Владимир БОНДАРЕНКО

Сказки кота Баюна

Собираюсь написать в эту дискуссию о современной литературе статью с моим видением литературного процесса, с определением главных тенденций современной русской литературы. Но, прочитав пафосную и величавую статью Василия Дворцова «Удержание русскости в России», где он пытается определить задачи современности для литературы, не удержался от небольшого предварительного дополнения.

Как всегда, с общим пафосом дворцовской статьи, с её направленностью я целиком согласен. Собственно, а мы все за годы работы в газетах «Завтра» и «День литературы» разве не стремились на деле удержать русскость в России? Я лично с советских времен своей задачей критика считал посильное участие в формировании русской национальной элиты, увы, отсутствующей в России и в царское, и в советское, и в постсоветское время.

И стремление Дворцова в удержании русскости я только приветствую. Но, то, как Василий Дворцов собирается удерживать русскость, меня немного изумляет.

Как хорошо начинает Василий: «Хоронили мыши кота. Как? Традиционно. Одни пили, пели и плясали, вспоминая притеснения и страхи, от него испытанные. Другие метафизично морализировали о возмездии свыше и натурально философствовали обо всём в этом мире преходящем... Нашлись даже такие, что чуток привсплакнули по невольно восхищавшей их мощи и харизме величайшего из противников. А уж разделить шкуру желающих набежало явно больше изначально определённого лимита.

Но кот встал и съел всех.

Хоронят русскую литературу. Как? Традиционно. Хоронят русскую литературу те, кто притесняем своей ничтожностью и устрашаем её величием, чей удел подленькое эпигонство и наглый плагиат, кому в своём семействе-отряде-виде дано утверждаться лишь воровством на кухне и ляганием мёртвых владык. Пьют, поют, пляшут, пророчат и делят: русский литературный процесс, де, усыхает! де, кончилось, иссякло величие русского творческого слова! и не родятся более таланты на Руси, перевелись её мастера…»

Готов подписаться, будто я сам написал. Мол, рано хороните русскую литературу, рано оплакиваете Россию, есть и сейчас у нас немало талантов , и молодых, и зрелых.

Но после этого протестного начала дальше-то и пошли у Василия самые настоящие похороны современной русской литературы. Один раз Николай Гоголь, второй раз, третий, четвертый, пятый, будто переписал всё из своей юбилейной статьи о великом классике. Все хорошо, был у нас и Пушкин, и Гоголь, и Толстой, и Чехов, и Шолохов, в двадцать-тридцать лет расцвели ярко таланты Распутина, Белова, Рубцова, Горбовского, Шукшина… Прошло с тех пор лет сорок, не меньше, закончился великий страшный, трагический и героический русский ХХ век. Закончилась и литература ХХ века. Литературоведы подводят итоги. Идет уже, дорогой Василий, второе десятилетие третьего тысячелетия. И что же, русская литература после этого будто вымерла? Никаких новых ярких имен, никакого движения? Не верю. Это мыша сибирская – Василий Дворцов - пробует кота Баюна похоронить.

Вдумайтесь в следующие слова из того же материала Василия Дворцова: «каждая эпоха для нас портретна, каждый исторический период поименован и оличен царями и пророками, святыми и поэтами, первооткрывателями и воеводами. Наречётся в чьи-то имена и грядущая эра: всё вокруг уже видимо настраивается, сосредотачивается, уже концентрирует, сгущает чувства и мысли в ожидании тех новых людей, кто своим примером, своей судьбой зажгут пламя русской духовной реконкисты…».

И опять всё прекрасно, будто сам Бондаренко писал, наша новая эпоха конкретна, и спустя сорок лет после явления деревенской прозы, спустя тридцать лет после появления прозы «сорокалетних» , в совсем новую историческую и политическую эпоху новые имена уже лет двадцать зажигают пламя русской духовности.

И вдруг читаю дальше у Василия Дворцова, как обухом по голове : «Грядут имена и для нашей новой поэзии, и для нашей новой прозы, новой критики. Ведь как всегда русской литературе предназначено первой провозвестить миру о часе религиозного общества. И кто на этот раз вспыхнет Пушкиным, Гоголем, Белинским? Скоро, уже скоро мы всё узнаем. Но сейчас не до гаданий, сейчас наша задача удержать культурную среду, не сдать классическое наследие, защитить и сохранить нашу русскость, в лоне которой, Слава Богу, уже бьётся сердце новой литературы для будущей России…»

Каждое поколение в литературе проявляется в возрасте от двадцати до тридцати лет. Иногда оно по политическим и социальным причинам задерживается, как было с поколением «сорокалетних», идеологом которых мне и довелось стать. Они лишь в сорок лет появились со своими первыми книжками, как правило, минуя журналы. Предельный возраст для литературного поколения. Но что же было вслед за «сорокалетними» - Маканиным, Личутиным, Крупиным, Прохановым и другими – мыши кота похоронили? Что писали в эти годы яркий рассказчик Николай Дорошенко, Александр Сегень, Юрий Козлов, Юрий Поляков, Вера Галактионова, Петр Краснов и другие?

Но и им уже за шестьдесят, и они уже – уходящая натура. Кто же творил в национальной русской прозе последние двадцать лет? Или все ждали магических заклинаний Василия Дворцова? «Скоро, уже скоро мы всё узнаем…». Что же, к примеру, сам Николай Дорошенко о себе узнает лишь после своей смерти? Гадалка нагадает?

Все важнейшие черты русской литературы, и сострадание, и лиризм, и нравственная неколебимость у наших классиков, от Тургенева и Гоголя, до Шолохова и Есенина, от Бондарева до Лихоносова – проявились , как правило, к тридцати годам. Часто и вершинные произведения писались в эти же годы.

И вот прошло после появления классических произведений наших деревенщиков десять, двадцать, тридцать, сорок лет – и что , ничего путного не появилось? Кот похоронен?

Уже двадцать пять лет перестройки, а писатель Василий Дворцов нам загадочно, по секрету сообщает: «скоро, уже скоро мы всё узнаем…» И грозно так в адрес жаждущих прикоснуться к новой русской национальной литературе третьего тысячелетия : «Но сейчас не до гаданий, сейчас наша задача удержать культурную среду, не сдать классическое наследие, защитить и сохранить нашу русскость…»

Во-первых, литературные критики не гадают на кофейной гуще, а читают новые книги. И определяют уровень таланта, определяют вектор развития, определяют стилистику и социальность новых значительных произведений литературы.

Я не нагадал ни Проханова, ни Личутина, ни Маканина, ни Кима, не нагадал я и имена современных молодых писателей: Емелина, Прилепина, Елизарова, Шаргунова. Я их начитал. Начитал я и одним из первых и Петра Краснова, и Петра Паламарчука, и Веру Галактионову, и Татьяну Набатникову, и того же Николая Дорошенко.

Во-вторых, что же по-дворцовски писатели все эти годы перестройки должны были не писать новые книги, не двигать вперед русскую литературу, а удерживать среду, удерживать наследие классиков, хранить русскость… Писатели, уважаемый Василий Дворцов, тем и хранят русскость, что создают новые шедевры на русском языке, о русском народе, о русском государстве.

Это же какая мышь попалась сибирская – Василий Дворцов? Как усердно хоронит русскую литературу. Не пиши новых книг, не называй новые имена, не то русскость погубишь…

А кот-то наш Баюн по-прежнему жив и пишет прекрасные новые сказки.

Мне интереснее спорить с тем же Дорошенко или Кокшеневой об этих сказках, о породе кота, чем подобно Василию Дворцову пробовать его похоронить под загадочные причитания. Нам не до гаданий о новой литературе, не до ожиданий когда же – (скоро, скоро (после какого пленума?) мы все новые имена узнаем) – разродится Дворцов новыми именами.

Со мной спорят по поводу Прилепина или Елизарова. Ради Бога, двигайте вперед Лидию Сычеву, Алексея Шорохова. Кто-то назовет и самого Василия Дворцова, интересно начинавшего в Сибири. Ведь, дорогой Василий, мы все уже не дети, и не молодые писатели. Нам с Дорошенко, с Верой Галактионовой, с Николаем Ивановым, и с другими сверстниками уже пенсию выдают, мы уже – по всем понятиям – старческое поколение. А нам всё еще – обещают : скоро, скоро вас назовут сердцем новой литературы… На паперти что ли? Но и Василию Дворцову уже не тридцать, тоже зрелый муж, или свершился он уже как писатель, или нет. И никаких гаданий, есть книги и читай.

Какого грядущего нам надо ждать? Надо писать и писать, пока есть силы. Если Союз писателей будет лишь расставлять посты , защищая русскость, сберегая среду и наследие, но не будет поддерживать писателей третьего тысячелетия, то он и рухнет с уходом наших великих старцев. Навсегда рухнет, как рухнула от геронтократии брежневская держава со всеми танками и ракетами.

К примеру, чем для вас не хорош Алексей Шорохов? Мы с ним спорили и будем спорить. Но , если хотите сохранить Союз, таким и надо идти вперед. Думаю, на руководство Союзом писателей России он не годится, не хватает толерантности, гибкости, но для руководства литературным журналом : «Нашим современником», «Москвой», еще каким-нибудь, для него по возрасту и зрелости самое боевое время. Талант есть, энергия, убежденность, уверен, сделает из журнала яркое литературное явление, без всяких гаданий и ожиданий. Но и у него годы – тоже идут. Уже лет десять как появился на нашем русском литературном горизонте. Сколько еще Дворцов прикажет ему ждать? Еще лет пять-десять и уже ничего ему не светит.

На самом деле, при всем моем поклонении перед великими современниками, сегодня русскую литературу уже определяют иные имена.

Видим ли мы эти первые наши имена на наших пленумах, кипят ли о них споры? Случайно ли даже в жюри самой православной Патриаршей премии верховодят Александр Архангельский, Сергей Чупринин, Олеся Николаева и другие либералы среднего возраста? Если честно, Владимир Крупин прошел в лауреаты благодаря слою священнослужителей в составе жюри. Они его давно знают. Но кто пройдет в будущем году? Дорошенко в своей статье попробовал как бы отмахнуться, мол, государственная политика. Извините, но в Патриархии у нас церковная политика. Которую определяет в области литературы крайний либерал, мой сокурсник по Литинституту Владимир Вигилянский. И кого из среднего и молодого поколения мы противопоставим уже заметным лидерам либерального направления?

Увы, либералы побеждают нас в литературном процессе не талантом, не одними связями, а молодой энергией. Так надо ли нам годами хоронить кота Баюна , здорового и талантливого, давно пришла уже пора не кормить нас «скоро-скоро-шниками» и пугать гаданиями, а выдвинуть на первый план , на первую линию самых ярких и талантливых русских национальных писателей. И пусть у пяти критиков будет пять самых разных обойм реальных писателей, они сразятся не на кулачках, не в пыльных коридорах, а своими повестями, рассказами, поэмами, стихами, драмами.

Лучше бы и сам Василий Дворцов рассказал нам новые сказки кота Баюна, если у него еще есть молодецкие силы.


Комментариев:

Вернуться на главную