Страница: 1 2 3  Все

Антонина Середина 25.08.17 20:30
Поздравляю прекрасного поэта Александра Кердана с выходом нового сборника и полностью присоединяюсь к тому пожеланию, которое выразил Григорий Блехман в заключительной фразе своего, как всегда, очень убедительного очерка.
Я обратила внимание на одну, на мой взгляд, важную деталь в литературоведении Григория Блехмана. Он пишет только о поэтах и прозаиках патриотической направленности, представляя литературный талант во всём соцветии индивидуальности каждого из них.
Ведь Блехман, даже в сравнительном плане ни в одном из своих очерков не упомянул ни одно из имён уже навязших в зубах писателей, очень растиражированных сегодня официальной пропагандой министерства культуры. Там самым он не делает им даже отрицательной рекламы, потому что она тоже - реклама, тогда как самая действенная антиреклама это не упоминание чьего-то имени.
Мне кажется, что это очень хороший пример и ориентир для критиков патриотического толка, особенно молодых.
Спасибо, Григорий Исаакович, за такую Вашу верную службу нашей душеполезной литературе.
Вот и сейчас яркий тому пример - анализ поэзии одного из заметных современных поэтов, Александра Кердана.
Алексей Прокофьев 19.08.17 20:39
Очень хорошее стихотворение посвятила Нина Волченкова этим двум поэтам Александру Кердану и Григорию Блехману. В её строчках:
"...Мы были и останемся, как есть,
Таким, как сейчас, без изменений..."
звучит тот гимн поэзии, как таковой, какая представлена в очередном прекрасном очерке Григория Блехмана.
Умеет этот поэт почувствовать в своём собрате по перу то лучшее, что этот собрат на сегодняшний день написал.
Я читал этот сборник Александра Кердана. Он мне понравился теплотой интонации автора, светом души поэта. И всё же Григорий Блехман выделил, на мой взгляд, самые лучшие стихи этого сборника и подчеркнул их философский уровень, который, действительно, заслуживает внимания.
Мне кажется, что в творчестве Александра Кердана это заметная ступенька вверх.
Поздравляю Вас, Александр Борисович, с выходом этого сборника и с тем, что Вы поднялись в нём на новую ступень своего поэтического настоящего.
Григорию же Исааковичу в очередной раз низко кланяюсь за постоянный талантливый труд во имя современной русской поэзии и её широкого звучания в наши отнюдь не поэтические времена.
С уважением, Алексей Прокофьев.
Нина ВОЛЧЕНКОВА 17.08.17 16:27
ПОЭТАМ АЛЕКСАНДРУ КЕРДАНУ И
ГРИГОРИЮ БЛЕХМАНУ

Зеркальных чисел в жизни и в судьбе,
Быть может, наберётся полдесятка,
Когда по непротоптанной тропе
Мы шли с тобою смело, без оглядки,

Когда мы не боялись потерять,
Надеясь на везенье и удачу.
И каждому хотелось доверять
На той тропе, как другу, не иначе.

Мы не бросали камни в огород,
Мы руку для пожатий подавали,
Не обижали, коль наоборот,
И похвалы ни от кого не ждали.

Мы были и останемся, как есть,
Такими, как сейчас, без изменений.
…………………………………………..
Поздравить двух поэтов мне за честь,
За благо – для принятия решений…
17.08.2017 г. 16:10
Валентина 13.08.17 22:15
Александр Кердан и Григорий Блехман являются сегодня в современном литературном процессе рабочей, движущей силой! С превеликим удовольствием слежу за перспективным ростом этих двух интереснейших, заставляющие головы думать, а сердца биться - авторов.
Спасибо, наш неутомимый Григорий Исаакович, за профессионально сделанную рецензию (на этот раз) поэтической книги Александра Кердана.
С Днём рождения Вас, новых светлых, нужных строк и страниц, здоровья, радости житейской, храни Бог!
Саша, знаю твою неимоверную работоспособность и неутомимость, твою офицерскую незапятнанную честь и сыновью любовь ко всему отеческому, хочу пожелать сил, терпения, понимания людьми твоих намерений, стараний, дел, и благодарных читателей! Ты ещё совсем не вычитан современниками, пусть же - всякий раз раскрываются все твои разнообразные творческие грани для любого читателя!

В отношении дискуссии, возникшей на этой страничке, по поводу прощения и мщения, - захотелось ответить восточной мудростью: "Месть - это ненависть. Если ты стал ненавидеть, значит, тебя победили!". Многие великие старцы на Руси всегда призывали к прощению. Нет религии более терпимой, чем православие. От того и тем самым сильна наша матушка Русь! Она всегда умела прощать своим обидчикам, и оставалась при этом, на высоте! Духовность - не мелкое понятие, - прощение, как великое благо и божественная благодать человеку, - и это, как раз прочитывается в строках Кердана, которые нам подчеркнул Блехман.
Всепрощение даётся далеко не каждому! Подавить гнев и горечь горя может только очень сильный человек.
Тема эта гораздо глубже, и требует особого времени и обязательной дискуссии
Думаю, что это, ещё не раз представится на страничках нашего РП!
С теплом,
Ерофеева-Тверская
СэдаВермишева 13.08.17 10:07
ЮРИЮ БРЫЖАШОВУ
Спасибо за замечательный комментарий. Так коротко о стольком...
И главном. А время , к сожалению, на дворе такое, - не углубиться в него приходиться, а опять таки думать о текущем моменте, когда возникает вопрос - зачем, в чьих интересах , под решение какой задачи выпущен Удальцов? Искать ответ и приходить к неутешительным выводам. И предостерегать патриотов от увлечения этой персоной, потому что разрушение изнутри, силами внутренней оппозиции - на сегодня самый популярный метод войны.За примерами далеко ходить не надо - вон Ирак, Ливия, Сирия . Далее - везде.
С уважением и извинением за невольный отход от первоначально заданной темы и того дополнительного направления, которое задано Вашим комментарием. Сэда Вермишева

С уважением, с извинеием что отшла от темы.
Василий Коробов 12.08.17 21:52
С удовольствием поздравляю Григория Блехмана с днём рождения.
Желаю этому удивительному человеку - поэту, прозаику, публицисту, литературоведу долгой жизни и дальнейшей плодотворной работы в литературе. А если точнее, то в литературе он не работает, а ей служит.
Ведь помимо собственных прекрасных стихов и высокого качества прозы. он неустанно пишет о поэзии и поэтах.
Передо мной две его книги литературоведения.
В них он написал: о поэтах Серебряного века - Александре Блоке и Николае Гумилёве; о поэтах Великой Отечественной войны - Александре Твардовском, Давиде Самойлове, Александре Межирове; о современных поэтах - Сэде Вермишевой, Геннадии Иванове, Владимире Скифе, Николае Коновском, Николае Зиновьеве, Сергее Зубареве, Сергее Донбае, Сергее Гончарове, Светлане Курач, Эдуарде Петренко, Никите Иванове..., прозаиках - Викторе Пронине, Николае Дорошенко,
Юрии Кувалдине... Не так давно появились в печати его очерки о Викторе Кирюшине, Валентине Коростелёвой и вот сейчас очередной, получивший такое внимание и благодарное обсуждение, очерк об Александре Кердане.
Причём, немало из этого неполного списка поэтов после его очерков о них получили Всероссийскую известность, потому что Григорий Блехман умеет рассказать так, что даже того поэта, который до этого на тебя впечатления не произвёл, хочется перечитать, поскольку начинаешь видеть то, чего на замечал, и поэт становится тебе интересен.
Уверен, что очень многие благодарны этому уникальному литератору за такое его бескорыстное служение русской литературе.
Вот почему счёл своим долгом перечислить основные очерки Григория Блехмана, которые, как его стихи и проза, стали отдельными произведениями очень высокого качества.
Дай Вам Бог, Григорий Исаакович, всего, что Вы сами хотите.
Юрий Брыжашов 12.08.17 17:46
Сэде Вермишевой
в продолжение её высказывания о том, что " вопрос о структурировании понятий остался незавершённым" и
Григорию Блехману ( которого от всей души поздравляю с Днём рождения и талантливой статьёй по поводу выхода книги А. Кердана)
в продолжение его высказывания о необходимости развития " философской мысли, без которой высокой литературы не бывает".

Коиментаторы дают заявленным понятиям самые разные определения с
неопределёнными шансами достичь общего мнения. Говорить о сложных философских понятиях, о философском категориальном аппарате, о понятиях в сфере всех общественных наук - в десятки раз сложнее.
Тридцать лет назад существовал определённый общий методологический уровень для каждой из наук, относящихся к гуманитарному и общественном2 знанию. Вот мнение нейтрального, скажем так, свидетеля. Эрнст Неизвестный, который учился на философском факультете вместе с Мамардашвили и другими, ставшими в дальнейшем известными философами ( не буду перегружать текст их фамилиями) оценивал уровень преподавания и изучения философии очень высоко. Это можно было отнести ко всем общественным наукам. На этот уровень надо было выйти, осмыслить, изучить, познать всё то, что его обуславливало. Безусловно, всё имеет свойство догматизироваться, если нет развития этого " всего", проще говоря - если нет достаточного количества умных людей, способных на постоянной основе обеспечивать развитие. Всё догматизируется, что видно и на примере современной церкви. Но тот общий уровень общественного знания позволял иметь и общий ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ уровень, на порядок, на два порядка выше нынешнего. Простой пример. На сайте " РП несколько раз появлялись статьи Михаила Лившица ( спасибо редакции сайта за разнообразие размещаемого материала), касающиеся в большей степени вопросов культуры, чем философии, хотя Лившиц , конечно, более всего философ, хотя и затрагивал в своих трудах огромный комплекс вопросов, относящихся к различным областям знания. К опубликованным на сайте статьям- ни одного
комментария. Пусть они достаточно сложны для восприятия. Но ведь чисто
философские работы Лившица - в двадцать раз сложнее. Рискну утверждать, что проф. Гирёнок, любимый философ А. Проханова , и десять самых известных современных философов, вместе взятых, в беседе с Лившицем, касающейся каких-либо философских проблем, спустя час вообще перестали бы понимать всё то, о чём мог говорить Лившиц. А ведь тридцать лет назад учёных, подобных ему , были многие ДЕСЯТКИ. Вместе со страной, её промышленным производством рухнуло и всё остальное, в десятки раз упал её научный и общеинтеллектуальный уровень. Общая раздробленность общественного знания носит катастрофический характер. Не о чем говорить, ибо каждый может сказать лишь нечто своё...не от чего оттолкнуться, не с чего начать. Подтверждением того служит и это обсуждение, когда, казалось, не столь уж сложный вопрос, поднятый Сэдой Вермишевой, вызвал очевидные затруднения.
Дорогая Сэда Константиновна, и в прежние времена, не говоря о нынешних, человек, который написал бы пусть двухсотстраничную историю понятий, но в непременной связи с ДИАЛЕКТИКОЙ ИЗМЕНЕНИЯ САМИХ ПОНЯТИЙ, был бы признан мировым гением- безусловно. А пока будем обходиться тем, чем располагаем ( без иронии) и ещё , надеюсь, договорим о том, о чём начали разговор в комментариях к ст. о встрече В. Ганичева с губернатором
Е. Савченко.
В чём только не обвиняют писателей, а им приходится пытаться решать на постоянной основе всё то, что должны решать ( и хотя бы что-то решить!.. по своей прямой обязанности, к слову сказать ! -совсем иные ).
В том числе и этим вызван мой комментарий.
Остаётся поздравить Александра Кердана с выходом новой книги!
С уважением ко всем. И пожеланием всего доброго!
СэдаВермишева 12.08.17 16:59
Александру.
НА мой взгляд, потомство тех, "кто украл" априори в большей безопасности, чем потомство тех, " кто украден". И жизненные перспективы несравнимы.
Александр 12.08.17 15:52
У возмездия, мне кажется, есть и не видимая современникам сторона: оно настигнет если не самих вершителей несправедливости, то их потомство... Понимаю, что это слабое утешение для ныне живущих, но мировая история даёт массу подобных примеров!
Сэда Вермишева 12.08.17 15:29
Возмездие, в основном, настигает не виновников бедствия, а тех, кто попустительствует.
.Возмездие за попустительство изыскам архитекторов перестройки настигло нынешнее постсоветское общество на всем постсоветском. пространстве...
. .... А ты,
Словно тень Атлантиды,
Неслышно уходишь
Под лед,-.
Такие свершились обиды,
Пока разевали мы рот...
.С. Вермишева
Александр Кердан 12.08.17 13:50
Уважаемым Анатолию Строеву, Екатерине Пионт выражаю глубокую признательность за участие в разговоре. Согласен с постулатом, что возмездие - категория в большей мере социальная, зависящая не только от личностных установок человека и его вероисповедания, но и от господствующей в обществе идеологии вспомните слова советской воинской присяги: "так пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся..."
Понимаю и неудовлетворённость, высказанную Сэдой Константиновной. Конечно, в коротких репликах, находясь на расстоянии друг от друга, трудно более или менее системно изложить свои воззрения по столь философскому вопросу. Главное здесь, мне кажется, даже не окончательная констатация, не точная формулировка, а сама постановка проблемы и интерес, который она вызвала... Ибо прощение и возмездие - две стороны этой проблемы, затрагивающие понятие справедливости, столь дорогое для русского человека.
Отдельные слова благодарности говорю Валерию Латынину.
Дорогой Валера, именно ты в 1989 году в завалах рукописей в Воениздате нашел мою (ждущую свою очередь несколько лет!) и стал вместе с Сашей Поздняковым соредактором моего первого сборника стихов "Наследство". Всегда помню об этом и храню в своём сердце благодарность вам обоим!
Анатолий Строев 12.08.17 13:18
Прежде всего благодарю Григория Исааковича, что открыл для меня хорошего, интересного поэта. Поздравляю Александра Кердана с выходом новой книги, привлекшей внимание такого тонкого ценителя поэзии, как Григорий Блехман.
Что касается желания многоуважаемой Сэды Константиновны Вермишевой структурировать понятия "возмездие" и "месть", то мне кажется, что чёткого различия между "кристаллическими решётками" каждого из этих понятий нет. В этом плане соглашусь с Лидией Долматовой, сказавшей, что "возмездие можно рассматривать как всеобщую, а не персональную месть". Т.е. всё зависит от контекста мысли.
А обсуждаемая строчка Александра Кердана мне очень нравится.
Она во многом характеризует личность этого поэта, вызывая к нему мгновенную симпатию и доверие.
Валерий Латынин 12.08.17 13:11
Стихи Александра Кердана знаю и люблю не одно десятилетие, ещё с его первой книжки в Воениздате. Главное качество этого замечательного поэта и его творчества - служение Отечеству, не смотря ни на какие политические катаклизмы и временные поветрия. Саша - надёжный рыцарь России и отечественной литературы. Мой поклон и поздравления с днём рождения Григорию Блехману - щедрому пропагандисту творчества собратьев по перу и вдумчивому поэту. С уважением, Валерий Латынин.
СэдаВермишева 12.08.17 10:21
А вопрос о необходимости структурирования понятий, к сожалению, остался незавершенным.
Григорий Блехман 11.08.17 22:24
Дорогие мои коллеги, собратья по перу!

Случилось так, что во время очень активного, содержательного и глубокого обсуждения стихотворений Александра Борисовича Кердана в какой то момент наступил день моего рождения, о чём в таких щедрых для меня и ко многому меня в литературе обязывающих словах известили здесь Елена Игоревна и Николай Иванович Дорошенко.
Благодаря их поздравлению и пожеланиям от имени редакции нашего сайта, получил ваши поздравления и добрые пожелания здесь, и ещё несколько десятков по электронной почте. В том числе и в стихотворной форме.
Я очень тронут таким добрым ко мне вашим отношением, ценю его и дорожу им.
И ещё мне очень по душе, что наш сайт так всех нас сблизил в духовном плане.
Конечно, мы спорим, порой, горячо.
Но это идёт лишь от того, что каждый из нас в разнообразии наших пониманий и ощущений хочет одного: глубинного развития современной русской литературы и философской мысли, без которой, впрочем, высокой литературы не бывает.

Спасибо вам всем огромное за то, что вы есть.
Новых каждому из вас строк,. Всегда с удовольствием на них откликаюсь и буду откликаться, радуясь каждому вашему успешному произведению.

С поклоном всем вам.
Ваш Григорий Блехман.
Екатерина Пионт 11.08.17 21:10

Как хорошо, что всё - непросто,
Хотя так манит простота.
В мой дом заглядывают звёзды,
Как будто рядом высота.

Александр, с выходом новой книги Вас!
Судя по приведённым стихам, есть над чем поразмыслить...
есть чем восхититься!

Григорий! Поздравляю Вас с Днём рождения!
Пусть Ваше Слово и далее греет сердца коллег, читателей.
Лидия Долматова 11.08.17 13:03
Блестящее стихотворение Эдуарда Петренко!
"...Прощай других, но только не себя..."
Очень высокая мысль, которая полностью созвучна с контекстом строк обсуждаемого стихотворения Александра Кердана.
Эдуард Петренко 11.08.17 12:10
Сэде Вермишевой
Уважаемая Сэда Константиновна! Мне очень понятно и созвучно ваше стихотворение о возмездии.Простите, не удержался и предлагаю ответные строки:
Прощение всегда - игра без правил,
Уменье возвышаться над собой,
И только те прощать имеют право,
Кем движут бескорыстность и любовь.
И если ты готов в любви, как птица,
Взмывать в простор небесно-голубой,
Жить высотой, и, не боясь разбиться,
Кружить без устали над грешною землёй,
То лишь тогда, познав восторг паренья,
И осознав, что в нём твоя судьба,
Прощай, любя, без мук и снисхожденья,
Прощай других, но только не себя...
Владимир Плотников 11.08.17 09:43
Это весьма редкое явление вообще, а для писателя - просто дар судьбы, когда "выходит в унисон". Это тот именно тот случай: прекрасная в своей лаконической законченности статья о творчестве коллеги не просто читается и проживается с интересом, но интригующим интересом обволакивается "объект критики" - личность анализируемого автора и его творчество. В контру заморскому турмалину, отталкивающему две части, тут налицо магнетическое схождение в точке читательского внимания.
Отдельно - с днем рождения уважаемого Григория Исааковича.

Такое скажем не про всех мы:
Поэт, ученый, критик, гражданин...
Но все поймут: Григорий Блехман!
Поклон Вам нИЗКИЙ, новых Вам Вершин!
Кнарик Хартавакян 11.08.17 07:45

С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ, УВАЖАЕМЫЙ ГРИГОРИЙ ИСААКОВИЧ! САМЫЕ БЛАГИЕ и СВЕТЛЫЕ ПОЖЕЛАНИЯ ВАМ БЛАГОВОЛЕНИЯ БОЖЬЕГО, КРЕПОСТИ ЗДОРОВЬЯ, БЛАГОПОЛУЧИЯ ВСЯЧЕСКОГО, ЯРКИХ ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ И СЧАСТЬЯ!!!
Александр 11.08.17 06:43
Уважаемая Кнарик Хартавакян! Ваш электронный адрес Нине Александровне Ягодинцевой я переслал.
Благодарю Вас, Людмилу Борисовну Владимирову и Лидию Долматову за участие в разговоре!
Друзья, коллеги! Сегодня день рождения Григория Исааковича Блехмана! У нас с Вами и у всех читателей сайта есть возможность поздравить этого замечательного писателя и человека с Его Днём! Что я от всей души и делаю, в очередной раз выражая признательность за всё, что он сделал и делает для нашей отечественной словесности! С пожеланием добра - Александр Борисович Кердан
Людмила Владимирова 11.08.17 00:39

По-моему, интересно В. Даль рассматривает слово «возмездие», видя в корне и слово «месть»::

ВОЗМЕЗДИЕ ср. возместье стар. возместка ж. воздаяние, награда и кара, плата по заслугам, вознаграждение; возврат, отдача. Возмездный, воз местный и возместный (мзда, месть и место), служащий возмездием, заслуженный; возмещающий. Возмездник, возместник, возместник м. -ница ж. кто вознаграждает, жалует и карает по заслугам. Возмездничать, верстаться, платить добром за добро, злом за зло. Возмездиться, вознаграждаться

Кстати, прошу простить за опечатку, конечно: «обсуждениЯм»

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).
Кнарик Хартавакян 10.08.17 23:57

Многоуважаемый Александр Юрьевич! Осмелюсь попросить переслать Нине Алекс. мой e-mail. Есть вопросы и прошения, совсем не сложные)

lira-knarhartavakian(сбачка)rambler.ru

с уважением. извинениями и пртзнательностью
Лидия Долматова 10.08.17 23:55
Уважаемая Людмила Борисовна!
Мне кажется, что речь, что в обсуждаемой строке Александра Кердана речь не только о "бытовых обидах, оскорблениях", а именно об "умении прощать" в самом широком смысле этого слова. Тем-то и значима эта строка в общефилософском плане. И это "умение" означает лишь "умение", а не всепрощение.

Уважаемая Сэда Константиновна!
Вы абсолютно правы. Никто и не спорит, что возмездие и месть могут иметь разные оттенки в зависимости от того, что иметь в виду. Хотя возмездие можно рассматривать и как всеобщую, а не персональную месть. Т.е. месть судьбы за твои грехи.

Ну, а Александру Борисовичу Кердану и Григорию Исааковичу Блехману низкий поклон за праздник поэзии и философской мысли, которые вы оба - прекрасные поэты - мне-читателю подарили.
СэдаВермишева 10.08.17 23:34
Сэда Вермишева
ххх
1

Возмездье - лишь первая фраза
Далекого гула побед.
Победа приходит не сразу,
Идти ей дорогами бед.
Сквозь топи идти, сквозь болота,
Морей неуступчивых гладь...
Но слово "Победа" мне кто-то
Успел на кресте начертать!....

2.

И я превращу себя в плаху,
Чтоб было где головы
Сечь...

Я в сердце взрастила
Отвагу,
И дверь притворила я
Страху, -
А иначе мертвой мне
Лечь...
Мне боль прожигает рубаху,
И кровь проступает
Сквозь речь....
СэдаВермишева 10.08.17 23:12
Уважаемым Людмиле Владимировой и Александру Кердану.
Мне кажется, что слово "Возмездие" изначально подразумевает торжество и победу справедливости и добра над несправедливостью и злом.
Возмездие - категория и нравственная и общественная.. Чего не скажешь о слове "месть".
С ув. С. Вермишева
Людмила Владимирова 10.08.17 21:29

Ох, не знаю, дорогая Сэда Константиновна, так ли уж верно, что месть – «категория низкая и неприемлемая»...

Вспоминаю плакаты Великой Отечественной войны, на скольких из них – мольба прямым текстом: «Отомсти!»; «Мсти за горе народа!»; «Партизаны, мстите без пощады!»; «Мсти немецким псам!»; «Клянемся мстить гитлеровским захватчикам!»; «Воины Красной Армии и Военно-морского флота беспощадно мстите гитлеровским детоубийцам!»...

Разумеется, никто не призывал к мести НАРОДУ Германии, и не осуществлял её.

А в стихах Александра Борисовича Кердана, как я понимаю, – речь о бытовых обидах, оскорблениях, и не стоило бы кой-кому так увлекаться, переходить к обобщениям, ссылкам и обсуждением церковных учений и... грехов.

Вы очень верно сказали, Сэда Константиновна; «Но есть разница между прощеньем личных обид, и когда они носят общественный характер...»
Вы упомянули, что перечитываете Блока, конечно, помните:

Пусть зреет гнев. Пускай уста
Поэтов не узнают мира.

А завтра, 11 августа, 85 лет со дня смерти М.А. Волошина, великого Миротворца; 680 лет основанию Троице-Сергиевой Лавры Сергием Радонежским; и… 20 лет убийству одесского журналиста, основателя, бессменного редактора газеты «Вечерняя Одесса» Б.Ф. Деревянко. Заказчик не выявлен, да его, по сути, и не искали…
Проваливается и следствие по делу о событиях 2 мая 2014 года. Останутся неотмщёнными и сожженные в Доме профсоюзов, и погибшие дети, женщины, старики Донбасса?..

И не надо, пожалуйста, напоминать:«Мне – отмщение, и Аз воздам!»
Знаю, но... – БОЛЬНО!!

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).
Кнарик Хартавакян 10.08.17 19:29
Александр Юрьевич Кердан в Екатеринбурге выпустил в свет замечательный сборник стихотворений «Оберег»; Григорий Исаакович Блехман мастерски написал отличную рецензию на новый сборник, явившийся, как отметили многие, и новым витком восхождения в творчестве уральского писателя. В обсуждении книги и статьи завязалась интереснейшая, охватившая важные темы, конструктивная беседа, в которой приняли участие и "виновники торжества", и почитаемые Сэда Вермишева, Валентина Ефимовская, Ольга Ремизова, Николай Ольков, В. Арефьев, Сергей Сметанин, А. Строганов, Сергей Зубарев, Валерий Жуков и др. В диалоге выявлялась Истина.

И в итоге - всех можно поздравить и поблагодарить, высказать единомыслие и единочувствие... Лично же мне, как всегда, близки выводы, мысли, позиция и даже вопросы почитаемой Сэды Константиновны! "есть разница между прощеньем личных обид и когда они носят общественный характер...
На каком основании я должна простить "авторов" приватизации, залоговых аукционов, и пр., которые были наглым грабежом?" Да, ЭТОГО ПРОСТИТЬ СМОГУТ НЕ ВСЕ!

И СПРАВЕДЛИВОСТЬ в ОБЩЕСТВЕ ДОЛЖНЫ ПОПЫТАТЬСЯ ВОССТАНОВИТЬ!

С уважением и признательностью
Валерий Жуков 10.08.17 18:46
Согласен с Александром Керданом и Григорием Блехманом, так так контекст их мысли состоит в том, что Возмездие может быть только на стороне тех, кто пострадал, но умеет простить не опускаясь до мести, считая себя не вправе на неё, ибо сермяжное: "Бог дал, Бог взял" никто не отменял.
В этом и есть высший смысл обсуждаемой строки Александра Кердана, не случайно выделенной мудрым и тонким Григорием Блехманом.
Александр Кердан 10.08.17 17:01
Уважаемая Сэда Константиновна, совершенно с Вами согласен: категория, о которой мы говорим, многогранная и далеко не однозначная, особенно, если применять её к государственной политике, экономике (в том числе и разграблению страны, о котором Вы говорили в самом начале разговора), к истории, международным отношениям и т.д. И месть, конечно, не равна Возмездию (вот только, приложимо к вышеназванным сферам человеческого бытия очень много находится персоналий, партий, государств, считающих только себя в праве воздавать персоналиям, партиям, государствам и человечеству в целом, если они правы, а все прочие виноваты)... Как в этом случае отделить зёрна от плевел? Полагаться на международные организации и суды, но они давно дискредитировали себя за прошедшие полвека... Полагаться на суд Божий? Возможно. Но Вы опять правы, достаточно вспомнить историю всех церквей, чтобы усомниться в праведности творимого земными наместниками Бога в каждой из них, в ту или иную эпоху... Так, что вне собственных духовных исканий и попыток борения со Злом в себе, проблема прощения и возмездия для меня тоже до конца не разрешима...

Пользуясь случаем, ещё раз хочу от всей души поблагодарить всех замечательных коллег, присоединившихся к разговору о статье Григория Исааковича и моей книге.
СэдаВермишева 10.08.17 16:18
Уважаемым А. Кердану, Г. Блехману, О .Костюкову.
С интересом прочла ваши размышления и толкование вопроса о прощении. Хочу уточнить, что о мести я не произнесла ни слова. Месть для меня, как и для вас, категория низкая и неприемлемая.
Другое дело -прощение. Категория сложная, многогранная, неоднозначная. Обсуждение ее потянуло бы на полноценную конференцию.Потому остановлюсь только на вопросе - почему христианство - ГОСУДАРСТВЕННАЯ религия стран, отличившихся в Новой истории особой агрессивностью и жестокостью, принесшая десятки миллионов жертв? И можно ли назвать Нюренбергский процесс местью, а не Возмездием? Сама же перечитаю Блока.
С уважением ко всем, с извинением за поздний, по тех. причинам, отклик . С. Вермишева.
Валерий Жуков 10.08.17 12:07
Мне очень понравилось, как вели обсуждение строк Александра Кердана:"... умение прощать, как главное и высшее искусство", где сам автор, Сэда Константиновна Вермишева, Олег Михайлович Костюков и Григорий Блехман показали, как нужно вести дискуссию и выяснять истину.
В связи с этим вспомнил одно короткое стихотворение Григория Блехмана на эту тему:
"Не рождается истина в споре,
Спор нередко способствует ссоре,
А для истины есть диалог,
Где удобно услышать друг друга,
Где не дышат ни буря, ни вьюга -
Только слово...
И всё, что в нём смог".
Не правда ли, именно такое "дыхание" культуры дискуссии и культуры мысли обсуждающих вызывает уважение.
Поздравляю Александра Кердана с новой книгой, ставшей таким обсуждаемым событием в нашей литературной жизни.
И как всегда, восхищён умением Григория Блехмана подать своего героя во всём многообразии его дарования.
Поклон вам обоим.
Валентина Ефимовская 10.08.17 09:36
Хорошая, умная статья о заметной, нужной книге. Спасибо. Поздравляю обоих авторов.
Сергей Зубарев 9.08.17 23:38
Григорий Исаакович, как всегда, с блеском написал очерк о поэте. О ком бы ни писал, он никогда не повторяется, находя те единственно нужные слова для данного автора, умея высветить те грани его творчества, которые вспыхивают, как бриллиант, перед читателем.
Александра Кердана поздравляю с выходом новой книги. И обоим
авторам желаю светлого вдохновения!
С уважением, Сергей Зубарев.
Олег Михайлович Костюков 9.08.17 20:43
Очень интересное обсуждение очень непростого вопроса. Вспомнил в связи с этим ещё и известное изречение о том, что "добро должно быть с кулаками".
И всё же в этом вопросе я на стороне Александра Кердана и Григория Блехмана, который абсолютно верно сказал, что "в мести ты уподобляешься тому, кому мстишь" и что "великодушие не означает бездействия и всепрощения".
Ведь все наши беды от желания непременно отомстить. Но вспомним, как, победив в Великой Отечественной войне, мы не пошли мстить таким же макаром, как действовали фашисты на нашей территории. И этим заслужили уважение всего мира и самих немцев.
По-моему, речь идёт именно о такой категории великодушия, которое начинается с великодушия личного, как в этом прекрасном стихотворении Александра Кердана, которого поздравляю с новой книгой.
А Григория Исааковича благодарю за очередной прекрасный, полный любви и глубокого чувства поэзии, очерк.
Александр Кердан 9.08.17 18:57
Уважаемая Сэда Константиновна, тут - вечная дилемма между сущим и должным: в одну сторону шаг и Ветхозаветное - око за око, в другую - уже упомянутое толстовское непротивление злу насилием...
В первом случае итог - страшный русский бунт, бессмысленный и кровавый (мы это сто лет назад уже проходили); во втором - рабство тощее, покорное бичам ( и это проходили тоже)...
Утешают слова старцев: где спасётся один, спасутся и многие... Победа над Злом в себе, уже шаг к удержанию от дальнейшего распространения Зла вокруг. А для пишущего - свой рубеж: беречь родной язык, отечественную культуру, традиции, а через них душу народную... И уже тем сеять Добро!
СэдаВермишева 9.08.17 18:43
На словах все хорошо, правильно. Но есть разница между прощеньем личных обид ,и когда они носят общественный характер..
На каком основании я должна простить авторов приватизации, залоговых аукционов, и пр, которые были наглым грабежом?Я и по сей день я чувствую себя оплеванной. А зло наказуемо. Иначе оно будет самовоспроизводиться ( что и имеем). Как в таком случае должен поступить человек? " Поступиться принципами?"
Помню, какому осмеянию подвергло тогда общество мужественную женщину, публично отказавшуюся от сделки с совестью...
Григорий Блехман 9.08.17 17:35
Сэда Константиновна абсолютно права в своём желании вникнуть в суть этих строк Александра Борисовича. На мой взгляд, это стихотворение о великодушии в любых его проявлениях.
И это очень важно, потому что в мести ты уподобляешься тому, кому мстишь и кого презираешь. Т.е. невольно становишься на одну с ним ступеньку, сам того не замечая в своём праведном гневе, и уж, конечно же, не желая стоять на одной ступеньке с предметом своего гнева.
Но великодушие не означает бездействия или всепрощения, а означает такие укрепительные действия, начиная с собственного духа, какие ведут к тому, что зло, тебе причинённое, или подобное ему, не будет иметь шансов повториться по отношению к тебе. Ни внутренне, ни внешне.
Тебе же это укрепление духа и милосердия даёт ощутимый внутренний рост.
Мне кажется, что это стихотворение имеет высокий философский смысл.
Во всяком случае, для себя именно так его прочитал, поэтому не только привёл его в финале очерка, но и сделал на этой мысли Александра Борисовича акцент.

Дорогие коллеги.
Мне очень приятно видеть ваше созвучие прекрасным стихотворениям прекрасного поэта.
Мне было радостно писать о поэзии этого светлого, талантливого человека, несущего своим словом и делом ощутимое добро в наше пространство Добро, которое в любые времена - дефицит, а уж в наше - меркантильное и подавно.
И тем ценнее деятельность этого человека и в литературе, и в организации процесса её развития.
Сэда 9.08.17 14:01
Спасибо, Александр Борисович, за внимание к моей реплике. С детства я пытаюсь решить для себя вопрос прощения. Хотела бы искренне признать и принять его правомерность . Буду признательна, если Ваши размышления мне в этом помогут.

С уважением С.Вермишева
Александр Кердан 9.08.17 13:37
Василий, Господь и распинателей своих простил, ибо не ведают, что творят... А мы - обычные люди и друзьям мелкую обиду, порой, простить не можем...
Это серьёзная тема. Простить врагу - не значит склониться перед ним и даже не толстовское - непротивление, а готовность - не мстить. Хотя мне лично ближе позиция Ивана Ильина о воспрепятствованию злу силой. Но стихотворение, о котором зашёл разговор, всё-таки о другом.
Василий Ревзин 9.08.17 13:03
Прощать даже врагов Господа? Распявших Его?

Николай Зиновьев
МОЛИТВА
Прошу ни славы, ни утех,
Прошу Тебя, скорбя за брата,
Спаси мою страну от тех,
Кто распинал Тебя когда-то.

Христос, они твои враги!
Они рабы Тельца Златого, –
Ты знаешь Сам, так помоги,
Ведь Твоего довольно слова...
Александр Кердан 9.08.17 12:24
Уважаемая Сэда Константиновна, Ваш вопрос об умении прощать меня несколько озадачил: я размышлял о христианском всепрощении, заповеданном нам Спасителем... А оно, как известно, распространяется и на ближних, и на дальних, и на любимых, и на покинутых, и даже на врагов наших, на жизнь нескладную... Может быть, Вас смутило соединение "умения прощать" со словом "искусство"? Но в данном контексте (я могу, конечно, ошибаться), искусство прощать - это не некое искусственное построение, а - дар Божий, получаемый человеком (или приобретаемый им по попущению свыше) через страдание, потери и т.д. Плохо, если это не прочитывается в тексте... В любом случае, благодарю за вопрос - буду размышлять над ним!
Сэда Вермишева 9.08.17 11:55
И все -таки - "Умение прощать, как главное и высшее искусство". Почему? Откуда это? В чьих интересах? С. В.

Андрей Строгонов 9.08.17 11:25
Сэда Константиновна Вермишева права: теперь читателей у Александра Кердана прибавится. Одним из них теперь буду и я. Я слышал о поэте Кердане, может быть, что-то и читал из его стихов, но внимания этому не придал. Сегодня прочитал очерк Григория Блехмана, нашёл на сайте стихи Александра Кердана и читал уже внимательно, даже, наверное, во многом глазами Блехмана.
Григорий Исаакович удивительный литературовед. Его очерки абсолютно индивидуальны. Ни одного проходного слова, тривиальной общей фразы. Всё только по делу и только о том, о ком пишет, с собственным богатством ассоциаций замечательного поэта и знатока литературы. И в том, что Александр Кердан назвал "неожиданным прочтением", во многом суть или изюминка очерков Григория Блехмана, которые обязательно дарят читателю что-то важное, не замеченное до него читателем, в том или ином поэте.
В очередной раз спасибо Вам, Григорий Исаакович.
И поздравляю Вас, Александр Борисович, с новой книгой и её блестящей интерпретацией Мастером Григорием Блехманом.
Александр Кердан 9.08.17 08:09
Выражаю сердечную признательность Григорию Блехману за столь доброе, мудрое и неожиданное для меня самого прочтение "Оберега". Благодарен глубоко уважаемым мною коллегам: Алексею Говорову, Сэде Вермишевой, Николаю Олькову, Вадиму Арефьеву, Сергею Сметанину и Ольге Ремизовой за внимание к этой статье и к моим стихам. Ваше мнение дорого для меня!
Пользуясь случаем, ещё раз благодарю Нину Ягодинцеву, выступившую редактором книги, за её филигранную работу! Сегодня большая редкость - глубокий, вдумчивый и бережный к автору литературный редактор, коим Нина Александровна несомненно является, будучи при этом - блестящим поэтом... Знаю, как непросто соединять две эти ипостаси... Спасибо всем, кто в наше непростое время остаётся верным Русскому Слову!
Ольга Ремизова 8.08.17 19:47
Я, как и Сергей Сметанин, тоже таких стихотворений прежде у Александра Кердана не видела. Не удивлюсь, если в творчестве этого поэта наступил новый этап. Но не исключаю, что мы чего-то могли не заметить в поэзии этого автора, что так блистательно сделал Григорий Блехман в своём очередном очерке об очередном поэте. Григорий Исаакович, вообще, умеет почувствовать тот высший уровень, на который попавший в поле его зрения поэт уже вышел, а также, потенциал данного поэта. Может, потому, что его литературоведение основано не на ведении, а на литературе, где он сам, как поэт и прозаик находится на высоком уровне, и поэтому пишет изнутри литературного процесса, что большая редкость в любые времена.
Поздравляю Александра Кердана с таким мудрым и солнечным сборником.
А Григория Блехмана благодарю за очередной прекрасный очерк влюблённого в литературу человека и тонко чувствующего все её нюансы.
Сергей Сметанин 8.08.17 14:49
Вот как бывает! Давно знаком с Александром Керданом, а таких стихотворений к него до сих пор почему-то не видел. Или плохо смотрел? Большое спасибо автору за мудрую статью, безупречный вкус к слову.

С уважением
Вадим Арефьев 8.08.17 13:28
И Александр Кердан и Григорий Исаакович Блехман - люди, для которых литература стала Высоким Служением! Спасибо за талантливую книгу и за талантливый отклик на неё. Помогай вам, Господи! С уважением, Вадим Арефьев.
Николай Ольков 8.08.17 07:58
Саша, с новой книгой! Судя по цитатам Гр. Блехмана, это новая ступень. Шагай смело. Надеюсь прочесть все.
Сэда Вермишева 8.08.17 01:48
Поздравляю Александра Кердана с выходом нового сборника стихов, а Григория Блехмана - с публикацией очерка.
Григорий Исаакович и на этот раз сумел приблизить к читателям поэта, , а поэту подарить новых читателей. "Искусство попрощаться без обид/Талант, которым Бог меня обидел/ В душе обида каждая горит/ Как будто не любил, а ненавидел"
Как отзываются в душе эти строки!, Особенно после потоков льющегося со станиц сборников благостного всепрощения.....
Алексей Говоров 7.08.17 23:31
Поздравляю Александра Кердана с выходом нового сборника.
Вы очень хороший поэт. Умный, тонкий, светлый.
Читал Ваши стихи на сайте, и они мне запомнились.
Ну, а Григорий Блехман, как всегда, на высоте.
Сколько же этот замечательный поэт открыл малоизвестных дарований и граней этих дарований у уже известных поэтов теперь и не счесть.
Вот и сейчас он с такой любовью и тонким чувством многогранного дарования Александра Кердана подал его читающей публике, что в очередной раз кланяюсь Вам, Григорий Исаакович.
Прекрасный очерк о достойном поэте.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА