Страница: 1 2 3 4  Все

Екатерина 26.01.18 17:45
Вы сказали нужные слова.
автору 26.01.18 17:44
О мужском молчании - я имела в виду - Делай, что делаешь, но делай твердо и молча. Не суетись. Не афишируй. По плодам и так все будет видно.
Кто из поэтов современников Высоцкого остался жить в Слове? Вот то-то и оно. Тот, кто не бренчал, как бубен.
Елена
автору 26.01.18 17:37
К сожалению, никакого явления не было и нет. Высоцкий был - проект. Такой же, как Вера Полозкова, Алла Пугачева,Зураб Церители, Евгений Евтушенко и пр. В литературе осуществить проекты много сложнее, чем в других видах искусства. Раскрутить поэта деньгами можно, но сложнее, чем, скажем, скульптора или художника. Но выхлоп много сильнее. Ибо СЛОВО и только слово имеет в мире - силу.
Высоцкий - проект и не более. Не нужно прекраснодушничать, он не остался во времени, к нему абсолютно равнодушны все последующие за ним поколения. На его памяти не удержаться даже его сыну. Тем более на его стихах - народу.
И - какому народу? Назвать Высоцкого - русским поэтом невозможно. Русский поэт - это слишком высокое звание. Наивысочайшее. Многим нерусским дано . Но не Высоцкому. Почему? - Дух немирен.
Стенающая, вопящая, страстная, необузданная, бунтарская БЕСКРЫЛОСТЬ - вот поэтика Высоцкого.
Но вовсе не те виртуозные вензеля, что выводит здесь великий утешитель всех времен и народов Григорий Блехман.
Любовь тиха. Но не вкрадчива.
Любовь не бывает гневной, восставшей, воинственной, разрушающей. Высоцкий - обычный рядовой бард с ярко выраженной якобы мужской харизмой. Наигранной, как часто бывает у закомплексованных мужчин типа Джигурды.Нереализованный -
ни как воин, ни как мужчина, ни как муж, ни как отец, ни как сын своего отечества.
О чем и орал на всю голову. Это было на руку вкрадчивым, изящным и виртуозным манипуляторам.
А настоящее мужское начало - оно - в молчании.
Елена Родченкова
Виталий Мухин 26.01.18 17:19

Действительно, Высоцкий начал с блатной романтики - но пришел-то к истинной поэзии. Здесь Валентина Коростелева, конечно же, права – и убедительна.

Впрочем, это сейчас так называемые друзья Высоцкого раскручивают: «Высоцкий и Пушкин», «Высоцкий и Есенин», «Высоцкий и Маяковский», а тогда... Когда я попросил Рождественского вписать в предисловие к сборнику "Нерв" фразу о том, что Высоцкий настоящий поэт, тот категорический отказался. Поэтому мне пришлось самому в комментариях к сборнику (в последующих изданиях «Нерва» они в расширенном виде вышли за подписью А. Крылова) сделать это необходимое, на мой взгляд, уточнение.

Некто, скрывающийся за псевдонимом Надоело, изрекает: «Заразили русский народ Высоцким» и далее – в духе вечно причитающих оптимистов: «…но на этом издевательства над народом не закончились».
Г-н Надоело, а ведь действительно, надоело. Это у Вас русский народ хилый, болезненный – чуть ветерок и сразу… зараза, а у Высоцкого, даже в самые трагические моменты, он – богатырь («И этап-богатырь у ворот на ворота глядел», «Ось земную мы сдвинули без рычага»).

Да, Высоцкому позволили роль Арапа Петра Великого, но в таком случае не грех было бы упомянуть и о том, что ему не позволили. К примеру, сыграть Дениса Давыдова в фильме «Эскадрон гусар летучих». Вы (Сергей) ссылаетесь на авторитет Ст. Куняева, называя Высоцкого автором примитивных песенок. Да, были примитивные, но ведь были и такие:
В синем небе, колокольнями проколотом, –
Медный колокол, медный колокол –
То ль возрадовался, то ли осерчал...
Купола в России кроют чистым золотом –
Чтобы чаще Господь замечал.
(Песня о России)

Так что ссылка на Куняева – тоже неправда. Перечитайте внимательней ту первую его первую рецензию на Высоцкого (ЛГ, 1982)– и убедитесь: Куняев вовсе не отрицал в Высоцком поэтического таланта и бил не по Высоцкому, а по его окружению, пытающемуся создать свой «феномен Высоцкого»: представить его новым Владимиром Печериным:

Как сладостно – отчизну ненавидеть
и жадно ждать ее уничтоженья,
и в разрушении отчизны видеть
всемирного денницу пробужденья.
(Вл. Печерин «Как сладостно отчизну – ненавидеть»)

Но разве совместимы Печеринские строки, например, с такими?

Здесь раньше вставала земля на дыбы,
а нынче гранитные плиты,
Здесь нет ни одной персональной судьбы –
все судьбы в единую слиты.

И в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,
горящие русские хаты,
горящий Смоленск – и горящий рейхстаг,
горящее сердце солдата.
(Братские могилы)

А может и в этих строфах нет истинной поэзии?

От границы мы Землю вертели назад –
было дело, сначала.
Но обратно ее закрутил наш комбат,
оттолкнувшись ногой от Урала.

Наконец-то нам дали приказ наступать,
отбирать наши пяди и крохи,
Но мы помним, как солнце отправилось вспять
и едва не зашло на Востоке.

Мы не меряем Землю шагами,
понапрасну цветы теребя.
Мы толкаем ее сапогами –
от себя, от себя.

И от ветра с Востока пригнулись стога,
жмется к скалам отара.
Ось земную мы сдвинули без рычага,
изменив направленье удара.

Не пугайтесь, когда не на месте закат.
Судный день – это сказки для старших.
Просто Землю вращают, куда захотят,
наши сменные роты на марше.

Полностью согласен со Станиславом Юрьевичем: Высоцкого использовали. Но поэтов всегда используют. Окружение, власть, политики, жены, друзья, любовницы. А разве не использовали Пушкина? Не использовали Есенина, Маяковского, Блока? Сейчас используют Астафьева, самого Куняева. Хорошо помню, как делали из Шукшина антисоветчика. И все же, все же, все же… Пушкин остался Пушкиным, Шукшин Шукшиным и Куняев – Куняевым. И, честно говоря, стоит ли нам сдавать Высоцкого, отдавать русского поэта, патриота России, –врагам России?

Кстати, когда выходил «Нерв», на стадии корректуры 16 стихотворений Высоцкого, среди которых были «Смотрины» («Там у соседей пир горой и гость солидный, налитой»), «Космонавт» («Я первый смерил жизнь обратным счетом»), «Райские яблоки», «Баллада о детстве», «Две судьбы», «Лукоморья больше нет») сняла не цензура, а отец поэта. Но это уже другая тема.

Виталий Мухин




Надоело 26.01.18 11:18
Олег Тарасов: "... тем не менее, Владимир Высоцкий – состоявшийся факт, кумир миллионов."

Заразили человека гепатитом. И это факт его жизни. Но человеку от этого факта муторно на душе. Если бы нелюдь заставила человека гордиться этим фактом, то он плюнул бы в рожу этой нелюди. Потому как факт издевательства налицо. Заразили русский народ высоцким, но на этом издевательства над народом не закончились. Нас заставляют восхищаться и гордиться поразившими наши организмы бациллами и вирусами. Высоцкий - не случайное явление, это вирус из пробирки. Когда народ наш осознает факт неслучайности этого явления, тогда поймёт механизмы заражения.
Ольга 26.01.18 00:53
Манипулируемые люди нечасто понимают, что ими манипулируют.
Валентина Коростелёва 25.01.18 21:55
В.Подлузскому

Спасибо, Владимир Всеволодович, за уточнение.

Г.Блехману.

Вы так умеете, Григорий Исаакович, поставить точки над i, так ювелирно владеете логикой, что объективно приводите в равновесие любую дискуссию, по крайней мере, большинство из тех, что вспыхивают время от времени на нашем сайте.
Ибо спорить можно долго, но это не дорога к истине. Сложнее услышать друг друга, и мне кажется, это всё-таки удалось.
Главное - мы не равнодушны к своей истории, литературе, стране. А значит, у нас есть будущее.
Владимир Подлузский 25.01.18 20:45
Оглушающе-хвалебная статья имелась в виду не статья уважаемой Валентины Коростелёвой, а публикация " Советской России".
Валентина Коростелёва 25.01.18 20:01
Я думаю, сам Владимир Семёнович очень бы удивился
"подвигам", что ему приписал уважаемый Владимир Подлузский. Из сегодняшнего дня в том числе он судит о том времени, о людях, что поверили барду, оказались под влиянием ауры артиста и человека, яркой Личности, близкой нам, к примеру, теми же военными песнями. Оглянитесь - кто сегодня может встать рядом с ним?
Я отнюдь не идеализирую Высоцкого, так же, как и никого из тех, о ком писала и пишу. Напротив, иные хотели бы от меня именно этого. Стараюсь работать в интересах литературы и читателя. Поэтому называть моё эссе "оглушительно-хвалебным" - значит просто пролететь над ним. Высоцкий - пример того, что могут вместе слово и музыка, причём главное здесь Слово. И как много значит личность творца.
И ещё: легко быть жутко "рассерженными мужчинами", когда
не получишь отпора, в данном случае от Владимира Высоцкого.
И ещё: никакая пропаганда не заставит делать людей то, о чём
хорошо сказал в стихах Андрей Смолин.


Григорий Блехман 25.01.18 19:40
Валентина Коростелёва обладает редким даром не только почувствовать, но и передать в заинтересовавшей её личности всю многомерность души этой личности, выраженной в строках того (той), о ком она пишет.
И в то же время в этой многомерности вычленить главное, благодаря которому память об этой личности оставило следующим поколениям время - наш единственный объективный и беспристрастный судья.

Уже скоро сорок лет, как Владимир Высоцкий ушёл в другое измерение, а о нём продолжают говорить, спорить, читать его стихи, петь его песни, вспоминать и пересматривать его театральные и кино-роли...
Значит, он что-то сумел сделать такое, чтобы остаться частью Отечественной культуры.
Помню как меня потрясли его стихи о Великой Отечественной войне, написанные настолько "изнутри", что, если бы не знал о годе его рождения, считал бы автора поэтом-фронтовиком.
И когда выразил ему своё восхищение и неспособность понять, как такое возможно ( мы были неплохо знакомы), он ответил, что, видимо, в нём "сидит лицедей, который помогает войти в состояние каждого из героев" его стихотворений.
Ну а поскольку поэтическим и актёрским талантом, как это всем очевидно, Бог его не обидел, то и получались у него такие убедительные стихи и роли, эмоциональное воздействие которых "ряска времени не затянула".

Конечно, на его критику того порочного, что было в Советском Союзе мы сейчас, умудрённые опытом прожитых к сегодняшнему дню лет, и сопоставляя жизнь в сегодняшней России и в Советском Союзе, можем тоже критиковать.
Но, если сделать паузу и подумать, что он сумел прожить лишь до 80-го года, а начиная с 60-х, многие из нас думали сходным с ним образом, и он лишь своим талантливым словом выражал и наши мысли, критика в "злоумышленности" его "острых" стихов вряд ли покажется состоятельной.
Он был абсолютно искренним человеком, напрочь лишённым "двойного дна", любившим Отечество, а не "Его Превосходительство"и уверен, живи он сейчас (всего-то сегодня 80-лет), был бы на стороне тех, кто является авторами и читателями "Российского писателя".
Потому что он тоже имел бы возможность сопоставить, что было и что стало с нашим Отечеством, которому мы тогда, конечно же, такой горькой судьбы не желали.

Ещё раз, спасибо Вам огромное, дорогая Валентина Абрамовна, за Ваше желание и способность донести до читателя суть тех личностей, которые оставили яркий след в нашей литературе.
Владимир Подлузский 25.01.18 12:51
Помню в разгар перестройки огромную подвальную статью в "Советской России" "Своим голосом он разбудил Россию". Разве наша страна до этого спала? Да, какие-то посторонние звуки были на фоне тогдашней поэзии. Наподобие скрежета напильника по железу советской платформы. Скорее, они звучали диссонансом общей стихотворной гармонии, чем сигналом к побудке. Вторили Высоцкому обычно люди, уже заражённые бациллами разрушения. Это они по ночам вертились в городских подъездах и у некоторых сельских клубов. А то, что Высоцкому дали сыграть Арапа Петра Первого, то тоже не без задней мысли. Хотели "породнить" Пушкина и Высоцкого. Поэтому и после оглушающе-хвалебной статьи я не изменил отношения к Высоцкому. Рассматривал его не более чем барда,свихнувшегося под влиянием западных коноводов от водки и наркотиков.
В его песнях звучала не музыка небесных сфер, а хриплый глас обитателей подземелья. Именно Высоцкий был одним из тех Сиринов, кто не разбудил Россию, а, наоборот, сковал её своим пением в годину перелома о и не дал народу восстать против грядущего жёлтого дьявола. И никто меня не переубедит, что всё было по-иному.
Валентина Коростелёва 25.01.18 11:38
Андрей Смолин:

...Поминают тут гостинцами:
Кто – конфеткой, кто – пшеном,
И – порой – светлеют лицами,
Что-то вспомнив о былом…

В день любой, пройдя дорожками,
Все к Володе завернут…
Разноцветными обложками
На снегу цветы растут.

Вот и замечательный ответ на многие вопросы.

Андрей Смолин 25.01.18 11:14
Андрей Смолин

* * *
А на кладбище Ваганьковом
Нынче тишина и благодать,
И под номером порядковым
Всем дано здесь отдыхать.

Редко тут лежат и парами –
Одиночества уют,
Многие не станут старыми,
Рано обретя приют…

Поминают тут гостинцами:
Кто – конфеткой, кто – пшеном,
И – порой – светлеют лицами,
Что-то вспомнив о былом…

В день любой, пройдя дорожками,
Все к Володе завернут…
Разноцветными обложками
На снегу цветы растут.
Владимир Плотников 25.01.18 11:02
Замечательная статья, которая тревожит ретро-струны. Показательные отзывы, с большинством коих солидеран. Правда, покамест обойдена тема о переформатировании Высоцкого на новый лад, точнее «разлад» новых ценностей, где ГЕРОЯ заслоняет ГЕРОИН и т.д. Вопиюшим образцом такой попытки тотального переформатирования стал чернушный блокбастер «Высоцкий. Скажи еще спасибо, что живой».

В свое время я разобрал эту галиматью, хоть и сумбурно-примитивную, но, увы, далеко небезобидную при понимании того, каков уровень культуры и фокус восприятия самой массовой зрительской аудитории современных кинотеатров.
Прошло 7 лет, но, как видно, актуальности тема не утратила. Если интересно, то вот…
Моська по имени Слон. Фильм Высоцкий. Новейшие методы имиджефик(—А)ции

О фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой», 2011 (Производство: "Дирекция кино", "Монументал пикчерс")


«Я не знал, что подвергнусь суженью
После смерти...» В.В.


Начнем с других…

1. ПАРАД ОТЗЫВОВ

Зрители:

- Хорошему фильму — нужен хороший сценарий. Сильный сценарий испортить весьма трудно, даже в самых «умелых» руках, но Эрнст снова с этим справляется… Заглавного исполнителя, я не буду называть Высоцким, язык не поворачивается. Я так понимаю, что есть два лагеря людей, которые выступают ЗА маску, и ПРОТИВ. Я отношусь к тем, кто ПРОТИВ. Ни одна маска, ни один грим, ни один спецэффект не может заменить живой человеческой эмоции. Когда на лице эмоций нет, это навевает только на не хорошие оккультные мысли… (Шикокино, см.: http://www.kinopoisk.ru/level/79/user/803428/)

Эксперты кино:

«События происходят летом 1979 года во время концертного турне в Узбекистане, за год до преждевременной смерти Высоцкого. КГБ плетет заговор, чтобы разом покончить с карьерой народного любимца. Тот балансирует на грани между жизнью и смертью. Провидение, впрочем, распорядилось по-своему с несгибаемым вольнодумцем и его коварными преследователями» (Deutsche Melle).

«В основе сюжета - реальная история о том, как во время гастролей в Узбекистане Высоцкий едва не упал на сцене и пережил клиническую смерть за год до фактической… Перед нами триллер о сетях, опутавших знаменитого поэта: его окружают дельцы-хапуги, зашибают на нем крупные бабки, и разговоры идут исключительно о левых концертах, о постоянном мухлеже и незаконных заработках. Высоцкий в фильме - объект, а не субъект: его открыто используют» (Валерий Кичин).

«Премьера "Высоцкого" Петра Буслова раз и навсегда сняла вопрос, на котором продюсеры выстроили всю пиар-компанию фильма: кто сыграл Высоцкого. Да не все ли теперь равно кто? Если при первом появлении на экране "Высоцкий" навевает лишь легкомысленные ассоциации с персонажами "Планеты обезьян" Тима Бертона, то затем внушает нарастающий, смешанный с отвращением ужас, как восковая кукла мадам Тюссо» (Михаил Трофименков).

«Жаль только, что, клюнув на сравнения легендарного советского барда с Сержем Генсбуром, Бобом Диланом и Вольфом Бирманом, немецкий зритель, проведя два часа в кинозале, так и не поймет, за что же так любили и любят эти загадочные "русские" Владимира Высоцкого» (Элла Володина, автор подборки на сайте «Кино-театр.Ру»). См. подробнее:

http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/86531/annot/
http://www.kinopoisk.ru/level/79/user/803428/


2. ПРОДОЛЖУ…

…и сразу признаюсь: фильм смотреть не хотел (сделал это ценою усилий). Потому уже, что…

«Я не люблю, когда»…
- из вольнолюбивой личности, которая при жизни ненавидела «всё такое», после смерти готовят шашлык. А еще под брызги слюней, соплей и чумазое «у-лю-лю» разыгрывают лотерею: кто первым обглодает мясо, оставив «голый шампур» - то есть Того, «кто же сыграл?!». Потому что, если убрать всю эту говенную (от слова «говеть») интригу, то от жирного «Слона» фаршированной кино-чуши «зеваке на показ» останется крохотная Моська постненькой сути…

«Я не люблю, когда»…
- у нас только один лицедей обладает монопольной лицензией на имиджефик(— А)цию главных отечественных поэтов всех эпох (лично я ни на минуту не сомневался, кто «сыграл… в ящик»). А главными у нас, дело известное, назначают тех, кто вволю побренчал на «хулиганской (кабацкой, постельной) жилке-струнке собственной скандальной биографии. Ее при умелой «минусовке» и обращают в остервенелую «русскую расхристанность», столь любую охочему до хавки пиплу.

«Я не люблю, когда»…
- на обозрение всяким выворачивают интимные язвы личности в самую «черную» пору ее полураспада. Да неужели все вы, кто «так любит» Высоцкого, верите, что Владимир Семенович хотел, чтоб хоть кто-то (а ТУТ миллионы тех, кто ему доверчиво внимали, как пророку!) видел его «под дурью», не говоря про то, чтобы с него – ТАКОГО - «делать жизнь»?! Почему же вы допускаете все это глумление уже одним тем, что повелись на интригу с Моськой по имени Слон? И над кем? Над тем, кто в моменты просветления, увы, всё более редкие, был умен, талантлив, остер, и остается только догадываться, в какое дерьмо бы он вмазал своим сарказмом тех, кто сотворил из его трагедии тот самый шашлык с «неизвестным бригадиром на букву «Бе»»!!!

«Я не люблю, когда»…
- далеко не безупречный культ рано износившегося ВВ пытаются с помощью ботекса переколбасить в «новый миф», который уже к середине сеанса на наших глазах в корчах ломки скукоживается в «анти-миф», грозящий обрушить тот, давно расшатанный, «культ»… Культ, который был, как минимум, не одинарным.
Разберем?

«Культ детский»

Каким-то образом избежав «тасок» по модным «идолам и звездам», «патлам и нулёвке», «клёшам и трубочкам», я как-то совершенно не затуманивался иллюзией «небожительства» некоторых существ, по месту нахождения более близких к канаве. Кроме В.С. Высоцкого! Он был для меня кумиром. Чистым и сильным («Он и водка? Он и наркотики? Сейчас в морду вцеплюсь!»)*.
Впервые на слух я идентифицировал его в 1976-м: отдел «Мелодия» Щелковского универмага с гремящей «Утренней гимнастикой»; тот миньон и увез на далекий Север, где, уходя в тайгу, до самой зимы безуспешно «охрипачивал» свой голос. А в паузах три раза подряд смотрел «Сказ про то, как царь Пётр…» - так состоялось визуальное знакомство с «Былиной». Затмевая авторитет бесспорных творцов, этот возрастной «культ» длился долго. Изжился сам по себе – годами.

«Культ диссидентский»

Будучи студентом, я не мог избежать «сортирного фрондерства» ряда товарищей, по ходу перекуров межевавших пакостные анекдоты с «радио-Голосым инакомыслием». И как-то оно тогда почти срослось: BBC (Би Би Си) и В.В.С. Еще бы, Высоцкий В.С. тогда был музыкальным рупором внутренней диссиденции. От кого услышаны первые восторги отвагой В.В.С? Не от BBC. Сперва старшие «пацаны» во дворе. Потом - таксисты, грузчики, мясники, фарцовщики… барыги. Особой глубиной любовь их не страдала. При очередном порыве «свободы» большинство переключилось на массово легализующихся эмигрантов: Токарева, Гулько и, вообще, блатную «шуфуту» под зонтиком шансона.

Даже от Есенина эта публика млела лишь там, где «саданет под сердце финский нож», а от Высоцкого: где «вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю»... Влекли их, ясен пень, не запредельная философия, не революционное бунтарство (за 10 лет до смерти ВВ называл самыми импонирующими личностями истории Ленина с Гарибальди и обвинять его в лукавстве не приходится), а – поверхностно услышанная, ввиду громкости трансляции, «русская правда». «Правда» эта воспевала и превозносила удалую бесшабашность и бездумное бесстрашие перед лихим концом: на бабе, за рулем, с перепоя, от поножовщины… неважно. Главное, чтоб круто и на миру! А еще лучше просто слушать и глазеть на «разлюли малину» про всех этих «героев подворотни», посасывая, покусывая, потрахивая… Но не «догоняя», что сами гоним и загоняем коней, подгоняя смерть - без созидательного добра! Так в пьяном угаре и погнали «коней привередливых» с «Русью-бричкой» к обрыву, а, достигши, не одумались, не оглянулись, не перекрестились, а, так и не врубившись, ухнули молодецки…

Нынче вот, кто уцелел, сидим в яме, со дна наверх бельма таращим, шишку запоздало чешем: «Ето как же нас так угораздило?». А так!!! Пока же чухались-не-очухались, детишки перекумарились-снаркоманились и на предков дурных, ровно на рептилий кайнозойских, косятся. А им ужо «старый культ» бесконвойного Володи перелепляют (переформатируют). Был, дескать, он алкан, наркоман, бл…доман, а поди ж ты, в трибуны выбился, почитай, в буревестники! Молись на него, чуваки! Подражай, братва! И помни: наркомания не край, с этого каря и даже из пропасти в национальные гении улететь… легко! А там помирай хоть в 26, хоть в 30, хоть в 42… Ну, до 42-х с нынешними допингами, конечно, вряд ли. Тут бы хоть до Башлачева докарабкаться, вот только шлейф чернухи за ним пожиже. И кто сказал, что обязательно Высоцким станешь? Главное – поманить. У них Джексон, Пресли, Леннон. У нас Высоцкий - один всех их переткнёт!


«Культ народный»

Он самый непростой. Сложенный из уже названных, он все эти годы подпитывался «правдивыми» воспоминаниями живых «друзей Мюнхгаузена», а при его жизни цементировался еще одним, мало афишируемым, но едва ли не главным…


«Культ чекистский»

Впрочем, об этом «не сказать лучше человека, хорошо знакомого с кино и сценой тех лет, ее персонажами и обстановкой в целом:


3. «КРЫША ДЛЯ ВЫСОЦКОГО»

Выборочные цитаты специалиста:

- А выстоял он потому, что определенные силы в руководстве страны делали все от них зависящее, чтобы Владимир Высоцкий жил и творил как можно дольше. То есть парадокс заключается в том, что советская власть боролась с творчеством Высоцкого и одновременно поощряла его, о чем большинство высоцковедов стараются сегодня не вспоминать»…

- Первые нападки властей на Высоцкого датированы 1968 годом. Тогда сразу несколько центральных и периферийных газет выступили с критикой песен Высоцкого. В этих статьях речь шла о тех песнях Высоцкого, где он пел о шалавах, воровских притонах и пьяных загулах… За год до этого Высоцкий снялся в двух фильмах — «Вертикаль», про альпинистов, и «Я родом из детства», о войне, — и спел в них несколько своих песен, государство тут же выпустило четыре из них: из «Вертикали» — на граммпластинке, причем огромным тиражом. А песню «Братские могилы» из «Я родом из детства» взял в свой репертуар Марк Бернес…

- Несмотря на обращение к запретным темам, Высоцкий был утвержден сразу на две роли в кино: в картинах «Хозяин тайги» и «Опасные гастроли». Причем если в первом он играл главного героя-злодея (что, кстати, не помешало ему через год получить грамоту от МВД СССР «За активную пропаганду в кино работы милиции»), то во втором сыграл артиста варьете, активно помогающего большевикам и геройски погибающего за дело революции. Все эти факты ясно указывают на то, что брежневское руководство достаточно гуманно отнеслось к своим доморощенным приверженцам «бархатной революции»…
- Достаточно сказать, что за целое десятилетие (1958—1968) руками прессы (руководимой, естественно, ЦК КПСС) были показательно «выпороты» несколько десятков советских кумиров, которых власть таким образом наказала за их идеологическое непослушание или аморальное поведение (то же пьянство, к примеру): спортсмены Эдуард Стрельцов, Валерий Воронин, Трофим Ломакин, Виктор Агеев; кинорежиссер Иван Пырьев; актрисы Людмила Гурченко, Александра Завьялова; актеры Марк Бернес, Павел Кадочников, Леонид Харитонов; певцы Глеб Романов, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев; писатель Николай Вирта...

- Высоцкий, который куролесил не меньше, чем все вышеперечисленные деятели, в этот список не угодил ни тогда, в 68-м, ни позже, когда его звезда на небосклоне гитарной песни засверкала еще ярче и должна была всерьез обеспокоить партийных идеологов. Возникает законный вопрос: почему? Судя по всему, певца «крышевали» те же высокие покровители, что и «Таганку», — либералы во власти…

- Кроме этого, была еще одна веская причина не трогать Высоцкого: его громкий роман не просто со звездой французского экрана, а с членом Французской компартии Мариной Влади…

- Шеф КГБ Юрий Андропов, который давно симпатизировал и «Таганке», и лично Высоцкому. Причин для этого у него было много. Прежде всего в силу своих либеральных взглядов. Кроме того, Андропов любил поэзию, знал в ней толк и даже сам баловался на досуге этим делом. И, наконец, в той политической партии, которую взялся раскладывать шеф КГБ на кремлевской шахматной доске, Высоцкому отводилась еще более существенная роль. Как пел он сам: «Спать ложусь я — вроде пешки, просыпаюся — ферзем!». Нанеся в 1972 году мощный удар по диссидентам, советские власти провели обратные акции по отношению к инакомыслящим из творческой элиты с тем, чтобы показать Западу, что к социальному инакомыслию в Советском Союзе относятся иначе, чем к политическому...

- Определенные силы советской партэлиты, которые «крышевали» западников, были заинтересованы в том, чтобы он оставался полузапрещенным певцом, поскольку полная легализация его творчества разом бы перечеркнула имидж сопротивленца, который успел утвердиться за ним не только в Советском Союзе, но и на Западе. Сохранение этого имиджа было выгодно партаппаратчикам, которые таким образом доказывали, что в СССР на деле существует свобода слова...

- Самое интересное, что сам Высоцкий, судя по всему, догадывался о той роли, которую ему отвели кремлевские политтехнологи. В своем письме на имя министра культуры СССР Демичева, датированным летом 1973 года, певец писал: «Мне претит роль «мученика», эдакого «гонимого поэта», которую мне навязывают...». Однако изменить ситуацию было не в силах певца: он был всего лишь одной из фигур на шахматной доске кремлевских игроков…

- На ниве самодеятельной песни в те годы по всей стране насчитывались десятки певцов, однако только у двух из них была слава сопротивленцев всесоюзного масштаба. Это — Александр Галич и Владимир Высоцкий. И вот ведь совпадение: по мере того как власти «гасили» Галича, слава Высоцкого, наоборот, росла...

- Мартом 1973 года (в самый разгар «зачистки» диссидентов) датирован последний серьезный выпад против Высоцкого в центральной прессе, после чего как отрезало: больше центральная советская пресса, а в ее лице власть, публично на артиста не нападала. Зато одновременно с этим Высоцкому выдают загранпаспорт и разрешают регулярно выезжать на Запад к жене, что четко укладывалось в проект Кремля «разрядка»...

- В отличие от большинства западников, которые с легкостью покинули Родину и перебрались на Запад, Высоцкий эмигрировать никогда не собирался, отвечая на вопросы ведущего американской телепрограммы «60 минут» в августе 1976 года: «Я уезжаю уже четвертый или пятый раз и всегда возвращаюсь. Если бы я был человеком, которого боятся выпускать из страны, так это было бы совершенно другое интервью. Я люблю свою страну и не хочу причинять ей вред. И не причиню никогда»...

- Сначала Высоцкий был потрясен внешним лоском западного мира: изобилием на магазинных полках, свободой нравов, царивших там. Но очень скоро пелена стала спадать с его глаз. И расхожее утверждение западников о том, что «цивилизованный Запад» ждет «лапотную Россию» с распростертыми объятиями, Высоцкий опроверг спустя два года после своего первого приезда на Запад, в 1975 году, когда написал песню «Письмо к другу», где есть крылатые строчки:

«А в общем, Ваня, мы с тобой в Париже
Нужны — как в русской бане лыжи»...

- В 1976 году, то есть через три года после первого посещения Высоцким Запада, он приобщился к наркотикам. Получилось, что «французские бесы» оказались покруче советских…

- В КГБ были прекрасно осведомлены о том, что Высоцкий сидит «на игле». На Лубянке знали всех людей и все каналы, по которым для него поступали наркотики, поскольку в круг друзей Высоцкого входили и стукачи. Если бы чекисты захотели, они легко бы «посадили на крючок» Высоцкого, но они этого не сделали… Поскольку одно дело алкоголизм (к алкоголикам наши люди всегда относились с сочувствием), и совсем другое — наркомания, которая в сознании советских людей прочно ассоциировалась (и вполне справедливо) с чем-то грязным и непотребным…

- Во второй половине 70-х, когда слава Высоцкого в народе достигает заоблачных вершин, а тема протеста приобретает в творчестве еще большую глубину, КГБ не только пальцем его не трогал, но и не препятствовал разъезжать по стране и собирать целые Дворцы спорта численностью под 10 тысяч зрителей. В последние годы популярность Высоцкого росла как на дрожжах отнюдь не стихийно, а именно благодаря определенной поддержке властных структур…

- Если говорить о ранней смерти Высоцкого, то способствовала ей скорее не власть, а те люди, которые в конце жизни певца находились с ним рядом и нещадно эксплуатировали его, подталкивая давать по четыре концерта в день. Высоцкому деньги были необходимы не только на житейские нужды, но и на наркотики, которые и тогда стоили недешево (с каждым годом принимаемые им дозы все увеличивались)...

- Если бы советские власти захотели, то им не составило бы труда либо вообще пресечь, либо сократить до минимума поездки Высоцкого за рубеж...

- В интеллигентской среде принято воспринимать нападки, которые испытывали на себе такие артисты, как Высоцкий или Райкин, исключительно как зло. Но ведь не будь этих «пота и крови», эти артисты вряд ли смогли бы стать тем, кем стали — кумирами миллионов людей...

- То, что делается сегодня с творчеством поэта, это уже не тот Высоцкий, которого мы знали в советские годы, это — прирученный Высоцкий… силами либеральной пропаганды Высоцкий превращен в апологета нынешнего режима. Факты биографии Высоцкого так ловко интерпретированы, чтобы сделать из него исключительно бунтаря-антисоветчика, а песни специально отданы на откуп попсовикам, дабы вычистить из них любой намек на бунтарство их создателя».

Подробности см.: Фёдор РАЗЗАКОВ «Нерв эпохи» (24.01.2008):
http://sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2402

* Как пример моего детского культа ВВС вот это стихотворение написанное в день смерти поэта

Памяти того, с кем не был знаком

Цела гитара, не порвались струны,
А рык знакомый что-то замолчал.
Не утешала ласками Фортуна
Того, кто всех нас песней привечал.

А миллионы, не дыша, внимали
Хрипящим звукам правды и любви.
Короче нет дороги, чем прямая.
Он прямо шел, ни разу не скривил.

Ни разу не взбодрённый похвалою,
В немом признанье прорубал он путь,
Борясь с циничной, злой, пустой молвою…
Обидой скорбною стесняло грудь…

А грудь гиганта из того же теста,
Что у тебя, и сердце в ней – цветок.
Расцвёл он так, что не хватало места.
В грязи, теснине жить цветок не мог.

Он столько спел… Вам жизни б не хватило
Себя заставить столько раз поесть.
Теперь вопят: «Вот енто мощь, какая сила!!»…
Плевки при жизни, после смерти – лесть!

Всегда молчат о том, что нестандартно
И хвалят лишь шаблонный идеал:
«Он хулиган, чрез слово сыплет матом,
Он что-то непотребное рычал»...

Куда понятней и приятней песни
Про пироги, про тра-ля-ля и про комбайн…
А он - про баньку, алкашей… да хоть ты тресни, -
Затрут. Ведь нет в искусстве нашем тайн.

О чем молчат, того, должно быть, нету,
Про то горланит только пустобрёх.
И он горланил, отметал запреты,
Полынь дарил, гвоздику не сберёг.

Поллынньь горррьккка… Но мы с отрадой пили.
Гвоздике же в груди уж не цвести.
Грудь замерла в отчаянном усилье
До нас весь пыл свой страстный донести.

Мы щедро раздаём артистам званья.
Хоть многих не увидим никогда.
Ведь этот из Читы, тот в Магадане –
Заслуженный… А, впрочем, не звезда.

Порой, случается, забудем, вот досада
Заслуженного дать «Звезде Везде».
Бог с вами: званье, титул, они рады
Ролишке были мелкой… Кто? Да те:

Один Василий, а другой Володя.
Второй, особенно, играл он всякий сброд.
И вот на «дрянь» из-за него лишь ходят,
Давно Народным окрестил его Народ.

А ведь какой Артист в тени топтался!
Да разве столько б он сыграть сумел?!
Но щедрый Дар актерский не угас с ним.
Прорвался в песни он – бездонен, ярок, смел…

Итог эпичен. Пусть не всё пропето.
И слёзы бухнут на стреле ресниц.
Печальный взгляд покойного поэта
Не позабыть средь миллиона лиц…

1980

Валентина Коростелёва 25.01.18 09:57
Михаилу Попову.

Хороший ответ Андрею Смолину. Я же имела в виду не тех, кто
в интернет ушёл "с ушами".

Сергею.

Что уж так сердиться-то! Расскажите отдельно и подробней о Михаиле Шаповалове, кто же против? Хоть гениев у нас не густо
(кстати, я имела в виду не только и не столько писателей, пышные юбилеи им, как правило, и не снились); но истинно талантливых, не известных широкому кругу, поэтов и, в данном случае, бардов - у нас, увы, немало, и давайте рассказывать о них, предлагать публикации их стихов или песен, в том числе в интернете!
А любить Высоцкого или нет - это личное дело каждого. Любая яркая личность притягивает к себе много разного, и это нормально. Главное - не заслонять деталями главное, ценить, что судьба дала нам всем.
Екатерина 25.01.18 09:47
Андрею Смолину
Вы же писали "не будет такой судьбы и таланта" несколько часов назад, что же Вы так.... Эх, мужчины, быстро сдаётесь...
Андрей Смолин 25.01.18 09:34
Друзья, я высказался не в порядке полемики, а по следам своих наблюдений в среде молодежи. Для меня значение Высоцкого вполне очевидное, хотя с оговорками в части тематики богохульства и "еврейских мотивов". Даже пресловутый В.Новиков долго доказывает, что это "прозаизмы в поэзии", а не "проза в стихах". О Рубцове бы даже такой темы не возникало...
Михаил Попов (Архангельск) 25.01.18 09:12
"Слушают - не слушают"... Загляните в ютубе. "Баллада о детстве" - 1 998 958 просмотров, "Кони привередливые" - 4 366 123 просмотров и т.д. А на тех страницах - чаще обретается молодняк.
Что касается исполнения, советую послушать, как поёт песни Высоцкого Александр Тихонов, наш великий спортсмен-биатлонист. Слушал его живьём в Сибири. Одна - "Кто сказал: "Всё сгорело дотла" - потрясла, словно услышал эту песню впервые, как в 72-м году...
Сергей 25.01.18 00:43
Форсированный хрип, весьма нарочитый, под "разрыв аорты", роль "своего парня", но с отсевом нежеланных (нерукопожатых сегодня), баловень кино и сцены, но с одним амплуа: или "из органов", или "с гор", автор примитивных песенок, которые (по словам Куняева, и справедливым) опустили "городской романс" , как жанр, подначки и подмигивания в словах, но если о Боге и Вере, то еще и циничные, а сами слова песен весьма далекие от искусства, читать невозможно: дурновкусие и самодеятельность - всё это размноженный на "бобинах" Высоцкий. Рядом с ним пел Михаил Шаповалов, тоже с Таганки, недавно скончался, противоположность по всем пунктам. Но кто ж его будет слушать, знать?! Подделки же всегда завлекательны, а Шаповалов - свой, не хрипел придушенно от "совцензуры".
Екатерина Пионт 25.01.18 00:43

Он и сам говорил, что не любит, когда его песни поют другие,
что может," и лучше, но не так..."
И время это показало. Кто только не брался - нет, не то.
Всё не то. Разве за эти 37 лет кто-нибудь приблизился к его
исполнению "Паруса" или "Друг, оставь закурить", " На братских могилах"...
Если он пел: " ...каюсь, каюсь, каюсь...", ему веришь,
другим нет. И в этом талант Высоцкого.

 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА