Николай БАШМАКОВ, полковник в отставке, член СП России

Зачем покемончику чтение?

 

Гаджеты не помогают жить.
Они отвлекают от  жизни.

На встречах с молодыми обязательно задаю вопросы: нужно ли современному человеку читать и, если нужно, то зачем? К чести молодого поколения практически всегда находятся ребята, их немного, которые считают, что читать необходимо КАЖДОМУ. Доводы приводят разные. Человек, который много читает, учится грамотно писать и говорить. Начитанный и образованный меньше подражает другим. Благодаря чтению у человека появляется мечта. Ведь человек без мечты – это бездуховный биоробот, живущий по законам животного мира. Чтение для ума подобно физической тренировке для тела. Книги – лучшие друзья и советчики. Они молчат, когда надо, и говорят, открывая перед вами мир, при надобности.

Но всё же главный довод в пользу чтения большинство ребят упускает. Учёными доказано, что мозг более интенсивно развивается, если ребёнок СЛУШАЕТ или ЧИТАЕТ, а не смотрит, к примеру, фильм. Связано это с тем, что в момент ЧТЕНИЯ (или прослушивания сказки) мозг ребёнка активно создаёт СВОЮ картинку, СВОИ образы, а не впитывает то, что придумано сценаристом, режиссёром и артистом. То есть в это время активно работает воображение маленького человека, формируется и отлаживается его мыслительный процесс. При просмотре же видео или фильма ребёнок лишь созерцает картину, созданную воображением взрослого дяди или тёти.

Ещё одним положительным моментом чтения является возможность в любой момент остановится и обдумать непонятный вопрос или эпизод, чтобы затем двигаться дальше. Такое осмысление тоже развивает и учит думать. Фильм остановить можно не всегда, потому непонятные моменты так и остаются неразгаданными.

Книга не только даёт информацию и грамоту, но и заставляет активно мыслить и жить разумно. Именно этим человек отличается от животного. Совсем не зря говорят: "Чтобы стать умным, нужно прочитать десять книг. Но чтобы эти книги найти, нужно прочитать их тысячи".

О пользе чтения твердят и великие личности. Эйнштейну, например, приписывают такой эпизод. Учёного спросили, что нужно делать, чтобы ребёнок стал умным? Эйнштейн ответил кратко: "Нужно читать ему сказки!"

Да что приводить в пример учёного иностранца. В России есть свои примеры. Арина Родионовна, няня Саши Пушкина, рассказывала своему воспитаннику сказки. Думаю, никто не сомневается в том, что это непосредственно повлияло на формирование личности великого русского поэта!

А рассказывают ли сказки родители сегодня? Далеко не все. Как часто можно наблюдать картину, когда молодая мама, чтобы ребёнок не путался под ногами, усаживает его с планшетом. Дитя тут же уходит из живого мира в мир виртуальный. Он не видит окружающую его обстановку, глух и нем к другим людям. Что развивается у него в этот момент? Умение быстро нажимать на кнопки?

Болезненное пристрастие к гаджетам одна из причин деградации современного человека. Гаджеты не помогают ребёнку готовиться к реальной жизни. Они отвлекают его от настоящей жизни. Привычка к простому созерцанию, когда не надо думать, лишь на кнопочки нажимай, приводит к тому, что ребёнок категорически не желает ЧИТАТЬ, когда приходит в школу. Его "другом" становится не КНИГА, а прибор, который УВОДИТ его от реальности. Маленький человечек не развивает свой интеллект. Он упускает время (мозг человека наиболее активно развивается до 18 лет) и потенциал, который в него заложен от рождения, уже никогда не будет реализован в дальнейшей жизни. Совсем не зря, если о человеке говорят, что он НАЧИТАННЫЙ, подразумевают, что он ГРАМОТНЫЙ. А того, кто книг не читает, называют БЕЗГРАМОТНЫМ.

Мне возразят, что читать некоторые современные "книжки" попросту опасно. Дескать, классику ребятам читать скучно, а современных писателей-реалистов молодые не знают. Не "раскручивает" таких писателей и поэтов наше государство. Так устроена современная система, что в обществе на первом плане в культуре ИСПОЛНИТЕЛИ, а ТВОРЦЫ, включая настоящих поэтов и писателей, на задворках. Вот и вынуждены дети читать фентези и боевики, совершенно оторванные от реального бытия. Так лучше уж пусть совсем не читают…

Действительно, когда читаешь современное фентези, не оставляет ощущение, что подобная фантазия могла родиться только в сильно заболевшем в каменных джунглях разуме. По сути фентези (и боевики), какими бы "замечательными" они не были, продолжают дело гаджетов. Они отрывают маленького человека от реальной жизни. Заменяют реальный смысл, красоту и ценности на выдуманные. Гаджеты – своеобразный наркотик, уводящий ребёнка в иной мир. Наркотик потому, что привыкнув к этому миру, ребёнок желает жить в нём, а не в мире реальном. Дети и мыслить начинают придуманными категориями.

Мой внук с другом летом пошли в реальный поход. Ночевали в палатке на опушке леса. Я проинструктировал их, чтобы не разбрасывали съестные припасы, так как запах может приманить медведя. Когда они вернулись, спросил: "Страшно было ночевать в лесу?". Оба признались: было страшно. "Боялись медведя?" – был мой следующий вопрос. Юные горожане вполне серьёзно заявили, что боялись не медведя, а бродивших в тумане зомби…

Истоки "нелюбви" к книге, конечно же, в семье. В читающей семье и дети читают! Но и современная школа не является тем заведением, где ребёнок "заражается" чтением. Причин этого много, однако винить только семью и школу будет неправильно. Сделать нацию читающей – задача государственного уровня. Сегодня много говорится о том, чтобы "россияне стали высокообразованными, эрудированными и всесторонне развитыми". Хорошо бы ещё, чтобы к государственным мужам пришло осознание того, что без поднятия интереса к чтению этого сделать невозможно!

Но станет ли государство это делать? Оценивая земную цивилизацию в целом, задаёшься вопросом: а нужен ли ныне всесторонне развитый человек? В технократической цивилизации человек всё больше отрывается от природы и постепенно превращается в человека-робота. Тем, кто правит миром, образованный и "широкопрофильный" человек не нужен? Для технической машины годится маленький "узкопрофильный" винтик. Винтик, который в любой момент можно выбросить и заменить другим. Иначе говоря, человек разумный должен быть заменён на покемончика, который пьёт, ест, развлекается и выполняет определённую работу. А ПОКЕМОНАМ ЧТЕНИЕ НЕ НУЖНО! Они – промежуточное звено. Со временем уровень развития дойдёт до такой степени, что и этот человек-покемон будет заменён роботом.

К сожалению, Россия движется по общемировому пути. Нелюбовь к чтению в сочетании с системой экзаменов ЕГЭ (тестовая система приучает запоминать информацию, но не учит мыслить) как раз и готовит для общества покемончика. Потому все призывы к высокой образованности человека в нынешней системе – пустая декларация. Для осуществления этой программы придётся ВЫДЕЛИТЬСЯ из западной цивилизации (выскочить из западного колеса), прежде всего, в плане духовном. Только кто это сделает? "Новая-старая" команда рулевых, хотя в речах и нацелена на будущее, действует пока по-старому…

Лакмусовая бумажка высокой образованности нации, показатель её грамотности – ЧТЕНИЕ. В настоящий момент интерес к чтению не растёт, а падает…

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную