Валерий ЧЕРКЕСОВ (г.Белгород)

ПРОВИДЦЫ ИЗ ПРОВИНЦИИ

В три тома общим объёмом более девяноста печатных листов включены произведения почти ста писателей, которые за полвека входили и входят в Белгородскую писательскую организацию.

«Литература – полноводная, могучая и вечная река. Она течёт, вбирая воды других больших и малых рек. В неё попадают не только чистые струи, но порой стекают и грязные, вредные потоки. Но река не становится хуже, не теряет привлекательности, ибо имеет свойство самоочищаться, в чём ей помогает время. Правда, иногда она может мелеть, местами замуливаться, течение становится медленней, а вода мутней, но проходит какой-то срок – и вновь светлые дожди и подспудные ключи наполняют её новыми животворящими силами. Река входит в своё прежнее русло, а то и заплёскивается за берега, разливаясь вширь, обретая глубь» - так или почти так говорил мне в пору моей литературной юности один не очень большой поэт, но прекрасный человек, которому судьбой было определено место жизни и творчества – провинция.

А делится ли литература на столичную и провинциальную? Вопрос этот, скорее, риторический, однозначный ответ на него едва ли кто осмелится дать: любой будет спорным. Ибо литература – она есть или её нет – вот истина. И прирастает она, полнится, ширится, скорее, как раз за счёт талантов, родившихся в «глубинке», выпестованных и взлелеянных российскими просторами, большими градами и малыми весями. Столица же привечает и утверждает их. Или же наоборот. Подтверждение тому – стихотворение Лиры Абдуллиной, которым открывается второй том «Писателей Белогорья»:

В редакции столицы
Везут свои стихи
Провидцы из провинций,
Пророки от сохи.
Надвинув глубже кепку,
Обдёрнув рукава,
Торопятся, как в Мекку,
Как в храмы Покрова.
И последние строки:
Провидцы из провинций
Поэзию творят.

Но та же Лира Абдуллина, какая поэтесса – провинциальная или столичная? Родилась в Башкирии, училась в Москве в Литературном институте им. А.М.Горького, жила в Сибири и на Белгородчине. Печаталась во многих столичных и региональных периодических изданиях. В Москве вышло несколько её поэтических сборников. О творчестве Лиры Абдуллиной известный прозаик Виктор Астафьев, в частности, писал: «…Целомудренны и точны эти стихи в каждой строке, при всей страстности и свободе дыхания. Корни поэзии Лиры Абдуллиной – русская песня, русский волжский говор, закалилась эта поэзия на ледяных ветрах Заполярья. Отсюда многие стихи её обрели краткость пословиц, диковинное, парадоксальное звучание: «Утро вечера мудренее. Ночи, что ли, стали длиннее!» За эти две строки можно наградить человека высоким именем – Поэт».Это лишь одно высказывание об одном из авторов «Писателей Белогорья».

Трёхтомник – не антология, а сборник (тексты представляли сами авторы, редакторы-составители отбирали произведения уже ушедших из жизни), и всё же по нему в определённой мере можно судить, по каким дорогам-тропам шли и идут белгородские писатели. Главное в их творчестве – верность традициям. Это относится как к наиболее известным в читательской среде представителям старших поколений, уже ушедшим из жизни и ныне здравствующим – прозаикам Михаилу Обухову, Фёдору Певневу, Владимиру Жуковскому, Владиславу Шаповалову, Борису Осыкову, поэтам Виталию Буханову, Николаю Краснову, Владимиру Михалёву, Николаю Перовскому, Игорю Чернухину, Виктору Белову, так и к их более молодым собратьям – прозаикам Сергею Бережному, Александру Тарасову, Виталию Малькову, поэтам Владимиру Молчанову, Александру Осыкову, Татьяне Олейниковой и другим. Их рассказы и стихотворения, опубликованные в трёхтомнике, вполне соответствуют творческой заповеди одного из авторов издания: «Не видел – не рассказывай, не знаешь – не пиши».

Преемственность традиции, к примеру, можно проследить по рассказам прозаика-фронтовика Владимира Жуковского «По ту сторону насыпи» и родившегося уже после Великой Отечественной войны Сергея Бережного «Сати». В первом повествуется о том, как наши чуть было не расстреляли ни в чём не повинного молодого фронтового шофёра. Вот один из последних абзацев рассказа: «Да лучше сгнить здесь под кустами, чем за счёт чужой смерти домой поехать… Кто сказал, что холоден дождь и земля жестка? Насмерть раненные всегда умирают. Кому судьба – всегда живут. И нечего выискивать в человеке то, в чём виновата сама война». Во втором речь идёт о трагических событиях в 90-х годах в Нагорном Карабахе, когда пятеро наших спецназовцев обрекли себя на гибель, решив защищать армянское село. Заканчивается рассказ такими строками: «Весть о горстке русских, оставшихся в развалинах старой крепости, облетела Талыш, и в каждом доме зажглись поминальные свечи, женщины надели чёрные платки, а лезвие бритвы трое суток не касалось заросших щетиной щёк мужчин».

Однако, вернёмся к поэзии, по ней легче проследить эту самую «верность традициям». Не смотря на то, что понятие «тема» в поэзии весьма условно, ибо и любовная лирика может быть гражданственной, всё же скажу: на первое место поэты-белгородцы ставят любовь к родному краю, его истории, героическому, и в то же время трагическому прошлому. Они, а не лирические герои, соизмеряют свою жизнь, свои дела и поступки с жизнью страны. Почти у каждого автора поэтического тома есть стихи об этом. Вот строки Виталия Буханова, его первого из белгородцев приняли в Союз писателей СССР:

Не буду я светить
Средь звёзд.
Я не звезда,
Я – искорка России золотая,
Что в ночь взвилась
И скрылась навсегда
В душистых дебрях трав
Лесостепного края…
Виталий Буханов

Ещё цитаты:
Славяне мы…
У нас в крови течёт
И мужество, и дерзость, и почёт,
И доброта, которую мы знали
В дни радости и в дни большой печали.
Игорь Чернухин

Моя религия – Россия.
Ей изменить что в землю лечь.
И мой удел: пока есть сила,
От чёрных сил её беречь.
Василий Лиманский

России небо,
хлебушек и воля!
Да не взойдёт над вами грозный час,
Когда не мы разыскиваем поле,
А поле ищет
и находит нас…
Виктор Белов

События, произошедшие и происходящие в сегодняшней стране, тоже отражаются в стихах, проходят через сердца поэтов, которые в большинстве не прибегают к громким обличительным общим словам. У каждого боль своя.

Холодок от Псла.
Соловьи на Псле.
Я один в селе,
В нём одна изба.
По реке плыву
Я навеселе.
А в моём селе
Подожгли избу.
Алексей Алексейченко

Страна моя – белая птица
С пораненым правым крылом.
Сумеешь ли ты научиться
Взлететь и с двуглавым орлом,
Забыв про печали и беды,
И ветром свободным дышать,
И главной своею победой
Любовь и согласье назвать.
Татьяна Рыжова

Мы – русские, и потому
К любой привыкли участи.
Дадим мы фору хоть кому
По опыту живучести.
Александр Тарасов

Да, современность отражается в творчестве по-разному – болью, печалью, гневом, сарказмом, иронией, но, что общее, беспросветность и отчаяние не берут верх над верой в будущее нашей страны и народа.

Стихи о Великой Отечественной войне у большинства белгородских поэтов едва ли не самые сильные и пронзительные, особенно у тех, кто сам воевал.

Не рано ль, враг, ты празднуешь победу,
Бинокль направив в сторону Москвы?
Мы выстоим и, как ни тяжки беды,
Перед тобой не склоним головы.
Ещё есть порох, духом мы не слабы.
Ещё посмотрим, кто кого сильней.
У нас ещё не разучились бабы,
Как в старину, рожать богатырей.
Константин Мамонтов

Эти строки написаны Константином Мамонтовым, как указано в публикации, в 1941 году под Ржевом. Но и сейчас они звучат актуально. Во все времена, военные и мирные, Россия славилась своими «богатырями». И сегодня их необходимость во всех сферах жизни и деятельности ох как ощущается.
Далее стихотворения ещё двух фронтовиков:

Окоп. На бруствере гранаты,
Полынь, патроны, «Дегтярёв».
Солдаты – двадцать лет на брата –
Из разных сёл и хуторов.
Да соловьи в ничейной роще,
Да танк подбитый на меже.
Мир так суров и прост, что проще,
Пожалуй, некуда уже.
Иван Овчинников

Когда атака увенчалась
Победою за хуторок,
В живых лишь пятеро осталось,
Считая автора сих строк.
Леонид Кузубов

Но и поэты послевоенных поколений находят проникновенные строки о тех четырёх огненных годах.

И светятся над нами огоньки
Солдат, упавших на траву июля.
То душ их бесконечные полки
За нашу землю
С тьмою зла воюют...
Николай Грищенко

Что ещё стоит отметить в творчестве белгородцев, так это музыкальность. На их стихотворения написано множество песен, как местными, так и известными композиторами. В этом отношении показательно творчество Владимира Молчанова, у него даже вышли три сборника текстов песен и романсов. Вот «Плакучая ива»:

И снова я вспомнил родимый свой дом,
Где детство промчалось счастливо,
Где рядом с берёзкой под нашим окном
Смеялась плакучая ива.
Текли надо мною и дни, и года,
Как речки вода говорливо.
И детство и юность ушли навсегда –
Осталась плакучая ива.
Теперь этой ивы давно уже нет,
Но в памяти вижу, как диво:
Сквозь годы печалей, сомнений и бед
Смеётся плакучая ива.

Естественно, что белгородские авторы размышляют о смысле и предназначении поэтического творчества. Как мне думается, наиболее ёмко и точно выразил это Владимир Михалёв, о стихах которого высоко отзывались такие известные поэты, как Александр Межиров, Николай Старшинов, Владимир Гордейчев. Истинный крестьянин, он родился и жил в селе, пас овец, но был наделён самородным талантом.

Спешу на выпас до рассвета
И часто думаю о том,
Что в мире стоит быть поэтом
И даже просто – пастухом.
И его, так сказать, лирическая установка:
Чем ты жива, любовь извечная,
Тем и поэзия жива!..
И ей к лицу слова сердечные,
А не усердные слова.

Будет неверно сказать, что вся белгородская литература, в том числе и поэзия, традиционно-реалистическая, что писатели не отходят от канонических тем, форм и т.д. и т.п. К примеру, ещё в 60-х годах в Воронеже вышел поэтический сборник Эллы Потаповой «Метафоры», состоящий в основном из верлибров – редкость для того времени. К свободному и белому стиху обращались и обращаются Сергей Ташков, Юрий Литвинов, Михаил Кулижников, Михаил Машкара, Андрей Муренков и некоторые другие.

Теперь всё не так,
даже эхо другое…
- Люблю! –
однажды я крикнул в распахнутое окно.
- Ненавижу! –
многократно вернулось ко мне…
Михаил Кулижников

В поэтическом томе, надеюсь, каждый читатель найдёт то, что ему станет близко и дорого, что вызовет добрый отклик.
…Кто же они, провинциальные писатели, - провидцы, пророки или же всего-навсего авторы, как говорится, «местного значения» – об этом судить читателям. Но понятно одно: без них литература, в том числе и современная, будет неполной.

Опубликовано в журнале «Подъём» №10 за 2015 год

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную