Андрей Тимофеев 24.03.17 04:19
Яна, спасибо Вам за внимание к нашему Совету. Я помню Вашу статью о Филипенко, она была - надеждой, здесь же Вы предстали уже вполне зрелым критиком. И это заметили многие.
Честно говоря, прочитав статью первый раз и заметив её достоинства, я всё-таки хотел сказать Вам примерно то, что выразил Игорь Смирнов: "пропалывать сорняки" это ещё не критика в полном смысле этого слова, а настоящая критика - найти глубокого и крупного художника и показать, почему он по-настоящему крупный художник и какое место он занимает в отечественном литературном процессе. Почему он - продолжатель традиции и почему в то же самое время он - новое слово.
Но к счастью, не написал этого, потому что Вы и так всё понимаете: "Как только я найду среди бесчисленных лауреатов конкурсов и фестивалей хоть одного настоящего молодого Поэта, я тотчас же посвящу этому километры печатного текста, изучу его подробно и тщательно, найду обоснование своего восторга и буду бесконечно рада находке".
Позволю себе возразить Игорю Смирнову, человеку очень мудрому, к которому советую Вам всегда прислушиваться, - думаю, Вам не стоит погружаться в поэзию Юрия Перминова и других замечательных "взрослых" поэтов, а искать своего. Желаю Вам такого обрести!
Вы совершенно правы, когда говорите, что молодых поэтов "Кашалота", хоть и опубликовали, но с ними не работали. И да, именно работать с молодыми, а не просто пиарить - задача нашего Совета. В статье есть много точных формулировок, например, "не выражением мира через себя, а конкретно — самовыражением без учёта мира". А когда Вы разбираете образы, связанные с татуировками, то, несмотря на короткость этого разбора, ясно видно, что Вы понимаете всё очень точно и глубоко. А то, что показываете читателю меньше, чем понимаете, не стремитесь продемонстрировать своё понимание, вызывает уважение.
Я просил Александра Александровича Ваши координаты, но он, видимо, закрутился и не ответил. Если захотите, напишите мне на nika-tim@yandex.ru, мне было бы интересно пообщаться с Вами в "личке".
Игорь Смирнов 23.03.17 00:17
Яна, у вас есть вкус к слову и острый ум. Свои драгоценные для всех нас силы тратьте на постижение поэзии современного вам Юрия Перминова и уже ушедшего от нас Анищенко, на многих других наших самых-самых значительных поэтов. Не только сорняки пропалывайте, а и сейте да до читателей доносите разумное и вечное.
Но - в любом случае - я теперь уже ваш самый верный читатель!


Татьяна 22.03.17 01:24
Яна, вы молоденькая, но мудрая, а я старенькая, но памятливая.
Согласна с вашим ответом "товарищу по семинару".
Но я не писатель, приведу пример из простой жизни. В подростковом возрасте мою подругу увлекли те, кого теперь называют "ботаниками", а я стремилась к "крутым".
В поэзии это было бы так: "Майский жук жужжал, как машинка татуировщика..." мне казался более современным и продвинутым, чем "Выткался на озере алый свет зари..."
В результате я пять лет потеряла. Спасла терпеливая подруга. Подготовила к поступлению в педагогический. Объяснила, что надо из подростков, протестующих тупо против культуры, превращаться в человека образованного и культурного.
Вы, как моя подруга мне, тянете за волосы своих ровесников из бездны дикости. Дай вам Бог сил и терпения.
Яна Сафронова 21.03.17 22:18
Ксении Тяпкиной: Ксения, разве я могу оставить товарища по семинару в недоумении? Разве могу допустить между нами недопонимание? Конечно же, нет.
Безусловно, не каждое стихотворение в основе должно иметь протест. Но автор, которого я привела в пример – протестует, однако мелко, на уровне бытовом, дескать, воспринимают её внешний вид не так, как надо. Интонация же настолько визглива, что можно подумать: речь идёт о чём-то, внимания достойном. Ан нет, всего лишь синие волосы. И к чему тогда кричать?
Да, предположить, что в раннем периоде любимого тобою Есенина уже был виден характер, стиль и подход – можно. Привожу из юного «Выткался на озере алый свет зари»:
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.
Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.
И пускай со звонами плачут глухари,
Есть тоска веселая в алостях зари.
Беспрецедентно. И никакой тебе провокации, с душою, искренне! Но не тянут современные молодые авторы на такую душевность, да и попыток в этом направлении по моим наблюдениям – не делают. А о «картине проблем» никто, собственно, и не говорил. Это задача с замахом на приставку «сверх». Тут хоть бы одну настоящую проблемку у поэтов «Кашалота» найти...
«По честности, читая хоть что-то из современной поэзии, я таких образов не встречала» - свежий пример: журнал «Арион», выпуск номер четыре за шестнадцатый год, Владимир Строчков, стихотворение «Одиссей», излияния от лица многострадального хитреца. И это – только первое, что пришло на ум, потому что читала недавно. Могу привести ещё массу бесконечных и скучных примеров. А уж о нашей, молодых, любви к Бродскому, восторженно приходящих на первый курс с желанием набить татуировку со стихами или его лицом на какой-нибудь части своего тела (это я о себе когда-то), я вообще молчу! По Бродскому сходят с ума, ему подражают, его обожают. И, конечно, его пытаются копировать. Линия Есенина в этом контексте настолько тоньше, что и разглядеть трудно. Да если бы, если бы подражали Есенину! Тогда, возможно, в стихах молодых было бы хоть немного больше ясности…
Увы, мягче я реагировать не могу, ведь это задевает меня почти до физической боли. Мне обидно, что мнение, будто современная молодая поэзия не существует как явление, что она слаба, беспомощна и немощна – правдиво. Как только я найду среди бесчисленных лауреатов конкурсов и фестивалей хоть одного настоящего молодого Поэта, я тотчас же посвящу этому километры печатного текста, изучу его подробно и тщательно, найду обоснование своего восторга и буду бесконечно рада находке.
Искренне благодарю всех, кто высказал свои соображения, откликнулся, оценил мои критические попытки. Для меня самой – как для начинающей – эти отзывы были очень важны. Спасибо!!!
Ксения 21.03.17 01:55
Статья довольно точно описывает современных молодых поэтов. У большинства за формой, не видно содержания. Набор красноречивых, вычурных фраз, говорит о совершенно поверхностном первоисточнике. Тем не менее, трудно в 17 лет штамповать шедевры поэтического мастерства. К тому же большая ошибка в непроверке работ, перед их изданием. Лучше простой и легкий слог, с глубоким смыслом, нежели словарь нарядно-изящных слов.
Юлия Пантелеева 21.03.17 01:12
В современном обществе появляется много молодых поэтов,для большинства из которых их стихи-это способ психологической разгрузки,самовыражения,единственная возможность излить душу,раскрепоститься.Те,кто только начинает свой творческий путь,безусловно сталкиваются с критикой,волной неприятия.Однако,статья Яны Сафроновой является прекрасным стимулом к дальнейшему развитию,самосовершенствованию,духовному росту начинающих поэтов! Безусловно, не каждому из них предстоит раскрыться,осветить множество важных тем,помимо "почитания себя", не многие дерзкие протесты будут направлены на другие ценности. Главное в этой погоне за индивидуальностью не потерять себя. Проанализировав данную статью,я пришла к выводу о том,что проблема юных дарований заключается в отсутствии постоянной работы над собой и конструктивной критики. Хочется надеяться,что молодые авторы будут усерднее трудиться над своим внутренним содержанием и содержанием своих литературных произведений и у них обязательно все получится!
Ксения Тяпкина 21.03.17 01:08
Статья Яны, безусловно, актуальна и интересна. Критик из неё выйдет блестящий. Для этого у неё есть всё - умение грамотно владеть словом, анализировать произведения и применять бесчисленное множество художественных средств для большего усиления эффекта.
Однако, с кое-какими доводами я конкретно не согласна. Точнее и вернее, я со многим не согласна.
Возможно, я узка и ничего не понимаю в литературе, но некоторые фрагменты стихов, приведённых в пример Яной, мне понравились. Зацепили и всё. Я не вижу ничего плохого в том, что молодые авторы начинают с таких вот стихов, где-то неудачных, корявых, с нарушением ритма и рифмы, и не таких дерзких, какими бы они могли быть. Только почему обязательно всё должно быть резким, провокационным, направленным но социальное общество ? А для души? А для человеческого понимания? Вот тут и начинается поиск автором самого себя, и поэтому выходит иногда неудачно, без социального общественного начала, без отражения проблем, но ведь с душою, с искренностью, на которую способен тот или иной начинающий поэт. Зачем же так критично говорить о том, что стихи плохи и никуда не годны?
Неужели можно предположить, что первые стихи великих поэтов, Есенина, Маяковского, Блока были совершенными во всех смыслах и полностью отражали картину проблем того времени? Да и не думаю, что в 17-20 лет их любовная лирика была похожа на Маяковскую "Лиличке!" или на есенинское "письмо к женщине"?
Во-вторых, я не согласна с рядом образов, представленных Яной. Да ведь полно сейчас стихов, в которых не только образы Одисея и Иосифа Бродского. По честности, читая хоть что-то из современной поэзии, я таких образов и не встречала. Гораздо чаще это Есенин, Афродита и ещё что-то гораздо проще этого. А да и почему бы не взять эти вечные образы, если автор так хочет ? Непонятно.
И последние, Яна упоминала узкий круг чтения современной молодёжи.
Однако.
Нельзя основываться лишь на паре стихов, где представлены Одиссей, Бродский и Чарли Гордон из "Цветов для Элджнрнона". Разве это показатель базы, прочтённой человеком? Не думаю.
Хотя статья Яны, как я и говорила раньше, безусловно, хороша и актуальна, но я посчитала, что где-то можно было и помягче отреагировать.
Великие творения молодых поэтов ещё впереди, я уверена.
Александр 20.03.17 23:37
Конкретика, легкая ирония, авторская наблюдательность и сжатость - вот, что пробуждает тот интерес к статье (конечно же, не без самой темы разговора и её личного, интимного отголоска в памяти для некоторых читателей статьи). К самому вопросу о юных стихоплётах, их стихах, ощущениях, можно добавить следующие: разве они "познали себя"? Большинство тех, у которых проблемы "я такой, как все" и "я не такой, как все", думаете, познали? Человек, как мне кажется, к тридцати годам, постарается постичь себя. Что можно сказать о них, юных. И они стараются, правда зачастую неграмотно и безалаберно, что ими же и пресекается, если их это не услаждает. Это больше в детском варианте поведения. В более старшем это - смотреть туда, где когда-то остановился взгляд, а другая сторона остается неведанной, впрочем, потому, что эти две стороны якобы различны и противоположны, а в следствии другая сторона не нужна для изучения. Что касается одинаковости в чтении, будто им читали не сказки на ночь, а допустим, вышеупомянутого Киза, то с возрастом спектр читаемых авторов расширится, однако может так случится, что к одному одинаковому чтению добавится и еще одно одинаковое чтение. Тут может играть преемственность в чтении меж собой, чтобы была тема для разговоров. Однако, такое поведение, по моему мнению, берет начало из "реакции", как написал бы Мережковский, прошлых лет, а конкретнее 90-ых и 2000-ых годов. Мы, молодые - плод тех "реакций". И важнее всего, то, как эта "реакция" проявится, пройдя в зрелую свою форму.
Александра Марченко 20.03.17 22:50
Темы действительно вечные и в статье примеры стихотворений приведены очень удачно. Они очень хорошо отражают жизнь современной молодежи. Нотки драматизма, угги , меланхолия и графоманство, через которое можно хоть как-то отойти от штампов. Ничего не получилось. Это "стремление быть непохожим" только подтверждает эти штампы. С каждым днем Русская Литература разбавляется подобной грязью. Потому, что на данный момент графоманство принято называть новым направлением - Постмодернизм. И не только графоманство, и не только в литературе.
Юрий Серб 19.03.17 14:32
Василию Ревзину: Спасибо за Ваше замечание. Я мог ошибиться. Но главное, что наши оценки работ Яны совпадают.
Василий Ревзин 19.03.17 07:55
Юрию Сербу

Нет на "Дне литературы" статей Яны - кроме одной ее рецензии о книге своего преподавателя Александра Боброва. Зато здесь я прочитал еще одну ее отличную статью "Не литература. Не писатель. Не премия". http://www.rospisatel.ru/bobrov-zametky69.htm#2
Юрий Серб 18.03.17 23:24
Яна Сафронова обратила на себя внимание статьями в «Дне литературы» как квалифицированный и честный, искренний критик. Очевидно, что её личные качества встретились с внимательным отношением такого справедливого и мудрого наставника как Александр Бобров – и мы можем рассчитывать на появление в нашей литературной критике нового имени, способного многое дать будущей русской словесности. Искренность критика - важнейшее качество, которого всегда недоставало в советское время и уже катастрофически не хватает в постсоветское. Лично я возлагал определенные надежды на Андрея Тимофеева, но его последние выступления и оценки заставили меня усомниться в его объективности и способности противиться «окружающей среде» – в то же время зорко выявляя в ней сверкающие самоцветы.
Сегодняшняя литература (речь именно о литературе) – замолчана, загнана в резервацию, а её «молодая смена» инфантильна, влюблена в самоё себя и ещё далеко не состоялась. Умудрённые жизнью критики заняты превозношением либо разоблачением раскрученных пустышек, особенно премированных многократно, а литературоведы сосредоточены на классике и написании монографий. Таким образом неизвестная литература сегодняшнего (завтрашнего) дня остается не известной как читателю, так и критикам. Этот пробел отчасти восполняется рецензиями в «Дне литературы», но обзорных статей, важность которых представляется безспорной, мы не видим. «Литературная газета» советской поры такие статьи публиковала, нынешняя – занята юбилеями, национальными литературами, фестивалями и пикировками, а для обзоров не хватает осведомленных авторов. И то правда, кому охота делать громадную работу, не получая гонораров? Отсюда, с одной стороны, превозношение известных, а с другой – тех же известных развенчание.
Лермонтов и другие преждевременно ушедшие классики состоялись в раннем возрасте, разумеется, в силу таланта, но еще и потому, что они были суверенными личностями, способными искренне возражать, отстаивать свое мнение перед кем угодно – даже перед монархом. Сейчас таких творцов – если употребить юридическое выражение, «процессуально самостоятельных» – общество не рождает: суверенная личность не востребована, напротив – она опасна. Поэтому литературное приспособленчество и – даже в условиях, когда совсем уж нечего делить – тщеславный карьеризм определяют стиль эпохи.
Пожелаем Яне Сафроновой достойно осилить нелегкий путь ответственного искреннего критика, не разменяв свой дар на соблазны!
Надежда 18.03.17 19:00
Тем понятнее решение Василия Попова, Сергея Бударина и Андрея Тимофеева создать Совет молодых писателей Союза писателей России. Инициатива наказуема,но как хочется верить, что у них, дерзких и талантливых. всё получится. Бог в помощь! Надежда Мирошниченко
Петр Бойченко 18.03.17 13:20
Поводом к разговору о книжке является не появление новых поэтов, а то, что откровенная пошлятина стала подаваться под видом поэзии, достойной внимания.
И в этом опошлении уже прослеживается общая политика нашей власти в области культуры и литературы.
Алексей Говоров 18.03.17 13:08
Отличая статья молодого критика, Яны Сафроновой заговорившей о самом важном для развития молодых дарований и о той шкале ценностей, на которую многие из них сейчас ошибочно ориентируются в литературе. А обстоятельный комментарий, который дал Григорий Исаакович Блехман. на мой взгляд, является своеобразным пособием для юных литераторов, которое поможет им идти по правильному пути развития своей одаренности, чтобы в литературе состояться, а не мелькнуть лишь в многочисленных окололитературных тусовках.
Этот комментарий очень хорошо дополнил и развил начатый в статье разговор о главном, на что следует обратить внимание молодым людям, мечтающим о собственном имени в литературе.
София 18.03.17 12:31
Статья, конечно, во многом верная и справедливая. Но, думаю, что кроме поиска несовершенств, нужно ярче выделять достоинства молодых поэтов, чтобы не лишить их надежды и не озлобить, чтобы они продолжали писать стихи. А в их стихах присутствует искренность и такая беззащитная открытость, что не сказать об этом невозможно. Как невозможна без этого и сама поэзия.
Виктор из провинции 18.03.17 11:01
Видел я этих молодых поэтов на передаче "Вечерние стихи" (совместный проект литературного портала Стихи.ру и интерактивного телевидения газеты "Вечерняя Москва"). Амбиций, самолюбования, самовлюблённости много, а естественности, органичности, стремления к простоте - ноль или стремление к нулю... Вычурные псевдонимы, броский наряд, и бесконечные перепевы И. Бродского... Может быть, я отстал от жизни, несовременен? Не знаю.
Нина Бойко 18.03.17 10:07
Несчастные люди со сдвинутыми мозгами. Правильно Яна о них написала, статья очень крепкая, умная. Читая, думала не о "поэтах", думала о Яне, - у неё мощный дар литературного критика, который со временем ещё разовьётся.
Александр Бобров 17.03.17 23:12
Думая об учреждении поспешно-корейской тусовочно-либеральной премии "Лицей" и читая статью моей студентки Яны, я думал о том, что нам надо от имени Пленума СПР обратиться во все инстанции и властные структуры с решением литературной общественности о недопустимости грубого устранения Союзов писателей (всех, кроме ПЕНЬ-центра!) с поля формирования и воспитания молодой смены. В несколько адресов - от администрации президента до Роспечати! Могу выступить по этому вопросу с трибуны и подготовить черновик.
Григорий Блехман 17.03.17 20:26
Мне кажется, что Яна предложила для обсуждения тему важную и тему вечную.
Важная и вечная она потому, что "проклятый вопрос" о том как состояться в литературе человеку, чей жизненный опыт находится лишь в зачаточном состоянии возникает в любые времена.
Возникает, поскольку каждый молодой человек мечтает обрести своё имя в литературе ( как, впрочем, и не молодой).
А так как интенсивность кровообращения в молодые годы выше, чем в зрелые, молодой человек ищет к этому кратчайшие пути.
И в этом поиске, порой выходит на неверную дорогу, ведущую лишь к неким, по его мнению, нестандартным ( не классическим) формам выражения своих мыслей - это в лучшем случае - или чего-то, что ещё и не оформилось в мысль.

Порой, это может иметь успех у определённой части аудитории, тоже мечтающей подобным образом состояться с литературе или ещё где-то..
Но проходит совсем немного времени и такая "литература"в лучшем случае может представить интерес лишь для отдельных литературоведов при написании, допустим, диссертаций. Или для пародистов.

Поэтому, на мой взгляд, "юноше, обдумывающему житьё" в литературе, хорошо бы знать и никогда не забывать, что сама по себе литература, как таковая, консервативна. Что в любые времена в произведении любого жанра самым интересным и важным является рассказ о том, как трудится душа человека. Его поиски и находки, разочарования и взлёты, верность и предательство, любовь и ненависть, собственные комплексы и пути обретения душевной гармонии, Художник и власть.... Т.е., темы вечные.

И ещё важно помнить, что литературный дар, как и дар любой, - явление индивидуальное, зачастую не быстро выявляемое, поэтому литературная работа требует терпения и самоанализа, а также, обсуждения прежде всего с коллегами, уже в литературе состоявшимися.
И знать, и никогда не забывать что любая литературная форма определяется содержанием тех мыслей, какие человек хотел бы наиболее отчётливо и художественно сильно донести до читателя.

Что же до современных форм в литературе, то они, на мой взгляд состоят в умении писателя сказать о времени, в котором живёт сейчас, теми средствами - ритмическими, языковыми, образными,- которые характерны именно для этого времени. А умение это сделать всегда определяется его культурным фундаментом, несущим многовековую культурную основу слова.

Поэтому, дорогие молодые авторы, трудитесь, вслушивайтесь в себя и в то, что сказано на многочисленных страницах литературной классики, ежедневно наращивайте культурный уровень и никогда не старайтесь "смазать карту будня, плеснувши краску из стакана".
Вы только ступаете на эту прекрасную, очень нелёгкую, но неисчерпаемую литературную тропу.
И я желаю каждому из вас ощутить, в конечном счёте, максимум наслаждения от неодолимой потребности "перья грызть", которая бы венчалась достойными результатами.
Впрочем, уверен, что ваш мудрый, влюблённы в Слово наставник Василий Владимирович Дворцов максимально поможет каждому из вас состояться в литературе при наличии, конечно, определённых природных к тому склонностей.
В добрый путь.
Дерзайте.
Буду рад приветствовать любое новое достойное в литературе имя.
Ведь вы - наше будущее, а может, кто-то из вас скоро уже и настоящее.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА