Страница: 1 2  Все

Вениамин Побежимов 29.08.17 11:34
Стих вязать непростая работа,
И не каждый взойдёт на Парнас.
Ведь поэзия - лунное что-то,
Нисходящее сверху на нас.
Сергей Боровский 5.04.17 18:15
Великим будущим коллегам

Шекспиры, Пушкины и Блоки –
Певцы грядущих сотен лет!
Не будьте к школьникам жестоки,
Облагораживая свет.
Пусть ваши славные скрижали
Им дарят радость, а не грусть.
Чтоб вас за них не проклинали,
Зубря часами наизусть.
Блюдите рифму и размеры,
И в битвах с происками тьмы
Поберегите от химеры
Неискушённые умы.
Сюжет выстраивайте гладко,
Лишая резких перемен,
А о любви – лишь вскользь и кратко,
Без ярко выраженных сцен.
Не обнажайте безоглядно
Страстей кипящую волну,
Чтоб души трепетные жадно
Не устремлялись в глубину.
Оставьте место для догадок,
В вуаль укутывая суть.
Легко устроить беспорядок,
Сложней гармонию вернуть.
К чему им лишние обузы?
Творите, делая добро.
И не умолкнут ваши музы,
И не испишется перо!
Борис Басманов 21.03.17 10:48
Я неоднократно слышал и сам так считаю: «Поэзия - мелодия Души!». Поэзией может быть проникнуто каждое произведение искусства. Утончённое восприятие происходящего вокруг доброй и отзывчивой Душой может поднять творение автора до уровня КЛАССИКИ. В стихотворных текстах Поэзия - это афористичное, по сути, описание эмоций человека при опосредовании Божественной Гармонии Бытия. Следовательно, стихи - это не всегда Поэзия… Некоторые участники не поняли, что им предлагают обсудить, и сразу поставили вопрос: «Что такое поэзия?». Спасибо Анатолию Аврутину, стихи которого наполнены поэзией, за напоминание об определении Поэзии горячего испанца Федерико Гарсиа Лорки.
Перед писателями, пишут ли они в прозе или в стихах, сегодня главная новизна заключается в ответах на вызовы времени в нынешней РФ при отсутствии в стране инициативного, жизнедеятельного Гражданского общества. Главная задача для новой литературы молодых дарований - пестовать свой талант и на примерах отечественной и мировой КЛАССИКИ поднимать свой уровень до общенародного признания. Но понимают ли они эту задачу?.. Готовы ли они на титанический каждодневный труд по её решению?.. Грустно читать признание Виктора Кирюшина: «На семинарах молодых литераторов приходилось слышать мнение и о том, что чрезмерная зацикленность на классике, её обожествление, не даёт возможности заявить о себе современным поэтам».
Я согласен с мнением Анатолия Аврутина, что на заявленную тему серьёзного разговора не получается. Это объясняется неопределённостью заданной для обсуждения темы: для осмысления «новизны в поэзии» (не технологий стихотворчества) было бы неплохо послушать искусствоведов и философов, а совмещать обсуждение «новизны» и в поэзии, и в литературе (стихах), что «растекаться мыслью по древу».
Мудрый Николай Иванович Дорошенко сразу почувствовал эту несуразность и дважды попытался ввести дискуссию в комментариях к публикации в «РП» в продуктивное русло. Однако два несовместимых определения ПОЭЗИИ в российском литературоведении оказались серьёзным препятствием.
С уважением, Борис Басманов.
Светлана Демченко 22.02.17 19:31
Владимиру Подлузскому.
Рада, что Вы знакомы с этой статьёй. Спасибо за прочтение.
В комментарии к ней есть такая поправка: "Примечание: известный русский поэт Василий Дворцов родился в Томске, много лет прожил в Новосибирске, 9 последних лет проживает в гор.Москве. В заблуждение ввела страница, на которой опубликована поэма «Ермак» в «РП». http://www.rospisatel.ru/dvorzov-55.htm Приношу извинение В.Дворцову и читателям".
Статья написана по случаю подготовки и выпуска Антологии "Современная поэма".(Издательство "Ниаландо". М. 2017).
Владимир Подлузский 22.02.17 13:39
В интернете нашёл статью хорошо известного читателям РП литературного критика Светланы Демченко "Умчался ль век эпических поэм?..." Вот что она пишет:
"Между тем в творчестве многих современных поэтов просматриваются продолжающиеся поиски в укреплении реалистических основ и лирического изображения в созданных ими поэмах. Качественные изменения происходят и в метрике, и в принципах рифмовки, и в искусстве раскрытия тем, и в строфике, и в самом жанре.
Речь идёт о поэмах, к примеру, Василия Дворцова из Краснодарского края (поэма "Ермак"), Владимира Подлузского из Сыктывкара (поэма "Русская труба"), Сергея Тимшина из Краснодарского края (поэма "Даль Волжская"), Сергея Луценко (из п.Павловска Воронежской области (поэма "Окаянный"), Анны Маркиной из Москвы (поэма "О том, что жизнь продолжается..."). Их поэмы оригинальны композиционным строем, тематическим соотношением и упорядоченностью глав, симбиозом средств эпики, лирики, реализма, порой тяготением к монументализму. Язык творений пластичен, выразителен, стих не только слышим уху, но он, образно говоря, явен и глазу. Это своеобразный "эпос сердца" и "стихии" потрясений в судьбе русского человека и России".
Не равнодушны к эпическому жанру и современные журналы. Например, на днях журнал "Нижний Новгород" опубликовал мою поэму "Сказ о царевиче Алексее", посвящённую столетию русской революции.
Андрей Расторгуев 22.02.17 07:24
В порядке не саморекламы, но просто реакции на реплику Николая Ивановича: есть у меня поэмы и на современном материале, да и опубликованная в декабре "Багрение", разумеется, обращена в нынешний день. Что же касается обновления формы, то, на мой взгляд, да - русский язык и русская поэтическая традиция в этом отношении неисчерпаемы, но обновление это действительно происходит лишь тогда, когда его требует новое содержание. Иначе - пустышка. А вот как и у кого это происходит в отнюдь не бедной, на мой взгляд, сегодняшней русской поэзии, требует предметного анализа (а он, в свою очередь - сил и времени). Тогда, очевидно, и дискуссия будет более плодотворной, пока же - просто фиксация позиций.
Сэда Вермишева 19.02.17 21:22
Самая большая новизна - считать рифмованные очерки поэзией.
Александр Бобров 19.02.17 15:23
Помню, поехал в Венгрию, чтобы выступить в Будапештском университете. Заведующая кабинетом «Русский мир» Ильдико Палаши написала мне, чего от меня ждут: «Что касается темы встречи, я полностью полагаюсь на Ваши приоритеты. Нас, естественно, очень интересуют Ваши взгляды на современную литературу и культуру, Ваше личное отношение к Венгрии и венграм. Мы были бы очень признательны, если бы Вы зачитали свои стихи о Венгрии. Также нам очень интересна “ведьмина кухня” писателя и поэта…».
Я задумался над этой «ведьминой кухней» и понял, что темнить и мудрствовать лукаво, брать пример с авторов современного учебника "Поэзия" – не желаю. Написал восемь прямых строк, с которых начал своё выступление для тех, кто интересуется русским языком и сокровенным подходом к творчеству:
* * *
«В том, что не ложь - уже поэзия», -
Как утверждал Эмиль Золя.
Лжецы сосуды перерезали,
Которыми жива земля.

Навязаны задачи узкие,
И как поэтам воспарить? -
Спасительно остаться русскими.
Посильно
правду говорить!

Не шедевр, но зарифмованное убеждение!
Валентина Коростелёва 19.02.17 12:42
Нынче поэзия стала для многих ремеслом, рифмовкой на тему. И тут возможна только формальная новизна, а ведь разговор задан ради другого, более высокого.
Хорошо, если из 10 попавших на глаза подборок окажется та, что царапнет сердце. Болью, восторгом или тихой щемящей тайной, как у Владимира Соколова. О Рубцове уже не говорю, «о нём всё сказано». Конечно, такие таланты рождаются нечасто, но для пишущих есть этот маяк впереди.
А форма - куда ж без неё? Бывает, есть чувство, есть желание сказать своё, - но рифмы очень приблизительные, но законченного сюжета нет, и стихотворение "плывёт"... Конечно, это было всегда, не всем даны внутреннее зрение и слух. Но приёмные комиссии поддерживали определённый уровень стихов, позволявших носить звание писателя. И читатели по всему поэтому были образованнее и требовательнее.
А сегодня, столкнувшись с валом псевдопоэзии, где вместо чувства - рассудочность, вместо гармоничной формы - набор строк с хаотичными знаками препинания или вовсе без них (плохая услуга автору), - люди не хотят тратить ни время, ни деньги на такую «новую» литературу. И книжные магазины, не особенно вникая в суть, и достойную современную поэзию определили «вне закона», за исключением изданий поэтов-песенников, серийных детективов и откровений разного рода звёзд. Дожили, называется. «Но это уже другая история».
Марина Редина 19.02.17 10:43
Сама по себе новизна - в любом виде искусства - явление, как мне кажется, однозначно положительное. Это как белизна чистого листа. Даже просто хорошо выспавшись, можно весь мир увидеть по-новому. "По-новому окинешь взглядом/даль снежных улиц..."
А вот новаторство... Если подразумевать это слово, похожее на топор, то тут возникает опаска. А не повредит ли он живое, не убьет ли?
По счастью, после 20-х годов прошлого века мы уже выработали защитную реакцию против попыток накормить нас толченым стеклом. И если кто и попытается сходу потрясти воображение общества, то только голым задом. Количество попыток что-то сломать ограничено. Чем дальше, тем более все предсказуемо и потому неинтересно. Пусть сами едят.
А вот тайна творчества так и останется тайной, как Джоконда.
Очень понравилось выступление Валентины Ефимовской. Глубокое, сложное, многогранное и точное.
И вообще все это обсуждение нужно еще долго изучать и осмыслять.
Игорь Смирнов 18.02.17 20:28
Этот разговор заранее обречен на некую условность.
Потому что действительность сегодня такова, что для всей страны самый крупный сегодня поэт Полозкова. И хоть новый Пушкин сегодня появится, хоть даже такой новатор, как Маяковский, власть будет продвигать по всем СМИ Полозкову. Надо будет, её как Прилепина покажут санитаркой или связистской одного из донбасских батальонов. Все будут, как некая Петина, фотографиями Полозковой и Прилепина украшать кастрюли на своей кухне.
И пусть тут напишут сто спичей в честь Сырневой, дальше цехового сайта эта новость не разлетится.
Такой ситуации в литературе никогда нигде в мире и ни при каких тоталитарных режимах не было. Даже в США появился президент Трамп не в масть для глобальной мафии, и его вытравляют, как нечаянную татуировку.
Андрей Вершинин 18.02.17 19:34
Анатолию Аврутину.

Мне кажется, что именно тема, заявленная в заголовке, определила характер самого разговора. Ведь, что значит новизна в поэзии. Поэзия - сама по себе всегда нова, потому что если чьи-то стихотворения получают название "поэзия", то они априори свежи и оригинальны в любой самой традиционной форме. Вот об этом и говорят уважаемые Н.И. Дорошенко, Г.И. Блехман, А.Щербаков... Говорят о том, что поэты рождаются в любые времена, и если человек рождён поэтом, он обязательно себя проявит рано или поздно. Тут кому как повезёт.
Что касается Вашего замечания по поводу четверостишия Самойлова, то в контексте своего разговора Г.Блехман и привёл его не как "протокол о намерениях", а скорее, как мечту к достижению высшего уровня гражданской лирики. Прочитайте внимательнее, и Вы согласитесь.
Это же касается и размышлений В.В. Дворцова, который мастерски владеет эпическим жанром - даром по нынешним временам уникальным.
Так что, уважаемый Анатолий Аврутин, не могу с Вами согласиться в том, что "не получается серьёзного разговора на тему, что заявлена в заголовке материала". Именно такой и получается разговор.
Анатолий Аврутин 18.02.17 15:47
Как-то не получается серьезного разговора на ту тему, что заявлена в заголовке материала. И комментирующих мало, и на второстепенные частности многие сбились. Кроме двух исповедальных комментариев Николая Ивановича Дорошенко особенно и обратить внимание не на что. Кстати, отнюдь не уверен, что в наше время именно эпос, как утверждает высоко чтимый мной Василий Дворцов, должен определять лицо поэзии. Увы, иные времена... Не каждый, именующий себя поэтом, повторит наизусть даже "Я помню чудное мгновенье..."
Уважаемый Г.И. Блехман напоминает известные самойловские строки " большую повесть поколенья /шептать, нащупывая звук, / шептать, дрожа от изумленья, /и слёзы слизывая с губ". Но у самого Самойлова это, скорее, протокол о намерениях, а не сама "большая повесть поколенья". К тому же весьма неряшливо написанный -- для такого мастера в программных стихах все же непозволительно рифмовать "губ" и "звук"... Хотя и это не главное в разговоре о поэтической новизне. Придет в литературу новый человек с дарованием, равным рубцовскому, напишет о самых обыденных вещах по-своему, свежо и ярко... Вот и ощутим новизну... Так во все времена было в русской словесности. И, не сомневаюсь, будет еще не раз...
Сергей Сметанин 18.02.17 13:44
Поддерживаю вышесказанное и нижеприведённое. Мысли самые глубокие и злободневные. Но, может быть, некстати, захотелось и пошутить:
:)
Новизна в поэзии

Бьёт обушок, сверкает лезвие,
То осторожно, то опасно.
Всегда есть свежее в поэзии,
И оттого она прекрасна.

Суда в ней более, открытия?
Или харизмы слишком мало?
Чего от молоди хотите вы,
Когда она есть лишь начало?

Зато в Москве довольно нового:
В газетах шум вельми суровый.
Вы посмотрите на Петрова. Во!
Он приоделся в шарфик новый.

Надел медаль великий Сидоров,
И, не скажу про Иванова,
Но, милый друг, в преддверье выборов,
Всё это ново, очень ново!
:)
Уж извините за шутку, если кого-то она легонько задела.
А вот ссылка на новое произведение в жанре авторского лирического гипертекста:
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=511288

С уважением
Григорий Блехман 18.02.17 12:36
Мне кажется, что, если "юноше, обдумывающему житьё", кажется, будто "чрезмерная зацикленность на классике, её обожествление не даёт возможности заявить о себе современным поэтам", с ним непременно нужно поговорить.
Поговорить о том, что любая "защикленность" кончается тогда, когда появляется новое поэтическое дарование. И это дарование сразу становится в ряд с теми, на ком до его появления были "зациклены" читатели и профессиональные литераторы. Просто показать это по временам и именам, что не сложно и очень наглядно.
И непременно объяснить, что, если природа тебя наградила этой "искрой Божьей", обязательно о себе заявишь. Нужно только трудиться, постоянно расширяя свой кругозор и повышая культурный уровень.

Что же до формы поэтических произведений, то она должна быть органична природе твоего дарования. Тютчев, к примеру, не написал эпос, но его имя так и остаётся в ряду выдающихся имён мировой поэзии. Подобные примеры можно приводить долго.
Поэтому, на мой взгляд, главное состоит в том, чтобы в тебе не превалировало стремление заявить о себе, а превалировало стремление "найти себя в себе самом однажды за работой".

Конечно, замечательно, если в какой-то момент у тебя получится "большую повесть поколенья /шептать, нащупывая звук, / шептать, дрожа от изумленья, /и слёзы слизывая с губ". Но при этом всегда нужно помнить, что "поэзию не обязательно искать в небе, её можно найти и в траве. Нужно только уметь нагнуться".

В общем, все эти размышления, наверное, сводятся к одному: не надо спешить и думать, как о себе заявить, а лучше постоянно наполняться, вчитываясь в классику и лучшее современное, вглядываясь и вслушиваясь в мир и произведения искусства всех жанров, а также, в самого себя.
И тогда в какой-то момент твоего постоянного духовного труда и литературной работы, при наличии в тебе поэтического дара ты непременно о себе заявишь.
Ведь важно не сиюминутное звучание твоего имени, а прочный тому фундамент, который позволит этому звучанию стать эхом на долгие времена.
Александр Кувакин 18.02.17 04:25
Права Наталья Викторовна, "понятие «новизна» в прямом его значении к русской поэзии не приложимо". Но тема определена, как "новизна в поэзии". Только вот какой? Следует уточнить тему. А если, по умолчанию, имеется в виду русская поэзия, то абсолютно прав Василий Владимирович Дворцов: "Эпос, который должен быть в любом творчестве вершиной и доминантой, сегодня в упадке". Но если Пушкин был "эхо русского народа", то, может быть, дело не в эпосе, а, собственно, в народе? Который разошелся кто куда - от макроэкономики до крайних пределов реального выживания.
Григорий Блехман 17.02.17 21:26
По-моему, поэзия испокон веков рождается от очень сильных чувств и озарения, как их выразить.
Могут разниться формы этого выражения, потому что каждый человек по природе своей индивидуален, но суть одна: если умеешь СКАЗАТЬ, твоё слово тронет не только ум, но и душу, а, если просто поговоришь без высокого, искреннего и меткого содержания,, ни одна форма не поможет.

Ну и, конечно же, классика, оттого и классика, что её глубины неисчерпаемы. Глубины идут оттуда. поэтому она всегда современна.
А форма выразить эти глубины, в тебе трансформированные, оригинально по мысли, зависит от твоего природного дара.
Поэтому, на мой взгляд, ничего выдумывать специально не надо.
Надо лишь читать постоянно и много и вслушиваться в читаемое, наблюдаемое, ощущаемое, а также, в самого себя,- как это в тебе трансформируется, чтобы вынести собственное суждение в удобной тебе поэтической форме.
Тогда и твой "образ мира в слове явленный" в любые времена будет современным.
Ведь Пушкин, Тютчев, Блок, Рубцов... современны во все времена.
Александр Щербаков 17.02.17 13:06
"НесчастьЮ верная сестра...."
Да, о новизне давно сказано: что талантливо, то и ново... Всё просто, как... бином Ньютона. К примеру, думал я, что иркутскую "стенку" крепких поэтов знал от и до, поименно. Однако года два назад вдруг открыл в "НС" иркутянку Валентину Сидоренко, удивительно талантливую. Стихи точные, умные, искренние. Новые. Хотя вроде и традиционные. Или возьмите Ольгу Фокину. Никаких тебе изысков, никакого "новаторства", а ведь лучше неё о деревне, о крестьянах и особено крестьянках никто нынче не пишет. Чем она берёт? Да той же искренностью, простодушием, правдивостью, которые, может, и есть поэтический талант. По крайне мере, русский. А Дворцов о каких-то кризисах поэзии... Знать её надо, не замыкаясь на "обоймах".
Николай Дорошенко 17.02.17 12:20
Дворцову

Василий Владимирович, эпигонство и следование традиции - это не одно и то же.
Никто не будет оспаривать то, что эпический жанр - самый высокий, что требует он особого способа мышления, особой протяженности мысли.
Вот у Сырневой стихотворение "Противостояние Марсу"

Над черной пропастью пруда,
над темным лесом и над степью
встает кровавая звезда
во всем своем великолепье.
Она царит, в сердца неся
и восхищенье, и усталость,
и перед ней природа вся
ушла во тьму и тихо сжалась.
И всякий маленький листок
молчал, и птица затаилась.
И каждый тихо изнемог,
еще не зная, что случилось.
Звезда! Ничтожны пред тобой
мои поля, мои дубравы,
когда ты луч бросаешь свой
для развлеченья и забавы.
И подойдя, что ближе нет,
как злобный дух на голос выпи,
ты льешь на нас разящий свет,
который днем из нас же выпит.
И мы молчим из нашей тьмы,
подняв растерянные лица —
затем, что не умеем мы
противостать, оборониться.
Мы тихо сжались, чтоб пришли
разруха, войны и неволи
и обескровленной Земли
сухая судорога боли.
Я не ищу судьбы иной
и не гонюсь за легкой славой:
не отразить мне свет ночной,
насквозь пропитанный отравой.
Но травы, птицы и цветы
меня о будущем просили.
И молча вышли я и ты
навстречу неизвестной силе.

Это эпическое стихотворение именно по характеру мысли.
Но обрати внимание на то, что современные поэмы - твои собственные, Ирины Семеновой и Расторгуева - написаны на историческом материале, а не на современном. Это потому, что события прошлого сами уже обрели свои смысловые пространства в нашем мироздании.
Но вот же Сырнева сумела под "мы" обозначить, как на гигантском полотне, словно бы аж все человечество, которому некий рок бросил страшный вызов. В этом её новизна. И плевать мне, какая у неё рифма. Это новизна самого таланта.
А вот заключительная часть её стихотворения "Зимняя свадьба" - это когда герои, отгуляв свадьбу (вдоволь нажившись на этом свете), попадают в рай:

Долго душе привыкать,
как на чужбине, в раю,
вечно грустить-вспоминать
зимнюю свадьбу свою.
Из невозвратных краев
немо смотреть с высоты
на белоснежный покров,
на ледяные цветы.
Некому будет спросить:
чем ты, душа, смущена?
И не успела остыть вровень
с бессмертьем она.

Это не эпос, но это картинка, увиденная зрением эпическим и написанная эпической широкой кистью.
Нынешнее время стремительно меняется, не успевают глыбы новых Гекторов и Ахиллесов сформироваться и затвердеть - а уже из их крошки вылепляются новые Гекторы и Ахиллесы. Мы живем словно бы в муравейнике, внутри броунского движения. Какой уж тут эпос.
Хотя, с другой стороны, Сырнева в "Противостоянии Марсу" все лишнее отсекла и прояснилась воля, судьба и "обескровленной Земли
сухая судорога боли" во вселенском масштабе.
Поэзия - это так просто - сего лишь поставь слова в определенном порядке, придай им живой, как в глазах, блеск, подчини их мелодии живого человеческого голоса - и всё. Но почему у одних получается живое, а у других мертвое - это великая тайна.
Может быть разговор о поэзии самым продуктивным получился бы, если б мы осмысляли опыт тех современных поэтов, которые открывают новые смысловые пространства. Пушкин все смысловое богатство мировой поэзии, в конце концов, использовал, как кирпичи от старой печки используют для строительства новой, более просторной.
Дворцов 17.02.17 10:22
Николаю Ивановичу Дорошенко.
Счастлив, что стучал, стучал и достучался - открыли таки дверь в обсуждение проблемы. Если уже не беды: да, наша современная поэзия в явном всем кризисе. Возможно не только наша, русская, но что нам до немцев? Пушкин, Маяковский, Кузнецов, говорите? Николай Иванович, а сколько сегодня очень даже неплохих Есениных с нами за столом сидят? И что с того? "Берёзонька над реченькой, соловушка на зореньке" - да разве кто посмеет не похвалить? Нет, давайте честно: Русская Поэзия сегодня в кризисе дурного подражательства формам и содержанию находок 50-летней давности. Чему мы радуемся? - 2-3 свежим строчкам в сотнях штампованных? Да один только "бум женской поэзии" - страшный признак застоя! Хорошо как-то Александр Бобров вспомнил высказывание Льва Толстого о том, что из средних (!) писателей лучшие женщины, потому как эмоциональнее и честнее. Николай Иванович, вы-то видите, хоть и лукавите - эпос, который должен быть в любом творчестве вершиной и доминантой сегодня в упадке. Эх...
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА