Горбунов 18.02.18 12:09
XV съезд Союза писателей России.

Сижу и читаю публицистические статьи М. Горького. Подбираю материал для своей новой статьи о религии, церковниках и православии. Параллельно смотрю новости на сайте «Русский писатель» о работе XV съездa Союза писателей России.
C отчетным докладом «Слово писателя будет всегда одухотворённым и нравственным» обратился к коллегам Валерий ГАНИЧЕВ, Председатель правления Союза писателей России. Бывший комсомольский работник, советский журналист, главный редактор литературных журналов должен был говорить, по моему разумению, о советской литературе, должен был вспомнить и создателей первого Союза советских писателей М. Горького и Сталина. Вспомнить хотя бы потому, что уже в марте русский народ будет отмечать 150-летие рождения великого русского пролетарского писателя и классика мировой литературы М. Горького. Рядом с ним можно поставить только М. Шолохова.
К большому своему разочарованию ничего подобного, ни одной капли советского наследия в опубликованных тезисах отчёта бывшего комсомольца и коммуниста я не обнаружил. Не поверил и перечитал тезисы. И пришёл в ужас. Тот Ганичев, которого я уважал за его вклад в развитии советской литературы, на моих глазах превратился в церковного мракобеса. Поразило меня его предательство тех коммунистических идеалов, которым он служил в молодости и приверженность новым националистским идеалам и преданность самым реакционным кругам церковной верхушки, принявшей на вооружение белогвардейскую идеологию зарубежной РПЦ. Эта верхушка назначила его заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора. Возникает вопрос: причем здесь этот Собор и русские писатели в светском по Конституции государстве??
Я ожидал от В. Ганичева, что в год 150-летия со дня рождения великого русского пролетарского писателя, теоретика метода социалистического реализма М. Горького, он вспомнит и великого писателя земли русской и первый съезд советских писателей, но ошибся.
Начал своё выступление В. Ганичев с заявления о том, что главное в работе писателей — это вера в Бога, что верой «творила и жила великая русская литература».
И у меня сразу появилась тысяча вопросов к ренегату.
Юрий Горбунов (далее ЮГ): Не критикой самодержавия и реакционных кругов церковников! Не поддержкой народной политики коммунистической партии, а — ВЕРОЙ В БОГА, оказывается жила русская литература. А советская классическая литература какими идеалами жила?
В. Ганичев неожиданно начал каяться и напомнил писателям о том, что «Святейший Патриарх Алексий II, приветствуя писателей России, пишущих на духовно-исторические и православные темы, говорил: «Некоторые литераторы несут на себе определённую долю вины за произошедшую в России в начале XX века трагедию. Но вспомним, что в те годы, когда «Закон Божий» был в школах запрещён, да и сами книги «Священного писания» ценились дороже золота, именно преподавание классической отечественной литературы сеяло семена веры в души людские».
ЮГ: А при чем здесь «Святейший Патриарх Алексий II»? Неужели патриарх является главным идеологом Союза русских писателей, а его подручные - антисоветчики и антикоммунисты — правят ныне свой бал в русской литературе?
«Что касается писателей, то мы стремимся в каком-то смысле утвердить образец, пример, эталон в нашем обществе, отвести угрозу безнравственности, пошлости, цинизма, невежества и ксенофобии от наших соотечественников. (Цитаты из доклада В. Ганичева даны мною в тексте в кавычках).
ЮГ: Отвести угрозу — это как? Заставить всех писателей и соотечественников в церковь ходить и молиться? Или спасать Россию только молитвами от всех угроз?
«Мы отнюдь не считаем себя элитой, поучающей элитой, а скорее глубоко переживающей, нередко страдающей частью общества. Мы не несем в своем облике, действиях высокомерия, но мы готовы поделиться знанием, сбереженным и выстраданным, порой волшебным Словом,
ЮГ: Что такое «поучающая элита»? Это та серая и оболваненная церковниками интеллигенция, которая перестала быть «инженерами человеческих душ» и право на развитие душ в революционном направлении передала церковникам самого высшего эшелона? И теперь гражданин Гундяев провозглашён частью руководства Союза писателей главным УЧИТЕЛЕМ всего народа русского?! И «слово» писателя становится «волшебным», раз оно благословлено главным церковником страны?
« ...мы готовы видеть, слышать и слушать, страдать вместе с нашим народом и вместе с ним работать, действовать, устранять беды.
ЮГ: Страдать с народом? А кто же будет призывать народ бороться с жуликами и ворами, поставленными Ельциным и его камарилей, от которых страдает народ русский? Пушкин, Белинский и Горький?
«Лучшие из нас имеют право предостерегать людей, прозревать грядущее и, как великий Нестор, фиксировать исторических события.
ЮГ: Почему Нестор, а не великий русский пролетарский писатель и мыслитель Максим Горький, создававший со Сталиным первый в мире Союз революционных писателей?
«... Мы переживали с вами страшные годы крушения Великой Державы и медленное восстановление новой реальности в условиях раздоров и гонений.
ЮГ: А кто активно готовил это крушение? Не те ли писатели, которые, в отличие от Солженицина, открыто публиковавшего свои взгляды, скрывали от людей свою ненависть к советским трудящимся. Это они подобно Солоухину, сбросив маски, с иконой в руках, бросились к мошеннику Соросу с просьбой срочно издавать всю свою антисоветскую макулатуру. А позднее — целовать ручки церковным Патриархам.
«....Думаю, мы понимаем, что литература сегодня, к сожалению, не является лидером духовных, нравственных преобразований в обществе.
ЮГ: Какая литература? Буржуазная, модернистская, прозападная? А кто лидер? Гражданин Гундяев? А о каких «духовных, нравственных преобразованиях в обществе» говорит один из столпов русского национализма? Или он ослеп и не видит тех угодливых явлений - проституции, наркомании, алкоголизма, поголовной нищеты, которые при Советской власти ни мне, ни Ганичеву лично были неведомы?
«... Слава Богу, Вера, национальные традиции возвращают утраченные в прошлом позиции среди народа, и это важно.
ЮГ: (пахнуло Черномырдиным) Какие национальные традиции — русские, советские или инородческие?
«...Думаем, что наша литература, как и прежде, должна быть выражением мнения народных масс, к сожалению, в немалой своей степени лишенных нынче материального комфорта, а то и просто бедных, порой обнищавших людей, но не потерявших веры и надежды на лучшее будущее. И думаю, что такому ободрению людей, укреплению их духа должен способствовать и наш Союз.
ЮГ: Ошибаетесь! Должна, но после предательства русской литературы и советского народа реакционными кругами церковников, белогвардейцами и черносотенцами, русские националисты утратили право выражать «мнения народных масс».
И далее откровенный сервильный националист рассказывает историю сдачи в плен Союза писателей России церковникам из РПЦ:
«В период, когда Святейший Патриарх Кирилл возглавил Русскую Православную Церковь, в первый год был образован Издательский совет РПЦ, куда решением Синода введены члены нашего Союза писателей. Затем он развернул широкую панораму действия во имя утверждения высших нравственных ценностей, через Слово, через Книгу, художественную литературу. Он высказался за утверждение 1 марта, дня выхода первого печатного издания «Апостола» Иваном Федоровым, как Дня православной книги, за создание Патриаршей литературной премии имени Кирилла и Мефодия.
«Разве нам не дороги слова Патриарха: «И во всем этом, у нас, у Православной Церкви привилегированный партнер – Союз писателей России». Это высокая честь и ответственная обязанность. И я не сомневаюсь, что таким соработником в духовном просвещении был и будет наш Союз.
Ганичев рассуждает о конкретных задачах русских писателей, не замечая нелогичности своих заявлений:
«Сегодня перед всеми странами постсоветского пространства стоит вопрос модернизации и обновления для конкурентоспособности наших стран, для того, чтобы выдержать, не сломаться и не попасть в зависимость от новых хозяев мира.
ЮГ: А что разве не стала Россия и все страны постсоветского пространства «сырьевыми колониями» ещё в начале 90-х, когда Ганичевы радовались приходу антикоммунистов и антисоветчиков во власть?
«Но всякая модернизация требует от нас вдумчивого, серьезного, внимательного писательского слова и осмысления. Наша нравственная публицистика должна проанализировать и дать оценку этому процессу. И как сказал Святейший Патриарх – основой всякого процесса, происходящего в экономике, должна быть нравственность, духовный вектор.
ЮГ: Это как понимать слова Святейшего Патриарха, как начальника Ганичева? О чем говорит сам Ганичев — о нравственности, духовном векторе в буржуазном, самом безнравственном и бездуховном обществе на планете? Неужели он забыл все напрочь об СССР?!

Возмущённый до глубины души, я решил найти и прочитать «ВСТУПИТЕЛЬНУЮ РЕЧЬ» М. Горького, которую он произнес на открытии ПЕРВОГО ВСЕСОЮЗНОГО СЪЕЗДА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 17 АВГУСТА 1934 ГОДА
Прочитал и увидел огромнейшую разницу в содержании этих двух выступлений - М. Горького и В. Ганичева.
0. Горький ставит цель Союзу и советским писателям — организовать литературу как единую, культурно-революционную силу. Ганичев ставит задачу укреплять связь Союза русских писателей с самой ЦЕРКОВЬЮ.
0. Горький говорит о писателях — врагах собственности и индивидуализма. Ганичев — об укреплении фундамента России как капиталистической колонии Запада!?
0. Горький в современной эпохе видит «всеобщее одичание, озверение и отчаяние буржуазии», Ганичев предлагает видеть во всех процессах, происходящих в экономике и промышленности, только — нравственность и духовный вектор!?
0. Горький говорит о развитии всех способностей даровании трудящихся, Ганичев призывает писателей «страдать вместе с нашим народом и вместе с ним работать, действовать, устранять беды»???
Сделал вывод, что В. Ганичев выступил на XV съезде писателей как буржуазный деятель, забывший о нашем советском прошлом и о нашей великой советской литературе. И главное никто из коллег его не поправил. Никто не вступил с ним в спор. Значит и другие писатели его поддерживают. Такое вот мнение у меня сложилось о Съезде русских писателей.
А у вас?
Валентина Ефимовская 18.02.18 11:22
Дорогой Валерий Николаевич, читаю Ваш доклад и слышу тембр Вашего всегда узнаваемого голоса, вспоминаю Вас в Президиуме Всемирного Русского Народного Собора и на трибунах писательских Пленумов. Вы остаетесь нашим идеологом, нашим водителем по путям духовным. В докладе много концептуальных идей, которые должны быть учтены Вашими преемниками. Храни Вас, Господь.
ТатьянаСергеева 18.02.18 11:04
Валерий Николаевич, тяжёл Ваш труд и тем ценнее Ваше слово на съезде.
Здоровья, творческого потенциала, новых книг. С уважением Татьяна
Юрий Брыжашов 16.02.18 16:52
Дорогой Валерий Николаевич!
Огромен ваш труд по сохранению Союза писателей России в труднейшие для Отечества времена. Вы утверждали преемственность СП СССР--СП РОССИИ.
Вами выполнен труднопредставимый объём организационной и административной работы, в том числе -тяжелейшей рутинной работы, с которой люди ( не раз доводилось видеть и самому через кое-что пройти), руководившие очень большими организациями и коллективами, не то что не справлялись, а вообще за три месяца теряли самих себя. Вы же успешно справлялись со своей миссией очень долгие годы, да ещё в такой сложной организации, как Союз писателей России, где каждый ( и часто справедливо) требует к себе внимания. Плюс наличие в СПР людей с различными политическими взглядами, что уже само по себе предполагает перманентное недовольство Председателем Союза. При всём том Вы дали образец лояльного выдержанного и ровного отношения ко ВСЕМ.
Впрочем, говорить о ваших заслугах - никаких слов не хватит.
Ганичев и русская литература - понятия неразделимые.
Ведь и сейчас Вы фактически становитесь Почётным Председателем СПР.
И совсем не формальным образом, ибо служение русской литературе - это долг и обязанность --пожизненные. И ваше слово писателя будет востребованным, потому что оно всегда нравственно и одухотворённо. Как и ваш опыт, и мудрость, человеческие и профессиональные.
Тяжёлые в России времена, хуже, кажется , и быть не может; всё же
по-настоящему тяжёлые, сдаётся, - ещё только наступают. И замечательно то, что и в эти времена есть люди, подобные Вам, у которых можно многому поучиться даже тогда, когда и твоей собственной жизни другому на десять хватит.
Горжусь быть вашим современником!
Михаил Попов (Архангельск) 16.02.18 08:09
Низкий поклон Вам, Валерий Николаевич,
за благородное служение Отечеству, вере православной и родной словесности!
Здоровья, мужества и крепости духа!
Юрий Смольянов 16.02.18 06:55
Прошедший съезд Союза писателей России лишний раз подтвердил, что в нашем творческом сообществе еще не погибли традиции. Они, как известно, - это присутствие прошлого в настоящем; традиции неразрывно связаны с новаторством. Новаторство в литературе — нововведение, открытие новых путей, способствующих преобразованию литературных традиций. Есть надежда, что новое руководство добьется существенных изменений в деятельности Союза, что потребует большого таланта и глубокого ощущения требований времени… Хочется пожелать Николаю Иванову и его команде уверенной поступи на избранном пути…
Григорий Блехман 15.02.18 22:30
Дорогой Валерий Николаевич!

Спасибо Вам за то, что в тяжелейшей обстановке нравственной деградации перестроечной и постперестроечной России сумели сохранить наш островок высокого нравственного полёта под названием Союз писателей России.
И за то, что остаётесь с нами в качестве почётного Председателя, потому что Ваши знания, опыт и мудрость для нашего Союза бесценны.
Кнарик Хартавакян 15.02.18 21:55
Уважаемый Валерий Николаевич, спасибо Вам за отчёт, за ценное выступление перед делегатами XV съезде Союза писателей России, ценное уже самим своим названием "Слово писателя будет всегда одухотворённым и нравственным". Я выставила и выступление Ваше, и запись съезда 15.2.18. на своей стихирской странице.

Верно Вы отметили: "У нас здесь не просто съезд общественной организации, а встреча людей высокой культуры, которая проходит во время серьёзных испытаний для страны, и думаю, что мы сможем прочертить место нашей литературы, место высокого духовного слова в жизни общества, место нашего Союза писателей"
И вот так с Божьей помощью и случилось, так и свершилось в Сретенье!..
Хочется поблагодарить Вас за многолетнее плодотворное и успешное руководство нашим писательским Союзом и пожелать Вам долголетия и крепости здоровья, а всем остальным членам СПР - претворения решений XV съезда!

С почтением и признательностью дончанка
Екатерина Пионт 15.02.18 19:37

Уважаемый Валерий Николаевич, слушала Вашу речь
на Съезде, Ваше каждое взвешенное слово, проникнувшись
с ещё большим уважением к Вам.
Вы показали пример всем нам, как достойно нужно вести себя
в жизни. Спасибо Вам за Ваш Труд!
Здоровья Вам, долгих творческих лет, всегда с большим интересом читаю Ваши неповторимые Воспоминаия.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА