Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

26.08.2017 г.

ТОПОРНАЯ РАБОТА

Главным информационным событием трагического в новейшей истории месяца августа упорно пытались представить уход Андрея Малахова с Первого канала. Даже песни выкладывали (и в первой программе «Пусть говорят» крутили): «Вернись, Андрей, ау!» и «Не уходи, Андрей Малахов!». Как будто у этих авторов-фанатов, как в северном захолустье тридцать лет назад – одна кнопка. Никуда он не ушёл, да и не в Малахове дело – малаховщина как явление ТВ страшнее. Но это – отдельный разговор. И упомянул я об отвлекающей лжесенсации для характеристики сегодняшнего информационного пространства. А ведь были темы поважнее, с идеологией и с политической, а не уголовно-рваческой подоплёкой…

 

ТЕПЕРЬ АРЕСТУЙТЕ БАКЛАНОВ…

Следственный комитет перевёл режиссёра Серебрянникова из свидетелей в подозреваемые, а Басманный суд решил оставить его под домашним арестом до 19 октября – до Дня лицея, если вспомнить Пушкина, до Дня товарищества. Ну, товарищей у него в художественной, в медийной среде и даже выше – немало.

Нагнетание атмосферы несправедливого преследования и ужаса происходящего достигла к выходным неимоверного масштаба! Особо отличился Николай Сванидзе - член Совета по правам человека при президенте России на русскоязычном портале «Медуза», всплывшем на деньги Ходорковского в Латвии: «Я считаю, что это долг каждого нормального человека — встать на защиту Кирилла… В последний раз случай такого уровня был в 1939 году, когда в застенке замучили режиссера Всеволода Мейерхольда, с тех пор прецедентов не было. Так что вопросов у меня не возникало. Что касается этого дела, то ничего хорошего я о нем не думаю. Серебренников — режиссер мирового уровня. Надо теперь поверить, что он главный коррупционер в стране; кроме него, никто не ворует и не пилит? У нас в Санкт-Петербурге крышу стадиона за десятки миллиардов рублей расклевали бакланы, как мы знаем по сообщению вице-губернатора, и ни один баклан не арестован».

Знакомы либеральный мотив: «Почему только одного Ходорковского, а как же других ненасытных «бакланов»?». Радует хотя бы, что автор антисоветских телехроник признал, что с 1939 года в Советском Союзе преследования творцов «такого уровня» не было (про само сравнение революционного новатора Мейерхольда и буржуазного эпигона Серебрянникова пусть ему театралы объяснят), но поражает, что он взывает к совести каждого нормального человека ещё до окончания следствия и суда. А если все поверившие ошибутся и останутся в ненормальных дураках? Что это, вообще, за подход? – он режиссёр мирового уровня (кто признал?) и – не троньте… Например, Газета.ru поместила в видеоновостях характерное интервью с неведомым мне режиссёром Юрием Крымовым:

 - Серебрянников – знаковая фигура. Потому и протест такой.

- Но почему так убеждены в его невиновности?

- Есть инерция: как же так? – большой художник, а вы его сажаете! Реагируют, потому что такой большой художник… У него есть покровители большие, но, значит, даже они не могут... Существует команда «Фас!», которая разрешает такие процессы.

Большой художник, большие покровители. Ничего себе «аргументы»! Но ведь и хищения – большие. Режиссёр стал полноценным фигурантом уголовного дела о мошенничестве на 68 миллионов рублей. Речь идёт об эпизоде (!) масштабной аферы на 200 миллионов рублей, выделенных из бюджета в 2014 году на проведение фестиваля современного искусства "Платформа". После того как следователи назначили ряд экономических экспертиз, получили признательные показания от главбуха "Седьмой студии", у них появились основания перевести Серебренникова в статус подозреваемого. "Седьмая студия" заключила более 160 договоров на оказание услуг с однодневками, через которые обналичивала деньги. Причём 80 фирм вообще не существовали в реальности. Ещё 20 фирм не могли выполнить работы по договорам, потому что у них указан другой вид деятельности, — рассказал Лайфу источник в силовых кругах. — Всё это задокументировано в ходе налоговой проверки. Налоговики написали, что 20 "живых" фирм имеют признаки "помоек". У них нет основных средств, счетов в банках и штата сотрудников. У них множество учредителей и постоянно меняются директора.

Убедительно?  Для нормального человека – вполне, но не для художественного руководителя Ленкома и большого эстета Марка Захарова. У него «убийственный» довод: «Кирилла Серебряникова задержали топорно».  Но на это есть резонное возражение: как вёл себя в финансовом и эстетическом разрезе – так и задержали! Чего стоит одна лишь история с балетом «Нуреев», который был снят за три дня до премьеры в Большом театре из-за позорных афиш и других веских соображений. В Интернете появились комментарии: «Рудик отомстил». Никто не требует отмщения – пусть объективно разберутся. Но и до этого скандала Серебрянников долго испытывал терпение общественности с благословения Минкульта и лично директора департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Софьи Апфельбаум. Я не знаю, в чём заключалась её поддержка народного творчества, но, в отличие от замшелых театральных экспериментов в духе 20-х годов, как раз национальное искусство совершенно ушло с телеэкранов и главных концертных площадок. Но её увольнение тоже вызывало шквал возмущения в либеральном лагере. «Софья Апфельбаум ушла из Минкульта? Ее поздравляю, а театры нет. Достойный человек, терпеливый, но и ее терпение, видимо, лопнуло», - вздохнул  литературовед Александр Архангельский. А может, поздравим русское народное искусство? К тому же, теперь есть повод проверить и работу департамента с выделяемыми бюджетными средствами. Не знаю, с какой степенью топорности прошло задержание Серебрянникова, но вот на ниве культуры работают как раз очень топорно, внаглую! И письмо, которое Евгений Миронов всучил президенту Путину до окончания всякого расследования – тоже топорная работа. Именно это примитивное ощущение вседозволенности на пустом месте - самое горькое в далеко не законченной истории.

 

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СОЛЖЕНИЦЫН

Несмотря на летние отпуска и гастроли за Серебренникова тут же, до окончания  следствия, поручились 34 человека, среди которых есть известные и неведомые мне актеры, режиссеры, журналисты и прочие. Возглавила список, понятно, Наталья Солженицына, которую, наравне с Нютой Федермессер, представили как общественную деятельницу. Сколько дел у вдовы по предстоящему 100-летию мужа, а она и вместе с президентом успевает выступать, и следит за тёмными делами в Гоголь-центре. Позавидуешь энергии знаменосицы либерализма…

Между тем подготовка к юбилею проходит далеко не безоблачно! Появился модный термин, неправильно переведённый -  «гражданская журналистика». Возник, конечно, в продвинутых США - citizen journalism. То есть «журналистика граждан» - тех, что имеют доступ в Интернет и чего-то пишет. Но мы-то всегда это определение «гражданский» употребляли с особым смыслом  - гражданская лирика, например. И всем  всё ясно. Я подшучивал над этим термином, и студентам своим объяснял его условность, но жизнь в интернет-пространстве  уточняет и корректирует многие понятия. Например, создана по-настоящему гражданская группа «Нет Солженицыну». Задача: «Данная группа ставит перед собой задачу объединить всех неравнодушных россиян, которые не хотят, чтобы 2018-ый год стал "Годом имени Солженицына". Фальсификатор истории, призывавший США вмешиваться во внутренние дела СССР, таких почестей недостоин, и мы сделаем всё, чтобы это доказать».

Я всех её идеологических положений как писатель – не разделяю. Александр Исаевич славно начинал, а его «Матрёнин двор»- безусловная классика, которую мы не раз переиздавали в «Советском писателе». Но Солженицын решил стать антисоветским, заработал имя и деньги на Западе и окончательно отрезал себя от России, как он по ней ни проезжался. Правительство РФ, которое аж в 2014 издало постановление  о праздновании 100-летия антисоветского классика, даже не представляло себе степени нелюбви к нему в народе.  И это – выплеснулось!   Например, преподаватели В. Агеносов и М. Голубков прямо написали в «ЛГ»: «Наше предложение может восприниматься как шокирующее: давайте сократим объём школьного чтения. Давайте требовать знания не всех четырёх томов «Войны и мира», но нескольких ключевых глав, сократив объём, скажем, вчетверо; не всех четырёх томов «Тихого Дона», но определим ключевые части и главы. В конце концов именно этим путём пошла Н.Д. Солженицына, сократив четыре тома «Архипелага ГУЛАГ» до одного... Очевидно, что надо вообще убрать эту развесистую клюкву про ГУЛАГ, а «Войну и мир» - пусть читают!». Здесь же явно сквозит отторжение той мути, которая буквально навязывается школьникам. Убеждён, что многие в администрации президента и в министерстве образования не осилили эту клюкву, но одобрили изучать. И вот – последняя обнадёживающая новость:  решение о присвоении имени Солженицына библиотеке города Ярославля отменено под давлением читателей и работников библиотеки. 

Около полугода назад работники филиала № 19 Централизованной библиотечной системы города Ярославля с удивлением ознакомились с решением директора С. Ю. Ахметдиновой о грядущем присвоении филиалу имени А. И. Солженицына. Отреагировала, так сказать, указ о праздновании.  Однако на встрече с коллективом библиотеки директор не нашла поддержки среди библиотекарей. И всё-таки солженицынский дух навязывания – неискореним. Несмотря на мнение коллектива, директор продолжила реализацию своего замысла. Информация стала известна читателям библиотеки, большинство из которых также высказались против. На имя врио губернатора Ярославской области Д. Ю. Миронова были написаны обращения с просьбами не обострять противоречия в обществе, ведь жизнь и творчество политизированного писателя вызывает неоднозначную реакцию в народе. Большое количество читателей библиотеки выразили желание участвовать в пикетах против присвоения библиотеке имени Солженицына. Информация о скором переименовании библиотеки также появилась на многих сайтах, но вызвала гневную реакцию.  В результате этих протестов из управления культуры мэрии города Ярославля, отвечающего за библиотеку, госпоже Ахметдиновой поступил звонок с предложением остановить работу по данному внедрению. В итоге директор сдалась и от своего замысла отказалась, о чем и сообщила коллективу библиотеки. Ура!

А в это время 21 августа ростовчане, потрясённые пожаром в центре города, всё-таки собрались и выступили с протестом против памятника воспевателю власовцев и бандеровцев, как охарактеризовали они Солженицына. 

Яростная реакция горожан последовала после того, как это событие было включено в календарь мероприятий по случаю празднования 100-летия со дня рождения писателя в регионе. Организаторы акции протеста — Ростовское региональное отделение Общественного движения «Суть времени» — зачитали обращение горожан, которое адресовано первому заместителю губернатора Ростовской области Игорю Гуськову. Начать стоит с того, что в июне ростовские власти вынесли на суд горожан идею установки памятника Александру Солженицыну. Голосование было открыто в разделе «Активный ростовчанин» на официальном сайте городской администрации. Увековечить память писателя было решено в связи с тем, что он прожил в южной столице почти 20 лет — с 1922 по 1941 годы. С горожанами решили посоветоваться, где установить памятник: в центре — на улице Пушкинской неподалеку от школы №80 или на проспекте Солженицына в Западном микрорайоне. Большинство выбрало второй вариант. Но вместе с тем идея появления мемориала вызвала бурную дискуссию среди горожан. Много комментариев поступило и от противников увековечивания памяти писателя. Тогда против установки памятника выступило 66% пользователей сервиса «Активный ростовчанин» (!). Но вопреки прямому мнению большинства власти все-таки от задуманного не отказались. Вот тебе и демократия, вот тебе и прямая связь через инет! Как же быть с демократией, земщиной, Наталья Дмитриевна?!

Авторы петиции отметили, что за антигосударственный характер произведений от Солженицына отвернулось большинство советских писателей. Затем он был исключён из Союза писателей СССР, а затем выслан из страны и обосновался в США, где начал активно выпускать издания, очерняющие историю страны. В этой связи на Западе начал складываться образ России как жёсткого тоталитарного государства, который активно эксплуатируется и по сегодняшний день. Научный сотрудник Института российской истории РАН, президент фонда «Историческая память» Александр Дюков доказал факт использования Солженицыным нацистских пропагандистских листовок, разбрасывавшихся в ходе войны над советской территорией, в качестве источников «исторических фактов» для своей книги «Архипелаг ГУЛАГ». «Сегодня, когда по всей Европе сносятся памятники советским воинам, когда недруги России пытаются пересмотреть итоги Второй мировой войны и выставить нашу страну агрессором, устанавливать памятники таким людям, как Солженицын, и выставлять их в качестве примера просто недопустимо! Это будет окончательным предательством всех, кто отдал жизни за нашу Родину в ходе Великой Отечественной войны», — считают организаторы пикета. 

Также Солженицын неоднократно призывал США к агрессии против Советского союза, наускивал американское руководство к вмешательству во внутреннюю политику. Деятельность писателя фактически сравнима с нынешними действиями американского лидера, который в августе 2017 года подписал закон об ужесточении санкционного режима против России. «Особенно возмутительным выглядит то, что памятник Солженицыну предлагается поставить не где-нибудь, а именно в Ростовской области. Притом что всем известно, какую травлю организовал Солженицын против великого донского писателя Михаила Шолохова. Солженицын возненавидел Шолохова ещё с первой встречи в 1962 году. Позднее он написал о ней следующий презрительный отзыв: «Невзрачный Шолохов… Стоял малоросток и глупо улыбался… На трибуне он выглядит ещё более ничтожным». На получение Шолоховым Нобелевской премии в 1965 году он отреагировал ещё более едко: «Мой архив и сердце мое терзали чекистские когти — именно в эту осень сунули Нобелевскую премию в палаческие руки Шолохова». Затем Солженицын приступил к активным действиям и стал распространять агитки, в которых объявлялось, что Шолохов не являлся автором «Тихого Дона», — утверждается в обращении. 

Также в петиции приведены строки из книги Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», которые повествуют о «благостной» жизни под нацистской оккупацией: «Придётся вынести портреты с усами и, может быть, внести портреты с усиками. Ёлка придется уже не на Новый год, а на Рождество, и директору придётся на ней (и еще в какую-нибудь имперскую годовщину вместо октябрьской) произнести речь во славу новой замечательной жизни — а она на самом деле дурна. Но ведь и раньше говорились речи во славу замечательной жизни, а она была тоже дурна. <…> Теперь же, при временном неустоявшемся режиме оккупантов, врать надо было гораздо меньше». Общественность сегодня чутко реагирует на такие вещи «Вывод из сказанного очевиден — если вся разница только между усами и усиками на портретах, а также между датами, в которые наряжают ёлку, да ещё и врать придётся меньше, то ведь и побеждать не надо было. Победа в Великой Отечественной войне является главным объединяющим символом современного российского общества. И увековечение памяти деятелей, посягающих на её сакральность, фактически является ударом по единству нашей страны», — считают авторы обращения. 

Неоднозначную ситуацию с нежелательным открытием памятника Солженицыну прояснил горожанам журналист и краевед Геннадий Беленький в прямом эфире «Блокнота Ростова».

- Ситуация довольно непростая и, кроме того, в последние недели она стала еще более непростой. Дело в том, что вопрос о памятнике Солженицыну в связи с предстоящим столетием со дня его рождения обсуждался у нас в комиссии. Есть спонсор, который вкладывает в строительство этого памятника свои собственные средства и он поставил достаточно жесткие условия: он даст деньги только в том случае, если он будет установлен на улице Пушкинской возле школы № 80. Улица Пушкинская уже и без того насыщена памятниками. Там их уже столько, что ее часто стали называть кладбищем, потому что, когда идешь по аллее, то памятники следуют один за другим. Наша комиссия предложила свой вариант: установить памятник на Левенцовке на улице, которая названа именем Солженицына. Потому что мы считаем неправильным сваливать все памятники в центр города. Но ситуация приняла новый оборот несколько недель назад: горожане принялись обсуждать, не где ставить памятник, а ЗАЧЕМ?  Подробнее >>>

Вот она, настоящая гражданская активность и гражданская журналистика! И делать вид, что её нет, что это неумное нагнетание почестей пройдёт бесследно – очередная глупость или самонадеянное заблуждение Кремля. Уймитесь!

 

Вверх

 

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную