В три тома общим объёмом более девяноста печатных листов включены произведения почти ста писателей, которые за полвека входили и входят в Белгородскую писательскую организацию. «Литература – полноводная, могучая и вечная река. Она течёт, вбирая воды других больших и малых рек. В неё попадают не только чистые струи, но порой стекают и грязные, вредные потоки. Но река не становится хуже, не теряет привлекательности, ибо имеет свойство самоочищаться, в чём ей помогает время. Правда, иногда она может мелеть, местами замуливаться, течение становится медленней, а вода мутней, но проходит какой-то срок – и вновь светлые дожди и подспудные ключи наполняют её новыми животворящими силами. Река входит в своё прежнее русло, а то и заплёскивается за берега, разливаясь вширь, обретая глубь» - так или почти так говорил мне в пору моей литературной юности один не очень большой поэт, но прекрасный человек, которому судьбой было определено место жизни и творчества – провинция. А делится ли литература на столичную и провинциальную? Вопрос этот, скорее, риторический, однозначный ответ на него едва ли кто осмелится дать: любой будет спорным. Ибо литература – она есть или её нет – вот истина. И прирастает она, полнится, ширится, скорее, как раз за счёт талантов, родившихся в «глубинке», выпестованных и взлелеянных российскими просторами, большими градами и малыми весями. Столица же привечает и утверждает их. Или же наоборот. Подтверждение тому – стихотворение Лиры Абдуллиной, которым открывается второй том «Писателей Белогорья»:
В редакции столицы Но та же Лира Абдуллина, какая поэтесса – провинциальная или столичная? Родилась в Башкирии, училась в Москве в Литературном институте им. А.М.Горького, жила в Сибири и на Белгородчине. Печаталась во многих столичных и региональных периодических изданиях. В Москве вышло несколько её поэтических сборников. О творчестве Лиры Абдуллиной известный прозаик Виктор Астафьев, в частности, писал: «…Целомудренны и точны эти стихи в каждой строке, при всей страстности и свободе дыхания. Корни поэзии Лиры Абдуллиной – русская песня, русский волжский говор, закалилась эта поэзия на ледяных ветрах Заполярья. Отсюда многие стихи её обрели краткость пословиц, диковинное, парадоксальное звучание: «Утро вечера мудренее. Ночи, что ли, стали длиннее!» За эти две строки можно наградить человека высоким именем – Поэт».Это лишь одно высказывание об одном из авторов «Писателей Белогорья». Трёхтомник – не антология, а сборник (тексты представляли сами авторы, редакторы-составители отбирали произведения уже ушедших из жизни), и всё же по нему в определённой мере можно судить, по каким дорогам-тропам шли и идут белгородские писатели. Главное в их творчестве – верность традициям. Это относится как к наиболее известным в читательской среде представителям старших поколений, уже ушедшим из жизни и ныне здравствующим – прозаикам Михаилу Обухову, Фёдору Певневу, Владимиру Жуковскому, Владиславу Шаповалову, Борису Осыкову, поэтам Виталию Буханову, Николаю Краснову, Владимиру Михалёву, Николаю Перовскому, Игорю Чернухину, Виктору Белову, так и к их более молодым собратьям – прозаикам Сергею Бережному, Александру Тарасову, Виталию Малькову, поэтам Владимиру Молчанову, Александру Осыкову, Татьяне Олейниковой и другим. Их рассказы и стихотворения, опубликованные в трёхтомнике, вполне соответствуют творческой заповеди одного из авторов издания: «Не видел – не рассказывай, не знаешь – не пиши». Преемственность традиции, к примеру, можно проследить по рассказам прозаика-фронтовика Владимира Жуковского «По ту сторону насыпи» и родившегося уже после Великой Отечественной войны Сергея Бережного «Сати». В первом повествуется о том, как наши чуть было не расстреляли ни в чём не повинного молодого фронтового шофёра. Вот один из последних абзацев рассказа: «Да лучше сгнить здесь под кустами, чем за счёт чужой смерти домой поехать… Кто сказал, что холоден дождь и земля жестка? Насмерть раненные всегда умирают. Кому судьба – всегда живут. И нечего выискивать в человеке то, в чём виновата сама война». Во втором речь идёт о трагических событиях в 90-х годах в Нагорном Карабахе, когда пятеро наших спецназовцев обрекли себя на гибель, решив защищать армянское село. Заканчивается рассказ такими строками: «Весть о горстке русских, оставшихся в развалинах старой крепости, облетела Талыш, и в каждом доме зажглись поминальные свечи, женщины надели чёрные платки, а лезвие бритвы трое суток не касалось заросших щетиной щёк мужчин». Однако, вернёмся к поэзии, по ней легче проследить эту самую «верность традициям». Не смотря на то, что понятие «тема» в поэзии весьма условно, ибо и любовная лирика может быть гражданственной, всё же скажу: на первое место поэты-белгородцы ставят любовь к родному краю, его истории, героическому, и в то же время трагическому прошлому. Они, а не лирические герои, соизмеряют свою жизнь, свои дела и поступки с жизнью страны. Почти у каждого автора поэтического тома есть стихи об этом. Вот строки Виталия Буханова, его первого из белгородцев приняли в Союз писателей СССР:
Не буду я светить Ещё цитаты: Моя религия – Россия. России небо, События, произошедшие и происходящие в сегодняшней стране, тоже отражаются в стихах, проходят через сердца поэтов, которые в большинстве не прибегают к громким обличительным общим словам. У каждого боль своя. Холодок от Псла. Страна моя – белая птица Мы – русские, и потому Да, современность отражается в творчестве по-разному – болью, печалью, гневом, сарказмом, иронией, но, что общее, беспросветность и отчаяние не берут верх над верой в будущее нашей страны и народа. Стихи о Великой Отечественной войне у большинства белгородских поэтов едва ли не самые сильные и пронзительные, особенно у тех, кто сам воевал. Не рано ль, враг, ты празднуешь победу, Эти строки написаны Константином Мамонтовым, как указано в публикации, в 1941 году под Ржевом. Но и сейчас они звучат актуально. Во все времена, военные и мирные, Россия славилась своими «богатырями». И сегодня их необходимость во всех сферах жизни и деятельности ох как ощущается. Окоп. На бруствере гранаты, Когда атака увенчалась Но и поэты послевоенных поколений находят проникновенные строки о тех четырёх огненных годах. И светятся над нами огоньки Что ещё стоит отметить в творчестве белгородцев, так это музыкальность. На их стихотворения написано множество песен, как местными, так и известными композиторами. В этом отношении показательно творчество Владимира Молчанова, у него даже вышли три сборника текстов песен и романсов. Вот «Плакучая ива»: И снова я вспомнил родимый свой дом, Естественно, что белгородские авторы размышляют о смысле и предназначении поэтического творчества. Как мне думается, наиболее ёмко и точно выразил это Владимир Михалёв, о стихах которого высоко отзывались такие известные поэты, как Александр Межиров, Николай Старшинов, Владимир Гордейчев. Истинный крестьянин, он родился и жил в селе, пас овец, но был наделён самородным талантом. Спешу на выпас до рассвета Будет неверно сказать, что вся белгородская литература, в том числе и поэзия, традиционно-реалистическая, что писатели не отходят от канонических тем, форм и т.д. и т.п. К примеру, ещё в 60-х годах в Воронеже вышел поэтический сборник Эллы Потаповой «Метафоры», состоящий в основном из верлибров – редкость для того времени. К свободному и белому стиху обращались и обращаются Сергей Ташков, Юрий Литвинов, Михаил Кулижников, Михаил Машкара, Андрей Муренков и некоторые другие. Теперь всё не так, В поэтическом томе, надеюсь, каждый читатель найдёт то, что ему станет близко и дорого, что вызовет добрый отклик. Опубликовано в журнале «Подъём» №10 за 2015 год |