Светочи — веточки, Жизнь! Как прожить её светло и радостно? Как съесть этот подаренный Небом «бублик» в согласии с миром и собой? [2] Как прийти на встречу реальности и вечности с той чистотой, которая даётся нам при рождении? Как не очутиться на «кривой стезе», превращаясь в её заложника, не одеться в облачения эгоиста, гордеца, из груди которого выползает «змея самости »?[3] Наконец, как добиться умения зажигать сердца других людей словом, постичь науку «высечения искр» жизни из неё самой? Как не стать писателем, который не в состоянии «выдуть собственную планету» или знающим, но не чувствующим, нарочито придумывающим жизнь? [4] Обо всём этом идёт речь в книге православного литератора Светланы Коппел-Ковтун "Высекательница Искр». После её прочтения в одночасье приходят на ум мудрые слова Амвросия Оптинского: «Воли человека и сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет». [5]. Думаю, что творчество Светланы Коппел-Ковтун, как и эти строки о нём, также являются своего рода скромным «вразумлением», вбрасывающим «семя Евангелия » о добре и зле в людские сердца. Возможно, потому, что, говоря словами Прп. Макария Египетского, "христианство не есть что-нибудь маловажное. Тайна христианства необычайна для мира сего". [6] И ещё потому, что православие сильно неподдельной нравственностью, любовью к человеку и его творческим талантам. Они не только не обошли Светлану Коппел-Ковтун стороной, но и являются свидетельством её действительно Божьего дара уметь, по Священному Писанию, «бездна бездну призывать » ("Бездна бездну призывает во гласе хлябий твоих: вся высоты твоя и волны твоя на мне преидоша») [7], то есть, безднами человеческой души призывать бездну Бога. Это и есть философским лейтмотивом рассматриваемой книги «Высекательница Искр», в которой философствование, как замечал И.Ильин, как и всякая познавательная практика, есть проявление не внешнего умения или делания, а «внутреннего; то есть творческая жизнь души ».[8] Свидетельства этой «жизни души » автора и демонстрирует указанный сборник. В него вошли семь повествований о приключениях мудрой старушки и взрослеющей, любопытной девочки. И «Высекательница Искр», и «Собирательница Миров», и «Город Кривых Дорог», «В Долине Драконов», «В Галерее Высекательницы», «Фантики» и «Фонарик», - все в отдельности - самодостаточные произведения, и вместе с тем едины, ибо их сюжеты построены на приключениях одних и тех же главных героев, а также на нравственной проблематике. Православный психолог из Канады Татьяна Бобровских в своём профессиональном отзыве на книгу даже назвала эту работу повестью.[9] Автор же обозначила её жанр как сказку-притчу. Да, это произведение приближается к её классическому жанровому образцу, однако оно осовременено тем, что стратегия притчи здесь присутствует на уровне элементов содержательной формы (фабулы, системы персонажей, предметного мира). Не удивительно и использование сказочного временно-пространственного фона. Ведь о своей любви к сказкам, этим организующим текст формам, автор уже давно сказала: "Люблю я сказки, притчи и всякие сюрные штучки, так оно само собой получается. Хочется ведь передать своё видение мира, своё понимание, а оно у меня довольно сложное и многослойное. Прямолинейность всё дальше и дальше отходит от меня, а я - от неё". [10] С одной стороны, сказки, легенды заняли довольно значимое место в творчестве автора. Она осознаёт, что они - это дополнительные каналы информации, которые выбирают русло внерационального воздействия на её читателей и слушателей. Мы привыкли считать, что сказки создаются в основном для детей. Есть такие и у Светланы Коппел-Ковтун. Более того, она даже в таком же сказочном игривом духе раскрывает секреты их создания. "Знаете ли, ребятки, откуда сказки берутся? Правильно, их расcказывают сказочники. А сами сказочники где берут сказки, знаете? Да на огороде, конечно! У каждого сказочника есть такой чудо-огород: у кого побольше, у кого поменьше. На нем и растут сказки — как морковка или репка. А Сказочник только хвостики их видит поначалу, сам наверняка не знает, какой урожай собирать будет. Когда же приходит время появиться новой сказочке, Сказочник выходит в огород и выбирает самую вызревшую сказку. А бывает и так, что пошел за одной, да другую вытащил, как репку. И вот ухватится Сказочник за хвостик сказки и давай тянуть ее: тянет — потянет, а вытащить не может. Но не сдается! Иногда всю ночь трудится, только бы к утру успеть, чтобы потом за день вычистить и приукрасить сказку да вечером деткам рассказать. Нелегкая это работа — сказки из огорода сказочного выдергивать". [11] А вот в книге "Высекательница Искр" речь идёт о сказке все же для взрослых: уж слишком глубоки её философско-нравственная иносказательность и мировоззренческая наполненность. Она, как и подобает, насыщена яркими, динамичными, не избитыми, ёмкими художественными образами, предметными и живыми, каждый из которых во многом аллегоричен. Такие сказки с притчевой много аспектной иносказательностью относятся к православной христианской традиции, они ценны тем, что воспитывают в людях самые главные качества: доброту, терпение, смирение и мудрость. Стилистически изложение выглядит простым и доступным. Однако, это только на поверхности этот сказ – тот или иной литературный жанр. На самом же деле, внутри каждой сказочной истории содержится тайна постижения определенной жизненной истины. Так что за лёгкостью и кажущейся простотой повествований ощутимо проступает правда о целях и смысле жизни, что, безусловно, негласно взывает читателя встать на путь спасения и благочестия, постижения христианской мудрости. Ведь именно её людям очень часто не хватает, поэтому и Библия наставляет: "главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум ".[12] Создавая свои сюжеты, памятуя о народной мудрости, автора, конечно же, не устраивал только лишь сказочный жанр. Используя такие его особенности как загадочность, таинственность, иносказательность, необычность ситуаций и явлений, С.Коппел-Ковтун позаботилась о смысловой нравственной нагрузке текстов, именно поэтому и использовала сказку в единении с притчей, понимая, что это также незримый путь к озарению. С учётом христианской морально-этической направленности содержания такой подход к жанровому определению этого произведения методологически оказался оправданным. Вместе с тем обращает на себя внимание ещё одна характерная особенность работы. Во-первых, по словам автора, «сказки Высекательницы — не выдуманные, а самые настоящие». [13] То есть, надо полагать реальные, в том смысле, что списаны, как бы с самой себя, не иначе. Тем более, что повествование ведётся от первого лица. В нём предстаёт духовный мир предельной реальности и подлинного бытия. Во-вторых, считает она, «именно сказка или притча даёт возможность выразить законы непостижимой уму духовной реальности, которую мы видим, согласно Евангелию, как сквозь тусклое стекло. Не зря же Христос говорил с людьми притчами ». [14] Не зря, ибо это мудрость многих поколений, хранящаяся в их памяти и сердце. Именно оно, «этот малый сосуд », говоря словами Прп.Макария Египетского, эмоционально хранит очень многое, «там есть всё» …[15] И это «всё», как проекция, в той или иной мере, присутствует в книге Светланы Коппел-Ковтун. Для ее героинь важен сущностный бытийный мир человека, а в нём - свет Истины, свет Веры, свет Надежды и Любви. Вот поэтому, говоря о жанре, рассматриваемую сказку можно обозначить как сказочную мировоззренческую притчу . Ибо в ней господствуют взгляды всеобщего характера на мир и человека, самобытные собирательные образы персонажей, поднимаются проблемы смысла бытия всего сущего на Земле. Персонажи у сказительницы - носители определённых мировоззренческих установок, отвлечённые от конкретики субъекты нравственно-религиозного выбора. Мне могут возразить, мол, в тексте нет явных назидательных религиозных поучений. Так на то и использована многоплановость, многослойность мыслеформ, спрятанных в ёмких собирательных образах и метафорах, содержащих в себе самобытный нравственный магнетизм. Ими являются и сами названия рассказанных историй. Особо хочется отметить образ "Высекательницы Искр", являющийся безусловной авторской находкой, который со временем, по моему предположению, приобретёт элементы классики и непреходящую значимость. Приключения Высекательницы и девочки хорошо запоминаются и благодаря необычным сюжетам, и неожиданным вопросам, и ещё более неожиданным ответам. В каждой истории заложена своя определённая правда (в «Высекательнице Искр» - о «высечении» знаний жизни, бытия всего сущего), свой урок (в «Собирательнице миров» - о смирении и терпении в пользу единения миров, самопожервовании ради другого), маленький или большой закон мира, в котором мы живём ( в «Фантиках», «Фонарике», в «Долине Драконов»). У нас словно спрашивают, понимаем ли мы, что происходит с каждым из нас? Такая особенность слова, обращённого к человеку, очень важна. Ведь прав был Свт. Григорий Богослов, утверждающий, что важно не столько понять, сколько покаяться, примерить прочитанное на себя, истолковать свою жизнь по-новому. Правда, это касалось текстов Священного Писания.[16] Но, вероятно, не предосудительно эти слова применить и к сказанию Светланы Коппел-Ковтун. Есть в рассказанных сюжетах и немало порицаний, осуждений, неприятия мирской неряшливости, разных пороков, вроде пьянства или жадности, корысти, лени ; присутствует также и лёгкая, но заметная, ирония над человеческой гордыней и страстями. На примере «змеечеловеков » («Город Кривых Дорог») автор показывает, что люди, сбившиеся с правильного пути, как писал И.Ильин, «поддавшиеся этой стихии, теряют духовность, любовь и совесть; в них начинается разложение и разнуздание, они предаются сознательной порочности и жажде разрушения; кончают вызывающим кощунством и человекомучительством ».[17] И, по словам автора, «сопряжённость с ними – для порядочного человека – настоящая пытка…. Это скучные, «торгующие» скучными вещами люди. Я имею в виду тщеславие, корыстолюбие, самолюбие, чванство и прочие «прелести» тщетного существования. То есть — люди без высоких устремлений и порывов, движущей силой которых является лишь нечто низменное» .[18] В этих заметках я сознательно избегала пересказа рассматриваемых сказок-притч. Где-то я читала, что такая интеллектуальная, тем более, духовного, нравственного наполнения литература, это не просто книги на полке, а зерно для посева, его нельзя дробить и веять, пускать на ветер, лишать индивидуального душевного поля, на которое рассчитывала сеятельница. Эти произведения требуют вдумчивого прочтения, причём, не однократного. Да и для того, чтобы постичь ядро притчи, необходимо прочтение всего контекста. В противном случае, как указывает диакон Андрей Кураев в "Притчах Христовых", главная мысль теряется, размывается, как бы, обесцвечивается. [19] Поэтому каждому читателю, тем более, христианину, приступающему к прочтению такого сказочно-притчевого текста, совсем не лишне попросить у Бога благодати его разумения, чтобы извлечь не только какие-то для себя полезные знания, но и следовать им в своей жизни. И, прислушиваясь к наставлениям Высекательницы Искр, тогда легче нам будет «просто жить, просто любить, просто высекать» , смиряться и каяться в совершении грехов. Именно покаянная жизнь помогла Прп.Иоанну Лествичнику сказать: "Бог не требует, братия, и не желает, чтобы человек плакал от болезни сердца, но чтобы от любви к Нему радовался душевным смехом". [20] Душевной радостью, не смотря на противоречия (порой сложные, не лишенные антагонизма), внутреннего и внешнего мира человека пропитаны практически все сюжеты рассказанных автором приключенческих историй двух главных героинь, в облике которых показано значение нравственного Света, опыта "высекания" жизненных истин для духовного возмужания незрелой души. ЛИТЕРАТУРА 1.С.Коппел-Ковтун. Высекатели. Стихи. http://omiliya.org/content/vysekateli.html 2.С.Коппел-Ковтун. Ноль. Стихи. http://omiliya.org/content/nol.html 3. С.Коппел-Ковтун Город Кривых Дорог… http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya/235 4. С.Коппел-Ковтун. Высекательница Искр. http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya/220 5.Жить-не тужить. Изречения Амвросия Оптинского. Изд-ство «Никея»// М: 2011. 6 . Прп.Макарий Египетский. “Духовные Беседы”. Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г . Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г ., С .271. http://www.hesychasm.ru/library/makari/besed5.htm 7.Толкование Святого Писания. Псалтырь. Псалом 41-8. http://bible.optina.ru/old:ps:041:start 8. И. Ильин. Религиозный смысл философии.М.: АСТ, 2003. 9. Т.Бобровских." Высекательница Искр" глазами психолога. http://omiliya.org/content/vysekatelnitsa-iskr-glazami-psikhologa.html#comments 10. Комментарии к: С.Коппел-Ковтун. Ноль. Стихи. http://omiliya.org/content/nol.html 11. С. Коппел-Ковтун. Откуда берутся сказки? http://omiliya.org/content/otkuda-berutsya-skazki.html 12. Притчи Соломона. 4:7. https://mospat.ru/calendar/bibliya1/23prov04.html 13.А.Немцова. Светлана Коппел-Ковтун. Творчество – это форма послушания. Интервью с руководителем Международного клуба православных литераторов «Омилия», ответственным редактором журнала «Мгарский колокол», редактором сайтов omiliya.org и mgarsky-monastery.org. http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya.php?cid=303 14. Там же. 15. [11] Преподобный Макарий Египетский. “Духовные Беседы”. Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г . Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г . http://www.hesychasm.ru/library/makari/besed5.htm 16.Святой Григорий Богослов. Творения. Т.2, с.132. 17. И. Ильин. Избранные статьи. Под ред. Н.Полторацкого. Изд.-ство Св.-Троицкого монастыря и корпорации Телекс Джорданвилл, Н.-Й. США, 1991. //М.: Воениздат, 1993. 18. А Немцова.С.Коппел-Ковтун. Там же. 19.А.Кураев. Притчи Христовы.http://azbyka.ru/tserkov/lyubov_i_semya/vera_i_deti/kuraev_shkolnoe_bogoclovie_32-all.shtml 20. Прп. И. Лествичник.» Лествица». Гл.7, 35,10. http://pravprihod.ru/includes/periodics/Slovo/2013/0415/000020211/detail.shtml |