Григорий БЛЕХМАН
Строчка заглавия статьи взята из этого сборника: Сергей Донбай "Посредине России", Москва: «Российский писатель», – 2011.г – 288с. Ею поэт начинает своё двустишие, которое он назвал: «Радость»:
Работает в квартире тишина – Даже, если бы поэт о себе больше ничего не написал, было бы многое ясно о его корнях, вкусах, семье, воспитании… Потому что, когда твой ребёнок с упоением читает такого писателя, который сказал: «Нравственность – есть правда» и который всю жизнь пытался разобраться, что диктует нам наша душа, и почему мы далеко не всегда следуем её велению – это говорит об атмосфере в семье. Да и сказано это так, что сразу виден поэт. Его стихи я читал и раньше: в «Молодой гвардии», «Сибирских огнях», «Литературной России», «Российском писателе». Не помню, какое стихотворение прочитал первым, но помню, что, прочитав, запомнил автора. И после, когда где-то видел фамилию Донбай, всегда открывал страницу, на которой начинались его стихи. И ни разу не пожалел. Вот и теперь взял его сборник и не заметил, как прошло время, пока не дочитал его. Может ещё и потому, что мы с ним сверстники, и то, о чём он рассказывает мне близко. Хотя, главное, конечно, не в этом, а в том, как он это делает: …Серенький, маленький, бедный, Вот они! Видели! Видели! Конечно, это кадры той хроники, – а стихотворение так и называется: «Кадры хроники», – которую, однажды увидев, уже не забудешь. Потому что это – продолжение нашей Главной Победы. А сила печали и радости тех дней вряд ли с чем сравнима. И будто продолжением тому, что написал в этих строчках автор – мальчик той войны – идут строчки другого стихотворения: …Прощаюсь с друзьями отца, Оркестра гуляет мотив Прощаюсь во сне наяву, …Отчётливо в детство, в отрочество Сказано-то как: «Общее наше отчество»! Да и потом у поэта в «Балладе о двадцати миллионах»: Двадцать миллионов человек И дальше – об этом же: …Как сосчитать до конца О войне у поэта так сильно, что хочется приводить и приводить его строчки. Но, боюсь, строчки о другом могут «обидеться». И они будут правы, потому что там тоже есть, что читать. Например, об «общем нашем отечестве»: И Ленина – он не читал, Или – ещё шире: Нам это чувство – наизусть, Но кто диктует нам урок А теперь о других философских размышлениях поэта. Вот – «о быстром и медленном времени»: Сядешь в троллейбус на две остановки – Улицу всю, заслоняя боками, Осень копается в огороде. …Всё же прошло и оно – улетаю! Не правда ли, тут есть о чём подумать. И это действительно хочешь читать в обстановке, когда «работает в квартире тишина». Как, впрочем, и всё остальное, что есть у Сергея Донбая. Допустим, такая мысль: Понять вокзал труднее, чем себя, И хотя себя, порой, тоже понять непросто, и можно с автором обсудить первую строчку, но как легко и изящно сказано в двух четверостишиях о том, о чём и в ином романе не удаётся. Теперь позволю себе не выбирать стихи, а открываю сборник наугад. И читаю: Закончен день. Его усталость А ты спешила в сад за сыном. А в сумерках сжималась нежность А дальше – неожиданно, поэтому вспоминаю слова Станислава Куняева, что Сергей Донбай поэт «от мира сего». Но не буду томить: А ты стоял. Но не молитвой, А город, типовой и скучный, Не правда ли – как знакома нам эта коллективная «прилежность». И насколько точна эта неожиданность в финале. И будто продолжение этой мысли – следующее стихотворение, которое называется «Городской двор»: …Наш двор на лавочке сидит Трудно не заметить, сколько теплоты в этом тонком юморе. Сколько любви и жалости. Ведь это же мы, кто «одной ногой» так и останется в советском времени. Мы, кто и гордится за своих родителей, которые отстояли пусть и далеко несовершенную, но нашу страну в сороковые, и кто болезненно недоумевает: что же с той страной сделали. А это стихотворение приведу полностью, не перебивая своими комментариями: Спит отец…Сняв очки Будто видит он сон: Ты чего это, сын, Говорю, мол, читать Будто слышит меня, Говорит, мол, откинь Хмурюсь, силюсь понять – Мне кажется, здесь есть какой-то ключик. Этот ключик к тому, чтобы объяснить себе, что не даёт оторваться от стихов Сергея Донбая. Ведь он, как мы уже знаем, – «дитя войны», а значит и немолод, но осталось в нём то, что редко у кого из нас остаётся с возрастом – душа ребёнка. При всей мудрости этого человека проступает у него детский взгляд и мироощущение, где господствует чистота. Оттого его стихи такие «тёплые». Даже при высокой степени страдания и большой глубине в размышлениях. Поэтому, давайте ещё насладимся теплотой и любовью его строчек: Проснись у меня на плече! Проснись у меня на плече Проснись у меня на плече – И даже за нашим пределом, Можно долго ещё говорить о стихах Сергея Донбая и приводить строчки из разных разделов его, на мой взгляд, очень удачного сборника: «Глазами освещённое окно», «Земное притяжение души», «Риторики», «Квадратные шары»… Но, во-первых, это основательно сделал в предисловии к сборнику Станислав Куняев, а во-вторых, мне кажется, что и после уже приведённых строчек, многим, кто неравнодушен к истинной поэзии, захочется купить сборник, чтобы не торопясь почитать настоящие стихи. |