Геннадий Головин 11.11.15 06:15
Стихотворение к вышеуказанному комментарию.

БАЛ
(По мотивам произведений И. А. Бунина)

В синем, как с иголочки, мундире...
Бал сегодня. В зеркало гляжусь.
Первый раз в недетском, взрослом мире
С гимназисткой мысленно кружусь.
...
Полон зал, пьянит душистым зноем,
Восхищая блеском и маня.
И кажусь себе я сам героем
И влечёт геройствовать меня.

Вальс. Оркестра первые звучанья.
Много милых, славных, но одна...
Молчалива, как бы безучастна,
Внутренней красой озарена.

– Разрешите пригласить на танец? –
Я, учтив и горд. Полупоклон.
Реверанс в ответ, щеки румянец.
... Не отвержен я и, не смешон.

Закружил её легко и ловко.
Счастлив стан поддерживать слегка.
Вот она, дворянская сноровка...
На моём плече её рука!

Мне простятся хитрость и лукавство:
Радостно по залу с неё кружась,
В головокруженьи ритма вальса
Руку ей стараюсь крепче сжать.
...

После бала жить ещё неделю
Светлой, ясной памятью о нём.
Вспоминать, как девичьи горели,
Щёки обжигающим огнём.

Февраль,май 2008
Геннадий Головин 11.11.15 06:10
Здравствуйте, Валентина.
С огромным удовольствием прочёл Вашу статью. Помня о на-шей совместной публикации к 125-летию Анны Ахматовой, хотел бы продолжить наше сотрудничество своеобразным воспомина-нием о моих условных встречах С И. А. Буниным. Они происхо-дили в разные годы и при разных обстоятельствах. Я уверен, что не только у меня, а и у Вас, и у каждого современного писате-ля и поэта состоялись свои встречи, и не только с Буниным, но и с другими классиками русской литературы. Итак: В моей жизни было три условные встречи с писателем Иваном Буниным.
– Первая встреча произошла в 1977 году, когда я служил в мор-ских частях пограничных войск. Наша маленькая база находи-лась в одной из труднодоступных (только по воде) бухт Кольско-го залива. На территории базы было несколько военных зданий, два 5-этаж-ных дома для семей офицеров, в одном из которых находилась почта и магазин, а также здание клуба, в котором была библиотека. После походов мы обычно шли на берег: на почту и в магазин, а я ещё успевал и в библиотеку. В ней я и об-наружил собрание сочине-ний И. А. Бунина за 1956 год. Это бы-ло невероятно, т.к. в те годы его книги почти нигде не издава-лись, а в части, подчиняющейся КГБ, при наличии ОО (особого отдела), не говоря о политуправлении, открыто стояло собрание сочинений писателя эмигранта, к тому же ярого антисоветчика. Помню, я взял один том в поход и в этом томе оказались (навер-ное не слу-чайно) ”Тёмные аллеи“. К ”сожалению“ все листы с
”эротическими (как по тем временам казалось) сценами“ были вырваны. Зато запомнился язык Бунина. Он поразил изыскан-ностью и чистотой слога, и поразительным описанием природы.
– Вторая встреча состоялась через 15 лет, в 1992 году, когда я подписался на собрание сочинений в 8-ми томах (1993-2000), из которого я и открыл не только удивительный русский дворянский мир писателя, но и его нелицеприятную критику в адрес писа-тельской собратии, а также непримиримую политическую пози-цию к советской власти. После прочитанных 8-ми томов, Бунин стал для меня последним писателем, пусть далеко уже не дво-рянской, но царской России, а также одним из любимых писате-лей.
– Третья встреча произошла случайно, в октябре 2010 года. Смотря телевизор, я увидел рекламу культурных событий в столице и среди них выставку, посвящённую 140-летию со дня рождения писателя, в Музее русского слова в Трубниковском переулке. Я не преминул сходить. Выставка была замечательна тем, что я попал чуть ли не в первый день её открытия, и посе-тителей было двое: дама бальзаковского возраста и я. Так мы и ходили с ней из зала в зал, не мешая друг другу, и, спокойно рассматривая экспонаты. Из выставки запомнилось:
– газета врангелевского правительства Крыма, в которой были напечатаны стихи поэта.
– документальный по своей уникальности фильм о вручении Ив. Бунину Нобелевской премии в 1933 году. Бунин во фраке. Дер-жится молодцом. Осанка дворянина. Рядом Вера Николаевна. На заднем плане Цвибах (он же, Седых) и Галина Кузнецова;
– запись голоса писателя: глубокий ровный баритон с проникно-венной грустью, говорившего, именно говорившего, а не декла-мировавшего стихотворение ”Одиночество“, со знаменитыми строками:
”Что ж, камин затоплю, брошу пить.
Хорошо бы собаку купить.“
Результатом этих условных встреч стало написание (тоже в разное время) нескольких стихотворений, одно из которых я приложу в следующем комментарии.
Екатерина Козырева 25.10.15 15:29
В наши окаянные дни такие гармоничные и крепкие вещи, которые создаёт Валентина Коростелёва, действуют как терапия. Была глубокая ночь, но я встаю на стульчик и при помощи вязального крючка выуживаю с верхней полки под самым потолком томик Бунина. Проза. Открываю наугад - "Сверчок". В нём жизнь на Руси - холод, туман, мороз и борьба со смертью... И рассказ короткий, а сколько русской жизни, русского характера и русского языка!
Спасибо, Валя! Есть подумать о чём.
Валентина Коростелёва 24.10.15 13:41
Спасибо за добрые отзывы, друзья. Конечно, хочется, чтобы и молодёжь дорожила таким наследством, как поэзия наших классиков. Я подготовила три книги, хотя работа и продолжается (часть очерков, или документальных рассказов, точнее, - прошла за эти годы в ряде изданий): о русской поэзии, и не только, начиная с Державина; о поэтах ХХ века; и, наконец, о современных, то есть, с конца прошлого века и по настоящее время. И, хотя жизнь показала, что у читателей, в том числе образованных, они пользуются спросом, - издательства наши не видят коммерческой выгоды в таких проектах, а всё остальное для них не столь важно. Откуда же молодые наши, вчерашние школьники, будут черпать духовное богатство? Из учебников, где на очередного классика отводится 2-3 страницы?
А что уж говорить о современных поэтах, что порой живут рядом, или жили в том же городе, или просто в России? А ведь среди них есть поистине большие поэты, о которых я, кстати говоря, не раз писала на этом сайте, в том числе в комментариях
к публикациям.
Вот, такие дела на сегодня. Имидж России как будто растёт, а культура в её пределах - всё на том же уровне, порой ниже плинтуса, когда без мата уже разучились говорить даже вышколенные офисные и административные работники, а на "Радио России" даже ведущие не уважают "великий и могучий", не утруждая себя заглянуть при случае хотя бы в обычный словарь. А уж про гостей, особенно молодых, и говорить нечего. И всё это - от потери ответственности перед
наследием нашей великой литературы, перед будущим России.
Потому даже сегодня гордость за страну, где внутренняя культура человека во всех смыслах оставляет желать лучшего, а народ в своей массе нищает на глазах, - не может быть полновесной и полнокровной.
И тем дороже для нас имена, абсолютные для культуры, в том числе Иван Алексеевич Бунин.
Валентина Беляева 23.10.15 16:33

Тепло, светло, красиво... И всё облачено в белоснежное облако высокой безупречной печали...
В моём городе Воронеже прекрасно сохранился скромный дворянский домик, где в 1870 году родился и провёл первые детские годы Иван Бунин. Мемориальная табличка на его фасаде - робким сиротливым укором нашему современнику... Увы, молодое поколение, да и не только, Бунина не знает.
Валентина Абрамовна, спасибо Вам за Ваш труд с его щемящим чувством доброты и любви. А также за тонкое человеческое сострадание к нелёгкой жертвенной судьбе нашего великого соотечественника.


Екатерина Пионт 23.10.15 12:32
В юности я зачитывалась Буниным, и было больно сознавать, что он не принял перемен, новой, советской власти. Но только
прочла его: "Нет, вы подумайте, до чего дошло - Сталин летит в Персию, а я дрожу, чтобы с ним, не дай бог, чего в дороге не случилось..." Всё встало на место.
А Марину Цветаеву люблю и принимаю такой, какая она есть: если она любит - "взошёл - ночей не сплю...", а нет - мало не покажется.
Валентина, из стихотворений Ивана Бунина пронзало меня только "Одиночество", там оно голосило...
Но в Вашей статье вдруг по-иному отозвалось "Мы рядом шли, но на меня", "всё во мне"... удивительно.
Спасибо Вам!
Игорь 23.10.15 09:59
Добротолюбие учит: «Кто возбраняет устам своим пересуждать, тот хранит сердце своё от страстей, тот ежечасно зрит Бога». По всей видимости, «обвинители», «пересуждающие» жизнь писателя, далеко отстоят от христианства и евангельских заповедей неосуждения: «Не судите, да не судимы будете; Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1–2); «не осуждайте, да неосуждены будете» (Лк. 6:37); «не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь» (1 Кор. 4:5); «неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя» (Рим. 2:1); «удерживай язык свой от зла и уста от лукавых речей» (1 Пет. 3:10).
Господь каждому даёт свои таланты и свой крест — по плечам и по силам. Так что взваливать все кресты непосильной ношей на одного человека невозможно.
При этом никто из сторонников такой безблагодатной позиции не явил в собственной жизни высоких образцов ни святости, ни аскетизма, ни праведничества, ни выдающегося таланта.
Бунин был оболган еврейскими идеологами-безбожниками, которых и сейчас полно в том числе и в образовании. Они всегда мутят воду, как черти и сворачивают с истинных направлений.
Копались бы в своём "грязном белье" и плакали бы о своих грехах, как их учил Господь. .
«Видимыми бесами» назвал иудеев в V веке по Р.Х. святитель Кирилл, Патриарх Александрийский.
Единомысленно со святителем Иоанном Златоустом мудрствовали и все остальные Отцы. Феофилакт Болгарский писал: «Антихрист родится от блудницы нечистой, жидовки сущей из колена Данова». «Возвысившись над всеми, – вторил ему блаженный Ипполит Римский, – он восстановит разрушенный (иудейский ) храм в Иерусалиме, всю страну и пределы ее возвратит иудеям. Затем объявит себя царем их, как и Христос сказал, что иудеи примут антихриста за Мессию»
В полном согласии с древними Отцами учили через четырнадцать веков и русские святые. Так, святитель Игнатий (Брянчанинов, 1807-1867), прославленный в 1988 году Поместным Собором Русской Православной Церкви, писал: «Народ израильский сделался народом по преимуществу отверженным. Иудеи отвергли Спасителя, простерли на воплотившегося Бога богоубийственные руки. Всесовершенного Бога они причислили к разряду преступников и предали поносной казни, как уголовного преступника, как преступника из преступников…
Причиною отречения иудеев от Спасителя была их безнравственная жизнь, и частная и общественная, представлявшая собою постоянное нарушение и попрание Закона Божия… Будучи всецело заняты своим земным значением, мечтая о необыкновенном земном преуспеянии, ради одной суетной мечты они отвергли Мессию. В ослеплении и заблуждении преследуя идею о всемирном господстве… они сочли земное положение свое драгоценным, достойным всякой жертвы…
Отвергши Мессию, совершивши Богоубийство, они окончательно разрушили завет с Богом. За ужасное преступление они несут ужасную казнь. В течение двух тысячелетий упорно пребывают в непримиримой вражде к Богочеловеку»
Другой великий угодник Божий, «всероссийский молитвенник», святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908), прославленный в 1990 году Поместным Собором, писал: «Евреи в большинстве за свое лукавство и бесчисленные злодеяния, в коих не покаялись, погибнут… Евреи не верили пророкам… иудеи не уверовали во Христа и умертвили Его крестною смертию… Они крепко ненавидят нас и болеют дьявольскою ненавистью, они – жалки, несчастны, подвержены страстям, ненависть ослепила их сердечные очи, они враждуют и против Бога, заповедавшего всем любовь…». «Все святые будут свидетели спасительности веры Христовой против евреев».
Цитаты подобного рода можно множить бесконечно. Достаточно сказать, что Юбилейный Архиерейский Собор 2000-го года канонизировал целый сонм святых черносотенцев, таких, как епископ Гермоген (Долганов), протоиерей Иоанн Восторгов, митрополит Владимир (Богоявленский) и многие другие.
Во Святом Евангелии апостол Иоанн повествует нам, что в беседе с иудеями, которые пытались оправдать свои беззакония, ссылаясь на родство со святым патриархом Авраамом – «мы семя Авраамово… отец наш есть Авраам» Господь Иисус Христос сурово обличил их сатанизм, возвестив: «Знаю, что вы семя Авраамово: однако ищете убить Меня… Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала…»
Сие свидетельство Священного Писания, являющееся неотъемлемой частью церковного вероучения, в дальнейшем получило еще более полное развитие и объяснение в Священном Предании, донесшем до нас множество поучений на эту тему.
«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2-е Коринф. 6: 14), – наставлял апостол Павел.


Людмила Владимирова 23.10.15 02:21

Приветствую Вашу статью, милая Валентина Абрамовна. Ваше искреннее, любящее слово о, конечно же, замечательном стилисте, поэте и прозаике.

Но вот гениальным я бы уважаемого Ивана Алексеевича не назвала. Что же, мы все – разные, по-разному и чувствуем, это – нормально. Надеюсь, Вы согласны?..

Благодарна Вам и за строку: «И во все годы скитаний была рядом с ним его жена, мудрая и добрая Вера Николаевна Муромцева». С подачи Марины Цветаевой я её полюбила и почуяла её – ох, какое непростое житие-бытие!..
Снова вспомнились строки из письма М. Цветаевой А. Тесковой о И.А. Бунине:
«Я его не люблю: холодный, жестокий, самонадеянный барин. Его не люблю, но жену его – очень. Она мне очень помогла в моей рукописи, ибо – подруга моей старшей сестры и хорошо помнит тот мир». Речь – о цветаевском «Доме у Старого Пимена».

Не спешу соглашаться с Мариной Цветаевой, ибо попросту не могла знать лично И.А. Бунина. Но вот холодность, барственность все-таки чуяла. Уж не говорю об «Окаянных днях»...
И потому-то еще захотелось откликнутся на Ваше доброе слово, по-хорошему позавидовав Вашему видению, ощущению.

Конечно, любовь И.А. Бунина к России, ЕГО России, никак не может подвергаться сомнению. Как и его огромный литературный талант. Его необходимое нам наследие.

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).
Тихомир 22.10.15 16:00
Очень хорошую статью (опять!) Вы написали, дорогая Валентина Абрамовна!
Григорий Блехман 22.10.15 11:08
" И как это ни удивительно, чем далее, тем уроки его судьбы и творчества становятся всё весомее..."

Дорогая Валентина.
Это не удивительно, когда знаешь Вас: Ваше удивительное умение почувствовать суть души и дарования того, о ком пишете.
Чему НЕ УДИВИЛСЯ в очередной раз.
Потому что, как-то удивительно умеете Вы найти простые и самые точные слова.
За что, в очередной раз, очень Вам благодарен.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА