Иван ЕРПЫЛЁВ член Союза писателей России, член правления Оренбургской областной общественной писательской организации СПР (Оренбург)

ЛЕГИОН АССОЦИАЛОВ

В последнее время земля полнится слухами о нестабильности в литературной жизни Оренбуржья, в связи с чем возникла необходимость разъяснить, что же произошло.

Весной 2016г. в Оренбурге при всемерной поддержке местного министерства культуры несколько писателей, – члены как Союза российских писателей, так и Союза писателей России, торжественно объявили о прекращении «старой вражды» и объединении союзов в Ассоциацию писателей Оренбуржья. «Ассоциация», по мнению ее апологетов, должна стать прообразом будущего объединения всего писательского сообщества, которому «нечего делить».

Кстати сказать, само соглашение о создании Ассоциации, в буквальном смысле слова, наспех сляпано – без указания даты и места его заключения, написано коряво, вплоть до того, что целью создания Ассоциации является «патриотическое и культурное воспитание всего читательского сообщества».

Предыстория этого события такова. В 2013 году на общем собрании Оренбургской областной общественной писательской организации Союза писателей России председателем правления был выбран молодой поэт, публицист, литературный критик Михаил Кильдяшов. Выбрали – и выбрали, обычное дело, демократия в действии. Прежнему председателю писательской организации Петру Краснову радоваться бы, что с него сняли тяжелое административное бремя, что появилось время для творчества.

По крайней мере, Петр Николаевич, как человек порядочный и уважаемый, мог бы совершить формальные действия, свидетельствующие о «передаче власти» – представить нового председателя местным властям и руководству Союза писателей России, мол, молодым везде у нас дорога.

Тем более что ради Петра Николаевича была нарушена негласная договоренность писателей с министерством культуры. Раньше руководителям двух оренбургских писательских организаций – Союза писателей России и Союза российских писателей – предоставлялась должность методиста в Областном Доме литераторов имени С.Т. Аксакова – конечно же, не пожизненно, а на время руководства организацией.  По ходатайству Петра Николаевича, принимая во внимание его значительные заслуги перед литературой, должность методиста ему оставили.

Самодостаточные члены писательской организации из числа старшего поколения – Владимир Пшеничников, Игорь Бехтерев, Александр Старых, Владимир Одноралов, Геннадий Хомутов – спокойно и даже с радостью восприняли избрание молодого руководителя, чего не скажешь о группе литераторов, которые сразу же стали «оппозицией» во вчера еще возглавляемой ими писательской организации. Петр Краснов, Александр Филиппов, Наталья Кожевникова, Павел Рыков и другие, видимо, хотели верховодить, а не радовать читателей новыми произведениями.

Причины такого поведения неочевидны, но психологически понятны. Дело даже не в поэте, руководителе литературного объединения имени В.И. Даля Геннадии Хомутове, к которому все названные персонажи (кстати, его ученики и воспитанники литобъединения) давно уже пылали самыми недобрыми чувствами.

Суть в том, что «инженеры человеческих душ» думали, что в писательском сообществе Оренбуржья уже установилась твердая иерархия, что маститые писатели до смерти не будут вылезать из президиумов. Но получилось так, что молодёжь дышит в затылок по творческим и общественным достижениям – и у молодых есть сорок-пятьдесят лет в запасе, чего не скажешь о писательском «политбюро».

В довершение всему министерство культуры назначило директором Дома литераторов председателя Оренбургского отделения Союза российских писателей Виталия Молчанова, обещавшего отказаться от должности председателя, но так обещания и не выполнившего.

Прежний директор, Валентина Михайловна Равина, строго следила за соблюдением нейтралитета между писательскими организациями, у нее отсутствовали литературные амбиции, поэтому она занималась исключительно организационными и хозяйственными вопросами.

Виталий Молчанов, видимо, воспринял новую должность как стартовую площадку для своей творческой карьеры и развития проектов Союза российских писателей за счет областных денег.

Я полагаю, что в его понимании (и в представлении обычных людей) директор Дома литераторов – это начальник всех писателей Оренбургской области. Так Молчанов себя и повёл. Сначала он пытался склонить Оренбургскую писательскую организацию Союза писателей России к каким-то совместным акциям, публичным «братаниям», но это у него не получилось, во многом благодаря принципиальной позиции Михаила Кильдяшова, не признающего идеи слияния союзов.

Молчанов и его покровители из министерства культуры выбрали другую тактику – тактику раскола писательской организации Союза писателей России. В правление организации стали поступать заявления о выходе. Литераторы указывали разные причины, но они были неубедительны.

Если писатели были недовольны руководством Михаила Кильдяшова, то никто не мешает созвать внеочередное общее собрание, отстранить председателя и агитировать за кандидатуру своего председателя – если, конечно, большинство поддержит.

«Шатохи» на квартире у поэтессы Натальи Кожевниковой (еще одной работницы Дома литераторов) зарегистрировали якобы альтернативное отделение Союза писателей России, назвав его «Оренбургская региональная общественная писательская организация».

IMG_0364 Вот эта группа самозванцев и вступила в Ассоциацию писателей Оренбуржья – под крышу Молчанова.

Этой компании, желающей пропиариться на громкой идее объединения писательского сообщества, конечно же, и в голову не могут прийти все возможные трудности этого, в общем-то, ненужного дела.

Прежде всего, возникает сложность юридического характера. В области имеются региональные отделения Союза писателей России и Союза российских писателей. Как доморощенные правоведы представляют себе объединение этих местных ячеек без предварительного слияния общероссийских организаций? Сама по себе Ассоциация писателей Оренбуржья является одним из множества самодеятельных обществ, которых в избытке расплодилось не только в Оренбурге, но и по всей России. Институциональная ценность таких образований – нулевая. Они не только не объединяют, но еще больше раскалывают писательское сообщество на отдельные группки по интересам.

Если в Москве союзы выковывались в борьбе либеральной и патриотической идей, то в Оренбурге было проще. Местные графоманы, которым членство в Союзе писателей России никогда не светило, с радостью организовали местную ячейку «альтернативного» союза писателей, и многим талантливым людям, многим читателям и спонсорам потом заморочили голову, пытаясь на равных выступать с Союзом писателей России.

Вполне очевидно, что в душе у них всё равно остался некий комплекс неполноценности, ощущение непризнанности со стороны писательского сообщества. Поэтому и инициативы по объединению, по проведению совместных мероприятий неизменно исходят от Союза российских писателей.

Союзу писателей России чье-либо дополнительное признание не нужно. И, конечно же, ему незачем с кем-то объединяться (то есть делиться собственным авторитетом).

Хотя, Петр Краснов, в одной из статей писавший: «посмотрите издания тех же десяти последних лет у кучки отделившихся в «Апрель» (сейчас это Союз российских писателей) литераторов, совсем малой, но с помощью новых властей захватившей подавляющее большинство журналов, литературных и политических изданий, оккупировавшей все экраны и микрофоны. Только слепой не увидит сейчас всю тогдашнюю, зазывающую, и нынешнюю ложь коротичей, евтушенок и черниченок, нуйкиных, баклановых, карякиных и шмелевых, «имя которым легион», – легион, по Евангелию, дьявольский», видимо, пересмотрел свою позицию и не погнушался объединиться с «дьявольским легионом».

Если с Союзом российских писателей всё понятно, то как размежеваться с «выходцами» из Оренбургской писательской организации? Вроде бы и мы, и они патриоты. Самое основное различие – мы не предатели. Мы не стали выступать единым фронтом с графоманами и хвалить их отвратное творчество, не пошли на поводу у власти за должность в Доме литераторов, не предали своего учителя и своих товарищей. Путь предателей лежит во тьме, и тьма поглотит память о них.

Александр Филиппов, ещё один «выходец», раньше писал: «Благодаря литобъединению я научился не только писать, но и трезво оценивать собою написанное, что не менее важно. До сих пор закончив очередной рассказ, повесть, представляю, что прочел их на одном из занятий в семидесятых годах. И если незримые собеседники – Г. Хомутов, П. Краснов, В. Трефилов, В. Одноралов, Н. Емельянова, В. Кузнецов, А. Старых, и другие кивнут мне одобрительно – значит, с этой прозой можно выходить к читателю».

Теперь же на сайте газеты «День литературы» Филиппов вещает: «Литературная группировка, которую сплотил вокруг себя Хомутов, стала всё более напоминать некое обособленное сообщество с непререкаемым учителем – «гуру» во главе и с беспрекословно разделяющими его суждения адептами. Те писатели, кто хоть немного выбиваются из этого ряда и смеют иметь свои суждения, в чём-то не согласны с Геннадием Фёдоровичем, отторгаются – беспощадно и яростно. Прискорбно, что само литературное творчество при этом оказывается на заднем плане, произведения руководством организации оцениваются не в соответствии с художественными достоинствами, а по признакам: «свой – чужой».

Наконец, выгодно ли объединение рядовым литераторам? Судите сами. Чтобы управлять творческим союзом численностью 100 человек – нужен целый аппарат. Смогут ли рядовые члены за счет своих взносов содержать клерков, секретарей, помощников? Ведь уже сейчас, при численности организации в 60 членов, Михаилу Кильдяшову не позавидуешь: ему приходится одному решать множество задач, и никто не приходит помочь, всем лишь что-то нужно от председателя – рекомендацию на премию, письмо-ходатайство для спонсора, провести презентацию, выбить грант, опубликовать…

Объединение приведет к тому, что хорошо жить будет только сам глава единой писательской организации и приближенный к нему костяк из 6 – 8 человек. До всех остальных просто не дойдут руки.

На межличностном уровне кому надо – уже давно объединились – властью Бахуса или Венеры. Все остальные никаких творческих дивидендов от слияния союзов не получат.

Иван Ерпылёв родился в 1989 году в городе Медногорске Оренбургской области. Аспирант. Юрист. Член Литературного объединения имени В.И. Даля (г. Оренбург). Член Союза писателей России. Автор книги стихотворений "Дети полынного века" (Санкт-Петербург, 2013).

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную