Страница: 1 2 3  Все

Екатерина Козырева 6.07.18 19:25
Дорогая Сэда Константиновна, очень рада, что в какой-то мере и я, грешная, причастна к вашей поэтической работе. А наш разговор о нрвых смыслах состоялся, благодаря вам.
Концовка получилась такая, какой вы её и задумали:

Я - никто.
Я - божий странник,
Сил небесных дар
И данник
Вечности слуга....

Поэт - и дар, и данник!
В этой строфе также много смысловэ

Сердечно, ваша ЕК.
Екатерина 6.07.18 19:14
Спасибо, Юрий, что откликнулись. Мне очень пришёлся по душе ваш комментарий - целая ода нашему великому гению! А главное, что вы заметили то, о чём еще никто не говорил:
"Пушкину был вменён дар -как испытание, а долг великий русский гений прозревал сам ( это была и часть испытания)"
Т.е. прозрение, пророчество поэта пушкинского дара, осознаётся как долг
Удивительная, новая мысль, м.б. и не бесспорна.

С уважением, ЕК.
Сэда Вермишева 2.07.18 19:18
Дорогая Екатерина Николаевна! Сразу же по прочтении Вашего эссе пришло на память собственное стихотворение, не имевшее окончания, а тут оно само возникло и я отослала его на Живое слово. Но прошла неделя, и осмысление разговора, состоявшегося на сайте, привело меня к новой концовке.
...

Я иду на задних лапах -
Обезьяна я.
Я -никто.
Я - без изъяна -
Мальчик для битья...

Подходи! -
Кому что нужно?
Шапка на бекрень...
Здесь прекрасно,
Ясно
, Вьюжно...

На горе - олень. -
Смотрит светлыми очами,
Храма темного свечами...
Бей!,
Кому не лень..
.
Исчезая, пропадая
За парадом звезд,
К счастью жизни льну по краю,
Пью корыта слез...
И не кончится тот праздник,
И поет пурга...

Я - никто.
Я - божий странник,
Сил небесныъ дар
И данник
Вечности слуга....

С. Вермишеа
Юрий Брыжашов 30.06.18 20:39
Дорогая Екатерина Николаевна, с большим опозданием и с большим интересом познакомился с вашей прекрасной публикацией.
Пушкину был вменён дар -как испытание, а долг великий русский гений прозревал сам ( это была и часть испытания). Он видел во вратах небес свет одухотворения, чувствовал и видел знаки небесной мудрости, интуитивно чувствовал обретение Божиих даров. Всё то, что позволяло увидеть расцветающую вселенную, уловить словесную музыку этого цветения и переложить её на образы восприятия. Золотые лучи его творчества были бы без этого бесцветны. Небеса словно бы неотступно, пристально и испытывающе смотрели в самую душу поэта. Взлёт творческого духа часто выявлял себя в моменты смирения, " утишения" души Пушкина, озаряясь такими удивительными стихами, что казалось - поэт говорит с ангелами на их языке. А долг, осознаваемый им , погружал его и в трагические бездны бытия человеческого. Дар и долг были равно осознаваемы нашим поэтическим гением. Порой кажется, что он вспомнил весь код и смысл священного русского языка как своё одухотворённое предначало. Его слово звучит так, словно было всегда. При этом Пушкин олицетворяет собой феномен русской отечественной культуры и духовности, которые НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНЫ со всей корневой системой более чем полуторатысячелетнего народного сознания, мироощущения и мирочувствования ( это ни в коем случае нельзя упускать из вида). Он воплотил в себе и в своём творчестве такой пласт и народной духовной культуры, что по полному праву стал лицом народа.
Вот некоторые мысли , которыми захотелось поделиться по прочтении вашей
публикации.
От души желаю Вам, дорогая Екатерина Николаевна, светлого и бесконечного вдохновения, неиссякаемых творческих сил, ярких творческих эмоций, новых замыслов, новых свершений!
Екатерина Козырева 22.06.18 13:28
Дорогая Оля, спасибо за прочтение. Я с тобой согласна целиком и полностью. Но Любовь поэта относилась как к поэзии, так и к семье. Защищая свою жену, детей, он защищал Россию от посягательств на ее традиции и устои.
Пушкин и сейчас бы вызвал на дуэль всю эту свору, стремящся разрушить нашу родину. Он современен как никогда.
Ты права, Оля, Любовь и Долг для поэта, да и для всего человечества, такая неоспоримая ценность, которая и должна составлять единое целое.

С уважением, ЕК
Ольга Шмакова 22.06.18 12:21
Бог - есть Любовь. Пушкин любил жизнь, и не мог не использовать свой Дар Божий, иначе, мне кажется, его душа бы сгорела. Дар поэта и Долг поэта в сердце Пушкина были единым целым, в нем эти два понятия неразделимы. Он любил Жизнь и жил Любовью. А разрушая его Любовь - убили его самого.
Сэда Вермишева 22.06.18 09:37
Дорогая Екатерина Николаевна! К сожалению, опыт 70-летнего выращивания "строителей коммунизма", на деле оказавшимися строителями современого неведомого доселя разбойничьего строя, , еще не осмыслен., выводы не
сделаны. Хотя в этом есть настоятельная потребность.

Всего Вам светлого и спасибо за состоявшийся серьезный и нужный разговор. РАда продолжить. Сэда Вермишева
Екатерина 22.06.18 01:44
Людмиле Комаровой

Дорогая Людмила! Неожиданная радость - увидеть ваш отзыв на мою публикацию. О самом главном - о любви и совести человеческой вы сказали - такое мировоззрение каждому бы человеку! Но это прививается с молоком матери. И само собой удерживается - самовоспитывается, не поддаваясь на различные попытки подменить истину фальшью.
Слава Богу, таких людей в России много!
Спасибо вам за радость!
С уважением, ЕК
Екатерина Козырева 22.06.18 01:22
Сэда Константиновна, согласна с вами в ваших справедливых и горьких суждениях.
Об этом и говорил, в приведенной мной цитате Протоиерей Владислав Свешников:"Устранение мнимостей, загораживающих дорогу" он называет одной из первостепенных задач современности.
Мнимости - это и есть подмены, многочисленные, беспардонные и наглые, на
вызываемые всему миру.
Устранить их способно будет только новое поколение, воспитаннее на идеалах
прошлого нашей Великой родины
Людмила Комарова 21.06.18 09:49
Екатерина Николаевна, любой труд мыслящего человека достоин поощрения!,
Мне трудно оценить философию в данном аспекте. Другое мировоззрение! Жить по чести, совести, любви и созидании не только дар, но и самовоспитание, одухотворяющее жизнь! Стремиться.к этому - достойная цель! Пушкин своим творчеством убедительно это доказал!
С уважением, Людмила
Сэда Вермишева 20.06.18 17:52
Екатерина Николаевна, Вы затронули важный вопрос идеологической борьбы - внедрение в ознание масс понятия толерантности в том числе в учебные программыЭтим вопрослм сейчас вплотную занимаются преподователи Московского Суворовского ущилища. Идеологические расхождения и противостояние в обществе подменены и переключны на выяснение межнационгальных и межконфесиональных противоречий. Классовый подход исключен из политического словаря и обихода. Разжигание русофобии ( а это видно невооруженным глазом) одна из форм этой подмены, в целях провокации ответной реакции . В итоге опасное расшатыванию Федеративного устройства Российского государства.
Политика нового руководства СПРоссии направлена на пресечени подобной практики, что должно не только приветствоваться , но и поддерживаться как на государственном, так и на индивидуальном уровне.

С уваженим, Сэда Вермишева ..
Екатерина 19.06.18 12:37
Уважаемый Виталий Алексеевич! Очень рада, что вы подключилось к разговору о Поэте-творце. Крупный наш поэт Ю. П. Кузнецов утверждал известную мысль, что первым Поэтом был сам Иисус Христос, который своим Святым Духом и создал нашу прекрасную Землю и жизнь на земле для создания Красоты. Я убеждена, что великий русский писатель Ф.М. Достоевский провозгласил свою знаменитую мысль "Красота спасет мир", имея в виду Красоту святости, о которой говорите вы.
Остается только молиться о заблудшем в грехах человечестве:
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас

С благодарностью, Екатерина Козырева
Екатерина 19.06.18 02:51
Сэда Константиновна, спасибо и вам, сказавшей так много, также как и Вячеславу Артемову, что поэту не дано объять все, но и в обыденную жизнь ему трудно вписаться.
Вы обозначили новые смыслы, возникшие из прочтения, о житейском и бытийном. Это очень широкий философский подход к жизни - житие и бытие.
Есть обыденная жизнь и жития святых, житейский быт и бытие библейское.
Но Русь- Россия и в том, и в другом стремилась к святости - отсюда и возникло понятие - Русь Святая!
Святая, а не "толерантная" в том значении, какое нам пытаются теперь навязать этим чуждым русскому языку и бытию словечком!

С уважением, Екатерина Козырева
Виталий Евграфов 18.06.18 09:36
Заглянуть в тайную судьбу Пушкина нужна решимость. Живя среди «однозвучного жизни шума», поэт смог слышать звуки вышние – звуки поэтического слова, потому-то его «ум сомненьем взволнован». Жизнь-дар была дана Пушкину во имя Красоты, что является синонимом Святого Духа. Иисус Христос – Бог-Слово и это Слово вело поэта к Себе. Из звуков строится и состоит весь мiр. Хорошо, Екатерина Николаевна, что вы подвигнули нас, читателей, ещё раз прикоснуться к Пушкину, размыслить о его влиянии на русскую культуру.
Сэда Вермишева 18.06.18 09:30
Дорогая Екатерина Николаевна! Спасибо за публикацию, она способствовала переключению внимания с вопросов житейских,на проблемы бытийные , осознанию предназначения поэта, и его роли и места в потоке жизни.
Екатерина 16.06.18 11:48
Нина, с огромным удовлетворением принимаю твое суждение о личности поэта вообще и гения Пушкина в частности.
Душа человеческая бессмертна. Жизнь ее продолжается в Вечности. Здесь это слово такой величины, что действительно, требует написания с заглавной буквы.
Оригинально выбран тобой и жанр произведени - "стихотворение в прозе".
Спасибо, дорогая, за такое внимательное и самобытное прочтение.
Екатерина Козырева
Екатерина 16.06.18 01:13
Владимиру Иксанову:
Дорогой Владимир, в этом комментарии вы расширили смыслы в отношении творчества Пушкина: "личность перед Богом, предвестник и перепутье - непосильная ноша поэта; и, наконец, должествование - и святость Пророка; и щедрость, и слава!"
Все обозначено и названо, услышано и увидено критическими вашим даром.
С уважением и благодарностью, Екатерина Козырева
Вячеслав 16.06.18 00:22
Не всё дано и гениям объять, не всем понятны их объятья, но интересно и об этом почитать, иначе и стоит за объятья браться.

Спасибо, Екатерина, за интересные суждения!

С самыми наилучшими, Вячеслав
Сэда Вермишева 15.06.18 12:49
...
Бремя жизни на хрупких плечах мне своих -
Не пронесть.
Аллилуями славить ее мне себя -
Не заставить.
Ведь поэт - только весть,
Только право и честь.-
Голос Бога он должен
На землю
Доставить -
Остальное - забыть.
Отстраниться.
Отставить...

Поэт, обременнный даром, не может вписаться в обыденную жизнь.

СэдаВермишева
Нина Корина 14.06.18 15:03
На мой взгляд, самое удивительное в том, что небольшое стихотворение, написанное 28 мая 1828 г., через столько лет оказалось актуальным, так всколыхнуло читателей и поклонников автора небольшого эссе, вызвало глубокие размышления. Это ли не лучшее подтверждение бессмертной славы А.С.Пушкина!
Долг и Дар... Они ведь зависят от масштаба личности. Есть определённого качества долг протеже от своего благодетеля; карманника, порой не без зависти, кто-то назовёт одарённым. Но при этом им и в голову не придёт всерьёз написать эти слова с большой буквы! Подкорка не позволит, да и грамматика. Ну, разве что из лести. Ворюги нынче грамотные...
Е.Н.Козырева уловила в стихотворении самое главное: Пушкин пишет о Вечном. Даже если слова эти у него не приподняты. Всё равно, такова их суть.
Так что само время ответило Александру Сергеевичу: "Жизнь, зачем ты мне дана?".
Катя, поздравляю с этим твоим "стихотворением в прозе"!
Сэда Вермишева 14.06.18 12:35
Дорогая Екатерина Николаевна! Вы замечателно определили: "Долг наш - поэтом быть и оставатьсч в нашем великом государстве _ России - во что бы то ни стало!" Россия - великое заповедное пространство духа, и потому против него сплотились и ведут войну не на жизнь, а на смерть материалистические силы Запада. ... И здесь велика Миссия поэта и литературы в целом.

Сил и успеховСэда Вермишева
! .
Владимир Иксанов 13.06.18 23:32
Эссе написано языком Священного Писания - нём конкретная личность перед Богом. Дар поэта подобен «вихревому столбу», как окаменевшая соляная Лота, в попытке узреть запретные тайны Божьего Суда. Ему свидетели не нужны. Он сам свидетельствует Бытие! Так было с начала и до конца, во времени и пространстве. Предвестник был «горний» - шестикрылый серафим. И перепутье – дольнее – непосильная ноша. Всё сочетается с авторской позицией: в конкретной формуле великого значения. Долженствование! Как будто из свитков монахов - отшельников рождено и глаголет истину. Свято слово Пророка, коим был и есть, раб Божий, Александр.
Эссе богато, граней в нём не счесть, молитвенное слово и присяга. Одно подмечено, и сказано случайно о великодушии гения. Сюжетами делился Александр Сергеевич щедро и во славу русской литературы. Когда бы родились и «Ревизор», и та поэма о похождениях героя, весьма странного по части предприятия.

Кнарик Хартавакян 13.06.18 18:59
Ещё ночью наметила найти и выставить стихи А.С. Пушкина, где сплетены многие темы, понятия, о которых говорилось в полемике. И вот выставляю...

Александр Пушкин
СТРАННИК

I

Однажды странствуя среди долины дикой,
Незапно был объят я скорбию великой
И тяжким бременем подавлен и согбен,
Как тот, кто на суде в убийстве уличен.
Потупя голову, в тоске ломая руки,
Я в воплях изливал души пронзенной муки
И горько повторял, метаясь как больной:
«Что делать буду я? Что станется со мной?»
II

И так я, сетуя, в свой дом пришел обратно.
Уныние мое всем было непонятно.
При детях и жене сначала я был тих
И мысли мрачные хотел таить от них;
Но скорбь час от часу меня стесняла боле;
И сердце наконец раскрыл я поневоле.
«О горе, горе нам! Вы, дети, ты, жена! —
Сказал я, — ведайте: моя душа полна
Тоской и ужасом, мучительное бремя
Тягчит меня. Идет! уж близко, близко время:
Наш город пламени и ветрам обречен;
Он в угли и золу вдруг будет обращен,
И мы погибнем все, коль не успеем вскоре
Обресть убежище; а где? о горе, горе!»
III

Мои домашние в смущение пришли
И здравый ум во мне расстроенным почли.
Но думали, что ночь и сна покой целебный
Охолодят во мне болезни жар враждебный.
Я лег, но во всю ночь все плакал и вздыхал
И ни на миг очей тяжелых не смыкал.
Поутру я один сидел, оставя ложе.
Они пришли ко мне; на их вопрос я то же,
Что прежде, говорил. Тут ближние мои,
Не доверяя мне, за должное почли
Прибегнуть к строгости. Они с ожесточеньем
Меня на правый путь и бранью и презреньем
Старались обратить. Но я, не внемля им,
Все плакал и вздыхал, унынием тесним.
И наконец они от крика утомились
И от меня, махнув рукою, отступились,
Как от безумного, чья речь и дикий плач
Докучны и кому суровый нужен врач.
IV

Пошел я вновь бродить, уныньем изнывая
И взоры вкруг себя со страхом обращая,
Как узник, из тюрьмы замысливший побег,
Иль путник, до дождя спешащий на ночлег.
Духовный труженик — влача свою веригу,
Я встретил юношу, читающего книгу.
Он тихо поднял взор — и вопросил меня,
О чем, бродя один, так горько плачу я?
И я в ответ ему: «Познай мой жребий злобный:
Я осужден на смерть и позван в суд загробный —
И вот о чем крушусь: к суду я не готов,
И смерть меня страшит».
«Коль жребий твой таков, —
Он возразил, — и ты так жалок в самом деле,
Чего ж ты ждешь? зачем не убежишь отселе?»
И я: «Куда ж бежать? какой мне выбрать путь?»
Тогда: «Не видишь ли, скажи, чего-нибудь», —
Сказал мне юноша, даль указуя перстом.
Я оком стал глядеть болезненно-отверстым,
Как от бельма врачом избавленный слепец.
«Я вижу некий свет», — сказал я наконец.
«Иди ж,— он продолжал, — держись сего ты света;
Пусть будет он тебе единственная мета,
Пока ты тесных врат спасенья не достиг,
Ступай!» — И я бежать пустился в тот же миг.
V

Побег мой произвел в семье моей тревогу,
И дети и жена кричали мне с порогу,
Чтоб воротился я скорее. Крики их
На площадь привлекли приятелей моих;
Один бранил меня, другой моей супруге
Советы подавал, иной жалел о друге,
Кто поносил меня, кто на смех подымал,
Кто силой воротить соседям предлагал;
Иные уж за мной гнались; но я тем боле
Спешил перебежать городовое поле,
Дабы скорей узреть — оставя те места,
Спасенья верный путь и тесные врата.
Екатерина 13.06.18 12:56
Кнарик Хартавакян:

Уважаемая Кнарик Саркисовна! Глубоко тронута вашими эмоциональными откликами на моё небольшое эссе. Вы находите смыслы и темы, о которых хоть снова пиши!
О поэте: ."...вменённую Творцом обязанность выполнить это предназначение и долг свой ПЕРЕДАТЧИКА СЛОВ, повелений, нравственных заповедей даже, спускаемых людям свыше!"

В стихотворении вашем поразительная строфа:

"Пусть молвят, начертают послесловие
Гром, снег, звезда ли с горней высоты! "

Такого послесловия достоин гений Пушкина.

А под строками, из стихотворения, посвящённого нашему любимому сайту:

И тружусь я душою, я счастлива:
Я под властью Слова Верховного!..

подписываюсь, искренне и сердечно,
Екатерина Козырева



Екатерина Козырева 13.06.18 12:29
Седе Вермишевой:

Уважаемая Седа Константиновна, все, о чём вы пишете принимаю всей душой, кстати, я думала о бремени творческого дара и долга.
Россия - это тоже бремя, порой непосильное, но она одарила нас своей мощью, простором, богатством природы и ресурсов и мы должны нести это бремя, как счастливый дар!
Пушкин писал о поэтах: "Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв".
Поэт и толпа. Поэт и власть. Поэт и государи. Моцарт и Сальери,...много смыслов в гении Поэта!
Не знаю, удалось ли мне сказать о смыслах хоть немного?

Но хочется верить одарённому критическим даром Владимиру Иксанову:
" В данном эссе она раскрылась в мастерстве и смысла, и слова, подняв великую тему для обсуждения. Читатель откликнулся, завёлся, зарядился тайной судьбой великого поэта."

И вы,Седа Константиновна, откликнулись изумительной строфой Вашей классической лиры:
« Ведь поэт- только весть,/Только право и честь,-/Голос Бога /Он должен на землю /Доставить….»
Долг наш - поэтами быть и оставаться в нашем великом Государстве - России, во что бы то ни стало!



Кнарик Хартавакян 13.06.18 01:38
Извините, вспомнилась, что эта тема подчиненности Высшей силе творческой, нахождения под её властью неотступной, всплывала и в сложившемся дольником стихотворении вечернем, тоже нежданном, но связанном с нашим сайтом любимым, духовно единящим нас...

ИЮНЬСКИЙ ЭКСПРОМТ
посвящаю сайту "Росписатель"
СП России http://www.rospisatel.ru/index.htm

Я "работаю" комментатором
"Рос-пи-са-те-ля" многогласого.
Уши ль, очи, душа - локатором,
Верю каждому автору нА слово.

И поэту каждому - нА тропы,*
Ритмов трепетных вариации...
Ах, какие в виршах метафоры,
Словотока чувства пульсации!

А какие на сайте прозаики
С неподкупными публицистами.
Не кукушки, лисы, не заиньки -
Правды слОвища - росами чистыми!

Я глотаю словА... Насыщаюсь ли
"Экочистою" пищей духовною?..
Сытно-постное в ней, не скоромное.
И тружусь я душою, я счастлива:
Я под властью Слова Верховного!..

12 июня 2018, после 19 часов В цикл "НЕЖДАННОЕ"
Кнарик Хартавакян 13.06.18 01:12
Емко и точно высказаться не позволили повышение давления и темп.в эти дни. Да и зачем повтор, перепев? Авторитеты отчеканили. ...
Добавлю свои вирши, осмелюсь, чтобы сказать и о подчиненности Высшей воле каждого поэта - во имя исполнения Долга, донесения Дара - через сеья, свои строчки и созвучия - от Бога к людям всем!

В цикл "Нежданное"
* * *
Свобода - это осознанная необходимость.*

Ты, подчинённость Высшей воле творческой,
О с о з н а н а, - с в о б о д о ю пребудь!..
Владычь во мне, реки, глаголь, пророчествуй!
Коль в немощи, - за лень не обессудь...

Не осуждай, прощай и за без-мол-ви-е,
Коль сомкнуты уста, болят перстЫ...**
Пусть молвят, начертают послесловие
Гром, снег, звезда ли с горней высоты!

Я верю в И е р а р х и и могущество,
Я в под-чи-не-ньи Высшему - творец!..
В том воля, власть моя и преимущество:
Зрю выси, корни, мощный древа кущи ствол,
Со-кро-вищ явных потайной ларец!..
Кнарик Хартавакян
22-23.12.17 В цикл "Нежданное"
и в цикл "Декабрьские экспромты"

888888888888888888888888888888888888888888888
Кнарик Хартавакян 13.06.18 00:55

Весьма и весьма интересное, важное обсуждение в эти июньские дни идёт по темам эссе Вашегол, дорогая Екатерина Николаевна!
Соглашусь и я со всеми авторитетными участниками этой дискуссии , поиска истины, сути "тайной судьбы" великого гения Пушкина и цели и смысла бытия и творчества и остальных поэтов. Согласна с почитаемыми С.К. Вермишевой, Е. Н. Козыревой, В. В. Иксановым, давшими весьма ёмкие и точные определения, высказавшими очень глубокие суждения, выявившими свои аналитические способности, всем нам известные, философичность ума и поэтическую чуткость.

Действительно, два сцепленных понятия "дар" и "долг", как же они взаимосвязаны, взаимоперетекаемы в судьбе писателя, послушника веления Божьего!.. И ещё понятие "предназначение" поэта! Поверив в свой дар, от Бога данный, поняв и приняв долг, долженствование своё как исполнителя, стихотворец осознаёт и своё предназначение, подчинённость Повелению свыше, прямую ему вменённую Творцом обязанность выполнить это предназначение и долг свой передатчика слов, повелений, нравственных заповедей даже, спускаемых людям свыше! И в эстетически влекущей форме, и всем доступной,звучной

И мысли эти, естественно, касаются не только великих, а всех поэтов
Сэда Вермишева 12.06.18 16:23
Уважаемая Екатерина Николаевна! В контексте Вашей статьи мне представляеися уместным вспомнить и такое понятие, как бремя. Дар - бремя. Болг - бремя. И сама жизнь - бремя. Если же рассматривать это в контексте современных культивируемых понятий и предпочтений - и понятие дар, и понятие долг, как непосредственно связанные с понятием " бремя", должгы быть максимально подвернуты атрофии ,как не отвечающие пониманию жизни, как наслаждениения. НЕчто подобное переживали и эллины, и Рим. Известно, чем это кончилось. НЕ стоит ли подумать и не наступать на грабли. на которые уже наступали римляне и эллины, зная, чем это кончилось. ?
Екатерина Козырева 11.06.18 18:17
Я соглашусь и с В. Иксановым, и С. Вермишевой в их суждениях о сути дара и долга. Действительно, "чем выше дар, тем выше долг, и тем драматичнее и даже трагичнее судьба поэта на пути к его исполнению"(С.В)
" Два понятия "дар" и "долг". Как объяснить , что истинно, что ложно? Дар принят по праву Божества и его непреодолимой силы" и " Долг - это труд и вечный поиск смысла и сочетание судьбы."(В.И.)
Но если дар от Бога, он не может быть ложным. А значит дар и долг поэта должны стать единым целым - это то, что поэт Виктор Лапшин и называет долженствованием
Но кроме творческого дара есть ещё и жизнь-дар. Всем известное высказывание:"Как живу - так и пишу".
Пушкин именно так и писал, как жил - честью, совестью и любовью пробуждал он чувства добрые в человеке.
Этим жили и будем живы!
Сэда Вермишевасв 11.06.18 16:25
Дополнение.

Активная деятельность, котоая в настоящее время развернута СП России, особенно в регионах, способствует движению общества к духовному возрождению.
Сэда Вермишева 11.06.18 16:17
Я получила письмо на свою эл. почту , в котором уважаемый автор поддержал мою мысль о роли общества в возможности реализации данного тебе свыше дара. Тогда добавлю, что современное " общество потребления" не только не способствует реализации дара, но и само его возникновение в таком обществе проблематично."Потребление" и "Созидание" - понятия взаимоисключающие.
Отсюда необходимость приложения усилий со стороны государства для преодоления сложившейся порочной тнеднции и выходана новые рубежи.
Владимир Иксанов 11.06.18 08:26
Философическая поэтика Екатерины Козыревой богаты образами... Это острова и обители спасения русского слова.Во всем она хранитель нашей замечательной культуры.Мы пишем об этом и восторгаемся её талантом. В данном эссе она раскрылась в мастерстве и смысла, и слова, подняв великую тему для обсуждения. Читатель откликнулся, завёлся, зарядился тайной судьбой великого поэта. Два понятия "дар" и "долг". Как объяснить , что истинно, что ложно? Дар принят по праву Божества и его непреодолимой силы. Он - первородный, он- талант, возникший по воле Всевышнего, светлое начало, и он независимый по сути существа . Так и не так... Что "дар" без трудотерапии? Игрушка, золотая клетка, неосуществлённая мечта? Долг - это труд и вечный поиск смысла и сочетание судьбы. Я вижу многие старания человека. Но гений необъясним и в этом его тайна навсегда!
Спасибо, Екатерина Николаевна, за праздник слова!
Сэда Вермишева 9.06.18 20:26
Уважаемая Екатерина Николаевна!» В Вашем эссе поднято столько фундаментальных вопросов, что только обозначение их заняло бы не одну страницу. И не знаешь, на каком из них остановиться. Представляется очень важным выделение Вами такого понятия, как «Дар». Поэт здесь выступает не только как счастливый обладатель полученного свыше дара. В его лице дар этот должен быть трансформирован в его творчестве и транслирован читателю. Отсюда преобразование понятия «дар» в понятие «долг», которому следует поэт. И чем выше дар, тем выше долг, и тем драматичнее и даже трагичнее судьба поэта на пути к его исполнению. Иллюстрацией к сказанному - судьба великих русских поэтов. Перечисления излишни. Добавлю только, что в возможности исполнения поэтом его долга немалая роль принадлежит и обществу, среде, которая может оказаться в той или иной мере готовой, или нет, к восприятию поэта, транслятора высоких истин, переданных его попечению свыше: … « Ведь поэт- только весть,/Только право и честь,-/Голос Бога /Он должен на землю /Доставить….»

С глубоким уважением и благодарностью Сэда Вермишева
Елена Воронова 9.06.18 10:13
Удивительно, как много сказано в одном маленьком стихотворении гения. И не удивительно, потому что - гений. И мы крутимся порою вокруг одной строфы, пытаясь понять смысл, нет, не смысл - тайну поэтического вдоха, пытаясь хотя бы приоткрыть завесу... Екатерина Козырева - приоткрывательница Завес, она умеет осуществлять это естественно и зримо. И мы устремляемся заглянуть вместе с ней - в новые смыслы и звучания, радуясь полноте и глубине и своих собственных чувств, и - прозорливости и постоянной творческой доброй напряжённости Автора.
Спасибо Екатерине - Большому Поэту и Серьёзному Филологу - за новый клик души, за то, что взбудоражила наши умы и сердца этими важными,чудесными размышлениями о Пушкине, его Даре, его Бессмертии.
Кнарик Хартавакян 8.06.18 22:55

ДЛЯ Е.Н. КОЗЫРЕВОЙ

Дорогая ЕКАТЕРИНА Николаевна! Желаю Вам, найдя помощников, переиздать в 2019 юбилейном г. свои восполненные эссе о Пушкине с дополнениями в нашем издательском доме "Российский писатель"!..

Есть наверняка госпрограмма юбилейных изданий и т.д. - к ней бы и подключиться через Секретариат СП России, Минкульт, Книжный Союз!
с теплом душевным, извинениями, самыми светлыми пожеланиями
Екатерина 8.06.18 20:30
Да, да, Кнарик Саркисовна, я прошу прощения за неточность, тоже в основном, ночные бдения или ранние утренние порождают такие ошибки.
Но я и сама называю эту книжечку книгой, т. к. она содержит восемь эссе о Пушкине.
Эх, переиздать бы! А у меня есть чего добавить.

С уважением и благодарностью, Екатерина Козырева
Кнарик Хартавакян 8.06.18 18:38

ДЛЯ Е.Н. КОЗЫРЕВОЙ И ОСТАЛЬНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ

ДОРОГАЯ ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА!

Благодаря Вас вновь за интересное эссе и ответы на свежие отклики, осмелюсь уточнить ДЛЯ ВСЕХ, что в моём комментарии 6.06.18 22:23 вовсе не использованы слова "издана целая книга эссе о Пушкине". Есть слово однокорневое - "КНИЖЕЧКА"!
Вот часть моего ночного отклика:

"Еще 5 июня послала Вам отклики к стихам на портале современной поэзии и продолжала думать о Вас именно в связи с А.С.Пушкиным , всеми Вашими стихами и эссе, ему посвящёнными, изданными в МаГУ отдельной книжечкой."

В ночь с 5 на 6 июня я пересматривала эти Ваши эссе и ответы Ваши на рецки стихирян.. http://www.stihi.ru/avtor/kozyr&book=15#15
http://www.stihi.ru/2011/11/01/6788 - здесь Ваше слово "книжечка": "У меня издана брошюркой тоненькая книжечка моих эссе о Пушкине...

с почтением, извинениями, теплом признательности
Екатерина Козырева 8.06.18 16:31
Николаю Коновскому:

Коля! Спасибо тебе за такой подробный экскурс, но у меня в этом первом эссе была другая задача. Кнарик Хартавакян написала, что у меня издана целая книга эссе о Пушкине (громко сказано - брошюра! но и на том спасибо родному Магнитогорскому Государственному Университету, который теперь, увы, объединён с ГОРНЫМ УНИВЕРСИТЕТОМ)
Я сознательно не стала упоминать о поэтическом разговоре Пушкина и Филарета. Эта тема раскрыта давно. Меня интересовало здесь другое - соотношение дара и таланта, дара и долга. Но в коротких рецензиях полного ответа не получится. Да и сидеть долго за компьютером не могу.
Поговорим на наших Царицинских встречах, тем более, что грядет год памяти Пушкина - 2019!
Малькова 8.06.18 15:04
"И горний ангел прилетел за ним,... "

Спасибо Вам от всего сердца !
Оля.
Николай Коновской 8.06.18 13:27
Дорогая Катя, с большим интересом прочёл твоё эссе о некоторых узловых, может, решающих моментах в жизни и судьбе нашего гениального поэта. Говоря о "даре напрасном", думаю,что невозможно избежать упоминания о стихотворном диалоге Пушкина и митрополита Филарета; для полноты картины, с твоего позволения, я этот диалог представлю, тем более что от повторного прочтения блестящей поэзии никому никакого вреда не будет.

Пушкин:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

митр. Филарет:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум —
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!

Пушкин:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.

Первоначальный текст последней строфы, измененный по требованию цензора, был таков:

Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

Пример и образец христианского смирения: таков он наш лучший поэт!
По свидетельству современников, митрополит Филарет любил арфу и хорошо сам играл на ней.
Вспоминается довольно давнее: наш литинститутский преподаватель Евгений Лебедев, цитируя две первые строфы стихотворения "Дар напрасный...", сказал затем, может, несколько грубовато, что в этих строчках весь Тютчев, со всеми его потрохами.
Пожалуй, во многом он был прав.
А тебе, Катя, спасибо за умную въедливую работу над текстом; впрочем, иной у способной ученицы Вадима Кожинова она и быть не могла.
Удачи тебе, не болей!
НАТАЛЬЯ Добровольская 7.06.18 17:32
Уважаемая ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА! Ваша статья "Тайная судьба ПУШКИНА" появилась в то время, когда мы отмечаем дату рождения нашего великого российского гражданина - поэта А.С. Пушкина. "Дар напрасный, дар случайный, жизнь зачем ты мне дана?" и "Цели нет передо мною: сердце пусто, празден ум" - мне кажется эти строки поэта написаны им не в самое лучшее время его жизни, а когда он начал задумываться о том - не напрасен ли его труд на ниве творчества. А ведь поэтический дар, как и любой другой талант, Богом дается человеку не просто так - это настоящее испытание в жизни человека, его души и силы духа. Пушкин всем своим творчеством показал, что он с честью справился с этим грузом ответственности перед Богом и своим народом, оставив огромное литературное наследство для нас, своих благодарных потомков. И пусть его жизнь по нынешним меркам была очень коротка, но он и его творчество будут всегда яркой звездой на литературном небосводе. Спасибо огромное, Екатерина Николаевна, за Ваше эссе, которое еще раз напомнило нам о нашем великом потомке!
Владимир Корнилов 7.06.18 09:32
Уважаемая Екатерина Николаевна, с неослабевающим интересом прочитал дважды Вашу глубокую по философской мысли статью-рецензию "ТАЙНАЯ СУДЬБА ПУШКИНА" об уникальности творческого гения Поэта, до конца еще не исследованного литературоведами. Очень интересным и созвучным Вашей статье показался мне и отзыв на неё Кнарик Саркисовны Хартавакян.
В своей статье Вы открыли нам еще одну заповедную страницу из жизни и творчества Великого Русского Поэта, его "Тайную судьбу". Спасибо Вам за этот подвижнический труд во благо нашей Русской поэзии.
С уважением, Владимир Корнилов
Кнарик Хартавакян 6.06.18 22:23
ДОРОГАЯ ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА! С двойной "светозвучной" датой знаменательной Вас! И с ПУШКИНСКИМ ДНЁМ РОССИИ, и с ДНЁМ РУССКОГО ЯЗЫКА!.. Вас и создателей-подвижников и всех читателей сайта нашего поздравляю с пожеланиями солнечными!

Еще 5 июня послала Вам отклики к стихам на портале современной поэзии и продолжала думать о Вас именно в связи с А.С.Пушкиным , всеми Вашими стихами и эссе, ему посвящёнными, изданными в МаГУ отдельной книжечкой. Жаждала их видеть и на «Росписателе» ... И вот одно из них предстало взору читателей, побуждая всех нас возблагодарить сердце ваше, горяЩее любовью к Слову Поэта, его Светом озаряемое и само творящее в ответ - уже для нас, читателей

Да какое ёмкое, мудрое, яркое эссе! Кажется, спрессованные в нём мысли и чувства авторские, горячей любовью к поэту пронзённые, накалены до предела, искрят и сверкают и звенят… Как верно Вы сказали, Екатерина Николаевна: "Гений вырастает из самого себя, впитывая и всю предыдущую культуру, отзываясь на неё по-своему. Талант обращает всю силу как бы вокруг, это труженик, который чаще всего приходит к мастерству, но не к совершенству. Дар - высшее из всех этих званий, он воплощается вихревым столпом..."

И ещё Вами точно тут отмечено : "Поэт не избранник Божий, он должник. Бог возложил свой дар на Поэта как испытание, как епитимию. И как же гению не задуматься над этим? За что же его тут судить, считая, что «не на путях православия пролегла судьба его»?»
«Его «тайная судьба» начала осуществляться. Всю страсть души, и волнение ума вложил он в своё творчество болдинской осени 1830 года, всю свою жизнь-дар отдал.»

Да, отдал... С грустью перечитываю плотные, веские строки Вашего эссе, посвящённого классику, – и погружаюсь в чарующий мир-свет Пушкина. И так и следует. Его же День сего числа, день появления на свет, начала восхода «солнца русской поэзии! Прильнём же к его лучам снова, овиваясь "лелеющей душу гуманностью" поэта…

с почтением и признательностью и теплом ваша К. Хартавакян
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА