Страница: 1 2  Все

СэдаВермишева 19.07.17 18:40
Николаю Костюченко, Тимофею Резцову.
Спасибо друзья, что откликнулись, что разделили со мной тревогу за будущее, и откликнулись на гармонию, которую дарит нам поэзия Григория Блехмана,
И особое спасибо за это - самому Григорию Исааковичу...
Тимофей Резцов 18.07.17 14:59
К сожалению, пропустил публикацию в её начале, но к радости, она пока на сайте. Получил большое удовольствие от её мысли. Хотя и не удивлён, потому что оба этих замечательных поэта Сэда Вермишева и Григорий Блехман своими талантом, образом мысли и искренностью.давно уже сумели "привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов".
К строкам Бориса Пастернака добавил бы в этом случае: не только "будущего", но и настоящего.
Спасибо, уважаемая Сэда Константиновна, за это "пиршество мысли".
Спасибо, уважаемый Григорий Исаакович, за Вашу поэзию.
Николай Костюченко 15.07.17 19:45
Очень интересное эссе. Я таких не встречал. Собственно, Сэда Вермишева красной чертой отметила, насколько мы взаимосвязаны нашими мыслями, порывами, отголосками... И у людей творческих, которые являются людьми публичными, эти взаимосвязи тоже публичны.
Казалось бы, ни на кого не похожий, абсолютно узнаваемый замечательный поэт Григорий Блехман, вроде бы ни с кем не ассоциируется. Если его хоть раз прочтёшь, то потом, даже не будь подписи под его стихами, сразу определишь, кто написал. А вот его внутренние связи с поэтической мыслью лучших поэтов-предшественников, оказывается, очень сильны своим продолжением поиска чего-то главного в нашей общей жизни.
Но это надо разглядеть, почувствовать, да ещё написать так, чтобы эту красную черту взаимосвязи ощутил читатель.
И это блистательно удалось Сэде Константиноне, которой не перестаю восхищаться. Григорий Блехман, один из моих самых любимых поэтов. Я мог бы много говорить о его творчестве, и что-то такое, о чём Сэда Вермишева написала, чувствовал. Но с такой чёткостью, с какой это сделала она, мне было бы неподвластно.
Очень интересно, глубоко и убедительно.
Спасибо, дорогая Сжда Константиновна, за Вашу чёткость, конкретность и любовь к истинной поэзии.
Алексей Прокофьев 8.07.17 19:57
Среди стихотворений Григория Блехмана есть довольно много таких, в которых он размышляет о призвании поэта, о высокой миссии поэзии на земле. И размышляет так, что в его стихах нет ни одного высокопарного слова и в то же время они высоки в своей простоте.
Мне кажется, что этот прекрасный поэт в каждом своём стихотворении стремится к тому, что когда-то выразил так:
Из множества знакомых фраз
Составить бы такую фразу,
Чтоб останавливала сразу,
Но и была не напоказ.
Высокий слог и простота,
Чтоб в ней слились одновременно,
Тогда проступит в современность
Любого времени черта.
Тогда она и бередит,
И все тебя готовы слушать.
Но миг такой - лишь редкий случай,
И мало у кого гостит.
Судя по тому, какого высокого качества стихи обнародует Григорий Блехман, и как они "бередят" душу, он знакомит читателя лишь с теми своими произведениями, которые написаны именно тогда, когда у него "гостит" такой "редкий случай", где высокий слог "сливается" с простотой, отчего эта простота и становится высокой.
Отсюда и та гармония, о которой там оригинально и метко написала Сэда Константиновна Вермишева, которой выражаю особую благодарность за редкое умение подметить главное и о нём сказать.
СэдаВермишева 1.07.17 12:39
Олегу Михайловичу Костюкову.

Как же это замечательно ,Олег Михайлович, насчет взбалмошности и неуравновешенности, -ведь без них жизни на земле не будет. Они - толчок, движение.Это трудные для себя и окружающих черты характера, но для жизни - необходимые и незаменимые. И мое почтение им - не меньшее, чем гармонии и дисциплине. А решающее значение, на мой взгляд, в мире, в организации, в семье имеет пропорция, равнодействие между теми и другими .
С уважением Сэда Вермишева
Олег Михайлович Костюков 30.06.17 20:55
Уже лет десять тому назад случайно наткнулся на публикацию стихов Григория Блехмана и с тех пор слежу за его творчеством. Благо, его щедро публикуют и в России, и за рубежом. Переводят на разные языки. Да и книг у него уже немало. А привлёк он меня, человека довольно взбалмошного и неуравновешенного, теперь понимаю, чем. Я и раньше что-то такое чувствовал, но не умел сформулировать так, как это блистательно сделала Сэда Вермишева. Конечно, поэт Григорий Блехман, который и в прозе своей тоже поэт, несёт в себе это начало, называемое гармонией. И она через его произведения очень действует на меня-читателя. Да и не только на меня, а и всех, кого знаю из поклонников этого поэта, которых много.
Спасибо, глубокоуважаемая Сэда Константиновна, что сумели найти именно те слова, которые самым точным образом отражают суть поэзии Григория Блехмана.
И вообще, спасибо Вам за такой блестящий очерк в том историческом ракурсе, которого ни у кого не встречал. У Вас явно дар Божий анализировать и находить зерно.
Светлана Габриелян 28.06.17 21:04
Прочла с большим интересом. Написано просто и гениально. Действительно, сегодня так не хватает гармонии, покоя. Поэтому в мире творится что-то непонятное, не хватает доброты, духовности. Хватит бурь, они ни к чему хорошему не приводят, этому учит вся человечвская история. Спасибо Седа Константиновна за отличную статью, Вы доказали, что время поэтов не исчезло и что благодаря им, мир обретет все таки гармонию и покой.
С уважением Светлана.
Кнарик Хартавакян 28.06.17 18:58
Более полумесяца прошло со дня выставления этой ценной и для меня пуьликации, а откликнуться на неё не могла. Лечилась опять в стационаре и после него, пыталась нормализовать состояние. Чтобы внимательней вчитаться в ёмкий, мыслями и эмоциями насыщенный текст, затем написать что-то путное.

И пока, вчитываясь в статью со стихами и в отклики, осмелюсь тоже поздравить Сэду Константиновну и Григория Исааковича с этой значимой беседой и, как и Анатолий Колесников, "благодарю обоих за этот праздник поэтической мысли".

с почтением и благодарностью КнарИк
СэдаВермишева 24.06.17 17:44
ВАЛЕРИЮ ЖУКОВУ.

Уважаемый Валерий! Спасибо Вам большое за отклик, за разделенное со мной представление о гармонии, как позитивном действии при критическом мышлении, и что мы с Вами сошлись во мнении - Григорий Блехман, как личность и как поэт отвечает этому критерию.
С. Вермишева
Валерий Жуков 22.06.17 15:15
Когда читал этот сборник стихотворений Григория Блехмана, обратил внимание, как хорошо сказал о его поэзии замечательный поэт Геннадий Иванов: "Стихи Григория (Блехмана В.Ж.) классичны,искренни, просты, сдержаны, человечные и порой волшебные... Он многое знает о поэзии, поэтому стремится не просто высказаться, а сотворить саму поэзию на пятачке двух-трёх строф. И это главное.".
Я подумал - как точно и исчерпывающе в этой краткости сказал Геннадий Иванов. Настолько, что и добавить нечего.
В понятии "точно" оказался прав, а в понятии "добавит нечего" ошибся.
А убедился в своей ошибке сейчас, когда прочитал этот потрясающий по своей глубине и неординарности очерк Сэды Вермишевой.
Ну конечно же, та гармония, которая исходит от личности Григория Исааковича, живёт в его стихах, которые лишены какого-либо внешнего призыва и вообще любых восклицаний, но очень влияют на твоё состояние, обогащая его именно тем, что мы называем гармонией.

Спасибо, дорогая Сэда Константиновна, что сумели не только это почувствовать, но и подчеркнуть для нас это редкое качество поэзии Григория Блехмана.
СэдаВермишева 21.06.17 21:04
Анатолию Колесникову.
Уважаемый Анатолий, простите, не знаю отчества. Спасибо за Ваше дополнение к тексту статьи. Вы совершенно правы, напомнив о стихах Григория Блехмана, связанных с войной. При прочтении сборника они меня тоже поразили своей достоверностью, тем более, что автор не является ее участником . Но это только еще раз подчеркивают удивительную способность Г. Блехмана проникнуться и сопережить события так, как будто он был непосредственным их участником.
Меня же стихийно захлестнула тема гармонии, которую человечество катастрофически теряет.
С уважением С. Вермишева

Анатолий Колесников 21.06.17 15:17
Хоть Григорий Блехман и написал, что очень смущён таким отношением к его поэзии и что считает это литературным авансом, он давно заслужил такого разговора.
Мне очень понравилась статья Сэды Вермишевой и комментарии людей, глубоко разбирающихся в поэзии.
Вообще, по уровню комментариев можно судить об уровне литературной работы. И они здесь подтверждают, что этот уровень очень высок.
Хочу ещё дополнить разговор тем, что в обсуждаемой Сэдой Константиновной книге есть очень сильный цикл стихов о войне, написанный так, будто Григорий Блехман прошёл все эти ощущения, испытав их "на своей шкуре".
Здесь тоже чувствуется особый дар поэта, а точнее, его души впитать в себя суть войны, поведанной ему, как он сам пишет в книжке, его родителями-фронтовиками и их боевыми товарищами.
Поздравляю Сэду Константиновну и Григория Исааковича с таким разговором и благодарю обоих за этот праздник поэтической мысли.
СэдаВермишева 21.06.17 10:42
Это и замечательно, что стихи диктует Григорию Блехману не "внутренняя постановка задачи, а стихийно выливающаяся в строки его естественная суть.
Особое спасибо Н. и Е. Дорошенко за сайт РП, который позволяет автору эту естественность донести до читателя в живом и не исчерканом обычным редакторским догматизмом виде..
Григорий Блехман 20.06.17 21:32
Когда стал читать этот очерк Сэды Константиновны, сразу позабыл, что в скобках под его заглавием стоит моя фамилия.
Настолько аналитическая линия этой работы с первых же слов захватила - такой постановкой вопроса о взаимосвязи времён, выраженной в перекличке поэтических строк крупнейших литераторов- классиков.
Перекличке о главном в общественной жизни, - о поиске выхода из её несправедливости,
Это течение мысли Сэды Константиновны вызвало моё моментальное восхищение.

Но когда увидел в тексте свою фамилию, был очень смущён.
Смущён оттого, что никогда не думал в таком ракурсе, какой Сэда Константиновна для себя ощутила в моих стихах.
Не думал потому, что никакой внутренней постановки литературной задачи у меня никогда не было и нет (если это, конечно не публицистика).
Всегда писал и продолжаю писать стихи и прозу о том, что взволновало, трансформировалось в душе и вылилось в те или иные строчки.
И конечно, когда это получает созвучие, как и всякий пишущий человек, испытываю в душе праздник.

Я очень благодарен Сэде Константиновне и всем вам, мои дорогие собратья по перу, за ваши тёплые и всегда важные для меня слова.
Мне очень дорого чувствовать, что вы дарите мне своё внимание.
Оно поднимает настроение, даёт силы.
Ведь у меня уже такой возраст, когда достаёт ума понимать, насколько высока степень вашего аванса.
Поэтому, испытывая ко всем вам огромное чувство благодарности, остаюсь в сильном смущении от такой вашей щедрости.

