НАША ЗАЩИТА И ОПОРА
О ФЕСТИВАЛЕ «ВО ИМЯ БОРИСА И ГЛЕБА»

Святейший Патриарх Кирилл и накануне своего знаменательного пастырского визита на Украину, и в дни поездки сказал немало важнейших слов всем русским людям в славянском мире и на земле. Это были те самые проповеди, те проникновенные слова, от которых мы в России, как это ни странно, почти отвыкли. Покажут в теленовостях торжественное открытие Всемирного Русского народного Собора, оставят несколько дежурных слов по теме Собора - и всё. Именно на Украине, и в прошлом году, и в нынешнем, Патриарх Кирилл ещё резче, чем на Соборе, сказал о либерализме, как мировом зле, о пресловутых правах человека, которые ведут прямо в ад, о Русском мире, противопоставляя его убогому «россиянству».

Это понятие – Русский мир всплывало у нас и официально, в бледный Год русского языка, но, оказывается, имелось в виду создание одноимённого фонда под политолога Никонова (ау, где его дела?), дорогостоящие мероприятия с банкетами за рубежом, встречи с западными соотечественниками. А что же в самой России – только разрушение Русского мира? Хранит его из последних сил наша провинция, которая поражает своей стойкостью и открытым противостоянием тому потоку бездуховности, антирусского масскульта, который затопил мегаполисы и забил эфир. Вот – яркий пример противостояния.

Казалось бы, давит несусветная жара, полыхают леса, в том числе и в Воронежской области, а в старинном Борисоглебске на слиянье обмелевших Хопра и Вороны по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия проводится Первый фестиваль русской культуры и словесности «Во славу Бориса и Глеба». Любители поэзии и песни проходят отборочный тур (судит его воронежский поэт и… судья по профессии Александр Нестругин, приезжают гости из Москвы и других городов – несгибаемый фронтовик, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического труда Егор Исаев, сопредседатель Союза писателей России Сергей Котькало, председатель жюри Диана Канн из Самарской области, редактор издания «Роман-журнал. ХХI век» Марина Ганичева, главный редактор журнала «Подъём» Иван Щёголев и ведущий воронежский критик Вячеслав Лютый, волгоградская поэтесса Елизавета Иванникова и писатель-издатель Святослав Иванов, затеявший серию «Великие провинциалы». Не мог отказаться от приглашения и я – ринулся из дороги в дорогу, не разобрав карельский рюкзак, потому что Борисоглебск – город моей армейской юности.

Здесь я начал службу в сержантской школе радиосвязи, выпускал стенную газету - лучшую в политотделе, играл за сборную города в баскетбол. Здесь понял, что, кроме любимого Замоскворечья и Подмосковья, красот озёрного Валдая, куда возил меня отец, есть русская провинция с её несуетной жизнью, пыльными дорогами, неустанными трудами, но и особой, самобытной культурой. Любовь к собирательству фольклора зарождалась тоже здесь – в Борисоглебске поют лучшие народные коллективы. Прошло сорок пять лет, город в чём-то изменился, а многое осталось неизменным. Возрождается на месте основания города храм первых русских святых Бориса и Глеба, возле которого и состоялся молебен в честь открытия фестиваля. Стоит на центральной площади (и плодотворно работает!) театр имени Чернышевского – единственный, так сказать, райцентровский на весь регион. Конечно, продолжает готовить учителей для городков и весей известный Пединститут. В сокращённом варианте работает знаменитое лётное училище, с курсантами которого мы бились в баскетбол и соперничали на танцллощадке возле перестроенного Дома офицеров. Правда, теперь на месте старой взлётной полосы – кирпичные особняки, как везде. Ну и тюрьма – неизменный острог города на засечной черте – стоит в центре. Жаль, что многие предприятия закрылись или, как Борхиммаш, работают по сокращенному графику.

Напомню, что город, названный в честь первых русских святых Бориса и Глеба и причисленный к числу исторических, возник в 1646 году, как выражается летописец, «для береженья» от набегов беспокойных крымских, азовских и ногайских людей, которые «прохаживали изгоном и те все места воевали, людей побивали и в полон служивых и уездных всяких людей имали». Петр Великий, намереваясь покорить Азов, сделал Борисоглебск временным перевалочным пунктом для заготовки древесины, чтобы построить каботажный флот, что немало содействовало привлечению сюда населения и развитию промышленности. Знатный дубравы шумели на берегах Хопра и Вороны, за незаконную порубку строевого дерева Пётр ввёл смертную казнь. Вот как охранялись заповедные леса!

А ныне экологи и местные жители Химок грудью встали у бетонного забора, чтобы приостановить попытку начать строительство трёх высоток в 25 этажей на территории старой дубовой рощи прямо на берегу канала имени Москвы. Сколько таких рощ осталось в ближнем Подмосковье? И вообще – раньше к берегам водохранилищ системы канала и водоснабжения Москвы подойти нельзя было – а теперь, с таким-то Лесным и Водным кодексом, многоэтажки растут как грибы прямо у воды. Как стенали будущие депутаты и либеральные СМИ о непосильных трудах заключенных на строительстве канала, облесении берегов: «Ох, на костях построили!». Так те хотя бы спасали Москву от жажды, делали её портом пяти морей, а теперь, выходит, они свои жизни клали ради толстосумов, которые убьют живую природу вокруг столицы!

Москва-река благодаря советским строителям осталась судоходной. А вот многие реки – обмелели. В том же Борисоглебске ещё в 1870-х годах на здешней пристани грузилось более 52 тысяч кубометров зерна и муки; на луговой стороне Хопра и Вороны ежегодно строилось до 2 тысяч барок, отправлявшихся с товарами в Ростов и Таганрог; ежегодно здесь бывало до 10 тысяч бурлаков – почти вровень с самим населением. Сегодня горожан 64 тысячи – столько же было во время моей службы, а пик населения приходится на пограничный 1989 год, как и все показатели страны в экономике, демографии. После победы «реформаторов» и «общечеловеков» Россия покатилась вниз. Но, повторяю, провинция не сдаётся, выживает, сохраняет крупицы духовности. Верно гласит христианское учение: «Дух творит себе формы». Так вот, формы фестиваля были самые разнообразные: от задушевной встречи в администрации под председательством Надежды Качановой - председателя городской Думы и Евгения Пастушкова - главы администрации до выступлений этнографического ансамбля «Сколот» (Тамбов) и ансамблей казачьей песни «Червлёный яр» и «Казачий круг», от православной фотовыставки «Светопись тайны» в картинной галерее до научно-познавательной конференции «С.В. Рахманинов: музыка и литература» в музее-усадьбе Ивановка. Круглый стол на тему: «Идеи добра в современном обществе» прошёл на территории храма иконы Божией матери Знамение, в доме, где учился в церковно-приходской школе выдающийся живописец Андрей Рябушкин. Нам показал храм, а также иконы своего отца, затем и дом-мастерскую со светскими его работами, о. Александр. Он напомнил, что это был единственный действующий храм в годы моей службы.

Ну, и конечно, прошли поэтические встречи: в городской библиотеке имени В. Кина, конкурсные чтения поэтом прямо в сквере у Старособорной площади. Узнал, что в области горело село Хреновое, недалеко от города Боброва, но из села, потерявшего 20 домов, приехала поэтесса Татьяна Подшибякина, которая с гневом читала под сенью лип бесхитростные строки о тех, кто продавил и принял Лесной кодекс, разграбил Россию, бросил на произвол судьбы село:

На Канары, к морю синему ,

Уезжают отдыхать,

А деревню, мать родимую

Оставляют умирать.

Да, таких сегодня – пруд пруди, только, увы, не противопожарный, а отравленный пруд. Тем ценнее подобные чистые, истинно народные родники-праздники. Особая благодарность не только всему оргкомитету, но и мотору фестиваля – врачу и поэту Фёдору Григорьеву. Однофамилец моего великого замоскворецкого земляка – критика и поэта с гитарой Аполлона Григорьева – носился на чёрной раскалённой «Волге», везде успевал, во всё вникал. Но спокойно, доброжелательно - настоящий врач-психолог. Сам и не выступал, насколько я заметил, но подарил мне, провожая на поезд, прекрасно изданную книгу «Все сто дорог». Открыл сборник в душном купе, и сразу дохнуло свежестью: настоящий поэт. У него много истинно лирических строк, но раздумья после поездки заставляют процитировать гражданственные строки из стихотворения «К моей стране»:

Страна моя, мы плоть от плоти,

И кровь от крови – все твои:

На взлёте мы иль на излёте,

Во благе, в Спасе на Крови…

Не зря ж ты нас учила драться,

Пить, и любить, и воевать.

По полной жизни отдаваться

И жизнь по полной отдавать.

Эта полная самоотдача живёт в стихах и песнях участников фестиваля – от Юрия Копысова, который уехал из Борисоглебска в Крым, в бывший писательский Коктебель, но вернулся в родные пенаты, до клирика Знаменского храма о. Виктора (Федосова), который спел под гитару на открытии в театре духовно-патриотическую песню о Борисе и Глебе. Из Липецка приехала поэтесса Надежда Цыплакова, которая прочитала с вызовом стихи, обращённые к «учителям» России:

Монголы мы или татары –

Не Вам судить – вам не понять,

В большом ли или в самом малом

Она нам – Родина и Мать.

Победителем поэтического конкурса стал молодой выпускник Воронежской лесотехнической академии Алексей Ряскин. В его первой книжке есть взволнованное стихотворение о бесконечной просёлочной дороге:

Ей кажется глупым людское желание

Уснуть и забыться,

Она смеётся над человеком,

Бегущим то к веселью, то к боли.

Ведь дорога знает,

Какая бездна тайн может вдруг открыться,

Пока ты идёшь по ней

От стога сена до пшеничного поля.

Да, в пути, порой невеселом, открывается много тайн для думающего, страдающего человека на просторах Русской равнины. Первый фестиваль русской культуры и словесности в Борисоглебске – радостная остановка на этом вечном пути.

Братья Борис и Глеб были канонизированы как страстотерпцы, что подчёркивает принятие ими мученической смерти не от рук гонителей христианства, а от единоверцев, и подвиг их состоит в беззлобии, нежелании пролить братскую кровь в борьбе за власть. Мы знаем, что эта неистовая борьба хоть в древности, хоть в наши дни попирает все нравственные законы и божеские заповеди. Первоначально Борис и Глеб стали почитаться как чудотворцы-целители, а затем русские люди и преимущественно княжеский род стали видеть в них своих заступников и молитвенников. В похвале святым, содержащейся в «Сказании», их называют заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей: «Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и дьявольские козни на земле попираем». Не случайно летописи полны рассказами о чудесах исцеления, происходивших у их гроба (особый акцент на прославлении братьев как целителей сделан в древнейшей церковной службе святым, датируемой XII веком), о победах, одержанных их именем и с их помощью (например, о победе Рюрика Ростиславича над Кончаком и Александра Невского над шведами в Невской битве). Пусть останутся они защитой и опорой для славного города Борисоглебска, его фестиваля Русской словесности и культуры, всего Русского мира.

Александр БОБРОВ

Вернуться на главную