Остров духовного начала

В свет вышла уникальная книга «Боян – любовь народная». Она приурочена к 75-летию художественного руководителя и главного дирижера Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», народного артиста СССР Анатолия Полетаева.

Необъяснимо приподнятая атмосфера на концертах «Бояна» возникает благодаря его уникальному звучанию – инструменты симфонического оркестра виртуозно соединены с народными, недаром оркестр называют «восьмым чудом света».

Еще в «советские времена» концерты «Бояна» значились в туристических маршрутах зарубежных туристов наряду с достопримечательностями Москвы.

Не всем нравится подвижническая деятельность «Бояна». Несколько лет назад его уже выселяли из занимаемого здания. Вопрос о ликвидации оркестра был практически решён Федеральным агентством по культуре и кинематографии, возглавляемым Михаилом Швыдким. На пути этих планов встала возмущённая общественность. Её поддержал Владимир Путин. Он распорядился по поводу «Бояна»: «Оркестр сохранить и поддержать».

К сожалению, нынешний министр культуры, как сказано в письме представителей многочисленной общественной группы защитников «Бояна» – видных учёных, писателей, композиторов, артистов, ветеранов, – «не только не помог и не поддержал академический коллектив президентским грантом, но и усугубил положение его художественного руководителя… В новом уставе принципиально и официально сокращены должности художественного руководителя и главного дирижёра, которые всегда в академических творческих коллективах должны быть основополагающими и первостепенными… Кому и зачем это понадобилось?.. Всё это вопреки мнению Второго собора славянских народов Белоруссии, России и Украины, вопреки позиции Общественной палаты, вопреки мнению Патриархии и выдающихся деятелей современной культуры».

Несмотря на то, что оркестру придан государственный статус, «Боян» до сих не имеет собственного помещения и вынужден арендовать для репетиций комнату. Обходят его стороной и президентские гранты, спасающие многие другие коллективы. При подобном подходе уникальное явление культуры – оркестр «Боян» – может просто исчезнуть.

 

– Оркестр мой предназначался для демократической публики, а не для элиты, которая изучает модерновые изыски в консерваториях, – рассказывает руководитель «Бояна»». – Люди, которые составляют основу государства, и являются национальной средой, как правило не имеют доступа к настоящей культуре, им все время навязывается вредная звуковая среда под названием «попса» и всевозможный рок – «панк», хэви-метал, «хард», рэп. Среда эта вредна для человека не только в эстетическом, духовно-интеллектуальном плане, но и в физиологическом. И если образованный человек может пойти в филармонию, то молодые люди чаще всего «плывут по течению», принимая на веру ту музыку, которую им навязывают ТВ и мода.

Будучи баянистом-исполнителем, я много ездил по стране, встречался с публикой на целинных землях, в самой глубинке. Тогда и решил создать оркестр, который был бы пропитан народным духом, демонстрировал образцы патриотичности, культуры и чистой музыкальной среды. Прошло немало лет, прежде чем возник «Боян». Имя Бояна - древнеславянского певца, ставшего символом духовности, народности, патриотизма, символом державности, если хотите, взяли мы неслучайно. Боян – реальный человек, живший в IV веке н. э., за 6 веков до появления христианства на Руси. Летописец, сказитель. Гимн, который он написал славянскими рунами, недавно перевели на русский язык. И удивляет то, что за 17 веков в жизни славян не произошло кардинальных изменений. Суть гимна – «Славяне, объединяйтесь от внешних врагов!» – до сих пор актуальна.

Мы можем сыграть все, что любит слушать публика на симфонических концертах. Сыграем и репертуар русского оркестра народных инструментов. Но мы не занимаемся этнографией ради этнографии, нас интересует проблема народного духа в музыке. У нас в оркестре есть и рожки, и жалейки, и мы их используем, но играют на них трубачи. А это очень важно при исполнении, например, музыки к «Руслану и Людмиле» Глинки. Своей сверхзадачей считаем укрепление национального самосознания, заботу о славянском единстве.

А жанровость - это совсем другое, сегодня многие выплывают на волне «русскости», например, Надя Бабкина, моя ученица. В свое время она была солисткой созданного мною ансамбля «Русская песня». А когда я уходил руководить оркестром Осипова, отпустил Бабкину с «Русской песней» на свободу. С инструментами, костюмами, репертуаром. Так она теперь и не вспоминает об этом. Якобы сама собой «Русская песня» возникла: ходили-ходили девочки по факультету Гнесинки, и – родился ансамбль...

– И все-таки как бы вы сформулировали понятие «народности» в музыке?
– Белинский говорил – «Народно то, что интересно для народа». В этом смысле Иоганн Себастьян Бах для нас – русский национальный композитор. Для народа – ясным, понятным языком – писали Глинка, Чайковский, Рахманинов. А разве Тургенева, Чайковского, Рахманинова мы не считаем частью народа? Они стоят на вершине лестницы, у основания которой находятся те, кто не умеет писать романы и романсы, но именно они выращивают хлеб и добывают руду, да, собственно, «поставляют» жизнью своей литературный и музыкальный материал этим гениям.

Но просты ли эти «простые люди»? Знаете ли вы, что в XII веке деревенские хоры на Руси пели на 12 голосов? Эта культура сохранилась в генетической памяти народа еще с дохристианских времен. Думаю, потому и имеет такой успех наш «Боян», что есть традиции, есть великая Русь.

Служение народному искусству я воспринимаю как особую миссию. Считаю себя последователем Василия Васильевича Андреева, создателя Великорусского оркестра народных инструментов. И меня удивляет, что под народным репертуаром нередко подразумевают примитивные песни и танцы, игру на примитивных инструментах. Музыка народна в принципе, но зачастую она искажается интерпретаторами. Вот мы с нашими программами – «Русские, какой восторг!», «Русский вальс», «Сокровища русской песни и романса», «О России петь», «Сказка русской музыки», «Бояна целебные звуки», «Русский концерт» - и ведем ту самую «борьбу с внешними врагами», о которой говорил Боян.

– В печати немало писалось о целебной силе концертов «Бояна». Неужели, в самом деле, можно излечивать недуги музыкой?
– Вам нужна справка с печатью? Пожалуйста, в 2003 году по результатам исследования Проблемной медицинской лаборатории Минздрава России установлено биоэнергетическое воздействие оркестра «Боян» на слушателей, о чем выдано соответствующее заключение. С гербовой печатью Минздрава РФ. Доктор биологических наук, член РАЕН, профессор Станислав Зенин сам вышел на наш оркестр. Специалисты исследовали публику, замеряя энергетику зрителей до и после концертов. И были поражены тем, насколько позитивно воздействует на организмы людей наша музыка. На экране воочию можно было видеть, как под воздействием музыки аура человека восстанавливается: меняется ее цветовая гамма, плотность, исчезают «пробои» – энергетически ослабленные места.

Да чему удивляться, еще в Древней Греции за нарушение музыкальных канонов грозила не темница, а смертная казнь. Конфуций, известно, считал, что с помощью правильной музыки можно управлять государством. А вспомните, как сплачивают людей «Прощание славянки», государственные гимны. А что скажете о росте растений под одну музыку и угнетении их под другую? А феномен ре-мажорной сонаты Моцарта для фортепиано, слушая которую больные избавляются от тяжелых недугов? А знаете ли вы, какую врачующую силу таит в себе Второй концерт Рахманинова?!

– Вы решились на новую интерпретацию произведений Сергея Рахманинова?
– Пришел к выводу, что его произведения в наши дни могут звучать иначе. Перед Рахманиновым не стояло проблемы национального самосознания. У него не было необходимости отстаивать интересы своего великого народа, потому что он не был так ущемлен в правах, как сегодня. Поэтому интерпретируя Рахманинова, я высвечиваю национальную, народную проблему. Например, Сергей Васильевич записал свою «Элегию» на фортепиано. Салонная пьеса, а в оркестре «Боян» она звучит как реквием. И, знаете, на Западе нашу интерпретацию воспринимали на уровне подсознания.

– Где сегодня выступает оркестр «Боян»?
– В основном, в Москве. Выехать на гастроли не можем – никакой аншлаговый концерт не окупит расходов. Играем на праздниках симфонической музыки, устраиваемых муниципальными властями. Спасибо Второму Собору славянских народов Беларуси, России, Украины, отстоявшему нас, но оркестр по-прежнему находится «на обочине». Мы не вошли в число обладателей 14 президентских грантов оркестрам России, которые были получены коллективами в 2009 году.

На Соборе в Минске было предложено сделать «Боян» оркестром Союзного государства, но тоже не сложилось. А у меня на диске есть программа «Славянские ритмы», где звучит музыка сербов, болгар, чехов, словаков, поляков, украинцев и русских. Сам дух славянской цивилизации зашифрован в песенных ритмах, там есть и Дворжак, и Шопен, и Сметана, и Глинка, и Рахманинов. Именно эту музыку приходили слушать к нам зарубежные туристы.

Есть ли в программе «Бояна» Гимн Союзного государства?
– Конечно. Вначале я написал «Гимн единения России с Беларусью». Исполнили его на правительственном концерте, всем понравилось. Потом нас упрекнули – а Украина где же? Тогда мы написали «Гимн славянского единства», где есть слова - «Белая Русь и сестра Украина вместе с Россией едины навек», а также «Пусть от Камчатки до Украины, пусть от Полесья до Сахалина будет цветущей наша земля». Гимн этот хорошо воспринимается публикой во всех трех странах. А как иначе – для меня украинцы это русские люди, Киевская Русь стала великой Россией. И белорусы – Белая Русь - тоже русские люди. Нам всегда быть вместе.

Беседу вела Нина КАТАЕВА

http://vreso.ru/node/62

Вернуться на главную