Страница: 1 2 3  Все

Александр 11.08.17 06:43
Уважаемая Кнарик Хартавакян! Ваш электронный адрес Нине Александровне Ягодинцевой я переслал.
Благодарю Вас, Людмилу Борисовну Владимирову и Лидию Долматову за участие в разговоре!
Друзья, коллеги! Сегодня день рождения Григория Исааковича Блехмана! У нас с Вами и у всех читателей сайта есть возможность поздравить этого замечательного писателя и человека с Его Днём! Что я от всей души и делаю, в очередной раз выражая признательность за всё, что он сделал и делает для нашей отечественной словесности! С пожеланием добра - Александр Борисович Кердан
Людмила Владимирова 11.08.17 00:39

По-моему, интересно В. Даль рассматривает слово «возмездие», видя в корне и слово «месть»::

ВОЗМЕЗДИЕ ср. возместье стар. возместка ж. воздаяние, награда и кара, плата по заслугам, вознаграждение; возврат, отдача. Возмездный, воз местный и возместный (мзда, месть и место), служащий возмездием, заслуженный; возмещающий. Возмездник, возместник, возместник м. -ница ж. кто вознаграждает, жалует и карает по заслугам. Возмездничать, верстаться, платить добром за добро, злом за зло. Возмездиться, вознаграждаться

Кстати, прошу простить за опечатку, конечно: «обсуждениЯм»

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).
Кнарик Хартавакян 10.08.17 23:57

Многоуважаемый Александр Юрьевич! Осмелюсь попросить переслать Нине Алекс. мой e-mail. Есть вопросы и прошения, совсем не сложные)

lira-knarhartavakian(сбачка)rambler.ru

с уважением. извинениями и пртзнательностью
Лидия Долматова 10.08.17 23:55
Уважаемая Людмила Борисовна!
Мне кажется, что речь, что в обсуждаемой строке Александра Кердана речь не только о "бытовых обидах, оскорблениях", а именно об "умении прощать" в самом широком смысле этого слова. Тем-то и значима эта строка в общефилософском плане. И это "умение" означает лишь "умение", а не всепрощение.

Уважаемая Сэда Константиновна!
Вы абсолютно правы. Никто и не спорит, что возмездие и месть могут иметь разные оттенки в зависимости от того, что иметь в виду. Хотя возмездие можно рассматривать и как всеобщую, а не персональную месть. Т.е. месть судьбы за твои грехи.

Ну, а Александру Борисовичу Кердану и Григорию Исааковичу Блехману низкий поклон за праздник поэзии и философской мысли, которые вы оба - прекрасные поэты - мне-читателю подарили.
СэдаВермишева 10.08.17 23:34
Сэда Вермишева
ххх
1

Возмездье - лишь первая фраза
Далекого гула побед.
Победа приходит не сразу,
Идти ей дорогами бед.
Сквозь топи идти, сквозь болота,
Морей неуступчивых гладь...
Но слово "Победа" мне кто-то
Успел на кресте начертать!....

2.

И я превращу себя в плаху,
Чтоб было где головы
Сечь...

Я в сердце взрастила
Отвагу,
И дверь притворила я
Страху, -
А иначе мертвой мне
Лечь...
Мне боль прожигает рубаху,
И кровь проступает
Сквозь речь....
СэдаВермишева 10.08.17 23:12
Уважаемым Людмиле Владимировой и Александру Кердану.
Мне кажется, что слово "Возмездие" изначально подразумевает торжество и победу справедливости и добра над несправедливостью и злом.
Возмездие - категория и нравственная и общественная.. Чего не скажешь о слове "месть".
С ув. С. Вермишева
Людмила Владимирова 10.08.17 21:29

Ох, не знаю, дорогая Сэда Константиновна, так ли уж верно, что месть – «категория низкая и неприемлемая»...

Вспоминаю плакаты Великой Отечественной войны, на скольких из них – мольба прямым текстом: «Отомсти!»; «Мсти за горе народа!»; «Партизаны, мстите без пощады!»; «Мсти немецким псам!»; «Клянемся мстить гитлеровским захватчикам!»; «Воины Красной Армии и Военно-морского флота беспощадно мстите гитлеровским детоубийцам!»...

Разумеется, никто не призывал к мести НАРОДУ Германии, и не осуществлял её.

А в стихах Александра Борисовича Кердана, как я понимаю, – речь о бытовых обидах, оскорблениях, и не стоило бы кой-кому так увлекаться, переходить к обобщениям, ссылкам и обсуждением церковных учений и... грехов.

Вы очень верно сказали, Сэда Константиновна; «Но есть разница между прощеньем личных обид, и когда они носят общественный характер...»
Вы упомянули, что перечитываете Блока, конечно, помните:

Пусть зреет гнев. Пускай уста
Поэтов не узнают мира.

А завтра, 11 августа, 85 лет со дня смерти М.А. Волошина, великого Миротворца; 680 лет основанию Троице-Сергиевой Лавры Сергием Радонежским; и… 20 лет убийству одесского журналиста, основателя, бессменного редактора газеты «Вечерняя Одесса» Б.Ф. Деревянко. Заказчик не выявлен, да его, по сути, и не искали…
Проваливается и следствие по делу о событиях 2 мая 2014 года. Останутся неотмщёнными и сожженные в Доме профсоюзов, и погибшие дети, женщины, старики Донбасса?..

И не надо, пожалуйста, напоминать:«Мне – отмщение, и Аз воздам!»
Знаю, но... – БОЛЬНО!!

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).
Кнарик Хартавакян 10.08.17 19:29
Александр Юрьевич Кердан в Екатеринбурге выпустил в свет замечательный сборник стихотворений «Оберег»; Григорий Исаакович Блехман мастерски написал отличную рецензию на новый сборник, явившийся, как отметили многие, и новым витком восхождения в творчестве уральского писателя. В обсуждении книги и статьи завязалась интереснейшая, охватившая важные темы, конструктивная беседа, в которой приняли участие и "виновники торжества", и почитаемые Сэда Вермишева, Валентина Ефимовская, Ольга Ремизова, Николай Ольков, В. Арефьев, Сергей Сметанин, А. Строганов, Сергей Зубарев, Валерий Жуков и др. В диалоге выявлялась Истина.

И в итоге - всех можно поздравить и поблагодарить, высказать единомыслие и единочувствие... Лично же мне, как всегда, близки выводы, мысли, позиция и даже вопросы почитаемой Сэды Константиновны! "есть разница между прощеньем личных обид и когда они носят общественный характер...
На каком основании я должна простить "авторов" приватизации, залоговых аукционов, и пр., которые были наглым грабежом?" Да, ЭТОГО ПРОСТИТЬ СМОГУТ НЕ ВСЕ!

И СПРАВЕДЛИВОСТЬ в ОБЩЕСТВЕ ДОЛЖНЫ ПОПЫТАТЬСЯ ВОССТАНОВИТЬ!

С уважением и признательностью
Валерий Жуков 10.08.17 18:46
Согласен с Александром Керданом и Григорием Блехманом, так так контекст их мысли состоит в том, что Возмездие может быть только на стороне тех, кто пострадал, но умеет простить не опускаясь до мести, считая себя не вправе на неё, ибо сермяжное: "Бог дал, Бог взял" никто не отменял.
В этом и есть высший смысл обсуждаемой строки Александра Кердана, не случайно выделенной мудрым и тонким Григорием Блехманом.
Александр Кердан 10.08.17 17:01
Уважаемая Сэда Константиновна, совершенно с Вами согласен: категория, о которой мы говорим, многогранная и далеко не однозначная, особенно, если применять её к государственной политике, экономике (в том числе и разграблению страны, о котором Вы говорили в самом начале разговора), к истории, международным отношениям и т.д. И месть, конечно, не равна Возмездию (вот только, приложимо к вышеназванным сферам человеческого бытия очень много находится персоналий, партий, государств, считающих только себя в праве воздавать персоналиям, партиям, государствам и человечеству в целом, если они правы, а все прочие виноваты)... Как в этом случае отделить зёрна от плевел? Полагаться на международные организации и суды, но они давно дискредитировали себя за прошедшие полвека... Полагаться на суд Божий? Возможно. Но Вы опять правы, достаточно вспомнить историю всех церквей, чтобы усомниться в праведности творимого земными наместниками Бога в каждой из них, в ту или иную эпоху... Так, что вне собственных духовных исканий и попыток борения со Злом в себе, проблема прощения и возмездия для меня тоже до конца не разрешима...

Пользуясь случаем, ещё раз хочу от всей души поблагодарить всех замечательных коллег, присоединившихся к разговору о статье Григория Исааковича и моей книге.
СэдаВермишева 10.08.17 16:18
Уважаемым А. Кердану, Г. Блехману, О .Костюкову.
С интересом прочла ваши размышления и толкование вопроса о прощении. Хочу уточнить, что о мести я не произнесла ни слова. Месть для меня, как и для вас, категория низкая и неприемлемая.
Другое дело -прощение. Категория сложная, многогранная, неоднозначная. Обсуждение ее потянуло бы на полноценную конференцию.Потому остановлюсь только на вопросе - почему христианство - ГОСУДАРСТВЕННАЯ религия стран, отличившихся в Новой истории особой агрессивностью и жестокостью, принесшая десятки миллионов жертв? И можно ли назвать Нюренбергский процесс местью, а не Возмездием? Сама же перечитаю Блока.
С уважением ко всем, с извинением за поздний, по тех. причинам, отклик . С. Вермишева.
Валерий Жуков 10.08.17 12:07
Мне очень понравилось, как вели обсуждение строк Александра Кердана:"... умение прощать, как главное и высшее искусство", где сам автор, Сэда Константиновна Вермишева, Олег Михайлович Костюков и Григорий Блехман показали, как нужно вести дискуссию и выяснять истину.
В связи с этим вспомнил одно короткое стихотворение Григория Блехмана на эту тему:
"Не рождается истина в споре,
Спор нередко способствует ссоре,
А для истины есть диалог,
Где удобно услышать друг друга,
Где не дышат ни буря, ни вьюга -
Только слово...
И всё, что в нём смог".
Не правда ли, именно такое "дыхание" культуры дискуссии и культуры мысли обсуждающих вызывает уважение.
Поздравляю Александра Кердана с новой книгой, ставшей таким обсуждаемым событием в нашей литературной жизни.
И как всегда, восхищён умением Григория Блехмана подать своего героя во всём многообразии его дарования.
Поклон вам обоим.
Валентина Ефимовская 10.08.17 09:36
Хорошая, умная статья о заметной, нужной книге. Спасибо. Поздравляю обоих авторов.
Сергей Зубарев 9.08.17 23:38
Григорий Исаакович, как всегда, с блеском написал очерк о поэте. О ком бы ни писал, он никогда не повторяется, находя те единственно нужные слова для данного автора, умея высветить те грани его творчества, которые вспыхивают, как бриллиант, перед читателем.
Александра Кердана поздравляю с выходом новой книги. И обоим
авторам желаю светлого вдохновения!
С уважением, Сергей Зубарев.
Олег Михайлович Костюков 9.08.17 20:43
Очень интересное обсуждение очень непростого вопроса. Вспомнил в связи с этим ещё и известное изречение о том, что "добро должно быть с кулаками".
И всё же в этом вопросе я на стороне Александра Кердана и Григория Блехмана, который абсолютно верно сказал, что "в мести ты уподобляешься тому, кому мстишь" и что "великодушие не означает бездействия и всепрощения".
Ведь все наши беды от желания непременно отомстить. Но вспомним, как, победив в Великой Отечественной войне, мы не пошли мстить таким же макаром, как действовали фашисты на нашей территории. И этим заслужили уважение всего мира и самих немцев.
По-моему, речь идёт именно о такой категории великодушия, которое начинается с великодушия личного, как в этом прекрасном стихотворении Александра Кердана, которого поздравляю с новой книгой.
А Григория Исааковича благодарю за очередной прекрасный, полный любви и глубокого чувства поэзии, очерк.
Александр Кердан 9.08.17 18:57
Уважаемая Сэда Константиновна, тут - вечная дилемма между сущим и должным: в одну сторону шаг и Ветхозаветное - око за око, в другую - уже упомянутое толстовское непротивление злу насилием...
В первом случае итог - страшный русский бунт, бессмысленный и кровавый (мы это сто лет назад уже проходили); во втором - рабство тощее, покорное бичам ( и это проходили тоже)...
Утешают слова старцев: где спасётся один, спасутся и многие... Победа над Злом в себе, уже шаг к удержанию от дальнейшего распространения Зла вокруг. А для пишущего - свой рубеж: беречь родной язык, отечественную культуру, традиции, а через них душу народную... И уже тем сеять Добро!
СэдаВермишева 9.08.17 18:43
На словах все хорошо, правильно. Но есть разница между прощеньем личных обид ,и когда они носят общественный характер..
На каком основании я должна простить авторов приватизации, залоговых аукционов, и пр, которые были наглым грабежом?Я и по сей день я чувствую себя оплеванной. А зло наказуемо. Иначе оно будет самовоспроизводиться ( что и имеем). Как в таком случае должен поступить человек? " Поступиться принципами?"
Помню, какому осмеянию подвергло тогда общество мужественную женщину, публично отказавшуюся от сделки с совестью...
Григорий Блехман 9.08.17 17:35
Сэда Константиновна абсолютно права в своём желании вникнуть в суть этих строк Александра Борисовича. На мой взгляд, это стихотворение о великодушии в любых его проявлениях.
И это очень важно, потому что в мести ты уподобляешься тому, кому мстишь и кого презираешь. Т.е. невольно становишься на одну с ним ступеньку, сам того не замечая в своём праведном гневе, и уж, конечно же, не желая стоять на одной ступеньке с предметом своего гнева.
Но великодушие не означает бездействия или всепрощения, а означает такие укрепительные действия, начиная с собственного духа, какие ведут к тому, что зло, тебе причинённое, или подобное ему, не будет иметь шансов повториться по отношению к тебе. Ни внутренне, ни внешне.
Тебе же это укрепление духа и милосердия даёт ощутимый внутренний рост.
Мне кажется, что это стихотворение имеет высокий философский смысл.
Во всяком случае, для себя именно так его прочитал, поэтому не только привёл его в финале очерка, но и сделал на этой мысли Александра Борисовича акцент.

Дорогие коллеги.
Мне очень приятно видеть ваше созвучие прекрасным стихотворениям прекрасного поэта.
Мне было радостно писать о поэзии этого светлого, талантливого человека, несущего своим словом и делом ощутимое добро в наше пространство Добро, которое в любые времена - дефицит, а уж в наше - меркантильное и подавно.
И тем ценнее деятельность этого человека и в литературе, и в организации процесса её развития.
Сэда 9.08.17 14:01
Спасибо, Александр Борисович, за внимание к моей реплике. С детства я пытаюсь решить для себя вопрос прощения. Хотела бы искренне признать и принять его правомерность . Буду признательна, если Ваши размышления мне в этом помогут.

С уважением С.Вермишева
Александр Кердан 9.08.17 13:37
Василий, Господь и распинателей своих простил, ибо не ведают, что творят... А мы - обычные люди и друзьям мелкую обиду, порой, простить не можем...
Это серьёзная тема. Простить врагу - не значит склониться перед ним и даже не толстовское - непротивление, а готовность - не мстить. Хотя мне лично ближе позиция Ивана Ильина о воспрепятствованию злу силой. Но стихотворение, о котором зашёл разговор, всё-таки о другом.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА