Геннадий Головин | 11.11.15 06:15 |
Стихотворение к вышеуказанному комментарию.
БАЛ (По мотивам произведений И. А. Бунина) В синем, как с иголочки, мундире... Бал сегодня. В зеркало гляжусь. Первый раз в недетском, взрослом мире С гимназисткой мысленно кружусь. ... Полон зал, пьянит душистым зноем, Восхищая блеском и маня. И кажусь себе я сам героем И влечёт геройствовать меня. Вальс. Оркестра первые звучанья. Много милых, славных, но одна... Молчалива, как бы безучастна, Внутренней красой озарена. – Разрешите пригласить на танец? – Я, учтив и горд. Полупоклон. Реверанс в ответ, щеки румянец. ... Не отвержен я и, не смешон. Закружил её легко и ловко. Счастлив стан поддерживать слегка. Вот она, дворянская сноровка... На моём плече её рука! Мне простятся хитрость и лукавство: Радостно по залу с неё кружась, В головокруженьи ритма вальса Руку ей стараюсь крепче сжать. ... После бала жить ещё неделю Светлой, ясной памятью о нём. Вспоминать, как девичьи горели, Щёки обжигающим огнём. Февраль,май 2008 |
Геннадий Головин | 11.11.15 06:10 |
Здравствуйте, Валентина.
С огромным удовольствием прочёл Вашу статью. Помня о на-шей совместной публикации к 125-летию Анны Ахматовой, хотел бы продолжить наше сотрудничество своеобразным воспомина-нием о моих условных встречах С И. А. Буниным. Они происхо-дили в разные годы и при разных обстоятельствах. Я уверен, что не только у меня, а и у Вас, и у каждого современного писате-ля и поэта состоялись свои встречи, и не только с Буниным, но и с другими классиками русской литературы. Итак: В моей жизни было три условные встречи с писателем Иваном Буниным. – Первая встреча произошла в 1977 году, когда я служил в мор-ских частях пограничных войск. Наша маленькая база находи-лась в одной из труднодоступных (только по воде) бухт Кольско-го залива. На территории базы было несколько военных зданий, два 5-этаж-ных дома для семей офицеров, в одном из которых находилась почта и магазин, а также здание клуба, в котором была библиотека. После походов мы обычно шли на берег: на почту и в магазин, а я ещё успевал и в библиотеку. В ней я и об-наружил собрание сочине-ний И. А. Бунина за 1956 год. Это бы-ло невероятно, т.к. в те годы его книги почти нигде не издава-лись, а в части, подчиняющейся КГБ, при наличии ОО (особого отдела), не говоря о политуправлении, открыто стояло собрание сочинений писателя эмигранта, к тому же ярого антисоветчика. Помню, я взял один том в поход и в этом томе оказались (навер-ное не слу-чайно) ”Тёмные аллеи“. К ”сожалению“ все листы с ”эротическими (как по тем временам казалось) сценами“ были вырваны. Зато запомнился язык Бунина. Он поразил изыскан-ностью и чистотой слога, и поразительным описанием природы. – Вторая встреча состоялась через 15 лет, в 1992 году, когда я подписался на собрание сочинений в 8-ми томах (1993-2000), из которого я и открыл не только удивительный русский дворянский мир писателя, но и его нелицеприятную критику в адрес писа-тельской собратии, а также непримиримую политическую пози-цию к советской власти. После прочитанных 8-ми томов, Бунин стал для меня последним писателем, пусть далеко уже не дво-рянской, но царской России, а также одним из любимых писате-лей. – Третья встреча произошла случайно, в октябре 2010 года. Смотря телевизор, я увидел рекламу культурных событий в столице и среди них выставку, посвящённую 140-летию со дня рождения писателя, в Музее русского слова в Трубниковском переулке. Я не преминул сходить. Выставка была замечательна тем, что я попал чуть ли не в первый день её открытия, и посе-тителей было двое: дама бальзаковского возраста и я. Так мы и ходили с ней из зала в зал, не мешая друг другу, и, спокойно рассматривая экспонаты. Из выставки запомнилось: – газета врангелевского правительства Крыма, в которой были напечатаны стихи поэта. – документальный по своей уникальности фильм о вручении Ив. Бунину Нобелевской премии в 1933 году. Бунин во фраке. Дер-жится молодцом. Осанка дворянина. Рядом Вера Николаевна. На заднем плане Цвибах (он же, Седых) и Галина Кузнецова; – запись голоса писателя: глубокий ровный баритон с проникно-венной грустью, говорившего, именно говорившего, а не декла-мировавшего стихотворение ”Одиночество“, со знаменитыми строками: ”Что ж, камин затоплю, брошу пить. Хорошо бы собаку купить.“ Результатом этих условных встреч стало написание (тоже в разное время) нескольких стихотворений, одно из которых я приложу в следующем комментарии. |
Екатерина Козырева | 25.10.15 15:29 |
В наши окаянные дни такие гармоничные и крепкие вещи, которые создаёт Валентина Коростелёва, действуют как терапия. Была глубокая ночь, но я встаю на стульчик и при помощи вязального крючка выуживаю с верхней полки под самым потолком томик Бунина. Проза. Открываю наугад - "Сверчок". В нём жизнь на Руси - холод, туман, мороз и борьба со смертью... И рассказ короткий, а сколько русской жизни, русского характера и русского языка!
Спасибо, Валя! Есть подумать о чём. |
Валентина Коростелёва | 24.10.15 13:41 |
Спасибо за добрые отзывы, друзья. Конечно, хочется, чтобы и молодёжь дорожила таким наследством, как поэзия наших классиков. Я подготовила три книги, хотя работа и продолжается (часть очерков, или документальных рассказов, точнее, - прошла за эти годы в ряде изданий): о русской поэзии, и не только, начиная с Державина; о поэтах ХХ века; и, наконец, о современных, то есть, с конца прошлого века и по настоящее время. И, хотя жизнь показала, что у читателей, в том числе образованных, они пользуются спросом, - издательства наши не видят коммерческой выгоды в таких проектах, а всё остальное для них не столь важно. Откуда же молодые наши, вчерашние школьники, будут черпать духовное богатство? Из учебников, где на очередного классика отводится 2-3 страницы?
А что уж говорить о современных поэтах, что порой живут рядом, или жили в том же городе, или просто в России? А ведь среди них есть поистине большие поэты, о которых я, кстати говоря, не раз писала на этом сайте, в том числе в комментариях к публикациям. Вот, такие дела на сегодня. Имидж России как будто растёт, а культура в её пределах - всё на том же уровне, порой ниже плинтуса, когда без мата уже разучились говорить даже вышколенные офисные и административные работники, а на "Радио России" даже ведущие не уважают "великий и могучий", не утруждая себя заглянуть при случае хотя бы в обычный словарь. А уж про гостей, особенно молодых, и говорить нечего. И всё это - от потери ответственности перед наследием нашей великой литературы, перед будущим России. Потому даже сегодня гордость за страну, где внутренняя культура человека во всех смыслах оставляет желать лучшего, а народ в своей массе нищает на глазах, - не может быть полновесной и полнокровной. И тем дороже для нас имена, абсолютные для культуры, в том числе Иван Алексеевич Бунин. |
Валентина Беляева | 23.10.15 16:33 |
Тепло, светло, красиво... И всё облачено в белоснежное облако высокой безупречной печали... В моём городе Воронеже прекрасно сохранился скромный дворянский домик, где в 1870 году родился и провёл первые детские годы Иван Бунин. Мемориальная табличка на его фасаде - робким сиротливым укором нашему современнику... Увы, молодое поколение, да и не только, Бунина не знает. Валентина Абрамовна, спасибо Вам за Ваш труд с его щемящим чувством доброты и любви. А также за тонкое человеческое сострадание к нелёгкой жертвенной судьбе нашего великого соотечественника. |
Екатерина Пионт | 23.10.15 12:32 |
В юности я зачитывалась Буниным, и было больно сознавать, что он не принял перемен, новой, советской власти. Но только
прочла его: "Нет, вы подумайте, до чего дошло - Сталин летит в Персию, а я дрожу, чтобы с ним, не дай бог, чего в дороге не случилось..." Всё встало на место. А Марину Цветаеву люблю и принимаю такой, какая она есть: если она любит - "взошёл - ночей не сплю...", а нет - мало не покажется. Валентина, из стихотворений Ивана Бунина пронзало меня только "Одиночество", там оно голосило... Но в Вашей статье вдруг по-иному отозвалось "Мы рядом шли, но на меня", "всё во мне"... удивительно. Спасибо Вам! |
Игорь | 23.10.15 09:59 |
Добротолюбие учит: «Кто возбраняет устам своим пересуждать, тот хранит сердце своё от страстей, тот ежечасно зрит Бога». По всей видимости, «обвинители», «пересуждающие» жизнь писателя, далеко отстоят от христианства и евангельских заповедей неосуждения: «Не судите, да не судимы будете; Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1–2); «не осуждайте, да неосуждены будете» (Лк. 6:37); «не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь» (1 Кор. 4:5); «неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя» (Рим. 2:1); «удерживай язык свой от зла и уста от лукавых речей» (1 Пет. 3:10).
Господь каждому даёт свои таланты и свой крест — по плечам и по силам. Так что взваливать все кресты непосильной ношей на одного человека невозможно. При этом никто из сторонников такой безблагодатной позиции не явил в собственной жизни высоких образцов ни святости, ни аскетизма, ни праведничества, ни выдающегося таланта. Бунин был оболган еврейскими идеологами-безбожниками, которых и сейчас полно в том числе и в образовании. Они всегда мутят воду, как черти и сворачивают с истинных направлений. Копались бы в своём "грязном белье" и плакали бы о своих грехах, как их учил Господь. . «Видимыми бесами» назвал иудеев в V веке по Р.Х. святитель Кирилл, Патриарх Александрийский. Единомысленно со святителем Иоанном Златоустом мудрствовали и все остальные Отцы. Феофилакт Болгарский писал: «Антихрист родится от блудницы нечистой, жидовки сущей из колена Данова». «Возвысившись над всеми, – вторил ему блаженный Ипполит Римский, – он восстановит разрушенный (иудейский ) храм в Иерусалиме, всю страну и пределы ее возвратит иудеям. Затем объявит себя царем их, как и Христос сказал, что иудеи примут антихриста за Мессию» В полном согласии с древними Отцами учили через четырнадцать веков и русские святые. Так, святитель Игнатий (Брянчанинов, 1807-1867), прославленный в 1988 году Поместным Собором Русской Православной Церкви, писал: «Народ израильский сделался народом по преимуществу отверженным. Иудеи отвергли Спасителя, простерли на воплотившегося Бога богоубийственные руки. Всесовершенного Бога они причислили к разряду преступников и предали поносной казни, как уголовного преступника, как преступника из преступников… Причиною отречения иудеев от Спасителя была их безнравственная жизнь, и частная и общественная, представлявшая собою постоянное нарушение и попрание Закона Божия… Будучи всецело заняты своим земным значением, мечтая о необыкновенном земном преуспеянии, ради одной суетной мечты они отвергли Мессию. В ослеплении и заблуждении преследуя идею о всемирном господстве… они сочли земное положение свое драгоценным, достойным всякой жертвы… Отвергши Мессию, совершивши Богоубийство, они окончательно разрушили завет с Богом. За ужасное преступление они несут ужасную казнь. В течение двух тысячелетий упорно пребывают в непримиримой вражде к Богочеловеку» Другой великий угодник Божий, «всероссийский молитвенник», святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908), прославленный в 1990 году Поместным Собором, писал: «Евреи в большинстве за свое лукавство и бесчисленные злодеяния, в коих не покаялись, погибнут… Евреи не верили пророкам… иудеи не уверовали во Христа и умертвили Его крестною смертию… Они крепко ненавидят нас и болеют дьявольскою ненавистью, они – жалки, несчастны, подвержены страстям, ненависть ослепила их сердечные очи, они враждуют и против Бога, заповедавшего всем любовь…». «Все святые будут свидетели спасительности веры Христовой против евреев». Цитаты подобного рода можно множить бесконечно. Достаточно сказать, что Юбилейный Архиерейский Собор 2000-го года канонизировал целый сонм святых черносотенцев, таких, как епископ Гермоген (Долганов), протоиерей Иоанн Восторгов, митрополит Владимир (Богоявленский) и многие другие. Во Святом Евангелии апостол Иоанн повествует нам, что в беседе с иудеями, которые пытались оправдать свои беззакония, ссылаясь на родство со святым патриархом Авраамом – «мы семя Авраамово… отец наш есть Авраам» Господь Иисус Христос сурово обличил их сатанизм, возвестив: «Знаю, что вы семя Авраамово: однако ищете убить Меня… Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала…» Сие свидетельство Священного Писания, являющееся неотъемлемой частью церковного вероучения, в дальнейшем получило еще более полное развитие и объяснение в Священном Предании, донесшем до нас множество поучений на эту тему. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2-е Коринф. 6: 14), – наставлял апостол Павел. |
Людмила Владимирова | 23.10.15 02:21 |
Приветствую Вашу статью, милая Валентина Абрамовна. Ваше искреннее, любящее слово о, конечно же, замечательном стилисте, поэте и прозаике. Но вот гениальным я бы уважаемого Ивана Алексеевича не назвала. Что же, мы все – разные, по-разному и чувствуем, это – нормально. Надеюсь, Вы согласны?.. Благодарна Вам и за строку: «И во все годы скитаний была рядом с ним его жена, мудрая и добрая Вера Николаевна Муромцева». С подачи Марины Цветаевой я её полюбила и почуяла её – ох, какое непростое житие-бытие!.. Снова вспомнились строки из письма М. Цветаевой А. Тесковой о И.А. Бунине: «Я его не люблю: холодный, жестокий, самонадеянный барин. Его не люблю, но жену его – очень. Она мне очень помогла в моей рукописи, ибо – подруга моей старшей сестры и хорошо помнит тот мир». Речь – о цветаевском «Доме у Старого Пимена». Не спешу соглашаться с Мариной Цветаевой, ибо попросту не могла знать лично И.А. Бунина. Но вот холодность, барственность все-таки чуяла. Уж не говорю об «Окаянных днях»... И потому-то еще захотелось откликнутся на Ваше доброе слово, по-хорошему позавидовав Вашему видению, ощущению. Конечно, любовь И.А. Бунина к России, ЕГО России, никак не может подвергаться сомнению. Как и его огромный литературный талант. Его необходимое нам наследие. С уважением, Л. Владимирова (Одесса). |
Тихомир | 22.10.15 16:00 |
Очень хорошую статью (опять!) Вы написали, дорогая Валентина Абрамовна! |
Григорий Блехман | 22.10.15 11:08 |
" И как это ни удивительно, чем далее, тем уроки его судьбы и творчества становятся всё весомее..."
Дорогая Валентина. Это не удивительно, когда знаешь Вас: Ваше удивительное умение почувствовать суть души и дарования того, о ком пишете. Чему НЕ УДИВИЛСЯ в очередной раз. Потому что, как-то удивительно умеете Вы найти простые и самые точные слова. За что, в очередной раз, очень Вам благодарен. |