Страница: 1 2  Все

Елена Юденкова 13.02.17 14:49
«Свете тихий» — один из древнейших поэтических текстов христианской церкви. Этот гимн Спасителю поется на вечернем богослужении и здесь Христос называется Тихим Светом. Представим себе вечер, солнечный закат. Человек благодарит Господа за прожитый день…
Свете тихий (киевский распев), Свете тихий (валаамский распев), Свете тихий – Благословенная Оптина песнь, а новелла Николая Иванова «СВЕТЕ ТИХИЙ» - гимн Матери, написанный и как распев, и как песнь.
И хочется упасть на колени перед бабой Зоей, понимая, что доброта, нежность, ласка и забота - это проявление внутренней силы, а не слабости.
И сколько же этой внутренней силы у автора?!!
Спасибо, Николай Федорович, от всех земляков спасибо!!!
Игорь Тюленев 12.02.17 19:19
Николай, хорошая новелла! Поздравляю!
Валентина Ефимовская 9.02.17 09:39
Самое большое достоинство небольших произведений Николая Иванова в их охвате, в их глобальности. Именно его, а не алчных банкиров, можно назвать – глобалистом в смысле божественного видения Мира человеческого и объемлющей его Божией Вселенной В некоторых из них, как например, в новелле “Золотистый Золотой” – христианский взгляд и любящее сердце писателя охватывают огромное, жестокое поприще войны как таковой, выявляют в этом дымном, пропитанном кровью и ненавистью мире живые токи любви. Она сильнее смерти, сильнее ненависти, когда рождается жертвой. Культура в целом и литература в частности обладает дихотомией – раздвоенностью, исканием истины в многообразии путей к ней. Николаю Иванову, от чистоты и немудрствования его сердца, исполненного любовью, присуще видение единственного пути, по которому всегда шли к истине “простецы” – блаженные, праведники, пастухи. Точно знает единственный путь героиня новеллы – простая русская крестьянка, сполна познавшая все тяготы жизни. Её путь к добру лежит через потери и бедность, одиночество и немощи, которые имеют лишь внешние, зримые приметы. На самом деле эта крестьянка – богата своей любовью, не одинока – неиссякаемой памятью, сильна духом. Читатель с восхищением, легко следует за ней, за этой путеводной звездой. Как известно, для душ падших ангельский, небесный мир закрыт, “ангелы, оставшиеся верными, неприступно закрывают небеса перед ангелами падшими” (Лосский). Баба Зоя из ангелов верных, перед которыми раскрывается небо, по более понятной терминологии – Космос. Но “хитрый” писатель создает свою новеллу не только для того, чтобы мы восхитились личностью русской старушки, но, главное, чтобы мы сами оторвали свои взгляды от земного, бытового, временного и последовали взором и душой за этой героиней к мирам иным. Посмотреть вверх, туда, где живут ангелы, примерить путь бабы Зои к себе – дело сложное, для этого нужно нерациональное сознание. Произведения Николая Иванова раскрывают в нас самих - себя истинных, любовью воспитывают в нас это нерациональное сознание, за что так любимы читателями.
Александр Кувакин 9.02.17 06:20
Настоящий пир русского слова! Это, без сомнения, поэзия - слово самоценным своим даром преображает и реальность, которая оказывается в фокусе авторского созерцания.
Владимир Королёв ( Смоленск ) 5.02.17 21:32
Женское определение жанра "новелла" Николай Фёдорович выбрал из-за глубкого уважения к главной героине, а по плотности образов и смыслов это - эпическая вещь!
"Судьба всё же - не от кукушки, она есть сам человек"
Людмила Владимирова 2.02.17 20:39

Сегодня – Ваш день в моей душе, дорогой Николай Федорович! И хотя «нельзя бороной да по всей душе», да уж так получилось... И она, вспаханная, истово благодарна Вам.

«Отстрелявшись», «попартизанив» «засучив рукава», хоть и «беззвучно поплакав от своего стыдного бессилия» (в связи с 50-летним юбилеем сына...), прочитав, перечитав неоднократно Вашу новеллу, осмеливаюсь сказать и своё слово.
Известить, что многие мысли – поистине афоризмы! – утешили, порадовали: и смеялась, и... всплакнула. Позвольте обратить на них внимание: «На двух колёсах, вообще-то, лётает душа, а на четырёх возится бренное тело... <…> Только вот всё, что между ног – не транспорт...»; «Юмор – он такой, он сковорода без ручки. Собственно, человеку и даны два уха и только один рот для того, чтобы больше слушать и меньше болтать»; «В хорошей избе так: сначала кормить, потом расспрашивать»; «...высыпаться должен водитель, даже если он ефрейтор перед генералом»; «Оно, дерево, умное, корнями глубоко в землю врастать врастало»; «Одному всякому трудно»; «...а судьбы-то ваши всё равно определяются где-то и кем-то, а не вами и не сейчас»; «Судьба всё же – не от кукушки, она есть сам человек…»; «Кладбище – оно, как телевизор, всех к себе собирает...»; «Сентиментальность редко до добра доводит, но уж точно не даёт пополнить ряды истуканов на острове Пасхи»; «Всем Бог наделил человека, кроме защиты от тоски и боли»; «...жизнь – это вовсе не плоские полосы, а клетка светлая, клетка тёмная. Объём. <…> Единственное, чем смог облегчить себе жизнь – засучил рукава. Всё, нету ни клеток, ни полос»; «Чуть перехолостяковал – всё, другой жизни нету. А оно, может, и не надо»; «Вот ведь поколение: сумок с одеждой не надо – дай прижать к груди документы» и др.

И – уж конечно – банальным, м.б., покажется кому-то, но: «В человеке главное – внутренний мир!» И мы вам – не «трусы на верёвочке»!..

Не могу не поделиться восхищением: так вкусно, славно, кратко суметь многое сказать! – «Москва как болтливая баба взахлёб рассказывала о себе в новостях... <…> Москва в эфире продолжала сплетничать, но уже про Питер»! А щит-то дорожный, может, провидит? – «Рекламный щит, увешанный, как грудь маршала, бесчисленными наградами, призвал ВЕРНУТЬСЯ и купить новые окна для СЧАСТЬЯ на улице КОММУНИСТИЧЕСКОЙ».
А с «кур» что за спрос? – «...куры, оправдывая своё количество мозгов, словно сорвались на пожар из своего закутка, чтобы перебежать дорогу перед самыми копытами и затем УСТАЛО ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО» (выделено мною – Л.В.)

И всё-таки – БОЛЬНО! – но «кончилась эпоха…» Больно за бабу Зою, всех стариков. Пуще всего – одиноких...
Однако, подобно Костику, совестливые ДОЛЖНЫ! – «за родовую память спуску никому не давать». Помнить: «...мы тут под присмотром у мёртвых, забаловать не забалуешь».
И да живёт, пусть и «изогнутая от непогоды и времени сосна с отпиленной верхушкой, где трепетало красное знамя»! Тем более, если: «Каждый год находится тот, кто лезет на сосну и меняет выцветший флаг».

Крохотные детали: «краснозадый» мотоцикл, «смесь "Урала" и "Явы"» бывшего председателя колхоза Фёдора Степановича оседлал его внук Олежка, крестник Героини, и – «свет от фары порадовал улицу, на которой СРАЗУ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ отключили на столбах фонари»! Целуются в библиотеке «заказавшие роман мальчик и девочка». Пушкинский роман, «Евгений Онегин»! А на вопрос: «Что там?» – ответ: «Там продолжается жизнь». И подложенный под ножку скамейки амбарный замок, обретённая устойчивость, заключение: «Теперь можно жить дальше». Что ни говорите – достойное применение амбарному замку! И мимо ТОПОРА не проскочишь так уж запросто...
Конечно, и сливы на дороге (ах, стра-а-а-шные санкции!..), и покривившаяся, но крепкая берёзка: держит же на себе трёхголового «Змея Горыныча»! – многое скажут «имеющим уши»... Велосипед – в подарок, взамен украденного – «Ваське», «тщедушному мужичку-старику», ох, непрезентабельному, но не потерявшему чувство человеческого достоинства...

Шалишь, сволота, «комарьё кровососущее», расплодившееся! Вознамерившееся народ «в оглобли загнать». Не загонишь!

И да хранит божничка «не только жизнь бабы Зои, но и историю страны, примирив коммунистов и атеистов, красных и белых»! Да осенит любого «вечерний свет и благодарность за дожитие до него...»

Примите и мой поклон, дорогой Николай Федорович!

