Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

20.03.2018 г.

СОЛОВЬИ В ЗАСНЕЖЕНОЙ КАРЕЛИИ
К 100-летию Алексея Фатьянова

Все мы, поклонники песен Алексея Фатьянова, особенно лауреаты премии «Соловьи, соловьи…» - по мере сил продолжаем традиции великого запевалы Русской песни, не даём ей умолкнуть и уйти из памяти, как утекает она из коммерческого эфира. На 44-м Фатьяновском празднике в Вязниках премия была вручена главному редактору журнала «Север» - поэту Елене Пиетиляйнен, которая недавно была переизбрана  руководителем республиканской организации Союза писателей Карелии. Именно она вышла с предложением провести фестиваль в Петрозаводске, посвящённый 100-летию Фатьянова, получила полную поддержку главы республики Артура Олеговича  Парфенчикова и с помощью соратников на трудной ниве культуры продвинула тёплую песенную волну на заснеженный и совсем не весенний Север. Он – отозвался…

После скитаний по Беломорскому берегу выдающийся русский писатель Юрий Казаков написал предостережение: «Нет! Не ездите на русский Север, не губите себя! Всю жизнь тогда не будет он давать покоя, всю жизнь будет то слабо, то звонко манить к себе, всю жизнь будет видеться вам...». Для меня великий Русский Север начинался с Валдая, с Вологды и, конечно, с Петрозаводска, где уходит от вокзала Ленинский проспект - напролёт к Онежскому озеру. Эту уникальную перспективу перекрыла стела с часами, напоминающая лондонскую башенку. И вот накануне президентских выборов Совет ветеранов района Перевалка отправил в администрацию Петрозаводска обращение с просьбой убрать с привокзальной площади стелу с часами, которую за внешнюю схожесть в народе прозвали Биг-Беном. Её подарил некий бизнесмен из Ленобласти ко Дню города в 2013 году.  Пенсионеры полагают: снос нелепицы будет достойным ответом на «публичный агрессивный демарш высших руководителей Великобритании», так как сам факт нахождения стелы на площади является оскорбляющим чувства, честь и достоинства наших граждан», - сказано в тексте обращения, опубликованного «КарелИнформом». Таким образом, наглые империалисты помогут карельским властям исполнить решение суда о демонтаже «памятника». Напомним, оно было принято ещё 28 августа 2015 года, поскольку башня с часами на привокзальной площади в центре карельской столицы была установлена в нарушение федерального законодательства. Авторы иска во главе с академиком архитектуры Вячеславом Орфинским расценили это как "большую победу над Биг Беном" – стелу уничтожат, и она  больше не будет нарушать "видовую перспективу от здания вокзала на проспект Ленина и Онежское озеро". Согласно решению суда, демонтаж стелы компания "Мир камня" обязана была произвести в течение двух месяцев. Но многие во власти, включая депутатов – упёрлись.

Может, гнев ветеранов и политические ветра снесут это сооружение, выглядящее особенно кощунственно, если учесть, что Петрозаводск никак не может установить законную стелу Города воинской славы. Это почётное звание город, который 33 месяца был оккупирован врагом, получил ещё в 2015 году, но прежний мэр-яблочница, как многие её коллеги по партии, на ниве патриотизма не особенно радела. А новый сити-менеджер столицы Карелии Ирина Мирошник заявила, что  проектирование работ затянулось: питерская компания, которая выиграла аукцион, выполняла заказ в расценках Санкт-Петербурга, что, по словам Мирошник, для Петрозаводска неприемлемо: в дефицитном бюджете города найти средства на строительство стелы пока не получается. Нового благодетеля-бизнесмена  не находится. Кроме того, по ее словам Мирошник, до сих пор идут дискуссии о месте, где нужно установить стелу. Зато без всяких обсуждений-споров был сооружён огромный магазин «Магнит» на месте Онежского завода в пойме Лососинки. Конечно, завод не украшал самый центр исторического города, но Петрозаводск с него начинался, он давал трактора и рабочие места – хоть как-то оправдывал своё местоположение, а вот как мог появиться серый гигант-уродец в лучшем месте просторного града? – загадка. Почему не исторический парк с остатками старых корпусов, пушками и мельницами? Неужели лучше этот безликий корпус из металла с необъятным магазином? Я в него спустился по флотским скользким лестницам и увидел двух кассирш да трёх посетителей в пятницу…

 
- Как такое могло произойти? – спросил у директора Национального музея Республики Карелия – Михаила Гольденберга? Неутомимый краевед, преподаватель, державинофил  Михаила Леонидович, который провёл для гостей-фатьяновцев блестящую экскурсию,  сокрушенно вздохнул: «А у нас, по-моему, должность главного архитектора и главного художника города – вообще убрали…». Оно и чувствуется!

К чему я начал с недоумения и критики в ответ на гостеприимство? Потому что на продуваемых улицах и  пустоватых площадях приозёрного города я с особой пронзительностью ощутил: только историческая зримая память, только подлинная культура и талантливое Слово  могут сплотить и согреть нас на суровом пути.  Не деньги даже, не внешние приметы и сомнительные достижения эпохи глобализации, а то, что делает нас обществом и нацией! Российское ТВ трепетно прощалось с известным английским физиком-теоретиком Стивеном Хокингом, который разрабатывал теорию «чёрных дыр» и призывал осваивать другие планеты, потому что эту - человек загубит, исчерпает ресурсы и сделает непригодной для житья. Знаете, на краю необозримой Карелии, которая по площади равна Австрии  вместе с Венгрией, а население здесь на 2012 год составило всего лишь 636932 человек – меньше Загреба, не веришь в такое будущее – скорее, надо заново обживать наши вымирающие необъятные края. А без духоподъёмной Песни, образно говоря – это не получится…

 *   *   *

Сразу скажу: Фатьяновский фестиваль удался, соловьи отозвались в душах тех, кто скучает по мелодичной песне, преисполненной истинной поэзии. В республиканской национальной библиотеке я прочитал стихотворение о том, что многим из нас выпало жить в двух разных государствах, там есть и такая строфа:

Когда бездарность прёт со всех экранов,
То песня не рождается на свет.
В том государстве первым был Фатьянов,
А в рыночном – и первых даже нет.

По богатству и раскрученности можно назвать первым Игоря Крутого – Академию песни даже имеет, а вот песни - ни одной напеть нельзя. А на главном вечере в Музыкальном театре Карелии прозвучало 30 песен Фатьянова – и все как на подбор: артисты заставляли зал подпевать, вспоминать о сокровенном, задумываться о главном, верить в спасительную силу любви. Поразило меня, телевизионного человека, республиканское ТВ: они снимали только в главной библиотеке, а прекрасно подготовленный, срежиссированный вечер на украшенной сцене – нет. Дело не только в упущенном ярком культурном репортаже – эти песни ведь могли бы войти в золотой фонд компании – к 9 мая, к любому другому празднику: в виртуозном сопровождении оркестра народных инструментов «Онего» (художественный руководитель Геннадий  Миронов, который начинал ещё в самодеятельности закрытого Онежского завода) выступили народный артист России Владимир Девятов, финалистка «Голоса» Эльмира Калимуллина,  заслуженные артисты Валерий Семин и Владислав Косарев, которые с неповторимым блеском исполнили куплеты Курочкина, а дуэт Надежды Колесниковой и Лилии Ефимовой потрясающе спел «Поёт гармонь за Вологдой». Особую симпатию вызвала самая юная участница концерта Маша Молькова из Казани, которая в 9 лет уже успела успешно выступить на «Детском голосе». Когда мы возвращались с водопада Кивач, ошеломившего её зимней красотой, я спросил у Марии: «Ты сколько песен Фатьянова знаешь?» - «Много. Десять точно знаю и пою. А самая любимая – «Когда весна придёт, не знаю»…». Да, это вечный вопрос на наших суровых просторах – когда?

Именно им  заканчиваются все наши концерты, где и зрители поют, и поэты, хотя их всё меньше приглашают на сцену – в театре выступали только мы с питерцем Владимиром Шамшученко да хозяйка Елена Пиетиляйнен-Неутомимая.  В качестве ведущей с актером   Александром Носиком дебютировала  внучка Алексея Ивановича - Анна Фатьянова-Китина. Были и среди певцов сравнительно молодые дебютанты, но мне они запомнились меньше. Впрочем, когда запел Владимир Брилёв, мне стало интересно, споёт ли он первозданный последний куплет баллады про Александра Матросова:

Споём же, ребята!
Пусть в песне крылатой
Живёт комсомолец-герой!
Россия, Россия,
Такого солдата
Запомним навеки с тобой!


Ведь теперь любят редактировать строчки, даже безобидное убирают: «Мы тебе колхозом дом построим» или целый куплет выбрасывают, где  про «дверь комсомольского райкома». Но бородатый Володя до комсомольца-героя не дошёл - забыл слова с предпоследней строфы, и оркестр заканчивал один… Неужели он может забыть слова собственной примитивной песни «Эта дура-любовь»? Эх…

*   *   *

Душевная встреча у нас состоялась и в Петрозаводском университете, где мы выступали перед будущими филологами и выпускниками - любителями поэзии. Ветераны, особенно коллеги-путешественники, такие как географ Валентина Петровна Поспелова - жадно слушали, подпевали песням Фатьянова, порывались сказать какое-то слово. Юные сидели с каменными лицами... Что у них на душе? – я, профессор, разгадать не могу. Пошёл к берегу по набережной Пушкина. Онего - под заснеженным льдом, дышит белым простором и резким ветром. Думал: как необъятна и  холодна Россия, как не хватает ей тёплых и ярких слов!.. Ну, что же сегодня происходит с песней? Куда уходит из неё поэзия? Сложил стихотворение:

«Последний раз на братский пир…» -
Взывает Блок – так оцени его.
Заполонили весь эфир
Стишки и песни Гуцериева.

Мы стерпим всё: и маршей медь,
И украшательское кружево,
Но невозможно утерпеть,
Когда поёт, что хочет, Бузова!

Мы – русские, мы – добряки –
Оно не стоит, мол, внимания…
Поэзия, примкни штыки! –
Идёт в атаку графомания.

Нам приходится отбивать антипоэзию и графоманию на всех участках. В последние годы особенно стало заметно, как извратилась работа чиновников на передовой культурной работы, особенно на песенном рубеже. Понимаете, им легче всего не нести подлинное искусство, не воспитывать вкусы публики, не  поднимать уровень концертов и фестивалей, а идти на поводу у понижающихся требований толпы и нынешней медийной зависимости. Представьте себе: приезжает куда-нибудь в Петрозаводск Ольга Бузова со своим никчёмным голосом и жалким репертуаром. Но кто её сегодня из телезрителей и пользователей сетей не знает? Ничего не надо делать, придумывать  – только ублажи «звезду» на пустом месте, обеспечь её капризы да билетики продавай. Легко и приятно, а приедет, скажем,  Надя Колесникова с её неповторимым голосом, высоким профессионализмом - надо же собрать достойную аудиторию, организовать, найти любителей песни, а не суррогата её. Потому и поэтов  теперь не любят, которые, кстати, и начинали тот же Фатьяновский праздник.

В тех же Вязниках при обилии эстрадных исполнителей-развлекателей  количество выступающих поэтов – сокращается, порой даже лауреаты премии имени Фатьянова «Соловьи, соловьи…» не получают краткого слова на главной сцене. Этим летом вдруг услышал от одной работницы культуры уверенное: «Народ не поэтов слушать собирается». Почему? Она что,  проводила социсследование?  К тому же, фиксированных сидячих мест в парке на поляне 1500, но заявок поступило от 5000 желающих – так что вроде зазывать танцевальными шлягерами не обязательно. Пригласили за большие деньги Валентину Легкоступову и Ярослава Евдокимова с одноплановым репертуаром - у них был явный перебор песен-веселух в ритме упса-упса. Поразил народный артист Белоруссии Евдокимов – ни слова о Фатьянове, о нашем славянском братстве, ни полпесни в традициях Алёшиных праздников, как назвал его мой покойный учитель и бессменный ведущий Лев Ошанин. Новая ведущая в духе времени – тележурналистка (или кто?) Фёкла Толстая начала читать стихи, перепутав ударения, «Не зря сегодня в ВязникАх», а потом назвала Фатьянова… Андреем. Трижды (!) солист группы «Доктор Ватсон» назвал Фатьянова…  Александром. Конечно, каждый может оговориться, если это – импровизация или внезапное волнение, но когда репетируешь, когда читаешь по написанному – просто непрофессионализм. Или честно говоря – халтура за бабки.

Именно поэтому мы в Союзе писателей России решили возродить Совет по песне, чтобы противостоять этому разрушительному валу по мере возможностей.  Конечно, мы не можем пересилить всю медийно-рекламную махину, но всё-таки надо скоординировать усилия тех, кто из последних сил бережёт истинно русскую песню – народную, авторскую, советскую массовую, которая опирается на подлинную поэзию. Писательница Лидия Сейфулина написала в воспоминаниях: «У Сергея Есенина была русская манера пения. Это – когда поётся с убеждением, что главное в песне – слова!».   Сегодня такой убеждённости днём с огнём не сыщешь, но мы обязаны её беречь, поддерживать, воспитывать в молодых авторах. И подвижники, и хранители лучших традиций на этом поприще есть. Им, конечно, нелегко. Вот на моей ленте появилось два контрастных поста, объявления-анонса:

Вот Григорий Шувалов:

В следующие выходные в Манеже пройдет Московский культурный форум. Очень занятно посмотреть на людей, которых объявили "лицами форума". Познер, Ахеджакова, Жванецкий, Роман Карцев, Никита Высоцкий, Илзе Лиепа, Игорь Бутман, Сергей Жилин, руководитель Департамента культуры Александр Кибовский и его заместитель Владимир Филиппов. Политический тележурналист, старая актриса, два сатирика, сын Высоцкого (это, видимо, новая творческая профессия), балерина, саксофонист, пианист и два московских чиновника - вот те киты, на которых стоит сегодня московская культура. Ничего не имею против музыки и балета, но все остальное к культуре имеет весьма опосредованное отношение, умудриться превратить культурный форум в "Голубой огонек" - это надо уметь».

Да не в голубой, скорее, а в жёлтый, добавил бы я…

А вот Алла Панкова:

«Бюро пропаганды художественной литературы СП России в рамках проекта «Времен связующая нить. Слово и музыка»  проводят 22 марта 2018 года в Большом зале ЦДЛ в 18.30. литературно-художественный вечер АЛЕКСЕЙ ФАТЬЯНОВ «Я не хочу судьбу иную…» к 100-летию А .Фатьянова. На вечер приглашены лауреаты премии имени А. И. Фатьянова: поэт, публицист Александр Бобров и певица Надежда Колесникова, народный артист России Эдуард Лобковский, солист Ансамбля им. Александрова Сергей Путилин, артисты театра и кино: Лариса Савченко, Наталья Худякова, Александр Анисимов, Александр Эрлих (Санкт-Петербург). Родные и близкие поэта: Анна Китина-Фатьянова. Автор проекта — директор Бюро пропаганды художественной литературы Алла Васильевна Панкова. Вечер посвящён грядущему в 2019 году столетию со дня рождения всенародно любимого поэта-песенника, творчество которого вместило целую эпоху истории нашего государства, его самые славные, героические страницы Великой Отечественной войны».

Ну, всё ясно из перечня имён, подходов и культурных кодов? Как вы думаете, кто несёт идею патриотизма – главную национальную идею, как уверяет вновь избранный президент Владимир Путин, а кто нравы развлекательного междусобойчика? Ответ очевиден и горек… Но заветы того поколения, которое воспел Алексей Фатьянов – не позволяют сдаваться!

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную