Григорий Блехман 12.04.18 13:09
У меня от этой новеллы примерно такое же ощущение, как у Николая Максимовича Олькова.
Ассоциативные размышления Марины Масловой, которые вызваны у неё прочтением новеллы, для меня интересны тем, что любое глубинное произведение - всегда много шире его прямого текста.
Но это размышления лишь Марины Масловой, как одного из квалифицированных читателей.
Наверняка есть и немало других, не менее интересных, ассоциативных восприятий, вызванных новеллой Николая Иванова.
Они и в комментариях здесь ярко звучат.
И именно в этом ценность обсуждаемого произведения.
Ведь главное в нём, на мой взгляд, - его духовно-нравственная суть.
Людмила Владимирова 11.04.18 21:14

Согласна с Николаем Ольковым.

И, насколько мне известно, в названии уникальной новеллы Николая Иванова нет ни тире, ни чёрточки. Во всяком случае, в издании НОВЕЛЛЫ ЦВЕТА ХАКИ (Брянск, 2014; с. 3-7) это так. Помнится кто-то "обозвал" новеллу и "Рыжий - рыженький". Как ни странно может показаться, но это задело меня меньше, чем прочтение Мариной Масловой...

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).
Павел 10.04.18 20:14
Марина, спасибо вам за то, что я еще раз перечитал рассказ Иванова. Перечитал в раскрытом вами символическом и смысловом контекстах.
Василий Ревзин 10.04.18 08:43
23 мая - день рождения воина Евгения Родионова
Почему бы Союзу писателей не начать процедуру приобщения его к лику святых? Тем более - что этот герой в глазах народа УЖЕ святой и очень почитаемый. Так почему бы Союзу писателей совместно с РПЦ не повысить свой авторитет отданием заслуженных почестей юноше, являющего своим поступком примера твердости в вере?
А то сейчас любят рассуждать и развешивать словесные кружева вокруг веры, но среди этих птиц-говорунов что-то не видно охотников жертвовать собой во имя своей веры.

А вот вам еще один пример живой веры.

Из ЖЖ:

МАТЬ И СЫН. ПАСХАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ.
К ПРАЗДНИКУ - ИСТОРИЯ, ПАСХАЛЬНАЯ ЛИШЬ ПОТОМУ, ЧТО ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕРОЯ СОВПАЛ В ЭТОМ ГОДУ С ПАСХОЙ, НО ГЛУБОКО СИМВОЛИЧНАЯ, ДУМАЕТСЯ...

Прошло уже больше трех лет с тех пор, как героически погиб наш Болгарин, Игорь Юдин — умный, интеллигентный парень, мужественный воин, боец донецкого отряда «Суть времени».

Сегодня, 8 апреля, Игорю исполнилось бы тридцать два года. А его мама, Надежда Александровна Юдина, родилась 6 апреля. Надежда Александровна вспоминает, как Игорь говорил ей: «Мам, ну не спорь со мной, я же тоже овен! Что со мной спорить без толку? Давай не будем». А она отвечала: «Давай не будем». Мать всегда старалась понять и поддержать сына.

Они были очень крепко связаны духовно, и связь эта не становилась слабее по мере взросления Игоря. Во многом именно влияние мамы привело к тому, что он вырос глубоко образованным и смелым человеком, готовым пожертвовать собственной жизнью, чтобы не дать врагу уничтожить свой родной край.

Надежда Александровна рассказывает, что в школьные годы с успехом играла первые роли в школьной самодеятельности, ей прочили артистическое будущее. Однако ей с юности хотелось иметь семью, детей, а работа в театре предполагает гастроли, разъезды, частую разлуку с семьей. И потому она выбрала другую профессию — стала кондитером. Однако ее артистические способности передались сыну — Игорь свободно выступал перед любой аудиторией, раскованно держался перед объективом видеокамеры, ведя репортажи.

Игорь рос в сложное время — он родился в 1986 году, а вскоре началась перестройка. В это время Надежде Александровне пришлось сменить любимую работу — зарплату всё время задерживали, муж-шахтер тоже остался фактически без зарплаты, а надо было кормить детей, Игоря и его сестру. По совету подруги пошла работать на телеграф. Зарплата здесь была хоть и небольшая, но регулярная. А, кроме того, такая работа давала ей возможность больше общаться с детьми.

Игорь, по словам Надежды Александровны, с самого детства отличался завидной целеустремленностью, способностью самостоятельно поставить себе цель и упорно идти к ней. Много читал, любил обсуждать прочитанное с матерью. Книга Даниеля Дефо «Робинзон Крузо», которую Игорь прочел очень рано, восхитила мальчика: человек, попавший в казалось бы безвыходное положение, смог выжить на необитаемом острове и даже как-то благоустроить свою жизнь!
Его всегда привлекали рассказы о сильных людях, способных не пасовать перед препятствиями. Он почти не читал развлекательной литературы, старался читать такие книги и смотреть такие фильмы, после которых нужно было много думать, оценивать свою жизнь, свои поступки. Игорь относился очень серьезно к своему самообразованию, по мере взросления его стали интересовать философия, социология, история.
Мать старалась не отставать от сына. Это давалось ей не без труда, но позволяло по-прежнему обсуждать с сыном то, что представлялось ему важным и интересным. И он по-прежнему часто делился с матерью сделанными при чтении открытиями.

Игорь с ранних лет стремился быть самостоятельным, решать свои проблемы сам. Надежда Александровна этому не препятствовала, она старалась никогда не навязывать ему своего мнения, не давила родительским авторитетом, старалась чаще советоваться с ним.

Когда Игорь вступил в ополчение, он не сразу рассказал об этом матери, не хотел ее беспокоить, но она почувствовала произошедшие в нем перемены, поняла все без слов, испугалась, конечно, за жизнь сына, но останавливать его не стала. Надежда Александровна знала, что ее сын не способен на подлый поступок, и если он пошел воевать, значит, иначе поступить он не мог.

Он звонил матери почти каждый день до самого конца своей жизни. Звонил, когда поехал в Донецк учиться в институте, когда принимал самое активное участие в событиях весны 2014 года в Донецке, когда вступил в ополчение, и даже, по возможности, когда был на боевых позициях.
О том, что сын погиб, мать узнала еще до того, как ей сообщили об этом его друзья. Говорит: «О беде сказало сердце». Надежда Александровна до сих пор не знает, как оно не разорвалось от внезапной мучительной боли.

Маме Игоря Юдина принадлежат пронзительные слова: «Я уверена, что Игорь на нас смотрит. И я постоянно ему говорю: «Ты все сделал правильно! Я на твоей стороне. И если опять все бы это случилось, я бы опять тебя поддержала. Ты все сделал правильно, сынок».

Игорь не ушел из жизни матери, она часто видит его во сне, советуется с ним, делится радостями и огорчениями.

В этом году день рождения Игоря Юдина, Болгарина, совпал с самым главным православным праздником — Пасхой. Христос, смертию смерть поправ, указал нам всем путь к бессмертию: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя»» (Ин. 15: 13)

НА САМОМ ДЕЛЕ, АССОЦИАЦИИ ЗДЕСЬ ВОЗНИКАЮТ БОЛЬШЕ НЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ, А ЛИТЕРАТУРНЫЕ -
ПРОСТО ПЕРЕЧТИТЕ НЕСКОЛЬКО ЦИТАТ ИЗ ГОРЬКОВСКОЙ "МАТЕРИ", ОСОБЕННО ВОТ ЭТУ:
"Переменить бога надо, мать, очистить его! В ложь и в клевету одели его, исказили лицо ему, чтобы души нам убить!.."

И ВСПОМНИТЕ СКАЗАННОЕ НЕДАВНО О ГЛУБИННОЙ СУТИ РОМАНА ГОРЬКОГО "МАТЬ" (Лев Данилкин):

"..В «Матери» ведь главное — даже не типы революционные, а атмосфера.
Это модель мира первохристиан-мучеников, которые готовы идти на смерть, потому что чувствуют: возникла новая революционная религия, дающая возможность изменить этот ужасный мир, со спрутом-фабрикой, прямо сейчас.

Для них это даже не шанс — это неизбежность, они все верят, знают — там, в романе, — что так будет, что завтра будет не так, как сегодня, — и поэтому готовы идти на смерть.

«Мать» про то, каково это жить в эпоху Второго Пришествия.

Про то, что мы сами и есть избранные, коллективный мессия, мы появились на исторической сцене для того, чтобы мир был избавлен от несправедливости, чтобы бессмысленная история наконец закончилась и мир обрел смысл, чтобы время наконец надломилось — и превратилось в вечность."


Ирина Барышева 10.04.18 01:56
Я с уважением отношусь и к мнению Олькова, обусловленному его личным историческим опытом, и к мнению Смирнова, видимо, ученого-филолога, личный опыт которого не ограничивается личной принадлежностью к какой-то эпохе, и приобретен на книжных полках, где язычники Гесиод, а также Сократ в "Диалогах" Платона предстают родными душами Пушкина и Достоевского в своем образе и подобии Божьем.
Всё, что от чистого сердца, одинаково значимо, всё не лишено смысла.
А Марина Маслова, которую я успела за её публикации полюбить как родную душу, должна задуматься о том, как ей "прорубить окно" к читателям, для которых её духовная и, подеркиваю, русская среда обитания пока еще непривычна.
Значение автора не в том, что он сам уже понимает, а в том, может ли он своим "глаголом жечь сердца людей".
Доверяя вашему сердцу, дорогая Марина, я желаю вам успеха в ваших просветительских трудах.
Николай Ольков 10.04.18 01:19
И. Смирнову. Не думаю, что моя реплика позволяет вам столь вольно и оскорбительно оценивать мои способности и интеллектуальные границы. Этак вы отвадите всякого инакомыслящего от обсуждения и от сайта вообще.
Игорь Смирнов 9.04.18 21:00
Николай Ольков был бы прав, если б в рассказе речь шла не о том юном солдатике, который не согласился снять крест даже пред угрозой казни.
Ольков хочет сузить культурный контекст рассказа до понятных и доступных ему границ. Но русская культура шире и глубже, чем ему кажется. Прочтение смыслов рассказа Мариной Масловой - это еще и попытка вернуть современной русской литературе те духовные смыслы, которые подразумевались Гоголем, Лесковым и даже Чеховым (читайте рядом стоящую на сайте статью об этих наших классиках).
Сергей Константинов 9.04.18 16:36
Николай Ольков в чем то прав. Мы плрой ищем и привязываем к обыкновенным человеческим поступкам людей что-то сверхъестественное, тем невольно принижая земной подвиг. Хотя и такое видение интересно
Николай Ольков 9.04.18 14:04
Не могу сдержаться. Не затереть бы в иконостасный ряд образ юноши-воина, сына русской женщины, погибшего на до сих пор неосознанной, не узаконенной войне. Когда читал рассказ, видел наглость и безнаказанность, боль и мучения, а потом воспрянувший русский дух в сильной картине встречи Матери у Знамени. Не надо мистики, не надо надуманных параллелей, образ Воина и без всего этого вырастает до величественного символа.
Кнарик Хартавакян 8.04.18 20:00
Глубинные мысли ваши и сопоставления широкие, вами выявленные взаимосвязи, выводы исследовательские, основанные на знании как богословия, так и словесности древнерусской, - всё очень интересно и значимо, как и сама военная проза Н. Иванова, уважаемая Марина!

Спасибо за ценную исследовательскую статью, за эпигр. к ней и цитаты, за всё.

ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ!
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА