворения филологам не известен.
Я говорю о 63-м стихотворении Катулла, озаглавленном „Аттис"».
А. Блок пишет и о драме Генриха Ибсена, вдохновленного всемирной революцией 1848 года, показавшего «истинные побуждения римского революционера – Каталины».
«Катилина следует долгу, как „повелевает ему тайный голос из глубины души". „Я должен!" – таково первое слово Катилины и первое слово драматурга Ибсена. – Катилина ищет, чем утолить „страстную душевную тоску" в мире, где „властвуют корысть и насилие" и потому, Катилина –„друг свободы"»
НО: «То, что вы называете свободой, я зову вольностями; но то, что я зову борьбой за свободу, есть ни что иное, как постоянное живое усвоение идеи свободы. Всякое иное обладание свободой, исключающее постоянное стремление к ней, мертво и бездушно. Ведь само понятие свободы тем и отличается, что все расширяется по мере того, как мы стараемся усвоить его себе. Поэтому, если кто во время борьбы за свободу остановится и скажет: вот, я обрел ее, тот докажет как раз то, что ее утратил. Такой-то мертвый застой, такое пребывание на одном известном пункте свободы и составляет характерную черту наших государств, и это я не считаю за благо"».

Простите, увлеклась. Но – Катулл, Ибсен, Блок… Наконец, наши скромные, но – ЧЕСТНЫЕ, выстраданные вещи – как же это важно!.. И как важно ЗНАТЬ их, дабы не быть другом «прочных и позитивных „вольностей"», но «другом вечно улетающей свободы»...

Спасибо, Юрий Николаевич! И за то, что вызвали к жизни, м.б., полезный хоть кому-нибудь мой комментарий. М.б., кто-то прочтет Катилину Блока и верно оценит его гениальную поэму Двенадцать…

С глубоким уважением, пожеланием дальнейших успехов, Л. Владимирова (Одесса).
Никола НОВИКОВ 5.10.15 23:35
Весомый тяжёлый, как мерный шаг римский легионеров,
ритм и смысл стиха точно отража(ю)ет наш реальный мир и
его парадоксы!
Татьяна Грибанова 5.10.15 08:11
Спасибо, Юра, за стихи!
Ты прав, покуда мы будем
"Россию всей душой любить
И всем своим талантом славить",
никому и никогда нас не сломить.
С уважением - Татьяна Грибанова
Валентина Коркина 4.10.15 17:26
Правда жизни, увиденная глазами и сердцем поэта, боль за родную землю и вера в будущее России... Это и многое другое в стихах подборки берёт за душу, заставляет её страдать от общих сегодняшних невзгод. Всё, о чём говорит Юрий Асмолов, знакомо нам и пережито нами, но поэт говорит об этом своими собственными, незаёмными словами - и это дорого.
Спасибо, Юрий Николаевич!
Новых творческих успехов!
Никола Новиков 3.10.15 17:45
Сложные темы освещает автор.
Есенин видел противоречия и нестыковки
в своё время.
И нашёл выход-Создал "Пугачёв".
Юрий! "Степана Разина" ещё
никто не создал!
Надежда 2.10.15 21:29
Дорогой Юрий, мы, старшее поколение, так же ошибались в своих надеждах. И так же, с опозданием, прозревали. Мы живём в очень трудное время Большой Игры. Редко какая птица долетит до середины Днепра в наши дни. Мне кажется, вы делаете очень много нужного сегодня. И ваши замечательные рассказы о ваших талантливых земляках -писателях, и ваши стихи- всё говорит о вашем творческом взрослении. Я много синяков поимела за свою позицию в русском вопросе. Но остаюсь при своём мнении. То, о чём вы пишите, конечно, правда. Но её уже включили в список "разрешённого". Не разрешено одно, точнее, это "одно" упорно замалчивается - говорить о конституционном расчленении русского народа не на территории бывшего СССР, а на территории федеральной России. Об отсутствии общенациональной русской культурной программы, которая объединила бы наш народ и укрепила бы его исторически доброжелательные отношения со всеми народами РФ, конституционно имеющими сегодня свои культурно-языковые программы. Замалчивается недопустимость нарушения в первой статье нашей Конституции в момент её принятия( по профессиональной неподготовленности большинства депутатов), когда имя Родины-России было поставлено на второе место после имени РФ. Сегодня, в наше обострённо военизированное время, когда все говорят о Сирии, Украине и т.д., мне хотелось бы напомнить о необходимости укрепления конституционного положения государство-образующего народа. И о возвращении в общенациональную память ценностного духовного значения понятия " Родина". И спросить каждого жителя России: может ли имя Родины стоять в Конституции после имени ее Государства?! И за что умирают на войне - за Федерацию, даже с большой буквы? Или по отдельности - за каждую из частей этой федерации? Или всё-таки за нашу общую Родину- Россию? Вот предмет для дискуссии. И мне не хотелось бы, чтоб вы тратили своё талантливое сердце на уже открывшиеся нам тайны. И хорошо, что вы в них уже разобрались. Другое дело, что большинство самого нашего русского народа всё ещё не включилось в осмысление своего положения. Мы говорим о ЖКХ, о коррупции, об украденных миллионах. А главный воз нашей проблемы с места не двигается. С уважением и благодарностью к вашей творческой и человеческой позиции. Бог в помощь! Надежда Мирошниченко
Валентина Коростелёва 2.10.15 18:51
У хорошего поэта всегда есть строки, которые просятся в тетрадь читателя, и самому придирчивому "другу" их не объехать, не обойти. Вот что я выделила для себя.
О войне:
... И потому она страшней,
Что убивает душу,
Что обрекает и детей
Делить моря и сушу.

А эти строки благополучным и обласканным в своей сфере людям покажутся большим преувеличением, - но таких, к счастью или наоборот, - меньшинство.

...Россия-Русь!
Ты в целом свете ныне
Одна – как перст.
И вижу в страшных снах,
Как золотою пчёлкой в паутине
Ты бьёшься и слабеешь на глазах.

А это уже – жёсткая к себе, откровенная иллюстрация к известным словам о том, что "каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны".

... Ну что ж! Я виноват! Я знаю.
И сам себя я не прощаю –
Ведь грош цена камням моим:
Они и лёгкие, как дым,
И я не метко их бросаю,
И с опозданием большим.

Вот за такие и подобные им строки большое спасибо Юрию Асмолову. И - привет Курску, что сегодня - в объятиях золотой осени!
Светлана Демченко 2.10.15 14:25
Отличная подборка гражданской лирики.
Параллели судеб Рима, Карфагена, России сущностно оправданы, как и эти строки:" У песни - свой, у жизни свой рефрен". И, как долго мы будем его исполнителями, покажет сама жизнь.
Спасибо, Юрий. Будем надеяться, что "гора устоит" и на "третьем Риме - России" замкнётся ответственность за судьбы мира.
С уважением, Светлана Демченко
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА