Александр БОБРОВ
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

13 января 2014 г.

ГОЛОСА НАД ОКОПАМИ

К 360-летию Перяславской Рады и 100-летию Первой мировой

На Сочельник в Киеве посыпал снег, покрывая белизной уродство майдана, о котором я писал на этих страницах. Посмотрел репортаж из любимого Киева, на одном дыхании написал в слякотной Москве стихотворение.

* * *
Завидую всем коллегам
Из Киева,
            где светло:
Майдан засыпает снегом,
Летящим под Рождество.

С извечным восторгом русским
Я слушаю снежный хруст,
И стал горнолыжным спуском
Андреевский славный спуск.

Я, помню, ушёл, заплакав,
Увидев как страшный сон,
Что дом, где рождён Булгаков,
Был краскою осквернён.

Как много на свете дурней,
Не ведающих о том,
Что нет ничего культурней,
Чем Гоголь, Вернадский, Патон.
Пустите таких в Европу –
Они ей покажут, блин!

Я выпью в Сочельник стопку
За славу родных равнин,
За то, чтобы вровень с веком
Пройти нам
           над злой чертой…

Майдан засыпает снегом –
Славянскою чистотой.

6-7 января 2014 года

На Рождество закончил заметки к 360-летию Переяславской Рады. Даже пересказывать не стану азбучные истины и широко известные документы. Просто ещё раз перелистал страницы нынешнего безумства… Избирательна детская память! Почему-то ни один праздник я, третьеклассник, не запомнил так ярко, как 300-летие воссоединения Украины с Россией. Какие торжества были целый год, какие утренники в школе, постановки на сценах, фильм «Богдан Хмельницкий», снятый в 1941 году, в кинотеатрах крутили, а по радио песни под бандуру спивали. Тогда и малые граждане знали предысторию этого события и значение его для великого Союза. Теперь приходится объяснять взрослым недорослям, что в 1648 году в малороссийских землях, находившихся тогда под польским владычеством, вспыхнуло казацкое восстание под водительством гетмана Запорожского Войска Богдана Хмельницкого, направленное прежде всего против притеснений православной веры, ну и повсеместного гнёта панов.

Недавно я сдал в издательство рукопись книги «100 великих славян», где есть, конечно, глава и про Богдана Хмельницкого. Перечитал много литературы и на украинские сайты заходил. Так вот, на самых русофобских из них, почему-то особенно смакуются и одобряются все колебания и метания Богдана, его заигрывания с Польшей и королём, тайно готовившиеся измены договорённостям с русскими. Достаточно прочитать описания конца жизни гетмана. В начале 1657 года, мол, Хмельницкий заболел. Будучи стариком и сознавая возможность близкой смерти, он в конце апреля в Чигирине устроил выборы в наказные гетманы сына своего Юрия. Тогда Хмельницкий через три года после Рады хлопотал уже об устройстве федеративного союза из Малой России и княжеств Молдавии, Валахии и Трансильвании под протекторатом польского короля. Такие планы должны были привести Хмельницкого к войне с Московским государством. Он, дескать, и готовился к ней, укрепляя города по московскому рубежу, но затем окончательно слег в постель. Но и больной Хмельницкий продолжал вести переговоры с Польшей о союзе и почти привел их к результатам, в то же время уверяя московских послов о своей верности царю, критикуя его новую политику, основанную на союзе с Польшей, и предсказывая ей неуспех. Договаривался он и с Крымом, запутываясь в политических отношениях все более и более. В разгар этих событий Богдан Хмельницкий скончался…

Знакомая песня. В австрийской Галиции власти рекомендовали галицким украинофилам решительно отказаться от причисления Богдана Хмельницкого к украинским героям, каковыми следовало считать только такие личности как Мазепа, Выговский и им подобные, действовавшие враждебно против России. В духе этих рекомендаций оценивают Переяславскую Раду и нынешние «национально-свидомые» украинские деятели, изо всех сил старающиеся вбить в головы жителей Украины идеологические стереотипы, скроенные по австро-польским шаблонам XIX – начала XX века. В современных украинских публикациях, посвященных Переяславским соглашениям 1654 года, можно прочитать о том, что Украина выступала как самостоятельное государство, что между Украиной и Москвой был заключен только лишь временный военный союз, что Украина и Москва заключили договор как равноправные стороны, а затем Москва якобы коварно нарушила этот договор и захватила Украину, лишив ее независимости. Следует заметить, что подобные версии выдуманы не нынешними авторами, а получили хождение с подачи отдельных украинских историков еще в начале прошлого века. Так, например, историк Липинский в своей работе «Україна на переломі», вышедшей первым изданием в 1920 году, писал, что «его [Хмельницкого] соглашение с Москвой в 1654 г . было таким же самым случайным союзом, направленным против Польши, какими были все его предыдущие такие же самые союзы с Крымом, а прежде всего с Турцией». Но ведь есть подлинные исторические документы! Первый – донесение в оригинале, по-старославянски:

«…Была де у гетмана тайная рада с полковниками и с судьями и с войсковыми ясаулы; и полковники де и судьи и ясаулы под государеву высокую руку подклонилися. И по тайной раде, которую имел гетман с полковники своими, и с утра того ж дни, во второй час дни, бито в барабан с час времяни на собрание всего народа слышати совет о деле, хотящем свершитися». Всего народа, вчитайтесь! «И как собралося великое множество всяких чинов людей, учинили круг пространный про гетмана и про полковников, а потом и сам гетман вышел под бунчуком, а с ним судьи и ясаулы, писарь и все полковники. И стал гетман посреди круга, а ясаул войсковой велел всем моляать. Потом, как все умолкли. Начал речь гетман ко всему народу говорить: «Паны полковники, есаулы, сотники и все Войско Запорожское и вся православнии християне! Ведомо то вам всем, как нас Бог освободил из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей...».

Вот что нельзя было терпеть: попрание веры и «чтобы имя русское забылось в земле нашей». Неужели неясно? Или это политиканское лицемерие, которым просто упиваются «свидомые украинцы», делая из гетмана лжеца и подлюку, если употребить выражение Гоголя, выведшего, к слову, образы тех казаков в «Тарасе Бульбе», которые и встали стеной за союз с православной Россией. Если это «союз равных», то откуда верноподданическая подпись под документом, отправленном царю лично Хмельницким: «С Чигирина 21-го марта року Божияго 1654-го. A под тем припись: тебе, великому государю нашему твоему царскому величеству, прямые и верные слуги и подданные, Богдан Хмельницкий, гетман с Войском вашего царского величества Запорожским».

Мэр Харькова Геннадий Кернес с выразительным отчеством Адольфович подводил итоги года и проводил совещание (есть много записей в интернете!) в таком духе «Сучий пёс, ты как работаешь? Кандауров, ты слышишь меня? Скажи громко, что слышишь. Если не исправишься, я тебя на ноль умножу! Понял?». Вот оно, торжество « европейской демократии»! И даже польская кличка «пся крев» - меркнет. А ведь Харьков – столичный город. Не раз в СМИ я рассказывал о Неделе русского языка, которая в начале зимы проходит в центре Слобожанщины. В этом году писатели России и Украины будут отмечать 360-летие Рады в соседнем Белгороде 16-17 января.

Профессор Киево-Могилянской академии – центре русофобии (здесь даже в туалетах нельзя говорить по-русски – студенты доносят на преподавателей), доктор исторических наук Юрий Мыцык составил своеобразный реестр Переяславских мифологем, и первую же обозначил так: «1. Украинцы и русские никогда между собой не враждовали». О, тут профессор сел на своего любимого конька и принялся с упоением перечислять: «Во-первых, за всю историю украинско-российских отношений, начиная со времен Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского, насчитывается около двух десятков войн, причем половина из них приходится на период до 1648 года. Москва пыталась завоевать Великое княжество Литовское, а украинцы и белорусы в составе его армии давали достойный ответ. Стоит вспомнить блестящую победу над московским войском под Оршей (1514), походы Сагайдачного и Михайла Дорошенко на Москву, за Урал и до берегов Северного Ледовитого океана в начале XVII века. Пикантный факт: гетман Богдан Хмельницкий отличился в Смоленской войне против Московии, за что король Владислав IV наградил его почетным оружием. Иван Богун со своими казаками доходил аж до Мордовии».

И так далее. А читал ли он историю других стран, лепя свою историю Украины? Как создавалось Германское государство, какие войны между княжествами и землями велись, что сталось с пруссами и полабскими славянами? Нельзя же мыслить на уровне начальной школы с картинками-пугалками. Кстати, в России поют про того же Сагайдачного и Дорошенко (гетмана, а не редактора «Российского писателя!): было да быльём поросло, в баллады отлилось и по степи разнеслось. В центре пушкинско-гончаровского села Ярополец находится могила гетмана правобережной Украины Петра Дорошенко. Может, кто не знает такого предшественник Мазепы? В 1669 году он заключил с турецким султаном унизительный договор о подданстве, в результате чего на Украину вошла русская армия. В 1676 году в Чигирине гетман сдался войскам воеводы Ромодановского. Принял присягу и был отправлен в Москву. В 1679 году назначен воеводой в Вятку, но в 1685 году его пожалели и даровали во владение село Ярополче, где отступник умер в 1698 году. Так что ж теперь, разрушать усыпальницу, беря пример с майданутых варваров, которые памятник Ленину свалили?

 

* * *

Вспоминается в эти январские дни, как ещё на 325-летие Переясловской Рады мне довелось выступать в Переяславле –Хмельницком вместе с украинскими поэтами, которые, вроде Дмитра Павлычко, писали такие барабанные стихи про Ленина и дружбу народов, что неловко слушать было. А ведь в городе - от истории дух захватывало! Переяславль Русский впервые упомянут в 907 году в договоре Олега с Византией. Имя города означает «перенял славу». По легенде, в IX веке, на месте города русское войско одержало победу над печенегами, после того как безымянный киевский кожемяка сразил в поединке знаменитого печенежского богатыря и этим «переял его славу».

При возникновении Переяславля-Преслава к нему перешла роль религиозного центра Среднего Поднепровья, потому что резиденцией первых митрополитов Руси был не Киев, а Переяславль. Да, это был удивительный город: маленький (31 тысяча жителей), очень чистый, музейно-игрушечный. Сейчас померкшему городу уже больше 1100 лет, это один из древнейших городов Руси. Город-музей — такое звание Переяслав-Хмельницкому присвоено не зря: там 27 музеев! Городок любил и работал в нём Тарас Шевченко, в Переяславе родился и жил архитектор В. И. Заболотный, спроектировавший здание Верховной Рады Украины в Киеве, где сегодня парализована работа парламента. В Переяславе несколько лет жил и работал Григорий Саввич Сковорода, которого так перевели на украинскую мову, что он себя самого не уразумел бы. Наконец, тут родился и учился кумир еврейского мира - писатель Шолом-Алейхем (Соломон Рабинович). Скажите мне, Христа ради, кем бы все эти люди были без русского мира, без русского языка?

Политик Виктор Березка («Украинский выбор») заявил: «На днях я планирую побывать в Переяслав-Хмельницком и встретиться с руководством города по поводу того, что им известно о возможных событиях к этой дате. Хотя, естественно, основные обязательства по проведению этого мероприятия надо уже сейчас возлагать на киевские (города и области) структуры движения «Украинский выбор». Сама история нам велит использовать эту дату для оглашения отношения к этому событию перед всей Украиной, руководство которой несет своей деятельностью, неожиданно сменившейся ориентацией, отпечаток игнорирования уроков давней истории. Но следует помнить, что всегда, как только Украина пыталась в лице своих недальновидных правителей оторваться от русского мира, ее ожидали не лучшие времена… Не исключено, что ультра-националисты попытаются провести определенный шабаш в этом некогда славном, ныне провинциальном хиреющем городке, в котором все вокруг хранит печать исторических событий не только 360-летия, но еще и более древних. Здесь в первые годы после 1991 года депутатом Черноволом проводилась акция расторжения договора о дружбе с российским народом».

Вот что такое демократия по-украински! Кто тогда уполномочил Черновола? За Хмельницким-то стояло казацкое реальное войско, православные горожане, старшина, а за популистом – только оголтелые сторонники «Руха». То же самое происходит на майдане – кто и как выдвигал этих сторонников евровыбора – западенцев-халявщиков, политиканов–горлопанов?

Майдан в Киеве должен оставаться до президентских выборов 2015 года, считает измождённый (одни зубы и очки остались) лидер парламентской фракции «Батьківщина» Арсений Яценюк. «Майдан должен оставаться в центре Киева как сердце украинской свободы, как определенный мобилизационный пункт. Но мы сможем победить только тогда, когда Майданом станет вся Украина - от Запада до Востока». А вот что написал о «сердце свободы» известный писатель Олег Бузина в памфлете «Болотные кикиморы майдана»: «Ведь изначально это место, через которое в Киев ворвался по замерзшей трясине в 1240 году Батый, называлось КОЗЬИМ БОЛОТОМ. В Майдан его переименовали только в 1991 году в честь украинской независимости. В очередной раз я подивился сказочной символике происходящих событий. Коза – животное дьявольское. Недаром у черта козьи рожки. Ну, а раз есть БОЛОТО и КОЗЫ, значит, и КИКИМОРЫ должны быть где-то рядом. Кикиморы заняли место принцессы прежнего Майдана – демонически прекрасной Юли. Это тоже символично. Новый Майдан получился с приставкой «евро». А в Европе не любят красивых женщин. Там сегодня в почете феминистки и гомосексуалисты.

Первая кикимора обнаружилась прямо на сцене Евромайдана. Ее звали певица Руслана. Она отплясывала свои «Дикие танцы» и обещала сжечь себя, если Майдан закончится неудачей. Хитрая бестия! Не для того голосовал я за НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРАИНЫ в 1991 году, чтобы житель Евросоюза безграмотный матерщинник Кличко вместе с конфетным лавочником и отставным львовским фельдшером сдали ее в рабство с потрохами европейским кобылам и пидорам - эштонам и вестервелле. Мы – потомки Руси. Такие же, как русские и белорусы. Русь никому не кланялась. Русь сама все брала, что плохо лежало. А Украина лежит, КАК НАДО. Как раз между Евросоюзом и Российской Федерацией».

Да, лежит пока, почёсываясь от грязи майдана и портя воздух от дармовой сомнительной пищи. Но накануне Рождества наконец-то выпал снег и скрасил безобразия матерщинника, лавочника и бывшего фельдшера…

Под это настроение с интересом и болью прочитал заметки Светланы Демченко о Фестивале русской культуры Западной Украины. Конечно, чудо, что он состоялся. Но убивают фото, перечисленные варварские действия, которые не то что на еврокультуру не тянут, но и во времена Чингиз-хана не возвращают, потому что монгольские тумены святынь не разрушали!

В безумные новогодние каникулы работал над книгой о Брусиловском прорыве для издательства «Вече», которую я посвящаю памяти моего отца – поручика 171-гоКобринского полка, который наступал на южном фланге 7-й армии генерала Щербачёва и был ранен шрапнелью у горы Магура в Карпатах: 32 осколка носил в себе батя.


Александр Николаевич Бобров - поручик Кобринского полка - после награждения орденом Анны и шашкой "За храбрость" и мать Евдокия Ивановна Боброва
ЖИЗНЬ ОТЦА
Я подумал опять на седых берегах Селигера,
Где отец все зовет меня издалека:
Как же мало узнал я о жизни отца-офицера,
Подпоручика Кобринского полка.

Я стеснялся спросить и запутаться в датах,
Безвозвратно казались они далеки:
Галицийские веси, прорыв легендарный в Карпатах
И раненье шрапнелью у горной реки.

В доме список хранился с печатью двуглавой,
Где бои внесены за высоты Карпат,
Но они затмевались недавнею славой,
Той, которой овеян был
старший мой брат—
Героический сын его, павший недавно.
До того и скорбел, и гордился отец,
Что не помнил про орден с отличием — Анна—
Про награду за бой у реки Коропец,
За лихой контрудар от Поповой могилы…

Много шрамов в обычной отцовской судьбе,
Он в российских просторах отыскивал силы,
Чтобы молча сносить все осколки в себе.
Я ведь помню седым его и постаревшим,
Сколько шли по лесам и озерам вдвоем...
Вот он тихо сидит над костром прогоревшим
И как будто не слышит о прошлом своем.

Но без этих боёв супротив супостата,
Как ни думай с позиций текущего дня –
Нет ни чести фамильной,
ни старшего брата,
Ни меня...


Кладбище брусиловских орлов

Я путешествовал по Тернопольщине и предгорьям Карпат – по местам боёв поручика Боброва А.Н., а этим летом как раз поехал на Волынь, в Луцк и в село Цумань, откуда начала прорыв 8-я армия и где сохраняется памятный знак на кладбище героев-брусиловцев. Жаль, что Россия в юбилейном году не планирует поставить там памятник легендарному командующему Юго-Западным фронтом – общественность, я уверен, поддержала бы. Хотя и протестующих было бы полно: в украинских учебниках по истории для старших классов Луцкий прорыв трактуется как агрессивный и захватнический, якобы пошатнувший самостийность тех, кто был под австрийским имперским каблуков.

Но ведь и с нынешней незалежной Украиной атлантисты не церемонятся. Вот наглядный пример. Книга моя начинается с упоминания о дне 11 ноября 1918 года, когда умолкла канонада Первой мировой. Этот день отмечается во многих странах-участницах и победительницах. В Лондоне на Трафальгарской площади тысячи человек приходят почтить память своих павших соотечественников. Вот и в Киеве – столице Украины, где разворачивались главные сражения во время Брусиловского прорыва, посольство Соединенного Королевства тоже не прошло мимо знаменательной даты - 95-летие окончания Первой мировой войны. Диппредставительство Великобритании во главе с послом Саймоном Смитом явилось в столичный парк Вечной славы. Компанию им составили французские, итальянские и американские коллеги, а также представители некоторых других государств. Особенно много среди них было военных, что понятно - день-то окончания Первой мировой.


Мемориальная доска

Поучаствовали в этом мероприятии представители Минобороны и Генштаба ВС Украины. Выстроился и почетный караул, который занимался возложением цветов к Вечному огню. Помимо этого были две минуты молчания (у англичан так принято) в честь погибших, богослужения, которые отправляли представители разных конфессий, ну и еще г-н посол толкнул речь. Но что-то не позволяет вещать об этом торжественно, потому что теплая компания (иначе не скажешь) явилась в мемориальный комплекс, посвященный героям Великой Отечественной войны для того, чтобы помянуть солдат… Антанты.

Сайт Министерства обороны Украины описал всё на полном серьезе, а многие жители и журналисты возмущались, хотя и не думали говорить ничего дурного об участниках Первой мировой войны, были готовы склонить голову перед их памятью. Но вот к господам дипломатам стран, входивших в Антанту, возникли вопросы и претензии. Случившееся можно назвать недоразумением, но в нём, пожалуй, кристально ясно отражается пренебрежительное отношение европейских «старших партнеров» к Украине. Это и прежде особенно не скрывалось, однако так по-хамски, так цинично относиться к памяти наших героев европейские дипломаты, пожалуй, себе еще не позволяли. Получается, что им совершенно наплевать, солдаты, какой войны похоронены в Парке славы — Первой мировой или Великой Отечественной. Причем разобраться в этом вопросе было совсем просто – загляни в любой путеводитель, зайди на сайт, спроси у вменяемого гражданина.

И уж, конечно, нет никакого повода для гордости украинских военных: они первыми должны были указать на это, мягко говоря, несоответствие. Но господа-товарищи офицеры и генералы невозмутимо отстояли церемонию, будто бы так и надо. А вот представьте себе, если бы вдруг посольство Украины или России решило почтить память наших «афганцев» и устроило бы это у монумента… британским артиллеристам, погибшим в 1914—1918 гг. (есть такой в лондонском Гайд-парке) Чем бы все кончилось? Над этими дипломатами потешались бы вовсю, а СМИ отыгрались бы по полной!

Конечно, в Киеве нет мемориала в честь Первой мировой. Но на Лукьяновском кладбище, имеющем, между прочим, статус заповедника, немало могил офицеров той войны. Среди них есть и такие легендарные личности, как лётчик Петр Нестеров – основоположник высшего пилотажа, автор знаменитой петли, первым применивший воздушный таран. Он родился в Нижнем Новгороде, а погиб в 1914 году над просторами Галиции, протянув ещё одну нить общности. В 1914 году на месте гибели Петра Нестерова у городка Жолква (с 1951 по 1992 — г. Нестеров) был сооружён монумент. Позднее, в 1980 году, здесь был построен мемориал памяти героя-авиатора: памятник с мёртвой петлёй, заканчивающейся символическим взлётом вверх реактивного самолёта и небольшой музей. Мемориала был расположен на дороге Жолква — Рава-Русская в населённом пункте Воля-Высоцкая. В 1990-е годы имя лётчика у городка отняли, а музей по воле националистов был заброшен и разграблен. Об этом и написала с горечью Светлана Демченко, приложив потрясающие фотографии небрежения и запустения… Но в Киеве-то могила осталась – неужели нельзя было отдать почести здесь? Рядом с Нестеровым покоится другой наш ас — Евграф Крутень, повышавший свое мастерство во Франции, удостоенный Военного креста этой страны. Ее офицеров было бы логично увидеть у могилы капитана Крутеня. Или общерусские реальные герои той войны не нужны – был бы вечный огонь да парадный монумент. А в честь каких солдат и кем он возведён – наплевать с днепровских круч!


По этим улицам Луцка наступал Деникин
Книгу я заканчиваю словами Александра Блока: «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории… Разгадка их еще впереди». Думаю, что то же самое можно сказать и о Брусиловском прорыве. Он ещё аукнется и даст силы для нового рывка. Куда – посмотрим… В Луцке я пришёл на автобусную станцию, чтобы поехать в Цумань, о которой мне рассказал директор Музея боевой техники Игорь Пасюк. Перед этим был в городском управлении культуры, представился как русский писатель и журналист, но никто мне, конечно, помочь с транспортом не предложил. Ладно, мы люди не гордые – тем более, что в дороге случаются запоминающиеся встречи. Взял билет до Цумани, сел в буфете чаю выпить, вдруг подошла скромная женщина и говорит: «Я за вами стояла, слышала, что до Цумани. Доберитесь обязательно до рощи, где остатки брусиловских траншей. Мы там в детстве всегда бегали и слышали вечером голоса над окопами».

- А вы кто – учительница, краевед?

- Нет, простой почтальон…

Добрался до села, пришёл в контору лесного хозяйства-заповедника, и лесники меня подбросили на «Газике» до кладбища, до оплывших траншей и брустверов. Их тут – не счесть… И сегодня, когда уж «свидомые украинцы» совсем достают своими кощунственными и разрушительными действиями, мне начинает казаться, что я слышу те самые голоса над окопами.

В древнем Луцке сказал мне собрат,
Побродивший солдатскими тропами:
«Поезжайте туда, где звучат
Голоса над окопами!».

Это – Цумань и лиственный лес,
Весь покрытый волнами-траншеями,
Где вершилось одно из чудес
С марш-бросками, трофеями.

Здесь Брусиловский начат прорыв,
Упокоены русские воины,
Здесь торжественный слышен мотив
Вперемешку со стонами.

Кладовище и памятный знак
Охраняются честно лесничими,
Но в столицах – покажут кулак
Да со взглядами бычьими.
Всё листают событья назад
И считаются только с европами….

Над Волынью призывно звучат
Голоса над окопами.


Комментариев:

Вернуться на главную