Страница: 1 2  Все

Ксения Соколова 14.06.17 20:48
Григорий Блехман много и щедро пишет о других.
Он обладает редкой способностью найти в творчестве своих товарищей по литературному цеху лучшие черты и выпукло их показать.
И то удовольствие, с каким он это делает, трудно не заметить. Оно читается сразу. Причём сам он будто уходит в тень того, о ком пишет. Редкое качество.
Нечто подобное заметно и в его собственных стихотворениях, где почти не встретишь местоимения "я".
Но при всём при том, это "я" чувствуешь сразу.
Оно лишь, как однажды заметил о себе Александр Блок, уходит туда, где "через край перелилась восторга творческого чаша, и всё уж не моё, а наше, и с миром утвердилась связь".
Именно её - внутренне утверждённую с миром связь и почувствовала в Григории Блехмане Сэда Константиновна Вермишева, блистательно написав о главной черте этой его связи свой, на мой взгляд, выдающийся очерк.
Я очень благодарна сайту "Российский писатель", что могу читать здесь эту умную, многогранную работу моей современницы об одном из самых мною любимых поэтов.
Спасибо.
Анатолий Колесников 14.06.17 15:15
Недавний цикл стихотворений Григория Блехмана, который был представлен на сайте "Российский писатель" и на который ссылается Сэда Вермишева, начинается стихотворением, первая строчка которого: "Пока живёшь, ты волен мыслить..." легла в заглавие цикла. Легла не просто так, а потому, что стихотворение знаковое:
"Пока живёшь, ты волен мыслить
И волен для себя решать,
Каким свой путь наполнить смыслом
Или, куда направить шаг.
Направить ли к берёзкам, ивам...
Чтоб в сумасбродный ритмом век,
Почувствовать себя счастливым
Там, где не властен человек.
Или участвовать в "застолье"
Во время нынешней "чумы",
А может, побороться стоит...
Гадают лучшие умы.
Но, что потом, никто не знает
В потоках мыслей и идей...
И только каждый выбирает,
Как жить ему среди людей."

Григорий Блехман свой выбор, "как жить ему среди людей", сделал. И поскольку он обладает явным поэтическим даром, этот дар в соединении с его выбором как раз выливается в результат, о котором так значимо и точно написала Сэда Вермишева, а также, продолжают писать его собратья по перу в своих комментариях.
Этот поэт заслужил такого высокого разговора своим многолетним, бескорыстным, талантливым служением русской литературе.
Владимир Плотников 14.06.17 07:56
Внушительные подборки стихотворений и лит. критики замечательного писателя Григория Блехмана хорошо известны и, судя по отзывам, активно читаются многими любителями настоящей литературы. Тем актуальнее некое обобщение по его крупной книге лирики, предпринятое уважаемой Сэдой Константиновной. И тем отрадней, что это не многостраничный и нудноватый разбор, коим, как правило, грешат литературоведы, и не экспрессивно-пафосный гимн во хвалу, присущий пылким почитателям, а – вдумчивое эссе, сама форма коего не предполагает излишних восторгов, излишних объемов, вообще чего-то излишнего.
И вот пожалуйста…О тонкой, сложной, многогранной личности (поэте, эссеисте, ученом, гражданине) – элегантное, емкое, многоплановое произведение с достойными литературными отсылками, историческими привязками и мудрыми аналогиями. Большое спасибо вольно или невольно , но закономерно и конгениально сложившемуся тандему: убедительному автору, нашедшему не только яркого героя, но и сокровенную тропку к сердцу, душе и загадке его творчества.
Нина ВОЛЧЕНКОВА 13.06.17 22:47
То, что сказали Вы, дорогая Сэда Константиновна, невозможно назвать высокопарностью, но поиск гармонии и её возвеличивание как вселенское пространство, где каждый живой организм имеет все условия для процветания, не думая о буре, в которой есть покой. Напротив. Спасибо Вам за сказанное Слово, за глубинность мысли без окоёма и за счастье обладания такой же книгой Григория Исааковича, творчество которого я люблю. С благодарностью, Нина.
Юрий Брыжашов 13.06.17 21:51
В чём слабость не такого уж и малого числа современных поэтов?
Каждый из них- пленник самого себя, своё время и мир чувствует слабо, следовательно,- ещё меньше понимает то и другое; впрочем, это главное - особо и не интересует его, ибо он присутствует в этом настолько, насколько видит там своё отражение и постоянно сверяется с ним. Всё его мироощущение -лишь фиксация быстрой смены реакций на мелочи суеты, составляющие утехи воспалённой амбициозности. Из этих фантомных реакций и " созерцаний" он он пытается составить строки , которые представляют собой обычную версификацию ( часто даже бессознательную; нечего сказать, не на что опереться, ибо и люди ведь в его мироощущении практически отсутствуют). Версификацию порой искусно исполненную, но всё равно заёмную, вторичную, искуственную , лишённую живой жизни. Порой при чтении иного коллективного сборника возникает полное ощущение того, что читаешь стихи одного и того же автора.
Григорий Блехман- поэт подлинный, настоящий, всё его мироощущение, сама природа этого мироощущения - иная, чем у тех поэтов ( точнее - считающих себя таковыми ), о которых было сказано выше. Да, поэт может быть вовсе не обязательно быть заряжен бурями стихий и их громогласием. Ощущение мудрой гармонии мира (при всех земных потрясениях), даёт ощущение внутренней поэтической гармонии, которую могут слагать , кроме всего прочего, и усилие творческой воли , и напряжение поэтического слуха. Подобное чувство даёт поэту ощущение подлинной зрелости, он предстаёт более цельным, более сосредоточенным, в силу этого -более глубоким. Более глубоким оказывается и стиль, которого словно бы не замечаешь, тот лучший стиль русской поэзии, отличительный своей прекрасной простотой и содержащий в себе, одновременно, высокие духовные и бытийные смыслы.
Часто поэты понимают, чувствуют и оценивают друг друга точнее и тоньше, чем критики.
Прекрасная работа, Сэда Константиновна! Новых творческих замыслов и свершений!
Того же и Вам, дорогой Григорий Исаакович!
Светлана Демченко 13.06.17 18:41
Не хотелось бы повторяться. Нет смысла. Но, видимо, не получится…
Автор новой книги уважаемый Г.И.Блехман предельно откровенен с читателем, он признаётся уже в её заглавии, что в его поэзии не всё лежит на поверхности: "у каждой строчки есть подстрочник". Это надо понимать так, что наполненность стихов смыслами гораздо глубже и шире, чем даже талантливо (С.Д.) сформулированные им мысли. Потому что, как точно указывает любимая мной поэтесса С.К.Вермишева, мироощущение поэта - это неизмеримая и неуловимая данность, «разлитая по всему пространству текста»; от себя дополню: проникновение в которую предполагает адекватное авторскому мастерство ценителя. А оно у Сэды Константиновны более чем присутствует. Её способность ловить летящую в высь поэтическую комету коллеги, не дать ей уйти незамеченной, гениальна. Не важно, сколько в ней ступеней, важно, что каждая – это восхождение, поиск той самой гармонии, которая, по мнению С.Вермишевой, поглощает в себя «и бури, и покой», без чего жизнь становится пресной.
Не каждая книга заслуживает столь глубокого анализа и оценки. Постичь гармонию жизни, а ещё и выраженную в художественном слове, задача из непреходящих, но она во многом оказалась под силу Поэту. И, понимая это, С.Вермишева, проводя исторические параллели, подчёркивает, что нет поэтов «вневременных». Ведь каждое время, каждое десятилетие имеет свои особые, отличительные черты..И в этих чертах персонажи произведений ведут себя соответственно времени.
М.Шолохов, к примеру, как умел вставить своего героя во время, в его события! Гражданская война - "Донские рассказы". Их ни к какому иному времени не отнесешь.
А "Судьба человека"! Все неотделимо от времени.
И классики поэзии - у них также событийность характерна времени. Разве можно постичь В.Маяковского вне временного контекста?! Такая и лирика Г.Блехмана, особенно гражданская.
Однако есть вечные запросы любого времени, связанные с утверждением всеобщих критериев и законов развития. В этом смысле творчество поэтов, писателей-классиков выходит из временных рамок и превращается в то самое «слово на века». Эта нить и есть связующей двух миров поэтов, наших современников - Г.Блехмана и С.Вермишевой.
И второе. Меня всегда подкупает в человеке скромность. С.Вермишева - лишена самовлюблённости и самолюбования, ей хватает мудрости и такта вести творческие беседы, в том числе и на страницах «РП», уважительно даже с теми, кто до этого явно не дорос. Ведь как тетерев токует? Когда он токует, то не слышит, что охотник к нему подбирается. Слышит только себя. И когда случается это с писателем, то это погибель его. Очень рада, что Сэда Константиновна являет нам ещё и образец человеческого достоинства и скромности.
Спасибо, что Вы есть!
С уважением, Светлана Демченко

Михаил Ремизов 13.06.17 15:26
Мне очень интересно было читать этот изумительный очерк Седы Константиновны - и как материал для раздумий, и как сочетание, казалось бы, несочетаемого.
Ведь, на первый взгляд, более разных поэтов, чем Сэда Вермишева и Григорий Блехман, трудно представить. Взрывная, "буревестная", невероятного личностного темперамента Сэда Вермишева и мягкий, сдержанный в проявлениях эмоций вовне, глубинно философский Григорий Блехман. Казалось бы, ну, что общего между ними.
Но, если вслушаться, а точнее, вчитаться в каждого из этих поэтов, то это общее становится очевидным. Оно состоит в постоянном поиске тех человеческих проявлений, которые могут сделать человека и великим, и низким.
И если у Сэды Константиновны этот поиск идёт внешне темпераментно, то у Григория Блехмана не меньший темперамент заключён во внутренней энергии его строчек, которую он, как мужчина, не позволяет себе выпустить наружу. Но она, эта энергия, абсолютно ощутима и очень сильна особенно в его гражданской лирике.
В этом и состоит для меня удивительная и вполне логичная внутренняя гармония между нашими двумя видными современными поэтами.
Вот почему нисколько не удивлён, что именно Сэда Вермишева так тонко почувствовала поэтическую и человеческую суть Григория Блехмана. Они оба являются единым целым в нашей общей боли от происходящего в стране.
Спасибо, дорогая Сэда Константиновна, за Ваше открытое людям сердце и чувство гармонии в собрате по перу.
Валентина Коростелёва 13.06.17 09:37
Хорошо, когда разговор о книге, а с тем и о жизни тоже, - хочется продолжать.
Как всегда, Сэда Константиновна задаёт высокую планку такого разговора.
Но и поэзия, о которой идёт речь, - должна соответствовать такому уровню.
И в данном случае это тоже гармония, за что и хочется от души поблагодарить обоих активных авторов сайта.
Хорошего вам лета, и настроения, и здоровья, и новых ярких строк, Сэда
Константиновна и Григорий Исаакович!
Андрей Строгонов 12.06.17 20:31
У Григория Блехмана есть стихотворение "И САМИ МЫ ТОМУ ВИНОЙ...", которое завершается строчками:
"...И сами мы тому виной,
Что так бездарно получилось
У нас с истерзанной страной".
И в том же цикле "ПОКА ЖИВЁШЬ, Ты ВОЛЕН МЫСЛИТЬ..." есть стихотворение "ОДА СОЛОМИНКЕ":
"В любые годы и погоды
Соломинке слагали оды -
Её протянутой руке,
Как знаку - здесь, невдалеке
Всегда есть, ЧТО тебе поможет.
Тогда тупик не так уж сложен...
Вредна лишь мысль о тупике."
Когда я читал этот изумительный очерк Сэды Вермишевой, вспоминал многие стихи Григория Блехмана не только из его ранней романтической лирики, но и из философской и гражданской, которая превалирует в творчестве Григория Блехмана последние годы.
И вспоминая, ещё раз обратил внимание, что он, во-первых, всегда разделяет вину случившегося с нашей страной, начиная с 90-х, и во-вторых, всегда верит, что выход есть.
Причём, Сэда Константиновна абсолютно права: он видит этот выход не в буре, а в том, что возможно и за земле человеку прийти к той гармонии, какая существует в природе. Важно лишь найти её в своей душе.
В этом есть что-то сокральное, и наверное, только такая вера и способна уберечь нас от необратимой катастрофы.

Спасибо, Сэда Константиновна, за такой ракурс Ваших мыслей и блестящий пример для их подтверждения.

Анатолий Смышников 12.06.17 19:28
Это конечно, и прежде всего, размышление, больше похожее на посвящение, на стихотворение в прозе, где есть и блестящая концовка: "А мироощущение...оно, как звезды в небе, разлито по всему пространству поэтического текста...". Браво, браво!
Лариса Каверзнева 12.06.17 15:30
Спасибо, Сэда Константиновна за такой неординарный, глубокий очерк. Он написан не только умом, но и сердцем, которое не обманешь.
Григорий Блехман и сам пишет свои очерки о поэзии и поэтах ярко, неравнодушно, с полной влюблённостью в творчество тех, о ком пишет и с тонким чувством особенности времени, в какое анализируемое им творчество рождено.
Но здесь у Сэды Вермишевой сказывается ещё и всем известная склонность мыслителя анализировать не только литературные, но и, прежде всего, социальные процессы, происходившие и происходящие в быстроменяющемся мире с, казалось бы, ещё не так давно его традиционными устоями. И главное - соединять это в единое целое.

И вот здесь-то она почувствовала очень важный момент в творчестве Григория Блехмана, который так блистательно нам представила. Выпукло и во всей взаимосвязи с нынешними нашими реалиями.
Он, действительно "не ищет бури" и "не избегает" никаких волнений, а пишет о том, что чувствует. Но на каждого из пишущих подспудно и решающее оказывает влияние его личностное начало, которое всегда читается в творчестве писателя.
И вряд ли можно не согласиться с Сэдой Константиновной в том, что главный мотив в творчестве Григория Блехмана, звучащий даже в самых драматичных его стихах - это изначальная разумность и гармония мира, нарушаемая, почему-то, постоянно человеком.
Поэт ни к чему не призывает, но его боль за происходящее звучит много сильнее любого призыва.
Особенно это чувствуешь в мотивах его гражданской лирики последних лет, которая была широко представлена на сайте и в его книгах.

Спасибо, дорогая Сэда Константиновна, за Ваш талант найти главное и использовать самые точные слова, чтобы это выразить.
Владимир Коваленко 11.06.17 22:40
Сэда Константиновна,браво!
Вы всегда умеете найти самое точное слово для характеристики человека.
И на этот раз герой Вашего очерка Григорий Блехман получил именно такое определение, какое давно заслужил.
Очень многие о нём говорили и продолжают говорить примерно то, что Вы так точно выразили одним словом: "гармония".
Так оно и есть.
Какой он человек, такой и поэт.
А за такое могучее начало Вашего очерка отдельное Вам спасибо.

С уважением, Владимир Коваленко ( Севастопопь).
Алексей Говоров 11.06.17 18:24
Это даже не эссе, а нечто много большее, вылившееся в анализ движения энергии поэтической мысли на большом отрезке времени.
Написано блестяще - так как умеет это делать Сэда Вермишева.
И очень уместно здесь именно такое продолжение - анализом духа поэзии Григория Блехмана.
Я давно люблю этого поэта за его полную искренность и такое состояние души, которое даже в самых резких его строчках оставляет надежду на изначальную разумность мироздания.

Спасибо, Сэда Константиновна.
Спасибо, Григорий Исаакович.
Екатерина Пионт 11.06.17 14:55

Такая глубина эссе Сэды Вермишевой хоть и ожидаема - и всё равно неожиданна.
Написано так тонко, как и возможно только, если речь - о гармонии.
Сэда Константиновна, думаю,Вы не расплескали ни единой капли
своей любви, поклонения поэту Григорию Блехману.

С чем я Вас обоих и поздравляю.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА