Антипов В.И., Пащенко Ф.Ф.

ЭССЕ

о системе управления экономикой России

 

Вступление

Эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма, отражающее субъективный взгляд автора на предмет повествования. Эссе позволяет автору кратко описать основные  свойства объекта исследования, не церемонясь в выражениях и не претендуя на истину в последней инстанции. Единственное, чего мы старались избегать – так это терминологии всяких «измов» и штампов «жёлтой» прессы. Насколько удачно – судить читателям.

 

Наш экономический строй

Современная экономика существует только в рамках государства, а государство – сверхбольшая система, т.е. система, не имеющая конечного описания. Поэтому, всё, что написано в конституции об устройстве государства – лишь слабый отблеск того, что существует на самом деле, либо кредо, которое «победители» хотят законодательно закрепить. Науки о том, как надо писать конституцию, не существует. Во всем Мире каждое правительство трактует (дешифрует, поясняет) конституцию по-своему. Во всем Мире текст Конституции и её дешифровка – вершина культурной, экономической и политической мудрости нации.

Но почему же, глядя на корявые и зачастую бессмысленные формулировки текста нашей Конституции, хочется воскликнуть: Господи, где же ты был, когда мы её принимали! Никогда ещё ослепление и унижение нации не было столь явным и циничным, когда под разговоры о демократии, справедливости и необходимости рыночных реформ, шайка жуликов обобрала всю страну. Этой страной был СССР - союз наций, которые владели несметными богатствами. Мы (как индейцы Манхэттена) добровольно отдали всё за бусы-ваучеры. Отдали потому, что не ведали, что творили…

Да полноте вам плакаться! Народ никогда этими ценностями реально не владел и не управлял! Отдал то, чего не имел. В СССР всем реально владели партийные секретари, министры и директора, которые получали плату в конвертах и тайных распределителях. На словах они (субъективно) – борцы за благо народа, но с экономической точки зрения (объективно) - феодалы. Почувствовав предел (тупик) развития существующего строя, они инициировали Перестройку и именно они (плюс их охранники, родственники, друзья и доверенные лица) присвоили все богатства. Вот, собственно, и вся метаморфоза. Феодализм в СССР маскировался общественной собственностью, но его экономическая суть от этого не изменилась. В новой (казалось бы, буржуазной) России он сохранился, и будет до тех пор, пока не изменится сложившаяся система управления экономикой.

Очевидно, классификацией таких систем управления должна заниматься РАН, но у неё нет даже отделения экономики. Экономикой она занимается только в рамках постановлений Правительства. Шаг влево, шаг вправо – потеря «тёплого» кресла и зарплаты. Так было в СССР, так и осталось в новой России. У нас нет университетского учебника по экономике современной России. Учебника с большими таблицами статистической отчётности о важнейших показателях, графиками их динамики, фамилиями и должностями главных действующих лиц, с объяснениями причин кризисов и аргументацией принятых решений. С теоретическими обобщениями и историческими аналогиями. Сейчас студентам преподают только западные рыночные мифы столетней давности, что вполне устраивает Правительство.

Экономический строй – это совокупность отношений права и структуры системы управления экономическими агентами. Строй нельзя установить революционным декретом или постановлением Правительства в силу большой инерционности правовых отношений и производственных технологий. Его можно только постепенно трансформировать, модифицируя процедуры принятия решений центральными органами или изменяя хозяйственный механизм. Изменение строя – длительный процесс. Воспроизводственные процессы в экономике регулируются по двум каналам: централизованное директивное управление и саморегулирование экономических агентов в рамках правовой системы. Система правил, в рамках которых происходит саморегулирование экономических агентов, называется хозяйственным механизмом или хозяйственным правом.

Феодализм в России закончится, когда будет массовая частная собственность на средства производства (т.е. число предприятий малого бизнеса приблизится к 15 миллионам, а доля малого бизнеса в произведенном ВВП превысит 60%), когда будут хорошо организованные рынки, стабильная финансовая и реально функционирующая правовая системы. Когда малый и средний бизнес будет иметь свои СМИ и политические организации, представленные в Парламенте. Когда прекратится «крышевание» бизнеса бандитами и правоохранительными органами. Когда акциями корпораций будут владеть 70% населения. Когда прекратится массовый отток учёных и инженеров из страны поскольку сейчас они не могут реализовать свои творческие замыслы и не имеют средств для достойного существования. Когда появятся банки и страховые компании, специализирующиеся на финансировании и поддержке малого бизнеса. Когда станут реально доступными отечественные долгосрочные кредиты и ипотека.

На Западе нашу экономику называют экономикой с развивающимися рынками. У нас нет научной школы экономики.  У нас нет полноценной системы взглядов на современную экономику и государственное устройство. В понятийном аппарате всех экономических кафедр ведущих вузов России зияющие провалы. Обсуждение важнейших проблем в Парламенте тонет в шаманских заклинаниях руководителей ЦБ, Минфина и Минэкономики. СМИ полны заказных работ с тематикой, отвлекающей внимание общества от главных тем. Мы ещё не стали современным обществом. Не имея иммунитета против «родных отцов» и «агентов влияния», не имея патриотической интеллигенции, не зная, что такое настоящая экономическая свобода, население России корчится в судорогах псевдодемократии, псевдоправопорядка и псевдорынка. Оно дезориентировано и не понимает, что происходит.

 

Диверсия

С промышленностью и малым бизнесом «насмерть» бьётся наше Правительство - Правительство компрадорской буржуазии. Компрадорская буржуазия – это высокооплачиваемая прослойка, создаваемая колонизаторами для оперативного управления колонией. Она хранит свои капиталы и недвижимость в метрополии и там же учит своих детей. Метрополия для неё – культурная и правовая Мекка. Благодаря ей современные колонизаторы не ходят по полям с палками и не заставляют никого работать: рабы сами создают ценности и сами вывозят свои природные богатства. Более того, рабы о колонизаторах ничего не знают и считают себя свободными людьми, которые могут делать всё, что захотят. Правда, в рамках получаемой заработной платы и банковских кредитов. Их представления о свободе определяются мировоззрением, которое специально формируют со школьной скамьи и завершают в университетах. Понятийный аппарат рабов заполнен пропагандистскими штампами и имеет такие логические провалы, что самоконтроль и саморазвитие в принципе не возможны.

«Оружием» новых колонизаторов являются банки, биржи и кредитно-денежная система. Парламент и СМИ (средства массовой информации) покупаются оптом, вместе со всеми политическими партиями и телеведущими, которые разыгрывают заранее написанные политические и морально-бытовые спектакли. При этом «интеллектуальной» свободы – хоть отбавляй. Говорить, обвинять, призывать и показывать можно всё, что угодно. Даже порно в Большом Театре. Процветают всяческие шоу и телевизионные дебаты, после которых (несмотря на всю аргументацию оппонентов) «свои» люди в нужное время и нужном месте принимают необходимые решения. При этом борцы за справедливость почему-то возмущаются и носятся с кривой Гаусса как с писаной торбой. Но кому нужен этот Гаусс, когда по телику сказали, что всё в порядке!

Общеизвестно, что для эффективной эксплуатации колонии необходимо лишить её политической и технологической независимости. Во внешней политике всё было сравнительно просто: Президент Ельцин сам последовательно сдавал все позиции. А вот с экономикой пришлось повозиться. Экономические регуляторы настроили таким образом, что Россия потеряла свой внутренний рынок. С 1995 года этим занимались различные правительства, дополняя и уточняя друг друга. Первым делом уничтожалась российская промышленность, особенно её высокотехнологичная часть с высокой добавленной стоимостью. К 2008 году практически исчезли: станкостроение, гражданское самолётостроение, производство вычислительной техники и электроники, производство научного оборудования, оборудования для геологоразведки и нефтедобычи и т.д. На все возмущённые запросы коммунистов в Парламенте следовал стандартный ответ: Правительство ни при чём. Эти предприятия не выдержали свободной конкуренции. Надо лучше работать.

Техника исполнения этого «фокуса» заключается в следующем. Центральный Банк (как независимое учреждение) устанавливает сверхвысокую ставку рефинансирования, а Правительство не «тормозит» гонку цен, инициаторами которой являются естественные монополии. В результате отечественные предприятия лишаются отечественных кредитов, у них растёт себестоимость производства в тот момент, когда иностранные конкуренты сохраняют низкие цены. Сказанное иллюстрируется графиками индекса потребительских цен (рис.1), базисных дефляторов отечественного выпуска и импорта (рис.2), долей импорта на внутреннем рынке России (рис.3).

«Усилия» ЦБ и правительства привели к тому, что уже после 2000 года цены импорта стали меньше цен отечественных товаров и услуг. Это означает, что любой отечественный предприниматель, решивший заняться честной конкуренцией с иностранцами, практически обречён на «ценовое» поражение. При этом любимым требованием зарубежных критиков было требование выравнивания цен на энергоносители. Но с какой стати? У нас есть свои нефть и газ, а в Европе нет. Им нужны большие затраты, чтобы их туда доставить, а у нас всё рядом. Но либералы пошли на уступки. Это тоже способствовало тому, что наши товары стали дороже импортных.


Рис.1. Наблюдаемые значения годового индекса потребительских цен.


2. Наблюдаемые значения базисных дефляторов отечественного выпуска, импорта и базисного индекса потребительских цен.


Рис.3.  Доля импорта на внутреннем рынке России в ценах 1995 г.

Невозможность получения отечественных кредитов привела к тому, что отечественные корпорации переключились на инвестирование в западных банках, где давали в основном связанные кредиты. Таким образом, производители отечественного оборудования тоже стали не нужны. В любой развитой стране сложившаяся ситуация стала бы предметом серьёзного разбирательства в Парламенте и закончилась быстрой сменой Правительства. У нас – полная тишина. Результат компрадорской диверсии хорошо виден на рис.3. На интервале 1998-2008 годов доля импорта на внутреннем рынке выросла в два раза. Ровно на столько сократился выпуск отечественной продукции и десятки тысяч инженеров и учёных (чтобы не умереть с голоду) пошли торговать на рынках. Рост импорта (несмотря на политику импортозамещения) возобновился после кризиса 2008-2009 гг. и только «санкции» остановили это безумие. Нет худа без добра.

 

Коррупция и вывоз капитала

Английская, французская буржуазные революции, американская промышленная революция дали миру плеяду замечательных учёных, философов, экономистов и предпринимателей, открытиями которых человечество пользуется до сих пор. Они настолько органично вошли в нашу жизнь, что даже трудно представить, что могло быть иначе. Корпорация Форд подарила миру массовый автомобиль, корпорация Бэлл – массовый телефон, корпорация Цессна – массовый самолёт, … - массовые кинотеатры, телевизоры, холодильники, персональные компьютеры, массовое и качественное общественное питание, одежду, обувь, массовую ипотеку, массовые кредиты, ценные бумаги корпораций и т.д.

Наша «буржуазная» революция подарила миру только жуликов и нуворишей. Западный мир так и не принял нашу «элиту» у себя как равных, а использует её только для подрывной деятельности. «Элита» чувствует это «шкурой», но внутреннюю сущность изменить невозможно. Она маскируется, скрывает свои доходы в офшорах, секретит информацию о доходах, налоговых декларациях и, несмотря на публичное разоблачение, продолжает воровать и приспосабливать государственный аппарат для увеличения своего богатства. «Каждый второй объект, профинансированный за счёт налогоплательщиков, так и не был построен», – заявила глава Счетной палаты Татьяна Голикова, выступая в Госдуме с итогами проверки за 2016 год. Общая сумма, потраченная из бюджета «без достижения социально-экономического результата», выросла по итогам года в 12,5 раз. В рамках федеральной адресной инвестиционной программы было запланировано строительство 443 объектов, но фактически построены и введены в эксплуатацию лишь 244.

Но откуда такая «смелость и бесстрашие» у коррупционеров? Откуда такая уверенность в своей безнаказанности? Дело в том, что их «крыша» расположена на самом «верху».

Формально Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции 8 марта 2006 года (N 40-ФЗ) причём, Федеральный закон о ратификации содержит заявления по отдельным статьям и пунктам, по которым Россия обладает юрисдикцией и обязательностью для исполнения.

Но в этот список не вошли: ст.20 «Незаконное обогащение», ст. 26 «Ответственность юридических лиц», ст. 54 «Механизмы изъятия имущества посредством международного сотрудничества в деле конфискации», ст. 57 «Возвращение активов и распоряжение ими». Поражает комплексный и продуманный подход к исключению статей из практики применения. Исключено самое главное! При этом нам говорят, что статья 20 не применяется, поскольку у нет юридического определения термина «незаконное обогащение». ООН трактует его как «значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Неужели это определение противоречит нашим законам? При таком (умышленном) законодательстве возможны любые преступления.

Попутно отметим, что Дума отказывается принимать закон об иностранной собственности государственных служащих, Премьер не хочет вводить прогрессивный налог на доходы богатых (который существует во всех развитых странах), ЦБ не хочет снижать ставку рефинансирования до уровня рентабельности отраслей и производить эмиссию для повышения доходов лиц, у которых они ниже уровня бедности (а таких более 20 миллионов). Либерализация УК в части коррупционных преступлений – «заслуга» Дмитрия Медведева, который выдвинул тезис, что чиновнику страшнее «потерять кресло», чем отсидеть. Вместо того, чтобы давать коррупционерам реальный срок, их милостиво штрафуют или увольняют. В Китае – расстреливают на стадионах.

«Притчей во языцех стал офшорный характер российской экономики. Эксперты называют явление бегством от юрисдикции. 9 из 10 сделок, заключённых крупными российскими компаниями, включая компании с госучастием, не регулируются отечественными законами. Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики. Поручаю Правительству внести комплексные предложения по этому вопросу. Нужно добиваться прозрачности офшоров, раскрытия налоговой информации, так как это делают многие страны в ходе переговорного процесса с офшорными зонами. Всё это можно и нужно сделать» (Из послания Президента В. Путина Федеральному собранию 12 декабря 2012 года). Но компании отечественного крупного бизнеса, по-прежнему находятся вне контроля государства, вне российского правового поля. Более того, Правительство дало отрицательное заключение на этот проект, и кабинет министров России решил не переводить в юрисдикцию страны из офшоров весь отечественный крупный бизнес поскольку «принудительные меры перевода широкого круга системообразующих организаций в юрисдикцию Российской Федерации создадут значительные риски для экономики страны». Т.е. репатриация российских денег, которые увели в офшоры крупнейшие компании - это системный риск для экономики России! Главным докладчиком был первый вице-премьер Игорь Шувалов, имеющий зарубежные активы и замки в Европе, который прекрасно знает реальное состояние дел.

О каких предприятиях идет речь? Дискуссия развернулась вокруг 199 юридических лиц, на которые приходится 70% валового национального дохода. В этот список входят «Алроса», «Газпром», «Норникель», крупнейшие розничные сети, сотовые операторы и другие системообразующие компании. По данным Национального бюро экономических исследований (NBER) США, Россия - в списке мировых лидеров по объему выведенных в офшоры средств. В 2016 году граждане России хранили в офшорах около 60 трлн рублей - около 60% ВВП страны.

Деятельность ЦБ концентрируется на следующих направлениях:

- таргетирование инфляции;
- регулирование ставки рефинансирования и ключевой ставки;
- обеспечение свободного рыночного валютного курса рубля;
- свободное трансграничное движение капиталов;
- контроль и санация банковской и кредитной системы;
- поддержка системообразующих банков во время кризисов.

Грамотные люди, которые знают как работал Госкомцен СССР и как регулируется ценообразование в развитых зарубежных странах (директивно от 10 до 30% всех цен), с тихим ужасом воспринимают рассуждения главы ЦБ о необходимости сокращения денежной массы М2 для замедления инфляции. Развитые страны планомерно увеличивают её, придерживая цены административными и прочими мерами. У нас «денежный голод» убивает производство.


Рис.4. Динамика валютного курса рубля.

Грамотные люди знают, что все развитые страны регулируют курс своих валют, приближая его к паритету покупательной способности. На графиках это две почти параллельные линии. У нас – американские горки (рис.4). Поэтому люди (биржевые спекулянты), обладающие инсайдерской информацией, зарабатывают на этом большие деньги. Большая половина игроков на Московской валютной бирже – американцы и англичане. Теперь становится понятной упорная защита главой ЦБ тезиса о необходимости свободного трансграничного движения капитала: капитал, нажитый в этой дикой России, необходимо переправить на Запад. Её портреты с надписью – лучшая в мире глава ЦБ, печатаются в западных журналах. Разве это не правда?

Динамика трансграничного движения капитала приведена в  таблице 1.

Сальдо ввоза и вывоза капитала в экономике России.
Таблица 1.
Год - «чистый» вывоз капитала ($млрд)


Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Вывоз

-24,8

-15

-8,1

-1,9

-8,9

-0,3

+43,7

+87,8

-133,6

-57,5

-30,8

-81,4

-53,9

-61

-154,1

-56,9

-15,4

-29


Источник ГКС РФ

Как видим, положительные значения сальдо наблюдались только в 2006-2007 годах. Разумеется, не все эти деньги (напрямую) связаны с несправедливым присвоением прибыли или несправедливой структурой распределения дотаций и трансфертов, но экспертные оценки указывают на 50%. Таким образом, становится совершенно ясной сложившаяся ситуация: компрадорской буржуазией налажен «конвейер» воровства и вывоза капиталов за границу (в метрополию). Аморальность власти очевидна и все признаки государственного преступления налицо, но СБ и Генпрокуратура молчат. Президент, демонстрируя «равенство всех перед законом», производит массовую смену генералов и губернаторов. Это хорошо смотрится вечером по телевизору и переключает внимание публики от вопиющих проблем на дешёвое шоу.

Только ликвидация системных основ коррупции и отказ от антинародного курса в экономике положат начало оздоровлению.

 

История Госплана СССР

Историю России нам преподносят как историю династий и дворцовых переворотов, войн и нашествий, героев и предателей, революций и демократических преобразований.  Хорошо известны привычки и поступки главных действующих лиц и их окружения, от воли которых (как нам кажется) полностью зависела судьба нации. Эти сведения составляют 99% официальной истории, преподаваемой в школах и вузах. Но не многие знают, что у России существует и другая история - история цивилизационных институтов: научных, экономических и технологических школ. Цивилизация – это не только власть, письменность и религия. Это её реликтовые составляющие. Современная цивилизация определяется понятийным и технологическим тезаурусом нации (набором научных, управленческих и экономических знаний, материальных и информационных технологий), а также системой общественных институтов. Понятийный и технологический тезаурус нации не в меньшей степени, чем перечисленные выше факторы, определяют историческую судьбу нации.

В 1914 году в России было много крестьян, ходивших в лаптях, но государство Россия не было «лапотным», как это утверждала западная и коммунистическая пропаганда. К началу 20 века в России были современные (по тем временам) техническая школа и школа экономики. Россия сама строила линкоры, подводные лодки и самые совершенные в мире миноносцы (38 узлов). Широко известное ЦАГИ возникло не на пустом месте, а как развитие леденцовской аэродинамической лаборатории. Единственной страной, имевшей в первую Мировую войну эскадры дальних бомбардировщиков, была Россия. История создания советской атомной бомбы начинается не с Лаврентия Берии и «легендарных» разведчиков, укравших чертежи Бомбы, а с урановых экспедиций В.И. Вернадского (1915г.) и Радиевого института, созданного В.И. Вернадским в Петрограде (1922 г.). Без подготовленных специалистов и научной школы радиохимии (на что требуются десятилетия), бесполезны любые чертежи. Инженерные кадры многих прославленных советских конструкторских бюро (продукция которых до сих пор охраняет наши границы) были подготовлены ещё в императорском МВТУ. Телевидение и вертолёт изобрели русские инженеры – увы, иммигранты.

Основой монетной системы Царской России начала ХХ века был золотой рубль, который в 1897 году привязали к золоту. Один рубль равнялся 0,774235 г. чистого золота. Цены на зерно во всём мире до 1915 г. устанавливались не в Лондоне, а в России после завершения нижегородской ярмарки. Российская экономическая школа спокойно смотрела на теоретические упражнения социалистов, ясно представляя себе утопический характер их воззрений. «Капитал» К. Маркса был одной из множества других книг по экономике, которые свободно продавались во всех книжных магазинах империи. В теоретических спорах отмечались пороки капитализма и прорабатывались варианты его усовершенствования. Февральская революция в принципе могла бы установить в России социал-демократию, но политическая слабость молодой российской буржуазии и мощная поддержка Западом маргиналов в лице эсеров и коммунистов привели к национальному коллапсу – жестокой гражданской войне и потере интеллигенции.

21 января 1915 г. в Физико-математическое отделение Академии наук России поступило предложение о создании при Академии наук комиссии по исследованию производительных сил страны (КЕПС). Вместе с академиком В.И. Вернадским это предложение подписали академики А.П. Карпинский, Б.Б. Голицын, Н.С. Курнаков, Н.И. Андрусов. Появление такого предложения было вызвано недовольством научной интеллигенции работой правительства по обеспечению русской армии всем необходимым для ведения кампании на фронтах первой Мировой войны. Обнаружилось многолетнее отставание России в вопросах исследования и освоения ресурсов. Положение в этой области невозможно решить сиюминутным решением правительства. Требовалось масштабное изменение подхода к планированию и ведению поисковых и промышленных работ, обеспеченных научными изысканиями. Для оформления этого процесса и предназначалась КЕПС. Предложение было немедленно поддержано императором Николаем II и 4 февраля 1915 года Физико-математическое отделение Академии наук приняло решение образовать КЕПС. В.И. Вернадский в многочисленных записках и публикациях раскрывает не только смысл работы КЕПС, но формирует ясный организационно-методический план работы, определяет структуру Комиссии, намечает ее перспективу развития. Он определил главную задачу КЕПС’а, как организацию точного (по возможности полного и систематического в масштабах всей страны) учета природных ресурсов России. Вначале В.И. Вернадский являлся председателем Временного бюро КЕПС, а 11 октября 1915 г. тайным голосованием избран председателем Совета КЕПС’а - руководящего органа комиссии.

Революция 1917-1921гг. поставила у власти новую элиту, у которой не было знаний об основных экономических и юридических законах управления государством. Экономическая программа формулировалась в самых общих чертах и при массовом невежестве членов партии этого «пустяка» никто не заметил. В 1921 году (в момент завершения борьбы за власть) проект социально-экономического переустройства российского общества у большевиков отсутствовал. Аграрную реформу большевики «позаимствовали» у эсеров. А об их идиотских экспериментах в 1918 году с военным коммунизмом, продотрядами, прямым товарообменом, о шараханьях к НЭПу и обратно даже современные кафедры экономики (которые чутко улавливают «политес») стараются говорить вскользь. До сих пор историки преподносят широкой публике участников Тамбовского мятежа, Кронштадтского мятежа, сторонников Пермской республики и отряды Махно, как сплошных контрреволюционеров. Но то, что в основе недовольства лежали неурегулированные экономические  отношения Центральной власти с рабочими и крестьянами – ни слова.

Первой партией, которую запретили большевики в 1918 году, были кадеты, которые набрали всего 4,8% голосов избирателей в Учредительное собрание в 1917 году. Казалось бы, чего их бояться? Но в этой партии были в основном предприниматели, инженеры, экономисты, профессора и адвокаты – грамотные люди, которые прекрасно видели несостоятельность экономической доктрины большевизма - Коммунизма. В ней отсутствует элементарный баланс между производством и потреблением и не оговорены принципы распределения материальных благ. Такие экономические теории для грамотных людей просто неприемлемы. Большевистские теоретики заявляли, что со временем государство отомрёт. Т.е. отомрёт основной общественный и экономический регулятор. Но, странным образом, этот прогноз уживался с требованием диктатуры пролетариата, т.е. создания государственного аппарата внесудебного преследования инакомыслящих. Для просвещённых и «мягкотелых» российских интеллигентов, воспитанных на гуманизме Чехова, Достоевского и Толстого, это - классовый бандитизм. Теоретические выводы вождя большевиков (Ленина) о том, что Россия созрела для пролетарской революции, они считали очередным бредом. Капитализм в России только начал своё историческое развитие, а пролетариата было полтора миллиона. По сравнению с крестьянами рабочие жили несколько лучше и от государства требовалось только отрегулировать трудовое законодательство. С большой кровью это удалось сделать в революцию 1905-1907 гг., но главная социальная проблема России 1917 года – аграрное перенаселение – осталась нерешённой. Её не смогли решить ни столыпинские реформы, ни временное правительство. Кадеты в петроградских газетах (мягко говоря) критиковали большевиков, а грамотные социал-демократы Европы (признавая их революционные заслуги) сторонились, считая их современными луддитами.

После «революционного» погрома российской интеллигенции, уцелевшие сотрудники КЕПС’а и представители российской экономической школы (И.Г. Александров, В.Р. Вильямс, И.М. Губкин, Д.И. Прянишников, С.Г. Струмилин) составили научный костяк Госплана СССР (который был создан 22 февраля 1921 г.). Их знания и опыт позволили создать алгоритмы планирования и финансирования отраслей народного хозяйства, благодаря которым была осуществлена научная, технологическая и промышленная подготовка к надвигающейся второй Мировой Войне.

В июле 1941 года (когда стало ясно, что армия первого эшелона на границе разбита) Госплан организовал перебазирование промышленности западных районов за Урал. Всю войну Госплан координировал снабжение Красной Армии всем необходимым. После войны Госплан организовал быстрое восстановление разрушенного народного хозяйства. К 1980 году Госплан вывел СССР в число развитых индустриальных стран, обеспечив СССР производство 20% мирового ВВП (сейчас 2%). Госплан совместно с институтами МО координировал создание ракетно-ядерного щита СССР, который защищает нас до сих пор.

Но до Войны, во время Войны и после неё применялись принципы принудительного товарообмена и прямого централизованного планирования, т.е. использовался феодальный хозяйственный механизм. Тогда он был просто необходим, но для мирной жизни он явно не годился. Это видели некоторые руководители Партии, в частности А.Н. Косыгин. Однако, все попытки модификации феодального хозяйственного механизма (недостатки которого не мог компенсировать никакой Госплан) закончились провалом, поскольку затрагивали властные и экономические интересы основной массы партийных секретарей, которые воспринимали партию как Кормушку. Ирония судьбы в том, что через 30 лет Кормушка (за которую они так боролись) исчезла! Отсутствие объединяющего начала всех империй – совершенного и привлекательного хозяйственного механизма – одна из причин распада СССР.

В Перестройку новые «хозяева жизни» первым делом ликвидировали всю систему централизованного планирования и государственного контроля за распределением материальных и финансовых ресурсов. В процессе «рыночных реформ» были уничтожены Госплан, Госснаб, Госкомцен, ГКНТ, Внешторг и ряд других учреждений, которые после небольшой трансформации могли бы стать новой системой управления экономикой. После чего наше Правительство перестало «видеть» перспективу развития, «понимать» происходящее, «управлять» внедрением новой техники и технологий, «помогать» отраслям на внешних рынках. Сейчас оно с трудом выполняет крупные государственные программы. У него нет систематизированной отчётности о расходах на программы (их названия меняются каждый год) и достигнутых целях. Нет оценок экономической эффективности программ и их вклада в прирост ВВП. Официальная методика формирования федерального бюджета не опубликована. Расходы на науку, образование, медицину и оборону сокращаются. Программа газификации сельской местности провалена. Доходы населения падают. Русское население в сельской местности вымирает. Вместо бурного экономического роста (обещанного ведущей партией) - долгосрочная стагнация.

 

Реформы

Совершенно ясно, что «либеральная» импровизация с системой управления рыночной экономикой провалилась. Но (при нашей несовершенной политической системе) её агония может продлится ещё долго и приведёт к большим потерям и социальному взрыву. Очевидно, что в условиях перманентной Холодной войны с Западом новая Смута в России просто недопустима. Нужны кардинальные реформы. Но реформы – дело политиков, к которым мы не принадлежим. Единственное, в чём согласны решительно все: проект новой системы управления необходимо тщательно проработать.

Допустим, Парламент решится на реформы и будет принят один из вариантов гипотетической системы управления. Но сразу начинать её внедрение нельзя. Перекосы в управлении и экономике столь велики, что необходимо провести ряд предварительных мероприятий.

Первое – декларация о неизменности курса Правительства на формирование современной рыночной экономики и приверженности всем ранее принятым международным и внутренним обязательствам.

Второе – декларация о корректировке Конституции. Устранение вопиющих противоречий. Например, в Конституции сказано, что носителем высшей власти в стране является Народ. Дальше идёт

 Статья 11
1.Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Это – не точная формулировка. Сначала должна быть расшифровка, что такое «государственная власть». Расшифровки нет. Но хорошо известно, что государственная власть – это не только право отдавать приказы, но и ответственность перед Народом за принятые решения. Перечень ситуаций, когда власть должна нести ответственность перед «Народом», отсутствует. Отсутствует описание формы связи «Народа» и «Президента», «Народа» и «Федерального Собрания». По сути дела, мы имеем монархическую форму ничем не ограниченной государственной власти.
Каким образом Президент узнаёт о чаяньях «Народа»? Не ясно.  Где это фиксируется? Не ясно. Ни в Конституции, ни в Гражданском и Уголовном кодексе нет понятия «поручение должностному лицу» и «ответственность высшего должностного лица за неисполнение поручения». Нет описания механизма фиксации поручений Думы РФ Правительству РФ. Нет описания формата отчётности главы Правительства РФ о состоянии экономики и социальной сферы перед Думой РФ. Есть только краткая запись

Статья 103
1. К ведению Государственной Думы относятся:
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;

Но как можно заслушивать отчёт о деятельности, цели которой никто не назначал? Сначала необходимо указать Правительству Цель и Стратегию экономической деятельности, а затем требовать отчёта. А, чтобы указывать Правительству Цель и Стратегию  экономической деятельности, её необходимо сначала разработать. Но в Конституции не говорится о целях экономического развития и порядке формирования Стратегии, об ответственных за это  государственных органов. Что должна контролировать Государственная Дума?  Не ясно.
Формулировка целей экономического развития – важнейший элемент общественной и государственной деятельности – неявно (но фактически) отдана на откуп чиновникам экономического блока Правительства.
Обратим внимание на следующие статьи Конституции.

Статья 71
В ведении Российской Федерации находятся:
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

Статья 75
1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Во-первых, государственного органа под названием «Российская Федерация» не существует. Это - либо логическая ошибка, либо диверсия, благодаря которой отсутствуют принципы и ответственные исполнители «финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования». Таким образом, и эта сфера деятельности – неявно (но фактически) отдана на откуп чиновникам экономического блока Правительства.

Во-вторых, термин « Защита и обеспечение устойчивости рубля » не имеет конструктивной научной и правовой расшифровки. В результате он толкуется руководством ЦБ весьма расширительно (с выгодой для олигархов и финансовых спекулянтов) и без всякой связи с реальным состоянием населения и экономики. Совершенно ясно, что в Конституции необходимо указать специальный орган Правительства, ответственный за планирование и единую финансовую и экономическую политику в интересах всего общества. Процедура целеполагания и полномочия органа планирования так же должны быть отражены в Конституции в разделе Правительство, поскольку без перспективного планирования, отлаженного хозяйственного механизма и чёткого контроля деятельности Правительства экономика будет блуждать в потёмках, народ - нищать, а спекулянты - наживаться.

Грубейшие ошибки в формулировках статей Конституции РФ объясняются не только невежеством общества и отсутствием адекватных политических партий, но и результатом деятельности «перестройщиков». РАН практически самоустранилась от решения важнейших социально-экономических проблем. В России (в силу исторических обстоятельств) нет научной школы экономики, а социология не имеет разделов «Общественные организации» и «Конструкция государства». В середине прошлого века в развитых странах (особенно в Англии, Франции и США) начала бурно развиваться социология. Были созданы прикладные институты, которые точно предсказывали результаты выборов, разработаны научно обоснованные методики выявления потребительских предпочтений и желаний почти всех слоёв общества. Причём научились оперативно фиксировать даже малейшие изменения. Таким образом, все ведущие политические партии обрели «глаза и уши», имея которые стало возможным понимать происходящее и гармонично сочетать популистскую демагогию с истинными целями своих финансовых спонсоров. Это привело к тому, что депутаты перестали восприниматься как выразители «народных чаяний», а стали служащими Фабрики Законов, которой является Парламент. А Фабрике Законов нужны хорошо подготовленные юристы и экономисты. Поэтому, например, в США 90% сенаторов – юристы, имеющие большой опыт работы в различных учреждениях. А помошниками сенаторов обычно являются экономисты.

Наше общество (в лучших патриархальных традициях) воспринимает Президента как «отца родного», а  депутатов - как «народных заступников». Народ спокойно смотрит на присутствие в Думе спортсменов, предпринимателей, администраторов, артистов, лоббистов и т.д.  Такие депутаты - просто находка для ведущей партии и Правительства. Они не понимают сути происходящего, не умеют формулировать вопросы к Правительству и не знают, как работают законы. В результате Парламентом манипулируют, а качество принимаемых законов, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Совершенно ясно, что для депутатов необходимо законодательно установить образовательный и послужной ценз.

Если говорить сухим языком теории управления, то в Высшем Контуре управления народным хозяйством России между Народом, Думой и Правительством (умышленно) разорвана прямая связь «директивного управления» и (в силу исторических обстоятельств) отсутствует обратная связь «контроля за исполнением поручений».

Третье –  декларация о хозяйственной автономности РАН и подчинении Парламенту РФ, о создании в РАН отделения «Экономики и государственного управления», о создании (на базе ЦЭМИ) Института государственного управления, основной задачей которого будет создание новой системы управления экономикой РФ.

Четвёртое –  декларация о подчиненииРосстата РФ Парламенту РФ. О совершенствовании системы показателей статистической отчётности, создании в Росстате «Департамента статистической поддержки моделей прогнозирования и процедур планирования Госплана РФ» и повышении оплаты труда рядовых сотрудников в два раза.

Пятое – декларация о создании государственного Фонда поддержки малоимущих (ФПМ) и повышении МРОТ до уровня европейских стран. Наполнение ФПМ должно происходить из различных источников: вменённого дохода граждан России, отчислений от природной ренты, отчислений от налогов на сверхбогатых, из федерального бюджета и т.д. Расходование средств ФПИ должно производится Дирекцией ФПИ под контролем общественности и прокуратуры. На средства ФПИ (а не Минпрома и Минфина):

- должны быть выпущены электронные продуктовые карточки, по которым 20 миллионов лиц, имеющих доходы ниже прожиточного уровня, смогут получать в магазинах отечественные продукты питания;

- должны быть повышены пособия, пенсии и зарплаты трудящимся в сельской местности, которые сейчас находятся на уровне растительного существования;

- должны быть приобретены квартиры для всех «обманутых дольщиков». Дальнейшие расчёты с подрядчиками должны производиться ФПИ с участием Прокуратуры РФ.

Шестое – декларация о разработке и принятии новых: Земельного, Лесного и Водного кодексов, нового Закона о недрах, которые закрепят собственность государства на природные ресурсы.  Декларация о введении государственной монополии на продажу спиртных напитков, о национализации важнейших предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых, машиностроения, энергетики, авиастроения и т.д.

Седьмое – декларация о налоговой реформе, введении прогрессивной шкалы НДФЛ и тарифных сеток для служащих (независимо от форм собственности их организаций).

Восьмое - декларация о создании системы централизованного государственного планирования – Госплана РФ. Минэкономики должно сосредоточится на совершенствовании хозяйственного механизма, развитии малого и среднего бизнеса и координации регионального планирования.

Девятое – декларация о новой структуре Правительства.

  • Президент;
  • Парламент РФ;
  • Премьер-министр;
  • новый Госплан;
  • новый Госснаб;
  • новый ЦБ;
  • новый Минэкономики;
  • новый Минфин;
  • новый ГКНТ;
  • новый Госстрой;
  • новый Госкомцен;
  • новый Госкомтруд;
  • новый Внешторг;
  • Министерство здравоохранения;
  • Министерство образования;
  • Министерство социального обеспечения;
  • Министерство по делам молодёжи и туризма;
  • Министерство обороны;
  • отраслевые Министерства (в соответствии с классификатором видов экономической деятельности Росстата). Причём, в каждом министерстве должно быть агентство по реструктуризации кооперационных связей существующих и вновь создающихся предприятий.

Парламент РФ (по согласованию с Президентом) назначает:

  • председателя Правительства;
  • председателя Госплана;
  • председателя Госснаба
  • председателя ЦБ;
  • председателя ГКНТ;
  • председателя Росстата.

Всех остальных руководителей назначает председатель Правительства.

О том, как должна функционировать такая система управления экономикой, ещё напишут десятки томов инструкций и пояснений. Но чтобы на маленьком примере понять общий замысел, рассмотрим подробней Госплан РФ.

Председатель Госплана – первый заместитель Премьер-министра формирует экономическую политику необходимую для достижения стратегических целей страны. У него должен быть «Высший экономический совет», который будет консультировать, как оптимальным образом достичь целей, поставленных Президентом, главой Правительства или Парламентом.

Сводный отдел Госплана (получая предложения от различных министерств и ведомств о необходимых программах) каждый год в режиме «скользящего планирования» формирует совокупность ресурсно-сбалансированных планов (годовой, трёхлетний, на 10 и 15 лет) и представляет их на утверждение председателю Госплана, а он – председателю Правительства.

Центральный Банк и Минфин формально не будут входить в систему Госплана, но вся их политика должна быть направлена на содействие экономическому росту, а не на регулирование отдельных экономических показателей. Основные решения ЦБ и Минфина должны согласовываться с председателями Госплана и Госснаба. Первыми шагами ЦБ и Минфина должны стать:

  • запрет вывоза капитала за границу (на ближайшие 5лет);
  • переход на прогрессивную шкалу налогообложения;
  • стабилизация валютного курса рубля в «окрестности» паритета покупательной способности;
  • регулирование цен в экономике и фиксация индекса потребительских цен на уровне 2% в год;
  • снижение ставки рефинансирования ЦБ до нулевого значения с тем, чтобы ставки долгосрочных кредитов коммерческих банков и ипотеки не превышали 3-4% в год;
  • повышение коэффициента монетизации ВВП до уровня в 100%.
  • ликвидация «ножниц цен» на отечественную и импортную продукцию для создания равных возможностей отечественным производителям.

 

Новый Госплан

В новом Госплане РФ должны гармонично сочетаться общественные и частные интересы посредством процедур индикативного планирования и дезагрегации обобщённых показателей в показатели конкретных отраслей. Каждый год в «скользящем режиме» Госплан будет формировать совокупность ресурсно-сбалансированных планов (годовой, трёхлетний, на 10 и 15 лет) и представлять их на рассмотрение и утверждение Правительству. Для получения «ресурсно-сбалансированных планов» он будет использовать систему моделей и их нормативную базу. Создание эффективного планового аппарата возможно только при использовании прогностических моделей, среди которых должны быть демографические, финансовые и экономические модели, горизонт прогноза которых покрывал бы спектр от 1 года до 15, 50 и 100 лет. Демографические  прогнозы на 100 лет необходимы, поскольку только на больших промежутках времени хорошо видно, куда ведёт демографическая и экономическая политика Правительства и каковы будут доходы, численность и национальная структура населения. Перечислим модели, которые должны использоваться в новом Госплане.

1. Модели демографической динамики (национальные, когортные, региональные и т.д.);
2. Модели воспроизводства ВВП России (однопродуктовые и многопродуктовые);
3. Модели воспроизводства ВРП регионов;
4. Модель доходов и расходов федерального бюджета;
5. Модели финансовых потоков в отраслях экономики и н/х в целом;
6. Модель динамики золотовалютных резервов;
7. Модели учёта влияния НТП на воспроизводство ВВП;
8. Модели учёта выполнения крупных государственных и отраслевых программ с учётом финансовых ограничений федерального и консолидированного бюджетов;
9. Модель динамики материальных и финансовых потоков мировой экономики.

Использование моделей потребует расширения и уточнения официальной статистической отчётности, чем должен заняться гипотетический «Департамент информационной поддержки моделей» в составе Росстата РФ.
Необходимость перспективного планирования в российской экономике обсуждается уже более 10 лет, но либералы его отвергали под предлогом, что оно возвращает нас к мобилизационной экономике и принудительному товарообмену. Это – умышленное враньё, рассчитанное на полуграмотных. Указ Президента о необходимости использования процедур стратегического планирования в практике управления народным хозяйством Правительством (которое готовило законопроект) был элементарно извращён. Парламент принял закон «О стратегическом планировании», который не имеет конструктивной дешифровки, а потому и не работает.
В новом Госплане Федеральный Центр (ФЦ) будет прогнозировать экономическое развитие и динамику экономики в целом, ВРП регионов и выпуски крупных отраслей в обобщённых категориях. ФЦ будет определять факторы роста и торможения, оценивать вклад федеральных социальных и инвестиционных программ, оптимизировать развитие регионов. Он будет предсказывать доходы федерального бюджета и конъюнктуру крупных отраслей.
Новый Госснаб через торгово-сбытовые союзы будут доводить прогнозы коньюнктуры отраслей до независимых производителей, которые сами будут решать,  в каких мероприятиях им выгодно участвовать или не участвовать. Никаких ограничений у них не будет. Образно говоря, ФЦ будет играть только роль «светофора на перекрёстке», где сотни независимых «частных автомобилей» двигаются по своим направлениям, не мешая друг другу.

 

Научные проблемы

Как известно, перспективное планирование включает в себя пять крупных процедурных блоков:

  • прогноз инерционного развития экономики и социума;
  • прогноз последствий проведения крупных программ и изменений хозяйственного механизма;
  • прогноз величин экспорта и импорта;
  • прогноз последствий внешних воздействий (санкций и торговых войн);
  • разработка процедуры формирования федерального бюджета.

Причём каждый блок должен иметь как отраслевой, так и региональный «разрез». Следует отметить, что (при дезагрегации процедур перспективного планирования) показатели каждого блока связаны с друг другом. Разумеется, учесть колоссальное количество взаимосвязей и количественных оценок чиновникам (в рамках традиционной административной системы) уже не под силу. Поэтому расчётами, хранением и согласованием показателей этих блоков будут заниматься автоматизированные системы.

Автоматизация процедуры «Прогноз последствий (оценка вклада в развитие экономики) проведения различных программ и изменений хозяйственного механизма» потребует значительных усилий и времени (до 5 лет) поскольку полностью разрушена нормативная база и соответствующие научно-исследовательские институты.

Автоматизация процедуры «Прогноз последствий внешних воздействий» потребует существенных усилий от научных институтов МО и МИДа и займёт ориентировочно 5 лет. Им придётся разработать модель мировой экономической динамики и начать её тестирование.

Автоматизация процедуры «Бюджетный процесс» - самая трудная часть проекта. Это - фокус всех противоречий Минфина, Минэкономики и Парламента. Эскиз процедуры может быть создан в течение года, но согласование диалоговых процедур (отражающих мнения различных министерств, предпринимателей и общественных групп) займут не менее 5 лет.

Очевидно, что стабилизация цен и понижение потребительской инфляции до 2% должны быть синхронизированы со снижением ключевой ставки ЦБ и укреплением рубля. Повышение коэффициента монетизации ВВП (без разгона инфляции) сейчас невозможно. Сначала необходимо создать эффективную систему стабилизации цен. Тогда дополнительные финансовые средства будут использованы для инвестиций и стимулирования внутреннего спроса, что увеличит бюджет и повысит темпы роста ВВП.

Изменение пропорций ценообразования должно происходить так, чтобы выровнять цены импорта и внутренние цены на эквивалентные товары и услуги. Только после проведения всех этих мероприятий станет возможным реальное импортозамещение, завоевание своего внутреннего рынка и выход на внешние рынки с конкурентоспособной продукцией.

Таким образом, обстоятельства диктуют РАН весьма прозаический план работ, которые должен выполнить новый Институт государственного управления. Это:

  • создание модели воспроизводства ВВП в категориях межотраслевого баланса с использованием системы таблиц «Затраты-Выпуск» России, которые в рамках СНС разрабатывает Госкомстат России (МОБ.Р25);
  • разработка алгоритмов долгосрочного прогноза для инерционного развития и возмущений;
  • создание нормативной базы для отраслей МОБ;
  • оценка точности прогнозов;
  • стандартизация показателей региональных моделей социально-экономического развития;
  • разработка процедуры согласования прогнозов ВРП регионов с прогнозами федерального Центра;
  • разработка процедур дешифровки показателей «чистых отраслей» МОБ в более дробную номенклатуру с тем, чтобы Госснаб мог конструктивно взаимодействовать с торгово-производственными союзами и крупными корпорациями. Саморегулирование мелких и средних предприятий будет происходить в рамках прогнозов ожидаемой конъюнктуры реальных рынков. Оценки конъюнктуры будут получаться при дешифровке прогнозов агрегатов МОБ с учётом массы особенностей каждого рынка;
  • разработка системы методик для оценки вклада крупных федеральных и отраслевых программ в социально-экономическое развитие;
  • разработка системы демографических моделей для прогноза динамики трудовых ресурсов и миграционных потоков;
  • разработка процедур бюджетного процесса федерального Центра (согласование интересов федеральных министерств) и бюджетных процессов регионов;
  • разработка моделей финансовой системы России;
  • создание расчётных и диалоговых процедур для вычислительного центра Госплана РФ и вычислительных центров региональных Министерств экономики.

Использование моделей потребует расширения и уточнения официальной статистической отчётности, чем должен заняться гипотетический «Департамент информационной поддержки моделей и плановых процедур» в составе Росстата РФ. Наша статистическая отчётность весьма несовершенна. Например:

- в сборнике Национальные счета России нет численности занятых и величины основных фондов институциональных секторов СНС;

- в сборнике Национальные счета России использованный ВВП в сопоставимых ценах не равняется произведенному ВВП;

- в сборнике Национальные счета России в промежуточное потребление включаются расходы на оборону, что не соответствует официальной методике ООН и не даёт возможности делать корректные международные сопоставления и анализировать реальные тенденции ресурсосбережения в отраслях;

- нет численности занятых и основных фондов для видов деятельности и отраслей в таблицах «Затраты-Выпуск»;

- при обследовании числа занятых реально не учитывается большое количество трудовых мигрантов. Не известны их доходы, производительность труда и отраслевое использование. Официальная методика учёта трудовых мигрантов даёт сильно заниженную оценку, которая явно не соответствует реальному количеству мигрантов;

- нет отчётности по незавершённому строительству;

- обследование доходов населения производится не полностью. Данные о доходах самых богатых полностью отсутствуют - о них мы узнаём из зарубежных журналов. Таблицы децильного распределения групп населения по доходам (коэффициенты фондов) строятся на информации о домашних хозяйствах.  Данные о 7% очень бедных (у которых нет домашних хозяйств) в официальной отчётности так же отсутствуют. Отчётность по межотраслевому балансу с 2006 года отсутствует. Дефлирование финансовых потоков не имеет методического обоснования и окончательно запутывает все балансы. Всё это затрудняет построение моделей экономики России и общение учёных между собой.

 Это – очевидные проблемы, которые потребуют немедленного решения при создании нового Госплана, но существуют и проблемы «второго плана», о которых мало говорят, но на которые регулярно «натыкаются» в реальной политической жизни. Это:

  • Процедуры формирования планов развития экономики Правительства;
  • Порядок отчётности руководителей высшего звена (Президента, Премьера, министров) перед Парламентом;
  • Адекватность восприятия ситуации, целеполагание и оценка деятельности Правительства;
  • Пропускная способность информационных каналов связи и архитектура системы управления экономикой.

Ограничимся краткими комментариями (*) к каждому пункту.

* 7 мая 2018 года Президент подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в котором перечислены следующие национальные цели:

а) обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;
б) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет);
в) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;
г) снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации;
д) улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно;
е) ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа;
ж) обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;
з) вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов;
и) создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

Дано поручение Правительству Российской Федерации:

а) утвердить до 1 октября 2018 г. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, предусмотрев механизмы и ресурсное обеспечение достижения национальных целей, определённых пунктом 1 настоящего Указа;
б) в соответствии с национальными целями, определёнными пунктом 1 настоящего Указа, разработать (скорректировать) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представить до 1 октября 2018 г. для рассмотрения на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам национальные проекты (программы) по следующим направлениям:

демография;
здравоохранение;
образование;
жильё и городская среда;
экология;
безопасные и качественные автомобильные дороги;
производительность труда и поддержка занятости;
наука;
цифровая экономика;
культура;
малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы;
международная кооперация и экспорт.

Достижение перечисленных национальных целей – предельного напряжения всех интеллектуальных сил Правительства. Но к 1 октября 2018 года оно не сможет аргументированно доказать возможность достижения целей: у него нет системы стратегического планирования, нет нормативной базы, нет прогнозных моделей. Нет  процедур формирования ресурсно-сбалансированных программ и оценки их вклада в общее развитие. Но это – следы на бумаге. Пороки системы «зашиты» в конструкции самой системы. Бросим беглый взгляд на её фундаментальные характеристики.

Рассмотрим три характеристики экономики России, приведенные на рис.5,6,7. Фондовая характеристика показывает динамику темпов ВВП в зависимости от величины основных фондов.


Рис.5. Фондовая характеристика экономики России (базис 1995 год).


Рис.6. Слом основного тренда «Коэффициента реальной удельной оплаты труда»(базис 1995 год)


Рис.7. Слом основного тренда конечного потребления «Домашних хозяйств».


Если бы в 2008 г. не было первого (внешнего) удара (рис.5)., то мы развивались бы по Тренду 1. Если бы в 2014 г. не было второго (комбинированного ) удара, то мы развивались бы по Тренду 2. Комбинация заключается в одновременном внешнем воздействии (санкции) и внутреннем воздействии – обнищание населения, высокие ставки банковских кредитов, плохой хозмеханизм. Тренд 3 – окончательный разгром российской экономики. Внутреннее воздействие (ЦБ+Минфин+Государственная Дума, ведомая ЕР) заключается в следующем. Начиная с 2014 года Минфин предпринял меры, уменьшающие реальные доходы населения (рис.6), что привело к сокращению розничной торговли. В результате началось уменьшение конечного потребления «Домашних хозяйств». На графике рис.7 это - слом основного тренда (регрессии) конечного потребления «Домашних хозяйств». Сокращение внутреннего спроса привело к падению темпов ВВП. Подачки пенсионерам и роженицам ничего не изменят.  Необходимо кардинальное перераспределение валовой прибыли экономики. Придётся менять хозяйственный механизм и финансовую систему. Но кто же разрешит ломать хорошо налаженный «конвейер» перекачки денег за рубеж, когда на кону такие деньги? Поэтому начнётся имитация бурной деятельности, извращение целей, традиционное воровство и подтасовка отчётности.


Рис.8. Годовые темпы произведенного и использованного ВВП при инерционном развитии. Голубые «крылышки» – прогнозы Минэкономики.

Возрастёт число долларовых миллионеров. Народ, лишённый эффективной оппозиционной партии, будет по-прежнему вымирать. Сокращение бюджетных доходов приведёт к сокращениям расходов на оборону и, как следствие, политическим уступкам Западу. Реальная траектория экономического развития будет близка к инерционной, график которой приведен на рис.8.

* Тексты отчётов высших руководителей перед парламентариями распространяются за один день до заседания. Депутаты не успевают обсудить полученный материал с коллегами. В докладах отсутствует полный охват событий и обсуждаются частности. В процессе ответов докладчики часто уходят от сути дела. В результате, содержательного диалога «власти» с «народом» не получается. Необходимо принять закон «О формате выступлений в Парламенте». Текст содержательного и информативного отчёта (например, об экономическом состоянии страны) всегда большой, поскольку утверждения и объяснения докладчика необходимо иллюстрировать таблицами статотчётности по адекватному количеству показателей. У парламентариев должен быть недельный срок для осмысления доклада и формулировки вопросов. Само выступление должно быть посвящено только ответам на вопросы депутатов. Список вопросов подаётся докладчику спикерами палат за день до выступления. Отчёт, вопросы депутатов и ответы докладчика должны быть изданы в виде брошюр на языках народов Федерации и быть реально доступны для населения. При этом, разрабатывать форматы выступлений должны сотрудники Института государственного управления  РАН. Выбор показателей статотчётности требуют объективности, а чиновники – заинтересованные лица.

* Адекватность восприятия ситуации и целеполагание высших должностных лиц – самая болезненная для теоретиков (систем управления) тема. Дело в том, что для аргументации нужны (ну очень большие) модели и высококвалифицированные экономисты-аналитики, которых в настоящее время нет. Поэтому эти пункты отложим до лучших времён, но вот для оценки деятельности Правительства модели уже созданы  – это модели материального аспекта воспроизводства ВВП. Они основаны на знании фундаментальных характеристик экономики России, а характеристики (как отпечатки пальцев) хранят в себе информацию о свойствах экономики и политике Правительства. Анализируя динамику показателей и проигрывая различные варианты развития экономики, можно делать выводы о правильности или ошибочности принятых решений. Такую работу чиновники Правительства проделать не в состоянии. Этим должны заняться сотрудники Института государственного управления РАН, которые должны раз в год публиковать фундаментальные характеристики экономики России с комментариями о причинах их трансформации.

* В настоящее время хорошо разработана теория «телеграфной информации», которая измеряет количество информации как снятие неопределённости при получении буквенного (символьного) текста. При этом смысл текста полностью игнорируется. К сожалению, теория «смысловой информации» ещё не разработана. РАН придётся заняться этой проблемой и оценкой предельной пропускной способность каналов  связи и узлов преобразования смысловой информации, что и определят структуру системы управления. Но предельные возможности человека как оператора по обработке смысловой информации достаточно изучены и уже можно делать практически выводы. Например, ситуация с назначением  Рогозина и Мутко. Это - эксперименты с заранее известным результатом. Понятийный аппарат претендентов на министерские должности необходимо обследовать в Институте государственного управления РАН на предмет соответствия будущим обязанностям и устраивать конкурс. Сейчас «слуги народа» сами себе формируют должностные инструкции, т.е. сами пишут себе обязанности и ответственность. Это недопустимо.  Должностные инструкции и структура системы управления должны формироваться так же специалистами Института государственного управления РАН.

Информация об авторах:
ФИО -  Антипов Валерий Иванович;
Место работы – ИПУ РАН;
Должность – старший научный сотрудник;
Учёная степень – кандидат физ.-мат. наук;


ФИО -  Пащенко Фёдор Фёдорович;
Место работы – ИПУ РАН;
Должность – заведующий лабораторией N40;
Учёная степень – доктор технических наук;

Приложение

  • РАЗМЕР ПОДОХОДНОГО НАЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА
  • Австралия 17—47 % (0 %, если годовой доход ниже 6 000 австралийских долларов), 1,5% медицинский налог
  • Австрия 36,5—50 % (0 %, если годовой доход ниже 11 000 евро (2011 год), 25 % на доходы с капитала
  • Аргентина 9—35 %
  • Беларусь 12 %
  • Бельгия 25—50 %
  • Болгария 10 %
  • Бразилия 15—27,5 %
  • Великобритания до 50 %
  • Венгрия 16 %
  • Вьетнам 0—40 %
  • Германия 14—45 %
  • Греция 0—40 %
  • Дания 38—59 %
  • Египет 10—20 %
  • Замбия 0—35 %
  • Израиль 10—47 %
  • Индия 10—30 %
  • Индонезия 5—35 %
  • Ирландия 20—41 %
  • Испания 24—43 %
  • Италия 23—43 % (0 %, если годовой доход ниже 8000 евро (2008 год), налог на депозит 27 %
  • Канада 15—29 %
  • Кипр 20—30 %
  • Китай 5—45 %
  • Латвия 26 %
  • Литва 15 % и 24 %
  • Люксембург 0—38 %
  • Мальта 15—35 %
  • Марокко 0—41,5 %
  • Молдавия 7 % и 18 %
  • Мексика 0—28 %
  • Нидерланды 0—52 %
  • Новая Зеландия 0—39 %
  • Норвегия 28—51.3 %
  • Пакистан 0—25 %
  • Польша 18—32 %
  • Португалия 0—42 %
  • Россия 9 %, 13 %
  • Румыния 16 %
  • Сербия 10—20 %
  • Сингапур 3,5 %—20 %
  • Словакия 19 %
  • Словения 16 %—41 %
  • США 0—35 %
  • Таиланд 5—37 %
  • Тайвань 6—40 %
  • Турция 15—35 %
  • Узбекистан 9 %—16 %—22 %
  • Украина 15/17 %
  • Филиппины 5—32 %
  • Финляндия 8,5—31.5 %
  • Франция 0—75,04% 
  • Черногория 15 %
  • Чехия 15 %
  • Швеция 0—56 %
  • Эстония 21 % (0 %, если годовой доход физического лица меньше 1728 евро (2011 год))
  • ЮАР 24—43 %
  • Япония 5—40 %

И только у нас одинаковая налоговая ставка 13% для бедных и богатых, поскольку парламентское «большинство» отклоняет все (регулярно поступающие) предложения об её изменении.  Теперь обратим внимание на средние зарплаты в различных странах мира (таблица 2).
 
Таблица 2 /  Источник  [6]
Средние зарплаты в различных странах мира


Место

страна

зарплата, $

1

Швейцария

3855

2

Норвегия

3781

3

Люксембург

3565

4

Швеция

3352

5

Кувейт

3211

6

США

3120

7

Исландия

3020

8

Германия

2958

9

Финляндия

2923

10

Нидерланды

2879

11

Япония

2865

12

Великобритания

2780

13

Сан-Марино

2675

14

Австрия

2650

15

Дания

2600

16

Бруней

2560

17

Франция

2465

18

Саудовская Аравия

2460

19

Канада

2352

20

Новая Зеландия

2352

21

Италия

2350

22

Израиль

2310

23

Сингапур

2250

24

Южная Корея

2100

25

Бельгия

2010

26

Австралия

1920

27

Испания

1907

28

Ирландия

1642

29

Объединённые Арабские Эмираты

1620

30

Кипр

1460

31

Южно-Африканская Республика

1420

32

Бахрейн

1240

33

Катар

1230

34

Португалия

1203

35

Гонконг

1200

36

Чили

1180

37

Макао

1150

38

Бразилия

1050

39

Ямайка

1030

40

Турция

996

41

Мексика

982

42

Чехия

980

43

Эстония

978

44

Антигуа и Барбуда

950

45

Сейшельские Острова

920

46

Греция

890

47

Мальта

879

48

Панама

849

49

Аргентина

830

50

Экваториальная Гвинея

805

51

Польша

798

52

Маврикий

778

53

Барбадос

778

54

Ирак

760

55

Венгрия

760

56

Китай

746

57

Хорватия

721

58

Словения

715

59

Словакия

712

60

Сент-Люсия

705

61

Пуэрто-Рико

680

62

Ботсвана

680

63

Ливан

652

64

Коста-Рика

645

65

Индонезия

643

66

Уругвай

630

67

Литва

630

68

Латвия

622

69

Россия

615

70

Перу

607

71

Болгария

595

72

Намибия

590

73

Тайвань

580

74

Нигерия

570

75

Бангладеш

561

по данным Евростата, Международной Организации Труда, Организации Экономического сотрудничества и развития и национальных статистик.

Как видим, средняя зарплата наших трудящихся – одна из самых низких в мире. Коэффициент фондов, который указывает на соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан у нас только растёт с 13,9 в 2000 году до - 15,6 в 2015-м. В развитых странах он значительно ниже.

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную