Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени
заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>
05.01.2021 г.

МЕНДЕЛЕЕВ, А НЕ МИЛОСЛАВСКИЙ!

Нам особенно нужны хорошо образованные люди, близко знающие русскую природу, всю нашу действительность, для того, чтобы мы могли сделать самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны.
Дмитрий Менделеев

Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет.
Но русским можно привить лживые ценности и тогда они победят сами себя.
Отто фон Бисмарк

Один из величайших учёных мира Дмитрий Иванович Менделеев должен стать знаменем и русским идеологом этого года. Все его суждения как светоча науки и публициста приобретают особую весомость и остроту, потому что президент Владимир Путин 25 декабря, в общем-то с опозданием, подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года науки и технологий». С опозданием потому, что бюджеты и планы реальных дел были давно свёрстаны, значит, надо скорректировать их, сместить какие-то акценты, сделать новые самостоятельные, а не подражательные шаги в прорывных новациях, в популяризации науки и информационных технологий, не делая из последних панацею от всех российских бед. Наконец-то корпорацию Роснано освободили от бесплодного руководства Анатолия Чубайса – последний штрих, как им утёрли нос: сотрудники Национального исследовательского центра нанотехнологий Билькентского университета ("UNAM") в Турции разработали диагностический прибор, позволяющий обнаруживать коронавирус за десять секунд. А какую нанотехнологию внедрили чубайсовцы в разгар пандемии?

Этим же указом президента сопредседателями организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года науки и технологий назначены заместитель председателя правительства Чернышенко Д.Н. и помощник президента Фурсенко А.А. Последний прославился тем, что на сгинувшем молодёжном форуме «Селигер» заявил так: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

С такой программой образовательное сообщество его не воспринимало, система – начала деградировать, и президент вынужден был его убрать с поста министра, но приемники, похоже, продолжали выполнять ту же задачу. Классическое российское вузовское образование раздробили на балакавриат и магистратуру. В результате чего абсолютное большинство молодежи в России превратилось сегодня в обладателей корочек о неполном, по сути, высшем образовании.  Именно для этого Минобразование и протащило к нам западную Болонскую систему и навязало ЕГЭ, практически ликвидируя тем самым качество и статус классического русского образования. К общим бедам и управленческим провалам российского образования теперь добавилась пандемия и дистанционка, к которой  оба реформированных министерства – просвещения, образования и науки - оказались не готовы.

Министр просвещения Сергей Кравцов в интервью телеканалу «Россия-24» в разгар первой волны, 20 апреля, твёрдо пообещал: к началу учебного года российские министерства просвещения и цифрового развития, связи и массовых коммуникаций выпустят платформу для видеосвязи, аналогичную Zoom, мол,  разрабатываем новый продукт отечественный «Цифровая образовательная среда». Очнулись под разговоры о внедрении новых технологий! Как медленно, вторично (по типу Zoom). И – всё равно пшик!  Мой личный убеждённый вывод: Владимир Путин не угадал с министрами просвещения и образования. Когда мы видим чиновника от образования Кравцова с какой-то не министерской чёлкой, то страшновато от его отстранённого взгляда и видно: он мало работал с детьми! Министерство образования и науки, где продолжается разворовывание народных средств, вполне всем довольно, и осеннюю волну пандемии мы, преподаватели, встретили на том же уровне, хоть и с личным опытом, с привычными ухищрениями по поговорке: «Голь на выдумки хитра». Но на государственном уровне проблему технологического и методического обеспечения решить не удалось: преподавателей для «усовершенствования» лишь заставили переписывать программы - 3+ и 3++. Страшно подумать: что было бы, если не стало Зума, придуманного американским китайцем… Вы хоть совесть-то поимейте, чинуши, докладывающие президенту: «Мы справились!».

Президент Владимир Путин поверил онлайн-докладам министров просвещения и образования и попал впросак, заявив, что мы оказались готовыми к дистанционному образованию «лучше других стран». Нет, хуже всех из цивилизованных, как либералы выражаются! Россия заняла последнее место в рейтинге стран, которые готовились к переходу на дистанционное обучение. Об этом «МБХ медиа» сообщила платформа онлайн-обучения Preply, организовавшая соответствующее исследование. Эксперты изучили технологическую инфраструктуру и доступность к ней в 32 странах мира. По данным исследования, Россия отстала из-за низкой скорости мобильного интернета, стоимости услуг репетиторов и ограниченного доступа к компьютерам. Конечно, платформа эта не очень известна, а сайт Ходорковского собирает самое плохое о России, но есть же цифры. Так, скорость загрузки мобильного интернета в России составляет 22, Мбит/сек по сравнению с 71,3 Мбит/сек в Канаде. Кроме того, эксперты назвали зарплаты репетиторов «непозволительно мизерными». Согласно исследованию, доступ к компьютерам в России имеют менее 40% граждан. Правда, министр просвещения докладывал Путину – 65% школ охвачено скоростным интернетом. Но это – дутые цифры: что он имел в виду под «доступом» – один компьютер на одну сельскую школу? А вот Норвегия, где недра, нефть принадлежат государству и прибыли тратятся в интересах всего народа, занимает лидирующую позицию и в рейтинге уровня жизни, и в рейтинге инфраструктуры электронного обучения: 94,5% ее населения имеют доступ к компьютеру. И тут я верю данным северной, редконаселённой страны, потому что Норвегия – подлинно социальное государство, а у нас – рыночное царство бюрократического распила.

 

В канун Нового года 53% родителей заявили о беспрецедентном отставании учеников по образовательной программе. Они винят в этом удаленку. Каждый пятый опрошенный считает, что учителя не готовы проводить занятия дистанционно. К тому же в сети стало популярном обращение мамы пятерых детей с медалью «За материнскую доблесть», в котором она жалуется, что ушла с работы, но не справляется - у неё нет столько комнат, гаджетов, программ, потому что, повторяю, не создана единая платформа! В опросе участвовали 3 тыс. человек — около 1,6 тыс. директоров школ и 1,4 тыс. родителей. Исследование обхватило 65 российских регионов. Директора учебных пытаются погасить панику: 47% опрошенных руководителей заявили, что в этом году отставание школьников минимальное, а каждый пятый (22%) утверждает, что его ученики вообще не отстают от программы. Как видим, даже за такие зарплаты, лишь пятая часть убаюкивает родителей и начальство. Как тут не вспомнить другой высказывание Менделеева: «Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». Оно – ускользает.

 

Другой сопредседатель - Дмитрий Чернышенко является заместителем премьера по вопросам цифровой экономики и инновациям, связи, СМИ, а также культуры, туризма и спорта. Необъятная и важнейшая сфера!  Друг премьера Мишустина со студенческой скамьи и сосед по дачному поселку, ещё в 90-е начал заниматься рекламой и прошел путь от дизайнера, делавшего компьютерную графику для роликов, до руководителя гигантского медиахолдинга и высокой должности в правительстве. Во многих биографических справках на Дмитрия Чернышенко упомянут любопытный факт: он является создателем первого рекламного ролика для финансовой пирамиды Сергея Мавроди «МММ», сам рассказывал в интервью: «Пока учился в Станкине на программиста, освоил трехмерную графику — и нарисовал для МММ их первый рекламный ролик, получил за него сумасшедший для того времени гонорар в 1500 долларов. Это мою карьеру и предопределило».  Дай Бог, чтобы не определило общий подход к важнейшей сфере. С 2015 года Чернышенко являлся председателем правления и гендиректором АО «Газпром-Медиа Холдинг». На сайте холдинга торжественно докладывается: «Под руководством Чернышенко компания укрепила позиции ведущего игрока на российском медиарынке и продемонстрировала двузначный рост доходов и более чем двукратный рост операционной прибыли. Существенно расширен бизнес: в состав холдинга входят 144 медиакомпании, в числе которых 9 федеральных телеканалов, 12 спортивных телеканалов, 17 тематических каналов, 10 радиостанций. В компании работают 8100 сотрудников». Могучий актив! – вопрос: как он использовался? Какую гражданскую позицию и национальную идею отстаивал? Ну, для полного, концентрированного ответа на этот вопрос – включите «Эхо Москвы»...

Российское образование подвергается разрушительным реформам не первый год. Однако объявленная пандемия коронавируса стала мощным катализатором процессов, запущенных уже давно. Школа знаний должна превратиться в школу навыков, заявил новоявленный гуру цифровизации всея Руси Герман Греф. Вот как выглядит школа его мечты, которую он увидел в США и теперь намерен переформатировать российские школы именно под такой идеал. В этой волшебной школе, по Грефу… «Выкинули знания. Над знаниями работают только сами ученики. В школах практически нигде нет столов. У каждого ученика есть самый дешевый компьютер. База данных со всеми электронными учебниками, — восторгается незнамо чему Греф. - Какое в этой школе место занимают учителя? Почти никакого, так как отслеживанием посещаемости, работы на уроках и проверкой знаний занимается система искусственного интеллекта, включающая камеры слежения, компьютеры и другое оборудование». Учитель здесь играет роль, скорее, надсмотрщика. Теперь становится понятно, почему наши власти легко готовы передать весь процесс обучения детей в руки студентов вместо опытных и отстранённых учителей из «группы риска». Для того, чтобы быть надсмотрщиком, не надо обладать ни знаниями, ни умением передавать эти знания детям, ни талантом воспитателя.

Чтобы новые «педагогические» кадры исповедовали правильную идеологию, Герман Греф плотно занялся их подготовкой. В июле 2020 года благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» и семь педагогических вузов России — среди них Московский городской педагогический университет, Институт педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, Государственный педагогический университет им. А. И. Герцена и несколько региональных вузов — объединились в консорциум «Развитие личностного потенциала в образовании» для разработки «технологий выращивания личности» и подготовки нового поколения учителей. Среди тех, кто будет определять стратегию действий консорциума, значится член экспертно-стратегического совета фонда Исаак Фрумин, научный руководитель Института образования Высшей школы экономики (ВШЭ). Он же по совместительству долгое время являлся представителем Всемирного банка в области образования. К 2025–2030 гг. планируется полный переход к цифровой школе. Во главе этих преобразований – прозападная Высшая школа экономики, Московская школа управления, фонд «Сколково» и Агентство стратегических инициатив под руководством Грефа. По сути, они представляют финансовый бизнес, тесно связанный с мировой финансовой олигархией. Плюс реализуются интересы мировых цифровых корпораций. Почему в стране Ушинского, Макаренко, Сухомлинского будущим образования занимаются Греф и Фрумин?

Весь год, конечно, мы будем слушать про чудеса искусственного разума как заменителя разума природного. В ходе совещания по развитию искусственного интеллекта руководитель Сбера Герман Греф предоставил слово виртуальному помощнику банка Афине. Машина обратилась к лидеру РФ Владимиру Путину, притом с достаточно глупым вопросом: «Может ли искусственный интеллект стать президентом?». Президент красноречиво отреагировал на скользкий вопрос вращением глаз и многозначительной полуулыбкой, после чего наконец произнёс: «Надеюсь, что нет». И мы надеемся, что и Греф, сам какой-то искусственный, будет отодвинут от потуг на реформы образования и науки, от попыток   преобразования человеческой жизни в роботоподобное существование. Тем более, что его собственный опыт применения новейших технологий обернулся провалом и стал наглядным доказательством, что природный ум и талант – ничто не заменит.

На рубеже годов нас замучили новой рекламой Сбербанка, где с помощью искусственного интеллекта внедряется образ Жоржа Милославского, который говорит голосом Леонида Куравлева. Бестолковый ролик длится около полутора минут, но успевает надоесть. По сюжету Милославский попадает во времена Грефа, он удивлен, как все изменилось: Сбер теперь не просто банк, а целая экосистема. Жорж катается по современному городу на такси, оплачивает покупки прямо с телефона, заказывает еду и идет на концерт современного исполнителя. Неужели это поражает его больше, чем бросок в эпоху Ивана Грозного? Как бескрыло, по-грефовски! Реклама выпущена к Новому году, но люди, которые смотрят по всем каналам в каникулы фильм «Иван Васильевич меняет профессию», возмущаются и недоумевают. Если реклама – ностальгический ход для старшего поколения, то они - просто в шоке, потому что прекрасно знают, что этот персонаж –мошенник и вор. Сбер такой же? Если реклама направлена на молодую аудиторию – это еще хуже, потому что наша молодежь вообще не смотрит телевизор, не ценит старые фильмы и подавляющее большинство даже не в курсе, кто такой Жорж Милославский. Чего делает этот тип в парике? Какому Шпаку он звонит? Грефовцы хотели показать, какие они крутые в плане прорывных технологий, а вышел – пшик. Лучше бы он процентными ставками привлекли и качеством работы, а не пустыми тратами!

Самого Грефа, конечно, увещевать бесполезно, но высоким покровителям хочется напомнить слова другого немца: «Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности и тогда они победят сами себя». Так выразился Отто фон Бисмарк, прекрасно знавший Россию. Эти слова можно взять как предупреждающий лозунг Года науки и технологий, где должен царить гениальный Менделеев, а не жулик Милославский из рекламы Сбербанка.

Наш канал
на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Комментариев:

Вернуться на главную