Александр БОБРОВ
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

13.06.2014 г.

БЛАГИЕ ПОЖЕЛАНИЯ И ЖИЗНЬ

Обсуждение проекта «Основы государственной культурной политики»

Я – художник, следовательно, не либерал. Объяснять это считаю излишним.
Александр БЛОК

Николай Иванов - генеральный директор Союза писателей России - опубликовал заметки о том, как в период обсуждения проекта «Основы государственной культурной политики», где нет НИ СЛОВА о творческих союзах страны, но идёт речь о неведомом «создаваемом Литературном обществе», Министерство культуры вдруг озаботилось Домом на Комсомольском, 13. Очередной рейдерский захват под высокие слова проекта: «В духовной и культурной жизни России русская литература занимает особое место. Именно великая русская литература формирует нравственные идеалы, передает новым поколениям богатый духовный опыт народа. Эти традиции и высочайший уровень литературного мастерства удалось сохранить даже в условиях жесткой идеологической цензуры советского времени». Да, а в условиях рынка и диктата чиновников – всё труднее сохранять! А дальше – песня: «Поддержка современного литературного творчества, книгоиздания, издания литературных журналов является одной из важнейших задач культурной политики государства». Вот и решили «поддержать» под высокие словеса, разрушив Союз писателей России. Ведь что такое головная творческая организация без своего угла. Это – не либеральный Пен-центр, которому весь мир – дом и стол.

Долгожданный документ «Основы государственной культурной политики» разрабатывался в соответствии с поручением президента Владимира Путина. Для этого была создана специальная рабочая группа, главой которой стал руководитель администрации Кремля Сергей Иванов, а ответственным секретарем — советник президента по культуре Владимир Толстой. В конце мая документ был вынесен на общественное обсуждение, которое продлится до сентября. Открывая ещё первое заседание рабочей группы по разработке «Проекта Основ государственной культурной политики» Сергей Иванов отметил: «…Современная культурная политика в России не может иметь отраслевой уклон и сводиться лишь к управлению театрами, музеями, библиотеками, к финансированию различных фестивалей и конкурсов. Сегодня речь идёт о необходимости формулирования целей, задач и принципов реализации государственной культурной политики, которая так или иначе охватывала бы практически все стороны жизни». Тем не менее, разработчикам «Проекта…» не удалось уйти от ведомственности, и этому есть объяснение:  государственная культурная политика – это основа государственной идеологии, которая отсутствует в России уже около четверти века.  Мало того, государственная идеология запрещена действующей Конституцией РФ.

«Статья 13
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»

Если под идеологией понимать систему общественно значимых идей и ценностей, то действующая Конституция РФ устанавливает прямой запрет на ценности и идеи, принимаемые на уровне государства. Известно, что отличие идеологий заключается в приоритетах ценностей. Статья 2 Конституции РФ, на которую ссылаются защитники свободы индивидуума,  устанавливает высшей ценностью права и свободы личности:

«Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Но это и есть идеология  либерализма.  Таким образом, Конституция РФ все же устанавливает жёсткую государственную идеологию в России, а Статья 13 находится в вопиющем противоречии со статьей 2. Именно в этом - источник всех нравственных и культурных потерь последних лет. Сама комиссия сформулировала: без  решения данной юридической коллизии, без признания факта, что отказ от государственной идеологии не способствует развитию общества, невозможно принять значимый для государственного жизнеустройства документ. Антон Чехов в «Записных книжках» приходит к выводу: «Умеренный либерализм: нужна собаке свобода, но все-таки её нужно на цепи держать». Но нынешний либерализм весьма агрессивен и беспривязен.

Советник президента России по культуре Владимир Толстой, чей склад мыслей и стиль сквозит даже сквозь строки коллективного документа, обозначил одну из задач проекта – консолидировать деятелей культуры, «не допустив культурного майдана в нашей собственной стране». Но, увы, этот «майдан» давно существует, шумит, строит баррикады из чего угодно, жжёт покрышки, мешает проезжей части. Сделана только робкая попытка освободить её, убрать смердящие помойки. Но уже и это принимается в штыки! При обсуждении проекта на заседании Общественного совета при министерстве культуры наибольшую полемику в обсуждении вызвали не столько стратегические задачи, сколько частные формулировки. В первой строке концепции прописано: «Россия - государство, создавшее великую культуру». Задавали вопросы: как понимать, что есть Россия, какое это государство, духовный опыт какой нации станет образующим? Последний вопрос я считаю вообще из сферы недоразумений: конечно, русской. В этот духовный опыт входят и святоотеческие традиции, и прозрения национальных гениев, и влияние западной литературы, и эпос народов России, и еврейско-одесский фольклор. Всё!

Другое дело, что первая же фраза требует редакционно-смысловой правки. Надо: «В России за века создана великая культура». Она создавалась и творческими личностями, и главным творцом – народом, и государством, конечно, но не всегда! На этих страницах было перечислено море примеров, когда государственная политика (или её полное отсутствие) убивало подлинную культуру, и не только в разрушительные 90-е, но и позже.

- То, что мы говорим о сохранении языка, о продвижении литературы, о формировании  единой архитектурной среды, подтверждает, что документ шире, чем сфера минкультуры. Его разрабатывали все ведущие ведомства, в том числе Министерство образования, Министерство регионального развития, - сказал Владимир Толстой. Характерно, что здесь не названо Министерство связи, которому по нелепому распределению госфункций выпало командовать Роспечатью, а значит, условно выражаясь, и литературой, и книгоизданием, и прессой. В интервью «ЛГ» министр культуры Владимир Мединский (сам писатель) на вопрос, как такое возможно? Почему не Министерству транспорта, например, доверили? – ведь писатели и журналисты всегда в пути – ответил уклончиво: «Так исторически сложилось…».

Коротка же у нас история! Ведь это при президенте Дмитрии Медведеве в ведении Минсвязи остались три агентства: Росинформтехнологии, Роспечать и Россвязь. А до этого было своё Министерство информации и печати, потом министр культуры Александр Соколов пытался руководить Роспечатью. Так что вполне логично, что председатель оргкомитета Года культуры, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что намерена обратиться к руководству страны с логичной просьбой, высказанной членом оргкомитета писателем Юрием Поляковым: «Будем считать, что я получила поручение от оргкомитета, я обращусь к президенту и председателю правительства с просьбой пересмотреть подчиненность Роспечати. Мы обменялись мнениями, они у нас совпадают, и Минкультуры это поддерживает», — сообщила Матвиенко. Но последнее нелепое нововведение Медведева – живёт, хотя уже и его летнее время отменили.

Неискушенный читатель может сказать: «Да какая разница в чьём подчинении – работать надо профессионально!». Нет, разница для практиков чуствительна. Например, из перечня 80 специальностей, которые опекает Минкульт, изъята…журналистика! Можно ли себе представить современную культуру, реализацию хотя бы части обсуждаемых основ без СМИ? Между тем Московский государственный университет культуры и искусств, а вслед за ним и остальные университеты культуры вынуждены закрывать кафедры журналистики!

Да… Пить горькую и семечки на завалинке лузгать можно без информационной поддержки, но задумай хоть что-то культурно-содержательное – без информационной составляющей никуда! Даже к концерту самодеятельности в ДК надо подключать поселковое радио или районную газету. И так – до самого высокого искусства, до могучей информационной поддержки в федеральных СМИ. Об их роли в проекте не сказано почти ничего, потому что они у нас «независимые», частные, корпоративные («Эхо Москвы» Газпрома, например, вставшее почему-то на сторону майдана и киевской хунты). Во всей этой нестройности государственных систем управления чувствуется некоторая разрозненность, обособленность Минкульта, который, оказывается, никак не может влиять на информационно-издательское поле.

Скажем, документ призывает «повысить эффективность мер, принимаемых для сохранения российских малых городов, создать условия для развития культурно-познавательного туризма». Благое пожелание! Но ведь главный вид туризма требует не только подготовки кадров, развития инфраструктуры, но прежде всего яркой пропаганды, весомого литературного слова в литературе и СМИ, которое позовёт в дорогу, даст полноценные сведения. Следовательно, опять стоит вопрос об издании необходимой литературы, а у нас всё меньше печатается путевая проза – великий жанр русской литературы: придёт новый Слепцов с «Письмами из Осташкова» или Солоухин с «Владимирскими просёлками» - рынок не примет. Молодые журналисты плохо владеют жанром путевого очерка – не гламурного (шопинг, развлекуха, рестораны), а познавательного. Но ведь многострадальный туризм «перекинут» в ведение Минкульта. Значит, там теперь – методический центр, источник финансирования, база госзаказов! Прямо на сайте министерства должна быть кнопка: издательские программы, информационное обеспечение, иначе – как соединить, внедрить в сознание задуманное и реализуемое? Нет ничего в помине…

Дважды приезжал на конференцию «Прохоровское поле» и слышал от представителей министерства, энтузиастов музейного сообщества, писателей-патриотов: надо соединить маршрутами три Поля русской славы – Куликово, Бородинское и Прохоровское, издать путеводители, создать телефильмы, организовать детско-юношеские экспедиции. Где всё это? – пустое сотрясение воздуха! А ведь как складно говорится в проекте: «В число задач государственной культурной политики также входят: систематизация, расширение и развитие существующего опыта использования объектов культурного наследия, предметов Музейного и Архивного фондов, научного и информационного потенциала российских музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе». Ну, образовательный процесс как набор услуг у нас вообще пошёл вперетык с задачами культурно-просветительными и воспитательными. Например, красиво заявлено: «Состояние современного российского общества делает необходимым выделение в качестве приоритетных воспитательной и просветительской функций культуры. Это позволит существенно усилить воздействие культуры на процессы формирования личности, гуманизации образования, успешной социализации молодежи, создания качественной, благоприятной для развития личности информационной среды». Опять же – не указаны пути, не понятна роль Министерства образования, которое якобы участвовало в разработке проекта.

Ректор Московского гуманитарного университета профессор И.М. Ильинский убеждён: «Несомненным конкурентным преимуществом МосГУ является то, что в нашем вузе никогда не прекращалась и постоянно совершенствуется внеаудиторная воспитательная работа со студентами… К сожалению, в новом законе «Об образовании в РФ» нет ни одной статьи о воспитании (подчёркнуто мной – А.Б .); воспитание вновь изъято из аккредитационных показателей Рособрнадзора РФ. В декабре 2012 года на встречи доверенных лиц с Президентом РФ В. В. Путиным я подошел к нему и изложил суть проблемы в своем понимании. Президент согласился со мной. Хочется верить, что именно поэтому в своем послании Федеральному собранию РФ он сказал: «Качественное образование без воспитания невозможно. Я прошу правительство подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты». Пока о выполненном поручении, о подобной программе лично я не слышал. Может, читатели - учителя и родители расскажут о возрождении внеклассного воспитания, о всеохватной кружковой, в том числе туристско-краеведческой работе в школах. Когда после армии я начал работать в системе Министерства просвещения РФ, экспедиция «Моя Родина – Россия», походы по местам боевой и трудовой славы, маршрут «Пять столиц России» были не просто всеохватными, а чуть ли не обязательными – с конференциями, созданием сети школьных музеев, методическими разработками. Есть ли хоть подобие такой работы?

Как видит читатель, все мои вопросы упираются не в содержательную часть важного документа, а в практически-организационную и выливаются в главный: как воплотить благие пожелания в жизнь?

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную