Лидия ДОВЫДЕНКО, главный редактор журнала «Берега», председатель Калининградской Ассоциации творческих союзов, член Союза писателей России, член Союза журналистов России, кандидат философских наук

КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ:

проблемы сознания и мировоззрения

 

Когда мы говорим о культурной  интеграции, то предполагаем состояние внутренней  целостности культуры и процесс, результатом которого является взаимосогласование, соответствие между культурными нормами и реальным поведением носителей культуры, взаимное приспособление друг к другу. В то же время заблуждением было бы рассматривать культуру как статичную и неизменную, поэтому постоянно возникающая рассогласованность - важнейший фактор культурной динамики.

Носители культуры принадлежат к разным социальным группам, занимают неодинаковое общественное положение, имеют неравные социальные статусы, поэтому создают разные виды культур. Это явление, называемое культурным плюрализмом, чревато катастрофой и гибелью народа при игнорировании тех процессов, благодаря которым разрозненная сумма индивидов одной национальности превращается в качественно новое формирование — единый народ, обладающий собственной культурой.

Картина современного мира  характеризуется падением статуса национального государства, управляемого законами универсального «глобального рынка», приводящего к такому понятию как «зависимость». «Способ, которым сегодняшнее общество «формирует» своих членов, диктуется в первую очередь обязанностью играть роль потребителей» [1; 115]. З. Бауман говорит о рабстве, называя его «пристрастием»: «В потребительском обществе все является вопросом выбора, за исключением навязчивого желания выбирать, – навязчивости, которая превращается в пристрастие и больше не воспринимается как навязчивость» [2; 81].

Международные взаимоотношения сегодня все больше поражает яд «цивилизационной исключительности и превосходства» западного либерализма, вынуждающего представителей других цивилизаций искать способы сохранения своей культурной идентичности, что демонстрирует, например, исламская цивилизация, проявляя устойчивость к внешнему культурному и ценностному воздействию. Всплеск исламского фундаментализма – это реакция на экспансию и навязывание западных ценностей, чуждых ей. Как полагает Э. Гидденс, «фундаментализм  - ответная реакция на глобализацию [3; 64].

Что касается России, то  масштабные трансформации последних двух десятилетий отразились на самосознании людей, на их идентичности в разновидностях. Идентичность в России - конгломерат региональной, локальной, этнокультурной, религиозной идентичностей. В современных условиях она достаточно кризисна:  в ней соединены традиционалистские и модернизационные тренды.

Если обратиться к  истории культуры, то можно сделать вывод о том, что в результате войн и революционных конфликтов в первую очередь страдала культура, прерывалась духовная традиция.

Оскудение духовно-нравственной составляющей общества и государства, кризис мировоззрения  приводят к особенно угрожающей ситуации в современном мире, уже не отдельной культуре или народу, а всему человеческому роду. С позиций долговременной социокультурной перспективы при поддержке великих религий представителям мирового гуманистического сознания — мировой интеллигенции, необходимо, опираясь на человека, взыскующего смысла, разоблачать антигуманную сущность вестернизации-глобализации. Необходима мировоззренческая переориентация, выявление с новой силой извечных ценностей, которые присутствуют во всех духовно-культурных традициях народов, населяющих Землю.

Развитием техники глобальные проблемы не могут быть разрешены. Не всегда человек оказывается способным духовно преодолеть нечеловеческие условия своего существования и сохранить в себе личность, неискаженное мировоззрение.

Диалог культур - наиболее продуктивная парадигма современности - предполагает равенство культур, взаимную информированность и открытость, когда ее носители могут, не владея культурными кодами, знать их содержание, могут, не разделяя ценностей друг друга, знать их базовые компоненты,  демонстрируя стремление к пониманию друг друга. Высокие ценности мировых культур естественным образом воспринимаются всем мировым сообществом: русский балет, французский импрессионизм, итальянское оперное искусство, немецкая философия, русская литература XIX века. Условием эффективного взаимодействия людей становится именно сфера культуры: общая сакрализуемая история, искусство, как источники жизненной, нравственной  силы, нивелирующей логику вражды, предотвращающей противостояния между народами.

ХХ век стал не только веком войн, терроризма и геноцида, но и веком науки, которая является не только мощным инструментом в руках человека, но и силой, объединяющей человечество. Но здесь следует выделить следующий момент. Казалось бы «стремление веровать было заменено партийностью», религиозное мышление и научное мышление взаимно друг друга исключали. Но человечество подошло к глубокому синтетическому разрешению этого конфликта на данном этапе развития человеческого сознания. Физические явления и внутридушевные различаются, но теоретики увидели аналогию в понятийном охвате явлений, наблюдаются ли они в лаборатории или в глубине собственной души.

В этом направлении сделала качественный рывок вперёд  русская религиозная философия. С.Л. Франк подчеркивал, что его исследования не ставили целью обанкротить рациональное знание, это было бы ложное и вредное направление, но, опираясь на понятие реальности,  как на нечто большее и иное, что уже постигнуто, философ сделал выводы о том, что и человек есть нечто большее, чем мы думаем, что мы сильнее, чем думаем о себе. Драматический конфликт между наукой и религией Франком, как и другими учеными, был снят. Научная мысль охватила всю планету, все государства. Однако пока человечество не выработало нравственные и духовные качества, которые соответствовали бы его планетарной роли. Человечество вошло в новую реальность, когда политики наступают на пятки ученым, чистым рационалистам, потому что отдельные силы науки реально угрожают существованию планеты, научные открытия и достижения несут новые угрозы человечеству. История затаила дыхание, и философии необходимо дать ответ на то, что отказ от составляющей веры в мировоззрении и миропонимании влечёт за собой их ущербность, неполноту, ограниченность. Мир не есть только то, что он из себя представляет, он есть и то, чем мы сами способны его представить, противопоставив творчество, иррациональное воображение, истинную любовь -  опустошению душ, их абсолютной исчерпанности.

Сегодня ученые ставят вопрос о том, что такое образ мира и как он отражается в нашем сознании.  Как пишет Б.Кригер, «самым существенным элементом в системе культуры является мировоззрение» [4.32}. Если мы обладаем целостным мировоззрением, мы понимаем, что являемся частицей природы и Космоса. Мы одновременно и творения, и сотворцы Космоса. Тогда мы понимаем не только свою ответственность, но также осознаём свою неповторимую ценность сотворцов. Холистическое мышление даёт нам обширные перспективы, поскольку позволяет преодолеть тесные материалистические границы, очерченные редукционистским подходом, который распространился в обыденном мышлении, подсказывая удобное оправдание человеческой безответственности. Уже на рубеже XIX и XX веков оформилось русско-славянское философское течение — космизм. Оно априори утверждало органическое единство всего со всем. То, как мы понимаем мир, имеет влияние и на наши этические принципы. Существенно то, поняли ли мы в нашей познавательной позиции по отношению к Миру принцип собственного участия в жизненном процессе, в эволюционном процессе, а потому и ответственность за форму нашей жизни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бауман З. Глобализация: последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004.
  2. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008.
  3. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004.
  4. Кригер Барбара. Откроем заново смысл человеческой миссии// сб. Свет славянский, Варшава, 2011, с. 32
 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную