Слет молодых литераторов-2018 в Большом Болдине

20-22 июля 2018 года в с. Большое Болдино прошел 5-й межрегиональный Слет молодых литераторов, цель которого весьма масштабна – раскрыть поэтический литературный потенциал современного молодого поколения.

Для того чтобы стать участником мероприятия, все желающие вступают в группу Слета в социальных сетях «Фэйсбук» или «ВКонтакте» и публикуют там 3 свои произведения (стихи, прозу, текст песни с аккордами / аудиозапись песни).

В конкурсном отборе, дающем право поехать в Болдино, ежегодно участвует около 400 чел. из 10-15 регионов нашей страны. 2018 год оказался особенно многочисленным на предварительном отборочном этапе по количеству соискателей – cвыше 500 чел. из 24 регионов России подали заявки. Из их числа экспертная комиссия отобрала 100 самых литературно одаренных нижегородцев и представителей других территорий нашей страны в возрасте от 18 до 35 лет, которые и отправились на благословенную Пушкинскую землю. Слетались отовсюду: из Твери, Москвы, Санкт-Петербурга, Коломны, Дрезны, Иванова, Владимира, Костромы, Красногорска, Звенигорода, Оренбурга, Чебоксар, Йошкар-Олы, Самары, Саранска, …

Место встречи осталось неизменным – живописное место у озера между селом Большое Болдино и рощей Лучинник. На его берегу по сложившейся традиции был разбит палаточный лагерь с необходимой инфраструктурой (освещение, костровая поляна, обеденная зона, сцена, шатер для проведения мастерских и презентаций, санитарная зона, армейская кухня и т.д.).

Программа встречи включала конкурс в направлениях «Поэзия», «Проза» и «Авторская песня», вечера у костра, гала-концерт лауреатов, знакомство с Пушкинскими местами.

Экспертный состав проекта подготовил интереснейшие мастерские.

Евгений Степанов, поэт, прозаик, литературовед, журналист, главный редактор журналов «Дети Ра», «Футурум АРТ», «Зарубежные записки» и газеты «Литературные известия» рассказал об организации современного литературного процесса. Писатель, автор проекта литературной школы «Светлояр русской словесности» и ежегодного одноименного фестиваля Марина Кулакова раскрыла секрет, от чего не свободен свободный стих. Поэт, эссеист, член Международного ПЕН-клуба и близкий друг Евтушенко Евгений Чигрин поговорил с участниками Слета о современной поэзии в культурном контексте России. Писатель, литературный критик Александр Котюсов научил профессионально читать книги. Главный редактор газеты «Комсомольская правда» в Нижнем Новгороде, политический обозреватель Андрей Вовк поведал о мастерстве заголовка в прозе, поэзии, журналистике и соцсетях. Пушкинист, преподаватель Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского Валерия Белоногова познакомила с нижегородским текстом Пушкина. Главный редактор газеты «Российский писатель» Николай Дорошенко рассказал о культуре как среде обитания.

В рубрике «Молодые – молодым» постоянный участник и лауреат Слета Сергей Скуратовский предложил к обсуждению тему «От стенаний к стихам. Эволюция текста как эволюция автора», актер, руководитель Нижегородского экспериментального театра NEXT Владимир Карпук провел мастерскую по сценической речи «Техника чувств». Единственный из всех участников публикующийся автор Андрей Кузечкин указал на типичные ошибки начинающих прозаиков.
        
Третий день Слета был посвящен презентациям новых книг членов жюри.  Ребята познакомились с юмористическим сборником «Ничосе» поэта, члена Союза писателей России, организатора областного литературного фестиваля «Жильцовские чтения» Вячеслава Карташова, монографией «Забытая мелодия. Жизнь и труды Александра Улыбышева» Валерии Белоноговой, книгами «Невидимый проводник» Евгения Чигрина и «Столетник Марии и Анны» Марины Кулаковой.
        
Для того чтобы определить победителей конкурса, экспертам пришлось изрядно потрудиться. Старшие наставники оценивали, критиковали, спорили и многозначительно молчали, рассуждали и комментировали – кто-то деликатно и тонко, кто-то категорично и бескомпромиссно, кто-то иносказательно и на личном опыте, чьи-то суждения напоминали увлекательные лекции на тему.
        
И все же лауреаты определены. Вот они, лучшие прозаики, поэты и барды:

ПОЭЗИЯ 
1 место - Анна Сеничева (г. Нижний Новгород)
2 место - Наталья Красюкова (г. Коломна)
3 место - Роман Шишков (г. Нижний Новгород)
Специальный приз жюри в номинации "За развитие поэтических традиций" - Ирина Батарева (г. Владимир)

ПРОЗА 
1 место - Дмитрий Терентьев (г. Нижний Новгород)
2 место - Василий Ершов (Воскресенский р-он Нижегородской обл.)
3 место - Григорий Смирнов (г. Нижний Новгород)
Специальный приз жюри в номинации "За преданность литературе" - Анастасия Бездетная (г. Нижний Новгород)
Специальный приз газеты "Комсомольская правда - Нижний Новгород" - Катерина Крупнова (г. Выкса Нижегородской обл.)

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ
1 место - Дмитрий Терентьев
2 место - Даниил Поцепкин (г. Дрезна)
3 место - Григорий Смирнов
Специальный приз жюри в номинации "Свободный полет" - Лавровы Яков и Анастасия (г. Бор Нижегородской обл.)

Бесконечно гордимся этими авторами! Гордимся всеми участниками Слета!

Лучшие конкурсные произведения молодых литераторов будут опубликованы в литературно-художественных журналах «Нижний Новгород», «Земляки», «Вертикаль. XXI век»и многих других.

Пятая творческая встреча, которую все ждали целый год, завершилась. И пусть небесная канцелярия в очередной раз решила щедро наградить Слет дождями, никто не расстроился. Есть в этом особый шарм! Да и главное на встрече – все-таки  хорошее настроение, вдохновение и талант! Ведь наша общая задача – чтобы молодые и талантливые, побывав на Слете, увозили из Болдино максимум самых положительных эмоций и впечатлений, будучи услышанными, замеченными, получившими новые знания, познакомившись с интересными людьми, близкими по духу, напитавшись творческой атмосферой для новых стихов, рассказов, повестей, песен и музыки.

Фоторепортаж о Слете  - Вконтакте

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ 5-ОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СЛЕТА МОЛОДЫХ ЛИТЕРАТОРОВ

Проза

1 место - Дмитрий Терентьев "Беспечный ангел"
2 место - Василий Ершов "Точка отсчета"
3 место - Григорий Смирнов "Старик и небо"
- Специальный приз жюри в номинации "За преданность литературе" - Анастасия Бездетная  "Рассказы"
- Специальный приз газеты "Комсомольская правда - Нижний Новгород" - Катерина Крупнова "Счастье с усами"

 

Дмитрий ТЕРЕНТЬЕВ, 31 год (г. Нижний Новгород)

БЕСПЕЧНЫЙ АНГЕЛ

Моему прадеду Дмитрию,
построившему дом в селе Работки
и деду Николаю, родившемуся в нём,
а также всем знакомым сельчанам

- По преданию, своё название село получило в 1548 году, когда в нём остановилось русское войско. Пушки были оставлены на льду и вследствие оттепели провалились под лёд. Кто-то из поднимавших оружие со дна реки, воскликнул: «Ох и работка!» С тех пор село стали называть Работки.

- Что за войско? – Саня перебил читавшего кстовскую газету Васю.

- Иван это был, во время первого похода на Казань, - ответил он.

- Какой Иван?

- Балда, - Вася в шутку дал щелбан Сане, - Грозный!

- Серьёзно? – срифмовал Павел, только что распечатавший бутылку пшеничной водки, - стели, давай!

Вася развернул газету и положил на лавочку. Пацаны расположились на «толчке» - так назывались торговые прилавки на площади у продуктовых магазинов, с которых местные бабушки торговали продукцией собственного производства: молоком, творогом, заготовками, овощами и ягодой. Самогон предусмотрительнона продажу не выставляли (ушлые милиционеры норовили отобрать), но его всегда можно было купить у них из-под полы. Рядом стояли мотоциклы ребят: синий «Урал» с коляской и красный «ИЖ Юпитер-5». Солнце устало катилось за Волгу, отражаясь в стёклах магазинных витрин и в окнах близлежащих домов. Ветер намаялся за день носится по селу и, вероятно, полетел освежиться к реке. Деревья стояли не шелохнувшись, отчего казались нарисованными. Тишину субботнего вечера разрезал разговор пацанов, «Сектор Газа», выкрикивающий из закрепленного под сиденьем мотоцикла Васи приёмника и блеянье козы из огорода напротив.

Пацаны поставили на газету водку, бросили пару камешков щебенки, чтобы шутник ветер не смёл импровизированный стол. На закуску из карманов выложили огурцы с собственных огородов, плавленый сырок и пару яблок. Молча выпили, только Саня, как всегда, зашмыгал носом. После второй расслабились. Вася, парнишка девятнадцати лет, бойкий и жилистый, запрыгнул в полразворота на свой «Юпитер», достал огурец отломал от него половину и стал ковырять в нём чайной ложкой. Паша, крепкий детина, наголову выше Васи, постоянно проживал в селе и трудился в местном колхозе. Несмотря на общую запущенность сельского хозяйства, Работкинский колхоз оставался на плаву и сохранял рабочие места. Этим летом Паша купил себе «Урал» с коляской на хорошем ходу и этим очень гордился. Он развалился в люльке, заложив под лысую голову руки, потянулся и пробасил:

- А тебе, Васька, такой лафы не видать. Захочешь подремать, а негде.

- Долго ли умеючи, - парировал Вася.

- В том то и дело, что недолго, - хохотнул Павел, - Петруха недавно решил полежать на своей «Яве» на пляже: шлёпнулся и мотоциклом накрыло. До сих пор ожог от глушака не заживает.

- Петруха сам виноват, на песок подножку поставил, - Вася облокотился локтем на баке и закинул ноги на сидушку, - а вот тебя, Паштет, точно менты при рейде выловят первого. Если мы ещё проулками да задами уйти можем, тебе несдобровать.

- И вас, если захотят, выловят, - обиделся Павел, - они, говорят, стали палками с мотоциклов сшибать, нелюди. А у меня, кстати, дядя в ментовке работает, мотоцикл всё равно вернут.

Паша вытащил из армейских штанов пачку «Явы» и закурил. Протянул сигарету Сане. Наблюдая заВасиным занятием, спросил:

- Ты чего над огурцом издеваешься?

- Не издеваюсь, а модернизирую.

- Чего?

- Стопку из огурца делаю. Из стопки выпил, ей же закусил. Как в анекдоте, - засмеялся Вася, Саня улыбнулся, но Паша остался невозмутимым, - тебе сделать?

- Нет уж, спасибо. Я по старинке. А чё ты у себя мочалку на лбу повесил? Да ещё покрасил?!

- Это мелирование, - теперь обиделся Вася, - и не мочалку, а чёлку. Вообще-то, сейчас так модно.

- Моду взяли. Джинсы, кепки, чёлки. Чай, не Париж. Вон у Сани нормальный ёжик, и у меня…

- А у тебя вообще аэродром для мух, - перебил его Вася.

- Да ладно, вам, - вмешался в спор Саня, - смотрите, что ещё про село в газете пишут. Работки были когда-то зажиточным селом, о чём говорят сохранившиеся жилые дома купцов с торговыми помещениями и другие добротные строения на каменных сводах.

- Тут, кстати, Гайдай двенадцать стульев снимал, - поддержал Вася, - эпизод про шахматный турнир в Васюках.

- Вы ещё про революцию вспомните, -огрызнулся Паша, - краеведы хреновы!

- А что в революцию?

- Ничего, - смягчив тон, сказал он, - наливай давай!

Читать дальше >>>

 

Василий ЕРШОВ, 27 лет (д. Шадрино Воскресенского р-на Нижегородской обл.)

 

ТОЧКА ОТСЧЁТА    

Вечер. Солнце, следуя привычному расписанию, потихоньку собиралось на боковую. Небо теряло естественный цвет, из непостижимо-голубого становясь утомлённо-оранжевым. В зените тоненькими нитями мерцали перистые облака  - чахлые, как руки больных стариков. Внизу до самого горизонта простёрлась пустыня, безжизненная и негостеприимная. Горячий ветер срывал с гребней песчаных дюн колючие брызги. Кое-где проглядывали островки земли. Потрескавшейся, мёртвой земли. Никакого движения. Лишь изредка костлявый шар перекати-поля прискачет откуда-то, чтобы в конечном итоге сорваться с обрыва и рухнуть в чёрную бездну. Глубокое и широкое ущелье, подобно уродливому рубцу, рассекло землю надвое, отделив естественную пустыню от пустыни рукотворной. Последняя представляла собой циклопическую, растянувшуюся на многие мили, свалку промышленных и строительных отходов, безнадёжно поломанных машин и механизмов. Причудливые нагромождения хлама всех конфигураций хаотично сбивались в скопления, напоминая городские кварталы. Имелись тут и свои "улицы". Иные были настолько широки, что дымящие махины мусороуборочных комбайнов могли спокойно на них разъехаться. Другие, наоборот, были узкими и больше походили на горные тропы. Имелось у мусорного города и собственное население - тысячи нищих и обездоленных голодранцев, которых пережевал и выплюнул Мехаполис. Толпы бедняков, больных, стариков и сирот, однажды в одночасье оставшихся без гроша в кармане и не имевших перспектив там, где коптили небо многочисленные трубы цехов и заводов. Всем этим людям была только одна дорога - на свалку, обретшую вместе с новыми жильцами и новое значение. Здесь приходилось скорее выживать, чем жить, но это было всё же лучше, чем уйти в пустыню. Поэтому люди приспособились, обустроились и организовали со временем особый, самобытный, чуждый чванливым горожанам мирок, получивший название Пустошь.

Читать дальше >>>

 

Григорий СМИРНОВ 18 лет (г. Нижний Новгород)

СТАРИК И НЕБО

Медленно, чуть прихрамывая и поскальзываясь на каменных выступах, старик поднимается по склону горы. Его движения неспешны, хоть времени у него осталось совсем немного, но он никуда не торопится. Еще шажок, еще один маленький камешек, покатившийся со   склона, и вот он уже чуть-чуть ближе к своей цели. Солнце висит высоко на ясном голубом небе, светит ярко,  но его лучи ни капли не слепят. Старик взбирается на каменный откос, откуда открывается прекрасный вид на его родную деревню, спрятанную среди пышных джунглей. Его мучает болезнь, будто чудовище медленно выгрызает его изнутри.

Еще когда он был в деревне, знахари всячески пытались его исцелить, изгнать из него духа болезни. Но злобный дух не желал выходить, словно маленький чертенок он засел в районе пупка, причиняя невыносимую боль.

Каждый шаг дается с трудом, но старик продолжает взбираться по крутому склону. Злого духа так и не удалось изгнать. Старик помнит, как знахари дружной толпой отговаривали его от похода в горы, говорили, что тяжелый подъем окончательно  его измучает. Но старик был непреклонен, смерть придет рано или поздно, и он хотел ее встретить на каменном выступе, куда так любил подниматься в молодости.

Читать дальше >>>

 

Анастасия КУЛАКОВА (Бездетная) 22 года (г. Нижний Новгород)

КОШМАР НАЯВУ

Я проснулась от того, что чьи-то руки грубо ощупывали моё лицо. Открыть глаза я не решалась, позволяя бешеному всплеску адреналина и буйному воображению веселиться во всю. Поначалу я была абсолютно уверена, что это продолжение моего сна, но как только последние отголоски грёз тоскливо затихли в голове, на смену им пришел громкий голос разума, разъясняющий происходящее: 

— Щупает — значит слепой, скорее всего маньяк, он ищет себе жертву, похожую на ту, которая его обидела. Ты похожа, он будет мстить, мстить, мстить!.. 
В желудке разжегся костерок страха, а тело оцепенело.

Читать дальше >>>

 

Катерина КРУПНОВА 23 года (Выкса Нижегородской обл.)

СЧАСТЬЕ С УСАМИ

Всем хорошо известно, что нет для женщины большего счастья, чем мужчина с пышными и ухоженными усами. И потому тетушке моей, без сомнения, повезло. Ее муж, то бишь дядя мой, - мало того, что охотник и рыбак и актер без оскара, мало того, что безумно обаятельный и в свои шестьдесят выглядит лучше иных тридцатилетних, мало что рыбу готовит, словно бог, и посуду моет с удовольствием. Так вот, помимо всех этих вышеперечисленных достоинств и множества других, о которых можно говорить бесконечно, - он является обладателем шикарных усов.

Усы, как нам всем известно, – это волосы, растущие под носом, прямо над верхней губой. Они могут быть прямые, могут быть закрученные, они бывают напомаженные или подкрашенные, а еще могут быть совершенно естественными; бывают усы густые, а бывают жиденькие. Но всегда щеточка над верхней губой обладает какой-то неземной притягательностью. Андрей Тарковский, Кларк Гейбл, Леонид Филатов, Фредди Меркьюри, Владимир Зельдин, Сальвадор Дали, - и не говорите, что не в усах дело, не поверю ни за что!

Я, конечно, понимаю, что дело не во внешности. Но все-таки усы придают мужчине какую-то особенную притягательность, делают, так сказать, мальчика мужем. А самое главное – усы, это, без всякого сомнения, отличный талисман для привлечения счастья (и вместе с ним – симпатичных женщин). Существование в этом мире моего дяди – лишнее тому подтверждение. Счастливый и усатый! Чего еще желать?Усы у него как у Филатова, вечная классика, плюс еще густые очень, и с проседью. Шикарные усы.

Если кто-то собирается к дядьке моему в гости, я всегда напрашиваюсь за компанию. Он меня любит, я его тоже. Он шикарно рассказывает истории, я люблю их слушать. Он носит усы, а я от усов без ума. Короче, идиллия.

Читать дальше >>>

 

 

Поэзия

1 место - Анна Сеничева
2 место - Наталья Красюкова
3 место - Роман Шишков
- Специальный приз жюри в номинации "За развитие поэтических традиций" - Ирина Батарева

 

Анна СЕНИЧЕВА 32 года (г. Нижний Новгород)

* * *
Мой май запускает воздушного змея: в открытое небо над тихой аллеей летит его маленький бриг. Читает на крыше Хемингуэя и думает: «Если я повзрослею, я буду, как этот старик». Май в мятой рубашке зелёного цвета – в карманах стекляшки, цветы и конфеты, в коробке от спичек – жуки. Мальчишки хранят теплоту и секреты и верят в волшебные амулеты, и очень не любят шнурки. А май любит крекер, кисель из брусники, варение из одуванчиков диких и искры ночного костра. Бренчит на гитаре мотив Коста-Рики про поиски золота и бледноликих. Мальчишки не спят до утра. 

Взъерошены волосы, солнце садится на острые плечи, и детские лица по цвету похожи на медь.
Май самый счастливый: смыкая ресницы, клянётся на каждой шершавой странице – 
быть искренним и не взрослеть. 


* * *
Взгляд зажатого в клетке тигра слабонервным не по нутру: я играю в такие игры, что свидетелей не беру. 
Выпить жжёный турецкий кофе и разбить дорогой фаянс, не склонять перед страхом профиль и смотреть на беду в анфас. 

Стать противнику ближе друга. Человек изнутри – крылат: выходить за пределы круга и сгибать из него квадрат. Говорить о себе стихами, проживая события вспять. понимаешь, с моими губами невозможно не целовать. 

Мой непризнанный вид искусства – прорастать через потолки. 
У меня нараспашку чувства и межрёберно – сквозняки! 

В тесной клетке глухих и низких как себя от надрыва спасти?

Боже, не дай никому из близких встать стеной у меня на пути. 


* * *
Понимаешь, мой мальчик, за выдохом будет вдох. Будут мухи жужжать серенады в оконной раме, и руками твоими скворечник построит Бог для вертлявой синицы с оливковыми птенцами. Твой апрель пахнет хвоей и липкой древесной смолой, и сосновые ветви рассованы по карманам. Старый лес разрешает богатства забрать домой, где из шишек варенье янтарное сварит мама. 

Бесконечной зимой оно самое вкусное. Самое-самое. 

Понимаешь, мой милый, за годом последует год. Акварель выцветает на солнце, и блекнут краски. Пусть тепло нежной вербы в фарфоровой вазе живёт и глядит разноцветное небо глазами хаски. 

Волшебство иногда покидает пределы сказки.

* * *
Просто кому-то всегда не хватает стула: 
это такая игра, и надо всё делать быстро. 
Вот Маяковский смотрит в воронку дула, 
и тишину преломляет финальный выстрел. 

Это игра, но правила очень строги: 
«море волнуется раз», а потом - замри. 
Вот потолок деревянный, стена, пороги… 
Кто погасил над Елабугой фонари? 

Дети рисуют мелками смешные рожи, 
крестики-нолики или простые слова. 
Вот уравнение с неизвестным решил Серёжа,
всем доказав: «эта жизнь никому не нова». 

Прячься или тебя найдут. Туки-туки. 
Выход всегда расположен в конце тупика. 
Каждый Поэт уходит, оставив звуки 
и черновые записки, в которых его ДНК. 

* * *
Речка вышла за грани русла 
после плена и власти льдов, - 
так меня накрывает чувство неприятия берегов. 

У весны всё предельно просто: 
завоёвывай и цвети 
каждым сантиметровым ростом, 
в каждой трещине на пути. 

Я тебе до психоза рада, - 
порастай бузиной внутри! 
Из любимых персон – в нон грата 
переходят на раз-два-три. 

Только ты оставайся. Точка. 
Буду сдержана и тиха. 
Я молчу тобой в каждой строчке 
не написанного стиха. 

Я хореем тебя не выдам. 
Вместо текста – сплошной пробел. 
Только четверостишье с видом на собрания ЖЗЛ. 

Не уйди от меня в архивы. 
Отпусти свои берега...
Мы упорно и дерзко живы, 
чтобы вместе взвеснить снега. 

* * *
Когда нас накроет июньской волной 
и компас укажет на лето, 
садись на моторку и синей стрелой 
лети, обогнав скорость света. 

Храни мои мысли, рисуй мои сны 
в тетрадке с пустыми полями. 
Мы юные Боги, и нам не страшны 
две тысячи лет за плечами. 

Потёртые джинсы, забытый куплет 
и вверх устремлённые плечи. 
Нам небо откроет круженье планет. 
Мы были. 
Мы будем. 
Мы вечны.

Лови мои ритмы и бешеный пульс,
 включи позывные сирены. 
Я лондонским ливнем без спроса прольюсь 
на пыльные, серые стены. 

Не думай о крае, но верь в горизонт, 
который нас видит снаружи. 
У лета нет правил, запретов и зон, 
здесь каждый влюблён и разбужен.

Латунное Солнце взойдёт на карниз 
и бросится встречным под ноги. 
Кто верит в июнь, тот прекрасен и чист.
Мы Боги…
Мы юные Боги.

 

Наталья КРАСЮКОВА 31 год (г. Коломна)

* * *
И тогда я подумала, как ты похож на Хичкока.
Не избыточным весом (ты жилист, как Хомо эректус),
Не пристрастием к саспенсу (ты, от искусства далёкий,
На экране смартфона следишь, как тестируют лексус),

Не любовью к блондинкам (ведь кудри мои шоколадны).
Я не стану томить. Ты похож на него педантизмом.
Он любил чистоту и тремя полотенцами в ванной
Вытирал всю сантехнику, если нечаянно брызнул.

Мы ввалились в твой дом разношёрстной весёлой оравой
Отогреться в тепле. И остался с тех пор отпечаток:
Ты встречаешь гостей, не снимая ни с левой, ни с правой
По-хичкоковски красных хозяйственных новых перчаток.

* * *
В километре от старого кладбища были сады.
На участке, который достался в наследство от деда,
Ты построил бревенчатый дом и меня приводил
Показать, как дырявят сосну наглецы-короеды.

В доме пахло смолой. Ты колол, раззадорясь, дрова.
Бесновался огонь и глодал, словно кости, поленья.
И когда ты меня, не бросая топор, целовал,
И когда ты меня прижимал и сажал на колени,

Мне казалось, что всё это длиться и длиться должно,
Что пора бы стянуть продымлённые джинсы и свитер.
Расшнуровывал левой свой сорок второй и смешно
Хмурил брови от шёпота: "Просто возьми и порви ты!"

Обнажённая яблоня кроной задела Луну,
А потом ты меня разбудил и сказал: "Как неловко!
Не выглядывай в окна, чёрт дёрнул приехать жену.
Хоть и бывшая, будет кричать на тебя, что воровка."

Я не знаю, откуда у бывших берутся ключи
От ворот. Если связи разорваны, станут ли люди
Задыхаться и ждать, чтобы ночью фонарик включить
И прийти посмотреть, кто ещё их любимого любит.

Поменял бы замок, только что-то всегда не с руки.
Хорошо, что хоть в доме засов - не откроешь снаружи.
Мне казалось, любить - это значит быть честной с другим,
А тебе - что никто не сумеет враньё обнаружить.

* * * 
Ловишь зелёные пятна
Периферическим зрением.
Утренний поезд крадётся 
Между Москвой и Владимиром. 
Если тебе не понятна 
Тяга к передвижениям,
Я привезу тебе солнца
В сонную серость квартирную. 

Мир тяготеет к гармонии – 
Каждому есть утешение. 
Кто-то немыслим без поезда, 
Кто-то надёжен в статичности. 
Место твоё намолено, 
Только вот давит на шею мне 
Так, что остаться боязно, 
Свыкнуться со столичностью. 

Жди меня. В белом июле 
Вновь совпадут траектории. 
Знай, я всё так же люблю и 
Вовсе не важно, что в ссоре мы.

* * *
Обездвиженный город. Густая чернильная мгла. 
Запах прели от листьев стоит невесомо и остро. 
Я хочу дотянуться рукой, но она тяжела. 
Он ведёт разговор и сутулится, словно подросток. 

Говорит, говорит, мой кивает в ответ капюшон. 
Рукавом прикасаюсь, скользя по блестящему краю. 
Только всё не о том. Вот сейчас, пока он не ушёл, 
Протянуть бы ладонь, что ключи в кулаке зажимает. 

Он так близко. Так близко! Немеет по локоть рука. 
Что мне Рыжий и Рубина, и Турбина, и Фарятьев… 
Я забуду их всех. И останется только ругать 
Оглушённую нежность несбывшихся наших объятий. 

* * *
На Сретение – не встретились.
Бог ли отвёл? Гололедица?
Мой календарь как летопись:
Всё-то тебе не едется.

Тянешь до дня рождения?
Я расстилаю простыни.
Видишь, я жду, я прежняя,
Всё ведь теперь по-взрослому…

Помнишь, как ты, соскучившись,
Письма писал мне с Севера?
Щёки твои колючие,
Руки мои загорелые

Снились до поздней осени.
И до Покрова, кажется,
Я всё стелила простыни.
Спать, хоть одной, но надо же.

* * *
По работе в Москву, на Митинский радиорынок. 
И раскисший февраль предвещал полуночный приезд. 
Я покрасилась в рыжий и жарила жирную рыбу. 
Он приедет голодный, обнимет меня и поест. 

Он приедет. Два стука заглохнут в пыли дерматина. 
Целлофановый свёрток протянет: «Смотри, что привёз! 
Выбегает из леса и прямо ко мне под машину.» 
Открываю пакет, а в пакете – отрезанный хвост. 

Я не помню, как долго он жёг электричество в ванной, 
Вырезая хрящи, отмывая дамасскую сталь. 
Но висит на балконе и пахнет шампунем охряный 
Лисий хвост, а за ним леденеющий чёрный февраль. 

«Убери в холодильник, не буду ни рыбу, ни мясо. 
И давай уже спать.» Он ушёл, я осталась сидеть. 
Не заметил, что рыжая, – это пустяк. Но ужасней 
Намотать на колёса – и не почувствовать смерть. 

«Пусть просохнет, – сказал поутру, – это будет нескоро, 
Я потом на рюкзак тебе сделаю классный брелок.» 
И просвечивал хвост, растекаясь пятном по шторе, 
И зелёную горечь молчание вдруг обрело. 

Мы расстались полгода назад. Но по-прежнему жутко 
Просыпаться и видеть играющий шерстью сквозняк. 
И никто не узнает, что новая рыжая куртка 
Незаметно в живую лису превращает меня. 

 

Роман ШИШКОВ 19 лет (г. Нижний Новгород)

* * *
Сколько людей я спрашивал как пройти… 
Как я пройду здесь? Как мне найти пути? 
Выйду ли я здесь на Ленина? Где здесь Ашан? 
И почему стала клубком душа? 
Подскажите, буду ли счастлив я здесь? 
А если с крышей над головой? 
А если без? 
Извините, вы, наверное, местный житель? 
Ну вот тогда мне, пожалуйста, подскажите: 
Буду ли я, в этом доме, счастливым? 
Юным и чистым, с жёлто-молочным отливом? 
Нет, вот в этом, не в том с высокою аркой, 
Так что смотри мне - пожалуйста, не накаркай! 
Если же будет жизнь словно МКАДа круг, 
То подскажите, где здесь стоит виадук? 
Пусть я взлечу по ступеням, к гнезду голубят, 
Пусть я увижу под этим гнездом тебя. 
Я подойду, руку вложу в ладонь, 
И буду слушать, как дышит троянский конь.

* * *
Не узнаю в лице я своего лица: 
Черты застрявшего в провинции отца, 
И нос картошкой, как у деда, 
Что радио включал после обеда. 
Глаза мои - я это вижу – мамины: 
Печальные, но их зрачки из пламени. 
От бабушки двоюродной – мой рот, 
В моём лице запечатлён мой род. 
Моё лицо впечатано в века, 
Но это ясно лишь издалека. 

Х. 
Ходасевич хи, Ходасевич ха, 
Ходасевич хил, и при том нахал, 
Ходасевич худ, Ходасевич сед, 
Стану я таким через много лет. 
Ходасевич жил и с собою взял 
В эмигрантский путь восемь томиков. 
Ходасевич хил, Ходасевич вял, 
Умирал в европейском домике. 
Ходасевич – ты, Ходасевич – я, 
(Нам об этом судить не рано ведь?) 
Будет день, когда назовут меня 
Владислав Фелицианович.

* * *
Не узнаю в лице я своего лица: 
Черты застрявшего в провинции отца, 
И нос картошкой, как у деда, 
Что радио включал после обеда. 
Глаза мои - я это вижу - мамины: 
Печальные, но их зрачки из пламени. 
От бабушки двоюродной - мой рот, 
В моём лице запечатлён мой род. 
Моё лицо впечатано в века, 
Но это ясно лишь издалека.

ПАУК 
“Минуты пожирают волшебство” 
– Соня Александрова 

Не узнаю во тьме касанья твоих рук. 
Мне хочется, чтоб всё распалось вдруг, 
Мне хочется распада волшебства, 
Мне хочется забыть свои слова. 

Собака лает возле конуры: 
Проходят мимо люди и миры. 
Собака лает: ей не съесть луны, 
И потому глаза её грустны. 

Мне хочется чтоб волшебство распалось. 
Не ешь меня, белёсая реальность! 
Я чувствую, что где-то вдалеке 
есть тот, кто плачет по моей руке. 

Я не боюсь касанья твоих рук, 
Теперь я узнаю их и во сне. 
Я знаю - это комнатный паук, 
Всё что-то ищет на моей спине.

ДВОЙНИК 
Самое приятное в мытье зеркал, 
Это то, будто ты не искал, 
Но нашёл 
свой портрет в квадрате Малевича, 
Давеча бывшем пронзительно чёрным. 
Нос – это лица заключённый. 
Скорбь Ковалёва, любимец Гоголя. 
Нос ко мне на лицо сбежал, 
Теперь у меня два носа - 
Не много ли? 
И ночью, нащупав фонарь в полутьме, 
Самое жуткое будет мне 
из-за дверного косяка 
лицо увидеть двойника 
с одним-единственным 
нормальным носом.

 

Ирина КОЛЕСНИКОВА (Батарева) 35 лет (г. Владимир)

* * *
Идут большие корабли.
Их ждут крутые берега.
Ты ищешь то, что на века,
но не найдешь такой земли,
где жизнь течет без перемен,
где ноша кажется легка,
дает просящему рука,
не ждущая гроша взамен.
Ты ищешь то, что на века, -
занятие для дурака.

* * *
Душит валенки сугроб.
Снег скрипит и след съедает.
Что потом, никто не знает,
и крестясь, целует в лоб.
Но за этой тишиной
только свет и снег, и слово,
что на божий свет готовы
следом вырваться за мной.

* * *
Только тянется к теплу 
из мохнатой почки вербы 
неокрепший, самый первый 
лист. Свеча горит в углу 
моей комнаты пустой. 
А душе все мало места. 
Ей, как в коммуналке, тесно 
и совсем не интересно 
из окна смотреть за мной.

* * *
Слезятся яблони глаза 
в тени родительского сада. 
Само пройдёт, жалеть не надо 
того, кому немного за... 

Бросает яблоки в траву, 
ветвями разбивает стекла 
душа, которая промокла... 
А я как жил, так и живу. 

* * *
Обнимай меня до гроба, 
обнимай меня потом, 
чтобы помнили мы оба 
этот свет на свете том,

где и днём, и ночью снится 
в маках рыхлая земля. 
Лица. Лица. Повториться 
б и молиться за тебя. 

 

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную