01.06.2017 г.
ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА И ПРАВДЫ
Пишу эти заметки в День защиты детей, который широко и содержательно отмечался в СССР, где дети были единственным привилегированным классом, вспоминают его и в капиталистической России, где привилегированный (без всякой образности) класс олигархов и чиновников вдруг спохватывается, что подъярёмная территория – обезлюдевает, что скоро выжимать последние соки и деньги будет просто не из кого.
В конце мая Владимир Путин подписал согласно которому в России с 2018 года объявляется Десятилетие детства. Президент Путин поручил правительству утвердить в течение трех месяцев план основных мероприятий до 2020 года, которые будут проводиться в рамках Десятилетия детства. Указ президента от 29 мая вступил в силу со дня подписания. Напомним, в прошлом месяце президент обсудил с министром труда и соцзащиты Максимом Топилиным проблему снижения рождаемости в стране. Эксперты прогнозируют спад рождаемости в связи с победившей контрреволюцией, ельцинщиной-гайдаровщиной и демографическим кризисом 1990-х годов. В связи с этим плачевно изменится структура населения: увеличится нагрузка на работающих людей, а число пожилых граждан увеличится. Но, как подчеркнул на встрече с министром глава государства, будут предприниматься попытки стимулировать рождаемость и «проводить политику материнства и детства». Топорная фраза! Ещё в феврале текущего года спикер Совфеда Валентина Матвиенко, которую СМИ стали прочить кандидатом в президенты, попросила премьера Дмитрия Медведева утвердить проект Десятилетия детства. Как она поясняла, в рамках этого проекта правительство на каждые три бюджетных года будет разрабатывать конкретную программу мероприятий, посвященных детству.
Все упомянутые деятели начинали свою карьеру комсомольцами-коммунистами при Советской власти, получали бесплатное отличное образование, наверное, помнят, какая тогда работа велась с детьми и молодёжью от школьных производственных бригад до Всесоюзного похода по местам боевой славы. Поэтому я не про демографию и географию – про другое, крайне важное. Владимир Владимирович, надо, чтобы Вы (или придуманный преемник) объявили наконец Десятилетие Детства и Правды - без растления и лжи, без цинизма и социальной беспросветности. Без ЕГЭ, наконец, и либеральных штампов, пронизывающих не только СМИ, но и школу. С ужасом убеждаюсь, что каждое новое пополнение студентов всё более лишено аналитического, критического и диалектического мышления, напичкано и искалечено безнравственно штампами и готовыми либеральными ответами. Я понимаю, что цель была такая, но переборщили - наступает граница, когда антисоветизм, глумление над прошлым переходит в русофобию и пренебрежение к стране, сколько бы Путин и Матвиенко ни говорили о патриотизме.
УЙМИТЕ АНТИСОВЕТСКИЙ РАЖ!
Получил контрольную работу от студентки Юли по истории отечественной литературы ХХ века. Та, воспитанная ЕГЭ, сванидзами и пушковыми по ТВ, сразу начала со штампа: «Литература первая сразу после войны подверглась сокрушительному разгрому». Я опешил, но написал: «Сразу? Первая? Что, тут же и вровень с сокрушительным разгромом фашистской Германии?... Ну, ты, может, в школе слышала или читала про обострение идеологической борьбы, про речь Черчилля в Фултоне и железный занавес, про атомную бомбу в Хиросиме и угрозы США в наш адрес... Надо ж историчней подходить, с учетом времени! Я вам рассказывал, как Сталин поддерживал нужную стране литературу, лично читал будущих лауреатов, как поддерживал самих писателей – от гонораров до дачного поселка Переделкино, который у писателей на днях окончательно отобрали. И вдруг приказал бесжалостно громить… Что, прямо решил добить?»
Но что с девушки возьмешь, если государственные мужи, делавшие карьеру еще в СССР, говорят о том времени пренебрежительно, свысока. Они ж свою жизнь и уважение к себе перечеркивают! Теперь стало даже модным в пылу критики какого-нибудь чудовищного явления на Украине, например, или осуждения явного издевательства над здравым смыслом на толерантном Западе использовать в качестве риторического приема… сравнение с СССР: они, мол, прямо как тогда у нас, они даже хуже совка. Чуть заговорят об издевательстве над верующими на Украине – сразу высшие иерархи подчеркивают: «Такого даже в СССР не было!» Но ведь тот же Патриарх Кирилл, например, чуть младше меня, а уже я вырастал в Замоскворечье среди действующих храмов и полной свободы вероисповедания, мой друг Боря Духон и в синагогу меня водил, да и будущий Святейший свободно получал духовное образование. Чего там было ужасного, сравнимого с вмешательством украинских нацистов в дела Православной церкви, с их издевательствами над православными священниками? Близко не лежало, но надо попугать, капнуть грязью, кровавым ужастиком.
Министр Лавров, комментируя очередной американский скандал в СМИ, вспоминает антисоветский анекдот про «Правду» и «Известия»... Он ведь пожилой умный человек, получал отличное советское образование. Я не верю, что он не понимает разницу между блестящими аджубеевскими «Известиями» и приложением «Неделя» и нынешней газетой, меняющей редакторов, позицию и теряющей читателей. А былая «Правда», где выступали лучшие обозреватели, очеркисты, писатели от Юрия Бондарева до вернувшегося из Парижа Владимира Максимова, на десять голов была интересней и правдивей правительственной «Российской газеты». Разве не так, профессионалы? Мы с вами тоже учили, например, историю журналистики, но разве поносили Суворина и Лаврова, их авторов от Чехова до Гиляровского только за то, что они делали классные газеты при «проклятом царизме»? Даже пропагандисты вроде нынешних перекрасившихся либералов, такого себе не позволяли.
А следом и Мария Захарова не отстает от шефа и пишет очередной мнимо остроумный пост, давая отповедь хамоватой журналистке – порождению нынешней, а уж никак не советской системы, которая переврала ее слова, обманула доверчивую аудиторию. Мария Владимировна гвоздит: «...Такое впечатление, что это какой-то новый большевизм, который переиначил лозунг «грабь награбленное» во «ври, разоблачая»...» Совершенно неуместная лексическая параллель. Тогда уж так: перевирай навранное. Но она-то уверяет, что сама не врала! При чём тут ненавистное нынешними скорохватами «грабь награбленное»? И вообще, зачем вворачивать лозунг, который анархисты использовали раньше большевиков, чтя учение своего кумира Прудона: «Собственность есть воровство»? И это ведь правда – для России особенно!
Но меня потрясает страшная недальновидность: значит, выходит, что и депутаты Рады, и антисталинист - известный митрополит стоят на общих идеологических позициях, коль принять проповедь, что Сталин даже хуже Гитлера? Или кто-то надеется, что такая чудовищная общность мировоззрения, солидарность в главных идеологических вопросах, согласованное поношение советского прошлого помогут прийти к компромиссу? Или вызовут понимание на Западе, у киевской хунты? Это наивность или полная глупость самооплевывания? Меня демагогически спрашивают: а что, не было идеологических штампов, лозунгов и расхожих клише тогда? Были, конечно! Но они были куда плодотворней и спасительней для страны, потому что не порочили и не проклинали ее, не унижали трудовой и доверчивый народ. Вы что, не понимаете разницу между гордостью за страну, пусть и несколько показной, и презрением к ней, модным издевательством над «этими вечными лохами»? Да, советское не было всегда отличным, и «у советских – собственная гордость» не всегда срабатывало, но что же, «советское – всегда говённое» и «советский крепостной» - лучше?
Ну, прокляли советское прошлое, сбросили путы – и что?
ЗАЖИМ С РАСТРАТОЙ
Вошёл в либеральную моду
Совсем не смешной анекдот:
Режим зажимает свободу,
Но деньги при этом даёт.
Лидия Сычева в публицистической заметке оперировала впечатляющими цифрами: «Вот сведения от вычислительного центра Минкульта РФ — в цифрах 2015 года читаю: Театр им. Пушкина получает от государства 109 675 000 руб. (большой зал, большая труппа), и практически такое же финансирование у небольшого театра «Модерн» — 101 326 000 руб. Театр Луны — 137 934 000 руб., «Содружество актеров Таганки» — 125 558 000 руб., Театр Градского — 102 782 000 руб. Как так? А сколько получают от государства писательские организации в год?! (Я полагаю, что они получают очень мало.) И почему ТАК?». Вопрос только приобретает особую остроту, потому что государство валит всё больше денег неизвестно за что и неизвестно кому, как показал скандал вокруг выеденного подтухшего яйца, называемого «скандалом вокруг допроса Серебрянникова».
Славянский мир раскалывается и тает на наших глазах. Вроде бы, мы боремся с бандеровским и англо-саксонским наступлением на Русский мир, мы вяло поддерживаем черногорский народ в борьбе против вступления в НАТО, мы вспоминаем о кровоточащем славянском мире во время очередной его трагедии. И вот – 24 мая, Праздник славянской письменности и культуры, Кремль, Екатерининский зал, награждение достойных людей и – ни словечка о Славянском празднике – ни со стороны спичрайтеров президента, ни со стороны награждённых, среди которых не только тракторист и директор театра, но и учёный-историк, который пишет учебники, и обласканные властью творцы, которые худо-бедно творят на славянском языке. И ни словечка, ни привета славянскому морю, воспетому Пушкиным и Гоголем!
Но был же какой-то у деятелей культуры объединительный момент, идейный порыв, так сказать? Да, события в пресловутом Гоголь-центре и допрос накануне режиссёра Кирилла Серебрянникова. Теленовости показали, как примчался к бывшему театру в сланцах на босу ногу Фёдор Бондарчук и назвал постмодерниста-разрушителя традиций «гордостью России». Ещё ничего не ясно, дело только завели, а уже скандал докатился до самого верха! Итак, 24 мая, когда президент России Владимир Путин в Екатерининском зале Кремля удостоил 28 соотечественников государственными наградами, придворный журналист Андрей Колесников, специальный корреспондент “ с замиранием сердца ждал награждения актёра Евгения Миронова: «Но вслух, у микрофона, ничего не сказал. Между тем простоял, шепчась с Владимиром Путиным, не меньше минуты. На церемонии в Екатерининском зале это вызывающе много. В руках у Евгения Миронова была сиреневая бумажная папочка, из которой он достал листок бумаги и отдал президенту. А когда церемония закончилась и началось распитие шампанского (ну да, не распитие, а пригубление), Евгений Миронов снова подошел к Владимиру Путину и на этот раз стал говорить с ним жарко и даже громко.
— Вы знали? Знали об этом?!
— Да,— подтвердил президент.— Вчера узнал.
То есть, видимо, как обычно, из СМИ.
— Зачем? Ну, зачем это делать?! Вы же во Францию в понедельник летите! Вам-то это зачем?!
— Да дураки,— неожиданно сказал Владимир Путин.
Он таким образом дал понять, что сам-то, конечно, ни при чем».
Всё в этом описание – замечательно и суперсовременно: использование торжества награждения в побочных целях, истерика «Вы знали, знали?!», упование на телефонное право, поспешные выводы и яростная борьба с законом до всякого расследования. Детская ссылка «А что подумает Франция?» - да той плевать! Наконец, мнение самого президента об органах, из которых он вышел и которые возглавляет. А дальше просто песня Колесникова: «Евгений Миронов не стал с этим спорить (с дураками! - А.Б.). Он просил об объективном расследовании, «без экстраординарных методов»… Он сильно переживал.
— Письмо только не забудьте! — воскликнул он.— Там все изложено!
Я следил: письмо лежало на пюпитре перед микрофоном. Туда его положил сам президент.
За происходящим наблюдал министр культуры Владимир Мединский. Я спросил его, что он обо всем этом думает.
На лице его отразились сложные переживания. У него чуть не вырвалось что-то (а жаль, что не вырвалось), он еще некоторое время боролся с собой — и победил, промолвив только в конце концов:
— На самом деле все гораздо сложнее…
Хотелось бы, конечно, понять, насколько».
Ну и понял бы сперва, прежде чем песни заступника и буревестника петь, вник бы, что случилось даже не театре, а в студии Серебрянникова! Лично я просто уверен, что огромные бюджетные деньги (200 млн. рублей) разворованы. Наши худруки хорошо устроились: они полюбили широко жить при капитализме, но с гарантированным социальным пакетом социализма и господдержкой. Как положить этому маразму конец? Ещё в прошлом году «МК» беседовал с заместителем мэра Москвы по социальному блоку Леонидом Печатниковым.
— Мы в правительстве давно договорились (и многие могут это подтвердить), что чиновники не влезают в художественную политику учреждений культуры. Наши театры ставят пьесы, какие хотят, худсоветов нет, цензуры нет, во всяком случае, со стороны мэрии и Департамента культуры. Надо сказать, что Москва на культуру денег тратит больше, чем Министерство культуры Российской Федерации, — 50 миллиардов… Я собирал руководителей московских театров дважды и задал им, по сути, только один вопрос — по каким критериям город должен вас финансировать: сколько вы будете зарабатывать сами, а сколько нужно, чтобы мы доплачивали? Еще раз повторяю: у меня самого нет ответа на этот вопрос…Мне отвечают: количество премьер. Тогда вопрос — хорошо ли, когда в театре много премьер? Но что мы имеем — в одном театре 12 или около того премьер в год, и каждая, как правило, с элементами эпатажа. Первые два спектакля — действительно аншлаг, а через некоторое время (я же за этим всем наблюдаю) на него плохо или совсем не ходят, потому что эффект первых эпатажных спектаклей прошел… потом эти спектакли сходят с афиши, про них все забывают — а они профинансированы нами. И все это на фоне финансовой бесхозяйственности в театре, которая ни для кого секретом не является».
Речь шла о спектаклях с голыми мужиками и пьянством в зрительном зале Гоголь-центра Серебренникова, который получил карт-бланш и огромные авансы, щедро финансировался и набирал долги. Но это – отдельная песня. Дело-то заведено по так называемой «Седьмой судии», по финансовым хищениям 2011-2014 гг. Долго же собирались! Но мы ведь понимаем, что воруют везде, под любым предлогом, сигналов – масса, но до какого-то доходит очередь, скапливается особо вопиющий материл или капают «доброжелатели». Если у нас такая постмодернистская «гордость России», то и враги у него такого же пошиба, на любой «эксперимент» готовы. По делу о многомиллионных хищениях задержаны два человека: бывшие генеральный директор и главный бухгалтер «Седьмой студии», им вменяется мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК России). «В настоящее время по подозрению в совершении указанного преступления задержан бывший генеральный директор АНО «Седьмая студия» Юрий Итин и бывший главный бухгалтер Нина Масляева», - сообщили правоохранительные органы и допросили художественного руководителя, который подписывал все бумаги и был обязан про всё знать, всего лишь как свидетеля. Зауряднейший, общемировой случай. Боже, что тут началось: петиции вместо репетиции, спекуляции вместо координации! Просто смех и дурость – но не следственных органов, а либеральных СМИ.
Наконец, на программе Владимира Соловьёва договорились до того, что «нация расколота по отношении к скандалу вокруг Серебренникова». Смех и грех! Если бы эта глупость была правдой – жить ещё можно. Но нация расколота куда глубже и трагичней по отношению к коренным вопросам народной памяти и исторического бытия! По взгляду на будущее, даже на Десятилетие детства.
|