Вадим БОГДАНОВ (Уфа)

СОСТАВ СЮЖЕТА

Выступление перед молодыми писателями на VII Международном молодёжном литературном фестивале «КоРифеи» в Уфе

Время сотрясания постаментов, разрушения основ и низвержения, казалось бы, незыблемых истин прошлось мощным катком, в том числе, и по литературе. То, что совсем недавно казалось самоочевидным и обязательным, ныне многими считается вовсе не нужным. Эпоха пост или уже даже пост-постмодернизма призывает авторов отказываться от многих «формальных» требований к искусству. Творцу не нужны рамки, они стесняют художественную мысль, сковывают, лишают полета и свободы самовыражения – подобные высказывания слышатся со всех сторон. И, говоря в частности о литературном творчестве, часто звучат сомнения в необходимости одного из стержневых элементов литературы – сюжета. Да и само понятие сюжета размывается, теряет определенность – и вот уже читатель, а зачастую и сам автор и даже критик уже не могут ответить наличествует сюжетность в том или ином конкретном произведении или нет.

Нужен ли сюжет современной литературе, в чем определяется сюжетность или бессюжетность произведения, из чего складывается сюжет, для чего он нужен – по поводу этих вопросов я постараюсь поразмышлять в рамках данной статьи, и из классических формулировок вывести некоторые общие подходы.

Начну с аналогии из юриспруденции. В праве существует такое понятие как состав преступления, который состоит строго из четырех элементов, наличие которых позволяет говорить о преступлении и привлечении к уголовной ответственности. Отсутствие хотя бы одного из этих элементов не дает возможности предъявить кому-либо обвинение. Т.е. если нет состава преступления, то нет и самого преступления.

Итак, для начала я предлагаю ввести понятие Состава Сюжета и формулирую его следующим образом: для построения Литературного Сюжета необходимо и достаточно наличия пяти элементов Состава Сюжета – Героя, Конфликта, Изменения, События и Связи (причинно-следственной связи между элементами).

Переформулирую вышеприведенную теорему:

Если в литературном произведении присутствую все пять элементов Состава Сюжета, то и полноценный литературный сюжет в произведении присутствует. И наоборот если в произведении отсутствует хотя бы один элемент Состава Сюжета, то сюжет в произведении отсутствует.

 

Рассмотрим элементы Состава Сюжета:

 Герой – основной персонаж, о котором идет повествование. Именно он вступает в Конфликт, с ним случаются События и с ним в общем случае происходит Изменение. Обычно это человек, хотя Героем может быть любой объект материального и не материального мира (например, елка или игла из сказок Андерсена). Но в любом случае объекту приписываются антропоморфные черты, хотя бы в мышлении и в чувственной сфере, так что для простоты будем считать, что Герой это все же человек.

Необходимость присутствия Героя в литературном произведении очевидна – действие без субъекта невозможно.

Конфликт – противостояние, столкновение Героя и любых антагонистических сил. Содержанием конфликта является борьба между Героем и любыми явлениями нашего мира или эйкумены произведения, включая внутренний мир самого Героя. Конфликт в литературе является основой художественной формы произведения, основой развития его сюжета.

Как мы легко можем видеть, без Конфликта рассказывать литературе не о чем. Без Конфликта Герой не вступает во взаимодействие с миром и не порождает действий, мыслей, чувств, тех, о которых можно было бы поведать читателю.

Изменение – превращение одного в другое, переход из одного состояния в иное. В общем случае Изменение касается Героя. Это трансформация Героя (он становится тем, кем не являлся в начале повествования), его рост (развитие его свойств), его преображение (Герой остается прежним, но уже на новом уровне) и тому подобное.

Изменение является обязательным элементом сюжета. Есть сюжеты, в которых Герой как бы остается неизменным – в них он противостоит внешним силам, цель которых именно вызвать изменение героя – отступиться от своей цели, поменять идеалы, изменить чувства (например, Ромео), но герой вопреки всему остается неизменным. Противоречие здесь кажущееся. И при подобной фабуле Герой должен изменяться, ведь он развивается – растет над обстоятельствами и над самим собой.

Если в сюжете нет изменения Героя, то сюжет рассыпается, становится неполноценным, снижает уровень произведения. Пример неизменного Героя – Джеймс Бонд, но соответственно и книги о нем не входят в золотой фонд мировой литературы.

Естественно Изменение касается и всего сюжета в целом (действий, окружения Героя, других персонажей и т.п.) – это очевидно и останавливаться на этом мы не будем. Любое литературное произведение это рассказ людям о людях, потому Герой является основным носителем Изменения.

Событие – действие внутреннее или внешнее, приводящее к существенному, коренному, значимому Изменению в мире произведения. В общем случае это существенное изменение в жизни Героя, которое меняет дальнейшее течение его истории. Здесь очень иллюстративно одно из определений События из физики и философии: «Событие – то, что происходит в некоторый момент времени и рассматривается как изменение состояния мира. Нечто различается до и после события».

Событие происходит в краткий момент времени, проявляется через Конфликт и вызывает изменения сразу. Если изменение происходит медленно или оно отложено во времени, то оно не может восприниматься как следствие События.

Примеры псевдоотложенного изменения:

«Герой ушел на войну, а через десять лет стал пацифистом». Здесь событием будет являться не уход на войну, а то, что Герой через десять лет стал пацифистом. Уход на войну здесь только одна из причин, ведущих к Событию.

«Девушка оскорбила Героя, а через десять лет он стал мстить женщинам». Здесь Событие не факт мести, а факт оскорбления. Изменение произошло сразу после События, Герой сразу после оскорбления затаил ненависть, просто реализовал он ее только десять лет спустя.

Таким образом, Событие в произведении должно быть видно сразу, причем независимо от того явное оно или скрытое, выражено оно в действии или бездействии, в переживаниях, мыслях или чувствах Героя. Главный индикатор совершения События это Изменение.

Если в тексте мы видим Изменение, но не видим События – налицо авторская ошибка.

И наоборот, если в тексте мы видим на первый взгляд яркое и четкое Событие, но с того же первого взгляда не можем найти Изменения, значит, на самом деле Событие не произошло. Произошло просто действие, т.е. яркий, контрастный и необходимы для фабулы поступок героя, который, несмотря на свою возможную головокружительность, не привел к Изменению. Ошибка это или нет, зависит от первоначальной задумки автора, от того что он хотел показать на самом деле.

Как мы видим Событие и Изменение взаимосвязаны (это собственно и следует из определения События) – одно всегда указывает на другое. Одно без другого просто невозможно.

Далее еще будут примеры, но вот пример неявного события. Стихотворение Пушкина «Я вас любил…». Да, конечно, в стихах тоже есть сюжеты, причем наискрытейшие и одновременно наираскрытые из всех возможных. Рассказ в стихотворении, повесть в четверостишье, роман в одной строке.

Вернемся к примеру. Стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…».

Изменение и Событие в стихотворении явно не выражены, но мы их четко угадываем. Событие – вовсе не то, что Герой отступился, наконец, от предмета своих чувств, а то, что Герой понял – для пассии его любовь не что-то приятное, как для самого Героя, а «тревога» и «печаль». Событие произошло в душе Героя и вызвало Изменение – он стал лучше, он стал менее эгоистичным – он отказался от своих притязаний, хотя и чувствует еще желание и страсть.

Еще раз – Событие и Изменение всегда видно в сюжете, а если их не видно, значит, в сюжете их НЕТ. И, следовательно, нет и самого сюжета.

Вот как об этом сказал Аристотель («Поэтика»): «При изображении событий, когда нужно представить жалостное или страшное, великое или обыкновенное, следует исходить… понятий (ideai):… однако… события должны быть явны и без поучения»

Связь – Конфликт ведет Героя через Событие к Изменению. Если одно не сцеплено с другим, какими-то причинами и следствиями, то сюжет просто рассыпается.

 

Сюжет любого литературного произведения можно пересказать одной фразой. Это почти всегда верно, редкое исключение составляют сверхобъемные вещи – циклы или романы

По сути, сюжет романа тоже можно уложить в одну фразу, но это будет не совсем корректно, т.к. роман содержит большое количество сюжетных линий, событий, героев и конфликтов, и уместить все значимые события в одну фразу очень сложно. В одной фразе можно, скорее, выразить идею романа с одним наиглавнейшим событием, героем и конфликтом, если таковые можно выделить, а не сюжет. Сюжет же потребует формат синопсиса.

Но давайте не будем усложнять и продолжим рассуждать на уровне рассказа. Повторюсь, все, что верно для рассказа, верно и для романа. Конечно и в рассказе, и в повести, и в романе может быть несколько Героев, Конфликтов, Событий и Изменений.

Приведу просто условные примеры сюжетов различной степени глубины, чтобы со всех возможных сторон рассмотреть необходимость элементов Состава Сюжета.

 «Петя пошел на работу, встретил демонстрацию экстремистов, подрался, пошел дальше на работу».

Что мы видим здесь явно? Конфликт. Петя не любит экстремистов и он вступил с ними в противостояние. Но можно ли считать проявление этого Конфликта – драку Событием? Нет. Потому что драка не повлекла Изменение героя. Ведь Герой не изменился – после драки он спокойно пошел себе дальше на работу. И значит, мы правомерно можем задаться вопросом – а был ли собственно Конфликт? Противостоит ли Петя экстремистам на самом деле? А может быть для Пети в порядке вещей по пути на работу драться? Сегодня он подрался с экстремистами, вчера с пацифистами, а завтра подерется еще с кем-то. В данном примере из элементов есть только один – Герой, и значит, описанный случай никак не может являться сюжетом для рассказа.

Чуть уменьшим уровень явности и экстремальности действий в следующем примере и остановимся на нем подробнее.

«Вася пошел на работу, споткнулся, получил перелом, попал в больницу, вылечился, пошел на работу». Сюжет это? Нет. Потому что в нем опять же не присутствуют все необходимые и достаточные элементы сюжета. Разберемся. Герой – есть. Событие – есть. Конфликт – нет. Изменение героя – как бы, есть, Вася же сломал ногу, но на самом деле – нет, ведь он снова пошел на работу, т.е. событие на него не повлияло. Причем на самом деле нет и самого События, потому что без Изменения мы наблюдаем только действие, но не Событие.

Чуть изменим сюжет.

«Вася пошел на работу, споткнулся, получил перелом, попал в больницу, вылечился и завербовался во французский иностранный легион». Мы добавили – Изменение героя. Но почему он изменился, причем так сильно, что полностью порвал с прошлой жизнью, совершенно не ясно. Потому что в этом варианте опять нет Конфликта. И потому что нет причинно-следственной связи между Событием и Изменением героя.

Добавим конфликт:

«Вася пошел на работу, споткнулся, получил перелом, попал в больницу, а когда вылечился стать лучшим в мире дорожным строителем». Итак, почему здесь изменился герой? Потому что он вступил в Конфликт с окружающей действительностью – плохим состоянием дорожного покрытия, и решил противостоять ей – посветить свою жизнь ремонту дорог. То есть конфликт это и есть само противостояние. Обратите внимание – событие в примере фактически не изменилось – изменилось только отношение к нему Героя, то есть внутренне изменился сам Герой, что повлекло и внешнее изменение – смену работы.

В последнем сюжете про Васю мы имеем все необходимые элементы и получаем на выходе полноценный сюжет для рассказа. Нам остается теперь взять этот литературный скелет и нарастить на него литературную плоть. Каким автор сделает своего Героя, как он поведет его к Событию, каким образом даст читателю почувствовать пронзительность Конфликта и глубину Изменения героя – полностью в воле автора.

Теперь давайте рассмотрим по тому же принципу сюжет вообще без активных действий.

«Зажиточный эстет Вова готовит себе на завтрак яйца пашот и вспоминает, как в детстве мать заставляла его по бедности есть не вкусные яйца вареные вкрутую, и радуется как изменилась его жизнь». Что у нас здесь. Герой – есть, Конфликта – нет, События – нет. Сюжета соответственно нет.

Другой вариант.

«Зажиточный эстет Вова готовит себе на завтрак яйца пашот и вспоминает, как в детстве мать заставляла его есть яйца вареные вкрутую, радуется как изменилась его жизнь, но вдруг выбрасывает пашот в мусорное ведро и варит себя яйца вкрутую».

Здесь появился сюжет. Внутренний, но совершенно явный. Мы увидели его через Изменение героя. Ведь он, казалось бы ни с того ни с сего, резко отверг атрибут эстетской жизни ради чего-то из прошлого. Если герой Изменился, значит, произошло Событие, значит, появился Конфликт. В чем тут Событие? Конечно же, не в том, что Вова выбросил свой пашот в ведро. Событие произошло в нем, внутри, в голове, душе или в сердце. Какое именно Событие мы не знаем, но можем предполагать – может быть, он понял, что прежняя жизнь при всей бедности была чище и правильнее, может быть память о матери перевернула его, может быть просто ностальгия и тоска по детству – это потом пропишет автор, наращивая на сюжетный скелет литературное мясо. Но Герой изменился в рамках этого сюжета. И мы угадываем и Конфликт – между прошлой жизнью и нынешней и причинно-следственную связь между Событием и Изменением. А значит, из этого сюжета можно сделать рассказ.

 

Итак, понятие Состава Сюжета дает в руки автора инструмент, которым он может совершенно однозначно оценить свое произведение на предмет наличия Сюжета.

И здесь мы подходим к самому главному вопросу: для чего нужен сам Сюжет?

Сюжет в литературном произведении нужен ради одной единственной цели – донести до читателя мысли, чувства, идеи автора. Словом, сделать то, для чего автор вообще берется за перо-клавиатуру. Здесь можно возразить – мысли, чувства, идеи вовсе не обязательно подавать в сюжетно-фабульной упаковке, ведь мысли, чувства, идеи можно вложить в уста персонажей, дать в виде авторской речи или лирического, философского отступления.

Дело в том, что только через сюжет реализуется повествовательность, позволяющая читателю тоньше, глубже, вернее прочувствовать авторские мысли, чувства, идеи. Именно прочувствовать, ибо литература это, прежде всего искусство, и как искусство взывает к чувствам человеческим и только через них уже обращается к разуму. Сюжет позволяет читателю максимально глубоко погрузиться в ткань произведения, наиболее полно воспринять его разумом, душой и сердцем. Т.е. используя сюжет как инструмент, автор получает возможность наиболее полно воздействовать на читателя и, как следствие, достигать поставленных перед собой и своим произведением целей.

Возможно, все изложенное в данном материале представляет собой определенную абстракцию, попытку построить своего рода идеальную модель требований к реальному литературному сюжету. Практика, как известно, всегда вносит определенные коррективы, но представленная схема в любом случае имеет место быть, является верной, рабочей и всем людям пишущим стоит иметь ее в голове при писании литературных творений, хотя бы для того чтобы от нее осознанно отказываться. Грубое нарушение данной системы построения сюжета неминуемо ведет, если не к полному уничтожению и коллапсу, то к деградации сюжета, а значит к ослаблению самого литературного произведения в целом. Лучшие литературные творения были созданы, создаются, и, надеюсь, будут создаваться на сюжетной основе, произведения же, не имеющие полноценного сюжета, никогда не встанут на золотую полку мировой литературы.

Вадим Алексеевич Богданов родился 1 января 1973 г. в с. Нагаево. Окончил Уфимский юридический институт МВД РФ. Работал руководителем служб общественных связей, маркетинга и рекламы в региональных и федеральных финансовых структурах.
Публиковался в центральной и республиканской прессе, коллективных сборниках. Автор романов «Если бы судьбой была я…» (2001, в соавторстве с С. Чураевой), «Книга Небытия» (Москва, 2006), книги стихов «Если бы я был…» (Уфа, 2012).
Лауреат Всероссийского конкурса «Сады Лицея» (2002), Всероссийского драматургического конкурса «Долг. Честь. Достоинство» (2005), международного литературного Волошинского конкурса (2012). Дипломант Южно-Уральской литературной премии (2013). Член Союза писателей России.

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную