Марина Маслова 20.08.18 01:06
"Конечно, поэту было известно, что по евангельским и библейским притчам, по христианским канонам свет это одежды, в которые облекается Бог. Что Иисус при своём преображении превратился собственно – в чистый сияющий свет. Можно, конечно, просьбу к ангелу и так понять. Как просьбу опереться о Бога… Как о чистый свет…"
Всё здесь замечательно, но только с точки зрения лирической. Для христианина такое рассуждение неудовлетворительно. "Можно, конечно..." Нет, именно нужно! И только так нужно это понимать. Иначе все рассуждения уходят, как вода в песок, мимо той реальности, к которой автор предисловия к стихотворениям Виктора Дронникова - потрясающим стихотворениям! - такими околицами долго ведёт читателя. Духовное зрение тысячекратно мощнее научного. Оно всеобъемлюще. Тогда зачем поэту низшая ступень, если он уже стоит на высшей?
Господь не "превращается" (это слово по отношению к Богу вообще категорически неприложимо) в свет, а являет ученикам истинную славу Свою, насколько они могут вместить. То есть Он открывается им как истинный Свет. Собственно, это и составляет догматическое содержание тропаря Преображения. И в акафисте тому же событию – о том же: «Христе, Свете истинный, Сыне Отца светов возлюбленный, сыны света покажи и нас в Тебе преображением». Поэт, ничем не повергая нас в «шок», просто говорит о том, к чему призван каждый христианин. При чём здесь «масса» и «сопротивление», если речь о духовном мире? Разве душа, отделенная от тела, подчиняется законам физики? Да она даже и в теле этим законам неподвластна! Так зачем же так старательно втискивать её в эти законы? О том, что она, эта душа человеческая, имеет физический вес примерно два-три грамма, мы уже давно читали отчёты настырных исследователей. Но разве это имеет какое-то отношение к её светоносности? к её способности «опереться» на Бога?
По сути, всё волнение автора здесь только от одного слова – «опереться». И оно же уводит его куда-то в сторону от самого важного поэтического откровения: Помоги ей на свет опереться / перед тем, как покинет меня.
Ведь здесь самое важное: «перед тем»! А «опереться» должна каждая душа, иначе что же ждёт её? Разве возможно душе как-то иначе? Ведь иначе – куда? Если не свет, то – что?
Так что поэт здесь остаётся поэтом как раз потому, что он традиционную молитву «Господи, даждь ми покаяние хотя бы в час смертный» услышал по-своему, и ангела попросил о той же молитве за свою готовящуюся к отходу душу.
Если взаимоотношения человека с духовным миром вызывают у автора предисловия пока ещё «шок», то это, кажется, свидетельство того, что он пока ещё у порога воцерковления. Иначе подобные интонации чем объяснить? Христиане давно и спокойно читают книги с названиями «Жизнь после смерти», «Душа после смерти» (или мытарства; например блаженной Феодоры), и никакого «шока» от этих откровений у них нет. Разве что ужас, что собственная душа по нерадению может не удостоиться света…

С уважением и просьбой о прощении за, может быть, не слишком сдержанную интонацию.
Это оттого, что такие важные понятия христианин не должен принимать в искажённом виде. Возможно, и я в чём-то здесь не права. Ещё раз прошу прощения. Но согласитесь, что в день празднования Преображения Христова вдруг прочитать о том, что это событие - всего лишь "библейская притча", по меньшей мере странно. И если нас действительно потрясают стихи поэта, оставить такую трактовку без комментария тоже было бы странно.
Тамара Поснова 20.08.18 01:01
Спасибо, что имя Дронникова и его поэзия живут. С большим волнением читала, т.к. знала Виктора. Истиной и глубиной изложения статья ошеломила меня. Мало кто так понимает слова, строки, состояние другого поэта. Прав её автор:
"Для меня очевидно. Творчество поэта нуждается в пристальном, в глубоком изучении и исследовании. Но на том уровне, который, может быть, для нас ещё невидим и непостижим. Для этого в мир должен придти жертвенный и преданный его творчеству исследователь, чей критический и аналитический дар был бы равновелик таланту поэта. Такое в истории литературы происходит нечасто. Нужно учиться ждать". Спасибо!
Валерий Латынин 19.08.18 09:17
Как же богата Россия талантами и как глуха к их божьему дару?! Отрадно на душе от чтения стихов Виктора Дронникова - большого русского поэта, и горько, что книжные магазины и библиотеки, как и головы читателей, заполнены совсем иными произведениями. Спасибо автору эссе Анатолию Загороднему и ведущим сайта за возможность прикоснуться к истинной поэзии. С уважением, Валерий Латынин.
Сергей Сметанин 19.08.18 08:12
Комментарий под именем "Сергей" - мой.

С уважением
Сергей 19.08.18 08:11
"ПЧЕЛА
Поистёрла крылышки пчела
В луговом цветущем бездорожье.
В венчике ромашки умерла,
Как уснула труженица Божья.

А когда просохла тишина
Там, где конь травою сочно хрупал,
Муравей, трудяга как она,
Приволок её под хвойный купол.

Пчёлы не волнуются о ней
И никто искать её не будет.
В лихорадке медоносных дней
Сколько их в свой домик не прибудет…

Без вести пропавшая в лугах –
Жизнь пчелы, как Божия отрада!
Пчелы умирают на цветах –
Лучшей доли и желать не надо."

Прекрасное стихотворение. Впрочем, дар и труд большого поэта виден и в других вещах. Спасибо редакторам сайта за публикацию.

С уважением
Полина Вермеева 18.08.18 23:46
Скорбь и восторг теснятся в груди. Трудно дышать. Невосполнимая утрата. Уходят последние свидетели духа живого.
Молнии магического озарения, христианское подвижничество, дыхание Вечности, любовь к Отчизне и горячая вера сияют в каждой строке.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА