Страница: 1 2 3  Все

Сэда Вермишева 14.06.18 12:35
Дорогая Екатерина Николаевна! Вы замечателно определили: "Долг наш - поэтом быть и оставатьсч в нашем великом государстве _ России - во что бы то ни стало!" Россия - великое заповедное пространство духа, и потому против него сплотились и ведут войну не на жизнь, а на смерть материалистические силы Запада. ... И здесь велика Миссия поэта и литературы в целом.

Сил и успеховСэда Вермишева
! .
Владимир Иксанов 13.06.18 23:32
Эссе написано языком Священного Писания - нём конкретная личность перед Богом. Дар поэта подобен «вихревому столбу», как окаменевшая соляная Лота, в попытке узреть запретные тайны Божьего Суда. Ему свидетели не нужны. Он сам свидетельствует Бытие! Так было с начала и до конца, во времени и пространстве. Предвестник был «горний» - шестикрылый серафим. И перепутье – дольнее – непосильная ноша. Всё сочетается с авторской позицией: в конкретной формуле великого значения. Долженствование! Как будто из свитков монахов - отшельников рождено и глаголет истину. Свято слово Пророка, коим был и есть, раб Божий, Александр.
Эссе богато, граней в нём не счесть, молитвенное слово и присяга. Одно подмечено, и сказано случайно о великодушии гения. Сюжетами делился Александр Сергеевич щедро и во славу русской литературы. Когда бы родились и «Ревизор», и та поэма о похождениях героя, весьма странного по части предприятия.

Кнарик Хартавакян 13.06.18 18:59
Ещё ночью наметила найти и выставить стихи А.С. Пушкина, где сплетены многие темы, понятия, о которых говорилось в полемике. И вот выставляю...

Александр Пушкин
СТРАННИК

I

Однажды странствуя среди долины дикой,
Незапно был объят я скорбию великой
И тяжким бременем подавлен и согбен,
Как тот, кто на суде в убийстве уличен.
Потупя голову, в тоске ломая руки,
Я в воплях изливал души пронзенной муки
И горько повторял, метаясь как больной:
«Что делать буду я? Что станется со мной?»
II

И так я, сетуя, в свой дом пришел обратно.
Уныние мое всем было непонятно.
При детях и жене сначала я был тих
И мысли мрачные хотел таить от них;
Но скорбь час от часу меня стесняла боле;
И сердце наконец раскрыл я поневоле.
«О горе, горе нам! Вы, дети, ты, жена! —
Сказал я, — ведайте: моя душа полна
Тоской и ужасом, мучительное бремя
Тягчит меня. Идет! уж близко, близко время:
Наш город пламени и ветрам обречен;
Он в угли и золу вдруг будет обращен,
И мы погибнем все, коль не успеем вскоре
Обресть убежище; а где? о горе, горе!»
III

Мои домашние в смущение пришли
И здравый ум во мне расстроенным почли.
Но думали, что ночь и сна покой целебный
Охолодят во мне болезни жар враждебный.
Я лег, но во всю ночь все плакал и вздыхал
И ни на миг очей тяжелых не смыкал.
Поутру я один сидел, оставя ложе.
Они пришли ко мне; на их вопрос я то же,
Что прежде, говорил. Тут ближние мои,
Не доверяя мне, за должное почли
Прибегнуть к строгости. Они с ожесточеньем
Меня на правый путь и бранью и презреньем
Старались обратить. Но я, не внемля им,
Все плакал и вздыхал, унынием тесним.
И наконец они от крика утомились
И от меня, махнув рукою, отступились,
Как от безумного, чья речь и дикий плач
Докучны и кому суровый нужен врач.
IV

Пошел я вновь бродить, уныньем изнывая
И взоры вкруг себя со страхом обращая,
Как узник, из тюрьмы замысливший побег,
Иль путник, до дождя спешащий на ночлег.
Духовный труженик — влача свою веригу,
Я встретил юношу, читающего книгу.
Он тихо поднял взор — и вопросил меня,
О чем, бродя один, так горько плачу я?
И я в ответ ему: «Познай мой жребий злобный:
Я осужден на смерть и позван в суд загробный —
И вот о чем крушусь: к суду я не готов,
И смерть меня страшит».
«Коль жребий твой таков, —
Он возразил, — и ты так жалок в самом деле,
Чего ж ты ждешь? зачем не убежишь отселе?»
И я: «Куда ж бежать? какой мне выбрать путь?»
Тогда: «Не видишь ли, скажи, чего-нибудь», —
Сказал мне юноша, даль указуя перстом.
Я оком стал глядеть болезненно-отверстым,
Как от бельма врачом избавленный слепец.
«Я вижу некий свет», — сказал я наконец.
«Иди ж,— он продолжал, — держись сего ты света;
Пусть будет он тебе единственная мета,
Пока ты тесных врат спасенья не достиг,
Ступай!» — И я бежать пустился в тот же миг.
V

Побег мой произвел в семье моей тревогу,
И дети и жена кричали мне с порогу,
Чтоб воротился я скорее. Крики их
На площадь привлекли приятелей моих;
Один бранил меня, другой моей супруге
Советы подавал, иной жалел о друге,
Кто поносил меня, кто на смех подымал,
Кто силой воротить соседям предлагал;
Иные уж за мной гнались; но я тем боле
Спешил перебежать городовое поле,
Дабы скорей узреть — оставя те места,
Спасенья верный путь и тесные врата.
Екатерина 13.06.18 12:56
Кнарик Хартавакян:

Уважаемая Кнарик Саркисовна! Глубоко тронута вашими эмоциональными откликами на моё небольшое эссе. Вы находите смыслы и темы, о которых хоть снова пиши!
О поэте: ."...вменённую Творцом обязанность выполнить это предназначение и долг свой ПЕРЕДАТЧИКА СЛОВ, повелений, нравственных заповедей даже, спускаемых людям свыше!"

В стихотворении вашем поразительная строфа:

"Пусть молвят, начертают послесловие
Гром, снег, звезда ли с горней высоты! "

Такого послесловия достоин гений Пушкина.

А под строками, из стихотворения, посвящённого нашему любимому сайту:

И тружусь я душою, я счастлива:
Я под властью Слова Верховного!..

подписываюсь, искренне и сердечно,
Екатерина Козырева



Екатерина Козырева 13.06.18 12:29
Седе Вермишевой:

Уважаемая Седа Константиновна, все, о чём вы пишете принимаю всей душой, кстати, я думала о бремени творческого дара и долга.
Россия - это тоже бремя, порой непосильное, но она одарила нас своей мощью, простором, богатством природы и ресурсов и мы должны нести это бремя, как счастливый дар!
Пушкин писал о поэтах: "Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв".
Поэт и толпа. Поэт и власть. Поэт и государи. Моцарт и Сальери,...много смыслов в гении Поэта!
Не знаю, удалось ли мне сказать о смыслах хоть немного?

Но хочется верить одарённому критическим даром Владимиру Иксанову:
" В данном эссе она раскрылась в мастерстве и смысла, и слова, подняв великую тему для обсуждения. Читатель откликнулся, завёлся, зарядился тайной судьбой великого поэта."

И вы,Седа Константиновна, откликнулись изумительной строфой Вашей классической лиры:
« Ведь поэт- только весть,/Только право и честь,-/Голос Бога /Он должен на землю /Доставить….»
Долг наш - поэтами быть и оставаться в нашем великом Государстве - России, во что бы то ни стало!



Кнарик Хартавакян 13.06.18 01:38
Извините, вспомнилась, что эта тема подчиненности Высшей силе творческой, нахождения под её властью неотступной, всплывала и в сложившемся дольником стихотворении вечернем, тоже нежданном, но связанном с нашим сайтом любимым, духовно единящим нас...

ИЮНЬСКИЙ ЭКСПРОМТ
посвящаю сайту "Росписатель"
СП России http://www.rospisatel.ru/index.htm

Я "работаю" комментатором
"Рос-пи-са-те-ля" многогласого.
Уши ль, очи, душа - локатором,
Верю каждому автору нА слово.

И поэту каждому - нА тропы,*
Ритмов трепетных вариации...
Ах, какие в виршах метафоры,
Словотока чувства пульсации!

А какие на сайте прозаики
С неподкупными публицистами.
Не кукушки, лисы, не заиньки -
Правды слОвища - росами чистыми!

Я глотаю словА... Насыщаюсь ли
"Экочистою" пищей духовною?..
Сытно-постное в ней, не скоромное.
И тружусь я душою, я счастлива:
Я под властью Слова Верховного!..

12 июня 2018, после 19 часов В цикл "НЕЖДАННОЕ"
Кнарик Хартавакян 13.06.18 01:12
Емко и точно высказаться не позволили повышение давления и темп.в эти дни. Да и зачем повтор, перепев? Авторитеты отчеканили. ...
Добавлю свои вирши, осмелюсь, чтобы сказать и о подчиненности Высшей воле каждого поэта - во имя исполнения Долга, донесения Дара - через сеья, свои строчки и созвучия - от Бога к людям всем!

В цикл "Нежданное"
* * *
Свобода - это осознанная необходимость.*

Ты, подчинённость Высшей воле творческой,
О с о з н а н а, - с в о б о д о ю пребудь!..
Владычь во мне, реки, глаголь, пророчествуй!
Коль в немощи, - за лень не обессудь...

Не осуждай, прощай и за без-мол-ви-е,
Коль сомкнуты уста, болят перстЫ...**
Пусть молвят, начертают послесловие
Гром, снег, звезда ли с горней высоты!

Я верю в И е р а р х и и могущество,
Я в под-чи-не-ньи Высшему - творец!..
В том воля, власть моя и преимущество:
Зрю выси, корни, мощный древа кущи ствол,
Со-кро-вищ явных потайной ларец!..
Кнарик Хартавакян
22-23.12.17 В цикл "Нежданное"
и в цикл "Декабрьские экспромты"

888888888888888888888888888888888888888888888
Кнарик Хартавакян 13.06.18 00:55

Весьма и весьма интересное, важное обсуждение в эти июньские дни идёт по темам эссе Вашегол, дорогая Екатерина Николаевна!
Соглашусь и я со всеми авторитетными участниками этой дискуссии , поиска истины, сути "тайной судьбы" великого гения Пушкина и цели и смысла бытия и творчества и остальных поэтов. Согласна с почитаемыми С.К. Вермишевой, Е. Н. Козыревой, В. В. Иксановым, давшими весьма ёмкие и точные определения, высказавшими очень глубокие суждения, выявившими свои аналитические способности, всем нам известные, философичность ума и поэтическую чуткость.

Действительно, два сцепленных понятия "дар" и "долг", как же они взаимосвязаны, взаимоперетекаемы в судьбе писателя, послушника веления Божьего!.. И ещё понятие "предназначение" поэта! Поверив в свой дар, от Бога данный, поняв и приняв долг, долженствование своё как исполнителя, стихотворец осознаёт и своё предназначение, подчинённость Повелению свыше, прямую ему вменённую Творцом обязанность выполнить это предназначение и долг свой передатчика слов, повелений, нравственных заповедей даже, спускаемых людям свыше! И в эстетически влекущей форме, и всем доступной,звучной

И мысли эти, естественно, касаются не только великих, а всех поэтов
Сэда Вермишева 12.06.18 16:23
Уважаемая Екатерина Николаевна! В контексте Вашей статьи мне представляеися уместным вспомнить и такое понятие, как бремя. Дар - бремя. Болг - бремя. И сама жизнь - бремя. Если же рассматривать это в контексте современных культивируемых понятий и предпочтений - и понятие дар, и понятие долг, как непосредственно связанные с понятием " бремя", должгы быть максимально подвернуты атрофии ,как не отвечающие пониманию жизни, как наслаждениения. НЕчто подобное переживали и эллины, и Рим. Известно, чем это кончилось. НЕ стоит ли подумать и не наступать на грабли. на которые уже наступали римляне и эллины, зная, чем это кончилось. ?
Екатерина Козырева 11.06.18 18:17
Я соглашусь и с В. Иксановым, и С. Вермишевой в их суждениях о сути дара и долга. Действительно, "чем выше дар, тем выше долг, и тем драматичнее и даже трагичнее судьба поэта на пути к его исполнению"(С.В)
" Два понятия "дар" и "долг". Как объяснить , что истинно, что ложно? Дар принят по праву Божества и его непреодолимой силы" и " Долг - это труд и вечный поиск смысла и сочетание судьбы."(В.И.)
Но если дар от Бога, он не может быть ложным. А значит дар и долг поэта должны стать единым целым - это то, что поэт Виктор Лапшин и называет долженствованием
Но кроме творческого дара есть ещё и жизнь-дар. Всем известное высказывание:"Как живу - так и пишу".
Пушкин именно так и писал, как жил - честью, совестью и любовью пробуждал он чувства добрые в человеке.
Этим жили и будем живы!
Сэда Вермишевасв 11.06.18 16:25
Дополнение.

Активная деятельность, котоая в настоящее время развернута СП России, особенно в регионах, способствует движению общества к духовному возрождению.
Сэда Вермишева 11.06.18 16:17
Я получила письмо на свою эл. почту , в котором уважаемый автор поддержал мою мысль о роли общества в возможности реализации данного тебе свыше дара. Тогда добавлю, что современное " общество потребления" не только не способствует реализации дара, но и само его возникновение в таком обществе проблематично."Потребление" и "Созидание" - понятия взаимоисключающие.
Отсюда необходимость приложения усилий со стороны государства для преодоления сложившейся порочной тнеднции и выходана новые рубежи.
Владимир Иксанов 11.06.18 08:26
Философическая поэтика Екатерины Козыревой богаты образами... Это острова и обители спасения русского слова.Во всем она хранитель нашей замечательной культуры.Мы пишем об этом и восторгаемся её талантом. В данном эссе она раскрылась в мастерстве и смысла, и слова, подняв великую тему для обсуждения. Читатель откликнулся, завёлся, зарядился тайной судьбой великого поэта. Два понятия "дар" и "долг". Как объяснить , что истинно, что ложно? Дар принят по праву Божества и его непреодолимой силы. Он - первородный, он- талант, возникший по воле Всевышнего, светлое начало, и он независимый по сути существа . Так и не так... Что "дар" без трудотерапии? Игрушка, золотая клетка, неосуществлённая мечта? Долг - это труд и вечный поиск смысла и сочетание судьбы. Я вижу многие старания человека. Но гений необъясним и в этом его тайна навсегда!
Спасибо, Екатерина Николаевна, за праздник слова!
Сэда Вермишева 9.06.18 20:26
Уважаемая Екатерина Николаевна!» В Вашем эссе поднято столько фундаментальных вопросов, что только обозначение их заняло бы не одну страницу. И не знаешь, на каком из них остановиться. Представляется очень важным выделение Вами такого понятия, как «Дар». Поэт здесь выступает не только как счастливый обладатель полученного свыше дара. В его лице дар этот должен быть трансформирован в его творчестве и транслирован читателю. Отсюда преобразование понятия «дар» в понятие «долг», которому следует поэт. И чем выше дар, тем выше долг, и тем драматичнее и даже трагичнее судьба поэта на пути к его исполнению. Иллюстрацией к сказанному - судьба великих русских поэтов. Перечисления излишни. Добавлю только, что в возможности исполнения поэтом его долга немалая роль принадлежит и обществу, среде, которая может оказаться в той или иной мере готовой, или нет, к восприятию поэта, транслятора высоких истин, переданных его попечению свыше: … « Ведь поэт- только весть,/Только право и честь,-/Голос Бога /Он должен на землю /Доставить….»

С глубоким уважением и благодарностью Сэда Вермишева
Елена Воронова 9.06.18 10:13
Удивительно, как много сказано в одном маленьком стихотворении гения. И не удивительно, потому что - гений. И мы крутимся порою вокруг одной строфы, пытаясь понять смысл, нет, не смысл - тайну поэтического вдоха, пытаясь хотя бы приоткрыть завесу... Екатерина Козырева - приоткрывательница Завес, она умеет осуществлять это естественно и зримо. И мы устремляемся заглянуть вместе с ней - в новые смыслы и звучания, радуясь полноте и глубине и своих собственных чувств, и - прозорливости и постоянной творческой доброй напряжённости Автора.
Спасибо Екатерине - Большому Поэту и Серьёзному Филологу - за новый клик души, за то, что взбудоражила наши умы и сердца этими важными,чудесными размышлениями о Пушкине, его Даре, его Бессмертии.
Кнарик Хартавакян 8.06.18 22:55

ДЛЯ Е.Н. КОЗЫРЕВОЙ

Дорогая ЕКАТЕРИНА Николаевна! Желаю Вам, найдя помощников, переиздать в 2019 юбилейном г. свои восполненные эссе о Пушкине с дополнениями в нашем издательском доме "Российский писатель"!..

Есть наверняка госпрограмма юбилейных изданий и т.д. - к ней бы и подключиться через Секретариат СП России, Минкульт, Книжный Союз!
с теплом душевным, извинениями, самыми светлыми пожеланиями
Екатерина 8.06.18 20:30
Да, да, Кнарик Саркисовна, я прошу прощения за неточность, тоже в основном, ночные бдения или ранние утренние порождают такие ошибки.
Но я и сама называю эту книжечку книгой, т. к. она содержит восемь эссе о Пушкине.
Эх, переиздать бы! А у меня есть чего добавить.

С уважением и благодарностью, Екатерина Козырева
Кнарик Хартавакян 8.06.18 18:38

ДЛЯ Е.Н. КОЗЫРЕВОЙ И ОСТАЛЬНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ

ДОРОГАЯ ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА!

Благодаря Вас вновь за интересное эссе и ответы на свежие отклики, осмелюсь уточнить ДЛЯ ВСЕХ, что в моём комментарии 6.06.18 22:23 вовсе не использованы слова "издана целая книга эссе о Пушкине". Есть слово однокорневое - "КНИЖЕЧКА"!
Вот часть моего ночного отклика:

"Еще 5 июня послала Вам отклики к стихам на портале современной поэзии и продолжала думать о Вас именно в связи с А.С.Пушкиным , всеми Вашими стихами и эссе, ему посвящёнными, изданными в МаГУ отдельной книжечкой."

В ночь с 5 на 6 июня я пересматривала эти Ваши эссе и ответы Ваши на рецки стихирян.. http://www.stihi.ru/avtor/kozyr&book=15#15
http://www.stihi.ru/2011/11/01/6788 - здесь Ваше слово "книжечка": "У меня издана брошюркой тоненькая книжечка моих эссе о Пушкине...

с почтением, извинениями, теплом признательности
Екатерина Козырева 8.06.18 16:31
Николаю Коновскому:

Коля! Спасибо тебе за такой подробный экскурс, но у меня в этом первом эссе была другая задача. Кнарик Хартавакян написала, что у меня издана целая книга эссе о Пушкине (громко сказано - брошюра! но и на том спасибо родному Магнитогорскому Государственному Университету, который теперь, увы, объединён с ГОРНЫМ УНИВЕРСИТЕТОМ)
Я сознательно не стала упоминать о поэтическом разговоре Пушкина и Филарета. Эта тема раскрыта давно. Меня интересовало здесь другое - соотношение дара и таланта, дара и долга. Но в коротких рецензиях полного ответа не получится. Да и сидеть долго за компьютером не могу.
Поговорим на наших Царицинских встречах, тем более, что грядет год памяти Пушкина - 2019!
Малькова 8.06.18 15:04
"И горний ангел прилетел за ним,... "

Спасибо Вам от всего сердца !
Оля.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА