Юрий АРАКЧЕЕВ

КОМУ НУЖНА ПРАВДА?

Еще в прошлом веке, в середине семидесятых годов, я побывал в командировке от «Литературной газеты» в туркменском городе Мары в связи с криминальной историей, которая там произошла. Была убита пожилая женщина, в качестве подозреваемого арестовали молодого человека, который раньше привлекался к уголовной ответственности за хулиганство. Церемониться со сбором доказательств не стали и быстренько приговорили парня к высшей мере наказания, расстрелу, хотя виновным себя парень не признавал, а свидетелей происшествия не было.

Однако нашелся некий инспектор уголовного розыска, который первым допрашивал парня и, анализируя обстоятельства, убедился в невиновности парня. Его мнение начальство проигнорировало. «Кому нужна твоя правда? – сказал ему один из сотрудников. – Шлепнем парня, и дело с концом».

За парня вступились и жители города, а на суде один из заседателей даже выразил «особое мнение», так как доказательства следователя его не убедили. Граждане, возмущенные несправедливостью судебного процесса, послали протестное письмо в «Литературную газету».

Тем не менее, приговор был вынесен, и парень сел в камеру в ожидании расстрела. Между прочим, он даже отказался писать прошение о помиловании, так как вину свою не признавал категорически.

Однако, тот самый инспектор уголовного розыска никак не мог смириться с творящимся беззаконием. Вопреки приказам начальства, игнорируя «производственную дисциплину», он за свой счет полетел в Москву и, проявляя прямо-таки фантастическое упорство, добился внеочередного приема в Верховном суде СССР (Туркмения тогда была одной из советских республик).

К сведению тех, кто сегодня упорнейшим образом обвиняет Советский Союз в полнейшем беззаконии и диком разгуле репрессий, этот мужественный, упорный человек сумел убедить члена Верховного суда СССР в том, что парень в Туркмении приговорен незаконно. И исполнение «расстрельного» приговора было приостановлено.

Вмешался и заведующий отделом писем «Литературной газеты», который поверил письму жителей. Вмешался московский адвокат, который поверил инспектору уголовного розыска. «Расстрельный» приговор отменили и отправили дело на дополнительное расследование. Потом вмешались и другие порядочные люди – в частности, аж член Военной коллегии Верховного Суда СССР… В общей сложности было ЧЕТЫРЕ судебных процесса, парень просидел в тюрьме ЧЕТЫРЕ С ПОЛОВИНОЙ года, но в конце концов был выпущен на свободу «за недоказанностью».

И заведующий отделом писем «Литературной газеты» предложил мне написать об истории.

Я поехал в командировку, внимательно ознакомился с материалами дела, встретился со многими участниками процессов и, разумеется, с главным героем. Которым я посчитал вовсе не парня, вокруг которого все крутилось. Парень – жертва, его геройство было разве что в том, что он упорно не признавал свою вину. Главным героем истории для меня был тот самый инспектор уголовного розыска, Виктор Багдасаров, который, рискуя своим служебным положением, не рассчитывая ни на какие привилегии и «дивиденды», не имея никаких отношений с приговоренным парнем, просто НЕ МОГ СТЕРПЕТЬ явное нарушение справедливости, искажение ПРАВДЫ и – ринулся на бой в ее защиту.

Документально-художественную повесть я написал, назвал ее «Высшая мера», имея в виду и первый приговор парню, и высшую меру совестливости, гражданской ответственности тех людей, которые выступили в его защиту. Тех, кому правда была нужна, оказалось немало, почему они и победили в конце концов.

А главным героем действительно оказался инспектор Виктор Багдасаров (в повести я изменил его фамилию на «Каспаров»). Именно он, исключительно по собственной инициативе, начал серьезнейший бой за правду, пойдя наперекор начальству и не жалея ни времени, ни средств на это.

Но властям Туркмении правда была действительно не нужна и вредна, ведь речь шла уже о защите их «чести мундира». И когда парня все же пришлось выпустить, они сумели-таки привлечь главного защитника правды к суду. За то, что он, якобы, получил от кого-то взятку в размере 200 рублей. И, явно испытывая этакий мстительный оргазм, быстренько осудили его аж на ВОСЕМЬ лет тюрьмы.

Но прежде, чем сесть за решетку, Багдасаров сумел приехать в Москву – на этот раз в расчете на собственную защиту, ибо никаких взяток он не брал. А власти Туркмении объявили на него всесоюзный розыск.

И он побывал у меня. Вскоре меня пригласил на встречу сотрудник КГБ, так как «в органах», естественно, знали, что я с «беглецом» встречался. Я сказал, что Багдасаров главный положительный герой моей так и не опубликованной повести, которую в «Литературке» посчитали «слишком острой» и дал сотруднику рукопись «Высшей меры». Прочитав повесть, сотрудник немедленно связался с властями Туркмении, и… Багдасарова отпустили, сняв с него обвинения во взятке.

Позже я написал повесть «Пирамида», где рассказал подробно обо всей этой непростой истории. И она была-таки опубликована в 1987-м году в журнале «Знамя» (№№ 8-9).

Почему Пирамида? Да потому, что на примере этого конкретного судебного дела проявилось то, как устроена вся наша власть: на верхнем острие этой многотажной системы – ОДИН человек, которому подчиняются все остальные. Одно слово которого значит больше, чем слова ВСЕХ других. И такая система власти во всех сферах нашей жизни. И только совсем внизу – большинство «граждан». И чем ты по положению в Пирамиде выше, тем больше у тебя прав на все, в том числе и на «правду». И если сигналы сверху вниз проходят свободно, то аргументы и критика снизу практически не имеют значения. А ведь наверху – в сущности такие же люди, как все. Они могут ошибаться, но игнорируя сигналы снизу не дают себе шанса исправить вполне естественные ошибки и недоработки. Будучи уверенными в своем праве «верхних» вершить судьбы «нижних». Поэтому судьбу парня в Туркмении решало не то, что было на самом деле, а то, что было решено «сверху». И только общими усилиями не смирившихся была достигнута относительная справедливость. Почему же относительная? Да потому что пирамидальная система, из-за которой и происходят подобные истории, осталась, как ни в чем ни бывало.

Сама эта ОСТРОКОНЕЧНАЯ социальная пирамида власти тем и безобразна, что лжива и несправедлива, она требует либо смирения «нижних», либо их постоянной борьбы за правду. Но и то и другое отнимает у человека силы и настоящую жизнь.

Моя повесть все же была опубликована и вызвала огромный читательский резонанс, которого я даже не ожидал. Оказалось, что правда на самом деле НУЖНА ОЧЕНЬ МНОГИМ. А пирамидальная система самим своим существованием противоречит истинной ПРАВДЕ. А следовательно и жизни большинства. Но очевидно, что именно поэтому повесть была наглухо замолчана сверху, несмотря на шквальный поток сочувственных читательских писем, а меня, бывшего уже вполне известным писателем, входящего даже в обойму «молодых и перспективных», фактически вычеркнули и из писателей и из граждан.

С распадом Советского Союза эта пирамида не только не ушла в прошлое, а – наоборот, укрепилась, что было закреплено в ельцинской Конституции, принятой в 1993-м году, незадолго до расстрела здания Верховного Совета по приказу Ельцина. И теперь и вовсе у нас наверху «Его Высокопревосходительство», фактически царь, да еще и обладающий «неприкосновенностью» (статья 91 нашей ельцинской Конституции, между прочим).

И если раньше, во времена «Высшей меры», такие люди, как Багдасаров, как положительные герои той моей повести, могли все же добиться правды, а повесть об этом все же, хотя и с трудом, но была ОПУБЛИКОВАНА, то теперь ни Багдасаровы, ни другие герои того времени, ни сама повесть о них стали категорически НЕ НУЖНЫ. Они вредны, потому что нарушают «стабильность в обществе».

Другая страна у нас, россияне! Не правда нужна всем, а в первую очередь деньги, бабло. За правду деньги не платят? Нет? Ну, значит, она действительно НЕ НУЖНА. Платят за воровство, ложь, прохиндейство, за угоду начальству, за лакейство и безобидные смехуечки – как на сцене, по ТВ, так и в литературе, которую и литературой сегодня назвать нельзя. Платят за наркоту – и химическую, и духовную, – за развлекуху, дешевые выдумки, «таблетки от депрессии», но только ни в коем случае не за правду.

«В тренде» в сегодняшней нашей капиталистической системе не правда, а – информация: где, что, когда и почем. И она совсем не обязана быть правдивой. Она должна быть полезной. Ею торгуют, за нее порой даже и убивают. Не даром же сказано: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Дороже золота информация!

И в Пирамиде нашей  сегодня есть избранные и есть народ, а попросту - быдло. Избранные – это те, у кого деньги и власть. И информация правильная. Им позволено все, а быдло должно работать, работать, работать. И молчать, разумеется.

Но можем ли мы по-человечески жить без правды? Не выживать, не тупо существовать, а ЖИТЬ? Любить и уважать природу, любить и уважать друг друга, пользоваться тем великим ДАРОМ ЖИЗНИ, который дан каждому при рождении на этот свет.

 

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную