Нина ЯГОДИНЦЕВА (Челябинск)
Пожалуй, как нигде в столицах, традиционная поэзия органично развивается и естественно востребована в провинции, где человек по-прежнему близок к природе. Музыка слова здесь созвучна ветрам и водам, а смыслы прочно связывают крохотное и краткое человеческое существование с бытием безграничного, бесконечно сложного М i ра, законы которого мы едва-едва начинаем постигать. Традиция здесь не застывшая форма, не привычная колея, – она насущна и потому органична, она не ломает пульс жизни в угоду сиюминутному новому, но стремится осмыслить это новое, принять его и сделать частью бытия, не разрушая жизненных основ. В чаду вороньем, в чёрной пене ли Избранные стихотворения Сергея Филатова – напряжённый труд соединения трагически рассыпающегося человеческого мира и – Мiра незыблемого, гармоничного, непостижимо вечного. В этом, собственно, смысл поэзии – сегодня только ей, осмеянной, «модернизированной», разъеденной кислотной иронией, оболганной бесконечным пустословием, – только ей единственной всё-таки под силу восстановить внутренний космос человека, а значит, и весь человеческий мир вокруг него. Те «якоря», пусть крохотные, но зацепки, пусть тонкие, но живые связи-смыслы, которые выстраивает сегодня – как и всегда – поэзия, удерживают человека и человеческое от распада. Поэзия бьётся за них до последнего дыхания, но когда доходит до предела и последнее – открывается дыхание второе, иное, начинает звучать иная сила, концентрирующая в человеке огромные пласты времени, память народную и память языковую. Ночь города в окно посеяна В лучших своих стихах Сергей Филатов одновременно и современен, и традиционен. Современность его – в ощущении мировых трещин и разломов, в осознании великих потерь, в естественной, вполне понятной растерянности перед ужасом времени. Традиционность – в спокойном мужестве преодоления, в лирической силе сочувствия и сопереживания, в могуществе любви и прощения. В той вере, которая одна способна преодолеть отчаянье. Слово, как влажную марлю, прикладывать Не случайно в лирике Филатова мощно прорываются есенинские мотивы – тому причин множество: и времена рифмуются, и темпераменты родственны, и душевная боль за век не только не утолена, но стала глубже и горше… Сам лирический герой книги прямо говорит об этом родстве, и оно воспринимается как знаковое и значимое. Не подражание – бессмысленно подражать Есенину! Не продолжение – кому дано сказать, тот всё сказал! Именно родство, родовая память, родовые черты. В поэтическом космосе Филатова, в полном согласии с традицией, гармонично сведены, а зачастую и неразрывно слиты малое и великое, как, например, жилы и реки: «Невозможно остаться никем.// Неизбежно – остаться. Диктую // По скрещению вен на руке, // По слиянию Бии с Катунью...» – и здесь сами упругие, мощные названия рек – имена их – словно вливают в кровь силу! И внутри метафоры безнадёжности закономерно рождается незыблемая надежда: Видишь, лужи стянуло льдом, В одном из стихотворений «Светлой книги», частью вошедшей в избранное, есть образ «страна одинокого снега» . Этот образ можно счесть и парадоксально-случайным – ведь дальше автор добавляет: «страна одичавшей тоски». Но мы рискнём определить его в качестве парадоксально-ключевого, в какой-то степени дающего нам разгадку характера и судьбы лирического героя, которого мы рискнём назвать народным. Сегодня слово «народный» стало синонимом то ли научному «фольклорный», то ли почти ругательному «простонародный» – нищий, растерянный, убогий… Лирический герой Сергея Филатова народен в ином, парадоксальном смысле – как «одинокий снег» – то, чего много, то, что ощущает себя целым, таковым вроде бы и не являясь, то, что более относится к природным стихиям, чем к миру сугубо человеческому (социальному), и подчиняется Божьему соизволению, а не случаю или произволу. Смысл «одиночества» здесь более личностен, чем трагичен, хотя и сила трагизма ощутима почти в каждом стихотворении. Февраль обложил, что тоска вечерами – Снег. То, что есть, – и то, чего нет буквально через мгновение. То, что застилает, стирает – и одновременно обновляет, питает, дарит надежду. Это один из магистральных образов для Филатова, образ, через который многогранно выражается мироощущение поэта, а за многогранностью совершенно отчётливо ощутима внутренняя цельность личности, позволяющая ей быть мгновенно изменчивой в состояниях и неизменной по сути. Буйная буря и замирание в радости, стойкое мужество и непостижимая нежность, пьяная удаль и вековая вина – всё суть разные состояния, испытующие дух, и надо через них пройти, чтобы увидеть: СНЕГОПАД Мгновенье, когда обрывается длящееся состояние, чувство очищения и обновления приходит пронзительным мгновением весны, свет (снег) уходит во тьму (землю) и тьма становится светом, а начало нового жизненного круга – исповедью: *** Тем и отличается сегодня традиционная поэзия от трагически осовремененной, что она сохраняет в себе меру вещей и явлений, их гармонию, со-ответствие. И крайности в ней не вступают в противоречие друг с другом, они суть магнитные полюса целого, между ними рождается могучий ток жизни. Он может ослабевать, а иногда кажется, что исчезает и совсем, но таково родовое свойство русской культуры – как только восстанавливают свой смысловой заряд полюса, ток заново обретает силу… Ведущие темы творчества Сергея Филатова – жизнь, любовь, смерть. Они более чем традиционны, но в истинной поэзии должны наполняться личным содержанием так плотно, чтобы каждый раз становиться открытием. Ведь каждый из нас, пишущий, читающий или просто живущий, сталкивается с этими понятиями сам, лично, без посредников, в первый и в последний раз. И единственно возможная «территория новизны» – личное осмысление жизни, любви и смерти в границах данного времени и в пределах страны, где суждено родиться, любить и откуда рано или поздно надо будет уйти. Вёсла ложатся короткими взмахами И всё-таки ведущими, главными, на наш взгляд, для поэта являются не темы, а сама музыка речи, которая естественно рождается из глубины дыхания, из тока крови по жилам. Эта музыка свободна в пределах классической формы, но столь же естественно она может приближаться к почти разговорной ритмической вольнице. Филатов любит свободные рифмы, усечённые созвучия, он не скован поэтическим метром. Все составляющие стиха служат одному – внутренней правде слова: Свет очищенный, свет дочерний, Стихи эти надо воспринимать в их естественной форме существования – как речь не письменную, а в первую очередь звучащую и творящую. Их мелодическое звучание пробивается и сквозь печатную – бронированную! – форму, требует проговаривания, радости говорения в едином ритме с сердцем и М i ром. …С Крещенья ещё не спадали морозы, Проговаривание вслух – заговаривание, завораживание речью – усмиряет боль, утишает сердечные смуты, и верится, что к этим строчкам прислушается сама жизнь, помедлит, опомнится – и вернётся в свои берега, и двинется в путь, уготованный ей Богом. И облака – в миру паломники – Справка. Сергей Викторович ФИЛАТОВ родился 1 июня 1961 года в г. Омске. После окончания Алтайского политехнического института работал инженером-технологом, сотрудником многотиражной газеты, начальником лаборатории на оборонном предприятии, директором коммерческого предприятия, на заводе заместителем директора по маркетингу, помощником ректора в университете, редактором городской газеты… Участник двух краевых и IX Всесоюзного совещания молодых литераторов ( 1989 г .). Учился в Литературном институте им. Горького (ушёл с третьего курса). Его стихи и проза публиковались в альманахах «День поэзии. Санкт-Петербург», «Истоки»; в антологиях «Наше время», «Русская сибирская поэзия. ХХ век», «Состояния пространства», «Обратный отсчёт»; в журналах «Литературная учёба», «Роман-журнал. ХХ I век», «Русский литературный журнал в Атланте. На любителя», «Сибирские огни», «Наш современник», «Москва», «Родная Ладога», «Алтай, «Барнаул»… Автор шести поэтических книг и одной книги прозы. Лауреат краевых премий имени В. М. Шукшина (1992 г.) и Л. С. Мерзликина (2006 г.), премии журнала «Барнаул» в номинации «Проза» (2006 г.), а также в составе редакции альманаха «Бийский вестник» премии Петровской академии наук и искусств имени Н. А. Некрасова, победитель Московского международного конкурса «Золотое перо-2008»… В разные годы редактировал альманахи «Бийск», «Музейный вестник», «Бийский вестник». Член редсовета журнала «Огни Кузбасса» и ряда изданий Фонда «Возрождение Тобольска». Член Союза писателей России, членкор Петровской академии наук и искусств. Почти полвека живёт в Бийске.
|
|
Сергей ФИЛАТОВ БЕЗГЛАСО В ХРАМЕ НЕНАМОЛЕННОМ | |
1 ИЮНЯ Воздух огромный, ленивый Мир – как ведётся – от Бога. А впереди – впереди ли? – ИСТОКИ Июль. Жара. Клубника спелая. Зачем?.. Куда?.. В какие странствия?.. А здесь – покосом пахнет, травами, ПАМЯТКА ИЗ ДЕТСТВА Сергею Алексееву В бору темно: А за селом, за огородами – Но в детстве всё пока что – радостно, Лишь холмики: И время утекло играючи МАТЬ «…наверна замир в етот месиц дитенак Мария, что на иконе, Две Марии. Но боль одна, И что за москва-россия, Два мужа… и всё – в прошлом: Поправить забор бы надо, Подвяжет платком спину, *** Скорая. Помощь. Все точки расставлены, Строки родятся до талого скорбные *** Долго собирался брызнуть дождик, И уже – вину усугубляя, Трезв и собран… Чист и беззаботен, Мир не дом. Скорее призрак дома, *** Сад ли забвением тонким пронизан, Скоро – но вновь не уловишь момента – | *** Где я в одной из комнат, где я совсем один. Где впереди не светит. И безразличен свет. *** Хрупкие и острые края До ручьёв, до талого в виске А пока – *** В затишии между метелями – ЗВОНЫ В Сибири зима нынче – будто в Сибири, А ближе к апрелю – и сами оттают, *** Приезжай! Хоть посидим на бережку, Может песню запоём. А – нет, нальём Знаешь, ивы здесь склоняются к воде, И незыблемы небесные весы, *** И лёд по-мартовски обманчивый. Уже – ни родины, ни должности… И нам бы лучше спать по-тихому *** Знаешь, слова – это только слова. Где эта дивная воля дана, ВАЛУН-МОЛЧАЛЬНИК У БИИ-РЕКИ Были воды когда-то как воды, Где осталось начало печали Обмелело вокруг, поредело, *** …по полочкам А всё, что дале предназначено И обретённое молчание – |
Юбиляр живёт на краю России Отмечают 50-летние юбилеи рождённые в 60-е годы ХХ века. Вот кто настоящие шестидесятники – по рождению, а не по чьёму-то определению. Кстати, именно они сполна (поболе других!) хватили лиха в проклятые 90-е!.. Помните: не было детских пособий (в лучшем случае эти сущие копейки задерживали так, что молодым родителям приходилось выбивать их через суды), были талоны на продукты питания и средства гигиены, не было пособий по безработице, не было материнских капиталов, не было помощи молодым специалистам в получении жилья… Поэты 60-го призыва не ныли и не ноют, они работали и работают (уж кто где: учителями, грузчиками, врачами, строителями, сторожами, журналистами, кочегарами…) и при этом они творили и творят, заступаясь словом и делом за други своя, то бишь за соотечественников. Увы, многие соотечественники не знают своих поэтов, знать не хотят или даже (и такое бывает) всячески их притесняют… Впрочем, это я о тех «ленивых и не любопытных», кто так или иначе отделился от народа своего (вариантов такого проявления-отделения полно). Поэт Сергей Филатов – яркий представитель своего поколения. А поэт он талантливый и своеобразный. В жизни, к сожалению, малоудачлив (не выгодлив). Живёт он на самом краю России – во втором по величине городе Алтайского края – в Бийске, за которым Сростки и Республика Алтай, а далее всё – Монголия и Китай. Не в географии, конечно, дело. Впрочем, и в ней тоже. Дело поэта Сергея Филатова – создание стихотворений. Ан мало ему – он за журналистику, прозу, редактуру и издательское дело берётся, оставаясь поэтом. Проявляясь Поэтом. При этом где он только не работал!.. Как поёт золотухинский Бумбараш: «Где я только не был/, Чего я не изведал!..»… Если создателей (строителей), например, домов и дорог целые армии – тресты, ООО, ОАО (и это хорошо), то создателей газет, например, альманахов школ, ансамблей, хоров, музеев, библиотек, литературных студий – раз-два и обчёлся. Сергей Филатов из таковых. Он именно создатель – альманахов, газет. Жаль, что родное государство в лице градоначальников Бийска, например, никак ему не помогли и не помогают. Да, филатовым по России не помогает власть (или помогает для вида). Но ведь помогает же власть финансами, например, строителям? Помогает и ещё как! Разумеется, дома и дороги строить надо! Власть помогает, например, и банкирам (серьёзные преференции дают!), а также шоуменам!.. А душу строить надо? Надо. А как? А с помощью Её Величества Культуры, в первых рядах которой – Литература. «В начале было Слово». Ну так поддержите реально и существенно литературные издания! Это я к кому ещё обращаюсь? А и к бизнесменам (в 90-е они были кооперативщиками и фирмачами, про которых в СМИ говорили и писали: помогите им подняться и они вернут сторицей – культуре, образованию, науке, спорту…). Да, скажут бизнесмены, мы же помогаем… иногда… одному-другому… парой-тройкой крупных купюр… Согласитесь, за десяток-другой миллионов можно и дом, и дорогу построить, а также какое-никакое месторождение разработать, наняв специалистов и строителей. В доме-то жить будут, по дороге ездить, недра перерабатывать или продавать можно… А стихи зачем и кому нужны?.. Так что же всё-таки достаётся нынешним писателям от щедрот государства (особенно, если они – настоящие писатели – работают не просто в литературе, но ещё и на литературу)? В лучшем случае достаются иногда кому-нибудь как-нибудь какие-нибудь крохи (например, определённая часть за оплату типографских услуг по выпуску книги, газеты, журнала). И даже писателям, чьё творчество проверено, например, четвертью века, а работают они не просто многопрофильно, но ещё и активно-инициативно-результативно? Да, даже им не помогают достойно. Вот и твердят удобно устроившиеся ребятки: «Пусть писатели сами на всё зарабатывают!» Что в переводе означает «Пшли вон!» Один мой знакомый, из удобно устроившихся, любит повторять фразу: «Таковы реалии». Эдак скоро музейных работников, школьных учителей и библиотекарей за то, что получают зарплату (хиленькую-хиленькую!) попрекать начнут. Известно, как только некие якобы творческие люди начнут выдавать «произведения» в духе порно-мордобоя, то тогда они что-то как-то да и получат (даже и в валюте). А что, без стихов прожить вполне можно… А тут ещё рифмоплёты, выйдя, например, на пенсию и выбрав тему, неугомонно пишут, а затем издают свои книги (серьёзный и дорогостоящий полиграфический продукт!), вводя в заблуждение всех – читателей, власть, бизнесменов… Понятно, почему поэтам туго? Потому что они ж не развлекают, не эпатажничают, не придуриваются, не пиарятся. Грустно талантливому поэту Сергею Филатову. Да что там грустно! – тяжело. Но ведь он работает. Дённо и нощно. Без выходных и отпусков. Без бюллетеней и премиальных. Работает и работает. Иногда что-то получает за работу – за публикации. Потому он всегда ищет какую-нибудь подработку. Иногда, если повезёт, находит… И вот у него юбилей – 1 июня поэту Сергею Филатову исполнится 50 лет. Кто защитит его словом и делом? Он сам об этом никого никогда не попросит. Но он сам себя, конечно, защитит. По жизни. А вот с работы его могут уволить? Могут. А отказать в финансировании издания книги могут? Могут. Кто ж подсобит ему словом и делом?.. Друзья, конечно, сердечно поздравят его, пожелают добра ему, подарят сувениры – на память. Будут публикации в периодике. И всё на этом. Уважаемый Сергей Викторович! Авторы, читатели и редакции журнала «Барнаул» и литературного фонда «Август» тебя любят-ценят-уважают и поздравляют с пятидесятым днём рождения! Мы желаем тебе житейских удач и новых творческих успехов (новых публикаций и книг!)! Мы желаем тебе бодрости духа и крепкого здоровья! Мы рады, что в своё время «Август» и «Барнаул» чем могли помогли тебе. Будем жить! С юбилеем тебя, дорогой друг! |
|