Ваша Л. Владимирова (Одесса).
Наталья 2.02.17 17:08
Кто еще может так емко, глубоко, сочно (какой язык!), интересно , вызывая то улыбку, то слезы, катарсис в концовке, представить историю нашей страны и ее настоящее не в эпическом полотне , а в небольшой новелле! Только Мастер...
«…мы тут под присмотром у мертвых, забаловать не забалуешь…» И держит ответ баба Зоя перед прадедами, перед отцом – комиссаром партизанского отряда «За власть Советов», и не может уехать, не потому что боится нового, а потому что и в 90 лет чувствует себя бойцом за родную землю. Не может ее предать… Замечательный образный параллелизм : «Оно, дерево, умное, корнями глубоко в землю врастать врастало…», «возвышалась изогнутая от времени и непогоды сосна с отпиленной верхушкой, на которой трепетало красное знамя…»
Потому и Костик, помнящий о корнях своих, не смог предать родовую память…
Думается, таким вырастет и крестник Олежка - маленький соратник бесстрашной Зои Павловны.
Спасибо, Николай Федорович, за новеллу и за неколебимую веру в стойкость духа русского!

Александр Асеев 2.02.17 09:54
Мне очень понравился образ Костика. О нем всего три-четыре предложения, но за ними - судьба. И логика его поступка; если человек водрузил над местом первого боя своей бабушки знамя Победы, то его путь на Саур-Могилу был предрешен. Его любовь к бабушке, заменившей мать - беспредельна. Одно упоминание о торте - что последний раз ела его при Костике, говорит о том, почему в селе так почитают его. А там, где все на виду, уважают тех, кто забоится о ближних... Потому и зовет внука баба Зоя в свою память, более всего боится, что именно он исчезнет из сознания. Мастерски сделано. Как говорится, без единого гвоздя (расписанных на страницы поступков)
Александр Можаев 1.02.17 16:26
Ни одной лишней фразы. Глубоко, убедительно, зримо.
Нина Бойко 1.02.17 10:52
"Всему нашлось место на этой земле — и крапиве за бревном, и одуванчикам под ногами, и лягушкам, и мошкаре, и кукушке, и Кузе — только не Косте".
Сколько же мыслей вызвала эта новелла, печальных и чутких, схожих с вечерней молитвой!
Свете тихий, святые славы...
Нина ВОЛЧЕНКОВА 31.01.17 15:28
То ли в свой внутренний мир, то ли в иное измерение попадаешь по прочтении новеллы Николая Иванова, и хорошо, если есть "старший... сидящий справа", помогающий осознать происходящее.
"Одному всякому трудно"! Звучат слова автора как постулат. Трудно осознать, почему "всему нашлось места на этой земле - и крапиве за бревном, и одуванчикам под ногами, и лягушкам, и мошкаре, и кукушке, и Кузе - только не Косте", хотя Господом определено здесь место каждому. Судьба? "...она есть сам человек…"

Всматривалась в каждое слово новеллы, а виделся плетеный из цветных ленточек коврик, которые любят мастерить на Брянщине, но непременно заметишь удивительный рисунок судьбы Кости, который
"за родовую память спуску никому не даст" - русский народ по-другому не может, чётко выписанную линию жизни бабы Зои:
" Не в лесу и не на болоте росла, должна уметь". Уметь жить!

Горько от того, что "колесом пошёл белый свет".

Спасибо, Николай Фёдорович!

С уважением,
Сэда Вермишева 31.01.17 14:28
" В человеке главное - внутренний мир".Замечательно сказано!. А когда он у всех на одно плоское лицо - худо становится.
У всех персонажей Н. И. Иванова - индивидуальный внутренний мир.И ка без слов показан - просто ситуация и поступки. Это и есть литература. А не беллетристика. Спасибо, НИколай Федорович, - навсегда запомнила насчет внутреннего мира.!..

Сэда Вермишева
Антонина Сытникова 31.01.17 12:13
Спасибо, Николай Фёдорович.
Невольная улыбка в начале повествования и огромная печаль под занавес с проблесками звёздочек.
И согласна с Галиной Милениной - пора наводить порядок в своём доме, чтобы никто не мог сказать: "Если вы такие духовные, почему живёте так плохо?"
Тамара 31.01.17 09:13
У каждого, кто прочитал эту новеллу, дрогнуло сердце. Иначе и быть не могло. Это фотография, сделанная искусным мастером. И ретушировать ничего не нужно. Каждое слово, сравнения насыщены до предела, они вышибают и слёзы, и боль сердечную, заставляя осмысливать и свою судьбу.
Я почувствовала самого автора, сидящего на бугорке, с которого далеко видны до боли родные просторы. Его память лесным ручейком бежит по судьбам односельчан, своим близким, по страшным дорогам войн, возвращаясь к мирной жизни, в которой живёт мудрость народная, щедрость души, глубокое понимание сути человека. Здесь высокое понимание жизни простого человека, насыщенной тихим героизмом. Здесь истоки здоровья России, здесь истоки самого АВТОРА, которому хочется тихо поклониться.
С уважением и восхищением за исповедь души, за товарищество, преданность идеалам, за ту силу, которая объединяет людей вокруг Вас.
любовь петина 30.01.17 21:54
Дорогой Николай! Я плакала... Спасибо Вам за эти правдивые картины жизни... "На озере под прохладу вновь завелись лягушки, выкликая такой нужный для огородов дождь. Проехал с рёвом на отремонтированном мотоцикле наперегонки с Кузей крестник, надо будет поругать, что даже ей, глуховатой, бьёт по ушам".
Готова ВСТАТЬ с Вами плечом к плечу! Обнимаю Вас!!!
Михаил 30.01.17 18:40
Тихо, ненавязчиво, будто по душам побеседовали на завалинке летним вечером. И васька сидел рядом со сливами, желающий прибить козла к штакетнику, и его бывшая теща, и Олежка с измазанным в зеленку подбородком, и соседка Сима. А Кузя - конечно, трехлапый Кузя лежал рядом, куда без него. И куковала нам кукушка вдали, и крутилась буравчиком мошкара... Вкусно. Зримо. Таких писателей Поляков, о котором здесь много разговоров, точно не пустит на полосу Литгазеты, потому что сам поблекнет. А это недопустимо для него.
И вроде об армии всего два-три слова, а гордость за нее какая! А история страны! Есть с чем поздравить автора и всех читателей. Хотя если быть откровенным, не думал, что после "Брянской повести" Н.Иванов сможет вновь создать такой колорит
Анна Вартаньян 30.01.17 17:48
Разве есть такому слова... Только "Свете тихий..." Спасибо, Николай Фёдорович, от всего сердца...

"Едва вслед за машиной пробежали по обочине отблески подфарников, в палисаднике бабы Зои зелёным поплавком вынырнул внук председателя. Убедившись, что улица пуста, махнул рукой крёстной, прячущейся за погребом: выходи, мы их победили. Та, насколько далеко хватило глаз рассмотреть дорогу, убедилась в этом самолично, и лишь после этого дала проводнику денежку за услугу. Привела себя в порядок и принялась осматривать грядки, где укроп с петрушкой пёрли так, будто огород вспахивался только для них одних. А вот дождика бы не мешало, картошка печётся в земле без него..."

Небесно-вечное и близко-земное. Щемит душа....
Юрий Хабибулин 30.01.17 16:09
Да... Читать было больно, сердце кололо.
Человеческая трагедия и в частном эпизоде, и в общей панораме эпохи.
История ощущается с дыханием живых людей, запахов, звуков, чувств персонажей, голосов, переживаний, памяти прошлого и с жестокой действительностью происходящих событий.
Воспринимается ёмко, мощно, натуралистично до бури эмоций в душе, жалости к бабе Зое, её тяжёлой судьбе и к людям, её окружающим в деревне, не потерявшим из-за невзгод чувство собственного достоинства.
Рок?
Почему ничего нельзя изменить? Или... не нужно? У каждого свой крест по силам и по замыслу Всевышнего?
А земная жизнь лишь испытание "на вшивость" перед небесным судией?
Каждый читатель сам для себя ответит на этот вопрос.
По мне так - всегда надо оставаться людьми, не предавать память и никогда не забывать, что рядом всегда есть те, кому намного хуже, чем тебе!
Произведение, на мой взгляд, как всегда, написано в стиле Николая Фёдоровича - сочно, ярко, образно и душевно.
На высочайшем художественном уровне.
Тема - острая, болезненная, на злобу дня.
Всем рекомендую прочитать!
Екатерина Пионт 30.01.17 15:54


" - Грамоты! Где грамоты?.. приеду к людям, а они и знать не знают, какая я была работящая". Вот гордость её и отдушина.

За спиной каждого военнослужащего стоит такая баба Зоя,
вздрагивающая от каждого тревожного толчка сердца.

Наши российские бабы Зои, словно и родились для того,
чтобы вобрать в себя боль всей земли...
Скорбя и оплакивая своих сыновей, верить, что живы.

Спасибо Вам.

Анатолий Аврутин 30.01.17 15:45
Всегда читаю прозу Николая Федоровича с особым чувством -- непременно берет за живое. Ничего придуманного или вымученного, все настоящее -- то, ради чего, собственно, и существует русская Литература, испокон ставящая перед человечеством неудобные вопросы, на которые не существует однозначных ответов. Но задуматься, оглянуться вокруг, посмотреть на мир и на себя самого иными глазами такие произведения заставляют любого, кто не до конца очерствел душой.
Если вы, дорогой Николай Федорович, не возражаете, то по давней традиции помещу эту вещь в нашем журнале.
Сергей Константинов 30.01.17 14:19
Упругая, плотная, образная проза. И совершенно нет случайностей, каждый образ запоминаем, несет свою нагрузку. Такие рассказы наискосок не читаются...
Григорий Блехман 30.01.17 13:57
Конечно, это от природы.
Николай Иванов каким-то образом умеет сразу вовлечь тебя в ту обстановку, о которой рассказывает, в судьбы его героев и атмосферу времени, из которой они вышли и в которой оказались сейчас.
И что очень важно,- даёт возможность читателю постоянно следить за тем, как трудится душа каждого из них в предлагаемых жизнью обстоятельствах.
Кроме того, вот эти самые простые и каждому известные вещи - топор и крючок - под пером Мастера дают ту прелюдию, которая и вбирает внимание читателя полностью, потому что с первых фраз чувствуешь качество прозы.

Спасибо, дорогой Николай Фёдорович, за это качество.
И конечно же, - новых тебе строчек.
Светлана Демченко 30.01.17 13:49
"Божничка словно хранила не только жизнь бабы Зои, но и историю страны, примирив коммунистов и атеистов, красных и белых..." Эта строка несёт в себе понимание того, что мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей. Жизни нужна жизнь с её ступенями, по которым она восходит, превозмогая себя. Проповедью бабы Зои, её поколения выступают не столько слова молитвы, сколько сама их жизнь. Спасибо, Николай Фёдорович, за Вашу мудрость, за прекрасную новеллу, повествующую о силе и преемственности Духа жизнетворения.
С уважением, Светлана Демченко
Миленина Галина 30.01.17 13:22
Не стану повторять дифирамбы, Николай Фёдорович, я безусловно в восторге от вашего таланта. Только в конце вот подумала, а если не приводить полмира в порядок, а в своём доме порядок навести? Были бы все героические и не только бабы Зои присмотрены и накормлены, города красивы и чисты. Ну это моё субъективное...
Татьяна Грибанова 30.01.17 12:24
Спасибо, Николай Фёдорович!
О нашем и по-нашему. Без приукрас, как есть.
Здоровья вам, Мастер! Сил духовных и физических на долгие годы!

С теплом и поклоном - Т. Грибанова.
Валентина Беляева 30.01.17 12:02
"Эх, остаться бы хоть на день-два, - помечтал Кречет, прекрасно зная, что оба не могут этого сделать. Даже на день. Лично у него формирование батальона разминирования в бывшую Югославию: как воевать, так полмира, а как приводить всё в порядок — Россия, вперёд! - Крыльцо бы подправить."

На первый взгляд – предельно прозрачно. Но, если погрузиться… Югославия? Какое щемяще красивое название расстрелянной эпохи! Может быть, это ностальгия? А куда от неё деться? Как и от этой реальности русского «крыльца», которое вот-вот свалится наземь…

"Баба Зоя полулежала на ступеньке крыльца и примерялась, что можно подсунуть под ножку покосившейся лавки. Под руки попался амбарный замок, привезённый друзьями Костика. С усилием, но затолкала его под ножку. Переваливаясь, взобралась на сиденье, проверила на устойчивость. Теперь можно жить дальше."

И здесь - на первый взгляд - куда как проще: амбарным замком старушка подпёрла свою лавку. Что может быть надёжнее! Но, увы, лишь на ничтожное время… А что дальше? Потрясающий символ! И распахнутая как зияющая рана наша общая боль.
Здесь бездна… Как счастья, оттого, что помним - откуда мы и зачем, а потому противостоим безумству мира, - так и нашей великой драмы…

Хочется пожелать Николаю Фёдоровичу мужества выдержать всё, что волею высших сил легло на его плечи…

Светлана Курач 30.01.17 11:49
" Судьба всё же — не от кукушки, она есть сам человек…" Спасибо, что просто и светло сказали об этом. С новой удачей, Николай Фёдорович.
(Ерофеева)Тверская 30.01.17 10:09
"... несколько звёздочек всё же проклюнулось сквозь тучи.."
Вот и ещё одна новелла проклюнулась на свет и даёт крепкие, красивые ростки!
Мои поздравления, Николай! До кома в горле... Сколько таких вот баб Зой, с прекрасными и тяжёлыми судьбами, по Руси-матушке?! Мне понятен и трогателен её поступок, её "бегство", - дом, это не только крепость, дом это - корни....
Спасибо!

С уважением,
Валентина
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА