Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

21.11.2016 г.

ПЕСНИ, ШУТКИ И РАЗДУМЬЯ
9-й фестиваль «Русский смех» в Кстове

Один из организаторов фестиваля и составитель очередного альманаха «Русский смех-16» Олег Захаров – кстовский поэт, журналист и депутат напомнил на первой же странице, что  Евгению Андреевичу Нефёдову, имя которого носит фестиваль «Русский смех», в этом году исполнилось бы 70 лет: «Он родился в 1946 году на Донбассе и прошел достойный жизненный и творческий путь… В  2007 году Евгений Андреевич принял участие в первом Всероссийском фестивале иронической поэзии, который состоялся на Нижегородской земле. И не просто принял участие, а стал настоящим движителем фестиваля, его соорганизатором и пропагандистом. В 2009 году он подарил фестивалю название «Русский смех» и стал автором слов фестивального гимна «Столица смеха – город Кстово», который до сих пор сопровождает участников поэтического праздника и завершает гала-концерт фестиваля. Евгений Нефёдов ушёл от нас в 2010 году...».

 

ДВА ПОДХОДА

По сути, до этого рокового ноябрьского дня было два публициста-сатирика: Евгений  Нефёдов и Дмитрий Быков, которые еженедельно в стихах откликались на все события и властные закидоны с диаметрально разных позиций. И для тех, кто понимал – тут была интрига, искра при столкновении принципов. Креативный редактор «Собеседника» и препротивный поэт, комментатор-лектор Быков теперь остался один на газетном просторе, он каждую неделю клепает псевдопублицистику то в своём еженедельнике, то в «Новой», гвоздит, не жалея желчи, но всё - плоско, не смешно, мелко. Вот – испепеляет собачек жены первого вице-премьера:

Стабфонд, признаем честно, еле жив,
Политика уже, по сути, в морге,
У населенья нету перспектив –
В порядке лишь шуваловские корги…

Глупости: в порядке очень многие – от Михельсона и Фридмана до несменяемых Мутко и Медведева. Даже арест графомана Улюкаева для последнего – не сигнал. Вот Быков никак не угомонится в «Новой» с Крымом и с собой, любимым:

С той поры, как Крым для меня закрыт
(Вычислять, доколе, — удел гадалок),
Я повадился ездить на Кипр и Крит
И нашел, наконец, для себя аналог.

На такой-то остров я и похож…

Почему Крым для него закрыт? Читал дальше и – гадал: из принципа, по внутреннему решению? Или в самолёт на Симферополь не пустят? Самый смешной посыл, что автор похож на остров Крит (в рифме). Ну, совершенно ничего общего: гармоничная, достаточно аскетичная,  обожжённая зноем природа Крита и - рыхлый, развязный, избыточный телесами и словесами Быков. Небо и земля! Но ему «Новая» целую полосу последнюю под этот бред  отводит. А вот «Евгений о неких» умещался в колонку! О ней Сергей Викулов написал как о новой форме райка: «Со времен скоморохов, народных театров - это язык улицы, деревенских посиделок, солдатской фронтовой землянки, шахтерской курилки. Мудрый, образный, меткий, бьющий не в бровь, а в глаз. И, конечно, правдивый...».

Да, писать правдиво и смешно, иронично прежде всего по отношению к самому себе – трудное дело!  Это снова подтвердил в старинном приволжском селе - молодом городе нефтехимиков Кстове IX Всероссийский фестиваль иронической поэзии «Русский смех» им. Нефедова (председатель оргкомитета писатель и издатель Олег Рябов) – остров смеха, иронии, раздумий среди мрачной позднеосенней природы…  Традиционно среди участников фестиваля — барды, авторы-исполнители, пародисты из многих регионов России и из стран ближнего зарубежья. Например, все последние годы приезжает из Казахстана Александра Суслова. В течение двух фестивальных дней 82 автора выступили в 25 молодежных аудиториях: в школах, техникумах, колледжах, библиотеках, военном училище. Финальный аккорд фестиваля – трехчасовой итоговый вечер поэзии, пародии, шуточной песни.  Организаторы фестиваля «Русский смех» — Нижегородское отделение Союза писателей России, администрация города Кстово, Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина, Нижегородский писательский центр в Кстове. Две последних просветительские организации  возглавляют женщины-подвижницы  Маргарита Шувалова и Надежда Калачёва.

 

ФЕНОМЕН ФЕСТИВАЛЯ

В чём феномен Кстовского фестиваля? Прежде всего, была найдена идея: многие подлинные поэты, а не только записные иронисты, пишут смешные стихи, пародии на собратьев, эпиграммы. Ведь самый великий шутник – Пушкин! Вот и надо собрать настоящих поэтов – пусть читают сатиру или лукавую лирику. Эта идея наложилась на дружескую, домашнюю обстановку, и праздник – удался. На фестивале я постоянно думал: сколько в России городов и городков, связанных с литературой, с поэзией! Если б каждый, как Вязники Алексея Фатьянова или Вологда Николая Рубцова (гениев-классиков не беру!),  напоминал о стихах и песнях, имел свой яркий  литературный праздник, собирал неравнодушных людей... Ведь Кстово – это 65 тыс. жителей, а фестивалем на встречах и в полном зале ДК "Нефтехимик" было охвачено (и захвачено весёлой поэзией) более 3 тысяч горожан, включая самых юных: на последние фестивали приезжают детские поэты, поэтесса и сказочница из самобытного Городца Ирина Дружаева получила в награду бронзового зайца, а золотым был награждён ведущий вечера – остроумный нижегородский поэт и бард Вячеслав Карташов. Представительный состав делегации позволил нам рекомендовать четырёх молодых литераторов из Нижнего и Выксы в Союз писателей России.

Журналист Николай Денисов из Кстово – постоянный читатель и комментатор «Российского писателя»  наблюдает и придирчиво оценивает каждый фестиваль. Вот что он писал после 8-го: « Сегодня на телевидении нет сатиры и иронии, очень мало их - в печатных изданиях. На названном фестивале мало общественно-значимой иронии. Может, причина в том, что эмблемой "Русского смеха" взят угрюмый, трусливый зайчишка? А ведь ирония - отнюдь не трусишка - иронизирует всегда смелый человек.

В ноябре в Кстове пройдет 9-й фестиваль. Хочется, чтобы его уровень был выше предыдущих, чтобы на нем звучали произведения более высокого качества - по тематике, чтобы было больше здоровой общественно значимой иронии, без ёрничания. Ведь и организаторы, и редакторы, и сами участники, думаю, действительно, и патриоты, и мастера. Сам уровень стихосложения радует, он высокий». 

Вспомнил об этом критическом взгляде и на подведении итогов, и в поезде над страницами альманаха. Считаю, что на такие праздники надо смотреть шире. Как говорил Пушкин: «Целью поэзии является сама поэзия». Так же можно сказать и о поэзии иронической, где поэт смотрит честно, с доброй или саркастической улыбкой прежде всего на себя. Ну, и на окружающую действительность, зорко подмечает её парадоксы и провалы. Например, в альманахе есть публицистические стихи москвича Игоря Алексеева, которые начинаются с прямого вопроса:

 Как вам там, друзья, в Евросоюзе?
Ничего не чешется? не жмёт?
Много ль в головах ещё иллюзий?
Много ль на глазах ещё тенёт?

Впервые на фестиваль приехал представитель русского Крыма - Владимир Володин из Керчи. Он тоже усмехнулся на социальной почве:

Видимо, бунтарство в нас – еврейское,
Или наше золото – цыганское,
Если цены – общеевропейские,
А зарплата – среднеафриканская.

Мария Дубиковская из Новосибирска касается вечных женских тем и примочек, но подмечает чисто рыночные приметы и признаки девальвации:

Жадность
Как гений чистой красоты, 
Тебе явилась на мгновенье... 
Мне от тебя был нужен ты, 
А ты пожадничал: дал денег.

Вадим Забабашкин из Владимира вдруг задался на берегу Волги простым вопросом со сцены:

Вот плывёт по Волге баржа,
а на ней играет банджо.
А на Миссисипи янки
могут так же на тальянке?

А ведь впрямь – не смогут ни на гармошке, ни на балалайке.  А у нас,  как говорил Достоевский, всемирная отзывчивость и волжская широта в культуре и натуре.

Первый секретарь Союза писателей России Геннадий Иванов давно хотел побывать в Кстове, на легендарном уже фестивале. Приехал и остался в восторге. Сам он по складу лирик, но тоже  задаётся больными вопросами, как, например,  в стихотворении, обращённом автору повести «Прощай, Россия, встретимся в раю» Владимиру Крупину:

«Прощай, Россия, встретимся в раю», –
Конечно, это сказано красиво.
Но я ещё Россию узнаю
Здесь, на земле, как за окошком иву…
 «Прощай, Россия, встретимся в раю».
А может, ещё встретимся в бою...
Как встретились тогда на «Баррикадной»
Той осенью, холодной и блокадной.

Конечно, что-то назревает,  разлито  в раннем морозом воздухе, хотя ни власть, ни прикормленные СМИ, особенно ТВ с сирийско-украинской тематикой, этого не чувствуют. Они считают себя неуязвимыми, незыблемыми, безнаказанными.  Как подметил Владимир Дубинский из Нижнего Новгорода:

Не пролезешь, не надейся, друг.
Я уж как старался – ни в какую!
Широку страну мою родную
Грабит слишком узкий тесный круг.

Но ведь и этот узкий круг – начал редеть. Вот не поверит читатель! -  вспоминали на фестивале до всякого ареста министра-графомана Алексея Улюкаева,  его перлы про Россию:

Застенки, стеньки, разные емельки - 
Кто на печи, кто в заячьем тулупе. 
Страна большая, только глянешь мельком - 
И в ступор.

Теперь вот сам премьер-министр Медведев  в ступоре оказался: как же это – так откровенно, нагло, у самой Роснефти? Палата №6…. Кстати, в альманахе «Русский смех – 16» опубликовано и моё стихотворение «Мантры Улюкаева» с эпиграфом из виршей министра стагнации:  «Порадую вас плоскими речами...». Ну, теперь-то только последним словом в суде сможет «порадовать». Но, конечно, я со сцены его не читал – зачем напоминать о ничтожестве? - министры-воры приходят и уходят в небытие, в муть, как написал сам Улюкаев, а поэзия и песня, создатели их – остаются.

 

РОЛЬ ПРЕССЫ

На страницах «Российского писателя», через который я не только рассказывал про фестиваль, но и дважды в этом году приглашал авторов принять участие в сборнике «Русский смех-16» (разве это не подлинная широта?!),  хочу в заключение подчеркнуть ту особую роль, которую играет в освещении подобных ярких, истинно русских праздников поэзии литературная пресса.

Мало таких СМИ у нас, тиражи их невелики, условия выживания – трудны, пути в информационном пространстве – прихотливы. Например, когда последней полосой «Литературной газеты» занимался Александр Хорт, которого я пригласил на фестиваль несколько лет назад, он, как постоянный участник, широко давал материалы на 16-ю полосу, потом произошли редакционные перемены, и внимание ослабло. Но все эти годы активно и душевно поддерживал фестиваль журнал «Невский альманах».

Его главный редактор Владимир Скворцов приезжал на все фестивали, выступал, а потом давал репортажи, стихи и пародии участников, затем печатал их на протяжении года на развороте сатиры и юмора. Наконец, выносил на обложку журнала главных организаторов и вдохновителей – Олега Рябова и Олега Захарова. Кстати, несколько лет назад в Институте русской литературы (Пушкинский дом) кандидат филологических наук Герман Ионин сказал: «В России ещё не было журнала, который бы на обложку ставил портреты писателей».

На что доктор филологических наук Алексей Любомудров заметил: «Не только в России, но и в мире таких журналов не было! Существует практика украшать обложки журналов портретами артистов, фотомоделей, политиков, но чтобы писателей - только в качестве исключения при получении Нобелевской (или другой значимой) премии». В своей хвалебной заметке к юбилею альманаха это отметил и член-корреспондент РАН Николай Скатов. Но кто-то в Питере относится к этому ревниво: почему такой-то, а не великий я? Более того, нашлись ревнители в руководстве писательской организации, которые принялись утверждать, что строка: «Журнал поддерживает Союз писателей России» - неправомерна:  где, мол,  решение съезда или секретариата СП РФ? Подобные люди словно с печки свалились в наше рыночное и антилитературное время. А что, мы разве можем принять решение секретариата и поддержать финансово, организационно? Нет, конечно – только морально и главное, творчески. Если мы, члены Союза писателей России, посылаем в журнал свои стихи, очерки, рассказы, статьи и видим их напечатанными, а то и собранными в книгу  – значит, вовсю поддерживаем! Что нам делить и вести честолюбивые битвы между собой, когда и без того жизнь трудна, государство безжалостно, а многие стихи, даже шуточные, как показывает фестиваль в Кстове – смех сквозь невидимые миру слёзы, говоря словами великого Гоголя…

Кстово-Москва

Фото Михаила Шкуркина (Нижний Новгород)

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную