Людмила БИРЮК
ЗНАТЬ, КУДА ИДТИ
О творчестве Светланы Макаровой-Гриценко

Осенью 2004 года в старинном особняке на улице Коммунаров шумело собрание краснодарского отделения Союза писателей России. Постепенно добрались до главного вопроса: выборов председателя правления. Нужен был талантливый и волевой лидер, способный возглавить расшатавшийся Союз, не дать ему рассыпаться окончательно. Предлагали разных кандидатов, но чаще других звучало имя Светланы Николаевны Макаровой-Гриценко – молодой писательницы и поэтессы, вот уже восемь месяцев исполняющей обязанности председателя правления. Избрали именно Светлану, и нельзя было не заметить, что большинство писателей искренно радовались такому исходу.

Мы все видели, сколько труда вкладывала Светлана Николаевна, чтобы сплотить писательскую организацию, вникнуть во все сферы и тонкости работы, построить правильные взаимоотношения с людьми. Положение осложнялось тем, что Макарова оказалась моложе всех нас, к тому же, стала первой женщиной за всю историю краснодарского СП, занявшей столь высокий пост. Сколько требовалось от нашего руководителя спокойствия, такта, терпения, а когда надо – и решительности, чтобы сохранить в коллективе дисциплину и здоровую атмосферу.

Кроме того, ей нельзя было забывать и о своем призвании…

Стихи Макаровой-Гриценко отличаются особенным лиризмом. Многие из них, благодаря краснодарским композиторам, даже стали песнями. Но на какое-то время её полностью захватывает проза.

В 2005 году в Москве, в издательстве «Амадеус», выходит её повесть «Хрустальная дочь». Высокий уровень творчества Светланы Макаровой отмечали многие литераторы, и столичные, и свои. Правда, иногда оценки «своих» диаметрально менялись в соответствии с изменением климата, царящего в краснодарской литературной среде. Руководителю писательской организации всегда приходится труднее, чем любому другому автору: ведь он работает под прицелом множества глаз, не всегда доброжелательных, а не то что объективных.

Что в ту пору творилось в душе Светланы Николаевны, знает только она одна. Но Союз уже стал не тот, что прежде. Он превратился в дружную и сплоченную команду с общей целью и общими интересами – служением литературе. Рядом с Макаровой-Гриценко были друзья-единомышленники, которые старались помочь, чем могли. Занимались общественными делами, ездили в творческие командировки, выступали в библиотеках и школах, читали рукописи начинающих авторов, проводили литературные семинары. Макарову поддерживали и ветераны пера, известные писатели и поэты: Виталий Бакалдин, Виктор Логинов, Кронид Обойщиков, ныне ушедшие от нас в мир иной. А замечательный писатель-историк Борис Тумасов до сих пор дружит с ней и даёт высокие оценки её творчеству.

А как иначе? К людям старшего возраста Макарова относится с глубоким уважением, если сказать по-старинному – с почтением. Так принято относиться к старикам в хороших правильных семьях, особенно сельских. И хотя Светлана Николаевна, как поётся в песне, «давно человек городской», всё лучшее, что дало ей воспитание в семье тружеников-хлеборобов осталось с ней навсегда. Макарова с благодарностью вспоминает, как в далеком 1997 году Виталий Борисович Бакалдин, тогда редактор газеты «Литературная Кубань», опубликовал её первый рассказ «Ленка», получивший высокую оценку петербургского критика Олега Шестинского. Впоследствии там же были напечатаны «Шнурки для Гошки», «Парашютист», «Зимний вечер» и другие рассказы. Бакалдин относился к Макаровой отечески тепло, но, в то же время, и требовательно. Например, первый вариант её повести «Дождь в крупную клетку» вызвал некоторые замечания взыскательного мэтра. Побеседовав с ней по телефону, Бакалдин в заключение сказал:

– Ладно, Светлана, что бы я вам ни наговорил, ясно одно: вы видели Париж!

Действительно, в рукописи, которую я прочитала прямо в редакции, было пленительное описание парижской жизни, парижских улиц и площадей, парижских ресторанов со знаменитыми устрицами.

Этот разговор Светлана Николаевна теперь вспоминает с улыбкой. Она не была в Париже никогда…

Повесть «Дождь в крупную клетку» вышла в 2006 году в сборнике прозы. Она была горячо принята в Краснодаре и впоследствии переиздана в Москве, в сборнике прозы юга России под названием «Дорога домой».

Основной смысл повести можно выразить примерно так: «Не ходите, девки, замуж за иностранца»! С этим мудрым советом трудно не согласиться взрослой женщине, но каждая вторая девчонка втайне мечтает о заморском принце, который, в отличие от своих, соседских, будет и любящим, и заботливым, к тому же, обязательно богатым и щедрым на подарки.

Именно таким представляется юной кубаночке Юле Серенко чернокожий красавец Амилар. Разве могла она подумать, что прозрачный клетчатый зонт, заботливо раскрытый над её головой, окажется реальной клеткой? Увы, жизнь далека от сказки. Титул принца, который формально носит муж Юли, не дает ему во Франции никаких благ и привилегий. Амилар не богат, да и любовь его – сродни любви собственника к редкой и ценной вещи. Прекрасная Франция, страна девичьих грез, открывается для героини неромантической реальностью. Схватив в охапку сына, Юля буквально врывается в русский самолёт, где ей уже не страшны никакие преследователи: борт самолета – территория Родины.

Успех повести окрылил автора. Макарова-Гриценко много и плодотворно работает, и не только над собственными произведениями… Однако пост председателя не позволяет отдаваться только личному творчеству. С её легкой руки и при содействии краевых и городских властей вышло несколько номеров альманахов «Кубань литературная» и «Краснодар литературный». И хотя издания пришлось прекратить по финансовым причинам, там успели опубликовать свои произведения ведущие литераторы Кубани.

Зато вот уже восемь лет успешно здравствует наш любимый «Кубанский писатель» – на сегодня это единственная наша краевая литературно-просветительская газета, к тому же известная всей пишущей России. По мнению коллег из других краёв и областей, качество материалов и культура их подачи в «Кубанском писателе» ставит газету в один ряд со столичными изданиями. А что, прежде всего, ищут в ней читатели? Острую злободневную редакторскую статью. В последнее время Макарова нашла себя в публицистике и успешно работает в этом жанре. Да, есть у неё эта замечательная черта – способность замечать и осваивать всё в профессии новое, способность прислушиваться к мнению друзей-писателей и без ложного самолюбия всё время «учиться, учиться и учиться».

И когда же Светлана Николаевна при такой занятости успевает писать и издавать книги? Так всеобщей неожиданностью явилась её новая повесть «Купола» - повесть о запутанной, полной противоречий современной жизни. Повесть тоже получилась сложная, многоплановая и большая по формату. Нынешние писатели такие произведения часто называют романами.

Макарова рисует картину беднеющего на глазах маленького городка, жизнь которого неразрывно связана с единственным крупным предприятием. Медленно угасающий город, к которому намертво присосалась мафия-вампир – словно зеркальный осколок, в котором отразился перестроечный развал нашей страны. Желая помочь тяжело больной дочери, таможенник Карманов решается на сотрудничество с преступниками, а из-за «друга-предателя» оказывается на нарах. Отныне месть – его единственная цель.

Но «заклятый друг» Карманова, Виталий Слухай, вовсе не предатель, а тоже жертва обстоятельств. Подобно Карманову, он попадает в сложнейшую нравственную ситуацию. Найти преступника – его служебный долг, но в то же время совесть не даёт ему покоя, и образ умершей девочки стоит перед глазами. Пытаясь начать жизнь заново, он меняет фамилию, место проживания, образ жизни, но вскоре понимает, что от себя не убежишь. В конце романа Слухай погибает при загадочных обстоятельствах.

Несмотря на трагический финал, повесть не оставляет чувства безысходности. Главная героиня Макаровой, бывшая балерина Инга, хрупкая, по-детски наивная и незащищённая, проходит через множество тяжких испытаний, но не впадает в уныние, не теряет надежду. И Бог не оставляет её.

Макаровой удалось создать произведение, достоверно отражающее современную жизнь, что было по достоинству оценено критикой. За книгу «Солнце за горизонтом», в которую вошли повесть «Купола» и рассказы, писательница удостоена звания лауреата премии им. Михаила Алексеева.

В 2013 году в Москве изданы сразу две книги Светланы Николаевны: сборник «Стихотворения», куда вошли её лучшие стихи, а также сборник публицистики «Жизнь наша нелегка, но…», за который автор отмечена премией им. А.Д. Знаменского.

К званиям и премиям Макарова относится сдержанно, с внутренним стеснением. Получив в Москве высокую награду Союза писателей России и Международной Академии искусства – Золотой орден «За служение искусству», она впоследствии рассказывала друзьям:

– Называют мою фамилию, а я сижу, как вбитый гвоздь. Думаю – ошибка. Они снова меня называют, а я оглядываюсь: нет ли за спиной другой Макаровой?

Чувство юмора, непринужденный артистизм – её природные черты, которые не могли не отразиться в творчестве. Повести «Ласточкин, петух и кондор», и особенно в пьесе «Мир вращается», – и смешны, и интригующи, с такой неожиданно лиричной развязкой.

Однажды Светлана Николаевна сказала, что хотела бы писать так, чтобы никто не замечал, кем это написано – женщиной или мужчиной. Действительно, к произведениям мужчин критики относятся куда терпимее. Когда у писателя-мужчины герой «роняет скупые слезы» – это лирика, но если то же самое делает герой в произведении женщины – это жеманство и безвкусица. Ничего не поделаешь, значит нужно заслужить, чтобы твои рассказы и повести называли просто «прозой», а не «дамской прозой».

Но порой именно женская природа придает литературным произведениям особенное обаяние. Макарова-Гриценко по-своему, с присущей ей интонацией умеет рассказать и о лабиринтах большого города, и о жизни сельской глубинки, поведать по секрету, о чём беседуют молодые мамы в рассказе «Уютный дворик, тихое окно», нежно приласкать старенькую бабушку из рассказа «Зимний вечер». Она заставляет нас подумать, почему карьеристка Людмила, героиня рассказа «Цветы для тетушки Пегги», так и не стала счастливой, и что именно заставило духовно переродиться служащую культмассового сектора Анну из рассказа «Шнурки для Гошки»…

Творчество Макаровой-Гриценко, при всём его тематическом разнообразии, объединяет одна черта – оптимистичное восприятие мира. Она не закрывает глаза на тёмные стороны жизни, но твердо верит в гармоническое равновесие всего сущего на земле. Подобно тому, как равноправны в музыке минор и мажор, так и в душе человека радость и печаль всегда сопутствуют друг другу.

У каждого из нас своя дорога. Есть она и у Светланы Макаровой-Гриценко, пусть не совсем гладкая и удобная, но своя. Она честно идет по ней, не оглядываясь на другие, обходные или более легкие пути. Главное –знать, куда идти.

И пусть ухабов на пути моём полно,
И льют дожди, и ветер бьет в окно,
А в буднях – суета и кутерьма,
На горизонте – белые дома…

 

18 декабря председатель Краснодарской краевой писательской организации, прозаик и публицист Светлана Николаевна Макарова-Гриценко отмечает юбилей.
Светлана Николаевна! Секретариат Союза писателей России и редакция "Российского писателя" от всей души поздравляют Вас! Желаем Вам здоровья, крепости духа и мира в душе, любви родных и близких! Ждём новых творческих достижений!

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную