Игорь | 10.03.17 19:23 |
"..., встречая большой и важный состав с гробом мечты. И Ваня вышел на платформу со сборным инкрустированным гробом, его встречали Маруся, Дуся и меньшенький Ваня, а еще под красными знаменами, под белыми липами на мостике дежурного по станции дул марш композитора Шопена сводный оркестр орденоносного побежденного военного округа, лично управляемый таким же облезлым тамбурмажором, как и тот верблюд, что стоял на стрелке пули."
Трудно понимать: либо придурасто писано, либо сочиняют под Саль. Дали. Но не сразу определишь, какой орган он у себя отрезал... |
Валентина Беляева | 27.02.17 16:32 |
Нечаянная ошибка. Исправление и дополнение к предыдущему комментарию:
"Исход" - потрясающая, запредельная миниатюра. ДЕВОЧКА - прекрасное дитя с таким же прекрасным как и сама щемящим именем - НОВОРОССИЯ. А вокруг неё - безразличный, безжалостный, жестокий мир... Наверное, только родившийся там и с Божьей метой на челе способен ТАК изобразить трагедию этого кусочка русской земли. И самое страшное - безысходную, тупиковую... Возможно ли возвращение после ИСХОДА? Может быть. Но только после того, как умрут все пассажиры, проходившие по перрону, которые "думали предположения" - почему, девочка, прислонившись к фонарному столбу, льёт слёзы на белые щёчки... Сергею Котькало - моя особая признательность... И благодарность за чувства, которым не существует цены... |
Валентина Беляева | 27.02.17 09:09 |
"Исход" - миниатюра поразительная, цепенящая, невероятная. Это произведение - наряду с другими великими произведениями великих писателей - на пике русской литературы всех времён. И оспорить это очень сложно.
"Движение пассажиров еще пуще занервничало, и, когда состав мало-помалу стал отваливать, сникло. Затем и во все исчезло, и осталась одиноко плакать лишь она – девочка..." Это лик Украины. Это она - в траурном старомодном, доставшемся по наследству панбархатном красивом платье... Это она "заброшено и отрешенно держалась плечом фонарного столба, слегка наклонив, полную пышных льняных волос головку, тихенько плакала, но ни в коей мере не всхлипывала, а натурально и правильно лила слезы из больших карих глаз на белые щеки, вздрагивала крохотным телом." Это она плакала, когда перрон опустел. До неё никому нет дела. И потому "ДЕВОЧКА" будет плакать. Будет плакать бесконечно. Потому что её ВСЕ бросили. В том числе и мы... Здесь Котькало превзошёл самого себя... |
Екатерина Козырева | 25.02.17 15:48 |
В этой девочке - повторение судьбы всех войн, это образ самой Войны, войны слёз, которая "не всхлипывала, а натурально и правильно лила слезы из больших карих глаз на белые щеки"
От "Мести" меня тоже сильно "забОлело". В отрывке"Бои без правил" несколько сторон-участников: Боец, поверженный, но не умирающий, Наблюдатель, который говорит "вижу завершение помыслов, и верьте мне на слово, он от себя никогда не откажется: такова природа великого бойца идеи!" и Соглядатай - вот он-то страшней всего, да ещё порученец с управляющим, "сраженный с крыши клуни снайперским выстрелом наблюдателя." Вполне современная картина гражданской войны. "Три Ивана" - будущий роман? Может быть начнётся он так: "Станция называлась Преплюевкой и переходила из рук в руки двух враждующих единокровных сторон." - а на перроне девочка-Война. |
Валентина Беляева | 25.02.17 14:58 |
Потрясающие, какие-то запредельные философические притчи. Метафоры - одновременно и узнаваемы, и совершенно штучные, абсолютно неподражаемые. Язык до такой степени своеобразен, что кажется позаимствованным из какого-то инопланетного пространства, хотя и русскоязычного. И оттого видится не только оправданной, но и до ужаса колоритной фраза: "Каждый, проходивший мимо... думал на её счёт различного рода предположения." В первый миг - ступор, изумление: нелепо, двухсотлетней давности, нет, не по-русски! Но перечитаешь - и уже другой звук, другая музыка, и она покоряет. Этот язык мне напомнил композитора Шнитке...
"Начальник строительства железных дорог"... "наблюдатель", "соглядатай", "Три Ивана", "Маруся и Дуся"... Где ещё найдёшь подобные образы этой безумной войны... А что можно почувствовать, читая такое:"Ваня, мужайся... Мыкола убытый валяецця..." "... и брат погинул, и военком замертво упал.." Какое видение войны... И как апофеоз трагедии, которая уже обрекла себя вечные времена: "Побитая и разграбленная Переплюевка собрала вместе три Ивана, чтобы проводить старого Ивана в последнюю невозвратную дорогу и немного пострадать сообща над его могилой." Интересно, читают ли это в Украине... Что здесь можно сказать Сергею Котькало... Может быть, без Донбасса его жизнь бессмысленна? ... И потому перед нами - эти маленькие цепенящие шедевры?.. В любом случае хочется пожелать ему сил, мужества и здоровья никогда не покинуть этот крошечный обездоленный кусочек его родной земли... |
Владимир КАЗМИН | 25.02.17 04:04 |
Одна слезинка ребёнка - это вечность, в которую многим не хочется верить... |
редактор | 24.02.17 23:39 |
Спорно:
Каждый, проходивший мимо нее по перрону, невольно затормаживал блуждающий в ожидании отправления поезда взгляд и думал на ее счет различного рода предположения. |
Валентина Коростелёва | 24.02.17 21:00 |
Оказывается, и так можно писать, - когда в трёх строках текста материала - на целую повесть.
Но особенно порадовало особое отношение Сергея Котькало к языку, что по нынешним временам - вообще явление не очень частое. Да вот: "Машинист дал сигнал отправления. Движение пассажиров еще пуще занервничало, и, когда состав мало-помалу стал отваливать, сникло. Затем и вовсе исчезло, и осталась одиноко плакать лишь она – девочка...." В то же время и нет педалирования на особость, а это уже - дорогое чувство меры художника. И хорошо, когда на литературной поляне есть место для разных цветов. Пусть радуют! |
Николай Ольков | 24.02.17 16:25 |
Так много сказать в нескольких строчках, поразительно много. Ты, никогда не видевший этого, вдруг понимаешь, что это и про тебя. он был. Она была...Цвели абрикосы... дождь смеялся. Детали. Ими сильна проза. Из маленькой картинки она создает мир. Завидная простота большой философии жизни. Будем учиться. |
Григорий Блехман | 24.02.17 15:50 |
Любая война не только меняет внешнюю сторону жизни человека, но и очень сильно влияет на его внутреннее состояние.
А поскольку в любом художественном произведении, всегда во главе угла находится труд души человека, то и, когда речь идёт и о войне, именно эта духовная составляющая и является главной. В данном случае Сергей Котькало тоже на этом построил свой рассказ. Вот почему, вышедшая из-под пера мастера прозы, эта история так берёт за душу. Спасибо, Сергей Иванович, что и в этой короткой истории тебе в очередной раз так убедительно удалось сказать о самом главном. |