Фестиваль «РАДОНЕЖ». Итоги и перспективы

Привычно для нас зрелище многочисленных кинофестивалей. Барабаны и фанфары, шествия «звёзд», богатые награды, интервью. Фильмы-победители, конечно, называются гениальными, выходы их на экраны - событиями. Сколько доходов собирают киноленты, сколько стоит их производство, - все нам подробно рассказывают, убеждая в величии киноиндустрии.

На самом же деле индустрия эта – давно проституирована и подчинена или политике, или доходам. Побольше состричь шерсти с баранов-зрителей, да как следует их оболванить - вот и вся задача «творцов». Да, есть и честные режиссёры, но они вставлены в жёсткость структуры и, если не обслуживают интересы закулисных заказчиков, то просто не будут иметь возможности снимать фильмы.

Вот режиссёр П. Лунгин. Снял в угоду Западу мерзейший фильм «Такси-блюз», который очень хвалили в своё время СМИ. Ещё бы – такая в нём показана Россия – любо-дорого господам либералам. Потом Лунгин снимает фильм «Остров», показывающий полнейшее непонимание монашеской жизни. Но, по крайней мере, в фильме есть тема греха и искупления, и фильм для невоцерковлённой молодёжи даже и полезен. В монастырь, конечно, никто не пошёл после фильма, но хоть, может быть, задумались, что есть и ещё жизнь, кроме их жизни. Режиссёр тоже не монах, ему не молитва, ему успех нужен. А успеха он достиг и, воодушевлённый, хватается за самое болезненное и самое беззащитное, что есть у русских – за русскую историю. Кто только над ней не издевался, особенно киношники. Эйзенштейн – предшественник и учитель Лунгина в показе Иоанна Грозного. Никоим образом не идеализируя царя, скажем о народном мнении о нём. Мнение это благодарное. Защищал и расширял Россию. Противостоял католикам, освободил Казань. И сына (тут нельзя верить ни Карамзину, ни Курбскому) не убивал. Ладно, Мамонову-то, получается, всё равно, что играть, но стыдно за священника Иоанна Охлобыстина. Он всё никак не расстанется с эстрадным прошлым – участие в показе такого выдуманного звероподобного душегубца кто ему приказывал принимать? Лунгин велел? А совесть? Или напомнить, что у Ильи Репина, написавшего полотно «Иван Грозный убивает своего сына», отсохла рука, а позировавший ему писатель Гаршин выбросился из окна? Вот и актёр Олег Янковский, игравший роль митрополита Филиппа, внезапно умер. Говорят, что он, в митрополичьем облачении, курил. Да ещё и надев подлинный наперсный крест.

Александр Прошкин. Тоже режиссёр. Тоже профессионал. Тоже угодник иностранных взглядов на Россию. Экранизируя повесть Валентина Распутина «Живи и помни», снял встречу мужа и жены в бане как отвратительную животную случку.

Причем, интересно, что режиссеры, подобные вышеназванным, обязательно стремятся к духовным темам, ибо понимают, что кровь и постель, и бандитские разборки, и продажность суда и следствия уже не увлекают зрителей. Последнее, что может задеть – жизнь души. Но они и её опошляют. Новая работа Прошкина «Чудо». Это о «самарском стоянии» девушки Зои. Господь наказал её кощунство – танец с иконой Святителя тем, что она окаменела. У Прошкина стоит не окаменевшая Зоя, а разлагающийся труп. Жизнь того времени показана грязнейшей. Меня это, прекрасно помнящего послевоенные времена, глубоко оскорбляет. Да, бедно жили, но была чистота. И физическая – в баню ходили, чистое белье надевали, во всех колхозных чайных были белые скатерти на столах, квартиры мелись и мылись, герани на окнах. И была чистота нравственная. Чтобы были такие безстыдства, неприличия в танцах, в отношениях – это исключено. Целомудрие в нравах было нормой.

Где они вырастали, эти режиссёры, среди каких помоек гуляли и, вообще, исповедовались ли, каялись ли? Почему не помнят евангельского правила о соблазнении «малых сих»? Ведь искажая историю Отечества, которое их выучило и поит-кормит, они клевещут на Родину-мать и лгут молодёжи.

Разве это не отомстится?

Экранизации классики искажают классику. Они на ней пасутся, кормятся и искажают, как хотят. Не может же Гоголь защитить себя. Где это видано, чтобы убитую жену повезли в гробу в действующую армию, чтобы муж посмотрел на неё? И где это у Гоголя?

Есть же новый фильм Владимира Хотиненко «Поп» по роману Александра Сегеня о православной церкви в условиях фашистской оккупации, фильм «Скоро будет весна» Веры Сторожевой. Они, конечно, в Канны не поедут. Хотя… Хотя мы видим, как свершается медленное, но неуклонное изменение зрительского интереса к фильмам, которые действуют не на нервы, а на душу. В этом всё дело. Да, сильны «сети миродержца», по выражению святителя Игнатия Брянчанинова, но усиливаются и наши прорывы этих сетей.

Всё больше фильмов выходит через каналы телевидения к людям. Отмечены на фестивале каналы «Союз», «Спас», «Радость моя», «Доверие», Второй всероссийский. Даже канал «Культура» понял, что развлекаловкой Швыдкого и болтовней Ерофеева внимание не удержишь, и всё чаще транслирует православные документальные фильмы.

А они – основа фестиваля «Радонеж».

Сделанные в полном смысле этого слова бессребрениками, православными режиссёрами, снимающими, что важно подчеркнуть, по благословению священноначалия, фильмы эти настолько душевно полезны, что теперь уже и представить без них духовную жизнь России невозможно.

«Мир на кончиках пальцев» В. Орехова. Столько благодатных, очищающих слез, пролитых в большом зале Центрального дома кино, никогда в нём не бывало за всю его историю. Это о Сергиевопосадском интернате слепых и слепоглухих детей. Слепой мальчик так радостен в своей вере в Бога, в своем стремлении делать добрые дела, что стыдно перед ним. И скульптурки слепого отрока, и стихи слепой девушки. Она не видела солнца, но видела Бога. Нет, не пересказать. А фильм «Форпост» о монастыре на границе с Румынией. В нём такой величайший образ батюшки, что потрясённо думаешь: такие силы на такие великие свершения этому немолодому, больному человеку может дать только Господь.

А лента «Дорогою любви» о женской Махрищской обители. Настолько талантливо снято, что полное ощущение, что никаких кинокамер нет, что мы пришли к сёстрам, ходим с ними на послушания, стоим на молитвах, учимся терпению, смирению, радости. А какие цветы, посевы, какие коровки. Всё живо в этом мире, всё!

Удивительно высок уровень операторских свершений. В фильмах о Монголии, о Кавказе, о греческих Метеорах это особенно ощутимо.

Нужнейшие фильмы о Святейшем Патриархе Алексии, о тайнах заговора против русского царя, о трагедии и победе Южной Осетии, о незаживающей нашей боли – уходе Аляски из состава России, о возвращении праха философа Ильина, полководца Деникина, писателя Шмелёва в Россию (вспомним Пушкина: могила героя – национальное достояние), о казачестве, о судьбе гражданина Отечества Василия Шукшина, о музейных работниках… нет, не берусь всего перечислять.

Всё-таки назову те картины, которые были справедливо отмечены на фестивале: «Антитеза Питирима Сорокина», «Кронштадтский пастырь», «Деревенский фотограф», «Перелом», «Убить русского императора (Заговор по-английски)», «Я пришёл дать вам сказку» (Ефим Честняков), «Пропавшая Казанская икона Божией Матери» (Украина), «Повторение пройденного», «Кавказский фронт», «Дорога на Богослов», «Сямжа» (история сельского священника)…

Надо упомнить ещё любимые нами коротенькие по метражу «мультяшки», называемы ныне анимациями, надо. И они воюют, и они – противостояние бездуховности западных и восточных создателей всяких монстров и страшилок. Трогателен и православен фильм «Солдатская песня», смешны и поучительны фильмы «Про собаку Розку», «Козья избушка», доступен детскому уму подвиг Василия Блаженного из одноименного мультфильма. Впечатляет «Егорий Храбрый».

Но что же будет в так называемой постфестивальной жизни «Радонежа?». Тут много зависит от понимания руководителями каналов важности показа православного кино, от щедрости покровителей и благодетелей для тиражирования фильмов и продажи дисков. По опыту зная, что чаще всего этим занимаются те епархиальные управления, которые помогали в создании фильмов, уверен, что и нынче будет так же. Идёт и обмен дисками. То есть замолчать такое великое событие, как фестиваль документального кино «Радонеж», невозможно.

А ведь с чего начинали! Рады были обычной хронике церковной жизни. Умиляли зрелища освящения престолов, крестных ходов, начало воскресных школ, деточки на Рождественских ёлках, приход батюшек в больницы. И это надо было - как свидетельство эпохи. И казалось, что это и есть цель экранного документа. А ему оказалось под силу, оставаясь документом, возвыситься до обобщённого портрета эпохи. И то, что сейчас творится в мире кино художественного, помогает кинематографу документальному. Чем более падает первое, тем более возвышается второй. Сказки о Золушке, благородные Робин Гуды, агенты с нулями, постели, экранная кровища, паразитирование на классике, и деньги – как цель жизни, и сплетни из жизни знаменитостей… всё это такая ложь, и так вся эта кинятина надоела, что люди в ней разуверились.

Да, сейчас явный для всех стремительный рост и количества православных фильмов, и их качества. Нравится это кому-то или не нет, но интерес зрителей повернулся на магнитный зов спасения души. Мы всё сидели в обороне, теперь уже и наступаем. Это наступление я вижу в попытках документалистов постигнуть тайну молитвы, покаяния. И остаётся только Бога благодарить в надежде на Его милость к фестивалю и в дальнейшем.

Владимир КРУПИН

Размещено на сайте http://fondsk.ru/article.php?id=2619


Комментариев:

Вернуться на главную