К 75-летию Валерия Ганичева
ДЕРЖАВНЫЙ ПАТРИОТ
Заметила за собой: когда попадаются литературные дискуссии, «круглые столы», материалы пленумов, соборов, съездов, – всегда первыми читаю высказывания Валерия Ганичева, видимо, потому, что он, как и я, патриот России. Родная душа. Недавно перечитала его публицистику за несколько последних лет. Валерий Ганичев, как всегда, говорил о том, что есть в действительности сейчас в России, просто, чётко, давая адекватную оценку происходящего, часто критическую и остроумную, и всегда – с патриотических русских позиций, всегда нацеливая нас на единение, противостояние пошлой маскультуре, оболваниванию, дезориентации. Ещё раз убедилась, что в его ходе мысли, аргументированности высказываний, боли переживания за то, что с нами происходит, нахожу созвучное своим переживаниям и размышлениям. Не случайно многие годы с неизменным интересом наблюдала за его творческой деятельностью, из которой мне особенно близка публицистика.

Валерий Николаевич Ганичев родился 3 августа 1933 года на станции Пестово (в Новгородской области), отец его был машинистом поезда (фактически командиром корабля, по сухопутным меркам), ответственным профессионалом, тружеником. Не случайно он был замечен и отправлен на партийную работу в Сибирь, на Украину (после войны, во время разрухи в 1945-м). Там, в 1956 году, Валерий Николаевич окончил исторический факультет Киевского университета, был преподавателем в Николаеве, затем – на комсомольской работе, с 1960 – в ЦК ВЛКСМ, где заботился о молодёжи, просвещая её в части русской истории, культуры, русской «всечеловечности» (по Достоевскому). В те же 1960-е годы он зам. главного редактора журнала «Молодая гвардия», которым руководил тогда пламенный патриот, вооружённый глубокими историческими знаниями и высокой культурой, А.В. Никонов, работа с которым окончательно определила гражданский путь Ганичева. В 1968 году назначен директором издательства «Молодая гвардия»; проводя последовательную кадровую политику,

Валерий Николаевич в короткое время превратил издательство в один из главных оплотов русско-патриотических сил; при том, что большинство издательств, журналов, газет тогда пообсели в лучшем случае безликие серенькие функционеры, а в худшем – ярые русофобы. Обстановка на литературном поле была не самая благоприятная для свободного дыхания русской культуры, для подъёма молодых талантов. Тогда слово «национальный» дозволено было употреблять лишь в связи с деятелями культуры из республик СССР; и считалось политическим криминалом применять слово «национальный» рядом со словом «русский». Между тем именно русский становой хребет (как и всегда, как и сейчас) держал здание государства. Все это понимали, все видели, русские люди терпели, напрягаясь до предела в своём извечном терпении.

Именно под защитой Валерия Ганичева (который сам отбивался от недругов и не давал в обиду русских писателей) не раз массовыми тиражами выходили книги прозы Ю. Бондарева, В. Распутина, В. Чивилихина, В. Астафьева; яркой публицистики В. Кожинова, В. Бегуна, Е. Евсеева, В. Чалмева, С. Семанова, Н.Н. Яковлева; А. Тяпкина и А. Шибанова в серии ЖЗЛ «Пуанкаре» (где осторожно разоблачался миф об Эйнштейне) и многие другие.

С марта 1978 до конца 1980 года Валерий Ганичев редактор «Комсомольской правды», которую так же реформировал, проводя патриотическую кадровую политику. Но слишком много русофобских волосатых и очень волосатых рук тянулось к массовой политической газете… Ганичева «перевели» (точнее сказать, сослали) заведовать «Роман-газетой», где он, конечно же, продолжил «гнуть» русскую линию, даже в условиях перестройки, во время которой большинство изданий были брошены на произвол судьбы; превратил «Роман-газету» в «Роман-журнал», что более соответствовало сути издания; продолжил издательскую работу и в 1994 году, когда его избрали председателем Союза писателей России.

На новом поприще было немало терний: непростая перерегистрация Союза писателей России в условиях искусственно созданной конкуренции и происков политических интриганов; борьба с криминальными алчными прихватизаторами за Литфонд, имущество Союза писателей; борьба за Международное сообщество писательских союзов, изгнание «бая» Пулатова; борьба за издательство «Советский писатель» («Современный писатель») и за ставшую местечковой Шолоховскую премию; отколовшаяся «Литературная Россия» и её нападки; организация новой газеты Союза писателей «Российский писатель» (в регистрации которой слово «российский» утверждали с большими препятствиями) и т.д., и т.п.

В такой обстановке писать просто некогда… А Валерий Николаевич прекрасный прозаик, автор многих произведений. Чего стоит, например, выдающаяся книга об адмирале Ушакове, где исследовательский талант историка сочетается с душевностью и мудрой простотой русского писателя. Именно благодаря этому труду и заботе об увековечении памяти адмирала, Русская православная церковь причислила Ушакова к лику святых.

Всё это, во многом, известно знающим Валерия Ганичева, но есть и те, кто менее осведомлён, поэтому я решила напомнить ещё раз о политическом и творческом пути нашего лидера, председателя одного из самых крупных в мире творческих союзов, тем более это нужно сделать в канун юбилея самого писателя и канун 50-летия Союза писателей России.

В последние годы наиболее частотные публицистические жанры, в которых воплощается творчество Валерия Ганичева, – выступления, речи, интервью, доклады (где сочетаются профессорское красноречие, аналитичность историка, осведомлённость руководителя крупной общественной структуры, писательский яркий язык, русская душевность): так получается само собой. Это промысел времени (когда времени ни на что нет!). Перечисленные публицистические жанры – явный признак того, что все разнообразные способности Валерия Ганичева (прозаика, публициста, историка, профессора, руководителя и т.д.) в большой мере перетекли в приоритет общественного деятеля. А много ли русских патриотов – общественных деятелей вы встретите сейчас на политическом горизонте?!

Как только «выдаётся» (высовывается откуда-либо) русская голова, – её тут же «отсекают» путём клеветы, шельмования, грязных политтехнологий (вспомните секретаря Ленинградского обкома Романова, ошельмлованного не за то, что он советский, а за то, что русский; вспомните преданых судам русских военных, предпринимателей, деятелей культуры, руководителей общественных организаций, казачьих объединений, партий – их великое множество, ошельмованных и униженных!). Поэтому такой корректный, этичный, хорошо подготовленный в историческом и политическом отношениях, талантливо пишущий и ярко говорящий, стойкий русский патриот особенно ценен для нас сегодня.

Валерий Николаевич показывает нам, как надо относиться к Родине; никогда не произносит «эта страна», напротив, всячески борется с этастранцами, пришедшими, по его словам, «опустошить духовное наше поле, засеять его сорняками». Для Валерия Николаевича Родина – земля, где душа наша дома, «родная земля, дышащая словом, рождающая поэтический образ», а главное – богатая родными людьми. Для него, «утверждающего дело общенациональное», не пустой звук «величие нашей Родины». «Возлюбить Россию, – говорит он, – есть наша наипервейшая задача. И воспеть словом, возлюбить её в наших детях, в её языке и её культуре, в её народе и народной жизни… И тогда пафос и высота задач будут высокими… Только отстаивание корневых национальных ценностей и глубокая вера должны сопровождать всех, кто свою жизнь посвятил служению России».

Сейчас, когда в СМИ говорят об олигархах, дельцах-шоуменах, бизнесменах и всяческих дутых «звёздах», – кто поднимет голос в защиту народа? А ведь народ по-прежнему существует. Самые частотные слова в лексиконе публицистики Валерия Ганичева «народ», «народный», «державный», «родной». Он считает: «Народ перестал быть предметом осмысления, поклонения, заботы…»; «народ, всё больше и больше, в соответствии с хитроумными цивилизационными схемами, внедрёнными в наше общество, определяется в разряд неудачников и парий, некоего обслуживающего персонала для золотого миллиарда и его представителей в нашей стране». Он говорит: «Что совершает так называемая цивилизация с культурой России, её нравственностью, можно зачислить в разряд духовного СПИДа… На голову наших сограждан под видом цивилизационного просвещения обрушились в книгах, телефильмах, газетах оккультная мистика, убийства, ужасы, грабежи, порнография, насилие. К истинной культуре, литературе это никакого отношения не имеет, но занимает их пространство, выкачивает немалые деньги, создаёт иллюзию художественного творчества, но главное: опустошает, разлагает, растлевает людей, особенно молодёжь, доводит её до состояния скотства, отучает от честного труда, приучает к подачкам, жестоким развлечениям…

Следует всерьез подумать о народном начале во всех сферах… Ну, ладно, почти ироническое для большинства обращение в нашей сегодняшней жизни «господа», но не менее лишено сегодня реального и, я бы сказал, нравственного смысла слово «элита». Ну, просто помешательство на этих элитах!! Элита творческая, элита спортивная, элита политическая, элита предпринимателей,… чуть ли не элита уголовная! Но, позвольте, а где же народ? Где русский народ, где 95% наших людей? Где их права, где их подлинные представители, где их защитники? Или они заявляют о себе… только во время выборов?.. Известно, что арифметика голосов не решает жизнь народа. Думаю, что, если народ и безмолвствует, в том числе и по вине сией «элиты» сейчас, то его голос будет услышан вскоре…».

Сейчас время глухого отчуждения между государством и русским народом, и не только государство глухо к народу, но и народ стал глух к отстаиванию государственно-капиталистических ценностей, к их защите.

Речи на Всемирных русских народных соборах поражают своим горячим и горьким сопереживанием. Что характерно, – речи на соборах искреннего и честного в своих высказываниях Валерия Ганичева не повод для насыщения их подобострастной церковной схоластикой (не путать с верой в Бога), скорее повод для страстного колокольного звона о русском народе, обворованном олигархами и властью, забитом политтехнологиями и маскультурой американского образца.

Высказывания Валерия Ганичева о литературе часто глубоки и своеобразны. Он пишет о Есенине: «Поэзия Есенина – это универсальное средство от безразличия, умирания, успокоения, возвращающее русскому человеку его национальную, историческую и культурную память. Если наши души перестанут откликаться на стихи Есенина – значит мы с вами уже скорее механизмы, а не люди, наделённые душой и сердцем».

Вот его размышления о роли военных писателей: «Идёт война за Россию. Иногда кажется, что воин один. Нет, он со своим народом, с сотоварищем. И певец во стане русских воинов снова необходим, снова нужен его голос, иногда тихий, почти потаённый, иногда жертвенно атакующий».

Он говорит о власти (2002): «Союз писателей не имеет никакой финансовой поддержки по причине того, что власть никак не сориентируется, кто защищает державу, армию, мораль, она усиленно помогает тем, кто олицетворяет собою разрушительные силы, вымывает патриотизм, издевается над Россией и её народом».

Благоговейно его отношение к русскому языку, ведь это Ганичев сказал: «Год русского языка надо сделать главным годом нашей жизни», тем более что «год русского языка» у писателей длится до конца их жизни и превращается в век русского языка. «Родная речь – это священная духовная скрепа русской цивилизации, - считает Ганичев, – без которой нас просто бы не было, и мы обязаны бороться с обеднением и вытаптыванием русского языка».

Во многом Валерий Ганичев передаёт «взвешенную, патриотическую, державную, опирающуюся на широкое писательское мнение, позицию нашего Союза». Ганичев часто цитирует писателей (мы вместе с ним, а он – вместе с нами!), как, например, он цитирует поэтическое переживание, близкое многим, но изумительно точно выраженное В.Кочетковым:

Скудея, хоть и медленно в числе, Исчезнем мы,как некогда этруски.
И вместо русских будут на земле
Народы, говорящие по-русски.

В этом привлечении писателей к важному разговору своему с народом мудрая объединительная позиция. «История Союза писателей России – это история сбережения России», – говорит Ганичев.

М. Алексеев высказался в 2003 году: «Валерий Николаевич, быть может один из первых, кто наиболее глубоко осознал, какая опасность угрожает нашей стране. Какой план духовного уничтожения приведён в действие в России. Ведь абсолютно ясно, что если народ разоружить духовно, то делай с ним что хочешь… Его книги – книги духовного сопротивления, книги, ставшие духовной опорой…

И что особенно важно – его литературно-историческая работа как писателя и учёного, неразрывными нитями связана с теми деяниями, которые Валерий Ганичев, уже как общественный деятель, совершает в том сложнейшем историческом периоде, который переживает сейчас наша страна».

Валерий Ганичев выдающийся русский общественный деятель. Мы иногда обращаемся к нему, как к нашему руководителю по обыденным бренным, рутинным делам (увы! Без этого не обойтись), но его надо ценить не только за то, что он руководитель (свой), но и за то, что он русский общественный деятель – патриот, каких нетрудно пересчитать по пальцам. Его воинственное стояние на рубежах нашей культуры, языка, духовности, национальной самобытности выдержано временем, проверено трудными обстоятельствами. И хорошо, что Валерий Николаевич сейчас в зрелой поре, имеет силы мудрое богатство лет обратить на пользу русскому народу, необходимо пожелать только, чтобы это как можно дольше продолжалось.

Александра Баженова г. Саратов

Вернуться на главную