Спасибо вам огромное и новых каждому из вас строчек, на которые всегда откликаюсь и буду рад делать это дальше.

А Вам, дорогая Сэда Константиновна, низкий поклон и благодарность за дружбу, которой дорожу и горжусь.
СэдаВермишева 20.06.17 15:22
Дорогие друзья и коллеги! Хочу поблагодарить всех, откликнувшихся на мою статью, и не просто откликнувшихся, а где -то и в чем -то ставших ее соавторами, потому что, кроме понимания,добавили свое видение проблемы и, в частности. специфики поэзии Григория Блехмана, жаждущего не бури или покоя, а гармонии, как универсальной основы мироздания, которую так безоглядно и бездумно разрушает человек в погоне за эфемерными благами. Отдельное спасибо Григорию Блехману, чьи поэтические устремления и практика реальной жизни так нераздельны, и потому, так убедительны. И еще, от всего сердца ,пожелать всем гармонии...
С уважением ко всем Сэда Вермишева
Андрей Верещагин 19.06.17 08:27
К Сэды Константиновны Вермишевой есть редкий дар увидеть самое характерное для любого отрезка времени не только в литературе, но и социальной жизни, объединить это в единую картину связи времён и представить общую картину. И вот это её эссе является очередным тому подтверждением, где представлена неразрывная цепочка наиболее характерных поэтических проявлений, диктуемых атмосферой времени.
Блестящее эссе.
Ольга Мельникова 17.06.17 15:48
Восхищена объёмом мысли Сэды Константиновны Вермишевой и таким логичным звучанием в ней стихов прекрасного современного поэта Григория Блехмана.
Спасибо обоим поэтам за такую высокую степень созвучия между ними, что в любые времена - редкость.
Андрей Харитонов 16.06.17 11:04
Очень интересный ракурс дала Сэда Константиновна Вермишева. Глобальный, можно сказать. Никогда об этом не думал и не встречал подобных размышлений. А ведь всё верно и, казалось бы, на поверхности этот многолетний поиск бури, звучавший и продолжающий, порой, звучать в поэзии.
И о таком ракурсе в поэзии Григория Блехмана не думал, а просто, как и очень многие его постоянные читатели наслаждался его стихами, которые всегда неожиданны, неординарны и объёмны по мысли, отчего всегда узнаваем их автор.
А Сэде Константиновне Вермишевой большое спасибо за такое богатство мыслей и ассоциаций, а также, за выбор поэта, давно достойного для такого очерка.
Татьяна Грибанова 15.06.17 13:06
Замечательная статья о замечательном поэте.
Спасибо и Сэде Константиновне, и Григорию Исааковичу!
Новых Вам творческих высот, уважаемые МАСТЕРА!
Андрей Савенков 15.06.17 10:15
У Сэды Константиновны Вермишевой есть особый дар . Она умеет написать коротко, но сказать очень объёмно. Вот и эта её работа являет собой анализ внутренних взаимосвязей поэтов разных времён. У людей, рождённых поэтами, она точно есть, и Сэда Вермишева очень убедительно это показывает.
Спасибо, Сэда Константиновна, за такой ракурс Вашего очерка, который даёт обильную пищу для размышлений.
А прекрасного поэта Григория Блехмана поздравляю с выходом новой книги.
Ксения Соколова 14.06.17 20:48
Григорий Блехман много и щедро пишет о других.
Он обладает редкой способностью найти в творчестве своих товарищей по литературному цеху лучшие черты и выпукло их показать.
И то удовольствие, с каким он это делает, трудно не заметить. Оно читается сразу. Причём сам он будто уходит в тень того, о ком пишет. Редкое качество.
Нечто подобное заметно и в его собственных стихотворениях, где почти не встретишь местоимения "я".
Но при всём при том, это "я" чувствуешь сразу.
Оно лишь, как однажды заметил о себе Александр Блок, уходит туда, где "через край перелилась восторга творческого чаша, и всё уж не моё, а наше, и с миром утвердилась связь".
Именно её - внутренне утверждённую с миром связь и почувствовала в Григории Блехмане Сэда Константиновна Вермишева, блистательно написав о главной черте этой его связи свой, на мой взгляд, выдающийся очерк.
Я очень благодарна сайту "Российский писатель", что могу читать здесь эту умную, многогранную работу моей современницы об одном из самых мною любимых поэтов.
Спасибо.
Анатолий Колесников 14.06.17 15:15
Недавний цикл стихотворений Григория Блехмана, который был представлен на сайте "Российский писатель" и на который ссылается Сэда Вермишева, начинается стихотворением, первая строчка которого: "Пока живёшь, ты волен мыслить..." легла в заглавие цикла. Легла не просто так, а потому, что стихотворение знаковое:
"Пока живёшь, ты волен мыслить
И волен для себя решать,
Каким свой путь наполнить смыслом
Или, куда направить шаг.
Направить ли к берёзкам, ивам...
Чтоб в сумасбродный ритмом век,
Почувствовать себя счастливым
Там, где не властен человек.
Или участвовать в "застолье"
Во время нынешней "чумы",
А может, побороться стоит...
Гадают лучшие умы.
Но, что потом, никто не знает
В потоках мыслей и идей...
И только каждый выбирает,
Как жить ему среди людей."

Григорий Блехман свой выбор, "как жить ему среди людей", сделал. И поскольку он обладает явным поэтическим даром, этот дар в соединении с его выбором как раз выливается в результат, о котором так значимо и точно написала Сэда Вермишева, а также, продолжают писать его собратья по перу в своих комментариях.
Этот поэт заслужил такого высокого разговора своим многолетним, бескорыстным, талантливым служением русской литературе.
Владимир Плотников 14.06.17 07:56
Внушительные подборки стихотворений и лит. критики замечательного писателя Григория Блехмана хорошо известны и, судя по отзывам, активно читаются многими любителями настоящей литературы. Тем актуальнее некое обобщение по его крупной книге лирики, предпринятое уважаемой Сэдой Константиновной. И тем отрадней, что это не многостраничный и нудноватый разбор, коим, как правило, грешат литературоведы, и не экспрессивно-пафосный гимн во хвалу, присущий пылким почитателям, а – вдумчивое эссе, сама форма коего не предполагает излишних восторгов, излишних объемов, вообще чего-то излишнего.
И вот пожалуйста…О тонкой, сложной, многогранной личности (поэте, эссеисте, ученом, гражданине) – элегантное, емкое, многоплановое произведение с достойными литературными отсылками, историческими привязками и мудрыми аналогиями. Большое спасибо вольно или невольно , но закономерно и конгениально сложившемуся тандему: убедительному автору, нашедшему не только яркого героя, но и сокровенную тропку к сердцу, душе и загадке его творчества.
Нина ВОЛЧЕНКОВА 13.06.17 22:47
То, что сказали Вы, дорогая Сэда Константиновна, невозможно назвать высокопарностью, но поиск гармонии и её возвеличивание как вселенское пространство, где каждый живой организм имеет все условия для процветания, не думая о буре, в которой есть покой. Напротив. Спасибо Вам за сказанное Слово, за глубинность мысли без окоёма и за счастье обладания такой же книгой Григория Исааковича, творчество которого я люблю. С благодарностью, Нина.
Юрий Брыжашов 13.06.17 21:51
В чём слабость не такого уж и малого числа современных поэтов?
Каждый из них- пленник самого себя, своё время и мир чувствует слабо, следовательно,- ещё меньше понимает то и другое; впрочем, это главное - особо и не интересует его, ибо он присутствует в этом настолько, насколько видит там своё отражение и постоянно сверяется с ним. Всё его мироощущение -лишь фиксация быстрой смены реакций на мелочи суеты, составляющие утехи воспалённой амбициозности. Из этих фантомных реакций и " созерцаний" он он пытается составить строки , которые представляют собой обычную версификацию ( часто даже бессознательную; нечего сказать, не на что опереться, ибо и люди ведь в его мироощущении практически отсутствуют). Версификацию порой искусно исполненную, но всё равно заёмную, вторичную, искуственную , лишённую живой жизни. Порой при чтении иного коллективного сборника возникает полное ощущение того, что читаешь стихи одного и того же автора.
Григорий Блехман- поэт подлинный, настоящий, всё его мироощущение, сама природа этого мироощущения - иная, чем у тех поэтов ( точнее - считающих себя таковыми ), о которых было сказано выше. Да, поэт может быть вовсе не обязательно быть заряжен бурями стихий и их громогласием. Ощущение мудрой гармонии мира (при всех земных потрясениях), даёт ощущение внутренней поэтической гармонии, которую могут слагать , кроме всего прочего, и усилие творческой воли , и напряжение поэтического слуха. Подобное чувство даёт поэту ощущение подлинной зрелости, он предстаёт более цельным, более сосредоточенным, в силу этого -более глубоким. Более глубоким оказывается и стиль, которого словно бы не замечаешь, тот лучший стиль русской поэзии, отличительный своей прекрасной простотой и содержащий в себе, одновременно, высокие духовные и бытийные смыслы.
Часто поэты понимают, чувствуют и оценивают друг друга точнее и тоньше, чем критики.
Прекрасная работа, Сэда Константиновна! Новых творческих замыслов и свершений!
Того же и Вам, дорогой Григорий Исаакович!
Светлана Демченко 13.06.17 18:41
Не хотелось бы повторяться. Нет смысла. Но, видимо, не получится…
Автор новой книги уважаемый Г.И.Блехман предельно откровенен с читателем, он признаётся уже в её заглавии, что в его поэзии не всё лежит на поверхности: "у каждой строчки есть подстрочник". Это надо понимать так, что наполненность стихов смыслами гораздо глубже и шире, чем даже талантливо (С.Д.) сформулированные им мысли. Потому что, как точно указывает любимая мной поэтесса С.К.Вермишева, мироощущение поэта - это неизмеримая и неуловимая данность, «разлитая по всему пространству текста»; от себя дополню: проникновение в которую предполагает адекватное авторскому мастерство ценителя. А оно у Сэды Константиновны более чем присутствует. Её способность ловить летящую в высь поэтическую комету коллеги, не дать ей уйти незамеченной, гениальна. Не важно, сколько в ней ступеней, важно, что каждая – это восхождение, поиск той самой гармонии, которая, по мнению С.Вермишевой, поглощает в себя «и бури, и покой», без чего жизнь становится пресной.
Не каждая книга заслуживает столь глубокого анализа и оценки. Постичь гармонию жизни, а ещё и выраженную в художественном слове, задача из непреходящих, но она во многом оказалась под силу Поэту. И, понимая это, С.Вермишева, проводя исторические параллели, подчёркивает, что нет поэтов «вневременных». Ведь каждое время, каждое десятилетие имеет свои особые, отличительные черты..И в этих чертах персонажи произведений ведут себя соответственно времени.
М.Шолохов, к примеру, как умел вставить своего героя во время, в его события! Гражданская война - "Донские рассказы". Их ни к какому иному времени не отнесешь.
А "Судьба человека"! Все неотделимо от времени.
И классики поэзии - у них также событийность характерна времени. Разве можно постичь В.Маяковского вне временного контекста?! Такая и лирика Г.Блехмана, особенно гражданская.
Однако есть вечные запросы любого времени, связанные с утверждением всеобщих критериев и законов развития. В этом смысле творчество поэтов, писателей-классиков выходит из временных рамок и превращается в то самое «слово на века». Эта нить и есть связующей двух миров поэтов, наших современников - Г.Блехмана и С.Вермишевой.
И второе. Меня всегда подкупает в человеке скромность. С.Вермишева - лишена самовлюблённости и самолюбования, ей хватает мудрости и такта вести творческие беседы, в том числе и на страницах «РП», уважительно даже с теми, кто до этого явно не дорос. Ведь как тетерев токует? Когда он токует, то не слышит, что охотник к нему подбирается. Слышит только себя. И когда случается это с писателем, то это погибель его. Очень рада, что Сэда Константиновна являет нам ещё и образец человеческого достоинства и скромности.
Спасибо, что Вы есть!
С уважением, Светлана Демченко

Михаил Ремизов 13.06.17 15:26
Мне очень интересно было читать этот изумительный очерк Седы Константиновны - и как материал для раздумий, и как сочетание, казалось бы, несочетаемого.
Ведь, на первый взгляд, более разных поэтов, чем Сэда Вермишева и Григорий Блехман, трудно представить. Взрывная, "буревестная", невероятного личностного темперамента Сэда Вермишева и мягкий, сдержанный в проявлениях эмоций вовне, глубинно философский Григорий Блехман. Казалось бы, ну, что общего между ними.
Но, если вслушаться, а точнее, вчитаться в каждого из этих поэтов, то это общее становится очевидным. Оно состоит в постоянном поиске тех человеческих проявлений, которые могут сделать человека и великим, и низким.
И если у Сэды Константиновны этот поиск идёт внешне темпераментно, то у Григория Блехмана не меньший темперамент заключён во внутренней энергии его строчек, которую он, как мужчина, не позволяет себе выпустить наружу. Но она, эта энергия, абсолютно ощутима и очень сильна особенно в его гражданской лирике.
В этом и состоит для меня удивительная и вполне логичная внутренняя гармония между нашими двумя видными современными поэтами.
Вот почему нисколько не удивлён, что именно Сэда Вермишева так тонко почувствовала поэтическую и человеческую суть Григория Блехмана. Они оба являются единым целым в нашей общей боли от происходящего в стране.
Спасибо, дорогая Сэда Константиновна, за Ваше открытое людям сердце и чувство гармонии в собрате по перу.
Валентина Коростелёва 13.06.17 09:37
Хорошо, когда разговор о книге, а с тем и о жизни тоже, - хочется продолжать.
Как всегда, Сэда Константиновна задаёт высокую планку такого разговора.
Но и поэзия, о которой идёт речь, - должна соответствовать такому уровню.
И в данном случае это тоже гармония, за что и хочется от души поблагодарить обоих активных авторов сайта.
Хорошего вам лета, и настроения, и здоровья, и новых ярких строк, Сэда
Константиновна и Григорий Исаакович!
Андрей Строгонов 12.06.17 20:31
У Григория Блехмана есть стихотворение "И САМИ МЫ ТОМУ ВИНОЙ...", которое завершается строчками:
"...И сами мы тому виной,
Что так бездарно получилось
У нас с истерзанной страной".
И в том же цикле "ПОКА ЖИВЁШЬ, Ты ВОЛЕН МЫСЛИТЬ..." есть стихотворение "ОДА СОЛОМИНКЕ":
"В любые годы и погоды
Соломинке слагали оды -
Её протянутой руке,
Как знаку - здесь, невдалеке
Всегда есть, ЧТО тебе поможет.
Тогда тупик не так уж сложен...
Вредна лишь мысль о тупике."
Когда я читал этот изумительный очерк Сэды Вермишевой, вспоминал многие стихи Григория Блехмана не только из его ранней романтической лирики, но и из философской и гражданской, которая превалирует в творчестве Григория Блехмана последние годы.
И вспоминая, ещё раз обратил внимание, что он, во-первых, всегда разделяет вину случившегося с нашей страной, начиная с 90-х, и во-вторых, всегда верит, что выход есть.
Причём, Сэда Константиновна абсолютно права: он видит этот выход не в буре, а в том, что возможно и за земле человеку прийти к той гармонии, какая существует в природе. Важно лишь найти её в своей душе.
В этом есть что-то сокральное, и наверное, только такая вера и способна уберечь нас от необратимой катастрофы.

Спасибо, Сэда Константиновна, за такой ракурс Ваших мыслей и блестящий пример для их подтверждения.

Анатолий Смышников 12.06.17 19:28
Это конечно, и прежде всего, размышление, больше похожее на посвящение, на стихотворение в прозе, где есть и блестящая концовка: "А мироощущение...оно, как звезды в небе, разлито по всему пространству поэтического текста...". Браво, браво!
Лариса Каверзнева 12.06.17 15:30
Спасибо, Сэда Константиновна за такой неординарный, глубокий очерк. Он написан не только умом, но и сердцем, которое не обманешь.
Григорий Блехман и сам пишет свои очерки о поэзии и поэтах ярко, неравнодушно, с полной влюблённостью в творчество тех, о ком пишет и с тонким чувством особенности времени, в какое анализируемое им творчество рождено.
Но здесь у Сэды Вермишевой сказывается ещё и всем известная склонность мыслителя анализировать не только литературные, но и, прежде всего, социальные процессы, происходившие и происходящие в быстроменяющемся мире с, казалось бы, ещё не так давно его традиционными устоями. И главное - соединять это в единое целое.

И вот здесь-то она почувствовала очень важный момент в творчестве Григория Блехмана, который так блистательно нам представила. Выпукло и во всей взаимосвязи с нынешними нашими реалиями.
Он, действительно "не ищет бури" и "не избегает" никаких волнений, а пишет о том, что чувствует. Но на каждого из пишущих подспудно и решающее оказывает влияние его личностное начало, которое всегда читается в творчестве писателя.
И вряд ли можно не согласиться с Сэдой Константиновной в том, что главный мотив в творчестве Григория Блехмана, звучащий даже в самых драматичных его стихах - это изначальная разумность и гармония мира, нарушаемая, почему-то, постоянно человеком.
Поэт ни к чему не призывает, но его боль за происходящее звучит много сильнее любого призыва.
Особенно это чувствуешь в мотивах его гражданской лирики последних лет, которая была широко представлена на сайте и в его книгах.

Спасибо, дорогая Сэда Константиновна, за Ваш талант найти главное и использовать самые точные слова, чтобы это выразить.
Владимир Коваленко 11.06.17 22:40
Сэда Константиновна,браво!
Вы всегда умеете найти самое точное слово для характеристики человека.
И на этот раз герой Вашего очерка Григорий Блехман получил именно такое определение, какое давно заслужил.
Очень многие о нём говорили и продолжают говорить примерно то, что Вы так точно выразили одним словом: "гармония".
Так оно и есть.
Какой он человек, такой и поэт.
А за такое могучее начало Вашего очерка отдельное Вам спасибо.

С уважением, Владимир Коваленко ( Севастопопь).
Алексей Говоров 11.06.17 18:24
Это даже не эссе, а нечто много большее, вылившееся в анализ движения энергии поэтической мысли на большом отрезке времени.
Написано блестяще - так как умеет это делать Сэда Вермишева.
И очень уместно здесь именно такое продолжение - анализом духа поэзии Григория Блехмана.
Я давно люблю этого поэта за его полную искренность и такое состояние души, которое даже в самых резких его строчках оставляет надежду на изначальную разумность мироздания.

Спасибо, Сэда Константиновна.
Спасибо, Григорий Исаакович.
Екатерина Пионт 11.06.17 14:55

Такая глубина эссе Сэды Вермишевой хоть и ожидаема - и всё равно неожиданна.
Написано так тонко, как и возможно только, если речь - о гармонии.
Сэда Константиновна, думаю,Вы не расплескали ни единой капли
своей любви, поклонения поэту Григорию Блехману.

С чем я Вас обоих и поздравляю.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА