Мария Парамонова 30.07.19 18:12
Книг Ахматовой не может быть слишком много. И тем более отрадно, что составители представляют Анну Андреевну вдумчивым и мудрым человеком. Для меня не существует выбора между Ахматовой и Гумилёвым. И так же как и Вам, Геннадий Викторович, мне ближе Ахматова, чем Цветаева. Но как же неприятно и обидно было мне наблюдать недавнее выступление на открытии одной художественной выставки в Твери актера, режиссера и поэта Бориса Михни, который читал попури из стихов Гумилева и Ахматовой (это фрагмент спектакля из его репертуара). Гумилев подавался как гениальный герой, а Ахматова - как самовлюбленная истеричка. Не оригинально (Лёвушке за это конфетку давал один очень известный поэт). Обидно, что это с интересом слушала молодежь. И важно, чтобы книга, о которой здесь идет речь, была как можно шире представлена читателю, в том числе - школьникам и студентам.
Людмила Владимирова 20.07.19 15:40

Простите, но захотелось вспомнить, что сегодня, 20 июля, – своеобразный юбилей. Исполняется 105 лет стихам Анны Ахматовой «Июль 1914». Пророчество калеки-прохожего сбылось. Но, вероятно, не до желанного «супостатами» конца...
И ныне, пережив многое, в т.ч., «коридор затмений», обжигает лютой горечью:

...Низко, низко небо пустое,
И голос молящего тих:
«Ранят тело твое пресвятое,
Мечут жребий о ризах твоих».

НО! Как не вспомнить архикраткую, родившуюся тоже в июле, но 1941-го? –

КЛЯТВА

И та, что сегодня прощается с милым, –
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

...Берегите же себя, свои честь и достоинство, литературу Русскую, великую, единую РУСЬ!

Всех благ, доброй памяти!
Л. Владимирова (Одесса).
Светлана Молчанова 2.07.19 09:40
Геннадий, дорогой! Будем аукаться не только именем Пушкина!
Помню твою перекличку с Анной Андреевной.

* * *
...там живет большой карась...
А.А.Ахматова
Там, где реют стрижи,
там, где реют стрижи над овинами,
Там, где дремлет карась в зарастающей тиной воде,
Там, где купы цветов, а над ними
гуденье шмелиное, -
Там, куда не пойду, мне родное и всё и везде...

Среди горестной жизни,
томительной, не удивительной,
Я порой забываюсь, и переношусь я туда,
Где мелькают стрижи,
на планете такой примирительной,
И где дремлет карась, золотистый хозяин пруда.

Поклон Наталье. Обними внучку Настеньку.
Светлана
Анатолий Аврутин 25.06.19 09:53
Очень хороший материал! И не только потому, что помещен к юбилею Анна Андреевны. Просто мелодия души автора звучит в той же тональности, что и цитируемые им стихи Ахматовой. Такие строки могут часто шептать про себя очень многие:

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Это созвучно ритму человеческой души и потому всегда актуально.
Сегодня, к огромному сожалению, поэтов первого ряда, таких, которых можно поставить рядом с теми, кого перечислил в своем комментарии Николай Переяслов, практически не осталось. А тем, кто может претендовать хотя бы на скромное соседство с гениями, как правило, уже далеко за шестьдесят... Молодые любят порой прикрыться именами классиков, но "на гора" чаще всего выдают нечто ужасающее своей далекостью от традиций русской классики...
Говорят, творчество не должно стоять на месте. В живописи, например, чего только не перепробовали, какие только "черные квадраты" ни объявлялись гениальными полотнами... А все равно лучше Леонардо, Тициана, Рембранта, Рубенса, Репина, Шишкина, Левитана никто ничего не написал...Так и в поэзии... "Я на правую руку надела перчатку с левой руки" некогда выдохнула молодая Ахматова и в этих строчках целая судьба...
Людмила Владимирова 24.06.19 17:58
Радуюсь публикации, спасибо. Жаль, что книга – недоступна.

Простите, но позвольте немного дополнить в связи с юбилеем А.А. Ахматовой. Посчитайте это Поклоном поэту из города её рождения, любившей Причерноморье, написавшей немало строк о нём, в т.ч., замечательную поэму «У самого моря». Поклоном пушкинисту, «Лучшему знатоку Пушкина» (Б.В. Томашевский), поразившей и «заразившей» меня более 20-ти лет т.н. темой о роли К. Собаньской в жизни и творчестве А.С. Пушкина.

А.А. Ахматова (Горенко) родилась в Одессе, на 11-я станции Большого Фонтана. Годовалой её увезли в Павловск, а затем в Царское Село. Но писала она: «Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет – древний Херсонес, около которого мы жили».

В 1905 - 1906 г.г. – Евпатория. Анна Ахматова вспоминала:
«Я получила прозвище "дикая девочка", потому что ходила босиком, бродила без шляпы и т.д., бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма, и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень».

Осенью 1913 года родились стихи:

* * *
Вижу выцветший флаг над таможней
И над городом желтую муть.
Вот уж сердце мое осторожней
Замирает, и больно вздохнуть.

Стать бы снова приморской девчонкой,
Туфли на босу ногу надеть,
И закладывать косы коронкой,
И взволнованным голосом петь.

Все глядеть бы на смуглые главы
Херсонесского храма с крыльца
И не знать, что от счастья и славы
Безнадежно дряхлеют сердца.

Ей было только 24 года...

Признаюсь: сегодня, оскорбленная случайно обнаруженным плагиатом почти целого раздела одной (двух?) из моих статей «более-менее успешным писателем», но более того – его лживым, наглым «объяснением», отсутствием поддержки (хотя бы «предоставлением слова»), думаю: что бы сказала Анна Андреевна восхваливающему «героев России» – генерала де Витта и К. Собаньскую (к огромному сожалению, вроде бы, – севастопольцу)?

Вспоминаю из её статьи: «…кто-то и находил нужным управлять кормилом мнений и посвящал друзей в шпионы и не уважал в других решимость, красоту гонимой славы, талант и правоту сердца, то есть не уважал его, Пушкина, и его же, друга, посвящал в шпионы, то есть распускал слухи о том, что Пушкин – шпион. Это и есть

...суеты
Укор жестокий и кровавый –

и этого <...> Пушкин до смерти не забыл и не простил. Здесь очень пахнет Собаньской, которая, заметая следы, могла сказать, что в чем-то виноват Пушкин, в то время как это была ее работа».

Заметила Анна Андреевна: «То, что Собаньская, дожив до 80-х годов, так глухо молчала о Пушкине, – mauvais signe! (дурной знак)». Предполагала, что «и к Пушкину она была подослана, и боялась начать вспоминать, чтобы кто-нибудь еще чего-нибудь не вспомнил». «Агентка Бенкендорфа», «существо, занимавшееся предательством друзей и доносами в середине 20-х годов и в начале 30-х», не могла не иметь, по мнению Ахматовой, «каких - нибудь заданий, касавшихся Пушкина».

Более подробно см. одну из моих статей «И было сердцу ничего не надо…» (http://moloko.ruspole.info/node/7103).

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).
Сэда Вермишева 24.06.19 14:07
Статья Г. В. Иванова – новая, информативная форма подачи материала и преклонение автора перед Ахматовой, выраженное с достоинством, достойным подражания.

С.Вермишева
Алевтина Терпугова 23.06.19 16:25
Спасибо, уважаемый Геннадий Викторович, за глубокую, неравнодушную статью о великом русском поэте. Для меня Анна Андреевна всегда была превыше многих больших поэтов. Но зачем сравнивать? , Вы правы. Тем более, в статье представлены её глубинные стихи. А в моей душе много лет звучат строки , написанные Анной Ахматовой в конце её жизни:
Здесь всё меня переживёт,
всё, даже ветхие скворешни.
и этот воздух, воздух вешний,
морской свершивший поворот.
И кажется такой нетрудной,
белея в чаще изумрудной,
дорога не скажу куда...
Там средь стволов ещё светлее,
и всё похоже на аллею
у Царскосельского пруда.
Григорий Блехман 23.06.19 16:11
Анна Ахматова - один из самых ярких поэтов блистательной поэтической плеяды Серебряного века.
Среди многочисленных достоинств её поэзии есть редкое не только для поэта но и для человека других склонностей качество - умение сказать точно и лаконично.
И когда началась Великая Отечественная война довольно скоро на всю страну прозвучали строки, написанного ею довольно скоро после 22 июня стихотворения "Мужество":
Мы знаем, что ныне лежит весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет...
................................................................
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово....
Мне рассказывали родители, что эти слова врезались в память фронтовиков с первого же прочтения диктором по радио.

Вот эта способность сказать просто и абсолютно точно - найти самые верные слова, но быть немногословной, о чём бы она ни писала в своей многомерной лирике, думаю, и привлекла школьника Гену Иванова к её поэзии, которая с той поры стала в немалой степени наполнять его душу.

Спасибо тебе, Геннадий Викторович, за то, что с такой любовью составил этот сборник и так тепло написал эту статью.
Вряд ли такое можно переоценить. Особенно в наше - всё более бездуховное время.
Николай ПЕРЕЯСЛОВ 23.06.19 15:02
Прекрасный материал. Мы постоянно должны напоминать нашим согражданам о великих русских поэтах, которых страна иной раз почти совсем забывает. А если выбросить из нашей судьбы и памяти такие имена как Есенин, Ахматова, Блок, Гумилёв, Цветаева, Клюев, Шенгели, Маяковский, Северянин, Белый, Нарбут и целый ряд других русских гениев, то наша жизнь сразу обеднеет, а души иссякнут и опустошатся. Так что спасибо, Геннадий, за это напоминание, наши поэты заслуживают того, чтобы мы их помнили. Нам это сегодня, наверное, намного нужнее, чем непосредственно им, оставившим нам свои стихи и биографии.
Евгений Калачев 23.06.19 14:20
Написано профессионально и с любовью к Ахматовой, поэзии и своей малой Родине, которая, конечно же, не может быть " малой". Спасибо. Прочитал с большим удовольствием.
Сергей Донбай 23.06.19 11:15
Великолепно, Геннадий Викторович!
Уже открытое, снова приоткрыл; забытое - напомнил; "лондонскую мумию" оживил. Любимое, родное передал просто и легко.Спасибо!
Сергей Донбай
Николай Ольков 23.06.19 10:38
Частичка вашего уважения к Поэту передается читающему, мир Слепнево расширяется до Вселенной в стихах и ваших комментариях. Нам так не хватает такой глубины и чистоты.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА