Екатерина Козырева 7.07.19 10:24
Николай Максимович, принимаю жанр сказа всем сердцем и душой, потому что у вас получилась сказовая, чисто народная вещь. И удивительно то, что основано повествование на реальных событиях, отразивших волну человеческих добрых отношений во благо, любовь пользу для Земли русской.
Верю, что Красная Поляна возродится и разрастётся в ваших новых произведениях.
Счастья творчества вам и здоровья!
Николай Ольков 7.07.19 09:57
Подходит к концу наша встреча, друзья мои. Ни умом, ни сердцем не могу объять ваши оценки и суждения, вы проникли в сущность моих героев много глубже, чем я видел их в повседневной и близкой мне жизни. Низкий поклон всем за добрые слова и пожелания. Смогу ли соответствовать? Буду стараться, сколь хватит сил и духа.
Александр Тихонов 7.07.19 07:45
С удовольствием читаю прозу Николая Олькова. Редко в последнее время удаётся найти что-то подобное, сочно и ярко написанное, тонкое и умное, где вокруг героев словно замедляется время, давая возможность рассмотреть каждую деталь быта, понять каждую эмоцию.
Николай Максимович, спасибо!
Надежда 7.07.19 07:38
Дорогой Николай, а для меня, вопреки логике, это -- Сказ о Русских Богатырях, т.к. выдержана единая линия Противостояния. И блестяще и выпукло подчёркнута линия терпения Русского народа во имя сохранения себя в бессмертном варианте Феникса.Бог в помощь вам в Вашей Вере! Надежда Мирошниченко
Владимир Парошин 5.07.19 01:13
Николай, спасибо за честную и неповторимую прозу! Спасибо за россыпи народной речи из сибирской глубинки. Читал «Красную поляну» и вспоминал Лескова и Астафьева. Так уж устроен дотошный читатель — непременно надо ему найти свою полочку для открытого им писателя в его догматичной картотеке. Творческого долголетия и здоровья!

Твой земляк, Владимир.
Владимир Плотников 4.07.19 12:21
Удивительное тканье! И со стороны любуешься, и, единодушно, сытным полновесным глотком заливаешь внутрь русскую амброзию – сибирскую медовуху невиданной - не пьянящей, но радующей – хмелёвости, пряного, самобытного Ольковского настоя.
Такое не спутать ни с чем другим.
Много уже написано. И все правдиво, от сердца. Чуток добавлю.
Не сказ это, а поэма – роман-поэма, хоть и малая, но эпическая – с вековыми, как водится у Олькова, разводами судеб и тем.
Да, роскошество характеров, образов, знаков, ничуть не забиваемых, а, наоборот, окормляемых уникальным говорком, словно соком малой родины, тутошним жизненным духом.
Нет, не магический реализм (Сибирь не Севилья), а сказовый - бажовский.
Маки! Забытое слово, как и военная совесткая песня про них. Мак, как и родник, как и голубь, как и многое некогда родовое-родниковое, испоганен, обессмыслен, вывернут наизгнусь «перестроечной новью» - превращен в запретный символ наркомании.
И многое-многое такое (по принципу своих героев, дотошно выясняющих породу красных цветов) раскапывает и возрождает на своих сверх-плотных пергаментах автор, возвращая искаженным словам и поруганным явлениям природный, матричный смысл.
Николаю Максимовичу, вообще, свойственна вот такая редкостная житейская неторопкость, не только писательская, но человеческая основательность, как при описании букашки, так и при философском, пусть и в простейших понятиях, толковании Жизни.
А в итоге оно оборачивается подлинным… энциклопедизмом в знании всех граней и краев, затронутых им явлений. Он в мельчайших деталях знает быт крестьянский, как и аграрную технику, как и мудрость сибирского человека от земли, равно как совпадение погодных примет с часами максимально пользительного их применения к любому действу в лесу или поле. И это уже знание от предков, от той самой Весты.
Так что и в именах нет ничего случайного. Как неслучаен зачин от Антона, с последним вздохом перелетающий в эпилог, то есть будущий пролог еще не умеющего говорить 3,8-килограммового его потомка. Тоже Антошки, на коего вся надежда, по-гоголевски, сродни клятве Тараса Бульбы, надрывно прорвавшаяся из груди Володьки Надцонова: «А имя деда Антона будет жить в сыне моем. И земля наша не переведется во веки веков! И цветами мы ее укроем. Клянусь!».
И верится: взойдут маки на Красной поляне – рубиновом символе Русской земли.
Спасибо огромное автору за этот шедевр.
Юрий Брыжашов 3.07.19 21:17
Присоединяясь к ранее высказывавшимся комментаторам, хотелось бы , пусть кратко, отметить то главное, на чём основана замечательная проза
Н.М. Олькова, почему чист и полноводен, неиссякаем родник его творчества.
Нередко можно встретить произведения, в которых авторы идут лишь от своего "я"; это "я" становится самодовлеющим, что приводит либо к однолинейности текста, либо к сомнительной " сложности", сконструированности текста произведения ( при этом я не веду речь об индивидуальном творческом мышлении).
В своей прозе Николай Ольков идёт от жизни, глубоко зная её во всех проявлениях, идёт от логики её содержания, от образов и событий, составляющих суть этой логики, сущность самой реальности как таковой, не выдумывая и не измысливая никакой другой "логики". Всё -на реалистической основе. Знание жизни, её правды, основательность и глубина познания первоначального материала всегда выше правды вымысла .
Типизация явлений, героев произведений в русской прозе никогда не снималась, типизация не возникает из ничего, из одного лишь измысленного, иначе долженствующий быть художественным текст остаётся просто текстом, в котором всегда будет ощущаться механичность его сложения.
Именно глубокое знание жизни и современной реальности, вкупе с талантом
Николая Олькова, обеспечивают очень высокий уровень его произведений, яркие образы его героев, удивительную правдивость и точность изображаемого, и всё то, что составляет художественную подлинность истинной русской прозы.
Дорогой Николай Максимович, прекрасная публикация! Поздравляю!
Здоровья и ещё раз здоровья, жизненных и творческих сил!
Крепко жму руку!
Василий Воронов 3.07.19 18:17
Коля, дорогой, знаю, что ты борешься с недугами.Ты мужественный сильный человек, и многое переборол. Твоя работа, твоя замечательная проза помогают тебе. У тебя молодое дыхание, молодые чувства. Пиши и здоровей. Обнимаю.
Валентина Беляева 3.07.19 11:17
"Простите, ребята, высокими словами хочу сказать, из души рвутся. И вас призываю в соратники. Поклянемся же, чтобы жила наша земля! Пусть размножится род наш крестьянский, как размножатся нынешним летом цветы на Красной Поляне! А имя деда Антона будет жить в сыне моем. И земля наша не переведется во веки веков! И цветами мы ее укроем. Клянусь!"
"Красная поляна", - к сожалению, уже кажущийся далёким и даже эфемерным отзвук погибшей эпохи как истока щемящей, мучительной, больной и непреходящей для нашего поколения ностальгии. Самобытного писателя Николая Олькова - по праву стиля, слога, атмосферы и внутренней сущности духовного мира героев его произведений можно считать продолжателем русского слова так называемых писателей-деревенщиков - Белова, Распутина, Астафьева, Троепольского и не менее талантливых других. "Красная поляна" - это литературный памятник нашему недавнему прошлому, благодаря которому ещё изредка сохраняются островки жизни с её чистотой морали и красотой цветов. Мак в рассказе - сильнейший символ, символ-предостережение, мак - цветок, а не что иное, то, что губит, уродует, убивает дух, жизнь и вообще смысл пребывания человека на земле в наше самоубийственное время. Здоровья Вам, Николай Максимович.
Николай Климкин 2.07.19 20:16
"Ты уж прости нас, родная земля, что мы тебя бросили. Все о брюхе своем печемся, как говорит Антон Николаевич, а о красоте забываем. Вот от имени своих мужиков обещаю тебе, родная наша Красная Поляна, вернем мы тебе и красоту твою, и имя твое."
Замечательная проза русского писателя, писателя с большой буквы, его отношение к родной земле, земле которая вскормила и отдала ему частицу
своего сердца. Спасибо. Быть добру.
Татьяна Грибанова 2.07.19 18:06
Спасибо, Николай Максимович! С интересом прочитала Вашу публикацию. Как всегда честно, правдиво и со знанием дела.
Берегите себя, не хворайте!
С поклоном - Татьяна Грибанова.
Николай Ольков 2.07.19 18:01
Виталий Плотников не смог опубликовать на сайте, прислал письмом.

Прочитал Сказ Николая Максимовича Олькова на одном дыхании. Жизненно и увлекательно рассказывает он от имени простого мужика-колхозника о деревенском житие-бытие в непростые годы слома государства Советов… Этим временем заканчивает повествование. Интересно бы прочитать дальше – о судьбе героев времени капиталистических отношений в деревне. А вообще-то напрашивается и взгляд в прошлое – во времена коллективизации, военного лихолетья. Вот бы заглянуть глазами Николая Олькова в такую панораму-эпопею, излаженную таким же хорошим слогом, так же с открытой к людям душой и сердцем…
Главное, что рождает в сознании Сказ: жизнь в деревне была и есть… А будет ли?
Николай Ольков 2.07.19 17:47
Написал Вл. Подлузскому, как понимаю его толкование и параллели, но на сайт не попало, скорее всего, сам что-то не так сделал. Всем вам, дорогие мои, сердечная благодарность, в том числе за пожелания здоровья. Очень кстати.
Анна Токарева 2.07.19 17:37
Очень хороший комментарий написал Владимир Подлузский. Точнее не скажешь. Присоединяюсь. От себя хочу добавить, что Николай Ольков писатель правдивый и неравнодушный. Всё, чем он делится с читателями не высосано из пальца, а взято из жизни. Точные картины крестьянского труда, быта, речи призывают верить и впитывать впечатления, пополнять копилку познания, памяти.

Только бы погода не подвела. Крестьянину испокон веку надо, чтобы в последней декаде апреля было тепло, чтобы зябь трактор с боронками приняла, чтобы сорняк, особенно овсюг, на радостях выщелкнулся, вот тут его под нож культиватора или дисков. Тогда можно пашенку готовить под посев. Опять желательно, чтобы в майские праздники обильно помочило, но потом тепло и чтоб безветрие. Ветер в такую пору страшный враг, тоннами воду высасывает.

Уважаемый Николай, будь здоров, не болей. Ждём от тебя новых талантливых произведений!
Александр Можаев 2.07.19 15:16
Николай Ольков принадлежит к той немногочисленной группе русских писателей которые глубинно знают землю-кормилицу, любят её, болеют о ней. Знает и любит он и людей, возделывающих эту землю. Оттого-то столько тепла и веры в справедливость в его Сказе. Спасибо Вам, Николай Максимович за крепкую прозу, за то, что надежда перебарывает в ней отчаяние.
Владимир Подлузский 2.07.19 10:28
Першит в горле от нового сказа Николая Олькова. Даже трудно сказать, кто ещё так изумительно точно и глубоко, с лёгким дыханием и одновременно с сердечной болью, пишет о новой ломке русской деревни. Ломка та от наркотика, называемого деньги. Но для нашего мужика капиталы не главное. Болезнь подобная в деревне проходит быстро. На смену ей является напряжённый труд и неизбывная любовь к красоте. К тем же сочинским макам из сказа. Возделываемым на былой краснополянской пустоши.Мощный образ и не менее мощный символ. Недаром сельских красавиц всегда сравнивали с маковым цветом. Русский крестьянин, пусть он будет донских или сибирских корней, по прежнему коллективист, общинник по своей широкой натуре.
Колхоз, увы, приказал долго жить. Повздыхали мужики, порассуждали и всеми правдами и неправдами, объединив паи, создали крестьянский кооператив "Красная Поляна". Не столько советского смысла вкладывали в название, сколько той самой русской мечты о красоте, справедливости и честно нажитом достатке. Кооператив ныне не такая уж и редкая форма организации современного аграрного производства. Не то что фермер с его единоличными воззрениями. Потому автор к нему спокойно относится. Важна не оболочка, а суть.
Сказ с самых первых абзацев показался мне "Поднятой целиной" наших дней. Параллелей уйма. Даже по языку. В обоих случаях народная глубинность, сочность,мудрость. Ольковский Владимир Надцонов, внук первого председателя здешнего колхоза Никанора, погибшего на фронте, во многом напоминает шолоховского Семёна Давыдова. Или своего незабвенного предка. Только не от питерского заводского станка, а от родной земли. И там, и тут народный вождь. Пусть и одного хутора или села. Вчерашний рабочий смело идёт на белогвардейский пулемёт, а сегодняшний крестьянин не боится толпы районных начальников и даже прокурора.
Я уже молчу, как психологически похоже в обоих произведениях реагируют сельчане на крутые перемены. Скрытый враг Яков Островнов подсыпает вместо подстилки обобществлённым быкам песок, от чего те, конечно, падают. А бесшабашный Сергей Барабенков предлагает в бензобак ворованной у общества бывшим председателем машины, насыпать сахара. Движок, мол, и накроется.
Владимир (!) Надцонов герой нашего переломного времени. Именно такие, как он, возвращают родным окраинам их вечную красоту и славные имена. Жизнь продолжается. Символично, что в день смерти старого колхозника Антона Николаевича у Надцонова родится наследник. А жену -то Владимира зовут Вестой. То ли от языческой весталки имя, то ли от Благой Вести.
Николай Ольков 2.07.19 09:10
Спасибо, друзья. И за советы тоже. Надо думать.
Виктор Бараков 2.07.19 08:56
Спасибо за правдивую и душевную прозу! Читал с интересом. Текст требует продолжения, что, например, стало с Ежовкиным?
Да, так всё и было, разлом прошёл в 1991 году через всех нас.
Только это не сказ, а небольшая повесть, - много сюжетных линий.
Анатолий Аврутин 2.07.19 08:41
Как всегда мощно, замечательная энергетика слова у Николая Максимовича:

"Он замолчал, прилег на правый бочок и затих. Мужики оторопели. Владимир прислушался к сердцу, да так и уткнулся в костлявую грудь старика. Антон Николаевич умер. Когда пришли в себя, тело загрузили в машину, Володя рванул к медпункту, сам не зная, зачем..."

Всего несколько строк, несколько мазков, а какая на редкость
пронзительная картина жизни и смерти, плавного перехода из первого состояния во второе получается! Новых творческих удач вам, дорогой Николай Максимович, и, конечно, здоровья!!!
Григорий Блехман 30.06.19 15:48
Проза Николая Олькова обладает высокой эмоциональной энергией, поэтому любое его произведение прочно входит прежде всего в эмоциональную память читателя.
Можно забыть какие-то подробности сюжета, но ощущения от прочитанного остаются.
Вот и этот его сказ, где автор в очередной раз "поёт песню о главном" - очередное тому подтверждение.

Спасибо, Николай Максимович, за такую последовательность среди высокого разнообразия сюжетов Ваших повествований, где всегда чувствуешь позицию автора, идущую из глубинных корней нашего Отечества.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА