Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени
заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

29.06.2020 г.

СЛУЖИТЬ ПРАВДЕ!
Об экзаменах, конторах и традициях

В вузах сейчас – пора экзаменов онлайн, которые подводят итог никудышному дистанционному обучению, провалившемуся и в школе, и выше. Мы, преподаватели, всегда использовали его формы и методы, тем более обучая журналистике, литературному мастерству, но это должно идти вместе, а не вместо. Пандемия дала возможность в реальности попробовать губительный  эксперимент по разделению образования, так сказать, по Грефу: быдлу давать знания по электронке, а элите – живьём. Но пока сдавали все.

Некоторые студенты брали привлекательную для молодости тему: расследовательская журналистика, то есть – поиски правды. Они ещё молоды и не знают, что огромное количество публикуемых во многих СМИ «расследований» представляют собой так называемые «сливы» информации, формы политической и финансовой грязной борьбы. Журналисты лишь публикуют добытый кем-то другим (спецслужбы, корпоративные службы безопасности, властные структуры и т.д.) компромат, причем действуют в большей мере в интересах заказчика публикации, нежели в интересах внимающей публики. Как точно написала в ФБ критик Виктория Шохина:

«Александр Минкин написал о параде и Путине с такой концентрированной злобностью, что его колонку даже МК отказался публиковать. И теперь он эту свою злобность по фейсбуку гоняет, с просьбой перепоста. Очень оппозиционно, очень!. Ну а как еще Минкин может писать о параде, когда раз несколько повторял: «Может, лучше бы фашистская Германия в 1945-м победила СССР. А еще лучше б - в 1941-м» (Так и хочется отправить его в фашистскую Германию с желтой звездой на лацкане. Но гуманизм не позволяет). Еще он Путину письма писал, на целую полосу того же МК. Путин же, гад такой бонапартистский, не отвечал! И как ему после этого может нравится парад, не говоря уже о Путине?! Есть и еще одна запятая
Кроме писем Путину, Минкин на целые полосы МК и прослушки публиковал. Только не спрашивайте, где он их брал, – это безжалостно. Ни один сливной бачок не хочет, чтобы его считали сливным бачком! Тем более что объяснял публикацию сливов он красиво: дескать, в них не о любовных связях политиков речь, а о «политических делах государства». И то верно. Стал бы КГБ какому-то журналисту любовные связи сливать!
Какие у него сейчас отношения с органами, кто знает… А так, если посмотреть, - чисто оппозиционер. Смелый и бескомпромиссный. Особенно дамам нравится. Читают они его обличения в фейсбуке и рыдают от восторга».
Нет, не только дама. Некоторые его хлёсткие письма я приводил в пример студентам как образцы давней условной формы публицистики. А вот теперь они – не выходят. Исписался или какие-то органы не подкидывают материалов? Минкин и многие из этой компании демонстрируют ненависть к президенту, особенно в период голосования за поправки к текст Конституции, но за Путина  неожиданно заступился… Михаил Ефремов. Во время последнего визита артист попросил адвоката Эльмана Пашаева сделать «политическое» заявление от его имени. Публикуем монолог полностью:
- Дело в том, что мне регулярно звонят ваши коллеги-журналисты из Украины и задают различные вопросы о том, не вижу ли я совпадения в том, что роковое ДТП с участием Михаила произошло накануне выборов. Некоторые из них считают уголовное дело политическим и освещают эту трагедию именно в таком ключе. Естественно, об этом я поставил в курс своего подзащитного и поинтересовался, какую позицию занимает он сам. Михаил ответил, что в его деле нет никакой политической подоплёки. За руль ни Путин, ни кто-то другой садиться в тот вечер не просили. Произошло ДТП, и в нём разберутся следствие и суд. Вот что он говорил мне и попросил предать гласности при первой же возможности: «Где я и где политика? Я не имею отношения к оппозиции, не имею отношения к политике. Ничего не имею против личности Путина. Почему я должен плохо относиться к человеку, который нас кормит – нас, людей искусства, деятелей кино. Ведь все мы помним, в каком упадке была культура раньше».

Кормит – хорошо, судя по гонорарам самого Ефремова, как подсчитала «Комсомольская правда» - до трёх миллионов в месяц, а Евгений Миронов, например, который входит в Совет по культуре и сидит на заседаниях рядом с президентом, морозя очередную глупость – задекларировал 58 миллионов за год. Но есть ли при таких гонорарах подъем культуры после упадка? – огромный вопрос… А если есть, то какой? Например, Шнур заявил, что смертельное ДТП с участием Ефремова и суд по делу студии Серебренникова стали высшими точками в их творчестве. Такое мнение Шнуров выразил в своей колонке для "Комсомольской правды", пояснив, что данные трагедии «объясняют все их предыдущие работы». После Шнуров, идущий в политику,  пустился в рассуждения о том, что информационная эпоха стерла грани между артистами и зрителями, вспомнив блогера Настю Тропицель, смерть которой тоже, по его мнению, вписывается в «драматичную театральную реальность». И подвёл итог: «Эти кровавые перформансы и есть то самое настоящее современное искусство, которого так все алкали», – заключил музыкант.

Может, он и ему подобные и алкали, но есть ещё, даже среди молодых, среди моих неиспорченных студентов те, кто на дух не переносит перечисленных и упомянутых кумиров, но их навязывают и оберегают. Как права оказалась циничная Виктория Нуланд, которая выступила с призывом действовать на сознание молодых россиян через социальные сети. Вот пример, который привела художница и поэтесса из моей студии «На Никитской Эльвира Кошман: «Короткая фейсбучная история. В группе "Шар и крест" художники выкладывают свои картины, желающие их приобретают. Сегодня, в День парада Победы, увидела вот такую публикацию Льва Рубинштейна. «Даже не знаю, что сказать!». Многозначительный намёк с ценником в 4 500. Сначала брезгливо пролистнула, потом подумала: ну нет, сегодня я так этого не оставлю. И написала отзыв в одно слово: «Подленько». Потому что так и есть. И ещё монетизируют свою подлость. А через несколько часов мой коммент был удалён, сделала скриншоты на память. Оказывается,  я тролю, можно только восторгаться и многозначительно соглашаться. Очень демократично. Видимо, лучше быть хорошим абажуром».

Но когда она этим поделилась в сети, некоторые её подписчики деланно удивились: а чего здесь подленького? Да, права всё-таки Нуланд: надо побольше Рубинштейнов и непонимающих напихать в соцсети, глядишь, кто-то из молодых - поведётся... Ну, а что творилось в сети и в СМИ по защите Серебренникова…

*   *   *

В своей речи на суде режиссёр-растратчик Кирилл Серебренников припечатал щедро кормившее его министерство: «Теперь понятно, что это «пострадавшее» министерство — совершенно токсичная контора, которая в любой ситуации только предаст и подставит». Из последовавшего потом длинного стихотворения Иосифа Бродского, прочитанного с выражением, ясно, что и с державой, лелеявшей его – не повезло: «я — один из глухих, облысевших, угрюмых послов второсортной державы…».  Но в ней, теперь второсортной, становится понятно: рано мы отказались от советского наследства. Это косвенно признала новый министр культуры Ольга Любимова.

«Министерство совместно с культурным сообществом прорабатывает системные меры, которые должны исключить подобного рода трагические сюжеты, когда художник и творец соприкасается с деньгами, сметами», — пояснила Любимова. А как же не соприкасаться, предаваться творчеству, а не распилу? Профессор Валентин Касатонов писал: «Чтобы положить конец этой хронической болезни, прекратить расхищение народного достояния, необходимо запретить (или, по крайней мере, жестко регламентировать) конвертацию безналичных и наличных денег».

Но ведь творцы и выгодоприобретатели базарной экономики, а вслед за ними и деятели культуры понимали, что это – золотое дно. Сполна воспользовался вседозволенностью режиссёр Кирилл Серебренников при покровительстве минкульта в лице бывшего дипломата, открывавшего «Платформу» - Александра Авдеева и прямой покровительницы Софьи Апфельбаум, которая вообще вышла сухой из воды.

Серебренникова при всём напоре было выгораживать чрезвычайно трудно: зажим свободы творчества не приплетёшь – он всё, что хотел, поставил, распилил деньги даже на то, что полупоставил. Цензуры – никакой! Второй железный аргумент следствия, испытавшего страшное давление либеральных сил - бухгалтер "Седьмой студии" Нина Масляева согласилась сотрудничать со следствием, признала факт наглых хищений. В СК утверждали, что Масляева еще до предъявления обвинений рассказала о том, как "Седьмая студия" вывела на счета фирм-однодневок более 100 миллионов рублей. По ее словам, компания вела двойную бухгалтерию и все документы по "черной бухгалтерии" были уничтожены летом 2016 года. Позже она признала вину в хищении бюджетных средств в размере 200 миллионов рублей. Казалось бы, чего ещё добавишь?


Серебрянников и Миронов с выпуcкниками

Прокуратура справедливо просила шесть лет тюрьмы, но получил режиссер три года условно и смехотворный штраф 800 тыс. рублей за воровство 129 миллионов рублей. На суд он явился без вещей – приятель Владислава Суркова и Дмитрия Медведева уже знал, что избежит реального срока. Не будем приводить дешёвые либеральные аргументы: сколько бы, мол, получил простой человек, украв, предположим, мешок картошки, а вот чиновник… Но и тут можно вслед за навальнятами крикнуть: а вот режиссёр получил условно за те преступления, которые просто должны наказываться суровее. Систему отмывочных фирм с подписями Серебрянникова поставили на поток: в фиктивном документообороте было замешано 160 фирм-"помоек". Отмытые с их помощью деньги мошенники обналичивали и тратили на квартиры и машины. У Серебренникова нашлись апартаменты в Германии, а у бывшего директора студии Юрия Итина — "мерседесы" последних моделей. По данным следствия, 9 мая 2012 года, в День Победы, Кирилл Серебренников приобрёл в Берлине квартиру. Она обошлась режиссёру в €300 тыс. Конечно, он ставил и за рубежом, получал гонорары в евро, но странно, что такая покупочка хронологически совпала со временем, когда "Седьмая студия" получила деньги от Минкульта.

Главные пропагандисты и это преступление взялись оправдывать! Главред RT Маргарита Симоньян прокомментировала вынесенный Мещанским судом Москвы приговор режиссеру Кириллу Серебренникову так:

«Государство только что не сделало жестокую ошибку, которую, надо сказать, вполне бы могло сделать. Учитывая крайний бред финансовых правил расходования бюджетных средств, у меня нет сомнений, что нарушения у Серебренникова действительно нашли. Эти правила как будто специально написаны так, чтобы всегда иметь получателей на крючке. Если правительство, как сегодня пообещала нам госпожа министр, что-то изменит, всем станет спокойнее работать». 

Слава «мудрому» государству, не посадившего откровенного мошенника. Симоньян училась в США и, может быть, знает присказку: «Неизбежны только налоги и смерть». Серебренников, учавствовавший в преступных схемах, пусть неизбежных, с её точки зрения, не заплатил налогов аж с 2 миллионов долларов. Сколько бы он получил в США без всяких ссылок на сами правила расходования. Или налоги платили фиктивные фирмы?

Лощёный Кирилл Клейменов в жёлтых ботинках аж в главной программе «Время» (!) подхватил благие пожелания министра Любимовой: отстранить творцов от распоряжения финансами. Но другой Кирилл (Серебрянников) этого, уверен, никак не хотел, как и Апфельбаум из того же министерства – зачем им эта контролируемая безналичка, не прилипающая к рукам? Упомянутый «творец» Лев Рубинштейн поделился впечатлением: «У меня двойственное ощущение — с одной стороны укладываются слова «гады» и «суки», потому что обвинили совершенно ни в чем не виноватых людей, а второе — это вполне естественная человеческая радость от того, что люди будут не на цугундере, а дома». Рулевой «Эха Москвы» Алексей Венедиктов был ещё категоричней: «Очевидно, что Серебренников и другие обвиняемые по „делу 7-й студии“ невиновны и должны быть оправданны. Им должны быть принесены извинения от имени государства». Вот так – пошли вон, следователи и судьи, не сметь контролировать народные деньги!

*  *  *

Что ещё  творится в сфере культуры и литературы  с приходом нового министра Ольги Любимовой, которая училась в МГУ?! Случайно увидел сайт «Культура. РФ», целиком созданный за счёт Минкультуры, читай, за деньги всех нас, которые вынуждены оплачивать забавы, прихоти и вредительства чиновников. На сайте есть раздел «Великие российские писатели», который включает около 70 имён. Это нечто! Такое впечатление, что его составлял подвыпивший провокатор или какая-то свихнувшаяся неграмотная дамочка. Ну, вот на вскидку, по алфавиту: юморист А. Арканов, куплетист Д. Бедный, гитарист А. Галич, артист Г. Жжёнов (?!), историк-украинофил  Н. Костомаров, наконец, В. Рындзюн… Стоп – глаза протираю. Во-первых, такого писателя нет вообще! Ростовчанин Владимир Ильич Рындзюн сотрудничал в белых газетёнках на Юге России, начал использовать псевдоним «А. Ветлугин», в 1920 году  эмигрировал, больше известен тем, что осенью 1922 сопровождал Сергея Есенина и Айседору Дункан в Америку в качестве секретаря и переводчика, бегал за выпивкой для Есенина, остался в США, где был менеджером Дункан. Самая известная книга Ветлугина вышла в Берлине: «Записки мерзавца». Точное название, с намёком на тех, кто составляет такие списки на сайте Минкульта! Там не указан ни редактор, ни шеф-редактор, ни один из членов  "команды", которая ведает всей «Культурой. РФ». Кто-то назначает неучей и дезинформаторов, которые назначают «великих российских писателей». Как же тогда работают все поправки о недостоверной информацией, если на министерском сайте – безымянные фейки в стране Слова, где есть неоспоримые великие имена? Одно из них хочу снова вспомнить.

Нагрянувшая пандемия остановила и выхолостила культурную жизнь страны, в том числе и литературную, хотя, казалось, бы писатель творит в одиночестве. Но мало трудиться за столом, надо нести Слово и к читателям, и с коллегами общаться. Сорваны и переведены в надоевший режим онлайн знаменитые летние праздники – от Пушкинского в Михайловском  и Некрасовского в Карабихе до Симоновского в Могилёве и Фатьяновского в Вязниках.  Но мало ценимая властью духовная и патриотическая работа Союза писателей России – продолжается.

Первый же расширенный секретариат правления начался не только с обсуждения дальнейших планов, но и с вручения наград, о котором уже писал «Российский писатель». Главным событием высокого собрания стало вручение медали «Михаил Шолохов». Ею за значительные достижения в творчестве были награждены писатели, а также издания , внёсшие весомый вклад в шолоховскую тему, в отстаивании высокого имени русского гения - издательство «Вече», журнал «Подъём» и газета «Советская Россия».

Как говорится в редеющем, но несгибаемом строю: «Служим России и правде!»

ДОНСКИЕ ДУМЫ
В этой жизни, трудной и пёстрой,
На Дону вспоминаешь вновь,
Что от Вёшек до Усть-Хопёрской
Проливалась русская кровь.

По горам из песка и мела
Шли багровые рубежи…
Правда красных и правда белых
Утонула в нынешней лжи…

Долго-долго в дали глядел я,
Вопрошая: а чья взяла?
И какая такая идея
Воплотилась в жизнь и дела?

За какие плоды боролись,
Принимая на душу грех -
Чтобы Фридман и Абрамович
Становились богаче всех?

Если так, то зачем талант свой
Тратил Шолохов?..
Вижу вновь,
        Как от Клетской и до Еланской
Проступает русская кровь!

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Комментариев:

Вернуться на главную