Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

29.03.2015 г.

МАСТЕРА ЗАКУЛИСЬЯ И ШТАМПОВКИ
20 лет назад и сейчас

Трагические вехи только ещё начавшегося Года литературы: главная общелитературная и личная утрата – уход Валентина Григорьевича Распутина, главный скандал и чиновничий произвол года – отмена весенней выставки «Книги России». Кто позволил господам Сеславинскому и Григорьеву по необъясненным причинам совершать служебное преступление? Других слов просто не нахожу! Гендиректор Николай Овсянников прямо говорит в интервью: «…Задача сорвать национальную выставку стала первоочередной. Гендирекция уже активно вела подготовку к выставке, и решить проблему можно было только одним способом – устранив меня… Региональные издательства уже покупали билеты в Москву и были готовы к вылету. Уже были собраны и упакованы книги для экспозиций». Да, и десятки тысяч книголюбов готовились посетить ВДНХ, и тысячи писателей-авторов издательств собирались выступить перед посетителями, завязать новые контакты. Лично я, как обычно, и готовился представить свои новые книги, и провести выездное занятие со студентами журфака. Кто дал  право засидевшимся в своих креслах чинушам ломать обширные планы, творческие и финансовые надежды огромного числа людей? Кто оплатит неустойку и моральный вред? Эти вопросы - уже к самому молодому министру правительства Никифорову, который обязан курировать Роспечать. Занятый информационными технологиями, он, может быть, плохо понимает, какую роль играют Слово и Книга в России?

Уже вошли в обиход, стали привычными словосочетания «Пражская весна» или «Арабская весна», с присоединением Крыма стала утверждаться Русская весна, а проснулась она – раньше и не без помощи писателей. Помню, как именно на выставке «Книги России» мы широко отметили 75-летие классика Валентина Распутина. Как написал тогда в «Литературной газете» Владимир Костров о сыне и хранителе Байкала:

Минуты, капая с весла,
Соединяются с судьбою.
Страна Сибирью приросла,
А слово русское Тобою.

В день открытий выставки 14 марта состоялась конференция по творчеству Распутина под председательством Валерия Ганичева и со вступительным словом Владимира Крупина, а на стенде издательства «Алгоритм» Виктор Кожемяко представил в тот же день новую книгу бесед с Распутиным «Эти 20 убийственных лет». На следующий день и я представил сборник публицистики «Красные колокола» с размышлениями Распутина. Мне врезалось в память вот это главное событие, а ещё – набирающий силу конкурс краеведческой литературы «Малая Родина», на его стенде уникальные издания появлялись, которых в московских магазинах – не найдёшь. Ну, а кто-то вспомнит представление книг дутых телеперсон, которых, увы, становилось всё больше. Многие из них теперь, как Ксения Собчак со своим «шедевром» - «Маски, блески, бигуди. Азбука красоты», сбросили маски, оскалились на решительные шаги России по Крыму и Новороссии,  но и такое откровение на публике – полезно и отрезвляюще. Есть у нас поговорка: «Что в народе, то и в природе». Если в душе народа – заморозки, пурга, то даже природная весна приходит с запозданием. Но всё-таки в дни весеннего равноденствия на традиционной выставке «Книги России снова думалось о роли пробуждающего Слова в знобком и тревожном мире. По Русской весне нанесён конкретными чиновниками очередной удар. Кто им дал такое право и как они за эти разрушительные действия будут отвечать?

Этим вопиющим примером я закончил свои заметки об унылом начале Года литературы. Какой-то демагог  Юрий (Гуманист) прокомментировал: «Я призываю к включению мозгов. Статья Боброва представляет собой художественное изложение симптомов. Это было уместно 20 лет назад, а сегодня это скучная зюгановщина, т.е. общее место. Нужен серьёзный анализ, постановка существенных вопросов. Хватит хныкать по волосам отрубленной головы». Ну, так чего ж он не займётся «серьёзным анализом и постановкой существенных вопросов»? Кому что доступно - я по-своему выстраиваю материал в стилистике эмоционального наблюдателя. Кстати, Геннадий Зюганов не раз мне признавался, что ценит рубрику «Мой месяцеслов» и использует иногда мои аналитические и исторические примеры как раз для включения мозгов и придания злободневности своим выступлениям. А вот Юрию отвечу так: ещё раз убедился, что многие гуманитарии не обладают исторической памятью, но напомню: как раз 20 лет назад просто не имело смысла писать подобную статью и перечислять вопиющие примеры. Не было тогда прорусской государственной демагогии, не объявлялось Годов литературы (истории, культуры, русского языка) и т.д. С самой высокой трибуны и по ТВ никто не вещал о подъёме патриотизма, о Русской весне, а просто – кулуарно и публично - еврейская "семибанкирщина", владевшая СМИ, изощрённо думала, как сохранить больного Ельцина и власть, полностью торжествуя в эфире и культуре. Вспомните личную премию Березовского с победительным названием – «Триумф»! Поэтому подобное перечисление выглядело бы просто естественной констатацией (Жванецкий – «главный русский писатель», Ахеджакова и Басилашвили - "великие русские актёры" и т.п.). Прошло долгих 20 лет, Березовский повесился на шарфе, Ходорковский вякает из Швейцарии через многострадальную Украину. Многие храмы-новоделы возведены, патриотизм в ток-шоу Соловьёва зашкаливает. Ура? Нет рано -  возникает вопрос: а какой же духовно-нравственный и государственный храм воздвигнут? За такое же время, например, с 1945 года до 1965 года, когда я получил перед строем медаль «20 лет Победы в ВОВ», была возрождена огромная дымящаяся  страна и создана великая гуманистическая литература. А что теперь творится под похвальбы власти самой себе? Об этом и шла у меня речь в заметках о самом существенном.

Теперь о коренных вопросах. Вот что вспоминал Владимир Познер:  «Во время президентских выборов 96-го стало понятно, что Ельцин не проходит, его поддерживали пять процентов против тридцати у Зюганова. И люди, владевшие телевидением, то есть Березовский, Гусинский и прочие, просто приняли решение поднимать рейтинг Ельцина и «мочить» Зюганова. А кто делал это непосредственно? Журналисты. У них было такое задание. Но тогда они уже не журналисты. Пропагандисты, называйте, как хотите, но это уже не журналистика. Дальше всё так и покатилось. В это время я вернулся...". Спасибо, спас тележурналистику, можно сказать. На самом деле, он проговорился: был заключён альянс со всем влиятельным закулисьем. Вспомним, что ровно 15 лет назад пришлось проводить досрочные выборы: Ельцин ушёл в отставку и назначил приемника. Выборы президента  состоялись 26 марта 2000 г. Центральная избирательная комиссия сообщила, что В. Путин получил 52,94% общего количества голосов, Г. Зюганов – 29,21%, Г. Явлинский – 5,8%, А. Тулеев – 2,95%, В. Жириновский – 2,72%. Владимир Путин с натяжкой одержал победу в первом туре. В учебниках написано: «Уход Б. Ельцина и избрание В. Путина означали смену политических эпох и изменение правил игры на российском политическом пространстве». С точки зрения политологии, наверное, нечто подобное произошло, а вот в области культуры и литературы, информационного пространства – в принципе, ничего не изменилось. Это и было, на мой взгляд, негласным соглашением: вы там официально «поднимайте Россию с колен» и создавайте новых собственников из силовиков, а мы реальную, коренную Россию по-прежнему будем нагибать и доить. Как и раньше, «дежурные по стране» - местечковые Жванецкий и Максимов, советник по международным культурным связям раздобревший Швыдкой, руководитель Первого – замшелый Эрнст. Про книжный рынок и говорить не приходится: авторы детективных и любовных романов – всё те же, любимчики Роспечати – не меняются, как  и руководитель отрасли – самый нетелегеничный человек в России – Сеславинский.  Вспоминается пророчество Андрея Белого из сборника «Вехи» 1909  года: «Нам грозит опасность "штемпелеванной" культуры, т.е. интернациональной фабрики по поставке гениев; нам грозит фабричное производство мыслей. И культуры запада уже отравлены фабрикацией одной, всеобщей, прогрессивно-коммерческой культуры: появился новый тип культуртрегера… Кто же эти посредники между народом и его культурой в мире гениев? Кто стремится "интернациональной культурой" и "модерн-искусством" отделить плоть нации от ее духа, так, чтобы плоть народного духа стала бездушна, а дух народный стал бесплоден? Кто, кто эти оскопители?

Странно и страшно сказать, но приходится. Это - пришлые люди: обыкновенно оторванные от той нации, в недрах которой они живут, к несчастью для культуры, ограниченные в государственных правах и потому не имеющие возможности выразить себя на другом поприще, они с жадностью бросаются в ту область, которая не зависит от государства, т.е. становятся пионерами культуры (литературными и музыкальными критиками, организаторами литературных предприятий); количество их увеличивается, а влияние критики и культурных начинаний увеличивается в обществе также; главарями национальной культуры оказываются чуждые этой культуре люди…».

Вот их-то я, вполне конкретных оскопителей, мелькающих во всех СМИ, перечислил в своих заметках. Так что, в диагнозе Андрей Белый был прозорлив и доказателен. А вот в рецептуре обманулся. Он писал вполне убеждённо: «О, если бы сверху сознали, что для существования русской культуры равноправие евреев необходимо прежде всего! Мы, морально терроризированные писатели, могли бы открыто бороться за свою национальность, не боясь, что нас опозорят! Равноправие евреев необходимо: оно отвлекло бы их интересы от литературы и искусства к областям государственной жизни: еврей государственный деятель был бы и полезен, и нужен; евреи - по природе государственники; всякое же истинное дыхание арийской культуры вне-государственно, свободно, ритмично». Кратко выражаясь языком увлекающегося Белого «наверху осознали», дважды постарались – после революции 17-го и контрреволюции 91-го, но ничего для не терроризированных национальных писателей не изменилось – более того, усугубилось. Ярчайший пример – работа упомянутого Федерального агентства по печати и массовой информации. На днях стало известно, что на пост генерального директора "Генеральной дирекции международных книжных выставок и ярмарок" вместо Николая Овсянникова, снятого с должности 16 марта, вероятнее всего, утвердят Сергея Кайкина, нынешнего исполнительного директора Российского книжного союза в Санкт-Петербурге. Опять питерские тёмные лошадки! Ну, просто ничего не шелохнется в трясине! Между тем несменяемый заместитель руководителя Роспечати Владимир Григорьев считает, что «рано или поздно все компании сталкиваются с необходимостью смены поколений. И, как правило, это помогает выйти из кризиса». Произойдёт ли смена поколений в самом агентстве по печати? – вот гамлетовский вопрос!

Теперь делатели «штемпелёванной культуры» решили плодить себе подобных: При Тургеневской библиотеке открывается школа писательского мастерства. Ох, как громко! Сначала заявили, что школа – бесплатная, но если главная фигура – Дмитрий Быков, как без денег? У него на лекции и вечера в ЦДЛ билеты до 2 000 рублей стоят. Арендованный Большой зал не смог собрать – пошли в соседний Еврейский центр. Вот и Тургеневка уточнила: только часть мест в ней — бесплатные. Занятия начнут в июле, но заявку можно отправить уже сейчас, эти люди любят стричь баранов заранее. В школе будут работать четыре «мастерские»: семинары для прозаиков станет вести Майя Кучерская, для сценаристов — Марина Степнова (или Степанова?), для переводчиков — Виктор Сонькин и Александр Борисенко, а для биографов — Ирина Лукьянова и Алексей Вдовин. Никого не знаю – а ведь полвека в литературе, журналистике, критике! Кроме того, перед учениками выступят Дмитрий Быков, Авдотья Смирнова, Александр Архангельский и другие известные писатели, публицисты и литературоведы. Ну, если Дуня взялась – таланты как грибы после дождя вырастут! Правда, ещё раньше большой советский очеркист-моралист Леонид Жуховицкий, когда стал либеральным писателем, выпустил книгу с пародийным названием: «Как стать писателем за 10 часов». Я этот бред студентам на лекции представляю, чтобы они не верили шарлатанам. Кстати, на факультете журналистики Московского государственного института культуры (МГИК) на Левобережной мы проводим первый приём по специальности «Литературная и переводческая деятельность», потому что надо как раз больше готовить не штемпелеванных «писателей», витий и пустозвонов, а честных пахарей на ниве литературы – редакторов, критиков, журналистов, пишущих о культуре и литературе. И учиться этому надо четыре года, как минимум, а не 10 часов и даже не знойное лето в московских объятиях Быкова и Смирновой. И тут они хотят захватить всё – в настоящем и будущем!

Прочтите отзывы о новом фильме мэтра Лунгина с громким названием «Родина» (сам смотреть эту гадость – не смог) Гайдпаркерры клеймят и тщетно взывают: «Досмотрел сериал Родина. Реклама обещала нечто героическое, пафосное, духоподъемное.  Смыслы фильма - не трогайте гадов. они сильные и неуязвимые, а вы слабые и нервные.  Ну да - все сидите тихо и будет хорошо. а кто тихо не хочет - того убьют или искалечат. Не хотел бы я еще видеть подобное. И слышать фамилию Лунгин.(режиссер). Мерзко на душе. Это нам показали какие мы и какая у нас РОДИНА»; «Важно кто проплатил это и кто исполнил. Давно уже ясно, что враги России и либерасты массово полезли на ТВ. Чистка давно назрела, сколько можно нас дерьмом поливать? Кто отвечает за идеологическую работу? Явно идет информационная обработка. И это фактически при почти военном положении».

А вот гляньте отчёт Милы Кузиной из  «Коммерсанта» почти десятилетней давности с какой-то выставки - местечкового междусобойчика, где тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой сразу бросается с поцелуями к жене выступающего Михаила Сеславинского, а дальше – песня для своих: «Гендиректор "Амедиа" Алексей Волин веселил собравшихся историей о том, как в ходе рабочей встречи с представителями еврейской диаспоры в его кабинете неожиданно появился его друг сенатор Михаил Маргелов в папахе, бурке, с шашкой и иконой в руках…  Гости собирались расходиться. Президент "Группы ИМА" Андрей Гнатюк, советник господина Сеславинского Владимир Григорьев и Александр Горбенко подумывали, как бы им завершить вечер в отсутствие их друга, советника президента Михаила Лесина, с которым они привыкли по средам играть в преферанс на рекламное время телеканала ТВ-3». Уже и ТВ-3 нет в помине, а «свои» продолжают занимать высокие посты, руководить русской прессой и литературой, навязывать «штемпелеванную культуру"  без «смены поколений». Повторим упрямого Андрея Бугаева (Белого): «Русское общество должно наконец понять, что навязываемая ему "штемпелеванная культура" - не культура вовсе». Вот это и есть коренной вопрос для гуманистов и реалистов!

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную